Научная статья на тему 'Исследование возрастных особенностей физической подготовленности и субъективного отношения к физической культуре и спорту учащихся общеобразовательных школ'

Исследование возрастных особенностей физической подготовленности и субъективного отношения к физической культуре и спорту учащихся общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
540
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / PHYSICAL READINESS / THE SUBJECTIVE RELATION TO PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кабачков В. А., Пашин Александр Алексеевич

Целью исследования является анализ взаимосвязи субъективного отношения школьников к физической культуре и спорту и уровня их физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кабачков В. А., Пашин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research objective is the analysis of interrelation of the subjective relation of schoolboys to physical training and sports and level of their physical readiness.

Текст научной работы на тему «Исследование возрастных особенностей физической подготовленности и субъективного отношения к физической культуре и спорту учащихся общеобразовательных школ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В.А КАБАЧКОВ, А.А. ПАШИН, ВНИИФК

Аннотация

Целью исследования является анализ взаимосвязи субъективного отношения школьников к физической культуре и спорту и уровня их физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая подготовленность, субъективное отношение к физической культуре и спорту.

Abstract

Research objective is the analysis of interrelation

of the subjective relation of schoolboys to physical training

and sports and level of their physical readiness.

Key words: physical readiness, the subjective relation to physical training and sports.

Отмечаемое в последние годы ухудшение состояния здоровья и низкий уровень подготовленности детей и подростков обусловили необходимость исследования источников этого феномена.

Структурный анализ понятия «здоровый образ жизни» позволяет с высокой степенью вероятности предположить, что наряду с социально-экономическими и экологическими проблемами одной из наиболее значимых причин ослабленного здоровья и низкого уровня физической подготовленности школьников является уровень их субъективного отношения к физической культуре и спорту, выражающий ценностно-мотивационный компонент готовности к деятельности в этой сфере.

С целью установления обусловленности уровня физической подготовленности подростков субъективным отношением к физической культуре и спорту было проведено исследование, в котором приняли участие более 900 учащихся общеобразовательных школ г. Пензы.

Методологической основой исследования субъективного отношения к физической культуре и спорту является концепция субъективных отношений личности, согласно которой действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений к объектам и явлениям окружающего мира, обеспечивающей продуктивность какой-либо деятельности [1, 2].

В целях исследования нами был разработан тест: «Индекс отношения к физической культуре и спорту», который состоит из двух субтестов. В первом, где определяется доминантность отношения к физической культуре и спорту, учащимся предлагалось проранжи-ровать девять инструментальных ценностей, являющихся компонентами здорового образа жизни: «личная гигиена», «физическая культура и спорт», «правильное питание», «способность контролировать свои эмоции (психическая саморегуляция)», «культура общения», «духовность», «распорядок дня», «медицинское обслуживание», «отношения с противоположным полом». Ранг, который получает такая ценность ЗОЖ, как «физическая культура и спорт», является показателем доминантности отношения к ней.

Второй cубтест для определения интенсивности отношения к физической культуре и спорту, построенный по принципу альтернативных ответов, состоит из 24 пар противоположных высказываний (А и Б). Учащимся предлагалось выбрать то из них, которое больше соответствует их мнению; то, что они чувствуют и думают в конкретных ситуациях, как они обычно себя ведут. Они могли выбрать либо вариант А, либо вариант Б, либо, сомневаясь, поставить стрелку в сторону одного из них («скорее А, чем Б» и «скорее Б, чем А»).

1. А. Победы спортсменов моей страны (города, школы, любимой команды) радуют меня, а поражения огорчают.

Б. Я не обращаю на это внимания.

2. А. Когда я просматриваю журналы и газеты, то статьи о спорте, комплексах оздоровительных упражнений просто пропускаю.

Б. Я их читаю в первую очередь.

3. А. Если мне предложат проводить свои выходные в спортзале, бассейне или на катке, я, конечно, этим воспользуюсь.

Б. Я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами.

4. А. Я стараюсь заинтересовать своих друзей нравящимся мне видом спорта.

Б. Я не прилагаю к этому усилий.

5. А. Когда я знакомлюсь с людьми, я не обращаю внимания на стройность фигуры, «спортивный тип телосложения».

Б. Мне нравятся люди «спортивного типа» со стройной фигурой.

6. А. Я хотел (а) бы знать, как с помощью средств физической культуры стать быстрым, сильным, выносливым (гибкой, красивой, стройной).

Б. Такие знания меня не интересуют.

7. А. Летом, если есть возможность, я всегда стараюсь позагорать и поплавать.

Б. Я предпочитаю это время потратить на другие развлечения.

8. А. Я никогда не дарил друзьям или родственникам в качестве подарка спортивный инвентарь (бадминтон, коньки и др.).

(ШШ)

Б. Я думаю, что это хорошие подарки, и по возможности делаю их.

9. А. После утренней зарядки я отмечаю у себя прилив бодрости и энергии.

Б. Я не делаю утреннюю зарядку, а если и делаю (редко и по требованию родителей), не чувствую после ее выполнения прилива сил.

10. А. Когда знакомые в компании начинают говорить о физической культуре и спорте, мне просто становится скучно.

Б. Я с удовольствием включаюсь в беседу.

11. А. Я стараюсь избегать участия в спортивных соревнованиях.

Б. Они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о своей физической подготовке и здоровье, и я стараюсь в них участвовать.

12. А. Мне удалось заинтересовать своих друзей книгами и статьями о пользе физических упражнений.

Б. Я не пытался это сделать.

13. А. Мне непонятны чувства людей, которые изнуряют себя плаванием, аэробикой, футболом и другими видами спорта.

Б. Мне понятны и близки чувства таких людей.

14. А. Бывает, что я покупаю (выписываю), беру в библиотеке (ищу в интернете) спортивные газеты, журналы, информацию по вопросам здорового образа жизни.

Б. Я никогда это не делаю.

15. А. Я не думаю, что человеку надо «закаливать» свой организм.

Б. Я считаю закаливание необходимым и систематически делаю это.

16. А. Я никогда по собственной инициативе не организовывал какие-либо спортивные соревнования (турпоходы, физкультурные конкурсы, утреннюю гимнастику, подвижные игры и др.) со своими друзьями, детьми, товарищами, родственниками.

Б. В своей жизни я делал нечто подобное.

17. А. Порой я ощущаю потребность своего организма в мышечной двигательной деятельности, в физических упражнениях.

Б. Любые мышечные ощущения - это всего лишь определенная реакция нервной системы, и не следует придавать им значения.

18. А. Меня интересует информация о влиянии физических упражнений, массажа, закаливания и других средств на состояние здоровья, физическую подготовленность, умственную и физическую работоспособность, внешний вид, долголетие и др.

Б. У меня вызывает интерес другая информация.

19. А. На спортивных соревнованиях я скорее предпочел бы роль болельщика, нежели спортсмена.

Б. Я бы предпочел сам участвовать в соревнованиях.

20. А. Мне приходилось обучать других людей катанию на коньках, лыжах, плаванию, игре в футбол, волейбол, настольный теннис, шахматы и др.

Б. У меня недостаточно для этого собственного опыта.

21. А. По-моему, те, кто находит удовольствие в обливании холодной водой или в беге по утрам по улицам, -это не совсем нормальные люди.

Б. Я даже завидую им, ведь это приносит радость, здоровье и красоту.

22. А. Я никогда не разыскивал информацию о способах закаливания, о различных видах массажа, методах улучшения физической подготовленности и саморегуляции.

Б. Меня интересуют эти аспекты физической культуры, и мне приходилось делать это.

23. А. Я регулярно занимаюсь физкультурой (делаю зарядку, посещаю спортивную секцию, занимаюсь самостоятельно, хожу в турпоходы, на каток, в бассейн, играю в подвижные и спортивные игры и др.).

Б. Я занимаюсь этим изредка и только в случае необходимости.

24. А. Я никогда не участвовал в акциях по агитации и пропаганде здорового образа жизни, не отстаивал в спорах и дискуссиях ценность физической культуры и спорта.

Б. Я считаю физическую культуру и спорт весьма значимыми для человека и пропагандирую их ценности.

Предлагаемый субтест по интенсивности состоит из четырех шкал.

Эмоциональная шкала отражает степень отношения к физической культуре и спорту в эмоциональной сфере, т.е. насколько человек чувствителен к различным событиям в мире спорта, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам физической культуры и спорта, способен получать радость от занятий физическими упражнениями и т.д.

Познавательная шкала показывает, в какой степени проявляется отношение к знаниям в сфере физической культуры и спорта, насколько человека интересуют знания теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, пассивен или активен он в своих интересах.

Практическая шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к практическим занятиям физической культурой и спортом, насколько он готов включаться в занятия физическими упражнениями.

Поступочная шкала показывает, насколько человек своими поступками, совершаемыми в соответствии с его отношением к физической культуре и спорту, старается изменить свое окружение, повлиять на отношение окружающих к физической культуре и спорту, привлечь их к занятиям физическими упражнениями.

Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по четырем шкалам. Он показывает, насколько сформировано отношение к физической культуре и спорту, с какой силой оно проявляется.

Результаты определяются с помощью приводимого ниже «ключа».

За полное соответствие ответа с ответом в ключе дается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа, 2 балла, за стрелку в противоположную сторону - 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, - 0.

ШШ)

эмоциональная шкала

познавательная шкала

практическая шкала

13 - Б 17 - А 21 - Б

14 - А 18 - А 22 - Б

15 - Б 19 - Б 23 - А

16 - Б 20 - А 24 - Б

поступочная шкала

Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале и общая сумма, являющаяся показателем интенсивности.

Ретестовая надежность субтеста по параметру интенсивности в интервале 14 дней по критерию Пирсона на школьниках 9-х классов (п=90) достаточно высока -0,823.

Корреляционный анализ показал, что все шкалы субтеста хорошо согласованы с параметром интенсивности:

коэффициент корреляции для эмоциональной шкалы -

0,601, когнитивной - 0,724, практической - 0,768, по-ступочной - 0,734.

Статистические различия показателей доминантности, интенсивности отношения к ФКиС и всех ее компонентов подростков, увлекающихся спортом (М > Мср + а) и негативно относящихся к спорту (М < Мср-а) -представителей контрастных групп, - достоверны при р < 0,01. Это свидетельствует о достаточно высокой информативности теста.

Тест может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном письменном варианте с детьми не моложе 10 лет. Возрастное ограничение обусловлено отсутствием у младших школьников социального опыта.

Результаты исследования, в котором приняли участие более 900 пензенских школьников, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Отношение к физической культуре и спорту подростков 10-17 лет

Возраст Доминантность М ± т Интенсивность М ± т Компоненты интенсивности

Эмоциональный М ± т Когнитивный М ± т Практический М ± т Поступочный М ± т Когерент- ность

10 лет Мальчики п = 64 7,08 ± 0,185 50,44 ± 1,359 12,05 ± 0,390 14,05 ± 0,426 13,46 ± 0,373 10,88 ± 0,479 3,17

Девочки п = 63 6,92 ± 0,215 53,93 ± 1,068 13,64 ± 0,404 13,53 ± 0,301 14,69 ± 0,269 12,07 ± 0,484 2,62

11 лет Мальчики п = 62 7,41 ± 0,164 47,66 ± 1,230 12,56 ± 0,327 11,93 ± 0,410 13,59 ± 0,350 9,58 ± 0,410 4,01

Девочки п = 63 6,78 ± 0,215 48,98 ± 1,210 12,75 ± 0,399 12,11 ± 0,349 13,02 ± 0,400 11,1 ± 0,450 1,92

12 лет Мальчики п = 57 8,33 ± 0,173 51,3 ± 1,645 14,3 ± 0,519 12,66 ± 0,432 14,9 ± 0,461 9,42 ± 0,490 5,48

Девочки п = 58 6,53 ± 0,228 43,95 ± 1,455 11,0 ± 0,428 10,0 ± 0,485 13,65 ± 0,399 9,29 ± 0,514 4,36

13 лет Мальчики п = 61 6,94 ± 0,213 42,05 ± 1,359 10,8 ± 0,400 10,7 ± 0,370 11,75 ± 0,346 8,8 ± 0,400 2,95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Девочки п = 63 6,27 ± 0,215 35.84 ± 1,050 10,45 ± 0,376 8,02 ± 0,349 10,2 ± 0,404 7,3 ± 0,376 3,15

14 лет Мальчики п = 58 7,23 ± 0,199 45,09 ± 1,284 11,95 ± 0,428 10,86 ± 0,399 13,1 ± 0,372 9,18 ± 0,512 3,92

Девочки п = 59 6,75 ± 0,223 39,54 ± 1,519 11,26 ± 0,422 9,88 ± 0,397 10,52 ± 0,422 7,88 ± 0,506 3,38

15 лет Юноши п = 65 7,53 ± 0,238 42,02 ± 1,135 11,07 ± 0,396 10,2 ± 0,369 12,47 ± 0,343 8,25 ± 0,475 4,27

Девушки п = 64 6,0 ± 0,213 39,42 ± 1,416 11,42 ± 0,399 10,2 ± 0,399 10,02 ± 0,480 7,78 ± 0,480 3,64

16 лет Юноши п = 60 7,58 ± 0,195 42,92 ± 0,973 12,5 ± 0,222 10,2 ± 0,333 11,8 ± 0,306 8,42 ± 0,389 4,08

Девушки п = 58 5,72 ± 0,228 42,05 ± 1,369 12,7 ± 0,228 10,3 ± 0,428 11,0 ± 0,371 8,05 ± 0,342 4,65

17 лет Юноши п = 62 7,84 ± 0,191 45,65 ± 1,118 10,9 ± 0,327 11,46 ± 0,410 13,2 ± 0,393 10,1 ± 0,410 3,10

Девушки п = 63 6,5 ± 0,215 41,86 ± 1,453 11,6 ± 0,323 10,7 ± 0,431 11,5 ± 0,404 8,06 ± 0,457 3,54

Возрастная динамика отношения школьников к физической культуре и спорту наиболее наглядно может быть представлена в результате сравнительного анализа изменения его параметров и компонентов, а также других характеристик, полученных в результате исследований.

Доминантность отношения к физической культуре и спорту относительно высока в 10-11 лет, как у мальчиков, так и у девочек. Далее у мальчиков этот показатель достигает абсолютного максимума в двенадцатилетнем возрасте (6 класс), а затем на рубеже среднего и старшего подросткового возраста (13 лет - 7 класс) резко падает до абсолютного минимума. У девочек же с 4 по 7 класс доминантность отношения к физической культуре и спорту равномерно снижается, далее колеблется, причем абсолютный минимум мы отмечаем в 15-16-летнем возрасте. У мальчиков в старшем подростковом и юношеском возрасте наблюдается некоторый рост доминантности относительно минимальных значений и незначительные колебания в границах достаточно высокого уровня. Доминантность отношения к ФКиС у мальчиков и юношей находится на более высоком уровне, чем у девочек и девушек.

Схожую возрастную динамику можно наблюдать и по параметру интенсивности отношения к физической культуре и спорту: также максимальная интенсивность отмечается в младшем (у девочек) и в среднем (в 6 классе у мальчиков) возрасте, резкое снижение изучаемого параметра в 13-летнем возрасте, заметный подъем в возрасте 14 лет, далее некоторое снижение в 9 и 10 классах и значительный прирост, однако не достигающее уровня младших подростков к окончанию школы у юношей и постепенное (после падения на рубеже среднего и старшего подросткового возраста) повышение (вплоть до 11 класса) уровня интенсивности у девушек, так же не достигающее показателей 10-12-летнего возраста.

За исключением младшего подросткового периода, интенсивность отношения к физической культуре и спорту у мальчиков и юношей значительно выше, чем у девушек.

Анализ возрастной динамики компонентов интенсивности показывает, что у мальчиков и юношей субъективное отношение к физической культуре и спорту носит в основном практический характер, что обусловлено превалированием значений практического компонента; и только в 10-летнем (4 класс) и 16-летнем (10 класс) возрасте отмечается соответственно познавательный и эмоциональный характер отношения, причем у десятиклассников это объясняется порождающей эмоцией, доминирующей потребностью в «развитии мускулатуры» и «пропорциональности и красоте телосложения», являющейся главной движущей силой практических занятий.

У девочек и девушек отношение к физической культуре и спорту за время обучения в школе постепенно меняет свой характер с практического в 4-6 классах, когда превалирование практического компонента вкупе с высоким уровнем других компонентов обеспечивают высокий уровень интенсивности (абсолютный максимум

отмечен в 10-летнем возрасте), на эмоциональный в 7-11 классах с преобладанием перцептивно-аффективного компонента. При этом смена характера отношения к физической культуре и спорту выразилась у них в абсолютно минимальном уровне интенсивности. Отметим, что стремление к красоте осанки, выразительности движений, гармоничности и красоте телосложения, являющееся движущей силой занятий физическими упражнениями, при эмоциональном характере отношения и эстетическом типе мотивации зачастую подменяются у девушек косметическими процедурами. Не случайно 13-летний возраст у девушек - время начала «легального» использования косметики - характеризуется минимальным уровнем субъективного отношения к ФКиС. Стремление выглядеть взрослым, выделиться среди сверстников приводит подростков этого возраста к «экспериментам» над собой; действиям, ранее заблокированным этическими нормами и не требующим значительных постоянных усилий (злоупотребление косметикой, курение, употребление алкогольных напитков и психоактивных веществ и др.); в то же время, чтобы выделиться среди друзей мускулатурой, выразительностью движений, гармоничностью телосложения или победами в спорте, необходимы значительные долговременные усилия, требующие проявления волевых качеств. Возможно, в этом желании выделиться и невозможностью сделать это «сейчас и сразу» в сфере физической культуры и спорта и заключается противоречие, вызывающее резкий спад субъективного отношения к ФКиС у юношей и девушек на рубеже среднего и старшего подросткового возраста. И, хотя возрастные изменения отношения к ФКиС носят гетерохронный характер, то есть значение различных параметров и компонентов достигают своего максимума (как и минимума) в различные возрастные периоды, их динамика однонаправленная: все они снижаются по мере взросления, одни от младшего подросткового возраста к рубежу 13-14 лет, другие к 14-15-летнему возрасту, затем к окончанию школы наблюдается подъем большинства параметров и компонентов отношения.

Следуя концепции субъективного отношения личности, можно предположить, что такой же динамике подвержен уровень физической подготовленности учащихся. Для проверки этой гипотезы обратимся к результатам тестирования физической подготовленности учащихся, полученным в процессе выполнения нормативов комплекса ГТЗО, представленных в 2007 г. Роскомспортом на рассмотрение Правительству Российской Федерации (табл. 2).

Анализ результатов тестирования показал, что наименьшее количество учащихся, выполнивших нормативы комплекса, приходится на III ступень, когда их возраст соответствует 13 годам, что совпадает с абсолютным минимальным уровнем показателя субъективного отношения к ФКиС, а наиболее низкий процент выполнения нормативов комплекса ГТЗО - у девушек 15 лет - также соответствует еще одному возрастному минимуму их отношения к физической культуре и спорту - минимальному значению показателя практического компо-

(шШ>

Таблица 2

Показатели результативности выполнения комплекса ГТЗО учащимися общеобразовательных учреждений РФ

Уровни Мальчики Девочки

Кол-во испытуемых Кол-во выполнивших ГТЗО Кол-во испытуемых Кол-во выполнивших ГТЗО

Абс. % Абс. %

I ступень 6-8 лет 1500 634 42,3 1305 565 43,3

II ступень 9-10 лет 1431 499 34,9 1295 345 26,6

III ступень 11-13 лет 1762 464 26,3 1890 488 25,8

IV ступень 14-15 лет 1663 572 34,4 1645 388 23,6

V ступень 16-17 лет 1281 594 46,4 1278 444 36,5

Итого 7637 2763 36,2 7353 2230 31,2

нента отношения. Соответствие возрастной динамики субъективного отношения к ФКиС и уровня физической подготовленности школьников подтверждает научную ценность теории субъективных отношений личности, а также информативность и обоснованность разработанных нами методов исследования.

На рисунке представлены возрастные особенности отношения к ФКиС, а также возрастные характеристики физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ Российской Федерации (по результатам выполнения нормативов комплекса ГТЗО). Приведенные графики позволяют сделать вывод о том, что динамика

Интенсивность

Практический компонент отношения к ФКиС % выполнения норм ГТЗО Интенсивность отношения к ФКиС

Возрастная динамика физической подготовленности и отношения к ФКиС

физической подготовленности соответствует тенденции возрастных изменений уровня интенсивности отношения школьников к ФКиС и динамике практического компонента интенсивности, отражающего готовность подростков и юношей к физкультурно-оздоровительной деятельности. Если экстраполировать это соответствие на младший школьный возраст, то можно предположить, что на этот период приходится самый высокий уровень отношения к ФКиС, что частично подтверждается высокими показателями 10-летних школьников.

Таким образом, в развитии субъективного отношения школьников к ФКиС имеются два кризисных периода, когда интенсивность отношения находится на низком уровне: абсолютный минимум - на рубеже 13-14 лет и относительный - в 15-летнем возрасте.

Высокий уровень отношения школьников характерен для 10-12-летних подростков, а относительно высокий -для юношей и девушек 16-17 лет. Каждому из указанных периодов соответствует обусловленный уровнем субъективного отношения к ФКиС качественный уровень физической подготовленности.

Проведенное исследование подтверждает заключение В.Н. Мясищева о том, что успешность какой-либо деятельности определяется отношением человека к процессу и целям этой деятельности и позволяет сделать следующий вывод: каждый возрастной период в развитии субъективного отношения к ФКиС имеет свои специфические особенности, представление о которых позволяет педагогу и тренеру оптимизировать педагогический процесс.

Литература

1. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2 т. - Спб.: Изд-во СПб ун-та, 1999.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во ИБП, 1995. - 356 с.

3. Куренцов В.А., Перова В.И., Чумакова Н.В. Физическая подготовленность учащихся общеобразовательных

учреждений РФ по результатам выполнения комплекса ГТЗО // Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки. - М.: Советский спорт, 2008. -С. 245-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.