Научная статья на тему 'Научно-теоретические аспекты подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования'

Научно-теоретические аспекты подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАКТИКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ / HEALTH PROTECTION IN EDUCATION / DYNAMIC APPROACHES / STUDENT-ORIENTED APPROACHES / ACTIVITY APPROACHES / EDUCATIONAL OBJECTIVES / VALUE POTENTIAL OF PHYSICAL EDUCATION / RECREATIONAL OBJECTIVES / SYSTEMATIC APPROACHES / DEVELOPMENTAL OBJECTIVES / VALUE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Касаткина Наталья Эмильевна, Коваленко Наталья Владимировна

В статье представлен анализ состояния здоровья детей и подростков в современной образовательной системе и рассмотрены актуальные научно-теоретические аспекты подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования на основании системного, динамического, личностно-ориентированного и практико-деятельностного и ценностного подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Касаткина Наталья Эмильевна, Коваленко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL ASPECTS OF PREPARING PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TO THE REALIZATION OF HEALTH PROTECTION IN EDUCATION

The article presents the analysis of the state of childrens and adolescentss health in the modern educational system and considers theoretical issues of preparing of physical education teachers to the realization of healthy education on the basis of consistent, dynamic, student-oriented and activity and value approaches.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические аспекты подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования»

УДК 378.046.4:372.879.6

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Н. В. Коваленко

SCIENTIFIC AND THEORETICAL ASPECTS OF PREPARING PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TO THE REALIZATION OF HEALTH PROTECTION IN EDUCATION

E. M. Kazin, N. E. Kasatkina, N. V. Kovalenko

В статье представлен анализ состояния здоровья детей и подростков в современной образовательной системе и рассмотрены актуальные научно-теоретические аспекты подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования на основании системного, динамического, личностно-ориентированного и практико-деятельностного и ценностного подходов.

The article presents the analysis of the state of children’s and adolescentss health in the modern educational system and considers theoretical issues of preparing of physical education teachers to the realization of healthy education on the basis of consistent, dynamic, student-oriented and activity and value approaches.

Ключевые слова: здоровьесберегающее образование, системный, динамический, личностно-ориентированный и практико-деятельностный и ценностный подходы, оздоровительные, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, ценностный потенциал физической культуры.

Keywords: health protection in education; systematic, dynamic, student-oriented, activity and value approaches; recreational, educational and developmental objectives; the value potential of physical education.

Актуальность подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества подтверждается как многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения, так и социально-экономическими условиями, влияющими на общее снижение здоровья нации.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать лет назад. При этом наибольшее увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением школьником общего среднего образования [4].

По данным всероссийской диспансеризации 2000 г. к 7 - 10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9 %, а в возрасте 15 - 17 лет - 22 %, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом [8].

Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации для всех очевидны. Необходимость формирования духовного, нравственного, психического и физического здоровья является звеном, где переплетаются интересы системы образования, семьи, государства и общества в целом. Не случайно одним из направлений модернизации современного российского образования обозначено сегодня укрепление и сохранение здоровья школьников.

В национальной доктрине развития образования, в «Концепции долгосрочного социально-экономиче-

ского развития РФ до 2020 года», в основных направлениях правительства РФ на период до 2012 года», национальном проекте «Наша новая школа» отмечается, что сегодня одной из приоритетных задач системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как к наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах: духовном, психическом и физическом, - которая получила отражение в новых федеральных государственных стандартах образования в начальной и основной школе. С введением ФГОС впервые в истории образования здоровье рассматривается не как условие успешного освоения обучающимися учебных программ, а как результат образования.

Таким образом, представляется необходимым обеспечить организацию воспитательно-образовательного процесса, при котором не наносится вреда здоровью учащихся и педагогов, посредством проектирования и реализации принципов, условий, средств, методов и форм обучения и воспитания, которые способствуют формированию ценностной ориентации детей на здоровый образ жизни, готовности ребенка к безопасной жизнедеятельности.

Содержание понятия «здоровьесберегающее образование» мы понимаем как совокупность управленческих, психологических и организационно-педагогических условий, направленных на сохранение, укрепление и формирование социального, физического, психического здоровья и адаптацию субъектов образовательного процесса на основе психолого-педагоги-ческих и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска» и реализации комплекса

межведомственных оздоровительных мероприятий [5, с. 189 - 220] .

Одним из наиболее важных условий формирования здоровьесберегающего образования в школе является, на наш взгляд, качество организации физической культуры и спорта.

Ключевой фигурой здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является педагог физической культуры, эффективность деятельности которого во многом определяется не только профессиональной компетентностью, но и духовным, психическим и физическим благополучием, отношением к собственному здоровью и здоровью обучающихся.

Главная отличительная особенность здоровьесберегающего образования - это высокая зависимость успешности его реализации от уровня профессиональной подготовки педагога физической культуры. Общество запрашивает педагога не только знающего в совершенстве свой предмет, но и способного создать необходимые психолого-педагогические и здоровьесберегающие условия для развития личности обучающегося и воспитанника средствами физической культуры и спорта.

Методологическую основу концепции подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теория и практика, сущность и явления, формы и содержание о природе деятельности.

Системный, динамический, личностно-ориентированный и практико-деятельностный подходы выступают методологическими ориентирами, позволяющими представить образовательный результат как формирование мотивированной компетентной личности педагога физической культуры, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков, содействующих развитию и самореализации личности педагога и обучающихся.

По мнению В. К. Бальсевича, М. Я. Виленского,

В. И. Ильинич, Л. И. Лубышевой и др. направленность на развитие и самореализацию человека определяет содержание физической культуры, ее ценностные ориентации - человек и его физическое, социальное, психическое и нравственное здоровье как первейшая и наиболее значимая ценность для самого человека (ребенка, взрослого), семьи, общества и государства [1, с. 56 - 60]. Содержанием физической культуры являются деятельность, обеспечивающая двигательную активность, соматическое и психическое здоровье, нормальное физическое развитие и одновременно развивающая самостоятельность, инициативу, волю, мыслительные способности, нравственные качества; традиции: приверженность здоровому образу жизни, двигательной активности, состязательности, физическому труду; инновации: современные способы организации и психофизические

средства тренировки, диагностики, медицинского и педагогического контроля, - но главное - возрождение традиций здоровьеразрушающего поведения, здорового образа жизни и отказ от вредных привычек.

Указанные положения делают целесообразным и необходимым комплексный культурно-оздоровительный развивающий подход к физическому воспитанию в теории и практике образовательной и оздоровительной работы. Он требует объединения усилий исследователей: физиологов, медиков, валеологов, психологов, педагогов, специалистов по физической культуре,

- а также единства устремлений и действий ученых и практиков [8].

Здоровьесберегающая деятельность педагога физической культуры должна быть направлена на комплексное решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и развивающих задач, вписанных в контекст ценностного развития личности. Решение оздоровительных задач способствует укреплению здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышению функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма, формированию гармоничного телосложения и правильной осанки, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличению резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, развитию умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиями, нормализации психосоматического развития, профилактики заболеваний, стрессовых состояний. Реализация образовательных задач предусматривает формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; обучение навыкам и умениям самостоятельной организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Воспитательные задачи позволят решить проблемы формирования мотивационно-потребностной сферы личности в области ценности здоровья, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности; формирования нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, способности к самовоспитанию; гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности, организаторских способностей учащихся, инициативности, социализированности личности; воспитания дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, воспитания положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Решение развивающих задач в здоровьесберегающей деятельности педагога физической культуры предполагает содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности, а также психомотор-

ных способностей, развитию личности посредством приобщения к ценностному потенциалу физической культуры.

Вопросы физической культуры, вписанные в контекст ценностного развития личности, должны стать основополагающими в системе образования. Для этого еще очень многое нужно сделать и в отношении совершенствования содержания образования, насыщения его культурологическим содержанием, и в охвате физкультурным просвещением и занятиями физической культурой широких слоев населения, и в подготовке кадров, способных осуществить поставленные задачи.

Нам близок подход В. А. Сластенина, заключающийся в том, что личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, представляющие систему его ценностных ориентаций [9].

Наряду с педагогическими ценностями важное значение имеет понимание ценностного потенциала физической культуры, поскольку профессиональное развитие учителя предусматривает не только знание педагогических теорий, принципов и методов, но и всестороннее знание своего предмета «физическое воспитание», владение спортивной техникой, оздоровительными методиками и стремление быть для учеников образцом физического развития.

По мнению Н. Ф. Головановой «для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание изучает подрастающее поколение и разрешает проблему «как жить». Однако ценности имеют и личные проявления: ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношения личности к окружающему миру и к самому себе». Автор убежден в том, что аксиологический подход основан на процессе понимания и освоение разных ценностей [3, с. 38 - 47].

Как указывает В. К. Бальсевич, «к общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы двигательной активности, спортивные достижения - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни» [2].

Ю. М. Николаев в области физического воспитания выделяет такие ценности: формирование двигательных навыков, умений, знаний, восстановление духовных и телесных сил, формирование личности, умственное развитие, эстетичное, этическое воспитание. Ученый подчеркивает, что физическое воспитание формирует мотивационную, познавательную, двигательную сферы личности, и обращает внимание на то, что в результате развития мотивационной сфе-

ры осуществляется достижение таких ценностей, как нравственность личности, ее целесообразная деятельная активность [7, с. 9 - 15].

Вопросу формирования разнообразных ценностей в области физического воспитания посвящены научные труды Л. И. Лубышевой, которая рассматривает процесс физического воспитания как важный компонент социальной культуры и возможность формирования двух категорий ценностей: педагогических ценностей и ценностей физического воспитания. Ученый подчеркивает, что формирование социальнозначимых ценностей средствами физического воспитания должно осуществляться в рамках следующих видов воспитания: государственно-патриотическое

воспитание, социально-патриотическое воспитание, социально-психологическое воспитание, гуманистическое воспитание, этическое воспитание и профессиональное воспитание [6].

А. В. Тимушкин и соавторы вводят такое понятие, как структура ценностей физической культуры, которая включает интеллектуальные ценности - знание о методах и средствах развития физического потенциала человека (общеобразовательные и специальные знания); ценности двигательного характера - лучшие образцы мышечной деятельности, личные достижения в двигательной подготовленности человека, физический потенциал (спортивная техника, умение и навыки, физическое состояние); ценности педагогической технологии - разные комплексы методического руководства (методика физического воспитания, методика спортивной подготовки), практические рекомендации здорового образа жизни и закаливания, программы, планы тренировочных занятий и тому подобное; ин-тенционные ценности (от лат. mtention - стремление)

- сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в данном обществе, ее популярность, желание и готовность людей к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры; мобилизационные ценности - способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, скорость оценки ситуации и принятие решений, настойчивость в достижении цели [10].

Состав ценностного потенциала физической культуры остается относительно стабильным, но содержательные аспекты ценностей постоянно обновляются, дополняются, совершенствуются по мере того, как развиваются знания и повышается уровень общественной культуры [7, с. 9 - 15].

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности доказывать огромное влияние занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, - то ее влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Сегодня необходимы признание идеи «человекотворческой сущности физической культуры» (Ю. М. Николаев) на уровне массового сознания, из-

менение отношения педагогического сообщества к «физической культуре» как к «второстепенному» предмету и построение здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса на основе формирования ценности здоровья [7].

Несомненно, актуальность подготовки педагога физической культуры к реализации здоровьесберегающего образования определяет ценностное отношение к здоровью как личностное качество каждого человека, которое может сформироваться только благодаря активной здравотворческой деятельности самого человека. Но мы считаем, что о сформированно-сти данного качества можно говорить только в том случае, когда культурные здравотворческие традиции

Литература

1. Новые векторы модернизации массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В. К. Бальсевич [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4.

2. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

3. Голованова, Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н. Ф. Голованова // Педагогика. - 2007. - № 10.

4. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). - Режим доступа: http://www.fzr.ru/doc

5. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования теория и практика: учебное пособие / под науч. ред. Э. М. Казина; ред. коллегия: Н. Э. Касаткина [и др.]. - 2-е изд., доп. и переработ. - Кемерово: КРИП-КиПРО, 2011.

6. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л. И. Лубышева. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

7. Николаев, Ю. М. Общая теория и методология физической культуры: контуры нового - человеческого измерения / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11.

8. Образование и здоровье: сб. науч. ст. / ред. В. И. Загвязинский, В. М. Чимаров. - Тюмень: ТюмГУ,

2005.

9. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для высш. пед учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

10. Тимушкин, А. В. Физическая культура и здоровье: учеб. пособие / А. В. Тимушкин, Н. Н. Чесноков,

С. С. Чернов. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 139 с.

Информация об авторах:

Казин Эдуард Михайлович - доктор биологических наук, заслуженный деятель науки, профессор кафедры теории и методики общего образования МАОУ ДПО ИПК, 8(3842)58-35-15.

Eduard M. Kazin - Doctor of Biology, Honored Scientist, Professor at the Department of Theory and Methodology of Education, Intsitute of Professional Retraining, Novokuznetsk.

Касаткина Наталья Эмильевна - доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой межвузовской общей и вузовской педагогики КемГУ, 8(4842)58-29-55, [email protected]. Natalia E. Kasatkina - Doctor of Pedagogics, Honoured Worker of High School of the Russian federation, Head of the Inter-University Department of General and High School Pedagogics, Kemerovo State University

Коваленко Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Новокузнецкого филиала КемГУ, 8(3843)74-88-49, [email protected].

Natalia V. Kovalenko - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Psychology, Movokuznetsk branch of Kemerovo State University.

будут проявляться всегда, независимо от обстоятельств. Ценностное отношение к здоровью - это не только знание человеком своего внутреннего (физического, психического, социального, духовного) мира, но и осознание своего морального облика, своей оценки внешнего мира и других людей, своего положения в природе и социуме. Формирование ценностного отношения к здоровью, физической культуре связано с развитием самостоятельности, субъектности человека. Эта позиция представляется нам наиболее целесообразной, так как рассматривает ценностное отношение к здоровью, физической культуре как сложный результат внутренней и внешней активности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.