УДК 93.331.105.44
doi: 10.18101/2305-753Х-2018-1-51-56
РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ БУРЯТИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
© Наквасина Юлия Владимировна
аспирант кафедры всеобщей и отечественной истории, Бурятский государственный университет E-mail: bryanskaya.yu@mail.ru
В статье рассматриваются основные направления социальной политики в области охраны материнства и детства. Острая демографическая ситуация побудила Советскую власть к созданию государственной эффективной системы охраны материнства и детства, которая включала в себя комплекс мер: от создания сети учреждений по поддержанию женского здоровья, до детских учреждений, задачами которых было не только поддержание здоровья, но и воспитание подрастающего поколения. В послевоенный период потребовались новые меры по стимулированию и поддержанию уровня рождаемости.
Важную роль в реализации политики по защите материнства и детства сыграли профсоюзные организации. Данное участие проявлялось в осуществлении выплат из средств фонда социального страхования, контроле и закреплении в коллективных договорах льгот для женщин, имеющих детей, участии в программах по распределению жилья, организации досуга и летнего отдыха детей.
Ключевые слова: социальная политика, материнство, детство, профсоюзы, социальное страхование.
Политика в области охраны материнства и детства — составная часть демографической политики страны, ее законодательная проработка и качественная реализация является одним из важнейших факторов повышения рождаемости и снижения детской смертности и, как следствие, улучшения демографических показателей. Данная проблема является актуальной для нашего государства на протяжении длительного исторического периода, поэтому очень важно, обращаться к накопленному ранее практическому опыту ее решения.
Острая демографическая ситуация, проблема беспризорничества побудили Советскую власть к формированию государственной системы охраны материнства и детства. Первым шагом было создание в ноябре 1917 г. Наркомата государственного призрения, который в апреле 1918 г. был переименован в Наркомат социального обеспечения [3].
В 1922 г. Наркомздравом было утверждено положение о Государственном научном институте охраны материнства и младенчества. Позже НИИ охраны материнства и детства были открыты во всех союзных республиках.
В последующие два десятилетия сложилась система учреждений, которые проводили лечебно-профилактические и воспитательные функции в реализации охраны материнства и детства.
В первую очередь, была выстроена система лечебно-профилактических учреждений направленных на поддержание здоровья женского населения: женские консультации, медико-санитарные части на промышленных предприятиях, ро-
дильные дома. К их функционалу относилось профилактика и лечение гинекологических заболеваний, патронажная работа, контроль режима труда и отдыха беременных или имеющих детей до 1 года, а также оказание помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде.
Одновременно выстраивалась сеть лечебно-профилактических учреждений для детей. Повсеместно были созданы детские больницы и поликлиники, детские молочные кухни. Среди оздоровительных учреждений наибольшее распространение получили сезонные и круглогодичные пионерские лагеря. Широкое развитие получило санаторное лечение детей, прием в детские местные санатории осуществлялся с 1 года до 14 лет, в санатории на курортах с 5 до 14 лет, для отдельных категорий заболеваний с 3 лет.
Важную роль играли созданные дошкольные учреждения — детские ясли, ясли-сады, детские сады — для детей от 2 месяцев до 7 лет. Задачами данных учреждений являлись, в первую очередь, воспитание, укрепление здоровья детей, подготовка к обучению в школе, кроме того, сеть данных учреждений позволяла женщинам, имеющим детей, продолжать трудовую, учебную, общественную деятельность.
Для детей, оказавшихся (временно или постоянно) без попечения родителей, были созданы дома ребенка (для детей, до 3-х лет, общего типа и специального назначения - для детей, имеющих отклонения в развитии), детские дома (дошкольные — для детей от 3 до 7 лет, школьные — для детей от 7 до 18 лет). При детском доме создавался попечительский совет, который являлся органом общественности и помогал педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательной работы и укреплении материально-технической базы детского дома [3].
Таким образом, в первые десятилетия существования Советской власти была выстроена система учреждений, обеспечивающих охрану материнства и детства.
В конце 1970-х годов вновь произошло повышение интереса со стороны государства к проблемам демографии в стране. Это было связано, с заметным снижением уровня рождаемости на фоне демографического провала после Великой Отечественной военные и изменением пропорций этнического состава населения.
На XXV съезде КПСС эти проблемы были озвучены и поставлена задача разработать программу эффективной демографической политики.
Продолжением эффективной демографической политики были партийные решения.
На XXVI съезде было акцентировано особое внимание на проблемах народонаселения и насущной необходимости реализации комплекса мер по реализации демографической политики. В Отчетном докладе ЦК КПСС и в докладе «Об основных направлениях экономического и социального развития СССР на 19811985 годы и на период до 1990 г.» сообщалось, что предпринятые ранее действия по нормализации демографической ситуации не имели должного действия и необходимо использовать новые меры, направленные на обеспечение роста населения. Отмечалось, что главный путь решения проблем народонаселения — усиление заботы о семье, молодоженах и прежде всего о работающих женщинах [1].
Результатом реализации принятых на съезде решений стало создание в 1981 г. сводного отдела социальных проблем и народонаселения при Госплане СССР,
главной задачей которого стал просчет масштабов и структуры инвестиций в демографическую сферу, и Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» [1].
Фактически «Постановление ЦК КПСС» от 22 января 1981 г. явилось первым действенным шагом государства в сфере регулирования демографических процессов с военных и первых послевоенных лет. Эта серия государственных актов, была призвана смягчить демографические потери, военных лет.
Как размер пособий многодетным и одиноким матерям, так и порядок их предоставления практически не менялись до 1981 г., а многие пункты этих документов сохраняли силу и во вновь принятом «Постановлением» (в частности, размеры единовременных выплат на четвертого и последующих детей).
Принципиальным дополнением набора пособий, отражающим изменившуюся демографическую ситуацию в стране, а именно — доминирование одно-двухдетной семьи для большей части населения, было их введение для первенцев и вторых детей (соответственно 50 и 100 руб.). Единовременное пособие на третьего ребенка также было увеличено (до 100 руб.). При сохранении неизменными всех остальных единовременных пособий это косвенно обозначило главный количественный ориентир или цель «Постановления» в области рождаемости и детности семьи — третий ребенок [1].
Изменился размер и характер ежемесячных выплат. Всем работающим или обучающимся с отрывом от производства женщинам было предоставлено право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1 года. Размер оплаты составил 35 руб., а в районах Дальнего Востока, Сибири и в северных регионах — 50 р. в месяц. Одновременно было дано право и на отпуск без сохранения содержания вплоть до полуторагодовалого возраста ребенка.
Постановлением был изменен порядок и размер выплаты пособий на детей для одиноких матерей: пособие составило 20 руб. в месяц, а срок его выплаты был продлен до достижения ребенком 16 лет (вместо 12 лет по Указу 1944 г.).
Внедрялась практика работы женщин по режиму неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, скользящему (гибкому) графику. Женщинам, имеющим двух детей в возрасте до 12 лет, предоставлялся дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск, а также право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительности до 2 недель.
Назначались дополнительные льготы при назначении пенсии по возрасту при неполном трудовом стаже женщинам, воспитывающим пять или более детей. Пенсия в таких случаях назначалась при общем трудовом стаже не менее 5 лет без требований о достижении пенсионного возрасга в период работы и наличии трехлетнего непрерывного стажа работы к моменту обращения за назначением пенсии [2].
В постановлении подчеркивалась необходимость проведения мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих детей, и молодоженов и предоставления им преимуществ при получении государственной жилой площади, а также при индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве. Для решения жилищной проблемы было решено также привлекать средства предприятий, организаций и колхозов: предприятия наделялись правом предоставления беспро-
центной ссуды за счет фонда социально-культурных мероприятий одному из супругов на улучшение жилищных условий после рождения первого ребенка в размере 1,5 тыс. рублей на 8 лет. При рождении после получения ссуды второго ребенка в счет погашения ссуды засчитывалось 200 рублей, при рождении третьего — 300 рублей [1].
Весьма специфическим направлением деятельности профсоюзов являлась работа по оказанию помощи в воспитании детей трудящихся.
Еще в первые послевоенные годы профсоюзы Бурятии начали оказывать материальную помощь многодетным семьям. Проводили разъяснительную работу с родителями, чьи дети были замечены в нарушении порядка, бродяжничестве. Кроме того, профсоюзы оказывали поддержку в организации летнего отдыха в пионерских лагерях, брали шефство над детдомами [5].
В ведении профсоюзов в 1980 г. [6] находилось 28 детских секторов при Домах и Дворцах культуры, 38 клубов по месту жительства, 8 детских клубов юного техника, организовано более 500 кружков художественной самодеятельности, в которых занимались 21 тыс. детей и подростков. В летний период открывалось более 400 пионерских и оздоровительных лагерей разного типа с охватом более 50 тыс. детей. Это на 6 тыс. детей больше, чем в 1976 г. В связи с международным годом ребенка в 1979 г. было организованно лечение детей в санаторных пионерских лагерях по 10 медицинским профилям лечение получили 2000 рублей.
Большую помощь в работе с детьми и подростками оказывал профсоюзный актив. С помощью шефов в школах республики было оборудовано около 250 учебных мастерских по металлу и деревообработке, 80 швейных 170 комбинированных учебно-производственных мастерских.
Вместе с тем, необходимо отметить, что рост базы оздоровления детей и подростков происходил медленно, слабо развивалась сеть загородных пионерских лагерей, требовала серьезного улучшения материальная база многих лагерей труда и отдыха. Многими предприятиями республики с числом работающих по 1,5 тыс. и более человек не выполнялось обязательное требование о строительстве пионерских лагерей.
Это замечание относилось к обкому профсоюза работников культуры, руководителям объединения «Бурпромсрой», районного управления «Бурятэнерго», транспортного управления «Бамтонельсрой», стекольного завода, завода мостовых металлических конструкций и целого ряда других предприятий.
В 1989 г. [4] по инициативе и на средства профсоюзов укреплялась материальная база внешкольной работы с детьми.
Рос охват детей организованными формами отдыха, развивалась сеть подростковых клубов. В оздоровительных лагерях побывало 68 тыс. детей с ростом в 16%.
Но были и проблемы: не везде обеспечивалась индивидуальная работа с людьми труда и молодежью, наступательность воспитательной работы, особенно в части укрепления межнациональных отношений в трудовых и учебных коллективах, создания морального климата. Как следствие, наблюдался рост числа преступлений, проявлялась тенденция нарастания социальной напряженности среди молодежи.
В отчете Совпрофа за 1989 год вопросам воспитания и оздоровления детей было уделено мало внимания, большую часть отчета, занимают экономические проблемы, которые стояли в этот период наиболее остро.
Таким образом, изучив материалы Межсоюзных конференций в период !98й-х годов можно сделать следующие выводы: профсоюзы играли значительную роль в деле защиты материнства и детства. Через фонд социального страхования, который находился в их ведении, происходили выплаты пособи по рождению детей, по уходу за детьми, а также выплаты по жилищным программам, профсоюзные организации вели активную работу по обустройству и обслуживанию детских оздоровительных лагерей, проводили разъяснительную работу с родителями по вопросам воспитания, организовывали места проведения досуга для детей трудящихся. К концу 1980-х годов объемы организации работы с детьми пошли на спад, внимание уделялось только организации отдыха детей, притом расширение материальной базы лагерей и санаториев было практически прекращено.
Наибольший вклад при решении проблем материнства и детства был внесен в советский период. Именно в это время появилась развитая система учреждений здравоохранения, дошкольного и школьного воспитания и образования, эффективно решалась проблема детской беспризорности. Профсоюзы активно подключались к реализации мер по поддержке материнства и детства путем осуществления выплат из средств фонда социального страхования, контролем и закреплением в коллективных договорах льгот для женщин, имеющих детей, участию в программах по распределению жилья, организации досуга и летнего отдыха детей.
Литература
1. Баранова В. И. Исторический опыт разработки и реализации социальной политики СССР в 1953-1991 гг.: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / В. И. Баранова; Московский педагогический гос. ун-т. — Москва, 2005. — 439 с.
2. Батыгин К. С. Ответственность по законодательству о социальном страховании / К. С. Ба-тыгин. — Москва: Юридическая литература, i974. — 144 с.
3. Шахова Е. С. Правовые и организационные мероприятия в области охраны материнства и детства как основные направления борьбы с детской беспризорностью в Советской России // Вестник Омского госуниверситета. Серия «Право». — Омск, 2014.— № 3 (4G). — С. 36-39.
4. Государственный архив Республики Бурятия, фонд Р1131, опись 1 дело 1803, Л.31.
5. Государственный архив Республики Бурятия, фонд Р1131, опись 1 дело 1. Л 43.
6. Государственный архив Республики Бурятия, фонд Р1131, опись 1 дело 1240, Л. 33.
References
1. Baranova V. I. Istoricheskii opyt razrabotki i realizatsii sotsial'noi politiki SSSR v i953-i99i gg.: dis. ... d-ra ist. nauk: G7.GG.G2 / V. I. Baranova; Moskovskii pedagogicheskii gos. un-t. — Moskva, 2GG5. — 439 s.
2. Batygin K. S. Otvetstvennost' po zakonodatel'stvu o sotsial'nom strakhovanii / K. S. Ba-tygin. — Moskva: Yuridicheskaya literatura, i974. — i44 s.
3. Shakhova E. S. Pravovye i organizatsionnye meropriyatiya v oblasti okhrany materinstva i detstva kak osnovnye napravleniya bor'by s detskoi besprizornost'yu v Sovetskoi Rossii // Vestnik Oms-kogo gosuniversiteta. Seriya «Pravo». — Omsk, 2Gi4.— № 3 (40). — S. 36-39.
4. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya, fond Rii3i, opis' i delo iSG3, L.3i.
5. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya, fond Rii3i, opis' i delo i. L 43.
6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya, fond Rii3i, opis' i delo i24G, L. 33.
ROLE OF BURYAT TRADE UNIONS IN MOTHERHOOD AND CHILDHOOD PROTECTION IN THE SOVIET PERIOD
Yulia V. Nakvasina
Research Assistant, Department of General and National History,
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: bryanskaya.yu@mail.ru
The article considers the main trends of social policy in the field of maternity and child welfare. The acute demographic crisis prompted the Soviet government to create an effective state system for protection of motherhood and childhood. It involved a set of measures, such as creation of a network of health-care institutions for women and child-care facilities, which included not only health support, but also education services for younger generation. In the post-war period, new measures were needed to stimulate and support the birth rate.
Trade unions played an important role in implementation of the policy on motherhood and childhood protection. Their participation was reflected in payments from the social insurance fund, control and enshrining the benefits for women with children in collective agreements, participation in programs for allocating housing, organization of leisure time and summer recreation for children.
Keywords: social policy; motherhood; childhood; trade unions; social insurance.