ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
А.А. ПАШИН, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
Аннотация
Целью данного исследования является анализ структурно-динамических особенностей субъективного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни. В работе представлены средние значения показателей компонентов субъективного отношения к здоровью в группах учащихся с различным уровнем интенсивности этого
отношения.
Abstract The purpose of the given research is the analysis of structural - dynamic features of the subjective attitude of schoolboys to health and a healthy way of life. In work average values of parameters of components of the subjective attitude to health in groups of pupils with a various level of intensity of this parameter are submitted.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, субъективное отношение к здоровью, компоненты отношения.
Проведенными на рубеже третьего тысячелетия исследованиями отмечено крайне низкое состояние здоровья детей и подростков. По данным Российской ассоциации общественного здоровья, лишь 6,3% девушек и 10% юношей - выпускников школ - могут считаться здоровыми. Причины этого видятся и в неблагоприятной экологии образовательной среды, и в гиподинамии, и в отсутствии системы оздоровления детей в условиях учебного заведения и др.
Однако, на наш взгляд, первопричиной всего является дефицит ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей, родителей и педагогов.
Методологической основой предлагаемого исследования является концепция субъективных отношений личности, разработанная известным психологом В.Н. Мясище-вым, согласно которой все действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений. Определяя отношение как избирательную осознанную связь человека со значимым для него объектом или явлением, В.Н. Мясищев и его «школа» доказали, что продуктивность деятельности, ее структура, активность, характер, «доминирование в сознании и поведении зависят от отношения человека, от положительной или отрицательной значимости содержания процесса, от степени этой значимости для человека» [6, с. 344]. На обусловленность деятельности системой личностных отношений указывали также такие известные психологи, как Б.Г. Ананьев (1980), Б.Ф. Ломов (1984), Л.С. Рубинштейн (1989) и др. По мнению Б.Ф. Ломова, эффективность воспитательной работы определяется именно тем, как она формирует субъективные отношения личности.
Субъективные отношения описываются рядом параметров, среди которых важное значение имеет такой параметр, как интенсивность, показывающий, с какой си-
лой, в какой сфере проявляется это отношение. Поскольку процесс формирования субъективного отношения связан с изменениями в аффективной и познавательной сферах личности, касается практических умений, действий и, главное, совершаемых личностью поступков [5, 6, 7], С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1999) выделяют четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.
Перцептивно-аффективный компонент показывает особенности проявления отношения к здоровью и здоровому образу жизни в эмоциональной сфере, т.е. насколько человек чувствителен к своим жизненным проявлениям, восприимчив к эстетическим сторонам здравосозидания, насколько действия и поступки - свои собственные и других людей - совпадают с его представлением о морали и этике.
Когнитивный компонент показывает, как проявляется отношение к здоровью в познавательной сфере: готов ли человек воспринимать поступающую информацию о здоровье, насколько он стремится к ее получению.
Практический компонент показывает, насколько человек готов участвовать в практической деятельности по сохранению и укреплению здоровья, организуемой другими людьми, а также осуществлять эти действия по собственной инициативе.
Поступочный компонент характеризует активность личности, направленную на изменение отношения других людей (членов семьи, друзей, общества) к здоровью и ЗОЖ в соответствии с существующим у нее отношением.
Описанные выше параметры субъективного отношения использованы в нашем исследовании при создании и использовании психодиагностической методики для характеристики субъективного отношения школьников к своему здоровью и здоровому образу жизни.
(шШ)
Для изучения отношения к здоровью нами использовался тест «Индекс отношения к здоровью» [2]. Поскольку, как мы указали, для формирования субъективного отношения ведущее значение имеет развитие такого параметра, как интенсивность, то вначале мы рассмотрели зависимость между развитием интенсивности и его структурой. Для этого из числа всех обследуемых учащихся (п=1024) были составлены три группы. В одну -«среднюю» - вошли те, чьи показатели интенсивности отношения к здоровью и ЗОЖ находились в интервале М±1,55, в группу «активистов» - те, чьи показатели > (М+1,58), и в группу «отрицалов» - те, чьи показатели < (М-1,55). Учитывая то, что средний показатель интенсивности отношения к здоровью 1024 учащихся 5-11-х классов десяти школ г. Пензы, обследованных в 2006-2007 гг.,
составил (М±т)=32,97± 0,321, то в первую группу вошли учащиеся, набравшие < 18 баллов, во вторую - от 18 до 49 баллов и в третью - набравшие > 49 баллов по шкале интенсивности.
Как видно из диаграммы на рисунке, в группе «отрицалов» наиболее высокий уровень имеет перцептивноаффективный (эмоциональный) компонент, а уровень практического, поступочного, и особенно когнитивного компонентов, значительно ниже, когерентность низка (К=4,45).
Таким образом, можно сделать вывод, что при низком уровне интенсивности отношение к здоровью и здоровому образу жизни носит в основном эмоциональный характер при слабой потребности в знаниях и готовности к здравосозидательной активности.
И Практический Поступочный
Структура компонентов интенсивности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в группах с различным уровнем его развития
В группе «середняков» намечается тенденция наибольшего прироста практического компонента, он почти сравнивается с эмоциональным, структура интенсивности становится более когерентной (К=3,8). Показатели всех компонентов находятся хотя и на разных границах, но в пределах средних значений.
В группе «активистов» структура претерпевает качественные изменения: ведущим становится практический компонент, когнитивный поднимается до третьего, поступочный, хотя и остается на последнем месте, но его прирост, как и прирост когнитивного компонента, наиболее
заметен. Показатели всех компонентов значительно превосходят средние значения. Когерентность по сравнению с «отрицалами» и «середняками» достигает высокого уровня (К=2,05). Структура интенсивности отношения к здоровью становится более сбалансированной.
Показатели, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что при развитии отношения к здоровью от низкого к высокому эмоции постепенно утрачивают свое главенствующее значение, а в характеристике отношения ведущую роль приобретают когнитивный (интерес к знаниям о здоровье) и практический (умения в сфере здравосози-
(»Уі)
Значения средних показателей компонентов субъективного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в группах с различным уровнем интенсивности этого отношения
Интенсивность Компоненты интенсивности отношения Когерентность
перцептивно- аффективный когнитивный практический поступочный
Низкая (п=127) М±m 14,80±0,23 6,54±0,20 2,09±0,15 3,60±0,17 2,57±0,13 4,45
Средняя(п=716) М±m 31,16±0,178 9,83±0,107 6,02±0,101 9,20±0,107 6,11±0,107 3,81
Высокая (п=181) М±m 52,90±0,30 14,03±0,16 12,32±0,21 14,30±0,16 12,25±0,18 2,05
дания) компоненты, что закономерно выражается в поступках личности (значительный рост поступочного компонента) и в поведении в целом.
Низкая когерентность компонентов интенсивности отношения к здоровью при их высоком уровне свидетельствует о том, что субъективное отношение приобретает форму установки, что выражается в «готовности к определенному характеру протекания деятельности по отношению к данному объекту» [3, 4, 8], т.е. в готовности к здравосозиданию. Это подтверждается динамикой показателя доминантности отношения к здоровью: от 4,5±
0,102 - в группе с низкой интенсивностью отношения
и 5,01 ±0,035 - в группе со средней интенсивностью до 5,513±0,068 - в группе с высокой интенсивностью. Межгрупповые различия достоверны для всех приведенных в статье параметров отношения (Р<0,01).
Таким образом, при развитии отношения к здоровью качественно меняется его структура, рост интенсивности отношения сопровождается повышением когерентности его компонентов. Можно предположить, что структурнодинамические особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни являются внутренним фактором, определяющим личностный характер здравосозидания, а их диагностика позволяет его прогнозировать.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980.
2. Дерябо С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. - 1999. - № 2. - С. 7-16.
3. Ильин Е. 'П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
4. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во «ИПП», 1995. - 356 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. -М.: Педагогика, 1989.
8. УзнадзеД.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 452 с.
СЙ
1