УДК 378.18
Максимов Нюргун Романович
директор Института Востока Северо-Восточного федерального университета
Панина Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Аннотация:
В статье рассматривается проблема социальной адаптации студентов из Китайской Народной Республики в российской высшей школе. Раскрыто понятие «социальная адаптация иностранных студентов». Представлены результаты опроса китайских студентов, проведенного в вузах, состоящих в Ассоциации технических университетов России и Китая, направленного на изучение удовлетворенности обучающихся из КНР организацией социально-бытовых условий в российских вузах. Авторы предлагают разработать комплексную программу социальной адаптации на этапе первого года обучения китайских студентов, составить и включить в программу обучения образовательный модуль «Социальная адаптация» с целью смягчения некоторых моментов адаптации.
Ключевые слова:
социальная адаптация, китайские студенты, социально-бытовые условия, Ассоциация технических университетов России и Китая, российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования.
Maksimov Nyurgun Romanovich
Director of Eastern Institute, North Eastern Federal University
Panina Svetlana Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North Eastern Federal University
CONCERNING SOCIAL ADAPTATION OF CHINESE STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES
Summary:
The article deals with social adaptation of Chinese students in Russian universities. The concept of 'social adaptation of foreign students' is described. The paper presents results of the survey of Chinese students, conducted in universities members of the Association of Technical Universities of Russia and China, aimed at the study of Chinese students' satisfaction with organization of social and living conditions in the Russian universities. The authors suggest to develop a comprehensive program of social adaptation at the stage of the first year of training of Chinese students, compile and include the "Social Adaptation" module into the educational program in order to mitigate some aspects of adaptation.
Keywords:
social adaptation, Chinese students, social and living conditions, Association of Technical Universities of Russia and China, Russian-Chinese cooperation in the field of higher education.
Актуальным направлением внешней политики большинства стран выступает сотрудничество в области образования. В связи с этим растет количество вузов Российской Федерации, определяющих обучение иностранных студентов в качестве одной из приоритетных сфер своей деятельности.
Изучение результатов проведенных социально-педагогических и психологических исследований по вопросам адаптации студентов-иностранцев позволяет определить противоречия: между необходимостью организации педагогической поддержки иностранных студентов в первый год обучения в российских вузах, что эффективно способствует их социальной адаптации, и недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогике высшей школы; востребованностью российской системой высшего образования теоретических разработок по вопросам социальной адаптации иностранных студентов и недостатком исследований в этой области; наличием образовательных технологий и недостаточным научно-методическим сопровождением, позволяющим вузовскому преподавателю моделировать разнообразные образовательные маршруты с учетом аспектов оптимальной социальной адаптации студентов-иностранцев.
Основополагающим компонентом данного процесса является создание условий, обеспечивающих эффективность социальной адаптации иностранных студентов. Организация необходимых условий позволит повысить уровень конкурентоспособности российских вузов на рынке международных образовательных услуг. Как справедливо отмечает С.В. Подзолков, это будет способствовать сохранению высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава российских вузов, развитию инфраструктуры российского высшего образования [1].
Приведем некоторые определения понятия социальной адаптации иностранных студентов к образовательной вузовской среде, существующие в научной литературе (табл. 1).
Таблица 1 - Трактовки понятия «социальная адаптация иностранного студента»
Автор Содержание понятие
И.О. Кривцова многофакторный процесс вхождения, развития и становления личности в рамках комплексного информационного и социокультурного взаимодействия [2]
Д.С. Дрожжина сложный, многосоставной процесс приспособления иностранного студента к условиям новой среды, зависящий от множества факторов (природно-климатические, социально-бытовые условия и т. д.) [3]
Л.Т. Мазитова процесс модификации стереотипов сознания и поведения личности в ходе приспособления к новым видам деятельности или новым условиям существования; принятие и выполнение личностью обычных требований общества без излишнего внутреннего сопротивления, наличие у нее устойчивого набора моделей социального поведения [4]
О.А. Лебедева, Ю.И. Скопина выделяют физиологическую, социально-культурную и академическую (новые требования к учебной деятельности и нагрузкам) социальную адаптацию иностранного студента [5]
На сегодняшний день наблюдается приток китайских студентов в российские высшие учебные заведения, что связывают с экономическим подъемом и недостатком высококвалифицированных кадров в КНР [6], ценовой доступностью высшего образования в РФ.
Анализ теории и практики показывает, что адаптация китайских студентов включает в себя социально-психологическую и физиологическую адаптацию, имеющую языковой, учебный, бытовой и социально-психологический аспекты. При этом специалисты отмечают, что социальная адаптация может развиваться по различным сценариям и имеет ограниченные временные рамки [7].
В своем исследовании Чэнь Цзе указывает, что значительное влияние на ход процесса социальной адаптации оказывают психолого-социальные особенности китайских студентов, среди которых выделяются: бережное отношение к природе (на основе нравственных принципов), консерватизм и трезвость суждений, практичность и терпимость, непритязательность в условиях жизни, меньший уровень развития коммуникативных навыков, ограниченный круг интересов и их специфика [8].
В марте 2011 г. с целью содействия развитию российско-китайского сотрудничества в сфере высшего образования и укрепления национального инновационного потенциала, совместными усилиями Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и Харбинского политехнического университета была учреждена Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК). На сегодняшний день в АТУРК входит 50 ведущих университетов с российской и китайской стороны, в числе которых 43 университета-члена и 7 университетов-наблюдателей.
В 2016 учебном году нами был проведен опрос 281 студента из КНР, обучающегося в 12 российских вузах, состоящих в АТУРК (табл. 2).
Таблица 2 - Распределение китайских студентов, принявших участие в опросе, по месту обучения_
Полное название вуза Сокращенное название вуза Количество студентов -участников опроса
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммо-сова (Якутск) СВФУ 82
Амурский государственный университет (Благовещенск) АмГУ 21
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова (Ижевск) ИжГТУ 4
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург) ИТМО 13
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Санкт-Петербург) ЛЭТИ 13
Московский авиационный институт (Москва) МАИ 8
Московский технологический университет (Москва) МИРЭА 4
Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск) НГТУ 34
Сибирский федеральный университет(Красноярск) СФУ 10
Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск) ТОГУ 41
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург) УРФУ 27
Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) ЮУрГУ 21
Один из блоков анкетирования был направлен на изучение удовлетворенности китайских студентов организацией социально-бытовых условий в вузе (табл. 3). Приведем полученные средние значения по десятибалльной системе.
Таблица 3 - Средние значения удовлетворенности респондентов
социально-бытовыми условиями в российских вузах АТУРК
Социально-бытовые условия Среднее значение
Организация спортивно-оздоровительной работы (наличие и доступность для иностранных студентов спортивных секций и спортивной инфраструктуры - тренажерный зал, бассейн и т. д.) 7,60
Организация питания (наличие столовой, разнообразие кухни, цена) 7,26
Организация культурно-досуговой деятельности 7,54
Уровень медицинского обслуживания и социально-психологической помощи (наличие университетской клиники и социально-психологической помощи, удобство обращения за помощью и т. д.) 7,58
Предоставление социальных услуг в общежитии и работа коммунальных служб вуза (наличие необходимой мебели и бытовой техники, оснащение кухни и ванной комнаты, уборка территории и помещений, подача электроэнергии и т. д.) 7,71
Полученные средние значения достаточно высоки, что позволяет сделать вывод о высокой степени удовлетворенности китайских студентов организацией социально-бытовых условий в вузах. В частности, высоко респондентами были оценены социально-бытовые условия, созданные в ИжГТУ, АмГУ, СФУ и СВФУ. Вместе с тем китайские студенты отмечают и отрицательные моменты. Среди них: отсутствие в некоторых студенческих городках скоростного интернета, неразвитость региональной инфраструктуры, проявления национализма, криминальная обстановка, наличие масштабных социальных проблем (алкоголизация, наркомания и т. д.).
Для смягчения процесса социальной адаптации китайских студентов необходимо проводить более интенсивную работу, включая мероприятия по знакомству с историей России, региона, города, вуза (посещение музеев, беседы, встречи с известными учеными, успешными выпускниками и т. д.), изучению миграционного законодательства РФ, формированию коллектива академической группы и др.
На наш взгляд, многим российским вузам необходимо вести конструктивную деятельность по разработке международных связей, учитывая специфику работы в восточном направлении, в частности с КНР. Создание и развитие совместных образовательных программ и исследований с ведущими китайскими вузами позволит современному российскому высшему образованию стать более привлекательным для иностранных граждан и ускорит процесс интеграции российской высшей школы в международное образовательное пространство [9].
На основании полученных результатов полагаем, что существует необходимость в разработке комплексной программы социальной адаптации китайских студентов на этапе первого года обучения, которая будет способствовать смягчению различных аспектов адаптации. Также с этой целью представляется целесообразным разработать и внедрить образовательный модуль «Социальная адаптация» для студентов-иностранцев (в том числе из КНР).
Дальнейшее научно-методическое исследование по теме адаптации китайских студентов в российских вузах может быть продолжено в следующих направлениях: научный поиск, выявление и изучение особенностей формирования профессиональных компетенций студентов из Китая в процессе адаптации к российской образовательной среде.
Ссылки:
1. Подзолков С.В. К проблеме социальной адаптации китайских студентов в российском педвузе // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. 2012. № 28. С. 945-949.
2. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 284-288. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/arti-cle/view?id=27948 (дата обращения: 10.01.2017).
3. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии [Электронный ресурс]. URL: https://universitas.hse.ru/data/2014/01/10/1341074388/адаптация%o20иностранньlх%o20студентов.pdf (дата обращения: 25.01.2017).
4. Мазитова Л.Т. Социальная адаптация иностранных студентов : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2002. 21 с.
5. Лебедева О.А., Скопина Ю.И. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 35-1. С. 92-98.
6. Dittmer L. The Sino-Russian Strategic Partnership [Электронный ресурс] // Journal of Contemporary China. 2010. No. 28. P. 499413. URL: http://www.tandfonline.eom/doi/abs/10.1080/10670560120067108?src=recsys (дата обращения: 25.01.2017).
7. Social Support and Acculturation in Chinese International Students / D.M. Bertram, M. Poulakis, B.S. Elsasser, E. Kumar // Journal of Multicultural Counseling and Development. 2014. Vol. 42, issue 2. April. P. 107-124.
8. Чэнь Цзе. Повышение значимости воспитательной системы российского педагогического вуза для социальной адаптации китайских студентов : дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2010. 156 с.
9. Максимов Н.Р. Исследование удовлетворенности китайских студентов обучением в российских вузах [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2016. Т. 43. С. 284-287. URL: http://e-koncept.ru/2016/76475.htm (дата обращения: 25.01.2017).