СОЦИОЛОГИЯ
ЛИДЖИ-ШРЯЕВА С.Э., МУКАЕВА С.Г., ОКОНОВ Б. А.
ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ
(по материалам социологических опросов в Республике Калмыкия)
Как известно, розничная торговля входит в число лидирующих отраслей экономики Республики Калмыкия как по пополнению бюджетов различных уровней, так и по количеству предоставляемых рабочих мест, оказывая в целом существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.
Нынешний мировой экономический и финансовый кризис сказывается главным образом на этой сфере жизнедеятельности общества.
Институтом комплексных исследований аридных территорий проводится мониторинг состояния розничной торговли и предоставляемых населению услуг с целью выявления динамики изменений в потребительском спросе и предложениях в условиях кризиса, формирования базы данных о состоянии отрасли.
Руководители торговых организаций и индивидуальные предприниматели, ведущие свой бизнес в сфере розничной торговли и предоставления населению различных услуг, отвечали на ряд вопросов, касающихся влияния на их деятельность нынешнего экономического и финансового кризиса. За период с марта по май месяцы осуществлены пять опросов предпринимателей. Первый опрос проводился в г. Элиста; второй - в г. Элиста и Целинном районе; третий - в г. Элиста, Яшкупьском, Приютненсшм и Ики-Бурупьском районах; четвертый - г. Элиста и Целинном районе; пятый - в г. Элиста, Ики-Бурульском и Целинном районах.
Опрос показал, что на всех этапах социологического мониторинга абсолютное большинство предпринимателей отмечали, что ощутили влияние мирового экономического кризиса на их деятельность (таблица 1).
Таблица 1
Влияние экономического кризиса на деятельность индивидуальных предпринимателей и руководителей
торговых организаций, в % по каяедому опросу
Почувствовали ли Вы влияние мирового экономического кризиса? 1 опрос 2 опрос 3 опрос 4 опрос 5 опрос
Нет, еще не почувствовал 8,2 5,3 10,6 6,3 4,5
Да, почувствовал 90,4 91,5 88,6 87,4 91,1
Другое 0,0 0,0 0,0 0,0 0,6
Затрудняюсь ответить 1,4 3,2 0,8 6,3 3,8
По приведенным данным можно констатировать: число предпринимателей, не почувствовавших влияние кризиса в течение последних трех месяцев (март-май) заметно снизилось (8,2% и 4,5%). Вместе с тем число предпринимателей, ощутивших влияние кризиса, остается практически неизменным и процент их из числа опрошенных весьма велик.
По мнению опрошенных, влияние кризиса выразилось, главным образом, в уменьшении объема продаж товаров и предоставляемых услуг (89,4%, 87,2%, 84,6%, 82,9%, 74,1%, соответственно по проведенным опросам). Хотя данные по этому показателю высокие, тем не менее прослеживается тенденция к его снижению, особенно на последнем опросе, проведенном в второй половине мая 2009 г. Оценка опрошенными предпринимателями названных нами в
Диаграмма 1
В чем выражается влияние кризиса на Вашей деятельности?, в %
Уменьшился объем продаж Повышаются цены на товары Повышаются цены на аренду помещения Повысились тарифы коммунальных Неплатежи со стороны покупателей Трудно получить кредит Ослабление рубля и инфляция Нехватка финансовыхресурсов Повышаются тарифы на доставку товаров Треб-я и проверки со стороны регулир-х Ужесточение условий поставщика Сокращается ассортимент товаров Затрудняюсь ответить Увеличился объем продаж Другое
□ 11ППШП1У1У
0 10 20 30 40 50 60 70 80
анкете переменных продемонстрирована в следующем рисунке (показатель «повышаются цены на товары, предлагаемые производителями, поставщиками» был включен в анкету в 3 опросе; показатели «ужесточение условий поставщика», «нехватка финансовых ресурсов», «ослабление рубля и инфляция», «требования и проверки со стороны контролирующих органов» - на 5 этапе опроса).
Незначительное снижение данного показателя объясняется тем, что в сельской местности, по оценкам самих предпринимателей, уменьшается объем продаж не потому, что люди меньше покупают продуктов и товаров, а уменьшается число посещений покупателями их торговых точек. Селяне, особенно близлежащих к Элисте сел, стали приобретать необходимые им продукты и товары на оптовых рынках столицы или в других населенных пунктах.
Среди факторов, негативно влияющих на ведение бизнеса в условиях кризиса, в первую очередь названы, в %:
1 2 3 4 5 повышение цен на товары, - - 46,2 54,3 48,3
предлагаемые производителями, поставщиками
рост цен на коммунальные услуги 25,8 32,8 40,2 51,4 26,6
рост цен на аренду помещения 10,2 17,4 17,1 24,3 34,3
повышение тарифов на доставку 27,3 12,8 16,2 14,3 10,5
товаров
трудности получения кредита 27,3 13,9 16,2 14,3 21,0
Необходимо отметить, что, по полученным данным, все большее число предпринимателей из сферы розничной торговли отмечают рост закупочных цен на товары и рост цен на коммунальные услуги.
По данным опросов, продавали товары в кредит до кризиса (Диаграмма 2).
Диаграмма 2
Продавали ли Вы товары в кредит до кризиса?, в %
90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
84.1%
82,5%
1этап
Пэтап
Шэтап
IV этап
Уэтап
□ продавали товары в кредит, до кризиса
□ не дали ответа
И не продавали в кредит
Наиболее низкая доля предпринимателей, продававших товары в кредит, выявлена в ходе 2-го опроса. Объяснялось это тем, что в выборку было включено больше крупных организаций розничной торговли, где до кризиса активно предлагались потребительские кредиты, а в условиях кризиса данная форма продажи товаров (особенно товаров длительного пользования) заметно снизилась. Некоторое увеличение доли предпринимателей, продававших товары в кредит, выявлено в процессе 3-го и 4-го опросов, Полагаем, что это связано с тем, что практически половина опрошенных - сельские предприниматели, и немалая часть из них продавали продукты и товары населению в долг (под запись) и рассматривали это как продажа в кредит. В настоящее время в сельской местности несколько снижается показатель продажи товаров в кредит (7,1 % и 9,5% ответивших). Веским аргументом для сельских предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, является то, что даже незначительные сделки по продажам в кредит являются для них определенным риском в условиях кризиса.
По нашим данным, из числа опрошенных предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли, брали кредит на открытие и развитие своего дела:
1 2 3 4 5
43,8% 47,9% 34,1% 45,0% 48,4%
Как видно, более 40% предпринимателей пользовались кредитами. Незначительные колебания ответов по данному признаку находятся в пределах допустимой погрешности. Снижение показателя по результатам 3 -го опроса связано, скорее всего, с тем, что изменялся объем выборки на данном этапе опроса и представительство городских и сельских предпринимателей в ней.
По данным 5-ти этапов опроса, намерены взять кредит, соответственно, 11,0%, 12,8% , 9,1% , 10,0% и 10,8% опрошенных предпринимателей. На 1 этапе исследования 75,3%, на 2 этапе - 63,8% отвечали, что вообще не хотят
брать кредит. По результатам 3-го, 4-го и 5-го этапов исследования из числа тех, кто не намерен брать кредит, в настоящее время:
3 этап 4 этап 5 этап
- уже обращались в кредитные учреждения,
но им отказали в выдаче кредита 3,0% 3,8% 5,1%
- не хотят брать кредит, потому что
трудно его получить, требуется оформление
большого количества документов 6,1% 12,5% 19,7%
- не хотят брать кредит в данный момент,
потому что высокие процентные ставки 12,1% 7,5% 19,7%
- не хотят брать кредит, считая, что
в условиях кризиса это очень рискованно 65,2% 51,3% 28,0%
Данные 5-го этапа мониторинга демонстрируют тот факт, что по-прежнему подавляющее большинство предпринимателей, занимающихся в сфере розничной торговли и услуг - 89,2%, - не готовы взять кредит в настоящее время. При этом некоторые из них - 5,1 % - ссылаются на то, что они уже обращались в кредитные учреждения, но им по разным причинам отказали. Кто-то -19,7% - не желает обращаться за кредитом в банковские учреждения, ввиду трудностей с оформлением необходимых документов. Следует обратить внимание, на наш взгляд, на то, что часть предпринимателей - 19,7%- возможно и хотели бы взять кредит, но их останавливают завышенные процентные ставки банков по кредитам. Однако более четверти из опрошенных предпринимателей - 28,0% - не рискуют брать кредит в условиях кризисного времени. (Результаты по данному показателю 5-ти этапов опросов отражены в табл. 2.1.,2.2.,2.3,2.4.,2.5.).
Таблица 2.1
Влияние кризиса на отношение предпринимателей к кредитованию, в %
(1 опрос исследования)
Почувствовали ли Вы влияние мирового экономического кризиса на деятельность своего предприятия, бизнеса? Намерены ли Вы брать кредит в настоящее время?
Нет я ч: Затрудняюсь ответить
Нет, еще не почувствовал 60,0 40,0 -
Да, почувствовал 76,1 9,0 14,9
Затрудняюсь ответить - - 100,0
Таблица 2.2
Влияние кризиса на отношение предпринимателей к кредитованию, в %
( 2 опрос исследования)
Намерены ли Вы брать кредит в настоящее время?
Почувствовали ли Вы влияние мирового экономического кризиса на деятельности Вашего предприятия, бизнеса? я Ч Уже обращался, но мне отказали Нет, высокие процентные ставки Нет, трудно получить, нужно много документов Нет, в условиях кризиса это очень рискованно Затрудняюсь ответить Нет ответа
1. Нет, еще не почувствовал 20,0 0,0 20,0 0,0 20,0 0,0 40,0
2. Да, почувствовал 11,6 3,5 14,0 7,0 40,7 8Д 15,1
3. Затрудняюсь ответить 50,0 0,0 50,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Таблица 2.3
Влияние кризиса на отношение предпринимателей к кредитованию, в %
(3 опрос исследования)
Почувствовали ли Вы влияние мирового экономического кризиса на деятельности Вашего предприятия, бизнеса? Намерены ли Вы брать кредит в настоящее время?
я ч: Уже обращался, но мне отказали Нет, высокие процентные ставки Нет, трудно получить, нужно много документов Нет, в условиях кризиса это очень рискованно Затрудняюсь ответить
1. Нет, еще не почувствовал 35,7 0,0 0,0 0,0 57,2 7,1
2. Да, почувствовал 6,0 3,4 13,7 6,8 65,8 4,3
4. Затрудняюсь ответить 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0
Таблица 2.4
Влияние кризиса на отношение предпринимателей к кредитованию, в %
(4 опрос исследования)
Почувствовали ли Вы влияние мирового экономического кризиса на деятельности Вашего предприятия, бизнеса? Намерены ли Вы брать кредит в настоящее время?
я Ч Уже обращался, но мне отказали Нет, высокие процентные ставки Нет, трудно получить, нужно много документов Нет, в условиях кризиса это очень рискованно Затрудняюсь ответить
1. Нет, еще не почувствовал 35,7 0,0 0,0 0,0 57,2 7,1
2. Да, почувствовал 6,0 3,4 13,7 6,8 65,8 4,3
4. Затрудняюсь ответить 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0
Таблица 2.5
Влияние кризиса на отношение предпринимателей к кредитованию, в %
(5 опрос исследования)
Почувствовали ли Вы влияние мирового экономического кризиса на деятельности Вашего предприятия, бизнеса? Намерены ли Вы брать кредит в настоящее время?
я Ч Уже обращался, но мне отказали Нет, высокие процентные ставки Нет, трудно получить, нужно много документов Нет, в условиях кризиса это очень рискованно Затрудняюсь ответить
1. Нет, еще не почувствовал 14,3 0,0 28,6 28,5 14,3 14,3
2. Да, почувствовал 11,2 5,6 18,2 19,6 29,4 16,0
4. Затрудняюсь ответить 0,0 0,0 50,0 0,0 16,7 33,3
Корреляционный анализ позволил выявить четкую взаимосвязь в отношении предпринимателей к кредитованию в зависимости от того, ощутили или пока не ощутили влияние финансового кризиса на деятельность своего бизнеса. Так, из числа предпринимателей, не почувствовавших кризис, намерены были брать кредит:
1 2 3 4 5
40,0% 20,0% 35,7% 40,0% 14,3%
Определенные колебания выявленных данных свидетельствуют, по нашему мнению, о том, что по мере возрастания доли предпринимателей в сфере розничной торговли, ощутивших влияние кризиса на своем бизнесе, будет увеличиваться число тех, кто не будет обращаться за кредитом.
На диаграмме 3 показаны результаты исследования о намерениях предпринимателей о сохранении количества людей, занятых в их бизнесе.
Диаграмма 3
Планируете ли Вы сокращение своих работников?, в %
□ сокращение уже было Ш да, планирую □ нет 0 затрудняюсь ответить В нет ответа
Таким образом, по-прежнему сохраняется тенденция того, что, несмотря на влияние кризиса на деятельность абсолютного большинства предпринимателей, многие из них не планируют сокращение персонала. Следовательно, предприниматели, ведущие свой бизнес в сфере розничной торговли и услуг населению и имеющие наемных работников, настроены весьма оптимистично и, несмотря на трудности кризисного времени, готовы сохранить свой бизнес и свой коллектив. Следовательно, есть большая вероятность того, что будут сохранены рабочие места и не будет снижаться занятость в этой сфере.
Из числа опрошенных предпринимателей большинство (64,4%, 62,8%, 68,2%, 63,8%,58,6%, (соответственно по этапам опроса) предполагают; что товарооборот их бизнеса в 2009 году сравнению с 2008 годом уменьшится. Часть изних(5,5%, 11,7%, 19,7%, 17,5%,15,9%, соответственно) надеются, что их бизнес останется на прежнем уровне. Другая часть (27,4%, 0,2%, 9,8%, 17,5%, 22,9%, соответственно) не могут на сегодня дать определенного ответа. И лишь немногие (2,7%, 1,1%, 1,5%, 1,3%, 2,5%, соответственно) надеются, что они смогут увеличить товарооборот своего бизнеса.
Следовательно, сохраняется тенденция того, что большинство предпринимателей, занимающихся в сфере розничной торговли и услуг, настроены весьма пессимистично в отношении будущего своего бизнеса. Анализ данных 5-го этапа опроса показал, что примерно треть сельских предпринимателей надеются на сохранение товарооборота своего бизнеса за счет удержания цен на продукты и товары.
Современный кризис может оказать существенное влияние на развитие розничной торговли в нашей республике. В случае дальнейшего развития и углубления кризиса, а также в посткризисный период под угрозой может оказаться данная отрасль экономики республики, деятельность многих предпринимателей, особенно тех, кто имеет сегодня свое небольшое дело. В результате немало людей может остаться без единственного источника дохода для себя и своей семьи.
В процессе опросов выявлено отношение опрошенных к налогам, взимаемым с предпринимателей. Считают,
2 опрос 3 опрос 4 опрос 5 опрос
-налоги очень высокие 89,3% 81,1% 85,0% 87,9%
- налоги вполне приемлемые 9,6% 12,9% 8,8% 4,5% -налоги низкие 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
- затруднились ответить 1,1% 6,1% 6,3% 7,6%
Следовательно, для подавляющего большинства тех предпринимателей, кто занимается розничной торговлей, оплачиваемые ими налоги весьма обременительны.
В процессе опросов сделана попытка выявить влияние кризисной ситуации на уровень продаж основных продовольственных и непродовольственных товаров. Полученные результаты показаны в следующей таблице (Табл. 3.1,3.2):
Таблица 3.1
Уровень продаж основных продуктов питания населению в последние месяц-два, в %
(5 опрос исследования)
Продукты питания и промышленные товары Больше Так же, как и раньше Меньше Затрудняюс ь ответить
Молочные продукты 1,4 67.6 29,7 1,4
Основные мучные продукты 5,6 66,7 26,4 1,4
Хлеб, хлебобулочные изделия 6,7 76,0 16,0 1,3
Мясо 0,0 35,7 59,5 4,8
Мясопродукты (полуфабрикаты, субпродукты) 1,4 43,7 50,7 4,2
Птица 2.9 39,7 51,5 5.9
Рыба, рыбопродукты 1,6 25,4 66,7 6,3
Кофе, чай 0,0 46,6 47,9 5,5
Алкогольные напитки 3,0 47,0 42,4 7,6
Безалкогольные напитки 0,0 33,3 61.5 5,2
Питьевая вода 1,4 38,0 54,9 5,6
Консервированные продукты 1,8 28,1 61,4 8,8
Таблица 3.2
Уровень продаж непродовольственных товаров и услуг населению в последние месяц-два, в %
(5 опрос исследования)
Промышленные товары Больше Так же, как и раньше Меньше Затрудняюс ь ответить
Табачные изделия 1,4 60,8 32,4 5,4
Лекарства и медикаменты 50,0 0,0 50,0 0,0
Одежда 0,0 10,5 89.5 0,0
Обувь 0,0 13,3 86,7 0,0
Косметика, парфюмерия 0,0 0,0 100.0 0,0
Хозтовары и бытовая химия 0,0 38,5 61,5 0,0
Пассажирские перевозки 0,0 0,0 100.0 0,0
Стройматериалы 25,0 25,0 50.0 0,0
Услуги сотовой связи 0,0 80,0 20,0 0,0
Мебель 0,0 0,0 100,0 0,0
Бытовая техника 0,0 0,0 100.0 0,0
Автомобили 0,0 0,0 100.0 0,0
По полученным материалам, не наблюдается пока резкого снижения продаж некоторых продуктов питания (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, мука, крупы, макароны). Например:
Диаграмма 4
Показатели объема продаж молока и молочных продуктов
90,0% -80,0% -70,0% -60,0% -50,0% -40,0% -30,0% -20,0% -10,0% -0,0% -
—♦—больше ■ так же,как и раньше —а—меньше
Одновременно отмечается снижение уровня продаж на такие продукты, как чай, кофе, питьевая вода, безалкогольные напитки, консервированные продукты. Что касается снижения объема продажи чая и кофе, предприниматели отмечают, что цены на эти товары заметно выросли, особенно мало люди покупают кофе.
Наблюдается постепенное выравнивание до уровня до уровня докризисного периода объема продажи мяса, мясных продуктов (Диаграмма 5).
Диаграмма 5
90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
—*—больше —•—так же,как и раньше —■— меньше
Данные графика демонстрируют возрастание уровня продаж мяса за период мониторинга: по последнему опросу показатель объема продажи мяса населению больше, чем во время первых опросов. Напротив, показатель уменьшения объема продажи мяса снижается.
Это можно объяснить, главным образом, тем, что самый пик кризиса население республики уже пережило, граждане в основном адаптировались к новым социально-экономическим реалиям, социальное самочувствие жителей республики улучшается.
Что касается продажи непродовольственных товаров, в целом наблюдается следующая тенденция. Кризис никак не сказывается на покупке лекарств и медикаментов, люди покупают их столько, сколько им необходимо. На прежнем уровне сохраняется уровень пользования населением услугами сотовой связи.
Резкое снижение объемов продаж наблюдается по таким товарам, как одежда и обувь. Например:
Диаграмма 6
100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
больше —■—также,как и раньше —а—меньше
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап
Показатели объема продаж мяса
-А-1-А-1-А-1-А-1-А-
Что делают или собираются делать для сохранения своего предприятия, бизнеса в условиях кризиса опрошенные нами предприниматели?
Диаграмма 7
□ I □ II □ III □ IV ■ V
Что Выделаете или собираете«* делал» для сохранении Вашего щкдпрштии, бизнеса вусповиях кризиса?, в %
Упучиить рекламу своего предприятия Увеличить кол-во более дешевых товаров Сократить объем предоставляемых услуг Сократить ассортимент товара Расширить объем предосгавпяемьк услуг Расширить ассортимент товара Привлечь потребителей сохранением цен Привлечение потребителей
Поменять сферу деятельности Получить п-щь в рамках цеп-й прог-мы Взять кредит
Результаты мониторинга в сфере розничной торговли и услуг населению наглядно демонстрируют, что немалая часть предпринимателей хотят сохранить свой бизнес, идя на определенные издержки (сохранить или даже снизить цены на товары). Почти каждый седьмой рассчитывает получить помощь от республиканских органов власти. Немаловажно и то, что часть предпринимателей намерены уделить больше внимания рекламе своего предприятия. Каждый седьмой из опрошенных предпринимателей готов расширить ассортимент товаров или объем предлагаемых населению услуг. Каждый пятый думает увеличить ассортимент за счет более дешевых товаров. Есть и такие, кто готов снизить цены на предлагаемые товары и услуги, лишь бы сохранить свой бизнес.
НАМРУЕВА Л .В.
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫКОВ)
Модернизация ведет к глубоким качественным изменениям сложившейся этнокультурной системы: изменению образа жизни, ценностных ориентаций, утрате отдельных элементов традиционной культуры, смене критериев оценки удовлетворенности жизнью и представлений о собственном благополучии. В первой половине XX века традиционная культура степного народа, калмыков-кочевников, интенсивно вовлекается в культурное пространство чужой для них индустриальной культуры в результате перевода населения на оседлый образ жизни, коллективизации, депортации (с 1943 по 1956 гг.), введения всеобщего образования на базе школ-интернатов и других крупных социокультурных преобразований. Выбор калмыцкого народа между оседлым и кочевым образом жизни означал не только выбор в пользу новых путей социально-экономического развития, но и выбор нового культурного пространства. Безусловно, эти изменения и те, которые происходят в современной действительности, сопряжены с трансформацией этнической идентичности калмыков, с ее размыванием, повышением неопределенности.
В настоящее время калмыцкая культура столкнулась с очередным вызовом времени, и, чтобы достойно ответить на него, сохранить свою «самость», этническую неповторимость, необходимо возродить, сохранить такие элементы традиционной культуры, которые способны оказать мощное воздействие на социальное самочувствие современного этноса, на его развитие в будущем. В данной статье планируется рассмотреть, как соотносятся ценности модернизации и ценности традиционной культуры на примере современных калмыков. В своем анализе используем такие критерии-ценности как традиционализм, консерватизм, гармония, гедонизм, разработанные российскими исследователями (Лебедева, Татарко, Козлова) (1).
Традиционная этническая культура выражается, актуализируется в присущих ей традициях, которые выступают в качестве механизма, обеспечивающего ее стабильность и упорядоченность. Именно в них заключается нечто важное, положительное, представляющее безусловную ценность и, следовательно, нуждающееся в сохранении. Традиции и обычаи являются одними из основных индикаторов этнической идентичности. С начала 90-х годов в республике