Научная статья на тему 'Хроника экономического кризиса в оценках масс'

Хроника экономического кризиса в оценках масс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильникова Марина

The article based on the surveys of the Levada Center concentrates on mass attitudes towards the unfolding economic crisis in Russia in the early2009. The author gives an overview of mass perceptions of the situation on labour market, mass evaluations of changes in personal material status, dynamics in consumer behaviour, fears and apprehension apropos dollar exchange rate and comes to the conclusion that the crisis has deeplyaffected the lives of common Russians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic crisis in mass attitudes

The article based on the surveys of the Levada Center concentrates on mass attitudes towards the unfolding economic crisis in Russia in the early2009. The author gives an overview of mass perceptions of the situation on labour market, mass evaluations of changes in personal material status, dynamics in consumer behaviour, fears and apprehension apropos dollar exchange rate and comes to the conclusion that the crisis has deeplyaffected the lives of common Russians.

Текст научной работы на тему «Хроника экономического кризиса в оценках масс»

Марина Красильникова

Хроника экономического кризиса в оценках масс

К началу нынешнего экономического кризиса российское общество пришло с достаточно скромным запасом прочности в части экономического положения массовых слоев населения страны. Десять лет экономического благополучия позволили восстановить потери первых лет перестройки, но потребительские возможности большей части жителей страны по-прежнему не выходят за рамки модели бедного потребления, ограничиваясь спектром необходимых потребностей. В первые месяцы развития кризисных явлений в экономике страны сложившаяся модель потребления сыграла демпфирующую роль, массовые слои населения почувствовали на себе влияние ухудшающейся экономической ситуации только тогда, когда были затронуты базовые интересы, т. е. возможности обеспечения заработков. При этом другая важная составляющая — инфляция на потребительском рынке — в российских условиях оказалась менее значимым катализатором развития кризисных настроений среди массовых слоев населения, поскольку и до кризиса рост цен был очень высок, столь же высокими были и инфляционные настроения.

Ухудшение ситуации на рынке труда, которое поставило под угрозу перспективы получения трудовых доходов, немедленно вызвало бурный рост опасений ухудшения материального положения, распространение кризисных настроений среди самых широких слоев населения. При этом фактические изменения были не столь значительны. Но призраки массовых невыплат заработной платы, страх безработицы свежи в народной памяти и очень быстро реанимируются. У большинства населения заработки — это единственный источник обеспечения даже текущего потребления, размеры помощи в рамках социальных программ, пенсионной системы не велики и не могут рассматриваться как существенная поддержка в трудные времена. Сбережения есть у меньшей части населения, да и размеры этих сбережений, как правило, настолько малы, что не могут быть серьезным подспорьем.

Эти обстоятельства привели к бурному росту кризисных настроений в конце 2008 г., хотя

фактические трудности на практике оказывались менее значимыми. Казалось, что вокруг кризиса больше страхов, чем реально свершившихся печальных событий. Но настроения — это вполне реальный фактор общественной жизни, экономической в том числе. Страхи обладают свойством самореализации. Опасения людей о долгосрочном характере проблем и о том, что трудные времена еще впереди, — вполне обоснованы. Кроме того, анализ мнений массовых слоев населения о характере и наиболее острых проявлениях кризисных явлений полезен для разработки механизмов преодоления экономических трудностей, поскольку позволяет точнее понять, какие именно экономические меры оказываются значимыми для массовых слоев населения. Например, это относится к часто озвучиваемым опасениям о том, что население обеспокоено девальвацией рубля.

Настоящая статья посвящена обзору кризисных настроений населения в первые месяцы 2009 г. и ограничивается рамками социальноэкономической проблематики: представлениями людей о ситуации на рынке труда, оценками изменений материального положения, динамики потребительского поведения, а также специфической российской проблематикой страхов и опасений вокруг валютного курса. Однако начнем с обзора общей динамики социальных настроений.

Динамика общественных настроений в целом.

Сводным индикатором динамики общественных настроений является разработанный в Левада-Центре индекс социальных настроений (ИСН). Последние данные показывают, что социальные настроения в России становятся все хуже и хуже. Но даже в состоянии свободного падения сохраняется желание узнать не только, «далеко ли еще падать», но и какова скорость падения. Кажется, что если падение замедляется, то это уже хорошая новость. Результаты мартовского замера ИСН показывают, что за первые месяцы 2009 г. ИСН снизился еще на 6%. За три последних месяца прошлого года его падение составило 17%. С учетом сезонного снижения настроений в конце зимы —

начале весны, нынешнее ухудшение общественных настроений выглядит незначительным. И в нынешних российских условиях это неплохая новость.

Рисунок 1

Индекс социальных настроений (ИСН)

(март 2008 г. = 100%)

# # # # # # # # # # #

Структура изменений общественных настроений в начале 2009 г. также выглядит иначе, чем в конце прошлого. Тогда основным фактором ухудшения настроений были ожидания, и как раз это обстоятельство указывало на то, что мы только в начале кризисного пути. Сейчас на первый план выступили более прагматические соображения. Наиболее пессимистически люди оценивают свое личное положение (эта составляющая сводного ИСН упала более всего — на 9%). Почти столь же значимо ухудшились оценки действий президента и правительства страны — на 8%. А вот составляющая ИСН, отражающая динамику ожиданий, в начале нынешнего года уменьшилась заметно меньше — всего на 5%. Очевидно, что сейчас население думает, что ситуация в стране в целом не столь уж катастрофическая. Компонента ИСН, отражающая оценки положения дел в стране, снизилась менее всего — на 4%. Опыт измерений структуры и динамики ИСН показывает, что, с точки зрения перспектив роста общественных настроений, наилучшее сочетание динамики частных составляющих сводного показателя — это опережающий рост ожиданий, подкрепленный улучшением оценок собственного положения. При этом ожидания начинают расти раньше. Так что пока ждем.

ИСН является «лидирующим» показателем, т. е. его изменения происходят за несколько месяцев до того, как макроэкономические индикаторы фиксируют новые тенденции. Происходит это потому, что показатели типа ИСН измеряют субъективные настроения людей, которыми они руководствуются, строя бли-

жайшие планы, принимая решения по самым разным проблемам своей жизни. Слово «настроения» указывает на оценочный характер объекта измерения, но эти оценки имеют вполне реальную силу. В сущности, речь идет об измерении совокупности представлений и оценок, которые сформировались у людей по поводу окружающей их жизни, т. е. о характере всей совокупности «исходной информации», на основе которой люди принимают решения о своей жизни, точнее — о векторе изменения этого background’а. Речь идет не о «глобальных» решениях о «добре и зле», которые регулируются нормативно-ценностной системой, а о повседневных покупках и потреблении, о работе,

о поездках и т. п. А когда эти планы реализуются, то уже экономическая статистика фиксирует результаты действий массового потребителя.

Это если речь идет об экономической жизни. Но настроения точно так же работают и в других сферах общественной жизни, в том числе — в политике. Поэтому индикаторы типа ИСН имеют весьма широкий спектр применения, ведь они позволяют измерять температуру общества. Простой и понятный индикатор, суммирующий мнение самых широких слоев населения, — это прекрасный градусник общего пользования. И важно, что он именно «общего пользования», поскольку как раз и является одним из инструментов «обратной связи»: такие показатели позволяют каждому индивидуальному экономическому агенту получить представление о том, что думают совокупные «остальные».

Рынок труда. С начала нынешнего года на рынке труда пока не произошло существенных изменений. Точнее, пока не получают распространения те опасения и страхи, которые бурно разрослись в последние месяцы 2008 г. В тот период эти страхи были основаны на появившихся и ставших стремительно распространяться проблемах с несвоевременной выплатой зарплат, их сокращениями, увольнениями. В начале нынешнего года распространение этих негативных явлений приостановилось, перестали расти и страхи. Как и в начале года, примерно в трети российских семей, в которых есть хотя бы один работающий член семьи, у кого-нибудь уменьшились заработки (35%), вовремя не выплатили зарплату (30%). В каждой четвертой такой семье (26%) кто-либо потерял работу, в каждой пятой

— был переведен на сокращенный рабочий день или рабочую неделю, а в каждой шестой (15%)

— отправлен в неоплачиваемый отпуск. Это

серьезный удар по семейным бюджетам большинства семей. Еще в октябре прошлого года какое-либо из этих неприятных явлений было максимум в каждой десятой семье (это если речь идет о несвоевременных выплатах заработков, а по остальным событиям — не чаще, чем в каждой двадцатой).

Сейчас эксперты гадают, как именно отразится на рынке труда нынешний экономический кризис. Пойдет ли все так, как в 90-е гг., когда, несмотря на все страхи безработицы, значительное падение производства не привело к массовой безработице. Вместо открытой безработицы, хозяйственная практика привела к масштабному распространению сокращения и невыплатам заработков, т. е. фактические увольнения были заменены «работой без зарплаты», точнее, «сохранением видимости занятости с сохранением видимости оплаты труда». Эксперты справедливо называют такую модель нерыночной, поскольку она замораживает сложившуюся до кризиса структуру экономики, не способствует конструктивному выходу из кризиса, консервируя неэффективные рабочие места. Модель 90-х гг. позволяла, казалось бы, решать социальные проблемы, купируя общественное недовольство, которое могло бы быть куда острее выражено, если бы действительно была массовая безработица. Решение проблем кризиса через массовые увольнения с предприятий и организаций, которые не в состоянии пережить кризисные времена, т.е. неконкурентоспособных предприятий, кажется более адекватным рыночным правилам выхода из кризиса.

Пока не ясно, как именно сложится ситуация сейчас, но есть некоторые первые приметы. По сравнению с декабрем прошлого года, в марте, как уже говорилось, в среднем по стране распространенность негативных представлений населения по поводу рынка труда заметно не изменилась. Но произошли серьезные (и разнонаправленные) изменения в разрезе типов поселений. Москва является экономическим центром, лидером развития всей России, и можно ожидать, что именно здесь быстрее всего проявятся признаки наиболее здоровой реакции рынка труда на экономический кризис. Тем более, что в Москве более всего проявляются также и финансовые стороны современного кризиса. Действительно, в Москве за первые месяцы 2009 г. в несколько раз выросла доля семей, работающие члены которых лишились работы (с 2 до 17%), но в полтора раза сократилась частота несвоевременных выплат заработков (с 27 до 17%). Сложнее охарактери-

зовать роль сокращения заработков как способа реакции на экономические трудности. Дело в том, что в Москве особенно велика доля рабочих мест, на которых размер заработков зависит не только от постоянной зарплаты (тарифа, ставки и т. п.), но определяется в значительной мере различного рода единовременными выплатами (бонусами, премиями и т. п.), размер которых так или иначе зависит от результатов работы предприятия или организации (по крайней мере, теоретически зависит). Поэтому сокращение таких заработков (т. е. за счет уменьшения или приостановки выплат премий и бонусов) — это вполне здоровая экономическая реакция на ухудшение производственных показателей. Так вот, в московских семьях доля работников, у которых в первые месяцы этого года сократились заработки, выросла в полтора раза (с 21 до 30%).

Кроме того, становится все больше москвичей, которые не опасаются того, что их затронут задержки зарплаты, ее сокращение или вообще увольнения. За первые три месяца года доля тех, кто полагает, что в ближайшие время не будет задержек зарплаты, увеличилась с 33 до 51%, уменьшения заработной платы — с 29 до 43%. При этом опасения увольнений мало меняются: доля тех, кто не предвидит их в ближайшее время, увеличилась ненамного — с 38 до 43%. Таким образом, в Москве происходит активное сокращение численности занятых, но при этом работающие граждане все менее затрагиваются негативными явлениями, не растет страх безработицы. Можно сказать, что на московском рынке труда преобладает вполне здоровая реакция на экономический кризис, сколь ни обидно это звучит для тех, кто остался без работы.

Остальная Россия в большинстве своем скорее склоняется к старым образцам. Это менее выражено в крупных городах (с населением свыше полумиллиона человек), где задержки выплат так и остаются на уровне четверти семей и где также наблюдается относительно незначительный (по сравнению с Москвой) рост доли тех, кто не опасается, что различные негативные события на рынке труда затронут их лично в ближайшее время. А вот такие взаимозаменяемые меры, как сокращение зарплаты и увольнения пока как бы борются между собой: сначала в феврале, по сравнению с декабрем, доля сокращений выросла на 7 п.п. (с 23 до 30%) и одновременно доля увольнений снизилась на 8 п.п. (с 26 до 18%), а затем в марте по сравнению с февралем проявилась почти обратная тенденция — доля сокращения

заработков не изменилась, но на 11 п.п. (с 18 до 29%) выросла частота увольнений. Уровень несвоевременных выплат заработков на протяжении всех этих месяцев оставался неизменным (24—27%). На сегодняшний день есть признаки того, что и в крупных городах рынок труда все же скорее может реагировать именно по рыночной модели.

Но уж это точно не так в средних и малых российских городах. Распространенность задержек платежей, сокращений заработков от месяца к месяцу растет, а частота увольнений снижается. Одновременно остается неизменной или даже растет доля тех, кто с тревогой смотрит в будущее, т. е. снижается процент респондентов, которые выбирают подсказку «в ближайшее время не случится» увольнений, задержек или сокращения заработной платы. В этих городах и весях, где, кстати сказать, живет большинство населения страны, пока все проходит по опробованной в прошлом веке схеме реакции рынка труда на экономические трудности. За экономические неурядицы здесь будут платить «всем миром».

На этом в целом негативном фоне остаются чрезвычайно высоки опасения безработицы, которые сами по себе становятся важным фактором, влияющим на динамику ситуации на рынке труда. В сегодняшней обстановке важна не только фактическая ситуация на рынке труда, но и высокий уровень тревожности, широкое распространение опасений роста безработицы среди населения. Подобного рода социальные опасения обладают свойством самореализации. Страх потери работы способствует распространению скрытых форм безработицы (невыплаты и сокращения заработной платы, перевод на сокращенный график занятости и т. п.) взамен прямых увольнений и сокращений. Смягчающий социальный эффект скрытых форм безработицы носит краткосрочный характер, неизбежно сопровождается массовым снижением доходов населения и препятствует оздоровлению структуры экономики, консервируя «старые» рабочие места.

Материальное положение. В результате кризиса и в первую очередь в связи с сокращением заработков понемногу начинает ухудшаться уровень жизни российских семей. Наиболее значимо это выражается в росте негативных оценок уже произошедших изменений в материальном положении семей и в выражении опасений относительно ближайших перспектив.

Таблица 1

ОЦЕНКИ ИЗМЕНЕНИЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЬИ (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Март 2008 Сент. 2008 2 Ф О <Х> о го .

ИЗМЕНЕНИЯ ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД

Улучшилось 28 24 18 11

Не изменилось 55 53 47 40

Ухудшилось 17 21 32 48

Затрудняюсь ответить 1 2 2 1

ОЖИДАНИЯ ПЕРЕМЕН В БЛИЖАЙШИЙ ГОД

Улучшится 29 26 16 11

Не изменится 49 52 43 36

Ухудшиться 7 11 23 38

Затрудняюсь ответить 15 12 18 15

К марту 2009 г. страна разделилась примерно поровну в своих оценках влияния кризиса на повседневную жизнь: 49% респондентов полагают, что «кризисные явления в экономике России уже самым серьезным образом сказались на повседневной жизни семьи», а 46% пока сообщают, что «кризис мало сказывается на повседневной жизни семьи». Конечно же, распространенность этих мнений напрямую зависит от того, насколько велик был «запас прочности» в предкризисный период, насколько уязвимо было материальное положение семьи, т. е. от того, насколько полно смогли разные группы населения реализовать преимущества экономического благополучия страны в предыдущие годы.

Пока мало меняется распределение российских семей по уровню материальных возможностей, характеру потребления. Группа наиболее бедных не выходит за пределы 10% населения страны. Эти бедные по-прежнему едва сводят концы с концами, им порой не хватает денег даже на продукты. Столь же мало меняется численность наиболее обеспеченной массовой группы российских семей1, составляющей 15—18%, которые могут без финансовых затруднений обеспечивать не только текущее потребление семьи, но и заниматься обустройством дома, покупать товары длительного пользования.

1 Мы не говорим о богатых российских гражданах, уровень благосостояния которых позволяет не задумываться о текущем обеспечении материальных условий жизни своих семей, но измеряется как минимум возможностями покупки недвижимости, дорогих автомобилей, а для наиболее успешных из них - позволяет измерять свой достаток накопленным финансовым капиталом. Доля таких семей исчисляется несколькими процентами, а их представители практически не попадают в сферу массовых исследований общественного мнения. Это избранные, и их жизненные интересы и заботы мало соотносятся с тревогами и радостями российского населения в среднем.

Остальные почти три четверти российского населения находятся посередине, и различия между ними проходят по линии покупок одежды: более многочисленная группа может позволить себе покупать одежду, не думая, как и на чем сэкономить, а меньшая часть вынуждена экономить даже на этих расходах, хотя уже и питается более-менее нормально. Именно по этой «одежной» линии проходило улучшение материального достатка российских семей в благополучные годы перед кризисом. Можно сказать, что достижением десятилетия экономического роста стало то, что страна не только «наелась», но и «оделась». И сейчас именно по этой линии проходит наиболее интенсивный процесс перераспределения групп населения по уровню жизни в результате кризисных явлений в экономике страны. Еще полгода назад соотношение групп «наевшихся» и «одевшихся» было 1:2. В марте 2009 г. баланс сместился в сторону «наевшихся» и составил 2:3.

Водораздел в оценках степени влияния кризиса на повседневную жизнь российских семей также проходит по линии «одежды». Среди менее обеспеченных преобладает мнение, что кризис уже сказался на повседневной жизни семьи (это 10% тех, кто едва сводит концы с концами и 30% тех, кому денег на продукты хватает, но покупка одежды вызывает затруднения). Более

обеспеченные российские граждане пока чаще сообщают, что до сих пор негативные явления в экономике страны мало сказываются на повседневной жизни их семей (45% тех, кто без финансовых затруднений может позволить себе покупки и продуктов питания, и одежды, а также 15% наиболее обеспеченных российских семей). Естественно, в крайних группах различия мнений наиболее яркие.

Достигнутый уровень жизни массовых слоев российского населения в совокупности с характером его дифференциации приводит к тому, что сегодняшние экономические трудности очень по-разному сказываются на жизни российских семей. Наиболее жесткие проявления кризиса, которые приводят к необходимости изменения характера потребления вплоть до экономии на питании, распространены пока не слишком широко. Несмотря на то, что вся страна сетует на непомерную инфляцию, и в этом представители всех групп населения более-менее единодушны, только четверть опрошенных сообщают о том, что рост цен на продовольствие существенно ухудшил привычную жизнь их семей. Это показывает, что начавшая выбиваться в предкризисные годы из бедности группа «наевшихся» сейчас оказалась наиболее уязвимой, почти половина представителей этой группы уже не смогла сохранить

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ УЖЕ САМЫМ СЕРЬЕЗНЫМ ОБРАЗОМ СКАЗАЛИСЬ НА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ, ИЛИ КРИЗИС ПОКА ЧТО МАЛО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ? (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Не хватает на продукты Только на продукты На продукты и одежду Можем ТДП

Кризисные явления в экономике России уже самым серьезным образом сказались на повседневной жизни Вашей семьи 73 60 45 22

Кризис пока мало сказывается на повседневной жизни Вашей семьи 18 33 52 71

Затрудняюсь ответить 9 7 3 7

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ПОСТОЯННО РАСТУТ, НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ СКАЗАТЬ, ПОВЛИЯЛ ЛИ РОСТ ЦЕН НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ НА ПРИВЫЧНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ? (в % от числа опрошенных)

□ Не хватает на Только на про- На продукты .. тпп

Варианты °тветов____________________продукты дукты р и одежду Можем ТДП

Не вызвал значительных трудностей Вызвал значительные трудности, но привыч- 7 11 28 50

ный уровень жизни сохраняется Вызвал серьезные трудности, и мы теперь не 34 48 54 43

можем жить на привычном уровне 57 39 15 4

Затрудняюсь ответить 2 3 2 4

достигнутый уровень жизни. Напротив, те, кто выше «одежной» линии, пока практически не затронуты кардинальными изменениями в образе жизни, связанными с питанием.

В целом пока не наблюдается существенных изменений в субъективных оценках уровня материального достатка семей, а отмечаемые ухудшения локализованы преимущественно в относительно бедных слоях населения, но не самых бедных. Как и год назад, в марте 2009 г. почти 60% российских граждан оценили уровень жизни своих семей как средний.

Таблица 4

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СВОЕЙ СЕМЬИ? (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Март 2008 Сентябрь 2008 Март 2009

Очень хорошее 3 2 2

Хорошее 16 13 10

Среднее 58 62 58

Плохое 20 20 26

Очень плохое 3 2 4

Потребительский рынок. Материальное положение российских семей пока изменилось мало, но тревоги и страхи относительно дальнейших возможностей поддержания достигнутого уровня жизни, прежде всего перспективы на рынке труда, уже существенно меняют потребительское поведение людей. Реакция российских жителей на осложнившиеся экономические условия является вполне рациональной, «рыночной»: опасения снижения доходов заставляют людей сокращать потребление — отказываться от покупок или переходить на более дешевые товары.

Более 80% относительно малообеспеченных семей уже в начале 2009 г. сообщали, что в последние месяцы они стараются покупать более дешевые товары. Только самые обеспеченные 15% российских семей в то время еще не меняли свое потребительское поведение.

Естественно, быстрее всего такие изменения в характере потребления проявляются на рынке товаров длительного пользования, на крупных покупках и расходах, которые обычно планируются заранее и которые можно ускорить или отложить без немедленного ущерба для текущего потребления. Несмотря на значительные инфляционные ожидания, большинство российских потребителей с самого начала кризиса не выбирали стратегию ажиотажного потребления, не пытались побыстрее избавиться от денег и купить какие-то потребительские

Таблица 5

МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ (ЧЛЕНЫ ВАШЕЙ СЕМЬИ) В ПОСЛЕДНИЕ 2-3 МЕСЯЦА СТАРАЕТЕСЬ ПОКУПАТЬ БОЛЕЕ ДЕШЕВЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ЧЕМ ПОКУПАЛИ РАНЕЕ? (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов а н ет со О X О С і 0 р С 1 £ о >, £ _0 Ё5 * о ® О. 3 [= о ге ^ Ш Можем ТДП

Определенно да 56 41 17 10

Скорее да 35 44 46 31

Скорее нет 6 11 30 43

Определенно нет 2 1 5 12

Затрудняюсь

ответить 1 3 3 4

товары, а предпочли отказаться от уже запланированных покупок. Такая тенденция сначала проявилась только у мало- и среднеобеспеченных россиян, которые составляют основную часть жителей страны, в то время как наиболее обеспеченные (примерно каждая шестая семья) в первые месяцы демонстрировали стратегию «бегства от денег». Но уже к февралю нынешнего года и они стали ограничивать свои потребительские расходы, а в марте их выбор в пользу отказа от потребления стал очевиден. Эта группа наиболее высокодоходных российских граждан обеспечивает основную массу потребительского спроса в России, в основном от ее потребительского поведения зависит внутренняя торговля страны. Поэтому, пока в конце прошлого года заметная часть этих образцовых потребителей продолжала проявлять заметную активность на рынке, экономические показатели товарооборота еще оставались сравнительно благоприятными. Однако теперь уже стало понятно, что российское население отреагировало на экономический кризис в полном согласии с рыночными законами, поэтому задача стимулирования платежеспособного спроса действительно является сейчас для российской экономики наиболее актуальной.

Положение на потребительском рынке России наглядно характеризует динамика представлений потребителей о том, насколько благоприятна текущая ситуация для крупных потребительских расходов (уже вне зависимости от того, есть ли у людей личные планы совершать такие расходы). На рисунке 2 хорошо видно, что в конце 2008 г. произошел знамена-

Таблица 6

ЗАВИСИМОСТЬ НАМЕРЕНИЙ ДЕЛАТЬ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ КРУПНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ПОКУПКИ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО СТАТУСА СЕМЬИ (% по строке, по данным всероссийских репрезентативных опросов взрослого населения России, число респондентов - 1600 чел.)

Варианты ответов Купим, когда захотим Поторопимся с покупками Отложим покупки

Декабрь 2008 Март 2009 Декабрь Март 2008 2009 Декабрь 2008 Март 2009

В СРЕДНЕМ 30 24 25 15 45 62

В том числе в зависимости от уровня материального достатка:

Семья едва сводит концы и концами или денег хватает только на продукты 18 10 21 10 61 80

Семье денег хватает на продукты и одежду, но покупка, например, телевизора, холодильника является проблемой 31 21 23 17 46 62

Семья может без труда приобретать вещи длительного пользования (кроме автомобиля и более дорогостоящих предметов) 39 43 33 16 28 42

тельный перелом в настроениях потребителей: стали преобладать негативные оценки, что как раз и есть показатель грядущего сокращения потребительского спроса. Индекс крупных покупок (разность между положительными и отрицательными оценками плюс 100) снизился с 121 пункта в сентябре 2008 г. до 78 пунктов в феврале 2009 г.

Рисунок 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика распределения ответов на вопрос «ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О КРУПНЫХ ПОКУПКАХ ДЛЯ ДОМА (ТАКИХ, КАК МЕБЕЛЬ, ХОЛОДИЛЬНИК, БЫТОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА, ТЕЛЕВИЗОР), ТО, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕЙЧАС В ЦЕЛОМ ХОРОШЕЕ, НЕ ХОРОШЕЕ, НО И НЕ ПЛОХОЕ ИЛИ ПЛОХОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ ТАКИЕ ПОКУПКИ?»

хорошее

не хорошее, но и не плохое

Рассматриваемый индикатор входит в индекс потребительских настроений (ИПН), который является важным инструментом прогнозирования поведения потребителей. Этот показатель рассчитывается во всех развитых и развивающихся странах, он стал непреложным инструментом функционирования рыночной экономики, позволяя отслеживать изменения в поведении массового потребителя. В рыночной экономике и частным, и государственным экономическим агентам необходимо знать на-

строения потребителей, их покупательские намерения для того, чтобы эффективно строить планы производства, импорта или продаж, для организации маркетинга и рекламы. Прогнозные свойства ИПН проверены практикой многих десятилетий в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.

Коллектив Левада-Центра начал измерения ИПН еще в 1993 г. и продолжительное время, с 1996 до середины 2008 г. этот проект поддерживался различными организациями (проект технической помощи казначейства США Минфину России, фонд ИПН-Россия, Центр Развития, НИСП). Непрерывные расчеты ИПН, к сожалению, были прерваны как раз перед началом кризиса, когда ИПН достиг своего максимального уровня за всю историю наблюдений. Однако Левада-Центр продолжил измерение этого показателя в рамках других своих регулярных опросов. Данные Левада-Центра показывают, что за последний год индекс потребительских настроений упал на 38%.

Долгие годы коллектив Левада-Центра проводил параллельные измерения обоих индексов — социальных (ИСН) и потребительских (ИПН) настроений. Опыт показывает, что оба показателя работают весьма схожим образом — по данным за 12 лет наблюдений, коэффициент корреляции между ними составил 0,98. ИСН оказывается более волатильным в периоды политических перемен (прежде всего, в периоды выборов президента и думских выборов), а ИПН — в периоды экономических неурядиц.

В 1993—1994 гг. ИПН измерялся по сопоставимой с нынешней методике. Уровень потребительских настроений, зафиксированный в феврале 2009 г., примерно такой же, каким был

плохое

тогда. Конечно же, в кризисный период 1998 г. значение ИПН было еще ниже, но все равно неприятно ощущать себя отброшенными столь далеко вглубь современной истории страны. Хотя, как известно, мы в этом не одиноки. Индексы потребительских настроений в развитых странах бьют такие же рекорды. В колыбели кризиса — США — более впечатляющие, в Западной Европе — менее. За одиннадцать месяцев (с марта прошлого года по февраль нынешнего) индекс доверия потребителей (Consumer confidence index) в США снизился примерно на 60%. В зоне евро, согласно данным объединенной программы опросов бизнеса и потребителей европейской комиссии, индикатор доверия потребителей (consumer confidence indicator) снизился почти на четверть.

Таблица 7

ДИНАМИКА ИСН И ИПН В 2008-2009 Г.

(март 2008 г. - 100%; в % от числа опрошенных)

Июнь 2008 Сент. 2008 Дек. 2008 Февр. 2009 Март 2009

ИСН - индекс социальных настроений 98 96 80 Нет дан- ных 76

ИПН - индекс потребительских настроений * 95 75 62

* Нет данных

Так же, как и ИСН, динамика ИПН в начале нынешнего года показывает некоторое замедление темпов ухудшения потребительских настроений. Однако темпы их снижения остаются заметно выше, чем общественных настроений в целом. Действительно, в начале нынешнего года ведущим фактором ухудшения настроений стал пессимизм относительно личного материального положения людей, который немедленно приводит к снижению потребительского спроса. В начале 2009 г. влияние сокращающихся личных доходов в полной мере почувствовали на себе и высокодоходные слои населения. Если прошлой осенью наиболее обеспеченные россияне часто говорили о том, что в условиях надвигающегося кризиса надо поторопиться с крупными потребительскими расходами, то теперь они присоединились к основной массе российского населения, которая с самого начала была склонна сокращать потребление. Февральский замер ИПН показал, что этот бастион российского общества потребления — наиболее обеспеченные примерно 15% российских граждан тоже «взят»: потребительские настроения этой группы населения снизились особенно

значительно — на 23% (против 18% в среднем). На это ухудшение настроений отреагировали данные о динамике товарооборота, который начал снижаться. Действительно, именно эта шестая часть российских семей обеспечивает наибольший вклад в платежеспособный спрос населения, и пока у нее сохранялись настроения «ажиотажного спроса», товарооборот еще имел шансы на рост.

В результате кризиса потребительские настроения россиян ухудшились куда более существенно, чем общественные. Причина тому — сформировавшийся в обществе комплекс надежд, сродни традиционалистским чаяниям, на верховную власть страны при недоверии всем остальным социальным институтам. Однако ожидания и надежды — своим чередом, а жизнь — жизнью. Во-первых, социальные настроения в целом всегда были благоприятнее, чем более узкие — потребительские (а как иначе может быть в бедном обществе?). Во-вторых, весьма точное совпадение динамики обоих показателей свидетельствует о том, что социально-политическая часть сознания наших соотечественников не столь уж иррациональна. Вспомним кризис 1998 г. Тогда ИПН тоже упал куда значительнее, чем ИСН, а рост настроений сначала проявился в динамике ИСН и только через два месяца — в динамике ИПН. Кроме того, вспомним о том, что России так и не удалось удержать нынешний кризис только в финансовой сфере, он перерос в экономический и только тогда сказался на интересах всего населения страны. Тот факт, что социальнополитическая составляющая общественных настроений пока не демонстрирует серьезных негативных изменений, показывает, что есть шанс не дать развиться экономическому кризису в социально-политический. Но сейчас, как никогда, слишком многое зависит от действий руководства страны. Данные последнего опроса Левада-центра показали, что более половины (54%) опрошенных считают, что «возможности выхода России из кризиса полностью зависят от действий российского правительства, внешние условия играют второстепенное значение». Меньшая часть (35%) склонна к фатализму — «что бы мы ни предпринимали, Россия сможет выйти из кризиса только тогда, когда кризис завершится в развитых странах».

Проблемы девальвации. Период плавной девальвации рубля закончился широкомасштабным информированием бизнеса и населения о долгосрочной фиксации валютного коридора на уровне (верхнем) 41 руб. за бивалютную

корзину. Данные опросов Левада-Центра показывают, что российское население верит в установленные ориентиры. В конце февраля, отвечая на вопрос о том, «каким будет курс доллара по отношению к рублю 1 июня 2009 г.» российские жители в среднем назвали цифру 37 руб. 80 коп. Разброс мнений не так уж велик (см. табл. 8), а самая распространенная оценка — к началу лета доллар США можно будет купить за 40 российских рублей (15% опрошенных). Это означает, что если точно воспринимать установленные властями ориентиры валютного коридора, то в ближайшие месяцы его верхняя граница если и будет нарушена, то только чуть-чуть. «Включенные» в проблематику обыватели (те, кто регулярно следит за динамикой валютных курсов), чаще высказывают уверенность в таком развитии событий. Однако групповые различия не принципиальны — оценки ближайших перспектив динамики валютных курсов примерно одинаковы у бедных и состоятельных, молодых и пожилых, образованных и не очень.

Однако обратим внимание на другое. Несмотря на многочисленные заявления о том, что плавная девальвация российской валюты проводилась в интересах населения, опросы Левада-Центра показывают: валютный курс представляет интерес для весьма узких слоев российского населения. Большинство наших соотечественников редко обращают внимание на то, что происходит на валютных рынках и в уличных обменных пунктах.

В декабре 2008 г. Левада-Центр спрашивал у людей, приходилось ли им этой осенью (т. е. в период с 1 октября 2008 г. и до момента опроса — середины декабря того же года) обменивать рубли на какую-либо иностранную валюту. «Да» ответили 5% опрошенных, и еще 6% затруднились ответить. Причислим этих неуверенных в

своих действиях граждан к тем, кто все же покупал валюту — и получим примерно каждого десятого гражданина, который пал жертвой осенней валютной лихорадки. Эта оценка согласуется с другой, полученной в ходе того же декабрьского опроса. Тогда лишь 10% опрошенных сообщили, что стараются следить за обменным курсом рубля к доллару как минимум «несколько раз в неделю». Еще 13% — «примерно раз в неделю». А вот 68% вообще не следили за текущими валютными курсами.

Февральский результат, согласно которому 22% взрослого населения стараются следить за обменным курсом, — это рекорд информированности, появившийся на фоне особенно широко обсуждавшегося в тот момент установления границ валютного коридора, ежедневных новостных сводок и обсуждений экспертов того, когда же он будет «прорван». При таком новостном фоне волей-неволей каждый будет информирован о текущем курсе рубля. И доля равнодушных заметно сократилась — теперь половина населения (50%) не интересуется проблемой валютного курса. А те, кому все это интересно, уверены в стабильности на ближайшее время. Так что девальвация удалась, а население этого по большей части не заметило.

Причина такого равнодушия большинства российских граждан к валютообменным операциям — отсутствие средств для этих самых операций. Интерес к ситуации на валютном рынке быстро растет по мере роста благосостояния. И только в наиболее обеспеченной группе две трети опрошенных более-менее регулярно интересуются валютной проблематикой (материальное положение этой группы позволяет «без труда приобретать вещи длительного пользования», на ее долю приходится примерно 15% российских семей).

Таблица 8

ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОГО КУРСА ДОЛЛАРА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУБЛЮ НА 1 ИЮНЯ 2009 ГОДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕГУЛЯРНОСТИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ ВАЛЮТНОГО КУРСА (% по столбцу)

Как часто Вы стараетесь узнавать текущий валютный курс?

Сколько будет стоить доллар 1 июня 2009 г. (руб.) Несколько раз в неделю Примерно раз в неделю Примерно раз в две недели или реже Не слежу В среднем по выборке

22 18 10 50

25-30 7 6 9 4 6

31-35 13 10 15 4 8

35,5-40 44 36 34 9 24

41-45 9 10 10 2 6

46-50 9 7 3 2 5

Затрудняюсь ответить 17 30 29 78 51

Знакомство с динамикой валютных курсов не слишком сильно влияет на представления о том, в какой валюте «выгодно и безопасно» хранить личные сбережения (а есть они только у каждой четвертой-пятой российской семьи). В среднем рубль так и не утратил образ самой надежной валюты, хотя происходит это в первую очередь за счет наименее информированной части общества, для которой проблема сбережений не актуальна (за неимением денег) и которую валютные спекуляции не интересуют. Однако даже регулярно отслеживающие ситуацию на валютных рынках граждане (они же, как правило, и наиболее обеспеченные) не спешат списывать рубль. Если они отдают предпочтение какой-либо одной валюте, то одинаково часто выбирают рубль или евро, и втрое реже — американский доллар. Но наиболее распространенная стратегия сохранения сбережений — это валютная корзина, ее выбрал почти каждый третий в группе людей, регулярно следящих за динамикой курса валют.

Таковы результаты первого квартала 2009 г. Можно сказать, что пока общественные страхи и опасения распространены среди населения шире, чем фактические негативные результаты экономического кризиса. Но, во-первых, субъективные настроения влияют на реальное экономическое поведение людей. Если люди

сокращают расходы, то сокращается и потребительский спрос, что, в свою очередь, тормозит экономическое развитие, приводит к сокращению производства, т. е. создается спираль сползания в кризис. Кроме того, в высокомонополи-зированной и коррумпированной российской экономике стоит реальная угроза стагфляции, т. е. одновременного падения производства и инфляции. Снижение цен, которое как раз помогает выйти из экономического кризиса, пока труднодостижимо в российской экономике. Во-вторых, оценка того, насколько российское население уже пострадало от кризиса, напоминает рассуждения о стакане, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон. Ведь это как посмотреть! Если сравнивать с худшими годами постсоветского развития России, то вроде все не так уж плохо, только меньшая часть населения пострадала от кризиса. Еще десять лет назад все было куда хуже. Но если оценивать с точки зрения того, что экономический кризис, сколь глубок бы он ни был, — это все же не конец света, а просто очередной цикл развития рыночной экономики, и если сравнивать с другими странами, также переживающими сейчас кризис, то ситуация в России хуже, чем в среднем. Нынешний кризис весьма глубоко и серьезно отразился на жизни российских людей.

Таблица 9

РЕГУЛЯРНОСТЬ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ ВАЛЮТНОГО КУРСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ДОСТАТКА СЕМЬИ (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов

Мы едва сводим концы с концами

На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые трудности

Денегхватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования затруднительна

Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования

Несколько раз в неделю 16 17 22 39

Примерно раз в неделю 11 12 22 21

Примерно раз в две не-

дели или реже 6 12 11 10

Не слежу 67 59 45 30

Таблица 10

КАК ЧАСТО ВЫ СТАРАЕТЕСЬ УЗНАВАТЬ ТЕКУЩИЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС? (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Несколько раз в неделю Примерно раз в неделю Примерно раз в две недели или реже Не слежу В среднем по выборке

В рублях 26 21 21 34 29

В долларах 7 14 11 3 7

В ЕВРО 25 25 29 15 21

В разных валютах/в нескольких валютах 31 23 25 16 21

Затрудняюсь ответить 11 17 14 31 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.