Научная статья на тему 'Население республики Калмыкия в условиях современного экономического кризиса'

Население республики Калмыкия в условиях современного экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Манджиева Д. А., Лиджи-горяева С. Э., Мукаева С. Г., Оконов Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Население республики Калмыкия в условиях современного экономического кризиса»

• по созданию условий, сдерживающих рост численности увольняемых работников и безработных граждан.

6) В соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации при утверждении Закона Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» первоначальный план по расходам в сумме 7,1 млрд. рублей был уменьшен на 414,5 млн. рублей и составил 6,6 млрд. рублей, плановые назначения уменьшены к исполнению 2008 года на 21,7%.

7) Принято решение об оптимизации штатной численности органов исполнительной власти Республики Калмыкия и сокращение расходов по содержанию органов государственной власти Республики Калмыкия.

8) Предусмотрена государственная поддержка предприятий обрабатывающих производств и оказывающих бытовые услуги на конкурсной основе в размере 10,0 млн. руб., в т.ч.:

• на возмещение части затрат на оплату коммунальных услуг;

• на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

Кроме того, были внесены изменения об увеличении размера возмещения из республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях с 2/3 до полной ставки рефинансирования Центрального Банка России.

9) Принят Закон Республики Калмыкия о предельных значениях площади арендуемых помещений и сроке рассрочки оплаты. Указанным законом установлены оптимально выгодные предельные значения площади арендуемых помещений и больший фок рассрочки оплаты - 6 лет против 3 лет.

10) В целях создания благоприятных условий для комплексного развития малого и среднего предпринимательства разработана республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы», объем финансирования которой составляет 88,05 млн. рублей, в том числе из средств республиканского бюджета-25,0 млн. рублей (утверждена постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря2008 года №463).

По итогам состоявшегося в марте заседания конкурсной комиссии Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий бюджетам субъектов для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания господдержки малого предпринимательства, было принято решение о выделении бюджету Республики Калмыкия субсидий в размере 9,4 млн. рублей для финансирования мероприятий по господдержке малого предпринимательства. Это стало возможным за счет софинансирования из средств республиканского бюджета в размере 2,4 млн. рублей.

Внесены изменения в закон Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2009 год и плановый период 2010и2011 годов», в частности, блоком антикризисных поправок предусматривается:

• 10 млн. рублей на поддержку системообразующих предприятий;

• 2 млн. рублей - оказание помощи малому и среднему предпринимательству;

• около 3 млн. рублей на реализацию мероприятий Программы на рынке труда по обеспечению временной занятости.

По оценке федеральных органов исполнительной власти, в Республике Калмыкия наблюдается относительно более

благоприятная социально-экономическая динамика развития в условиях кризиса по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. При этом в республике наблюдается относительно низкая напряженность на рынке труда.

Но, несмотря на позитивную оценку, мы должны понимать, что задача номер один сейчас - безболезненно пройти период кризиса, а меры, принимаемые Правительством республики, направлены не только на преодоление кризисных явлений, но и на дальнейшее позитивное развитие экономики.

МАНДЖИЕВА Д.А., ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., МУКАЕВАС.Г., ОКОНОВБ.А.

НАСЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КЛЛМБ1КИЯ В УСТОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Глобальный экономический кризис существенно изменил все стороны жизнедеятельности населения большинства стран мира. В России в целом и в ее регионах также многие ощутили на себе последствия современного масштабного кризиса. Республика Калмыкия не исключение.

Институтом комплексных исследований аридных территорий проведен социологический опрос населения республики с целью выявления степени влияния кризисной ситуации на повседневную жизнь граждан.

Опрос проведен в апреле-мае 2009 г. в г. Элиста и трех районах республики (Яшкульский, Приюгненский, Ики-Бурупьский). Объем выборочной совокупности исследования составил 248 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, сфере занятости, местожительству. Возрастные подгруппы составлены следующим образом: 18-29-летние (21,0%); 30-49-летние (42,8%); 50-59-летние (18,1)%; 60-летниеистарше(18,1%).

По социальному положению опрошенные отнесли себя к: Рабочим (в т.ч. сельским)— 19,4%; Крестьянам -2,0%; Служащим - 40,7%; Предпринимателям - 2,8%;

Пенсионерам -18,1 %;

Студентам - 6,5%;

Безработным, домохозяйкам - 9,7%;

Другим -0,8%.

Д ля сбора первичной информации использовался анкетный опрос населения. Социологическая анкета разработана с учетом задач, поставленных в программе исследования. Данный метод позволил в достаточно быстрые сроки охватить весь массив выборки и представить эмпирическую информацию путем анализа субъективных мнений опрошенных.

По полученным данным, большинство населения Республики Калмыкия (65,7%) уже ощутили влияние мирового экономического кризиса на их повседневную жизнь в настоящее время (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Почувствовали ли Вы влияние мирового экономического кризиса на Вашу повседневную жизнь?, в % от числа опрошенных

ЕЗ Не слышал о кризисе, живу так же, как и раньше

□ Нет, еще не почувствовал

□ Да, почувствовал

ЕЗ Затрудняюсь ответить В Другое

Суця по ответам респондентов, экономический кризис повлиял как на городское, так и на сельское население. Вместе с тем городское население показало несколько противоречивую картину. С одной стороны, в городе несколько больше, чем в сельской местности, тех, кто еще не почувствовал кризис (26,5% и 22,0%, соответственно); с другой -также несколько больше тех, кто уже почувствовал влияние кризиса (69,4% и 63,3%, соответственно) по сравнению с сельскими жителями (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Почувствовали ли Вы влияние мирового экономического кризиса?, в % от числа опрошенного городского и сельского населения

70 6ЕМ 63,3

60 1111 1,11

50 |! >! |!'■ 11111111'

40 1111 11111111' 1V1V

30 26,Ь 22 1,1,1,4 1V 11111

20 м и ■ '■'■'га! |! >! |!'■ ■, |, ■ ,11

10 0 ■ '■'■'Н ■ '■'■'Н ■ '■'■АР 1V1V 11111111' 1111 ■ I ■ I 0 1,3 (ИрСЭ

Не слышал о Нет, еще не Да, почувствовал Другое Затрудняюсь

кризисе, живу так почувствовал ответить

же, как и раньше

■ Город □ Село

По оценке жителей республики, экономический кризис оказал влияние на следующие стороны их жизни. В первую очередь более половины опрошенных (54,5%) отмечают ухудшение материального положения их и их семей за последние два-три месяца. Правда, у значительной части обследованных (39,1%) материальное положение семьи практически не изменилось. Каждый восемнадцатый (5,6%) затруднился с ответом, т.е. некоторые люди еще не определились, повлиял ли кризис на благосостояние их семьи. Менее одного процента даже отмечают улучшение их благополучия (Диаграмма 3).

Диаграмма 3

Как Вы считаете, изменилось ли материальное положение Ваше (Вашей семьи) за последние 2-3 месяца?, в % от числа опрошенных

5,6 0,8

И Да, улучшилось К Практически не изменилось V Ухудшилось Затрудняюсь ответить

Отметим, что подобная тенденция характерна не только для Республики Калмыкия. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), проводящего еженедельный социально-экономический мониторинг населения России, с января 2009 года количество респондентов, чье материальное положение ухудшилось, увеличилось с 43% до 54% (1). Следовательно, полученные нами данные об изменении материального положения опрошенных по Калмыкии вполне сопоставимы с данными всероссийского опроса и отражают общероссийскую тенденцию (Диаграмма 4).

Диаграмма 4

Изменение материального положения респондентов за последние 2-3 месяца, сравнительный анализ, в % от числа опрошенных

Улучшилось Практически не Ухудшилось Затрудняюсь

изменилось ответить

□ Россия В Республика Калмыкия Эта тенденция одинаково распространяется как на сельское, так и на городское население республики (Диаграмма

Диаграмма 5

Изменение материального положения респондентов за последние 2-3 месяца, в % от числа опрошенного городского и сельского населения

60 50 40 30 20 10

Да, улучшилось Практически не Ухудшилось Затрудняюсь изменилось ответить

□ Город ЕЭ Село

Данные, полученные в ходе опроса городских и сельских респондентов в Республике Калмыкия по влиянию экономического кризиса на население, совпадают с данными, полученными ФОМ в ходе всероссийского мониторинга (Таблица 1) (2).

Таблица 1

Влияние экономического кризиса на благосостояние населения, сравнительный анализ,

в Хот числа опрошенных

Как Вы считаете, как изменилось Ваше Российская Федерация Республика Калмыкия

материальное положение за последние 2-3 месяца? о К Большой город ч о &

Москва § и % Я % Село Город Село

Улучшилось 4,0 3,0 6,0 4,0 3,0 1,0 0,7

Практически не изменилось 40,0 30,0 42,0 42,0 44,0 38,8 39,3

Ухудшилось 55,0 65,0 53,0 53,0 52,0 56,1 53,3

Затрудняюсь ответить 1,0 2,0 0,0 1,0 1,0 4Д 6,7

Как свидетельствуют данные таблицы, более половины из числа опрошенных как в Российской Федерации, так и в Республике Калмыкия, отмечают ухудшение материального положения в последние месяцы. Это прежде всего рабочие, служащие, пенсионеры, безработные и домохозяйки (58,3%, 56,4%, 60,0% и 66,7%, соответственно). Одновременно большинство опрошенных из числа крестьян, предпринимателей и студентов (60,0%, 85,7% и 62,5%, соответственно) высказали мнение, что их материальное положение не изменилось, они живут так же, как и раньше (Табл.2).

Таблица 2

Влияние кризиса на население Калмыкии: распределение ответов по социальному положению опрошенных, в %

Как Вы считаете, изменилось ли материальное положение Ваше (Вашей семьи) за последние 2-3 месяца? Рабочие Крестьяне Служащие Предприним атели Пенсионеры Студенты 3 * А Г м ; о ? ® * 1 ) о 3 ,41 Другое

Да, улучшилось 2,1 0,0 1,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Практически не изменилось 31,3 60,0 39,6 85,7 37,8 62,5 20,8 50,0

Ухудшилось 58,3 20,0 56,4 14,3 60,0 25,0 66,7 50,0

Затрудняюсь ответить 8,3 20,0 3,0 0,0 2,2 12,5 12,5 0,0

В условиях экономического кризиса большинству опрошенных (66,5%) приходится экономить на чем-либо. Пятая часть (20,6%) живет так же, как и раньше. Более десятой части (12,9%) затруднились ответить (Диаграмма 6).

Диаграмма 6

В связи с кризисом приходится ли Вам на чем-либо экономить?, в

% от числа опрошенных

Е Нет, живу так же, как и раньше □ Да, приходится экономить Не могу ответить определенно

В первую очередь жители республики стали экономить на приобретении одежды и обуви (74,5%). Каждая вторая семья (52,1%) экономит на продуктах питания. Видимо, в условиях кризиса многим пришлось потуже затянул, пояса. Более сорока процентов опрошенных стараются уменьшить расходы на досуг и развлечения (46,1%), на отдыхе и отпусках (40,6%) (Диаграмма 7).

Диаграмма 7

На чем экономят граждане республики, в % от числа опрошенных

На одежде, обуви На продуктах питания На развлечениях На отдыхе (санаторий, турпоездки и др.) На парикмахерской, салонах красоты На предметахроскоши На покупке автомобиля, квартиры На алкоголе На сигаретах, табачных изделиях Другое (напишите)

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0

В связи с кризисом изменилось также покупательское поведение населения в последнее время (Табл. 3.1, 3.2, З.З.).

Данные таблицы 3.1. показывают, что в целом объемы покупок продовольственных товаров не растут в последнее время. Абсолютное большинство опрошенных покупают хлеб, хлебобулочные изделия, крупы, молоко, сахар, растительное масло, макаронные изделия в том же количестве, как и раньше. Более половины опрошенных в тех же объемах приобретают муку, сливочное масло, молочные продукты, яйца, питьевую воду и безалкогольные напитки. Но намечается снижение в потреблении овощей, фруктов, кондитерских изделий. Отрадно отметить, что наши граждане стали экономить средства на покупку алкогольных напитков.

Наблюдается снижение объема покупок как мяса, так и мясных продуктов. Это можно объяснить главным образом тем, что, во-первых, цены на мясо достаточно высоки для населения нашего низкодоходного региона; во-вторых, значительная часть сельского населения пользуется продуктами питания (мясо, птица) со своего подворья.

Таблица 3.1

Уровень покупок продовольственных товаров населением в последние два-три месяца, в %

Какие продукты и сколько стали покупать Вы в последнее время? Больше Так же, как и раньше Меньше Затрудняюсь ответит

Хлеб, хлебобулочные изделия 5,6 73,4 19,7 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мука 4,8 54,3 36,7 4,3

Молоко 3,4 71,0 23,7 1,9

Сливочное масло 1,5 49,8 46,8 2,0

Сыр 3,2 31,0 59,4 6,4

Молочные продукты в целом 2,8 50,8 41,9 4,5

Мясо 2,3 43,0 53,4 1,4

Птица 1,6 45,7 48,9 3,8

Колбаса 1,9 36,4 59,8 1,9

Мясные продукты в целом 1,0 44,4 50,5 4,1

Яйца 3,2 53,7 40,5 2,6

Крупы 5,8 75,1 17,8 1,3

Сахар 2,2 70,9 25,6 1,3

Растительное масло 2,7 74,2 21,8 1,3

Макаронные изделия 4Д 76,5 17,6 1,8

Овощи 3,5 46,7 48,0 1,8

Фрукты 3,5 42,5 52,2 1,8

Рыба, рыбопродукты 0,5 41,4 55,3 2,8

Конфеты, кондитерские изделия 0,0 43,4 53,3 3,3

Питьевая вода, безалкогольные напитки 2,0 53,2 39,4 5,4

Алкоголь 1,3 27,6 64,1 7,1

Другие продукты (детское питание, консервы и пр.) 0,0 39,1 47,7 13,2

Что касается непродовольственных товаров, то приведенные ниже данные также свидетельствуют о падении спроса на них. В основном спрос на непродовольственные товары сокращается. Это, прежде всего, касается таких товаров, как одежда, обувь, косметика, парфюмерия, книги, мебель, стройматериалы, бытовая техника. По-прежнему большая часть граждан в необходимом количестве приобретает лекарства и медикаменты.

Таблица 3.2

Уровень покупок непродовольственных товаров населением в последние два-три месяца, в %

Какие промышленные и непродовольственные товары и сколько стали покупать Вы в последнее время? Больше Так же, как и раньше Меньше Затрудняюс ь ответить

Одежда, обувь 0,0 34,0 62,7 3,3

Лекарства и медикаменты 6,3 54,9 33,0 5,8

Косметика, парфюмерия 1,2 30,2 55,6 13,0

Сигареты, табачные изделия 0,7 40,3 44,3 14,8

Цветы 0,8 23,3 49,2 26,7

Периодическая печать 4,0 34,7 51,1 10,2

Книги 1,3 24,8 57,7 16,1

Мебель 1,5 19,8 58,0 20,6

Другие непродовольственные товары (быт. химия, стирально-моющие средства и пр.) 1,5 55,4 35,9 7,2

Стройматериалы 3,2 15,9 58,7 22,2

Бытовая техника 1,5 19,4 56,0 23,1

Материалы опроса показали заметное снижение потребления населением бытовых услуг. Более половина населения (51,8%) на прежнем уровне пользуется только услугами сотовой связи, а 13,3% даже стали более активно пользоваться сотовой связью.

Таблица 2.3

Уровень пользования бытовыми услугами населением в последние два-три месяца, в %

Какими бытовыми услугами и сколько стали пользоваться Вы в последние 2-3 месяца? Больше Так же, как и раньше Меньше Затрудняюсь ответить

Парикмахерские, салоны красоты 1Д 45,1 44,0 9,8

Интернет 7,9 32,3 31,5 28,3

Сотовая связь 13,3 51,8 27,7 7,2

Пошив одежды, обуви 0,0 19,2 50,0 30,8

Ремонт одежды, обуви 6,4 29,6 40,0 24,0

Сравнительный анализ позволяет говорить о том, что динамика потребительских предпочтений в целом совпадает с динамикой продаж на розничном рынке, которая была выявлена в ходе мониторинга ситуации в сфере оборота рыночной торговли, проводимого ИКИАТ в марте-апреле-мае этого года (Диаграммы 6.1,6.2,6.3.).

Диаграмма 6.1

Уровень покупок/продаж хлеба, хлебобулочных изделий

Больше Так же, как и раньше

Меньше Затрудняюсь ответить

I Покупатели Н Предприниматели

Диаграмма 6.2

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Уровень покупок/продаж молока, молочных изделий

71_71,7

3>4 2,2

23,7 23,7

Больше

Так же, как и раньше

Меньше

ЕЗ Покупатели □ Предприниматели

1,9 2,2

Затрудняюсь ответить

Уровень покупок/продаж стройматериалов

66,7

15,9 16,7

58,7

Г тшш щш ШШш щ, 1

ЩШШС шш шШш шш

ШШШ ШШшС ШШ

тш жШж

шш ШШШ ШШг

тш fililí

ю— Á

Больше Так же, как и раньше

Меньше Затрудняюсь ответить

□ Покупатели ЕЭ Предприниматели

В ходе опроса респондентам был задан вопрос: «Как Вам кажется, экономическая ситуация в республике в ближайшие несколько месяцев будет меняться?» с целью выявления их мнения относительно изменения ситуации в будущем. Выяснилось, что значительная часть населения республики (45,2%) настроена пессимистично и считает, что в ближайшее время экономическая ситуация будет только ухудшаться. Треть респондентов (31,0%) считает, что в ближайшем будущем экономическая ситуация практически не изменится. Заметная часть опрошенных (18,5%) затруднилась ответить, и только каждый двадцатый оптимистично настроен и думает, что ситуация изменится в сторону улучшения.

Диаграмма 7

50,0% 45,0% 40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

Как Вам кажется, экономическая ситуация в ближайшие несколько месяцев будет меняться?, в % от числа опрошенных

Да, улучшится Практически не Ухудшится Затрудняюсь

изменится ответить

Настроение граждан республики в отношении будущей экономической ситуации совпадает с данными ФОМа. Мнение населения России относительно будущего распределилось примерно в таком же соотношении, как и в Республике Калмыкия (Диаграмма 8)(3).

№ 1, 2009 г. Диаграмма 8

Как Вы считаете, ситуация в стране в ближайшее время улучшится, ухудшится или практически не изменится?, в % от числа опрошенных

11%

\\Ч\\\\\\\» \\\\\\\\\\» \\\\\\\Ч\\»

\\\ч\\\\\ч>

45,20%

34%

\\\\\\\\\\-\\4\WW4V \\\\\\\\Ч\' \w\s\w\v \\\\\\\\\\-\\\\\\\\\\-\\s\ww\v \\\\\\\\\\' \\\\\\\Ч\У \\SWV4\W Ч\\\Ч\Ч\\\' \w\s\w\v \\\\\\\\\\-\\\\\\\\\\-\\s\ww\v \\\\\\\\\\' \\\\\\\Ч\У \\4W\W\V

ччччччччуо

-40%

\ч\ч\ч\ч\ч> \\w\w\w \\\\\\\\\\* \\\\\\\\\\~ \\\\\\\\\\~ \\\\\\\\\\~ \w.w\wv-

\\s\s\s\w

\\W\4WW \\\\\\\\\\~ \\\\\\\\\\~ \\\\\\\\\\~ \w.w\wv-

\\s\s\s\w

\\\\\\\\\\* \\\\\\\\\\*

Улучшится

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практически не изменится

Ухудшится

Затрудняюсь ответить

13 Россия Ш Республика Калмыкия

В случае ухудшения экономической ситуации в республике респонденты готовы экономить свои финансовые средства, в первую очередь на покупках одежды и обуви (54,8%), на досуге и развлечениях (48,8%), при приобретении предметов роскоши (44,0%).

Диаграмма 9

На чем Вы готовы экономить, если ситуация в стране ухудшится?, в %

На одежде, обуви На развлечениях На предметахроскоши На отдыхе На алкоголе На покупке автомобиля На парикмахерской, салонах красоты На продукгахпитания На сигаретах

0 10 20 30 40 50 60

Таким образом, мировой экономический кризис затронул большинство населения Российской Федерации в целом и население Республики Калмыкия как ее неотъемлемой части. Прежде всего, это выразилось в ухудшении материального положения значительной части населения. Кризисная ситуация в стране, в нашем регионе, ухудшение материального положения граждан сказывается на их социальном самочувствии, что говорит о достаточно пессимистическом настроении большинства опрошенных относительно своего ближайшего будущего.

1. Опрос населения ФОМ. 28-29 марта 2009 г. 44 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 2000 респондентов.

2. Опрос населения ФОМ. 28-29 марта 2009 г. 44 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 2000 респондентов.

3. Опрос населения ФОМ. 28-29 марта 2009 г. 44 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 2000 респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.