%]исхякдва С- C-
ЛГеоретичесгфе обоснование проблемы формирования профессиональной позиции...
УДК 378.091.398 ББК 74.204.2
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ПОДРОСТКОВ
Кислякова С. С.
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования профессионального позиции педагога в воспитании ценностного отношения к здоровью подростков. Особое внимание обращается на мотива-ционно-ценностные и эмоционально-оценочные отношения педагога к профессионального деятельности.
Theoretical questions of formation of a professional position of the teacher in education of the valuable relation to health of teenagers are considered in article. The special attention addresses on motivation and valuable, emotionally-estimated relations of the teacher to professional work.
Ключевые слова: формирование, профессиональная позгщия педагога, здоровый образ и стиль жизни, г^енностное отношение к здоровью подростков.
Formation, a professional position of the teacher, a healthy image and a style of life, the valuable relation to health of teenagers.
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Возрастающая потребность социума в воспитании здорового поколения определена как социальный заказ общества.
Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором акцент ставится на создании условий, ориенти-
рующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятиях физической культурой и спортом. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одного из пяти направлений выделяется здоровье школьников.
В то же время ученые А. Я. Доцоев, В. А. Аксенов, А. Т. Тутатчиков, А. М. Усынин обращают внимание на недостаточную разработанность системы сохранения здоровья в массовой общеобразовательной практике, обусловленную низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в привитии школьникам интереса и формирования потребностей в здоровом образе жизни [4, с. 49].
Любая профессиональная деятельность предполагает соответствие определенным требованиям тех, кто ею занимается. Очевидно, можно выделить и такие базовые требования, какими являются высокий профессионализм, мастерство, компетентность, которые в равной мере предъявляются к представителям разных профессий. Педагогу необходимо ориентироваться в современных концепциях, подходах воспитания школьников, уметь анализировать поток информации, а также формировать у себя профессионально значимые качества, компетенции, в том числе и ценностей здоровья.
Термин «формирование» относится к категориям педагогики наряду с такими, как «обучение», «воспитание» и «развитие». В основе данного процесса лежит интеграция фундаментальных, прикладных и практических знаний, полученных в результате педагогической деятельности, рассматривающих логику педагогических явлений и стремящихся к достижению заданного результата.
Формировать, по мнению Д. Н. Ушакова -это придавать чему-нибудь устойчивость, законченность, определенный тип [13, с. 894]. Таким образом, формирование представляет
Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал
81
Яаучпое обеспечение системы повышения квалификации кадров
Исследования молодъи^ученъи^
собой процесс, позволяющий выделить значимые ценностные характеристики изучаемого явления в течение данного процесса.
Ю. Н. Кулюткин и В. П. Бездухов термин «позиция» рассматривают как «социально-психологическую позицию взрослого человека» и определяет ее основные характеристики: стремление к самореализации, поглощенность делом, как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в своих силах, инициативность и гибкость, критичность и высокая степень рефлексии, детская восприимчивость и открытость, по отношению к новому [9].
Н. А. Литвинцева, анализируя «позицию взрослого» в концепции Э. Берна, характеризует ее как «рациональную, сдержанную. Взрослый трезво оценивает ситуацию, логически мыслит, владеет собой, направлен на сотрудничество». Следовательно, можно провести взаимосвязь двух ролевых позиций «педагога» и «взрослого человека», которые по своему предназначению должны быть направлены на поддержание и сохранение здоровья подростка [11].
В современном обществе, одним из важнейших требований, которые должен соблюдать педагог при выборе реализации подходов, направлений и концепций воспитания ценностного отношения к здоровью подростков - это «четкость» и направленность профессиональной позиции [10, с. 50]. Таким образом, в позиции педагога проявляются ценности, его моральный выбор, на которые влияют традиции, культура, нормативные требования, среда в которой находится человек. От позиции педагога зависит ход образовательного процесса. Ученые считают, что именно позиция педагога представляет собой смысловую сущность обучения и воспитания, где профессиональные и личностные особенности педагога сопряжены [3; 10; 12; 15].
Формирование профессиональной позиции педагога в воспитании ценностного отношения к здоровью подростков напрямую зависит от готовности педагога к данной деятельности, его способностей, стиля деятельности, которые он реализует на практике. Данной проблематике посвящены работы А. М. Кузьмина, А. К. Мар-
ковой, Л. М. Митиной, А. А. Найна, А. Я. Най-на, С. Н. Чистяковой, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щурковой, Л. Е. Идиатуллиной и других ученых. Следовательно, полученные знания, уровень подготовки специалиста влияет на уровень практической готовности, компетентности в профессиональной позиции педагога.
Дьяченко, Л. А. Кандыбович выделяют когнитивный элемент в структуре профессиональной готовности педагога (знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия) [5]. Д. В. Григорьев также показывает важность когнитивной составляющей профессиональной позиции педагога [3]. Данные качества характеризуют психологические особенности личности педагога, которые проявляются в его профессиональной позиции, показывают положительное отношение к педагогической деятельности.
Формирование профессиональной позиции педагога происходит посредством развития профессионально важных качеств, состоящего из ряда последовательных этапов под воздействием факторов внешней среды, а также под влиянием внешних и внутренних факторов развития личности. Внешние факторы связаны с требованиями профессиональной деятельности. Ведущими внутренними факторами становления профессиональной позиции является самосознание, принятие гуманистических ценностей, рефлексия, самооценка и самосознание. Внешние факторы являются регулирующей основой профессионального и личностного развития педагогов. Внутренние факторы рассматриваются как способ реализации базовых ценностей педагога в его взаимоотношении с учащимися, коллегами, которые интегрируют субъектные свойства, личностные особенности и профессионально важные качества педагога [6].
Таким образом, вопросы сохранения и укрепления здоровья подростков в образовательном процессе школы найдут решения в готовности педагога к практической педагогической, в формировании профессиональной позиции педагога, которая будет способствовать воспитанию подростков через организацию процессов самосознания, самопонимания, самопринятия. Цель деятельности педагога - обеспечить
Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал
<Выпуа{ 2(4) • 2010
%цслякдва С- С-
ЛГеоретичесг^ое обоснование проблемы формирования профессиональной позиции...
дальнейшее саморазвитие ребенка через развитие его индивидуальных качеств, влияющих на здоровье ребенка.
Как справедливо отмечает В. С. Безрукова, достаточно полные определения здоровья дают медики и психологи, задача педагога - выделить у школьников ту составляющую здоровья, которая подвластна педагогу и может быть им решена [1, с. 11]. Воспитание педагогом ценностного отношения к здоровью подростков невозможно без знаний психологических особенностей подросткового возраста. Как отмечает Г. В. Козлова, переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка [7, с. 37]. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми, сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
В. И. Чирков выделяет связи между здоровьем подрастающего поколения и их жизненными стремлениями (внутренними и внешними) согласно теории самодетерминации поведения человека (в русле гуманистической психологии) [14, с. 48]. Движущими силами развития являются внутренние стремления, определяющие личностный рост (осознание себя, своего поведения, деятельности, самооценивание, самопринятие, принятие других, социальная направленность и др.) и благополучно влияющие на состояние подростков.
Г. В. Козлова считает, когда в подростковый период отдается приоритет воспитанию, то есть ускоренному личному развитию подростков, то в дальнейшем более быстрым темпами идет их обучение, интеллектуальное развитие. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в различных видах деятельности, способствуют сохранению и поддержанию различных аспектов его здоровья [7, с. 41].
Таким образом, под воспитанием подразумевается процесс педагогической помощи подростку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации и жизненном самоопределении.
Следовательно, эффективность воспитания зависит от занимаемой позиции педагога. Объ-
ектная, позиция педагога - это «автономная» деятельность, прямое воздействие на подростков. Субъектная позиция педагога - создание условий для саморазвития, ориентация на взаимодействия сотрудничество с подростками [1].
Профессиональная позиция педагога способствует поиску «смысла жизни», который воплощает в себя когнитивную, эмоциональную, мотивационно-потребностную сферы, отражаясь в поведении и деятельности. Сделанный выбор в итоге отражается на состоянии здоровья подростка, на отношение к ценности здорового образа и стиля жизни.
Истоки ценностных отношений находятся в социальном характере деятельности людей, а ценностное отношение к здоровью подростков выражается через эмоционально-оценочную связь между субъектами, которая оказывает влияние на становлении «Я-концепции» и проявляется в общении, поведении и деятельности подростка [6].
Исходя из вышесказанного, образ жизни выступает как целостная структура в единстве объективного (условия жизни, способы совместной деятельности, определяющие характер их общения и поведения) и субъективного (цели, мотивы деятельность, направленность, ценностные ориентации) аспектов, как единство развития социального, индивидуального, личностного в растущем организме.
Стиль жизни констатирует ее внешние стороны (организация учебы, отдыха, занятия спортом, манеры поведения, ценностные представления и так далее). Стиль жизни выступает как существенный признак индивидуальности человека, отражает способность построить себя как личность в соответствии с социальными нормами и собственными представлениями о полноценной жизни [6].
Поэтому, среди условий в образовательном учреждении, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников выделяют: психологический климат в образовательном учреждении; стиль общения педагога с подростками; формирование самооценки подростка взрослыми; реализация индивидуального подхода в воспитании и обучении ребенка; состояние здоровья подростков и педагогов, их отношение к здоровью, образу и стилю жизни.
Яауч но-т еорет ичес^и и журнал
83
Яаучпое обеспечение системы повышения квалификации кадров
СОДЕЙСГв. f \
Исследования молодъисученъи^
ЧИППКРО
Таким образом, формирование профессиональной позиции педагогов следует рассматривать как интеграцию интеллектуальных, моти-вационно-ценностных, эмоционально-оценочных отношений к практической педагогической деятельности в единстве с высокой общей культурой, с целью поддержки подростка в становлении его субъектности, приобщения к ценностям здоровья, здорового образа и стиля жизни.
Литература
1.Бедерханова, В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст] / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. -Краснодар, 2000. - 54 с.
2.Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3 : здо-ровьесберегающий урок [Текст] / В. С. Безрукова. - М. : Сентябрь, 2006. - 176 с.
3.Григорьев, Д. В. Управление развитием позиции педагога как воспитателя [Текст] / Д. В. Григорьев // Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2006. -№ 5. -С. 22-29.
4.Доцоев, Л. Я. Здоровьесберегающее образование в средней школе [Текст] : монография / Л. Я. Доцоев, В. В. Аксенов, А. Т. Ту-татчиков, А. М. Усынин. - Челябинск: ООО «Рекпол», 2006. - 304 с.
5.Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск : изд-во Белар. ун-та, 1976. - 175 с.
6.Идиатуллина, Л. Е. Становление профессиональной позиции педагога в воспитании ценностного отношения к здоровью подростков [Текст] : учеб.-метод, пособие / Л. Е. Идиатул-лина. - Челябинск, 2009. - 265 с.
7.Козлова, Г. В. Об интеллектуальном развитии в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Г. В. Козлова // Классный руководитель. - 2000. - № 4. - 19-73 с.
8.Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному определению [Текст] : метод, пособие / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М.: ин-т общего среднего образования РАО, 1997. - 80 с.
9.Кулюткин, Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя [Текст] / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Безруков. - Самара : СамГу, 2002. - 400 с.
10. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учебное пособие / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
11. Психологические тесты для деловых людей [Текст] / сост. Н. А. Литвинцева. - М. : Бизнес-школа Интел-Синтез, 1994. - 317 с.
12. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса в школе [Текст] / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 с.
13.Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция [Текст]"/ Д. Н. Ушаков. - М. : ООО «Дом Славянской книги», 2008. - 960 с.
14. Чирков, В. И. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей [Текст] / В. И. Чирков, Э. Л. Диси. // Вопросы психологии. - 1999. -№3,- С. 48-57.
15.Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика в воспитании [Текст] : учебное пособие / Н. Е. Щуркова. - СПб. : Питер, 2005. - 366 с.
Яауч но-т еорет meaqi и журнал
(Выпуск 2i4j • 2010