Научная статья на тему 'Социальная политикав техническом университете'

Социальная политикав техническом университете Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL POLICY / SOCIAL WORK / PROGRAMS OF SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Батуева Галина Германовна

В статье рассматриваются направления социальной политики в техническом университете. Показывается, что для достижения главной цели социальной политики государства, заключающейся в повышении благосостояния ее граждан, нужно объединять усилия всех субъектов социальной сферы. Предлагается использовать практику социального партнерства для разработки и реализации социальных программ, предусмотренных в рамках сформированной в университете социальной политики. Представлены результаты выполнения ряда программ, разработанных в МГТУ им. Н.Э. Баумана и реализуемых профсоюзными организациями работников и студентов. Сложившаяся практика социальной работы позволяет оказать работникам и обучающимся реальную действенную помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Батуева Галина Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the approaches to formation of social policy at technical university. Is shown that to achieve the main goal of the state social policy it is necessary to combine the efforts of the state and the efforts of all other subjects of the social sphere. It is offered to use the practice of social partnership for development and implementation of the social programs within the framework of the social policy carried out by the university. The established practices of social work allow to combine the efforts of social partners and to provide real effective help to university workers and students.

Текст научной работы на тему «Социальная политикав техническом университете»

104

Высшее образование в России • № 4, 2015

Abstract. Russian Federation and China have been involved into a long-standing partnership and cooperation for decades. Both countries rely on advanced technological development and modernization of the educational system. The acknowledged instrument for cooperation in higher education is represented by professional university associations. Association of Sino-Russian Technical Universities (ASRTU) established in 2011 features one of the first Russian-Chinese associations in engineering training. Within a short period of time the association has confirmed its role as a new institution to join together efforts of the two nations in the evolution of higher education. The article deals with the history and the main activity areas of the ASRTU, and it also summarizes work undertaken since its creation in 2011.

Keywords: Russian-Chinese cooperation, engineering education, international professional university associations, improvement of higher education quality

The paper was submitted 13.03.15.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

БАТУЕВА Галина Г ермановна - канд. техн. наук, доцент, председатель профсоюзной организации работников МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются направления социальной политики в техническом университете. Показывается, что для достижения главной цели социальной политики государства, заключающейся в повышении благосостояния ее граждан, нужно объединять усилия всех субъектов социальной сферы. Предлагается использовать практику социального партнерства для разработки и реализации социальных программ, предусмотренных в рамках сформированной в университете социальной политики. Представлены результаты выполнения ряда программ, разработанных в МГТУ им. Н.Э. Баумана и реализуемых профсоюзными организациями работников и студентов. Сложившаяся практика социальной работы позволяет оказать работникам и обучающимся реальную действенную помощь.

Ключевые слова: социальная политика, социальная работа, программы социального развития, социальная поддержка

В Конституции Российской Федерации записано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека » (ст. 7). Таким образом, социальная политика является неотъемлемой частью политики государства.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосудар-

ственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации. Главные цели государственной социальной политики можно в укрупненном виде представить следующим образом:

> обеспечение уровня жизни населения в соответствии с социальными стандартами;

> социальная защита населения;

> предотвращение массовой безработицы, создание новыхрабочих мест;

> повышение продолжительности

Юбилей

105

жизни, регулирование демографических процессов;

> развитие и совершенствование системы образования и подготовки кадров;

> сохранение культурного наследия, духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан.

Выделяют следующие принципы социальной политики: социальной справедливости, социальной ответственности, социального партнерства, социальныхгарантий, преемственности. При этом роль и значение социальной политики на разных этапах развития нашего общества не остаются неизменными. Следует отметить, что сегодня проведение социальной политики становится все более актуальным. В.В. Путин сразу же после своего избрания Президентом Российской Федерации подписал 11 указов, среди которыхвторым был Указ от 7.05.2012 -№ 597 »О мероприятиях по реализации государственной социальной политики ».

Образование, как один из основополагающих общественных институтов, не может не реагировать на задачи, которые стоят перед всеми субъектами экономики в социальной сфере. Организации и учреждения, осуществляющие образовательные функции, взаимодействуют со всеми слоями населения и оказывают на них большое влияние. Цели и задачи, которые ставит перед собой высшее учебное заведение в социальной сфере, вытекают из вышеприведенных, адаптируются к объекту социальной политики и к конкретным условиям ее проведения.

Социальная политика нашего вуза, безусловно, имеет свои корни, уходящие к истокам его зарождения, поскольку Ремесленное учебное заведение создавалось для мальчиков-сирот Воспитательного дома. За 185 лет существования университета его социальная политика претерпевала вполне объяснимые изменения. Т ак, в дореволюционную эпоху она выражалась, например, в предоставлении жилья профессорам. В условиях социализма социальная политика,

как правило, была на первых ролях. Ограничусь перечислением задач, которые решали ректорат и профсоюз: организация питания сотрудников и студентов, строительство общежитий для студентов и жилья для сотрудников, строительство и обустройство пионерского лагеря «Бауманец», баз отдыха «Петушки» и «Джан-Туган». Большое внимание уделялось физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работе. Профсоюзные организации сотрудников и студентов много занимались организацией отдыха членов своих организаций, поддержкой и восстановлением их здоровья в санаториях и профилактории университета, развивали туризм, в том числе детский [1]-

Созданная в те годы социальная инфраструктура стала базой для проведения социальной политики в последующие годы. Представляется, что в качестве основных задач социальной политики технического университета на современном этапе следует рассматривать:

• повышение благосостояния работников и обучающихся, оказание финансовой поддержки тем из них, кто оказался в трудной жизненной ситуации;

106

Высшее образование в России • № 4, 2015

• усиление мотивации к труду, закрепление молодых перспективных кадров;

• пропаганда здорового образа жизни, обеспечение возможностей укрепления здоровья как сотрудникам, так и обучающимся;

• поддержка семейного отдыха и досуга;

• нравственно-духовное, эстетическое и культурное воспитание детей и молодежи.

В течение многих лет в МГТУ проводится социальная политика, которая в отношении сотрудников конкретизируется в положениях Коллективного договора, в отношении обучающихся - в договоре с профсоюзной организацией студентов.

Главным достижением в социально-экономической сфере, безусловно, является увеличение окладов научно-педагогическим работникам. В последнем варианте системы оплаты труда, утвержденном Ученым советом МГТУ в 2013 г., оклады НПР выросли в 2,2 раза по сравнению с предыдущим уровнем.

Нельзя не отметить, что социальная защита студентов осуществляется государством, которое, помимо стипендиального фонда, выделяет средства на оказание материальной помощи обучающимся, а также на проведение ими физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы. У работников такой поддержки нет. Тем не менее университет вкладывает значительные средства в материальную помощь. Работники и студенты получают такую помощь в первую очередь на лечение и в случае смерти близкого родственника, а также по другим основаниям [2]. Рост социальных выплат работникам из бюджетных и внебюджетных источников за период с 2010 по 2014 гг. составил 27%. В 2014 г. материальную помощь получили порядка 600 сотрудников и 8000 студентов. Помогают членам своих организаций также профкомы работников и студентов.

Важным фактором достижения высоких результатов труда является стимули-

рование его качества. Показатели успешности, за выполнение которых предусмотрены выплаты премий, прописаны в приложениях к Коллективному договору. Студентам за успехи в учебе устанавливаются государственные академические стипендии. За особые успехи в учебной и научной деятельности назначаются стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Хочется отметить рост стипендиатов: в 2015 г. их число превысило 100 человек. В МГТУ им. Н.Э. Баумана студентам, которые имеют отличные оценки и научные публикации, устанавливается стипендия Ученого совета МГТУ в размере 14 000 руб.

Многие социальные программы разрабатываются профсоюзной организацией работников. Они базируются на уставной деятельности профорганизации и входят в ряд разделов Коллективного договора. Социальные программы выносятся на обсуждение ректората при формировании Коллективного договора, ежегодном подведении итогов на основе отчетов о ходе его выполнения. Упомянем основные программы, положения которых закреплены полностью или частично в Коллективном договоре.

Программа «Молодежная политика в национальном исследовательском университете МГТУ им. Н.Э. Баумана в контексте формирования кадров для модернизации России» ориентирована на формирование профессиональных кадров для работы в высшем образовании, в современном техническом университете, в профсоюзной организации и других общественных объединениях.

Программа «Социальнаязащита ветеранов» ставит целью повышение работоспособности и сохранение активной жизненной позиции старшего поколения.

Программа «Поддержка молодых семей, имеющих детей» решает следующие задачи:

П оказание помощи молодым семьям (в

Юбилей

107

первую очередь - многодетным, малоимущим, неполным и имеющим ребенка-инва-лида) в преодолении трудностей экономического характера, в адаптации к условиям современного общества;

□ пропаганда здорового образа жизни среди молодых семей, оказание им помощи в организации досуга, совместного отдыха, занятий спортом;

□ осуществление по специальной программе довузовской подготовки детей из семей членов коллектива университета, приобщение их к истории и жизни вуза, развитие у них навыков коллективизма;

□ поддержка и развитие детского творчества, приобщение детей к ценностям мировой и российской культуры, воспитание у них уважения к истории родной страны.

Программа «Здоровый образ жизни » включает следующие направления: популяризация и пропаганда здорового образа жизни; условия и охрана труда; режим и содержание питания; организация полноценного отдыха; физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия; профилактика заболеваний, своевременное и качественное лечение.

С 1996 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана последовательно проводится работа по созданию организационной и научно-методической структур, обеспечивающих функционирование здоровьесберегающей образовательной среды вуза. Кафедра «Валеоло-гия» и созданный ею учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде » осуществляет ряд мер, направленных на социально-психологическую и медицинскую поддержку студентов в их адаптации к студенческому образу жизни и меняющимся социально-экономическим условиям. В рамках учебной программы преподаватели и сотрудники кафедры ведут диспансерный учет и работу со студентами, освобожденными от занятий физкультурой, оказывают обучающимся психоло-

гическую и психиатрическую помощь. В последние годы центр включился в общероссийское волонтерское движение обучающейся молодежи. Стало традицией проводить на базе университета российские и международные конференции, посвященные поискам путей решения проблемы борьбы с наркоманией.

Неотъемлемой частью программы «Здоровый образ жизни» является проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий и участие в них сотрудников и студентов. Занятия спортом позволяют снять стресс, повысить работоспособность, поддержать здоровье. В университете действуют секции по различным видам спорта и для сотрудников, и для студентов, проводятся массовые спортивные турниры.

В 2014 г. в спортивных мероприятиях участвовало более 5000 студентов. Большое значение для коллективов университета приобретает Спартакиада профессорскопреподавательского состава и сотрудников. Она возрождена по инициативе профкома работников после 24-летнего перерыва. Идея была поддержана ректорами И.Б. Федоровым и А.А. Александровым. Число ее участников выросло с 200 человек в 2010 г. до 553 человек в 2015 г. Спартакиада вносит в жизнь коллективов азарт, желание победить, дает людям физическую и психологическую разгрузку, укрепляет связи между работниками разных подразделений, а участвующих в ней детей сотрудников приучает к веселой соревновательности и занятиям спортом.

Никогда не теряла своей актуальности лечебно-профилактическая составляющая социальной политики вуза. Материальная помощь на проведение операций оказывается всем нуждающимся сотрудникам, это самая весомая по размеру социальная выплата. Перед учебно-научным медико-технологическим центром МГТУ поставлена задача предоставления работникам и обучающимся всего комплекса необходимых медицинских услуг, в первую очередь осу-

108

Высшее образование в России • № 4, 2015

ществляется осмотр студентов первого, второго и третьего курсов. Важной задачей является проведение профилактических осмотров работников.

Традиционно востребован и сотрудниками, и студентами отдых на университетских базах отдыха «Петушки» и «Бауманец ». В летний период на базе отдыха «Петушки» в среднем отдыхает 260 человек, на базе отдыха «Бауманец» в августе - 250 человек, на базе отдыха выходного дня -280 человек. В летний период функционирует детский оздоровительный лагерь «Бауманец», который является призером конкурса подмосковных лагерей, проводимого Московской федерацией профсоюзов. Благодаря хорошо поставленной воспитательной работе лагерь пользуется популярностью среди москвичей.

В программы социальной политики университета входит проведение во Дворце культуры многочисленных мероприятий для сотрудников и обучающихся, а также организация экскурсионных поездок, посещений театров, музеев, выставок и т.д. [2]. Не останавливаясь на нихподробно, отметим лишь самое массовое мероприятие - но-

вогоднее представление для детей и их родителей. Это направление деятельности и организационно, и финансово поддерживается руководством университета.

Надо сказать, что социальная миссия университета реализуется также посредством обучения в университете лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху). МГТУ им. Н.Э. Баумана - первый в мире университет общего типа и единственный национальный исследовательский университет техники и технологий, который уже 80 лет успешно реализует и эффективно развивает специальные образовательно-реабилитационные программы инженерного образования для граждан с нарушением слуха. Университет взял на себя выполнение данной ответственной и чрезвычайно важной социальной задачи, создав для этого в своей структуре специальное подразделение - «Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху)». В его работе используются современные обучающие и мультимедийные технологии и технологии здоро-

Юбилей

109

вьесбережения. Студенты получают пакет специальных и реабилитационных услуг, предусмотренный городскими комплексными программами, им выплачивается социальная стипендия, предоставляются различные льготы и компенсации.

В заключение хотелось бы отметить, что в 2009 г. и в 2014 г. проводился анализ коллективных договоров вузов России. Этим занимается лаборатория с соответствующим названием, созданная совместно Министерством образования и науки РФ и Центральным советом Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Коллективный договор МГТУ им. Н.Э. Баумана в первый раз занял общее третье место, а в номинации «За создание благоприятных социально-бытовых условий труда и отдыха работников » был первым. В 2014 г.

номинации не выделялись, а Коллективный договор вуза поднялся на второе место. Это доказывает, что даже в условиях кризиса нужно проводить работу в рамках разработанной социальной политики, которая будет востребована и оценена обществом.

Литература

1. Медведь Н.Т. Профсоюзная организация

МГТУ им. Н.Э. Баумана. М.: Рикель, Радио и связь, 1994. 96 с.

2. Батуева Г.Г. Коллективный договор как

основной механизм регулирования социально-трудовых отношений в вузе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. №11 (111). С. 67-73.

Статья поступила в редакцию 13.03.15.

SOCIAL POLICY OF A TECHNICAL UNIVERSITY

BATUEVA Galina G. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article considers the approaches to formation of social policy at technical university. Is shown that to achieve the main goal of the state social policy it is necessary to combine the efforts of the state and the efforts of all other subjects of the social sphere. It is offered to use the practice of social partnership for development and implementation of the social programs within the framework of the social policy carried out by the university. The established practices of social work allow to combine the efforts of social partners and to provide real effective help to university workers and students.

Keywords: social policy, social work, programs of social development, social support

References

1. Medved’ N.T. (1994) Profsoyuznaya organizatsiya MGTU im. N.E. Baumana [The BMSTU trade-

union organization]. Moscow: Rikel, Radio and communication Publ., 96 p.

2. Batueva G.G. (2012) [The collective agreement as the main mechanism of regulation of the social

and labor relations in higher education institution]. Uchenye zapiskiRossiiskogo gosudarstvennogo sotsial’nogo universiteta [Scientific notes of the Russian state social university]. No. 11 (111), pp. 67-73. (In Russ.)

The paper was submitted 13.03.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.