Юбилей
97
2. Bednyi B.I. (2013). [The role and structure ofeducational component in PhD programs ofa new
type]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 12, pp. 78-89. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Zubova A.M. (2014) Bauman Growth Lab. The Baumanets. Nov. 3.
The paper was submitted 13.05.15.
АССОЦИАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ И КИТАЯ - НОВЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
КОРШУНОВ Сергей Валерьевич - канд. техн. наук, доцент, проректор по учебно-методической работе, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: [email protected]
КУЗНЕЦОВ Михаил Валентинович - начальник Управления международного научнообразовательного сотрудничества, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: [email protected]
ТИМОФЕЕВ Виктор Борисович - начальник отдела Международного академического развития, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, E-mail: [email protected]
Аннотация. Российская Федерация и Китайская народная республика являются давними и постоянными партнерами. Профессиональные ассоциации вузов двух стран стали признанной формой организации сотрудничества в области развития высшего образования. Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК), созданная в 2011 г., стала одной из первых российско-китайских ассоциаций вузов в области подготовки инженерных кадров. За короткий период она подтвердила свою роль как нового института развития отношений двух стран в области образования.
В статье рассмотрены история создания АТУРК, основные направления ее деятельности и итоги работы, проделанной с момента ее создания.
Ключевые слова:российско-китайское сотрудничество, инженерное образование, международные профессиональные ассоциации вузов, повышение качества высшего образования
В последние годы в мире происходят процессы глобализации, в том числе в сфере образования, интеграционные процессы в национальных и континентальных системах образования, которые протекают параллельно с обостренной конкуренцией вузов на международном рынке образова-тельныхуслуг. В современных условиях ни одна национальная научно-технологическая и образовательная система не может существовать изолированно и самостоятельно развиваться.
С одной стороны, страны стремятся по-
строить единое образовательное, а в Европе - и единое научное пространство (Болонский процесс, Университет стран Шанхайской организации сотрудничества, Сетевой университет стран СНГ). С другой стороны, имеет место острая конкуренция между вузами по многим направлениям образовательной и научной деятельности. Мониторинг вузов с точки зрения эффективности их деятельности; борьба за вхождение университетов на первые позиции глобальных рейтингов; демографические проблемы, влияющие на качественный на-
98
Высшее образование в России • № 4, 2015
бор абитуриентов; постоянная борьба на научном поле за хоздоговорные работы и научные контракты, участие в конкурсах проектов в бюджетных научных программах; развитие академической мобильности студентов и преподавателей; реализация уровневой системы подготовки специалистов в рамках Болонского процесса; новое законодательство в области образования и существенное изменение структуры подготовки кадров с высшим образованием - вот неполный перечень вызовов, с которыми сталкиваются сейчас отечественные вузы, особенно технического профиля, работающие на подготовку кадров для высокотехнологичного сектора экономики.
Итак, одной из острейших проблем в процессе модернизации системы образования любой страны является сочетание возрастающей с каждым днем конкуренции (а как следствие - разобщенности) между вузами с необходимостью построения общегосударственной образовательной политики, единого научно-образовательного пространства, усиления интеграции национальных университетов в мировую образовательную систему. Одним из эффективных механизмов разрешения этого противоречия, на наш взгляд, является создание интеграционных структур - профильных ассоциаций университетов разных стран. В этой связи Ассоциацию технических университетов России и Китая можно рассматривать как мощный фактор интеграции в науке и образовании.
Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК) была создана в 2011 г. Основой Ассоциации было многолетнее партнерство между МГТУ им. Н.Э. Баумана и Харбинским политехническим университетом - ведущими политехническими школами обеих стран.
Сотрудничество наших университетов началось задолго до создания Ассоциации технических университетов. В относительно недавней истории этих взаимоотношений (в 2007 г.) приказами двух ректоров был
создан международный исследовательский центр «Инженерное образование ». За пять лет работы Центра был проведен сравнительный анализ законодательства двух стран в области образования и науки, систем стандартизации и классификации образовательных программ, систем управления профессиональным образованием. Были рассмотрены механизмы формирования исследований в вузах по научным программам в области содержания и качества образования; системы дистанционного обучения и использования информационных образовательных технологий в России и Китае. Большой интерес вызвали особенности организации государственной аккредитации и лицензирования, системы аккредитации образовательных программ общественными профессиональными организациями.
По данным темам были проведены масштабные международные конференции в ХПУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Еще в 2007 г. в рамках национального проекта «Образование » была организована двухнедельная стажировка «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании, науке и промышленности», которую 19 преподавателей и сотрудников нашего вуза проходили в Политехническом и Инженерном университетах и на наукоемких предприятиях Харбина, а также в Пекинском университете аэронавтики и астронавтики. В рамках стажировки проходил симпозиум и круглые столы по проблемам информатизации сферы образования. Через год в Харбинском политехническом университете при содействии МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась Международная научно-методическая конференция «Инновации в инженерном образовании: управление, структура, содержание, технологии », посвященная состоянию и тенденциям развития инженерного образования в России и Китае. По итогам дискуссий участники конференции приняли единодушное решение о создании общественной международ-
Юбилей
99
ной организации - «Объединение ведущих китайских и российских политехнических университетов», учредителями которой выступили МГТУ им. Н.Э. Баумана и Харбинский политехнический университет. Было решено сделать эту конференцию ежегодной, с проведением поочередно в России и в Китае.
Позже к партнерству двух вузов присоединились другие технические университеты. На первой учредительной конференции АТУРК, состоявшейся в 2011 г. в г.Ш еньчжень, 15 российских и 15 китайских технических университетов, среди которых и федеральные, и национальные исследовательские университеты и крупные региональные инженерные вузы, приняли Устав Ассоциации и подписали Меморандум о ее создании.
Прошло три года с того памятного дня. Прекрасная идея - объединить усилия ведущих инженерных вузов наших стран в деле совершенствования содержания и качества образования, развития совместных научных исследований - воплотилась в жизнь. Достаточно быстро деятельность АТУРК наполнилась конкретными интересными делами, связанными с обменом опытом, организацией и координацией совместной работы университетов в области совершенствования учебно-методической, научно-исследовательской, культурнопросветительской и общественной деятельности, развитием академической мобильности студентов и преподавателей, выполнением совместных научных проектов.
Первоначально постоянными сопредседателями АТУРК были избраны ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александров и ректор Харбинского политехнического университета Ван Шуго. В связи с переходом профессора Ван Шуго на должность ректора Университета путей сообщения функции постоянного сопредседателя с китайской стороны перешли к новому ректору ХПУ Чжоу Юй, который долгое время работал проректором по учебной рабо-
те и стоял у истоков создания российскокитайского центра «Инженерное образование». В настоящее время функции временных сопредседателей выполняют ректоры Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий механики и оптики и Университета Тунцзи (Шанхай).
За этот короткий промежуток времени проведен ряд научныхконференций, научных конкурсов студентов, например, конкурс по робототехнике в сентябре 2012 г. в Харбине.
Надо отметить, что в поле внимания университетов лежит не только инженерная сфера деятельности и подготовки специалистов. Очень велик интерес студентов и преподавателей к истории российско-китайских отношений и сотрудничества между университетами, к судьбам российских граждан, нашедших приют в Китае после Гражданской войны начала 20-х гг. прошлого столетия. Это особенно актуально в связи с установлением регулярных отношений Российского исторического общества с Китайским историческим обществом. Чем
100
Высшее образование в России • № 4, 2015
больше мы будем знать друг о друге, тем надежнее и крепче будет наша дружба. В этой связи можно привести известное изречение Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем ».
Каждый раз, приезжая с очередной научной конференции, конкурса или стажировки, российские студенты и преподаватели привозят с собой бурю эмоций, множество интересных контактов и массу увлекательных идей, которые со временем воплощаются в конкретных совместных проектах. Примечательно, что такие поездки помогают познакомить и сплотить студентов разных российских вузов.
Показателен в этом смысле «Поезд дружбы АТУРК», который в октябре 2012 г. проехал по четырем городам России. Кстати, такое название предложила российская сторона, поддержав тем самым линию исторической преемственности поездов дружбы советских времен. Представители китайских вузов с удовольствием подхватили эту идею. Более 50 студентов и молодых преподавателей из 14 китайских технических университетов посетили 10 российских технических университетов и выступили с яркими концертами. В каждом городе были проведены научные семинары, которые вели сами студенты, рассказывая на английском языке о своих университетах и результатах своих работ.
В октябре 2013 г. был организован ответный «Поезд дружбы АТУРК 2013», в котором 60 российских студентов и молодых преподавателей посетили университеты в четырех городах Китая - Пекине, Харбине, Даляне и Шанхае. В Харбине была проведена дискуссия по проблемам занятости и трудоустройства под флагом UNESCO. Были даны концерты студентов, продемонстрировавших свою одаренность и в творческом плане. Мероприятия «Поезда дружбы АТУРК 2013» по срокам совпали с визитом Д.А. Медведева в Китай, в ходе которого Дмитрий Анатольевич встречался с премьером Госсовета КНР Ли Кэ-
цяном и посетил один из ведущих физикотехнических вузов КНР - Китайский университет науки и технологий в городе Хэфэй. В своем выступлении в университете председатель Правительства Российской Федерации подчеркнул важную роль деятельности российско-китайских профессиональных ассоциаций вузов.
Конечно, такие ознакомительные поездки не являются самоцелью, но они, безусловно, помогают расширять научное и методическое взаимодействие, развивать академическую мобильность преподавателей и студентов наших университетов. Ассоциация всячески способствует этому. За три года многочисленные делегации посетили университеты обеих стран. Растет интерес российских студентов к обучению в ведущих китайских технических университетах, к изучению китайского языка. АТУРК планирует расширить свое участие в образовательных программах Университета ШОС. Руководители крупнейших технических вузов двух стран сходятся во мнении, что следует уделять больше внимания развитию сетевых форм взаимодействия как эффективной форме академической мобильности студентов.
В июне 2013 г. в рамках открытия «Синей силиконовой долины» был проведен Саммит глав университетов-членов АТУРК в г. Циндао (Китай). После конференции и выставки был торжественно заложен камень в фундамент здания Ассоциации в центре новой экономической зоны. Намечены интересные молодежные проекты по созданию студенческих космических спутников. Это конкретное дело, которое объединит студентов и преподавателей наших университетов, тем более что многие из них занимаются подготовкой специалистов для ракетно-космической отрасли и проводят соответствующие научные исследования.
Поскольку одним из основных научных и инновационных направлений «Синей силиконовой долины» является океанология и океанотехника, МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Юбилей
101
обладая кафедрой в области исследований и подготовки кадров для проектирования систем управления глубоководными аппаратами, предлагает организовать совместные исследования в этой области. У нас также работает студенческая лаборатория по океанотехнике, что в дальнейшем позволит организовать совместные студенческие разработки.
Планируется расширение взаимодей-ствияс другими авторитетными ассоциациями образовательных учреждений России и Китая. Так, на Саммите в Циндао были подписаны соглашения о совместной деятельности с Ассоциацией классических университетов России и с Ассоциацией технических университетов (Россия), объединяющей в своем составе около 140 технических университетов и университетов стран СНГ.
Одним из значимых мероприятий прошлого года стала организация в апреле на базе Амурского государственного университета (АмГУ) российско-китайского студенческого научно-исследовательского лагеря малых спутников АТУРК. Лагерь работал в рамках молодежных обменов между Россией и Китаем. Решение об их проведении в 2014-2015 гг. было принято во время встречи Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента РФ В.В. Путина. Мероприятие проходило 9-12 апреля 2014 г. в Благовещенске и было приурочено ко Дню космонавтики. Выбор места проведения мероприятия также не был случайным: именно на базе инженерно-физического факультета АмГУ с 2009 г. осуществляется набор студентов с целью подготовки специалистов для космодрома «Восточный ».
Лагерь малых спутников Ассоциации технических университетов России и Китая был ориентирован на поддержку и развитие научной деятельности студентов. На студенческом научно-техническом инновационном форуме было представлено 35 докладов по проектам создания малых
спутников, их систем и подсистем, а также связанной с ними инфраструктурой. Представители 13 российских и 11 китайских университетов выступили с научными докладами, посетили строящийся космодром «Восточный».
Совещание по вопросу создания совместного студенческого космического спутника завершилось конкретным распределением полномочий: руководству МГТУ им. Н.Э. Баумана предстоит обратиться к Правительству РФ с предложением о подготовке соответствующего проекта постановления Правительства РФ, а китайской стороне - проработать проект аналогичного постановления Правительства КНР. Создается академический комитет из представителей вузов-участников, и в ближайшее время предстоит назначить главного конструктора российско-китайского спутника.
3-5 июня 2014 г. в г. Циндао под эгидой АТУРК прошел крупный китайско-российский симпозиум по современным материалам и перспективным технологиям, в котором приняли участие и выступили с докладами ученые МГТУ им. Н.Э. Баумана, ХПУ, НИТУ «МИСиС», Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск),
102
Высшее образование в России • № 4, 2015
Даляньского политехнического университета, Северо-западного политехнического университета (г. Сиань) и др.
В период с 22 по 23 сентября 2014 г. в Санкт-Петербурге на базе университета ИТМО прошли собрание АТУРК и российско-китайская конференция «Инженерное образование: путь к успеху». В собрании приняли участие 120 студентов и сотрудников из 35 элитных технических университетов России и Китая. В повестку дня данного мероприятия, помимо собственно собрания и конференции, был включен студенческий конкурс мобильных приложений и компьютерных игр для российских и китайских студентов. 22 команды из двух стран продемонстрировали свои проекты конкурсной комиссии. Команда МГТУ им. Н.Э. Баумана представила приложение, с помощью которого можно узнать актуальное расписание,расположение студенческих столовых и их загруженность в перерывах, найти различную информацию о преподавателях и их расписание, а также справочник учреждений для студентов и многое другое. Первый приз в номинации «Лучшее мобильное приложение » получила команда из Университета Тунцзи. К конкурсу студенты из Китая начали готовиться еще в июне, решив исследовать музыкальные приложения, потому что, по их мнению, в России большую популярность имеют народные песни, например «Катюша». Они создали приложение, благодаря которому любой человек может написать оригинальную народную песню.
На конференции прозвучали доклады, тематика которых касалась перспектив инженерного образования в России и Китае, применения новейших достижений в сфере технологий подготовки высококлассных инженерных кадров, внедрения практикоориентированных образовательных технологий в инженерном вузе, основанных на российских и китайских традициях воспитания инженерных кадров.
Собрание АТУРК было посвящено об-
суждению вопросов совместной подготовки высококвалифицированных кадров, трансферу технологий и инновационному сотрудничеству. На нем был принят план мероприятий Ассоциации на 2015 год, включающий в себя проведение летом конференции по энергоэффективности, энергосбережению и возобновляемым источникам энергии на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета, а также конференции в Шанхае в середине мая 2015 г. на базе Университета Тунцзи. Тема этой конференции - «Экологическая и промышленная безопасность: наука и практика». Очередное ежегодное собрание АТУРК назначено на октябрь 2015 г. на базе комплекса новых зданий технопарка ХПУ в «Синей силиконовой долине». Тематикой научной части октябрьского мероприятия должны стать вопросы создания роботов для подводных исследований и медико-биологические исследования и оборудование. К участию решено пригласить представителей Ассоциации медицинских вузов России и Китая. Таким образом будет положено начало междисциплинарному сотрудничеству вузов России и Китая.
Юбилей
103
Интерес к деятельности АТУРК растет, и все больше вузов выражают желание присоединиться к международному профессиональному сообществу. Так, на последнем собрании в ИТМО в члены Ассоциации с российской стороны были приняты: Амурский государственный университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Южно-Уральский государственный университет. С китайской стороны также были приняты три университета. В настоящее время дальнейший количественный рост Ассоциации сдерживается лишь разработкой системы критериев отбора новых членов (большое количество вузов, подавших заявку на
вступление в Ассоциацию, предполагает тщательный отбор кандидатов).
Результаты работы АТУРК вселяют уверенность в дальнейшем успешном развитии ее деятельности по расширению академической мобильности студентов и преподавателей, проведению совместных научных исследований, созданию совместных центров и лабораторий. Мир стал глобальным, образование давно уже не «соблюдает» границы государств, а развитие сложнейших технологий и фундаментальных основ наук требует объединения усилий ученых, инженеров и преподавателей из разных стран.
Статья поступила в редакцию 13.03.15.
ASSOCIATION OF SINO-RUSSIAN TECHNICAL UNIVERSITIES AS A NEW INSTITUTION FOR INTERNATIONAL COOPERATION IN HIGHER EDUCATION AREA
KORSHUNOV Sergey V. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Vice-Rector for Academic and Methodical Work, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KUZNETSOV Mikhail V. - Head of Department for Scientific and Educational Cooperation, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
TIMOFEEV Victor B. - Head of Department for International Academic Development, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
104
Высшее образование в России • № 4, 2015
Abstract. Russian Federation and China have been involved into a long-standing partnership and cooperation for decades. Both countries rely on advanced technological development and modernization of the educational system. The acknowledged instrument for cooperation in higher education is represented by professional university associations. Association of Sino-Russian Technical Universities (ASRTU) established in 2011 features one of the first Russian-Chinese associations in engineering training. Within a short period of time the association has confirmed its role as a new institution to join together efforts of the two nations in the evolution of higher education. The article deals with the history and the main activity areas of the ASRTU, and it also summarizes work undertaken since its creation in 2011.
Keywords: Russian-Chinese cooperation, engineering education, international professional university associations, improvement of higher education quality
The paper was submitted 13.03.15.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
БАТУЕВА Галина Г ермановна - канд. техн. наук, доцент, председатель профсоюзной организации работников МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются направления социальной политики в техническом университете. Показывается, что для достижения главной цели социальной политики государства, заключающейся в повышении благосостояния ее граждан, нужно объединять усилия всех субъектов социальной сферы. Предлагается использовать практику социального партнерства для разработки и реализации социальных программ, предусмотренных в рамках сформированной в университете социальной политики. Представлены результаты выполнения ряда программ, разработанных в МГТУ им. Н.Э. Баумана и реализуемых профсоюзными организациями работников и студентов. Сложившаяся практика социальной работы позволяет оказать работникам и обучающимся реальную действенную помощь.
Ключевые слова: социальная политика, социальная работа, программы социального развития, социальная поддержка
В Конституции Российской Федерации записано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека » (ст. 7). Таким образом, социальная политика является неотъемлемой частью политики государства.
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосудар-
ственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации. Главные цели государственной социальной политики можно в укрупненном виде представить следующим образом:
> обеспечение уровня жизни населения в соответствии с социальными стандартами;
> социальная защита населения;
> предотвращение массовой безработицы, создание новыхрабочих мест;
> повышение продолжительности