Научная статья на тему 'Сравнительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни подростков младшего и старшего возраста'

Сравнительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни подростков младшего и старшего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
855
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашин Александр Алексеевич

Целью данного исследования является анализ структурно-динамических возрастных особенностей субъективного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни. В работе представлены значения показателей компонентов субъективного отношения к здоровью в группах подростков младшего и старшего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the given research is the analysis of structural-dynamic age features of the subjective attitude of teenagers to health and a healthy way of life. In work values of parameters of components of the subjective attitude to health in groups of teenagers younger and advanced age are submitted.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ отношения к здоровью и здоровому образу жизни подростков младшего и старшего возраста»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

ПАШИН А.А., Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Аннотация

Целью данного исследования является анализ структурно-динамических возрастных особенностей субъективного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни. В работе представлены значения показателей компонентов субъективного отношения к здоровью в группах подростков младшего

и старшего возраста.

Abstract

The purpose of the given research is the analysis of structural-dynamic age features of the subjective attitude of teenagers to health and a healthy way of life. In work values of parameters of components of the subjective attitude to health in groups of teenagers younger and advanced age are submitted.

Ключевые слова: здоровье, субъективное отношение к здоровью, компоненты отношения, возрастные особенности отношения к здоровью.

Методологической основой исследования является концепция субъективных отношений личности, согласно которой действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений к объектам и явлениям окружающего мира [1, 3, 5]. Отношения человека формируются в процессе жизнедеятельности и могут тем или иным образом изменяться под воздействием объективных обстоятельств, формируя определенную систему ценностей.

В этой системе ценностей здоровье является одной из важнейших, зачастую определяющей отношения с окружающим миром. Отношение к здоровью формируется неравномерно в процессе онтогенеза, и знание возрастных особенностей этого процесса позволит оптимизировать педагогические воздействия [4, 6, 7].

В этой связи целью исследования, проведенного нами на базе МОУ «Лицей № 55» г. Пензы, в котором приняло участие более 100 учеников 5-х и 9-х классов, являлось изучение параметров отношения к здоровью и здоровому образу жизни у подростков младшего и старшего возраста.

Изучение антропометрических показателей (рост, вес, объем грудной клетки) проводили по стандартным

методикам. Показатели заболеваемости определяли путем анализа данных индивидуальных медицинских карт учащихся.

Диагностика отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших и старших подростков проводилась с помощью психологического теста «Индекс отношения к здоровью» [2].

В результате проведенного исследования было установлено, что основные антропометрические показатели (рост, вес, объем грудной клетки) у школьников пятых и девятых классов МОУ «Лицей № 55» соответствуют показателю нормального физического состояния школьников данного возраста, т.е. все исследуемые параметры не выходят за пределы физиологических норм. Однако уровень заболеваемости учащихся пятых и девятых классов находится на высоком уровне: количество подростков имеющих хронические заболевания в 5-х и 9-х классах, составляет 61,5 и 88,9% соответственно. При этом наиболее часто встречающимися патологиями у учеников пятых классов являются заболевания опорнодвигательного аппарата (41%) и заболевания органов зрения (10,3%). Для учащихся девятых классов также характерны патологии опорно-двигательного аппарата

(25%) и органов зрения (22,2%). Однако у подростков старшего возраста добавляются заболевания органов дыхания (16,7%) и органов пищеварительной системы (13,9%), что может быть обусловлено недостаточным валеологическим образованием и низким уровнем отношения к здоровью.

В качестве наиважнейшего параметра субъективного отношения к здоровью и здоровому образу жизни нами рассматривается интенсивность. Она включает в себя перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный компоненты, которые позволяют изучать отношение подростков к своему здоровью в эмоциональной, познавательной, практической и поступочной сферах.

Результаты эмоциональной шкалы (рис. 1) теста показывают, что отношение к здоровью у большинства учеников пятых классов находится на среднем (41%), выше среднего (12,8%) и высоком уровнях (17,9%). Однако значимая часть младших подростков (12,8%) в недостаточной степени проявляет отношение к своему здоровью в эмоциональной сфере, показывая результаты ниже среднего. Школьники принимают здоровье как данное,

не всегда чутко реагируют на сигналы своего организма, заботятся о своем здоровье под давлением обстоятельств. Старшие подростки показали результаты в подавляющем большинстве среднего уровня (50%), а также выше среднего (11,1%) и высокого уровня (11,1%). Это может свидетельствовать о том, что учащиеся 9-х классов более чувствительны к проявлениям своего организма и восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья.

По данным познавательной шкалы (рис. 2), были получены средние и очень высокие баллы у учеников пятых классов, что составило 33,3 и 43,6% соответственно. Таким образом, подростки 10-11 лет разделились на две группы по отношению к здоровью в познавательной сфере. Первые готовы получать от других людей или из литературы информацию о здоровье и здоровом образе жизни и сами стремятся получить информацию такого типа, вторые готовы к получению, но не стремятся сами получать эту информацию.

Большинство учеников девятых классов получили средние баллы по познавательной шкале - 41,7%. В меньшей степени - выше среднего (13,9%) и высокого уровня (27,8%).

50-

40-

30-

20-

10-

о-

50

41

-18-

12,8

12,8

5,15,6

ш

8,3-

11,1

11,1

5,15,6

ш

5,1'

-8,3-

1 Уровень

Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий

□ 5 класс (10 - 11 лет) □ 9 класс (14- 15 лет)

Рис. 1. Эмоциональная шкала субтеста по интенсивности

Результаты практической шкалы (рис. 3) субтеста по интенсивности показывают, что половина всех учеников 5-х классов проявляет высокий (25,6%) и очень высокий (23,4%) уровни активности в практической сфере; 33,3% младших подростков показывают средний уровень результатов. Основная масса учащихся 9-х классов имеет показатели от ниже среднего до выше среднего, и только 16,7% учеников - очень высокую степень активности в практической сфере. Такие данные показывают, что старшие подростки меньше заботятся о своем здоровье, менее требовательны к нему, у них появляются интересы, не связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Ученики же пятых классов стремятся совершать действия, направленные на сохранение своего здоровья: посещают различные спортивные секции, охотно проводят свободное время на катке, в бассейне и т.д. Девятиклассники предпочитают проводить время дома, на диване, у телевизора или компьютера.

%

50-

40-

30-

20-

10-

0-

41,7

43,6

33,3

-27т8-

13

13,9

5,1

-8Т3-

0 О

5,1 5,6

ш

1 Уровень

Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий

□ 5 класс (10-11 лет) □ 9 класс (14 - 15 лет)

Рис. 2. Познавательная шкала субтеста по интенсивности

По результатам поступочной шкалы (рис. 4) подавляющее большинство учащихся 5-х классов активно стремится изменить свое окружение, старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей (очень высокий уровень - 38,5, высокий - 35,9%). Тогда как более половины старших подростков считает отношение к здоровью «личным делом» каждого человека и не стремится как-то изменить свое окружение (уровни ниже среднего и средний, соответственно 13,9, 39%). Однако 39% девятиклассников активно влияют на отношение к здоровью своих близких.

В целом показатели интенсивности отношения к здоровому образу жизни у учащихся 5-х классов (45,3 ±1,521) были достоверно выше, чем у девятиклассников (35,9± 1,326) при Р<0,01 по ^критерию Стью-дента (рис. 5). Это свидетельствует о более активном формировании здорового образа жизни в младшем подростковом возрасте.

%

50-

40-

30-

20-

10-

о-

33,3 33,3

25,6

19,5

23,1

13,9

16;7-

-8,3—7-7-

-7Т7-

8,3—

2,6

й

Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий

□ 5 класс (10 - 11 лет) □ 9 класс (14 - 15 лет)

Рис. 3. Практическая шкала субтеста по интенсивности

Уровень

%

50-

40-

30-

20-

ю-

о-

38.S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,9

-38,5І

13,9

15,4

-7-7-S.3-

0 О

о о

2,6

Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий

□ 5 класс (10-11 лет) □ 9 класс (14 - 15 лет)

Рис. 4. Поступочная шкала субтеста по интенсивности

i Уровень

По уровню доминантности у большинства школьников 5-х классов показатели были на среднем уровне. У старшеклассников градация данной жизненной ценности равномерно распределилась по всем уровням с преобладанием высокого (рис. 6). Полученный результат можно объяснить тем, что младшие подростки еще не осознают «здоровье» как ценностную категорию в силу своих возрастных особенностей. Однако 87% опрошенных пятиклассников ранжируют здоровье от среднего до высокого уровня, тогда как среди девятиклассников таких только 65%.

Проведенные исследования показывают, что состояние здоровья подростков в значительной степени определяется их отношением к здоровью и здоровому образу жизни. Младший подростковый возраст более сенситивен к формированию ценностного отношения к здоровью, чем старший. Формирование здорового образа жизни младших подростков наиболее активно проходит в познавательной, практической и поступочной сферах, поэтому необходимо разрабатывать комплекс

мероприятий, направленных на понимание здоровья как ценности в сфере эмоционального восприятия.

Старшие подростки более восприимчивы к эстетическим аспектам здоровья, они осознают важность и ценность здоровья, о чем свидетельствуют показатели субтеста по доминантности. Однако это в меньшей степени проявляется в их поступках и практической оздоровительной деятельности, чем у младших подростков. Учитывая их высокую чувствительность к проявлениям своего организма, необходимо в познавательной и практической сферах деятельности чаще затрагивать интересующие лично их аспекты здоровья, опираться на имеющийся в их арсенале личный оздоровительный опыт, т.е. предлагать личностно ориентированные оздоровительные программы.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте формирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни в различных сферах проходит гетерохронно. Анализ возрастной динамики субпараметров этого отношения может служить основой для разработки оздоровительных программ.

%

50

40

30

20

10

0

44,4

-28,2-

-8,3-

0 О

30,6

-7-7

46,2

2,і

5,6 1

11,1

Очень Низкий Ниже Средний Выше Высокий Очень низкий среднего среднего высокий

□ 5 класс (10 - 11 лет) □ 9 класс (14 - 15 лет)

%

50

40

30

20

10,3

10—

30,8 30,8

22,2

15,4

13,9

13,9

16;7_

13,9

5,1

11,1

-7-1-

_8,3_

I II III IV V VI VII очень высокий выше средний ниже низкий очень высокий среднего среднего низкий

□ 5 класс (10 - 11 лет) □ 9 класс (14-15 лет)

Ранг

Рис. 5. Результаты субтеста по интенсивности теста «Индекс отношения к здоровью»

Рис. 6. Результаты субтеста по доминантности теста «Индекс отношения к здоровью»

Литература

1. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. - СПб., 1904.

2. Дерябо С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения//Директор школы. - 1999. - № 2. - С. 7-16.

3. Лазурский А.Ф., Франк СЛ. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. -1912. - Кн. 1. - С. 1-24.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во «ИПП», 1995. - 356 с.

6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

7. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.