Научная статья на тему 'Структурно-динамические и типологические характеристики ценностного отношения к здоровью'

Структурно-динамические и типологические характеристики ценностного отношения к здоровью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / VALUE ATTITUDE TO HEALTH / ATTITUDE TYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашин Александр Анатольевич

В статье представлен анализ структурнодинамических и типологических характеристик отношения школьников к здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural dynamic and typological characteristic of value attitude to health

In article presents the analysis of structural-dynamical and typical characteristic of the relation to health and healthy lifestyles.

Текст научной работы на тему «Структурно-динамические и типологические характеристики ценностного отношения к здоровью»

54

Оздоровление населения

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

А.А. ПАШИН,

Пензенский государственный университет,

г. Пенза

Аннотация

В статье представлен анализ структурнодинамических и типологических характеристик отношения школьников к здоровью.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, ценностное отношение к здоровью, типы отношения.

Abstract

In article presents the analysis of structural-dynamical and typical characteristic of the relation to health and healthy lifestyles.

Key words: health, healthy lifestyle, value attitude to health, attitude types.

В исследованиях, проведенных в начале третьего тысячелетия, отмечается низкий уровень состояния здоровья школьников [9,10]. Одной из главных причин такого положения является низкий уровень ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Анализ научных исследований по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью позволил выявить существование противоречия между необходимостью учета роли отношения учащейся молодежи к здоровью как фактору формирования здорового образа жизни и недостатком эмпирических данных, позволяющих раскрыть технологическую значимость данного фактора. В этой связи исследование характеристик развития отношения к здоровью является весьма актуальным, поскольку выявление особенностей и закономерностей этого процесса позволит целенаправленно влиять на его формирование.

Методологической основой исследований явилась концепция субъективных отношений личности [1, 5]. Для выявления структурно-динамических и типологических закономерностей в процессе становления отношения к здоровью и здоровому образу жизни нами было проведено исследование, в котором приняли участие более 1000 учащихся 5-11 классов г. Пензы. Использовались тест «Индекс отношения к здоровью» [2], тест «Альтернатива» [6] и ряд социологических анкет.

В соответствии с законами нормального распределения были выделены группы учащихся с различным уровнем интенсивности и изучена ее структура. При всех сравнениях различия между средними показателями по соответствующим шкалам в группах с низкой, средней и высокой интенсивностью оказались статистически значимыми при Р < 0,01 по t-критерию Стьюдента.

Исследование показало, что при низком уровне интенсивности доминирует ее перцептивно-аффективный компонент и отношение к здоровью носит в основном эмоциональный характер при слабой потребности в знаниях и готовности к здравосозидательной активности. В дальнейшем при развитии отношения к здоровью от низкого к среднему и высокому уровням эмоции постепенно утрачивают свое главенствующее значение, и в характеристике отношения ведущую роль приоб-

ретают когнитивный (интерес к знаниям о здоровье) и практический (умения в сфере здравосозидания) компоненты, что закономерно выражается в поступках личности (значительный рост поступочного компонента) и в поведении в целом. Структура интенсивности отношения к здоровью становится более сбалансированной, и в группе с высоким уровнем отношение приобретает форму установки, выражающейся в «готовности к определенному характеру протекания деятельности по отношению к данному субъекту» [3, 4, 8], т.е. в готовности к здоровому образу жизни.

Результат корреляционного анализа взаимосвязи между показателями компонентов отношения и интенсивностью отношения к здоровью в целом свидетельствует, что наибольшая зависимость существует между интенсивностью в целом и ее когнитивным (г = 0,897), практическим (г = 0,853) и поступочным(г = 0,786) компонентами. Значение коэффициента корреляции для взаимосвязи перцептивно-аффективного компонента и интенсивности отношения к здоровью составляет 0,506.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что рост интенсивности отношения к здоровью в целом сопровождается ростом удельного веса когнитивного, практического и поступочного компонентов и снижением удельного значения перцептивно-аффективного (эмоционального) компонента. (Подчеркнем - снижение только удельного значения.) Очевидно, этот феномен объясняется самой природой эмоций, возникающих в результате удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявлялась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной форме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удовольствия - неудовольствия, радости - печали и т.п.; с другой - сама потребность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности» [7]. По мере удовлетворения потребностей в здравосози-дании, получения знаний и приобретения опыта оздоровительной деятельности уровень эмоционального восприятия и отражения может снижаться, поскольку

ФНЦ ВНИИФК

Оздоровление населения

55

оздоровительная деятельность становится ежедневной, обыденной, менее выраженной в эмоциональных всплесках, чем в практических действиях, соответствующих социальным нормам.

Кроме интенсивности изучалась и доминантность отношения. Параметр доминантности описывает субъективное отношение по оси «значимое - незначимое». Чем большую роль в жизни человека играет определенное отношение, чем более высокое место оно занимает в его внутреннем мире, тем более оно доминантно.

Параметр доминантности, на наш взгляд, не является самым информативным среди параметров отношения, и зачастую та или иная ценность, в том числе и здоровье, может просто декларироваться. Однако однонаправленность динамики показателей при переходе от низкого (4,24±0,103) к среднему (5,06±0,о35) и от среднего к высокому (5,513±0,068) уровню свидетельствует о возрастании роли сознательной регуляции в процессе формирования отношения к здоровью.

Такие закономерности процесса развития отношений подчеркиваются В.Н. Мясищевым: «Процесс развития связан с тем, что новые уровни отношений характеризуются иными функциональнопсихологическими структурами ... Конкретные представления об объектах отношений сменяются абстрактными и принципиальными. Непосредственные, внешние, ситуативные конкретно-эмоциональные мотивы сменяются внутренними интеллектуально-волевыми» [5].

На рисунке представленное соотношение учащихся с низким и высоким уровнем интенсивности может дать примерное представление о возрастной динамике этого параметра отношения к здоровью. Нетрудно сделать предположение, что наиболее высокая интенсивность отношения к здоровью - у школьников младшего подросткового возраста; по мере взросления она снижается, достигая своего минимума в возрасте 14-15 лет (8-9 классы), и затем возрастает к окончанию школы. Таким образом, возрастные изменения отношения к здоровью характеризуются волнообразной динамикой

с минимальными показателями в старшем подростковом возрасте.

Необходимо отметить, что даже очень низкий уровень интенсивности и доминантности отношения к здоровью не означает его отрицательной модальности, т.е. ориентации на разрушительные действия по отношению к своему здоровью. Четко выраженное отрицательное отношение к своему здоровью на практике встречается крайне редко и, как правило, связано с психическим нездоровьем [5]. Когда речь идет о низком и очень низком уровне интенсивности и доминантности отношения к здоровью, а таких школьников насчитывается около 10-12%, подразумевается слаборазвитое положительное отношение.

Анализ структуры предпочтений типов деятельности школьников в оздоровительной сфере позволяет судить о превалировании в мотивационной сфере личности каких-либо мотивов. Методика «Альтернатива» [6] создавалась для диагностики ведущего типа отношения к здоровью: эстетического, когнитивного, практического и этического (прагматического).

В таблице представлена структура предпочтений типов деятельности в оздоровительной сфере школьников с различным уровнем интенсивности.

Как показали результаты тестирования, среди школьников с низким уровнем интенсивности отношения к здоровью более 56% составляют те, у которых ведущим типом мотивации является эмоционально-эстетический. Менее всего - 6,3% учащихся - имеют познавательный тип отношения. Учащихся с практическим и этическим (прагматическим) типом также немного - 22,8 и 14,2% соответственно.

Среди школьников со средним уровнем интенсивности отношения к здоровью резко снижается процентный показатель количества детей с превалированием в сфере оздоровительной деятельности мотивов эстетической направленности (с 50,4 до 28,0%), но более чем в 2 раза увеличивается процент учащихся с познавательным (до 14,9%) и этическим (прагматическим) типом (до 31,1%). Учащихся, которым в первую очередь нравится

%

—ф— Школьники с высокой интенсивностью — ■ — Школьники с низкой интенсивностью

Возрастная динамика процентного показателя количества школьников с высокой и низкой интенсивностью

отношения к здоровью

ФНЦ ВНИИФК

56

Оздоровление населения

сам процесс, получающим удовольствие от самой оздоровительной деятельности (практический тип отношения), также стало больше (с 22,8 до 26,0%).

И, наконец, среди школьников с высоким уровнем отношения к здоровью 50,8% составляют учащиеся, которые осознанно ведут здоровый образ жизни, их деятельность в оздоровительной сфере обусловлена стремлением улучшить свое здоровье и, возможно, здоровье окружаю-

щих. Значительную часть из числа школьников с высокой интенсивностью отношения составляют те, кого больше интересуют знания основ оздоровления или сохранения здоровья - 22,1% (познавательный тип), а также те, кто находит удовольствие в практической оздоровительной деятельности (практический тип) - 17,7%. Менее всего в этой категории школьников лиц с эмоциональноэстетическим типом отношения.

Структурно-типологическая характеристика отношения к здоровью подростков с различным уровнем интенсивности (% учащихся)

Интенсивность Ведущий тип мотивации

эстетический познавательный практический этический

Низкая, i < 18 56,7 6,3 22,8 14,2

Средняя, 18 < i < 48 28,0 14,9 26,0 31,1

Высокая, i > 48 9,4 22,1 17,7 50,8

Анализируя полученные данные, можно отметить четкую тенденцию уменьшения процентного показателя количества детей с «эстетическим» типом по мере роста интенсивности отношения к здоровью и увеличение количества детей с «познавательным» и «этическим» типом. Это позволяет сделать выводы о предпочтительности «познавательного» (когнитивного) и «этического» типа отношения к здоровью.

Анализ структурно-типологической характеристики отношения к здоровью выявил наличие значительной части школьников с превалированием эмоциональноэстетических мотивов оздоровительной деятельности среди учащихся с высоким уровнем отношения к здоровью (9,4%) и наличие среди учащихся с низким уровнем интенсивности представителей этического (прагматического) типа (14,2%). Выявленный факт требует дальнейшего изучения, более детального рассмотрения и осмысления мотивов оздоровительной деятельности этой категории школьников.

С этой целью было проведено анкетирование, в котором выявлялись интересы и предпочтения в сфере здоровья, цели и средства их достижения, индивидуальные составляющие здорового образа жизни.

Как показало анкетирование, значительная часть школьников с эмоционально-эстетическим типом отношения к здоровью (чаще всего девушки 14-16 лет, 5-7% от общего количества) основной целью считает развитие способности видеть, понимать и чувствовать красоту, а при выборе оздоровительных средств отдает предпочтение посещению массажного кабинета, солярия, косметическим средствам и процедурам, разнообразным диетам. Их практические действия сводятся к выполнению необходимых гигиенических и любимых ими косметических процедур, обсуждению проблем своей внешности и внешности окружающих, а также к прогулкам с друзьями и посещению дискотек. Интерес к физической культуре и спорту ограничивается просмотром некоторых спортивно-развлекательных телепередач и принудительным посещением (часто в форме присутствия) некоторой части уроков физкультуры. Все они являются представителями эмоционально-эстетического

типа отношения к здоровью и составляют большую часть группы школьников с низким уровнем интенсивности. В структуре их отношения к здоровью ведущим компонентом является перцептивно-аффективный, развитие которого обусловлено чувственным восприятием, когда человек выступает в роли пассивного наблюдателя. Он воспринимает, оценивает, переживает, но только когда начинает стремиться прилагать практические усилия, его чувственные переживания трансформируются в деятельность, и отношение начинает приобретать комплексный характер (эстетически-практический, эстетически-познавательный или эстетически-этический). При этом оно становится действенным и может соответствовать высокому уровню интенсивности.

В то же время среди школьников с эмоциональноэстетическим типом отношения к здоровью более половины в качестве основной цели называет «физическую привлекательность», «красоту и выразительность движений», «гармоничность телосложения», «стройность фигуры», но лишь четверть из них в качестве основных средств достижения цели указывает на средства физической культуры (физические упражнения, шейпинг, аэробику, закаливание, гигиенические процедуры - массаж, сауну и др.), подчеркивая регулярность их использования. Именно им присущ высокий уровень отношения к здоровью, они имеют комплексный - эстетически-практический, эстетически-познавательный или эстетически-этический тип мотивации.

То есть в рамках одного мотивационного типа мы имеем две диаметрально противоположных группы мотивов: одна направлена на физическое совершенствование и подразумевает использование средств физической культуры и спорта, другая - на созерцание, восприятие, переживание и понимание красоты, а выбранные средства достижения не всегда способствуют оздоровлению.

Аналогично можно сказать и о представителях этического (прагматического) типа. Если целью деятельности в сфере здорового образа жизни является получение положительной оценки в школе или поощрения со стороны родственников, что при анонимном исследовании не скрывается, то интенсивность реального отношения

ФНЦ ВНИИФК

Оздоровление населения

57

может быть низкой. (Как показало анкетирование, такие прагматичные мотивы свойственны только 2-3% школьников.) В целом же для подавляющего большинства учащихся с этическим типом мотивации характерно осознанное отношение к здоровью, которое у половины из них высокодоминантно и интенсивно, поскольку основано на стремлении к личному совершенствованию. Здоровье осознается ими как ценность, а забота о нем представляет для них личностный смысл.

То же можно сказать и о представителях познавательного типа: так называемым «болельщикам» свойственен низкий уровень интенсивности отношения к здоровому образу жизни. Они интересуется жизнью кумиров (любимой команды, спортсмена), восторгаются фактами их биографии, но предпочитают роль пассивного наблюдателя.

Реальный интерес к оздоровительным методикам, системам, их поиск в море разнообразной информации чаще всего соответствуют очень высокому уровню отношения, который в школьном возрасте, к сожалению, часто вызван наличием серьезных хронических заболеваний.

Что касается практического типа отношения к здоровью, то можно утверждать, что он характерен для

1. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1905. - 110 с.

2. Дерябо С., Ясвин С. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. - 1999. - № 3. - С. 7-16.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2006. - С. 512.

4. Краткий психологический словарь / сост. П.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 224 с.

6. Пашин А.А. Отношение учащихся к здоровью // Физическая культура в школе. - 2008. - № 8. - С. 23-24.

школьников, любящих физкультуру и спорт. Не самый высокий уровень отношения в этой категории объясняется тем, что они ошибочно воспринимают здоровье как данность, которая была, есть и будет всегда. Среди мотивов их деятельности преобладают и «стремление к победам и успехам в спорте», и «желание выигрывать призы и награды», и «приобретение необходимых для жизни качеств», и «одобрение товарищей по команде», и «доказательство превосходства над другими», и «любовь к избранному виду спорта» и др., но только не «укрепление здоровья». Поэтому среди этой категории школьников присутствуют учащиеся как с высоким, так и с низким уровнем отношения к здоровью, хотя большинству присущ средний уровень.

Анализируя результаты исследования, отметим, что в процессе развития отношения к здоровью у школьников меняются не только интенсивность отношения и его структура, но может изменяться и тип мотивационной направленности или тип отношения. Можно предположить, что структурно-динамические и типологические особенности отношения к здоровью являются личностным фактором, определяющим характер оздоровительной деятельности, а их диагностика позволяет его прогнозировать и корректировать.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. -328 с.

8. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1966. - 452 с.

9. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 кл: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 182 с.

10. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях: монография / В.С. Якимо-вич. - Волгоград: ВолгГАСА, 2002. - 136 с.

References

1. Bekhterev V.M. Person and conditions of her development and health. - SPb.: Publishing house of SPb university, 1905. - 110 p.

2. Deryabo S, Yasvin S. Attitude to health and a healthy image of life: measurement technique // Direktor schkoly. -1999. - № 3. - P. 7-16.

3. Ilyin E.P. Motivation and motives / E.P. Ilyin. - SPb.: Piter, 2006. - P. 512.

4. Short psychological dictionary / ed. P.A. Karpenko; under the general editorship of A.V. Petrovsky, M.G. Yaro-shevsky. - M.: Political publishing house, 1985. - 431 p.

5. Myasishchev V.N. Person and neurosises. - L.: Publishing house LYU, 1960. - 224 p.

6. Pashin A.A. Attitude of studets to health //Physical culture at school. - 2008. - № 8. - P. 23-24.

7. Rubinstein S.L. Fundamentals of the general psychology: in 2 р. / S.L. Rubinstein. - M.: Pedagogics, 1989. -328 p.

8. Uznadze D.N. Psychological researches. - M.: Science, 1966. - 452 p.

9. Formation of a healthy lifestyle of the russian teenagers: for class teachers of 5-9: stud.-method. grant / under the editorship of L.V. Bal, S.V. Barkanov. - M.: Human prod. VLADOS center, 2002. - 182 p.

10. Yakimovich V.S. Design of system of physical education of children and youth in various educational institutions: monograph / V.S. Yakimovich. - Volgograd: VolGASA, 2002. - 136 p.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.