Научная статья на тему 'Динамика физической подготовленности учащихся муниципальных образовательных учреждений в современных условиях'

Динамика физической подготовленности учащихся муниципальных образовательных учреждений в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
364
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УНИФИЦИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ТЕСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фролов Иван Валерьевич

В работе рассмотрена динамика физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений разного возраста Южного административного округа г. Москвы за последние пять лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фролов Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this work dynamics of physical fitness of students of the general educational establishments of different age of Southern administrative district of Moscow for last five years is considered.

Текст научной работы на тему «Динамика физической подготовленности учащихся муниципальных образовательных учреждений в современных условиях»

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В работе рассмотрена динамика физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений разного возраста Южного административного округа г. Москвы за последние

пять лет.

Abstract

In this work dynamics of physical fitness of students of the general educational establishments of different age of Southern administrative district of Moscow for last five years is considered.

Ключевые слова: учащиеся общеобразовательных учреждений, физическая подготовленность, унифицированный комплекс тестов.

Введение

В последние годы неуклонно возрастает интерес к проблеме сохранения здоровья и повышения физической подготовленности различных категорий учащихся в России, в том числе на муниципальном уровне [1, 2, 4, 6, 11, 14].

В настоящее время исследована значительная часть вопросов, связанных с решением данной проблемы: определены закономерности и сенситивные периоды развития физических качеств школьников, дана обобщенная оценка состояния здоровья учащихся в разных регионах [13], разработаны методики и комплексные программы физического воспитания учащихся [2, 7, 9, 12], изучены некоторые вопросы сопряжения программ физической подготовки с методами педагогических воздействий на когнитивную и психологическую сферу учащихся [3, 15], обоснована и разработана структура тестов по оценке их двигательных качеств [5, 10].

Вместе с тем исследователи нередко оперируют данными обследований сравнительно небольшого контингента учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ и/или средних профессиональных и высших учебных заведений [12, 13].

Справедливо отмечена необходимость внесения корректив в учебные программы и рекомендовано использовать дополнительные домашние задания и внеклассную секционную работу, например, в детских спортивных клубах по месту жительства. По-видимому, это относится в первую очередь к детям и подросткам с ограниченным объемом двигательной активности. Однако многие дети и подростки занимаются в дворовых детско-юношеских командах и клубах физической подготовки (ДЮКФП) и спортивных секциях по месту жительства, а также в ДЮСШ и СДЮШОР. Следует учитывать, что три последние категории учащихся, по существу, формируют контингент спортивного резерва. Это обусловливает различия в содержании учебно-тренировочной деятельности юных спортсменов [2, 8, 12]. При этом не всегда

И.В. ФРОЛОВ,

Управление физической культуры и спорта Южного административного округа г. Москвы

принимаются во внимание индивидуальные особенности учащихся, различия в содержании многолетнего учебно-тренировочного процесса, включая соревновательную деятельность, контроль подготовленности, что необходимо учитывать при анализе результатов обследований [8].

Изучение проблемы повышения физической подготовленности дошкольников, школьников и студентов осложняется качественной неоднородностью состава этих групп учащихся, которые, как правило, имеют неодинаковый объем двигательной активности. Влияние этого фактора на комплексную оценку физической подготовленности разных групп учащихся муниципальных образовательных учреждений не позволяет корректно сопоставлять значения показателей даже в рамках одного возрастного диапазона.

Таким образом, вышеизложенное обозначает направление поиска в аспекте динамики физической подготовленности разных категорий учащихся, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной темы.

Цель исследования заключалась в изучении динамики физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений разного возраста.

В этой связи необходимо было решить следующие задачи:

1. Произвести дифференцированную оценку физической подготовленности различных возрастных категорий учащихся общеобразовательных учреждений Южного административного округа (ЮАО) г. Москвы.

2. Выявить эффективность физической подготовки учащихся муниципальных образовательных учреждений на основе комплексной оценки их физической подготовленности одних и тех же возрастных групп, обследованных в 2002/2003 и 2006/2007 гг.

Методика

В ходе исследования использовали следующие методы:

1) анализ специальной литературы;

(шШ>

2) педагогическое тестирование двигательных качеств учащихся;

3) констатирующий и сравнительный педагогические эксперименты;

4) методы статистической обработки результатов исследования (оценка различий по параметрическому г-критерию Стьюдента - для абсолютных значений показателей и по непараметрическому критерию Вил-коксона - для относительных изменений показателей).

Исследования физической подготовленности учащихся, в котором приняли участие дети, подростки и молодежь ЮАО г. Москвы (всего 3544 чел., в том числе - 1952 лица мужского пола и 1592 - женского; возрастной диапазон от 5 до 20 лет), проводились дважды - в периоды 2002/2003 и 2006/2007 гг.

Обследованные обоего пола были разделены на четыре основные категории: 1) дети, подростки и молодежь, не занимающиеся физическим упражнениями;

2) учащиеся, занимающиеся физическими упражнениями или видами спорта в секциях и клубах по месту жительства, на этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки; 3) занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), на учебнотренировочном этапе многолетней подготовки; 4) занимающиеся в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР), на этапе спортивного совершенствования. Такое разделение обусловлено различиями индивидуального уровня подготовленности учащихся и неодинаковым содержанием тренировочной деятельности, что имеет место в каждом возрастном диапазоне [8, 11].

Количественное соотношение учащихся разного возраста, прошедших повторное обследование в 2006/ 2007 гг., составило: в возрасте 5-6 лет - 337 мальчиков и 265 девочек; 8-9 лет (346 и 247); 10-12 лет (408 и 369); в возрасте 14-15 лет (384 и 313) юношей и девушек соответственно; 17-18 лет (289 и 229); количество обследованных учащихся колледжей и первых двух курсов вузов составило соответственно 188 и 169.

Экспериментальная часть

В соответствии с рекомендациями ряда авторов [5,

7, 11, 13] в 2002/2003 гг. в рамках констатирующего эксперимента разработан комплекс тестовых физических упражнений, осуществлена комплексная оценка физической подготовленности учащихся разного возраста по результатам следующих 8 тестов: 1 - бег на 30 м с хода (с); 2 - бег в течение 6 мин (м); 3 - прыжок в длину с места с двух ног (см); 4 - отскок вверх с обеих ног (см); 5 - кистевая динамометрия (кг, левая/правая рука); 6 - подтягивание на перекладине (кол-во раз, мальчики и юноши - из виса на высокой перекладине); 7 - челночный бег 3x10 м (с); 8 - гибкость (см, сидя в наклоне вперед). Результаты тестирования показали в целом относительно невысокий (по оценочной шкале [10, 13]) уровень физической подготовленности учащихся общеобразовательных учрежде-

ний ЮАО. Уровень оценки соответствовал категориям «низкий» и «средний» по большинству изученных показателей. При этом наблюдались существенные различия абсолютных значений показателей, что было обусловлено неодинаковым уровнем физической подготовленности детей и подростков (мальчиков и девушек), не занимающихся физическими упражнениями, и тех учащихся, которые занимаются в спортивных секциях или в специализированных спортивных школах - как у мальчиков и подростков, так и у девочек и девушек.

В 2003 г. спортивно-массовыми мероприятиями в ЮАО г. Москвы было охвачено примерно 6,5 тыс детей, подростков и юношей из общего числа 83 тыс человек, занимающихся физической культурой и спортом.

Необходимо учитывать и другую важную сторону изучаемой проблемы - материально-техническое обеспечение этого процесса. К 2006 г., в соответствии с планом развития ЮАО, спортивно-технических сооружений введено в эксплуатацию практически в 2-2,5 раза больше, чем в 2002 г. Нормативная обеспеченность инфраструктуры округа спортивными сооружениями и объектами физкультурно-спортивного назначения достигла 85-94%. Это позволило привлечь к занятиям физической культурой и спортом значительно большее количество учащихся разного возраста. Так, в 2007 г. в соревнованиях разного уровня (от внутриклассных до городских с учетом отборочных турниров) и спортивно-массовых мероприятиях участвовали 31,1 тыс. человек. Наиболее популярными среди детей и юношей стали летние и зимние Юношеские игры, в которых приняли участие 11,2 и 8,5 тыс. человек соответственно по 21 и 15 видам спорта. В соревнованиях «Московский двор» по 11 видам программы приняли участие 21,7 тыс. человек. Среди студенческой молодежи возрастает интерес к состязаниям Универсиады - ежегодно около 2 тыс. студентов вузов и колледжей соревнуются по 10 видам спорта.

Таким образом, очевидны существенные изменения в сфере организации массовой физической культуры и спорта в Южном муниципальном округе за экспериментальный период.

Результаты и их обсуждение

В 2006/2007 гг., в рамках сравнительного эксперимента, по тому же комплексу показателей было проведено повторное комплексное тестирование учащихся, в числе которых были и участники первого обследования 2002/2003 гг. - в соответствии с текущим возрастом учащихся.

Сравнительный анализ результатов обоих тестирований учащихся дошкольных и общеобразовательных учреждений показал следующее.

В возрастном диапазоне 5-6 лет приросты показателей физической подготовленности имели в целом положительную тенденцию (1,3-1,8% по разным показателям), однако эти изменения оказались статистически недостоверными.

(шШ>

В целом сходная картина имела место и среди учащихся в возрасте 8-9 лет, у которых темпы роста показателей физической подготовленности составили от 1,1 до 1,9% (р>0,05), преимущественно по показателям быстроты, координации и гибкости.

В возрастном диапазоне 10-12 лет отмечены статистически достоверные положительные изменения по 6 показателям из 8 (1,7-6,1%, р<0,05) - как у девочек, так и у мальчиков. При этом наибольшие темпы прироста имели скоростно-силовые (прыжок в длину с места, у девочек - в среднем 2,9%, у мальчиков -4,1%, р<0,05) и собственно силовые способности (кистевая динамометрия у мальчиков - в среднем 5,8%, р<0,01).

Наиболее высокие, статистически значимые темпы прироста показателей физической подготовленности, как и ожидалось, показали учащиеся, занимающиеся в ДЮСШ и СДЮШОР (у девушек разброс значений составил 3,4-7,6%, р<0,05; у юношей 3,8-8,9%, р<0,01). Девушки и юноши 14-16 лет, занимавшиеся в спортивных клубах по месту жительства, занимали как бы промежуточное положение между двумя «крайними» категориями - учащихся с относительно низким и высоким уровнем двигательной активности. При этом отмечалось достоверное повышение показателей практически во всем диапазоне двигательных способностей, что может указывать на завершение процессов биологического созревания. Диапазон изменений значений показателей физической подготовленности в этой группе учащихся оказался наиболее широким - от 2,6 до 7,3% (уровень физической подготовленности учащихся по оценочной шкале [10, 13] соответствовал категории «средний» у девушек и «высокий» у юношей).

В меньшей степени были выражены приросты показателей физической подготовленности девушек и молодых людей старше 16 лет. У девушек статистически достоверные темпы приростов показателей составили от 1,4 до 2,4% - так же, как и у занимающихся в спортивных клубах и секциях; у юношей - от 2,1 до 6,9%, преимущественно по показателям силовой подготовленности. Однако при этом оценочный уровень показателей физической подготовленности учащихся старше 16 лет соответствовал уровню «низкий» у девушек и «средний» у молодых людей - для не занимающихся физической культурой и соответственно «средний» и «высокий» - для учащихся, занимавшихся в ДЮКФП, спортивных секциях и спортивных школах (ДЮСШ и СДЮШОР).

Таким образом, наиболее значительные различия в уровне физической подготовленности учащихся с низким и высоким уровнем двигательной активности наблюдаются в период сразу после завершения ростовых процессов (15-16 лет), особенно у юношей старше 16 лет. В возрастных периодах 17 лет и старше эти различия еще более выражены, что обусловлено спе-циализированностью физической подготовки, с одной стороны, либо ее практически полным отсутствием -с другой. В этой связи представляется также, что уча-

щиеся в возрасте 15-17 лет в наибольшей степени зависимы от образа жизни и ежедневной двигательной активности.

С позиций методологии изучения проблемы способностей в детском возрасте целесообразно учитывать два важных положения [10]: 1) возможность широкой компенсации одних свойств, функций и способностей другими и 2) учет двигательной одаренности при оценке двигательных способностей детей. Это положение Б.М. Теплова (1961), относящееся к проблеме способностей, актуально и в настоящее время, поскольку в проблеме оценки двигательных способностей следует делать акцент на качественные критерии.

Согласно данным мониторинга [13], общий уровень функциональной и физической подготовленности учащихся Южного муниципального округа г. Москвы признан неудовлетворительным. Так, среди детей 4-6 лет примерно 50-60% (по мальчикам и девочкам) не выполнили требований предложенных тестов; 7-10 лет -32-35%; 11-14 лет - 34-41%; 15-16 лет - 42%; 17-18 лет - 28-33%. Следует отметить достаточно ограниченный перечень показателей физической подготовленности (всего 4 показателя: бег 30 м, бег 1000 м, подтягивания на перекладине, прыжок в длину с места), изученных в данном исследовании по мониторингу состояния физической подготовленности школьников в разных регионах страны. Учитывая гетерохронность процессов физического развития детей и подростков, представляется целесообразным использовать большее количество показателей, характеризующих различные стороны двигательной подготовленности учащихся разного возраста.

В этой связи в нашем исследовании также применен дифференцированный подход с учетом возрастных диапазонов учащихся, позволяющий разделить их на отдельные категории в соответствии с различиями в содержании и структуре учебно-тренировочного процесса (относительно низкий уровень двигательной активности, обучение в ДЮКФП, спортивных секциях, ДЮСШ и СДЮШОР).

С другой стороны, наиболее полный комплекс тестов, оценивающих различные двигательные способности человека, представлен в одном из недавних исследований [5]. Данный комплекс содержит 15 относительно независимых характеристик. Однако, учитывая количество и разнообразие используемых при этом инструментальных методик, следует отметить очень высокий уровень требований к организации и проведению такого обследования даже в рамках одного учебного заведения, не говоря уже о масштабных исследованиях, например, регионального уровня. Кроме того, для учащихся старших возрастных диапазонов (старшеклассников и студентов) едва ли целесообразны, на наш взгляд, такие тесты, как «челночный бег с постепенно возрастающей скоростью», «бег 10 раз по 5 м». Поэтому нами был применен комплекс информативных тестов из 8 упражнений, результаты которых достаточно полно отражают разные стороны физической

(тк$)

подготовленности учащихся разных категорий и возрастов.

Таким образом, на примере образовательных учреждений муниципального уровня показано, что целенаправленное формирование организационно-педагогических условий учебно-тренировочного процесса способствует повышению физической подготовленности различных категорий учащихся.

Выводы

1. Организационно-управленческие и целенаправленные педагогические воздействия способствуют повышению уровня физической подготовленности учащихся муниципальных образовательных учреждений.

Результаты исследования показали, что уровень физической подготовленности учащихся, протестированных в 2006 г., в целом оказался выше, чем для учащихся того же возраста в 2003 г.

2. При оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений целесообразно разделять обследуемых не только по уровню подготовленности, но и по критерию содержания учебнотренировочного процесса.

3. Возрастающая роль и популярность занятий детей и молодежи в детско-юношеских клубах физической подготовки по месту жительства расширяют возможности подготовки спортивного резерва.

Литература

1. Артюхов М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Томск: ТГПУ, 2000. - 46 с.

2. Ахметов С.М. Инновационные процессы в системе профессионального образования по физической культуре (лицей - колледж - вуз). - М.: Теория и практика физической культуры, 2004. - 283 с.

3. Багина А.Н. Влияние физического воспитания на формирование полоролевого поведения дошкольников 4-6 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2007. - № 5 (27). - С. 7-10.

4. Барсукова Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 1999. - 33 с.

5. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С. 24-32.

6. Горобий А.Ю. Физическое воспитание в старших классах общеобразовательных школ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 5 (27). - С. 26-30.

7. Кабачков В.А., Куренцов В.А., Пузырь Ю.П., Жуков М.Н. Типовая комплексная программа физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. - Ярославль, 1998. - 50 с.

8. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М.: ВНИИФК, 2003. - 49 с.

9. Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы / Сост.: В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. - М., 1993. - 25 с.

10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО Издательство АСТ, 1998. - 270 с.

11. Сбруев Ю.И., Кудрявцев В.В., Степанчикова Е.В. Организация и методика комплексной оценки физического состояния населения. - М., 1986. - 204 с.

12. Спирин В.К. Методика оздоровительной физической тренировки индивидуальной направленности для детей школьного возраста. - Великие Луки, 2002. -176 с.

13. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования: Нормативно-методические и аналитические материалы по мониторингу. Информационно-методический сборник № 4 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Сост.: А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, В.П. Щербаков и др.; отв. ред. Л.Е. Курнешова. - М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. - 208 с.

14. Филиппов С.С., Жгутова В.В. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования: Монография. - М.: Советский спорт, 2004. - 184 с.

15. Cardinal B.J., Cardinal M.K. Attitudes Toward Role Modeling Physical Activity and Fitness Promoting Behaviors in HPERD // J. Res. Quart. for Exerc. and Sport. -2001. - V. 72. - № 1 (Suppl.). - P. A-91 - A-92.

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.