МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
ПАШИН А.А., Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
Аннотация
Целью данного исследования является анализ структурно-динамических возрастных особенностей субъективного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни. В работе представлены значения показателей компонентов субъективного отношения к здоровью в группах подростков младшего
и старшего возраста.
Abstract
The purpose of the given research is the analysis of structural-dynamic age features of the subjective attitude of teenagers to health and a healthy way of life. In work values of parameters of components of the subjective attitude to health in groups of teenagers younger and advanced age are submitted.
Ключевые слова: здоровье, субъективное отношение к здоровью, компоненты отношения, возрастные особенности отношения к здоровью.
Методологической основой исследования является концепция субъективных отношений личности, согласно которой действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений к объектам и явлениям окружающего мира [1, 3, 5]. Отношения человека формируются в процессе жизнедеятельности и могут тем или иным образом изменяться под воздействием объективных обстоятельств, формируя определенную систему ценностей.
В этой системе ценностей здоровье является одной из важнейших, зачастую определяющей отношения с окружающим миром. Отношение к здоровью формируется неравномерно в процессе онтогенеза, и знание возрастных особенностей этого процесса позволит оптимизировать педагогические воздействия [4, 6, 7].
В этой связи целью исследования, проведенного нами на базе МОУ «Лицей № 55» г. Пензы, в котором приняло участие более 100 учеников 5-х и 9-х классов, являлось изучение параметров отношения к здоровью и здоровому образу жизни у подростков младшего и старшего возраста.
Изучение антропометрических показателей (рост, вес, объем грудной клетки) проводили по стандартным
методикам. Показатели заболеваемости определяли путем анализа данных индивидуальных медицинских карт учащихся.
Диагностика отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших и старших подростков проводилась с помощью психологического теста «Индекс отношения к здоровью» [2].
В результате проведенного исследования было установлено, что основные антропометрические показатели (рост, вес, объем грудной клетки) у школьников пятых и девятых классов МОУ «Лицей № 55» соответствуют показателю нормального физического состояния школьников данного возраста, т.е. все исследуемые параметры не выходят за пределы физиологических норм. Однако уровень заболеваемости учащихся пятых и девятых классов находится на высоком уровне: количество подростков имеющих хронические заболевания в 5-х и 9-х классах, составляет 61,5 и 88,9% соответственно. При этом наиболее часто встречающимися патологиями у учеников пятых классов являются заболевания опорнодвигательного аппарата (41%) и заболевания органов зрения (10,3%). Для учащихся девятых классов также характерны патологии опорно-двигательного аппарата
(25%) и органов зрения (22,2%). Однако у подростков старшего возраста добавляются заболевания органов дыхания (16,7%) и органов пищеварительной системы (13,9%), что может быть обусловлено недостаточным валеологическим образованием и низким уровнем отношения к здоровью.
В качестве наиважнейшего параметра субъективного отношения к здоровью и здоровому образу жизни нами рассматривается интенсивность. Она включает в себя перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный компоненты, которые позволяют изучать отношение подростков к своему здоровью в эмоциональной, познавательной, практической и поступочной сферах.
Результаты эмоциональной шкалы (рис. 1) теста показывают, что отношение к здоровью у большинства учеников пятых классов находится на среднем (41%), выше среднего (12,8%) и высоком уровнях (17,9%). Однако значимая часть младших подростков (12,8%) в недостаточной степени проявляет отношение к своему здоровью в эмоциональной сфере, показывая результаты ниже среднего. Школьники принимают здоровье как данное,
не всегда чутко реагируют на сигналы своего организма, заботятся о своем здоровье под давлением обстоятельств. Старшие подростки показали результаты в подавляющем большинстве среднего уровня (50%), а также выше среднего (11,1%) и высокого уровня (11,1%). Это может свидетельствовать о том, что учащиеся 9-х классов более чувствительны к проявлениям своего организма и восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья.
По данным познавательной шкалы (рис. 2), были получены средние и очень высокие баллы у учеников пятых классов, что составило 33,3 и 43,6% соответственно. Таким образом, подростки 10-11 лет разделились на две группы по отношению к здоровью в познавательной сфере. Первые готовы получать от других людей или из литературы информацию о здоровье и здоровом образе жизни и сами стремятся получить информацию такого типа, вторые готовы к получению, но не стремятся сами получать эту информацию.
Большинство учеников девятых классов получили средние баллы по познавательной шкале - 41,7%. В меньшей степени - выше среднего (13,9%) и высокого уровня (27,8%).
50-
40-
30-
20-
10-
о-
50
41
-18-
12,8
12,8
5,15,6
ш
8,3-
11,1
11,1
5,15,6
ш
5,1'
-8,3-
1 Уровень
Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий
□ 5 класс (10 - 11 лет) □ 9 класс (14- 15 лет)
Рис. 1. Эмоциональная шкала субтеста по интенсивности
Результаты практической шкалы (рис. 3) субтеста по интенсивности показывают, что половина всех учеников 5-х классов проявляет высокий (25,6%) и очень высокий (23,4%) уровни активности в практической сфере; 33,3% младших подростков показывают средний уровень результатов. Основная масса учащихся 9-х классов имеет показатели от ниже среднего до выше среднего, и только 16,7% учеников - очень высокую степень активности в практической сфере. Такие данные показывают, что старшие подростки меньше заботятся о своем здоровье, менее требовательны к нему, у них появляются интересы, не связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Ученики же пятых классов стремятся совершать действия, направленные на сохранение своего здоровья: посещают различные спортивные секции, охотно проводят свободное время на катке, в бассейне и т.д. Девятиклассники предпочитают проводить время дома, на диване, у телевизора или компьютера.
%
50-
40-
30-
20-
10-
0-
41,7
43,6
33,3
-27т8-
13
13,9
5,1
-8Т3-
0 О
5,1 5,6
ш
1 Уровень
Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий
□ 5 класс (10-11 лет) □ 9 класс (14 - 15 лет)
Рис. 2. Познавательная шкала субтеста по интенсивности
По результатам поступочной шкалы (рис. 4) подавляющее большинство учащихся 5-х классов активно стремится изменить свое окружение, старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей (очень высокий уровень - 38,5, высокий - 35,9%). Тогда как более половины старших подростков считает отношение к здоровью «личным делом» каждого человека и не стремится как-то изменить свое окружение (уровни ниже среднего и средний, соответственно 13,9, 39%). Однако 39% девятиклассников активно влияют на отношение к здоровью своих близких.
В целом показатели интенсивности отношения к здоровому образу жизни у учащихся 5-х классов (45,3 ±1,521) были достоверно выше, чем у девятиклассников (35,9± 1,326) при Р<0,01 по ^критерию Стью-дента (рис. 5). Это свидетельствует о более активном формировании здорового образа жизни в младшем подростковом возрасте.
%
50-
40-
30-
20-
10-
о-
33,3 33,3
25,6
19,5
23,1
13,9
16;7-
-8,3—7-7-
-7Т7-
8,3—
2,6
й
Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий
□ 5 класс (10 - 11 лет) □ 9 класс (14 - 15 лет)
Рис. 3. Практическая шкала субтеста по интенсивности
Уровень
%
50-
40-
30-
20-
ю-
о-
38.S
35,9
-38,5І
13,9
15,4
-7-7-S.3-
0 О
о о
2,6
Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий
□ 5 класс (10-11 лет) □ 9 класс (14 - 15 лет)
Рис. 4. Поступочная шкала субтеста по интенсивности
i Уровень
По уровню доминантности у большинства школьников 5-х классов показатели были на среднем уровне. У старшеклассников градация данной жизненной ценности равномерно распределилась по всем уровням с преобладанием высокого (рис. 6). Полученный результат можно объяснить тем, что младшие подростки еще не осознают «здоровье» как ценностную категорию в силу своих возрастных особенностей. Однако 87% опрошенных пятиклассников ранжируют здоровье от среднего до высокого уровня, тогда как среди девятиклассников таких только 65%.
Проведенные исследования показывают, что состояние здоровья подростков в значительной степени определяется их отношением к здоровью и здоровому образу жизни. Младший подростковый возраст более сенситивен к формированию ценностного отношения к здоровью, чем старший. Формирование здорового образа жизни младших подростков наиболее активно проходит в познавательной, практической и поступочной сферах, поэтому необходимо разрабатывать комплекс
мероприятий, направленных на понимание здоровья как ценности в сфере эмоционального восприятия.
Старшие подростки более восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья, они осознают важность и ценность здоровья, о чем свидетельствуют показатели субтеста по доминантности. Однако это в меньшей степени проявляется в их поступках и практической оздоровительной деятельности, чем у младших подростков. Учитывая их высокую чувствительность к проявлениям своего организма, необходимо в познавательной и практической сферах деятельности чаще затрагивать интересующие лично их аспекты здоровья, опираться на имеющийся в их арсенале личный оздоровительный опыт, т.е. предлагать личностно ориентированные оздоровительные программы.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте формирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни в различных сферах проходит гетерохронно. Анализ возрастной динамики субпараметров этого отношения может служить основой для разработки оздоровительных программ.
%
50
40
30
20
10
0
44,4
-28,2-
-8,3-
0 О
30,6
-7-7
46,2
2,і
5,6 1
11,1
Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий
□ 5 класс (10 - 11 лет) □ 9 класс (14 - 15 лет)
%
50
40
30
20
10,3
10—
30,8 30,8
22,2
15,4
13,9
13,9
16;7_
13,9
5,1
11,1
-7-1-
_8,3_
I II III IV V VI VII очень высокий выше средний ниже низкий очень высокий среднего среднего низкий
□ 5 класс (10 - 11 лет) □ 9 класс (14-15 лет)
Ранг
Рис. 5. Результаты субтеста по интенсивности теста «Индекс отношения к здоровью»
Рис. 6. Результаты субтеста по доминантности теста «Индекс отношения к здоровью»
Литература
1. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. - СПб., 1904.
2. Дерябо С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения//Директор школы. - 1999. - № 2. - С. 7-16.
3. Лазурский А.Ф., Франк СЛ. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. -1912. - Кн. 1. - С. 1-24.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во «ИПП», 1995. - 356 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
7. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.