Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза'

Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1946
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РЕГУЛЯЦИЯ / STUDENTS / THE FORMATION OF VALUE RELATIONS / HEALTH / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мысина Татьяна Юрьевна

Рассматриваются вопросы сохранения здоровья студентов, а также дается определение ценностного отношения к здоровью. Приводятся результаты диагностики и интерпретации результатов исследования у студентов высших учебных заведений г. Тольятти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мысина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating value relations to health of students university

The problems of the health of students, as well as a definition of value related to health. The results of the diagnosis and interpretation of the results of the study, university students of Togliatti.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

© Т. Ю. Мысина

Мысина Татьяна Юрьевна

старший преподаватель кафедры обшей и социальной психологии филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти [email protected]

Рассматриваются вопросы сохранения злоровья стулентов, а также лается опрелеление ценностного отношения к ЗАоровью. Приволятся результаты лиа-тностики и интерпретации результатов исслелования у стулентов высших учебных завелений г. Тольятти.

Ключевые слова: студенты, формирование ценностного отношения, здоровье, психоэмоциональные состояния, психолого-педагогические условия, регуляция.

Статистические данные системы здравоохранения, обобщенные результаты научных наблюдений позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья студенческой молодежи приобретает стойкие тенденции. В проблеме здоровья не только социальные и личностные факторы, от которых зависит формирование образа жизни человека, но, увы, и существующая система образования способствуют ухудшению состояния здоровья. Не вызывает сомнения, что решение основной задачи, связанной с предотвращением негативной тенденции в состоянии здоровья студентов, необходимо связать с совершенствованием системы содержания и технологий обучения в высшей школе, с разработкой и созданием условий, обеспечивающих осознанное позитивное отношение студентов к своему здоровью.

Сохранение здоровья актуально в студенческом возрасте, так как здоровье студентов определяется особенностями этого периода в их жизни. Студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психиче-

ских нагрузок и перегрузок [2, 6, 7]. Именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокообщественное значение.

Современный темп и уровень экономических и психологических нагрузок значительно превышает адаптационные возможности основной массы студентов, что находит свое естественное отражение в появлении неблагоприятных психоэмоциональных состояний и негативно отражается на эффективности процесса обучения в вузе, приобретении профессиональных навыков и психическом здоровье в целом.

На основании изучения специальной литературы видно, что студенты уверены в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов, в то же время, зная о ценности здоровья в студенческий период, не осознают необходимости обеспечивать мотивацию здорового поведения, не владеют навыками здорового стиля жизни, нуждаются в приобретении знаний и практического опыта в области укрепления своего здоровья (Г. Ю. Козина, В. Я. Шклярук). Отечественными и зарубежными авторами подчеркивается высокая значимость представлений в жизни человека, их регулятивная функция по отношению к восприятию действительности и поведению (Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев, М. К. Андреева, С. Московичи, В. Н. Мясищев). Проблема ценностей очень тесно связана с учебно-воспитательным процессом, который в свою очередь является важнейшим средством познания ценностей.

Для сохранения и укрепление здоровья необходимо изменить отношение человека к своему здоровью — оно должно стать ценностным. В процессе теоретического анализа, проведенного нами, ценностное отношение к здоровью было описано с позиции трех компонентов — эмоционального, когнитивного и мотивационно-поведенческого [1, 3, 5].

Отношение к здоровью, согласно точке зрения Р. А. Березовской, Л. В. Куликова, представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего психического или физического состояния. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий. Когнитивная составляющая отношения к здоровью во многом зависит от психологической компетентности личности. Последняя обусловлена особенностями обыденной психологии и психогигиены того социума и этноса, к которому принадлежит индивидуум. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью, подразумевающая переживания своего здоровья или нездоровья, является крайне значимой в контексте общей самооценки личности, в определении ее «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Эмоциональный

компонент отражает чувства и переживания человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности его эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека [4, 5].

Отношение к здоровью, то есть предрасположенность к сохранению или растрачиванию здоровья, по мнению Л. В. Куликова, может рассматриваться как личное качество. Он отмечает, что в отношении к здоровью у многих людей скрыты серьезные противоречия. С одной стороны, ценность здоровья достаточно велика и в обыденном сознании, без ссылок на научные доказательства. Однако в установке на сохранение здоровья выраженность действенного, поведенческого компонента не соответствует ни объему знаний о здоровье, ни силе эмоциональных реакций на его ослабление. Причем это свойственно не только людям здоровым, но и тем, кто уже имеет достаточно выраженные расстройства здоровья [4].

Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Данный понятийный конструкт в настоящее время носит скорее описательный характер и создан по аналогии с психологическим понятием «отношение».

Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что формирование ценностного отношения к здоровью человека является важнейшей проблемой современности. А в этом особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, созданию условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного оздоровления общества.

Мы считаем целесообразным внесение в студенческую жизнь элементов здравотворчества, регуляции, оснащая молодежь привычками и навыками, способствующими оптимизации психоэмоциональных состояний и формированию ценностного отношения к здоровью. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью.

Мы предлагаем модель психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза, которая состоит из четырех структурных компонентов и адекватных им психолого-педагогических условий. Модель психолого-педагогических условий регуляции рассматривается как ресурсная составляющая процесса образования, система возможностей (внутренних и внешних, динамических и статических), необходимых для успешной адаптации студентов к обучению и формирования осознанного позитивного отношения к своему здоровью. В таблице 1 можно видеть, что большинство условий, входящих в состав структурных компонентов модели, конкретизируют и взаимо дополняют друг друга.

Таблица 1

Психолого-педагогические условия регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза

Комплекс условий Содержание условий

Организационно-технологические условия: - научно-методическое обеспечение комплексной программы тренинга регуляции психоэмоциональных состояний; - моделируемые или спонтанно возникающие ситуации при внедрении комплексной рекреационнообучающей программы тренинга регуляции психоэмоциональных состояний студентов - разработка и внедрение научно-методического обеспечения, интегрированной программы тренинга регуляции психоэмоционального состояния студентов, основанной на современных технологиях регуляции и адаптации организма

Психодиагностические условия: - особенности адаптации студентов; - особенности и динамика психоэмоциональных состояний; - эмоциональный, когнитивный, практический и поведенческий параметры отношения к здоровью - выявление возможностей созданной психопрофилактической программы (диагностика и оценка эффективности)

Информационно-познавательные условия (акцент делается на мотивационно-побудительный компонент): - лекционно-практические занятия по современным технологиям регуляции психоэмоциональных состояний; - индивидуальные и групповые консультации для студентов по проблемам регуляции психоэмоциональных состояний - предъявление студентам полноценной информации по вопросам здорового образа жизни, значения психоэмоционального состояния и овладения технологиями регуляции; - обоснование значимости информации, поддержка деятельности студентов по осознанию, усвоению и принятию информации, ее самостоятельной реализации в поведении и деятельности

Психопрофилактические условия: - тренинг регуляции психоэмоциональных состояний; - самостоятельная работа студентов по применению приемов и методов психической регуляции - получение и отработка навыков регуляции психоэмоциональных состояний; - рефлексия самостоятельного опыта применения средств саморегуляции

Каждый комплекс психолого-педагогических условий, входящих в состав того или иного компонента модели, разработан так, что нацелен на поэтапное (последовательное) развитие определенных параметров отношения к здоровью, к своему психоэмоциональному состоянию, а в результате — на повышение общего уровня осознанности этого отношения:

— исследовательский компонент — условия развития эмоционального параметра отношения к здоровью;

— гностический компонент — условия развития когнитивного и практического параметров;

— практический и организационный компоненты — условия развития поведенческого компонента отношения к здоровью.

Общеметодологическими принципами разработанной модели психологопедагогических условий являются: принцип системности, единства теории и практики, гуманизации образования.

В общем виде структура модели психолого-педагогических условий представлена на рис. 1.

ЦЕПЬ

но

йийывдм аштщиыша голоті сїїпо зги

сіттуїм* ЕМ ПОСНЫ

кии

[К№ MF.Hr ИПГ отц ■. иш 'ЛІІН'І

ауліідоааки вшот — дмнд сЛоав)

.шкшлипл

Г^ЖГЯ — ■

і їм ! прівг^іріирвгаі иерям:

ВШИ

Рис. 1. Модель психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза

Создание психолого-педагогических условий регуляции обеспечивалось в процессе проведения специальной комплексной рекреационно-обучающей программы тренинга регуляции.

Методика исследования

В исследовании приняли участие студенты двух вузов г. Тольятти Самарской области: Тольяттинского государственного университета (ТГУ) и Тольяттинского филиала Самарской гуманитарной академии (ТФ СаГА). Общее число испытуемых, принимавших участие в исследовании, составило 146 человек — студенты 1-2 курса разной профессиональной направленности. 90 человек вошли в экспериментальную группу, 56 человек — в контрольную.

В соответствии с задачами исследования был разработан пакет методов и методик, ориентированный на изучение ценностного отношения к своему здоровью. Исследование проводилось с использованием следующих методик:

— тест «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина;

— опросник «Индивидуальная концепция здоровья» Д. Сиерес, В. Га-видия;

— многомерный опросник по здоровью «Локус контроля здоровья» К. Вэлстона, Б. Вэлстона, Р. Де Виллиса;

— тест дифференцированной самооценки психоэмоционального статуса «САН» В. А. Доскина;

— методика самооценки функциональных и эмоциональных состояний «Шкала-градусник» Ю. Я. Киселева;

— методика оценки монотоноустойчивости личности Н. П. Фетискина;

— тест «Profiles of mood states» (POMS) D. M. Mc-Nair.

Программа тренинга регуляции проводилась в течение одного года.

С каждой тренинговой подгруппой в течение полутора месяцев проведено 10 занятий по два раза в неделю, включая лекционно-практические занятия по современным технологиям регуляции психоэмоциональных состояний, индивидуальные и групповые консультации для студентов по вопросам самостоятельного применения технологий регуляции, укрепления и поддержания психологического здоровья. Занятия приходились на начало и конец недели, длительностью 1 час 50 минут.

В данной авторской разработке соединены интегративные дыхательные психотехнологии (ребефинг, вайвейшн, холотроп, Свободное Дыхание, энергодыхание и др.), элементы Системы целостно-волнового движения Н. Кудряшова, Н. Андреевой, интегративной танцевально-двигательной терапии В. В. Козлова, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко, телесно-ориентиро-ванной терапии, коммуникативного тренинга, тренинга личностного роста.

Для проверки достоверности произошедших изменений применялись методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (t-критерий Стьюдента, Т-критерий Вилкоксона).

Результаты исследования

При рассмотрении показателей ценностного отношения к здоровью на доэкспериментальном этапе исследования между экспериментальной и контрольной группой значимых различий не установлено (по ^критерию Стьюдента значения 1эмп < 1кр при р<0,05).

Выделены особенности ценностного отношения к здоровью студентов вуза:

— для половины студентов характерны низкие баллы по эмоциональному компоненту отношения к здоровью — 51% (п=90), 54% (п=56), они нечувствительны к изменениям в собственном организме. Но при всем этом нуждаются в поддержке со стороны взрослых, заинтересованы в получении знаний о психическом благополучии, методах его поддержания, не проявляя активности в ее поиске. Об этом свидетельствует средний уровень выраженности показателей когнитивного компонента отношения у 43%, 39% студентов;

— в выборке в целом наблюдалось достоверное преобладание типа индивидуальной концепции здоровья (ИКЗ) «Здоровье как данность конкретных ресурсов»— этой концепции придерживались около половины студентов вуза — 50% (экспер. гр.) и 52% (контр, гр.). В этом случае ответственность за здоровье принадлежит не самому человеку, а «системе» — обществу, культуре, состоянию окружающей среды. Таким образом, можно сказать, что большая часть студентов придерживается «экологической» концепции здоровья. Это можно расценивать как итог усилившегося в последние десятилетия экологического воспитания в системе образования и СМИ;

— у студентов наиболее выражен средний уровень в локусе контроля здоровья. 29% (экспер. и контр, гр.) опрошенных студентов считают, что здоровье зависит, прежде всего, от них самих (шкала «внутренний локус здоровья»); 52% (экспер. гр) и 48% (контр, гр.) склонны считать, что они контролируют свое здоровье время от времени (средний уровень). 19% студентов (экспер. гр.) и 23% (контр, гр.) имеют низкий уровень внутреннего локуса контроля здоровья. В то же время студенты соглашаются в 58% случаев с тем, что их здоровье контролируется время от времени (средний уровень) соответственно «могущественными другими»(прежде всего врачи, а также семья, друзья) и «волей случая» в 48% и 52% случаев;

— исследование динамики психоэмоциональных состояний студентов, подтвердило актуальность для студенческой молодежи проблемы здоровьесбережения в процессе обучения в вузе. Отношение к здоровью является субъективным фактором, влияющим на психоэмоциональное состояние студенческой молодежи. Более чем у половины студентов выражен дисбаланс в психоэмоциональном состоянии, проявляющийся в высоких показателях настроения у 49% студентов (экспер. гр., п=90) и 50% (контр, гр., п=56), положительного фона эмоциональных переживаний (радости) у 46% (п=90), 52% (п=56), светлого (приятного) состояния у 47% (п=90), 54% (п=56)), средней коммуникативности у 48% (п=90), 55% (п=56), низких показателях неуверенности у 67% и 66%, но при этом в наличии усталости у 79%, низкой заинтересованности у 34%, 30%, среднего уровня тревожности (41%), низких показателей активности 52%, 54%;

— у одной трети студентов выявлены неблагоприятные психоэмоциональные состояния — безразличие (28%, 34%), скука (34%, 32%), состояние пресыщенности (38%, 43%). На наш взгляд, вероятность появления подобных состояний во многом определяется наличием низкого уровня личностной моно-тоноустойчивости. Исследованием подтверждено, что большинству обследованных студентов (65%, 68%) трудно переносить длительную однообразную нагрузку, часто свойственную учебному процессу в вузе.

Результаты контрольного эксперимента позволили определить изменение ценностного отношения к здоровью у студентов экспериментальной группы, проявляющееся в повышении мотивационно-потребностной составляющей отношения студентов к собственному состоянию и психологическому здоровью. Рассмотрим различия в структуре отношения к здоровью у студентов экспериментальной и контрольной группы. В структуре отношения к здоровью у студентов экспериментальной группы преобладают показатели поступочной шкалы (высокий уровень развития данного компонента отношения — 7 станайнов), а эмоциональный, когнитивный, практический имеют уровень выше среднего (6 станайнов). Это свидетельствует о том, что проблемы здоровья, его сохранения, совершенствования эмоционально значимы для студентов. Студенты способны чутко воспринимать изменения в состояниях, ценят ощущения психологического равновесия, получают от этого наслаждение, в сравнении со структурой компонентов отношения у студентов контрольной группы, где показатели «внутреннего плана» имеют уровень выраженности ниже среднего (4 станайна), а поступочный компонент имеет средний уровень выраженности (5 станайнов). Выявлены высокодостоверные различия между экспериментальной и контрольной группой в показателях параметров отношения к здоровью, что подтверждается математическими расчетами с помощью ^критерия Стьюдента для несвязных выборок: значения 1эмп > 1кр при р<0,001 (рис. 2).

Экспериментальная группа

Станайны

Контрольная группа

■До * После

Рис. 2. Изменения структуры отношения к здоровью в экспериментальной (п=90) и контрольной группе (п=56),

где Э — эмоциональный компонент, К — когнитивный компонент, П — практический компонент, Пс — поступочный компонент, ИП — итоговый показатель отношения

Выявлены значимые различия между студентами экспериментальной и контрольной группы в понимании причин здоровья/нездоровья (по ^критерию Стьюдента значения 1эмп > 1кр при р<0,01).

В целом, если на доэкспериментальном этапе исследования у студентов экспериментальной группы преобладал тип индивидуальной концепции здоровья (ИКЗ) «Здоровье как данность конкретных ресурсов»— этой концепции придерживались 45 студентов — 50 % всей группы, которые считали, что индивидуальное здоровье исходит не от самого человека, а извне, из «системы», то на постэкспериментальном этапе их количество сократилось до 18 человек (20%). Преобладающей в группе стала наиболее прогрессивная ИКЗ «Здоровье — способность к развитию», которой придерживаются 38 студентов (42%), где причины изменения состояния здоровья зависят от поведения самого человека.

Естественно, что при достоверном изменении представлений студентов о причинах здоровья/нездоровья значимо изменилась и степень выраженности локуса контроля над состоянием своего организма, в том числе психоэмоциональным состоянием (рис. 3). В экспериментальной группе средние значения показателей внутреннего локуса контроля достоверно повысились с 19 до 21 балла (значения tэмп > 1;кр при р<0,001) и превышают показатели контроля «могущественными другими» (17 баллов) и «волей случая» (16 баллов).

□ Внутр. локус контроля П Внутр. локус контроля

□ Контр ОЛЬ " могу ществ. дру гими" □ Контр ОЛЬ " могу ществ. др у гими"

□ Контроль волей случая □ Контроль волей случая

Рис. 3. Изменение выраженности локуса контроля здоровья у студентов экспериментальной группы (п=90) под воздействием психолго-педагогических условий регуляции

В контрольной группе среднее арифметическое показателей по контролю «могущественными другими» повысилось с 19 до 20 баллов (различия значимы при р<0,01) и превышает показатели внутреннего локуса контроля (среднее по группе 18 баллов) и контроля волей случая (17 баллов). Студенты контрольной группы отличаются более высоким уровнем выраженности контроля «могущественными другими», преобладанием среднего уровня в показателях контроля волей случая и более низким уровнем внутреннего локуса контроля здоровья. Одна треть студентов (34%) в группе считают, что их здоровье в большей степени зависит от других людей (например, врачей), и с 52% до 71% повысилось количество студентов, которые верят в зависимость (время от времени) своего состояния от воли случая, судьбы или везения (рис. 4).

54

80

70

во

50

ПОСЛЕ 40 30 20 10 о

:: И71 :

50 Ф

'—34— —

Вы С,

□ Внутр. локус контроля

□ Контроль "могутцеств. другими" ■ Контроль волей случая

Выс. Ср. Низ.

□ Внутр. локус контроля

□ Контроль "могуществ. другими" ■ Контроль волей случая

Рис. 4. Изменение выраженности локуса контроля здоровья у студентов контрольной группы (п=56)

После внедрения модели психолого-педагогических условий регуляции в экспериментальной группе снизилось количество студентов с высоким уровнем тревожности на 16%, безразличия на 15%, скуки на 11%, пресыщенности на 28%, фрустрационных переживаний (неудовлетворенности, на 16%) усталости на 25%. Установлено значимое повышение показателей положительного фона психоэмоциональных переживаний (восторженности, радости, спокойствия). Динамика изменений, произошедших с контрольной группой, была неравномерной и зависела от начального уровня выраженности показателей психоэмоционального состояния. Результаты исследования подтверждают, что большая нагрузка, объем учебной и научной информации в вузе, дефицит времени на ее усвоение и появляющиеся вследствие этого неблагоприятные психоэмоциональные состояния, такие как скука, усталость, фрустрационные переживания, способны накапливаться при отсутствии необходимого психологического сопровождения. В контрольной группе мы наблюдали увеличение числа студентов с высоким и средним уровнем тревожности на 8%, депрессивности на 11%, усталости на 15% (рис. 5.). до _____

100%

80%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60%

40%

20%

ЛИ

ДО

Т Б С П Н V В Р Сп О высокий ур-нь О средний ур-нь □ низкий ур-нь

60%'

40%'

20%'

ПОСЛЕ

и

5

<к_

—11 — І'

С П Н У В Р Сп

Рис. 5. Изменение показателей психоэмоционального состояния в экспериментальной группе (п=90) и контрольной группе (п=56),

где Т — тревожность, Б — безразличие, С — скука, П — пресыщенность, Н — неудовлетворенность, У — усталость, В — восторженность, Р — радость, Сп — спокойствие

При оценке внутригрупповых различий в группах по Т-критерию Вилкоксона выявлены следующие закономерности (табл. 2):

Таблица 2

Направленность изменений психоэмоционального состояния в экспериментальной и контрольной группе

Показатели Экспериментальная группа (п=90) Контрольная группа (п=56)

Сниж. Повыш. Нуль- динамика Сниж. Повыш. Нуль- динамика

Тревожность 45** 7 38 12 27** 17

Безразличие 33** 9 48 5 19** 32

Скука 39** 6 45 7 21** 28

Пресыщенность 53** 2 35 6 17** 33

Неудовлетвор-ть 36** 2 52 7 23** 26

Депрессивность 38** 10 42 11 30** 15

Агрессивность 35** 18 37 14 30** 12

Энергичность 10 47** 33 27 20 9

Усталость 52** 8 30 9 36** 11

Восторженность 9 34** 47 18** 4 34

Радость 12 28** 50 27** 9 20

Спокойствие 12 28** 50 27** 6 23

где * — изменения достоверны (р<0,05) ** — изменения достоверны (р<0,01)

В таблице 2 можно видеть, что в экспериментальной группе интенсивность отрицательных сдвигов по показателям тревожности, безразличия, скуки, пресыщенности, неудовлетворенности, депрессивности, агрессивности и усталости значимо превышает интенсивность положительных сдвигов (1эмп<1кр при р<0,01). По показателям восторженности, радости и спокойствия достоверно преобладает интенсивность положительных сдвигов, что свидетельствует в пользу специально созданных для студентов экспериментальной группы психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний. Направленность изменений, произошедших в контрольной группе, характеризуется обратной динамикой — преобладает интенсивность положительных сдвигов в показателях неблагоприятного фона психоэмоциональных переживаний, кроме показателей энергичности, где исследованием значимых различий не установлено (1эмп > 1кр при р<0,05).

Выводы

В ходе исследования выделены особенности ценностного отношения к здоровью студентов вуза, которые проявляются в низкой выраженности эмоционального компонента отношения к здоровью. Большая часть студентов придерживается «экологической»концепции здоровья — «Здоровье как данность конкретных ресурсов». Это можно расценивать как итог усилившегося в последние десятилетия экологического воспитания в системе образования и СМИ. В этом случае ответственность за здоровье принадлежит не самому человеку, а «системе»— обществу, культуре, состоянию окружающей среды.

56

Психологическим механизмом формирования отношения личности к собственному здоровью как ценности является выявление и разрешение противоречия между инициируемой ценностью и реальным поведением.

Одной из предпосылок успешного развития ценностного отношения к здоровью у студентов является своевременная психологическая диагностика, предполагающая выявление внешних его проявлений на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Психологическое сопровождение образовательного процесса должно быть направлено на развитие всех структурных компонентов ценностного отношения студентов к здоровью: мотивационно-поведенческого, когнитивного, эмоционального.

Программа формирования ценностного отношения студентов к своему здоровью должна быть направлена на актуализацию их знаний о своем здоровье; развитие потребности в самопознании и познании другого; формирование умений оценивать и прогнозировать собственное психоэмоциональное состояние; выработку навыков саморегуляции.

Экспериментально подтверждена эффективность модели психолого-пе-дагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о расширении мотивационно-потребностной составляющей отношения студентов к собственному здоровью и положительной динамике психоэмоциональных состояний студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вершинина,И. В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы : дис.... канд. пед. наук. — Саранск, 2006. — 227 с.

2. Виноградова, Г. А. Развитие психологических ресурсов студентов-перво-курсников (на примере студентов-социологов) / Г. А. Виноградова, Т. П. Сашилова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2009. — Т. 11. — № 4(6). — С. 1481—1488.

3. Кабаева, В. М. Формирование осознанного отношения к здоровью у подростков : дис.... канд. психол. наук. — М., 2002. — 280 с.

4. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. — СПб. : Питер, 2004. — 464 с.

5. Никифоров, Г. С. Психология здоровья. — СПб. : Питер, 2006. — 607 с.

6. Оксанич, С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа : автореф. ... дис. канд. психол. наук. — Самара, 2007. — 25 с.

7. Сборцева, Т. В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. — Череповец, 2002. — 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.