ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
© Т. Ю. Мысина
Мысина Татьяна Юрьевна
старший преподаватель кафедры обшей и социальной психологии филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти [email protected]
Рассматриваются вопросы сохранения злоровья стулентов, а также лается опрелеление ценностного отношения к ЗАоровью. Приволятся результаты лиа-тностики и интерпретации результатов исслелования у стулентов высших учебных завелений г. Тольятти.
Ключевые слова: студенты, формирование ценностного отношения, здоровье, психоэмоциональные состояния, психолого-педагогические условия, регуляция.
Статистические данные системы здравоохранения, обобщенные результаты научных наблюдений позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья студенческой молодежи приобретает стойкие тенденции. В проблеме здоровья не только социальные и личностные факторы, от которых зависит формирование образа жизни человека, но, увы, и существующая система образования способствуют ухудшению состояния здоровья. Не вызывает сомнения, что решение основной задачи, связанной с предотвращением негативной тенденции в состоянии здоровья студентов, необходимо связать с совершенствованием системы содержания и технологий обучения в высшей школе, с разработкой и созданием условий, обеспечивающих осознанное позитивное отношение студентов к своему здоровью.
Сохранение здоровья актуально в студенческом возрасте, так как здоровье студентов определяется особенностями этого периода в их жизни. Студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психиче-
ских нагрузок и перегрузок [2, 6, 7]. Именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокообщественное значение.
Современный темп и уровень экономических и психологических нагрузок значительно превышает адаптационные возможности основной массы студентов, что находит свое естественное отражение в появлении неблагоприятных психоэмоциональных состояний и негативно отражается на эффективности процесса обучения в вузе, приобретении профессиональных навыков и психическом здоровье в целом.
На основании изучения специальной литературы видно, что студенты уверены в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов, в то же время, зная о ценности здоровья в студенческий период, не осознают необходимости обеспечивать мотивацию здорового поведения, не владеют навыками здорового стиля жизни, нуждаются в приобретении знаний и практического опыта в области укрепления своего здоровья (Г. Ю. Козина, В. Я. Шклярук). Отечественными и зарубежными авторами подчеркивается высокая значимость представлений в жизни человека, их регулятивная функция по отношению к восприятию действительности и поведению (Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев, М. К. Андреева, С. Московичи, В. Н. Мясищев). Проблема ценностей очень тесно связана с учебно-воспитательным процессом, который в свою очередь является важнейшим средством познания ценностей.
Для сохранения и укрепление здоровья необходимо изменить отношение человека к своему здоровью — оно должно стать ценностным. В процессе теоретического анализа, проведенного нами, ценностное отношение к здоровью было описано с позиции трех компонентов — эмоционального, когнитивного и мотивационно-поведенческого [1, 3, 5].
Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р. А. Березовской, Л. В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий. Когнитивная составляющая отношения к здоровью во многом зависит от психологической компетентности личности. Последняя обусловлена особенностями обыденной психологии и психогигиены того социума и этноса, к которому принадлежит индивидуум. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью, подразумевающая переживания своего здоровья или нездоровья, является крайне значимой в контексте общей самооценки личности, в определении ее «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Эмоциональный
компонент отражает чувства и переживания человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности его эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека [4, 5].
Отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л. В. Куликова, может рассматриваться как личное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей скрыты серьезные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объему знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причем это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья [4].
Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение».
Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. А в этом особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.
Мы считаем целесообразным внесение в студенческую жизнь элементов здравотворчества, регуляции, оснащая молодежь привычками и навыками, способствующими оптимизации психоэмоциональных состояний и формированию ценностного отношения к здоровью. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью.
Мы предлагаем модель психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза, которая состоит из четырех структурных компонентов и адекватных им психолого-педагогических условий. Модель психолого-педагогических условий регуляции рассматривается как ресурсная составляющая процесса образования, система возможностей (внутренних и внешних, динамических и статических), необходимых для успешной адаптации студентов к обучению и формирования осознанного позитивного отношения к своему здоровью. В таблице 1 можно видеть, что большинство условий, входящих в состав структурных компонентов модели, конкретизируют и взаимо дополняют друг друга.
Таблица 1
Психолого-педагогические условия регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза
Комплекс условий Содержание условий
Организационно-технологические условия: - научно-методическое обеспечение комплексной программы тренинга регуляции психоэмоциональных состояний; - моделируемые или спонтанно возникающие ситуации при внедрении комплексной рекреационнообучающей программы тренинга регуляции психоэмоциональных состояний студентов - разработка и внедрение научно-методического обеспечения, интегрированной программы тренинга регуляции психоэмоционального состояния студентов, основанной на современных технологиях регуляции и адаптации организма
Психодиагностические условия: - особенности адаптации студентов; - особенности и динамика психоэмоциональных состояний; - эмоциональный, когнитивный, практический и поведенческий параметры отношения к здоровью - выявление возможностей созданной психопрофилактической программы (диагностика и оценка эффективности)
Информационно-познавательные условия (акцент делается на мотивационно-побудительный компонент): - лекционно-практические занятия по современным технологиям регуляции психоэмоциональных состояний; - индивидуальные и групповые консультации для студентов по проблемам регуляции психоэмоциональных состояний - предъявление студентам полноценной информации по вопросам здорового образа жизни, значения психоэмоционального состояния и овладения технологиями регуляции; - обоснование значимости информации, поддержка деятельности студентов по осознанию, усвоению и принятию информации, ее самостоятельной реализации в поведении и деятельности
Психопрофилактические условия: - тренинг регуляции психоэмоциональных состояний; - самостоятельная работа студентов по применению приемов и методов психической регуляции - получение и отработка навыков регуляции психоэмоциональных состояний; - рефлексия самостоятельного опыта применения средств саморегуляции
Каждый комплекс психолого-педагогических условий, входящих в состав того или иного компонента модели, разработан так, что нацелен на поэтапное (последовательное) развитие определенных параметров отношения к здоровью, к своему психоэмоциональному состоянию, а в результате — на повышение общего уровня осознанности этого отношения:
— исследовательский компонент — условия развития эмоционального параметра отношения к здоровью;
— гностический компонент — условия развития когнитивного и практического параметров;
— практический и организационный компоненты — условия развития поведенческого компонента отношения к здоровью.
Общеметодологическими принципами разработанной модели психологопедагогических условий являются: принцип системности, единства теории и практики, гуманизации образования.
В общем виде структура модели психолого-педагогических условий представлена на рис. 1.
ЦЕПЬ
но
йийывдм аштщиыша голоті сїїпо зги
сіттуїм* ЕМ ПОСНЫ
кии
[К№ MF.Hr ИПГ отц ■. иш 'ЛІІН'І
ауліідоааки вшот — дмнд сЛоав)
.шкшлипл
Г^ЖГЯ — ■
і їм ! прівг^іріирвгаі иерям:
ВШИ
Рис. 1. Модель психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза
Создание психолого-педагогических условий регуляции обеспечивалось в процессе проведения специальной комплексной рекреационно-обучающей программы тренинга регуляции.
Методика исследования
В исследовании приняли участие студенты двух вузов г. Тольятти Самарской области: Тольяттинского государственного университета (ТГУ) и Тольяттинского филиала Самарской гуманитарной академии (ТФ СаГА). Общее число испытуемых, принимавших участие в исследовании, составило 146 человек — студенты 1-2 курса разной профессиональной направленности. 90 человек вошли в экспериментальную группу, 56 человек — в контрольную.
В соответствии с задачами исследования был разработан пакет методов и методик, ориентированный на изучение ценностного отношения к своему здоровью. Исследование проводилось с использованием следующих методик:
— тест «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина;
— опросник «Индивидуальная концепция здоровья» Д. Сиерес, В. Га-видия;
— многомерный опросник по здоровью «Локус контроля здоровья» К. Вэлстона, Б. Вэлстона, Р. Де Виллиса;
— тест дифференцированной самооценки психоэмоционального статуса «САН» В. А. Доскина;
— методика самооценки функциональных и эмоциональных состояний «Шкала-градусник» Ю. Я. Киселева;
— методика оценки монотоноустойчивости личности Н. П. Фетискина;
— тест «Profiles of mood states» (POMS) D. M. Mc-Nair.
Программа тренинга регуляции проводилась в течение одного года.
С каждой тренинговой подгруппой в течение полутора месяцев проведено 10 занятий по два раза в неделю, включая лекционно-практические занятия по современным технологиям регуляции психоэмоциональных состояний, индивидуальные и групповые консультации для студентов по вопросам самостоятельного применения технологий регуляции, укрепления и поддержания психологического здоровья. Занятия приходились на начало и конец недели, длительностью 1 час 50 минут.
В данной авторской разработке соединены интегративные дыхательные психотехнологии (ребефинг, вайвейшн, холотроп, Свободное Дыхание, энергодыхание и др.), элементы Системы целостно-волнового движения Н. Кудряшова, Н. Андреевой, интегративной танцевально-двигательной терапии В. В. Козлова, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко, телесно-ориентиро-ванной терапии, коммуникативного тренинга, тренинга личностного роста.
Для проверки достоверности произошедших изменений применялись методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (t-критерий Стьюдента, Т-критерий Вилкоксона).
Результаты исследования
При рассмотрении показателей ценностного отношения к здоровью на доэкспериментальном этапе исследования между экспериментальной и контрольной группой значимых различий не установлено (по ^критерию Стьюдента значения 1эмп < 1кр при р<0,05).
Выделены особенности ценностного отношения к здоровью студентов вуза:
— для половины студентов характерны низкие баллы по эмоциональному компоненту отношения к здоровью — 51% (п=90), 54% (п=56), они нечувствительны к изменениям в собственном организме. Но при всем этом нуждаются в поддержке со стороны взрослых, заинтересованы в получении знаний о психическом благополучии, методах его поддержания, не проявляя активности в ее поиске. Об этом свидетельствует средний уровень выраженности показателей когнитивного компонента отношения у 43%, 39% студентов;
— в выборке в целом наблюдалось достоверное преобладание типа индивидуальной концепции здоровья (ИКЗ) «Здоровье как данность конкретных ресурсов»— этой концепции придерживались около половины студентов вуза — 50% (экспер. гр.) и 52% (контр, гр.). В этом случае ответственность за здоровье принадлежит не самому человеку, а «системе» — обществу, культуре, состоянию окружающей среды. Таким образом, можно сказать, что большая часть студентов придерживается «экологической» концепции здоровья. Это можно расценивать как итог усилившегося в последние десятилетия экологического воспитания в системе образования и СМИ;
— у студентов наиболее выражен средний уровень в локусе контроля здоровья. 29% (экспер. и контр, гр.) опрошенных студентов считают, что здоровье зависит, прежде всего, от них самих (шкала «внутренний локус здоровья»); 52% (экспер. гр) и 48% (контр, гр.) склонны считать, что они контролируют свое здоровье время от времени (средний уровень). 19% студентов (экспер. гр.) и 23% (контр, гр.) имеют низкий уровень внутреннего локуса контроля здоровья. В то же время студенты соглашаются в 58% случаев с тем, что их здоровье контролируется время от времени (средний уровень) соответственно «могущественными другими»(прежде всего врачи, а также семья, друзья) и «волей случая» в 48% и 52% случаев;
— исследование динамики психоэмоциональных состояний студентов, подтвердило актуальность для студенческой молодежи проблемы здоровьесбережения в процессе обучения в вузе. Отношение к здоровью является субъективным фактором, влияющим на психоэмоциональное состояние студенческой молодежи. Более чем у половины студентов выражен дисбаланс в психоэмоциональном состоянии, проявляющийся в высоких показателях настроения у 49% студентов (экспер. гр., п=90) и 50% (контр, гр., п=56), положительного фона эмоциональных переживаний (радости) у 46% (п=90), 52% (п=56), светлого (приятного) состояния у 47% (п=90), 54% (п=56)), средней коммуникативности у 48% (п=90), 55% (п=56), низких показателях неуверенности у 67% и 66%, но при этом в наличии усталости у 79%, низкой заинтересованности у 34%, 30%, среднего уровня тревожности (41%), низких показателей активности 52%, 54%;
— у одной трети студентов выявлены неблагоприятные психоэмоциональные состояния — безразличие (28%, 34%), скука (34%, 32%), состояние пресыщенности (38%, 43%). На наш взгляд, вероятность появления подобных состояний во многом определяется наличием низкого уровня личностной моно-тоноустойчивости. Исследованием подтверждено, что большинству обследованных студентов (65%, 68%) трудно переносить длительную однообразную нагрузку, часто свойственную учебному процессу в вузе.
Результаты контрольного эксперимента позволили определить изменение ценностного отношения к здоровью у студентов экспериментальной группы, проявляющееся в повышении мотивационно-потребностной составляющей отношения студентов к собственному состоянию и психологическому здоровью. Рассмотрим различия в структуре отношения к здоровью у студентов экспериментальной и контрольной группы. В структуре отношения к здоровью у студентов экспериментальной группы преобладают показатели поступочной шкалы (высокий уровень развития данного компонента отношения — 7 станайнов), а эмоциональный, когнитивный, практический имеют уровень выше среднего (6 станайнов). Это свидетельствует о том, что проблемы здоровья, его сохранения, совершенствования эмоционально значимы для студентов. Студенты способны чутко воспринимать изменения в состояниях, ценят ощущения психологического равновесия, получают от этого наслаждение, в сравнении со структурой компонентов отношения у студентов контрольной группы, где показатели «внутреннего плана» имеют уровень выраженности ниже среднего (4 станайна), а поступочный компонент имеет средний уровень выраженности (5 станайнов). Выявлены высокодостоверные различия между экспериментальной и контрольной группой в показателях параметров отношения к здоровью, что подтверждается математическими расчетами с помощью ^критерия Стьюдента для несвязных выборок: значения 1эмп > 1кр при р<0,001 (рис. 2).
Экспериментальная группа
Станайны
Контрольная группа
■До * После
Рис. 2. Изменения структуры отношения к здоровью в экспериментальной (п=90) и контрольной группе (п=56),
где Э — эмоциональный компонент, К — когнитивный компонент, П — практический компонент, Пс — поступочный компонент, ИП — итоговый показатель отношения
Выявлены значимые различия между студентами экспериментальной и контрольной группы в понимании причин здоровья/нездоровья (по ^критерию Стьюдента значения 1эмп > 1кр при р<0,01).
В целом, если на доэкспериментальном этапе исследования у студентов экспериментальной группы преобладал тип индивидуальной концепции здоровья (ИКЗ) «Здоровье как данность конкретных ресурсов»— этой концепции придерживались 45 студентов — 50 % всей группы, которые считали, что индивидуальное здоровье исходит не от самого человека, а извне, из «системы», то на постэкспериментальном этапе их количество сократилось до 18 человек (20%). Преобладающей в группе стала наиболее прогрессивная ИКЗ «Здоровье — способность к развитию», которой придерживаются 38 студентов (42%), где причины изменения состояния здоровья зависят от поведения самого человека.
Естественно, что при достоверном изменении представлений студентов о причинах здоровья/нездоровья значимо изменилась и степень выраженности локуса контроля над состоянием своего организма, в том числе психоэмоциональным состоянием (рис. 3). В экспериментальной группе средние значения показателей внутреннего локуса контроля достоверно повысились с 19 до 21 балла (значения tэмп > 1;кр при р<0,001) и превышают показатели контроля «могущественными другими» (17 баллов) и «волей случая» (16 баллов).
□ Внутр. локус контроля П Внутр. локус контроля
□ Контр ОЛЬ " могу ществ. дру гими" □ Контр ОЛЬ " могу ществ. др у гими"
□ Контроль волей случая □ Контроль волей случая
Рис. 3. Изменение выраженности локуса контроля здоровья у студентов экспериментальной группы (п=90) под воздействием психолго-педагогических условий регуляции
В контрольной группе среднее арифметическое показателей по контролю «могущественными другими» повысилось с 19 до 20 баллов (различия значимы при р<0,01) и превышает показатели внутреннего локуса контроля (среднее по группе 18 баллов) и контроля волей случая (17 баллов). Студенты контрольной группы отличаются более высоким уровнем выраженности контроля «могущественными другими», преобладанием среднего уровня в показателях контроля волей случая и более низким уровнем внутреннего локуса контроля здоровья. Одна треть студентов (34%) в группе считают, что их здоровье в большей степени зависит от других людей (например, врачей), и с 52% до 71% повысилось количество студентов, которые верят в зависимость (время от времени) своего состояния от воли случая, судьбы или везения (рис. 4).
54
80
70
во
50
ПОСЛЕ 40 30 20 10 о
:: И71 :
50 Ф
'—34— —
Вы С,
□ Внутр. локус контроля
□ Контроль "могутцеств. другими" ■ Контроль волей случая
Выс. Ср. Низ.
□ Внутр. локус контроля
□ Контроль "могуществ. другими" ■ Контроль волей случая
Рис. 4. Изменение выраженности локуса контроля здоровья у студентов контрольной группы (п=56)
После внедрения модели психолого-педагогических условий регуляции в экспериментальной группе снизилось количество студентов с высоким уровнем тревожности на 16%, безразличия на 15%, скуки на 11%, пресыщенности на 28%, фрустрационных переживаний (неудовлетворенности, на 16%) усталости на 25%. Установлено значимое повышение показателей положительного фона психоэмоциональных переживаний (восторженности, радости, спокойствия). Динамика изменений, произошедших с контрольной группой, была неравномерной и зависела от начального уровня выраженности показателей психоэмоционального состояния. Результаты исследования подтверждают, что большая нагрузка, объем учебной и научной информации в вузе, дефицит времени на ее усвоение и появляющиеся вследствие этого неблагоприятные психоэмоциональные состояния, такие как скука, усталость, фрустрационные переживания, способны накапливаться при отсутствии необходимого психологического сопровождения. В контрольной группе мы наблюдали увеличение числа студентов с высоким и средним уровнем тревожности на 8%, депрессивности на 11%, усталости на 15% (рис. 5.). до _____
100%
80%
60%
40%
20%
ЛИ
ДО
Т Б С П Н V В Р Сп О высокий ур-нь О средний ур-нь □ низкий ур-нь
60%'
40%'
20%'
ПОСЛЕ
и
5
<к_
—11 — І'
С П Н У В Р Сп
Рис. 5. Изменение показателей психоэмоционального состояния в экспериментальной группе (п=90) и контрольной группе (п=56),
где Т — тревожность, Б — безразличие, С — скука, П — пресыщенность, Н — неудовлетворенность, У — усталость, В — восторженность, Р — радость, Сп — спокойствие
При оценке внутригрупповых различий в группах по Т-критерию Вилкоксона выявлены следующие закономерности (табл. 2):
Таблица 2
Направленность изменений психоэмоционального состояния в экспериментальной и контрольной группе
Показатели Экспериментальная группа (п=90) Контрольная группа (п=56)
Сниж. Повыш. Нуль- динамика Сниж. Повыш. Нуль- динамика
Тревожность 45** 7 38 12 27** 17
Безразличие 33** 9 48 5 19** 32
Скука 39** 6 45 7 21** 28
Пресыщенность 53** 2 35 6 17** 33
Неудовлетвор-ть 36** 2 52 7 23** 26
Депрессивность 38** 10 42 11 30** 15
Агрессивность 35** 18 37 14 30** 12
Энергичность 10 47** 33 27 20 9
Усталость 52** 8 30 9 36** 11
Восторженность 9 34** 47 18** 4 34
Радость 12 28** 50 27** 9 20
Спокойствие 12 28** 50 27** 6 23
где * — изменения достоверны (р<0,05) ** — изменения достоверны (р<0,01)
В таблице 2 можно видеть, что в экспериментальной группе интенсивность отрицательных сдвигов по показателям тревожности, безразличия, скуки, пресыщенности, неудовлетворенности, депрессивности, агрессивности и усталости значимо превышает интенсивность положительных сдвигов (1эмп<1кр при р<0,01). По показателям восторженности, радости и спокойствия достоверно преобладает интенсивность положительных сдвигов, что свидетельствует в пользу специально созданных для студентов экспериментальной группы психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний. Направленность изменений, произошедших в контрольной группе, характеризуется обратной динамикой — преобладает интенсивность положительных сдвигов в показателях неблагоприятного фона психоэмоциональных переживаний, кроме показателей энергичности, где исследованием значимых различий не установлено (1эмп > 1кр при р<0,05).
Выводы
В ходе исследования выделены особенности ценностного отношения к здоровью студентов вуза, которые проявляются в низкой выраженности эмоционального компонента отношения к здоровью. Большая часть студентов придерживается «экологической»концепции здоровья — «Здоровье как данность конкретных ресурсов». Это можно расценивать как итог усилившегося в последние десятилетия экологического воспитания в системе образования и СМИ. В этом случае ответственность за здоровье принадлежит не самому человеку, а «системе»— обществу, культуре, состоянию окружающей среды.
56
Психологическим механизмом формирования отношения личности к собственному здоровью как ценности является выявление и разрешение противоречия между инициируемой ценностью и реальным поведением.
Одной из предпосылок успешного развития ценностного отношения к здоровью у студентов является своевременная психологическая диагностика, предполагающая выявление внешних его проявлений на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Психологическое сопровождение образовательного процесса должно быть направлено на развитие всех структурных компонентов ценностного отношения студентов к здоровью: мотивационно-поведенческого, когнитивного, эмоционального.
Программа формирования ценностного отношения студентов к своему здоровью должна быть направлена на актуализацию их знаний о своем здоровье; развитие потребности в самопознании и познании другого; формирование умений оценивать и прогнозировать собственное психоэмоциональное состояние; выработку навыков саморегуляции.
Экспериментально подтверждена эффективность модели психолого-пе-дагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о расширении мотивационно-потребностной составляющей отношения студентов к собственному здоровью и положительной динамике психоэмоциональных состояний студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершинина,И. В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы : дис.... канд. пед. наук. — Саранск, 2006. — 227 с.
2. Виноградова, Г. А. Развитие психологических ресурсов студентов-перво-курсников (на примере студентов-социологов) / Г. А. Виноградова, Т. П. Сашилова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — Т. 11. — № 4(6). — С. 1481—1488.
3. Кабаева, В. М. Формирование осознанного отношения к здоровью у подростков : дис.... канд. психол. наук. — М., 2002. — 280 с.
4. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. — СПб. : Питер, 2004. — 464 с.
5. Никифоров, Г. С. Психология здоровья. — СПб. : Питер, 2006. — 607 с.
6. Оксанич, С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа : автореф. ... дис. канд. психол. наук. — Самара, 2007. — 25 с.
7. Сборцева, Т. В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. — Череповец, 2002. — 169 с.