Научная статья на тему 'Дневник самонаблюдения как инструмент сопровождения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ослабленным здоровьем'

Дневник самонаблюдения как инструмент сопровождения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
791
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ДНЕВНИК САМОНАБЛЮДЕНИЯ / PHYSICAL CULTURE AND HEALTH ACTIVITY / STUDENTS WITH WEAKENED HEALTH / SOCIAL AND PEDAGOGIC ASSISTANCE / DIARY OF SELF-OBSERVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучина Юлия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению дневника самонаблюдения как средства социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем. В статье представлены цели и задачи дневника самонаблюдения как педагогического средства, охарактеризовано его содержание и внутренняя структура, которая состоит из пяти частей: характеристика собственного физического состояния; образа жизни; эмоционального состояния, домашнего задания, проектирование изменений. Статья носит методический характер, в ней описываются конкретные приемы оценки физического состояния обучающегося, инструментарий для формирования рефлексивной связи между образом жизни студента и его эмоциональным состоянием, эффективностью в учебной деятельности, общении, быту. Этот инструментарий может быть применен при организации самостоятельной работы студентов направлений подготовки уровня бакалавриата по дисциплине «Физическая культура и спорт». Автор представляет методические приемы педагогического сопровождения дневника самонаблюдения, результаты оценки эффективности дневника самонаблюдения студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The diary of introspection as an instrument of maintenance of independent sports and improving activity of students with the weakened health

The article is devoted to the review of the diary of self-observation as a means of socio-pedagogic assistance to students with weakened health. The article presents the goals and tasks of the diary of self-observation as a pedagogic tool, its content and internal structure are characterised, which consists of five parts: the characteristic of one's own physical state; lifestyle; emotional state, homework, design changes. The article is methodical, it describes specific methods for assessing the physical condition of the student, the tools for forming a reflexive connection between the student's way of life and its emotional state, efficiency in learning activity, communication, and everyday life. This toolkit can be used to organise students’ homework in the discipline Physical Culture and Sport. The author presents methodological methods of pedagogic support of the diary of self-observation, the results of evaluating the effectiveness of the diary of self-observation by students.

Текст научной работы на тему «Дневник самонаблюдения как инструмент сопровождения самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ослабленным здоровьем»

УДК 378:796

Кучина Юлия Сергеевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет kaf_fizvos@ksu.edu.ru

ДНЕВНИК САМОНАБЛЮДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Статья посвящена рассмотрению дневника самонаблюдения как средства социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем. В статье представлены цели и задачи дневника самонаблюдения как педагогического средства, охарактеризовано его содержание и внутренняя структура, которая состоит из пяти частей: характеристика собственного физического состояния; образа жизни; эмоционального состояния, домашнего задания, проектирование изменений. Статья носит методический характер, в ней описываются конкретные приемы оценки физического состояния обучающегося, инструментарий для формирования рефлексивной связи между образом жизни студента и его эмоциональным состоянием, эффективностью в учебной деятельности, общении, быту. Этот инструментарий может быть применен при организации самостоятельной работы студентов направлений подготовки уровня бакалавриата по дисциплине «Физическая культура и спорт». Автор представляет методические приемы педагогического сопровождения дневника самонаблюдения, результаты оценки эффективности дневника самонаблюдения студентами.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, студенты с ослабленным здоровьем, социально-педагогическая помощь, дневник самонаблюдения.

Задачи социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем средствами физкультурно-оздоровительной деятельности предполагают реализацию принципа субъектности, то есть включения студентов в деятельность как субъектов самопомощи, способных самостоятельно организовывать двигательную активность во внеучебное время, оценивать ее результативность [2].

Дневник самонаблюдения является эффективной формой стимулирования рефлексии студентов в отношении состояния собственного здоровья, влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на самочувствие.

Дневник самонаблюдения создавался нами как инструмент сопровождающий самостоятельную физкультурно-оздоровительную деятельность студентов с ослабленным здоровьем во внеучебное время и был призван решать ряд задач:

- описание содержания самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (в соответствие с полученными студентами заданиями или инициативной);

- фиксация показателей функционального состояния организма студента, которые получались с помощью различных проб и замеров, до физической нагрузки и после нее;

- описание образа жизни студента и выявление проблем, вредных привычек, неправильных моделей поведения, которые влияют на ухудшение состояния здоровья;

- определение степени и характера влияния состояния здоровья и самочувствия на решение различных актуальных задач в учебной, бытовой, до-суговой сферах;

- описание эмоционального состояния и определения его зависимости от состояния здоровья и физкультурно-оздоровительной деятельности [3].

В целом, дневник способствует осознанию сложных связей и взаимозависимостей в системе: здоровье - социальное функционирование - физкультурно-оздоровительная деятельность. Ведение такого дневника формирует у студента привычку фиксировать в сознание эти связи и, следовательно, принимать более осознанные решения в повседневной жизни.

Дневник был подготовлен в стандартной форме и включал в себя 5 основных разделов.

Первый раздел был посвящен общей характеристике физического состояния и включал в себя развернутую характеристику общего самочувствия и наличия болезненных ощущений. Этот раздел заполняется студентами в произвольной форме. Мы просили заполнять его примерно 1 раз в неделю и характеризовать свое состояние в течение всей недели, а не только в конкретный момент времени работы с дневником.

В этом разделе обучающиеся также оценивали по 10-балльной шкале уровень утомления и уровень физической активности. Студентами оценивались: общее самочувствие; наличие болезненных ощущений; уровень утомления; уровень физической активности; объем и характер физической нагрузки.

Обучающиеся также измеряли и фиксировали пульс в покое до нагрузки; пульс после физической нагрузки; частота дыхания до физической нагрузки; частота дыхания после физической нагрузки; орто-статическая проба; проба с задержкой дыхания на выдохе; проба с задержкой дыхания на вдохе.

Второй раздел был посвящен характеристике образа жизни (соблюдает ли студент требования здорового образа жизни). Этот раздел включает в себя оценку двигательной активности, режима дня; режима питания, количественную оценку по выделенным параметрам, в которой 0 баллов -полное несоответствие образа жизни требованиям,

208

Вестник КГУ ^ 2018

© Кучина Ю.С., 2018

Таблица 1

Пример заполнения дневника самонаблюдения

1. ФИО -_

2. Дата рождения -_

3. Курс_, группа_, направление подготовки_год поступления -_.

4. Начало ведения дневника -_сентября_г.

Показатели Самооценка работы на учебном занятии Самооценка самостоятельной работы

Общая характеристика физического состояния

Общее самочувствие В целом, хорошее Дома чувствовал себя активнее, бодрее

Наличие болезненных ощущений Незначительные мышечные боли, связанные с физической нагрузкой Незначительные мышечные боли, связанные с физической нагрузкой

Уровень утомления (10-балльная шкала) 4 3

Уровень физической активности (10-балльная шкала) 6 7

Пульс в покое до нагрузки 68 70

Пульс после физической нагрузки, проба с 20 приседаниями 94 96

Время восстановления 2'30" 2'30"

Частота дыхания до физической нагрузки 16 18

Частота дыхания после физической нагрузки 22 25

Ортостатическая проба 8 уд./мин 10 уд./мин

Проба с задержкой дыхания на выдохе 30" 30"

Проба с задержкой дыхания на вдохе 39" 38"

Объем и характер физической нагрузки Комплекс 1 Комплекс 2

Характер образа жизни (соблюдаю ли я требования здорового образа жизни)

Двигательная активность На учебном занятии я старалась качественно выполнять упражнения, чувствую, что мои физические возможности возрастают Сегодня выполняла разработанный мною комплекс утренней гимнастики, не бегала, не выполняла гимнастику для глаз и самомассаж

Режим дня Пока не удается построить режим дня с учетом моих «биоритмов», привычка берет свое

Режим питания Сильно преобладает углеводистая пища, нужно работать над рационом питания

Мое домашнее задание

Подсчитать примерное количество ккал, потребляемых мною за день. Соотнести мое самочувствие с характером питания

Выполнение: Примерно 1900 ккал. Необходимо узнать норму для девушек моего возраста и уровня двигательной активности. Чувствую себя хуже после переедания, поздних ужинов и ночной пищи

Мое эмоциональное состояние (оценки по 10-балльной шкале) Сегодня я чувствую:

Радость 3 4

Успешность 5 6

Досаду 0 2

Разочарование 2 3

Активность 6 4

Желание общаться 7 6

Апатию 2 1

Творческий подъем 3 2

Утомление 2 2

Желание быть одному 1 0

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

209

Окончание таблицы 1

и др. в зависимости от этапа реализации программы

В чем я вижу причины моего сегодняшнего состояния? Эмоционально я чувствую себя хорошо, настроение ровное, готова и к работе и к общению. Испытываю некоторое раздражение от того, что мои привычки и внешние обстоятельства мешают мне реализовать свои планы

Можно ли изменить мое состояние с помощью двигательной активности? Да, после пробежки я всегда чувствую себя бодрее, раздражение и нервозность исчезает

Перспективы

Мои планы Продолжать подсчитывать калории, узнать свою норму, рассмотреть возможности уменьшения количества углеводов в моем рационе, продолжать выполнять комплекс утренней гимнастики, для этого поставить будильник на 10 минут раньше обычного

а 10 баллов - напротив, полное соответствие. Кроме того, раздел предполагал качественную характеристику образа жизни.

Третий раздел предполагал описание домашнего задания, полученного студентом на занятиях по физической культуре, и фиксацию его выполнения студентом. Задания были связаны с приобретением студентом опыта контроля собственного физического состояния и образа жизни. Например: контроль за питанием (регулярностью, структурой, составом, калорийностью пищи); контроль за режимом сна; внедрение здоровых привычек, например, правильного питьевого режима и другие.

Четвертый раздел предполагал оценку эмоционального состояния студента. Нашей целью было формирование устойчивой связи и понимания обучающимся зависимости между образом жизни, физическим состоянием и доминирующими эмоциями. Список эмоций варьировался в зависимости от этапа реализации программы. Например, это могли быть радость; успешность; досада; разочарование; активность; желание общаться; апатия; творческий подъем; утомление; желание быть одному. Предполагалось, что студенты оценят собственное состояния и переживания на настоящий момент и в среднем за прошедшую неделю. Кроме того, студенты отвечали на вопросы: В чем я вижу причины моего сегодняшнего состояния?; Можно ли изменить мое состояние с помощью двигательной активности?

Пятый раздел был посвящен проектированию изменений в образе жизни, описанию конкретных действий, которые предполагает предпринять студент, для улучшения физического состояния, эмоционального состояния, достижения успехов в учебной и внеучебной деятельности.

Пример заполнения дневника наблюдения приведен в таблице 1.

Использование дневника самонаблюдения как приема социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем требует постоянного педагогического сопровождения со стороны преподавателя физической культуры [1]. Мы осуществляли это несколькими способами:

- индивидуальная проверка и обсуждение дневника, совместный с педагогом поиск и проектирование перспектив;

- групповая работа с дневниками, обсуждение общих вопросов, тенденций, затруднений, планирование изменений.

Эта работа позволяет персонифицировать дневник, корректировать его содержание в зависимости от групповых и индивидуальных тенденций, изменять содержание домашнего задания, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, развенчивать мифы и неправильные представления, которых довольно много в сфере образа жизни.

Главная цель этого приема заключается в формировании у обучающегося привычки размышлять о вопросах собственного физического состояния, образа жизни и его влияния на социальное функционирование. Необходимо перевести эти вопросы в сферу осознанного. По этим основаниям мы оценивали эффективность дневника способами обратной связи.

По завершении работы в течение учебного года (2014, 2015, 2016, 2017 гг.) мы проводили опросы, в которых просили студентов оценить полезность дневника как средства оценки своего состояния; ответить на вопросы:

были ли достигнуты позитивные изменения в образе жизни с помощью дневника?;

Год проведения опроса Количество респондентов Средняя оценка полезности дневника самонаблюдения Доля респондентов ответивших позитивные изменения с помощью дневника

2014 142 6,8 71,1

2015 156 7,1 55,1

2016 175 6,4 56

2017 384 6,9 64,8

Таблица 2

Результаты опросов по оценке дневника самонаблюдения студентами с ослабленным здоровьем

210

Вестник КГУ 2018

какие именно изменения образа жизни произошли на протяжении учебного года?;

повлияло ли это на успешность в учебной, вне-учебной деятельности, в быту?

Результаты опросов представлены в таблице 2.

При анализе открытых ответов на вопрос о содержании изменений в образе жизни нами были выделены следующие группы ответов обучающихся:

- повысилась двигательная активность;

- появились здоровые привычки;

- улучшился рацион питания;

- нормализовался режим сна и отдыха;

- отказался от вредных привычек;

- стал регулярнее питаться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие респонденты (2014 г - 52,8%; 2015 г. -44,2%; 2016 г. - 38,3%; 2017 г. - 41,4%) отмечали, что изменения в образе жизни привели к повышению работоспособности, организованности, и, в целом, успешности в учебной и внеучебной деятельности.

Таким образом, социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем может быть эффективной только при ориентации на субъектность, личностные ресурсы самого обучающегося. Одним из широкого спектра приемов развития субъектности личности, в том числе в физкультурно-оздоровительной деятельности, является дневник наблюдения. Для поставленных нами задач главным педагогическом потенциалом дневника была способность создать осознанную связь между двигательной активностью, образом жизни студента и его психологическим комфор-

том, социальной успешностью. Описанный в статье инструментарий применялся в практической организации самостоятельной работы обучающихся специальных групп по дисциплине «Физическая культура и спорт» в течение четырех лет. Анализ полученной от студентов обратной связи и мониторинг работы с дневником в ходе педагогического сопровождения показал эффективность предложенной формы и содержания дневника самонаблюдения.

Библиографический список

1. Артемьев А.А. Педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2010. - 288 с.

2. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. - М.: Наука, 2006. - 238 с.

3. Кучина Ю.С. Социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - 205 с.

References

1. Artem'ev A.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Novokuzneck, 2010. - 288 s.

2. ZHuravleva I.V Otnoshenie k zdorov'yu individa i obshchestva. - M.: Nauka, 2006. - 238 s.

3. Kuchina YU.S. Social'no-pedagogicheskaya pomoshch' studentam s oslablennym zdorov'em: dis. ... kand. ped. nauk. - Kostroma, 2009. - 205 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.