Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study was undertaken to evaluate the effect of highly mineralized drinking water on the health status of children. Two Kazan districts that greatly differed in the conditions of water supply and in the mineral composition of water were chosen to define a relationship of the health indices in children to the chemical composition of water. Eight hundred and thirty three schoolchildren aged 7-9 years were interviewed by a questionnaire and examined for their objective status. The urinary levels of trace elements, such as copper, zinc, cadmium, and gross elements, such as calcium, magnesium, were measured by atomic absorption spectrophotometry on an AAS-SA 10 MP device.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

© Н. В. РЫЛОВА, 2005

УДК 616-053.2-02:613.31:556.6/.7]-07

Н. В. Рылова

ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Казанский государственный медицинский университет

Использование в качестве критерия оценки минерального состава питьевой воды состояния здоровья населения позволило по-новому подойти к ее гигиенической оценке [2]. Физиологическую полноценность питьевой воды отражает не столько максимально допустимое содержание солей и их компонентов, сколько их минимально необходимые и оптимальные концентрации [5]. Для организма человека в отношении каждого макро- и микроэлемента существуют пределы, снижение или повышение которых не проходит бесследно и вызывает определенные физиологические сдвиги или патологические состояния.

Высокоминерализованная вода может вызывать изменение электролитного обмена, нарушение функции почек, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и органов пищеварения [1—3, 6]. При употреблении вод, жесткость которых превышает 10 мг-экв/л, происходит усиление местного кровотока, изменяется процесс фильтрации и реабсорбции в почках. Данное явление служит защитной реакцией организма, но из-за продолжительного влияния возникает истощение регулирующих систем. В конце концов развиваются патологические изменения [4].

Нами проведены исследования, целью которых стала оценка влияния высокоминерализованной питьевой воды на состояние здоровья детей.

Для выявления зависимости показателей здоровья детей от химического состава питьевой воды были выбраны два района города Казани, которые различаются по качеству питьевой воды, подаваемой централизованной системой водопровода. В I районе в качестве источника водоснабжения используются подземные воды, характеризующиеся высокой минерализацией (1786 ±91,6 мг/л), низкой концентрацией фтора (0,42 ± 0,06 мг/л) и высоким уровнем сульфатов (762,4 ± 28,6 мг/л). Население II района употребляет смешанную воду (подземные и поверхностные источники) с общей минерализацией 596,4 ± 14,8 мг/л, низким содержанием сульфатов (68,4 ± 6,8 мг/л) и фтора (0,2 ± 0,08 мг/л).

Для объективной оценки влияния водного фактора на детский организм группы были сформированы на основании принципа идентичности и однородности по следующим показателям: климато-географическим и бытовым условиям, возрастному, социально-экономическому и алиментарному фактору. Были отобраны 5 школ в I и 3 школы во II районе Казани. Качественную однородность групп соблюдали прежде всего в отношении времени пребывания детей в районе с неблагоприятным химическим составом воды. Отбирали школьников, проживающих в данной местности с момента рождения. В группы не включали детей, прибывших из другой местности.

Проведено анкетирование и обследование объективного статуса 833 школьников в возрасте 7—9 лет. Для анкетирования были разработаны специ-

альные карты изучения состояния здоровья ребенка. Анализ заполненных анкет позволил оценить однородность жилищно-бытовых условий, собрать полный анамнез жизни детей, анамнез имеющихся заболеваний.

Определение содержания микроэлементов меди, цинка, кадмия и макроэлементов кальция, магния в моче проводили методом атомно-абсорбци-онной спектрофотометрии на аппарате ААССА 10 МП.

Химический состав питьевой воды централизованных систем водоснабжения в двух районах города Казани проанализирован за 1996—2000 гг. Результаты представлены в табл. 1. Химический состав питьевой воды I района имеет достоверные различия (р < 0,05) по сравнению со II районом по величине жесткости, содержанию хлоридов, кальция, магния, меди, цинка, алюминия, кремния, фтора. Данные показатели качества воды I и II районов находятся в пределах допустимых гигиенических нормативов (ДГН). В качестве факторов риска для здоровья детского населения принята повышенная минерализация (превышает ДГН в 1,7 раза), а также концентрация сульфатов (превышает ДГН в 1,5 раза).

По данным обследования детей района экологического риска выявлены изменения со стороны органов пищеварения у 60,6% детей, тогда как в контрольном районе данный показатель составил 19,3%. Аналогично распространенность дисмета-

Таблица 1

Качественный состав питьевой воды двух районов города Казани

Показатель Район I Район ¡1 Р

п М± т л М± т

Запах при 20'С 23 1,2 ± 0,3 41 1,8 ± 0,4 > 0,5

Запах при 60'С 23 1,3 ± 0,2 41 1,9 ± 0,5 > 0,5

Привкус при

20*С 23 1,1 ± 0,2 41 1,7 ± 0,2 < 0,05

Привкус при

60'С 23 1,1 ± 0,2 41 1,9 ± 0,2 < 0,05

Цветность, гра-

дусы 23 8,2 ± 0,6 41 20,3 ± 1,6 < 0,01

Мутность, мг/л 23 1,1 ± 0,2 41 1,5 ± 0,2 > 0,5

Жесткость, мг-

экв/л 23 17,8 ± 1,6 41 6,0 ± 0,4 < 0,01

Сухой остаток,

мг/л 23 1786,0 ± 91,6 41 596,4 ± 14,8 < 0,01

Хлориды, мг/л 23 82,3 ± 3,9 41 51,6 ± 3,1 < 0,01

Сульфаты, мг/л 23 762,4 ± 28,6 41 68,4 ± 6,8 < 0,01

Кальций, мг/л 23 71,6 ± 8,8 41 39,8 ± 4,0 < 0,05

Магний, мг/л 14 14,2 ± 0,9 22 8,6 ± 0,6 < 0,05

Калий + натрий,

мг/л 23 16,8 ± 0,8 41 12,3 ± 0,9 > 0,5

Фтор, мг/л 23 0,42 ± 0,06 41 0,2 ± 0,08 < 0,01

Цинк, мг/л 23 0,001 ± 0,0001 41 0,03 ± 0,001 < 0,01

Алюминий, мг/л 23 0,00 ± 0,0 41 0,4 ± 0,003 < 0,01

Кремний, мг/л 14 3,2 ± 0,4 22 2,0 ± 0,3 < 0,05

Медь, мг/л 14 0,001 ± 0,0001 22 0,02 ± 0,001 < 0,05

Железо, мг/л 23 0,26 ± 0,01 41 0,33 ± 0,02 > 0,5

Таблица 2

Содержание металлов в моче детей изучаемых групп (М ± т)

Показатель

Контрольная группа (л = 15) Группа риска (л = 57)

Кальций, мг/л Магний, мг/л Цинк, мкг/л Медь, мкг/л Кадмий, мкг/л

52,5 ± 3,9 34,2 ± 4,3

39.1 ± 7,6 946 ± 111

80.2 ± 9,5

85,2 ± 7,9*

43.2 ± 4,8* 17,4 ± 2,2* 1365 ± 107*

79.3 ± 12,6

Примечание. Звездочка — достоверные различия с контрольной группой (р < 0,01).

болических нефропатий была выше в I районе — 14,8% (во II районе - 8,3%).

Далее изучали содержание макро- и микроэлементов (кальций, магний, цинк, медь, алюминий, кадмий) в моче здоровых детей. Показатели проведенного исследования представлены в табл. 2. Содержание металлов в моче школьников I района достоверно (/? < 0,01) отличалось от соответствующих показателей контрольной группы. Отмечено значительное увеличение уровня макроэлементов, по-видимому, обусловленное повышенным содержанием кальция и магния в питьевой воде, употребляемой детьми I района. Избыточное поступление макроэлементов с питьевой водой может помешать процессу усвоения эссенциальных микроэлементов и привести к дисбалансу микроэлементного обмена.

Содержание эссенциального микроэлемента цинка у школьников I района достоверно (р < 0,01) снижалось, что свидетельствует о тенденции к потере протективных свойств, основанных на способности цинка стабилизировать мембраны лизо-сом, тормозить свободнорадикальное окисление, подавлять перекисное окисление липидов.

Интересно, что содержание в моче эссенциального микроэлемента меди достоверно (р < 0,01) увеличивается у детей II группы. Можно предпо-

ложить, что подобные изменения обусловлены мобилизацией данного микроэлемента из депо для синтеза ферментов антиоксидантной системы.

Заключение. Таким образом, полученные результаты указывают на наличие дисбаланса макро- и микроэлементного гомеостаза у детей, употребляющих питьевую воду неблагоприятного минерального состава. Изучаемые показатели школьников I района достоверно (р < 0,01) отличаются от аналогичных данных здоровых детей, что указывает на изменения адаптационных процессов в организме детей этого района.

JI итература

1. Красовский Г. Н., Надеенко В. Г., Кепесариев У. М. Токсичность металлов в питьевой воде. — Алма-Ата, 1992. - С. 126.

2. Лутай Г. Ф. // Гиг. и сан. - 1992. - № 1. - С. 13-15.

3. Пивоваров Ю. П., Конашинский А. В. // Гиг. и сан. — 1989. - № 6. - С. 11.

4. Плитман С. И., Новиков 10. В., Тулакина Н. В. и др. // Гиг. и сан. - 1989. - № 7. - С. 7-10.

5. Рахманин 10. А., Михайлова Р. И. // Гигиенические аспекты опоеснения воды. — Шевченко, 1988. — С. 13-20.

6. Сусликов В. JI., Дмитриев Ф. Д. Экология в курсе общей гигиены: Учебное пособие Чуваш. — Чебоксары, 1992.

Поступила 19.09.03

Summary. The study was undertaken to evaluate the effect of highly mineralized drinking water on the health status of children. Two Kazan districts that greatly differed in the conditions of water supply and in the mineral composition of water were chosen to define a relationship of the health indices in children to the chemical composition of water. Eight hundred and thirty three schoolchildren aged 7-9 years were interviewed by a questionnaire and examined for their objective status. The urinary levels of trace elements, such as copper, zinc, cadmium, and gross elements, such as calcium, magnesium, were measured by atomic absorption spectrophotometry on an AAS-SA 10 MP device.

Методология и практика социально-гигиенического мониторинга

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 613.955:614

В. М. Прусаков, А. В. Прусакова, Н. И. Маторова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЙОДДЕФИЦИТА И ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

НИИ биофизики Ангарской государственной технической академии; НИИ медицины труда и экологии человека — Ангарский филиал ГУ НЦМЭ ВСНЦ СО РАМН

Согласно современным представлениям на действие различных раздражителей внешней среды различной силы и длительности их воздействия в организме развиваются несколько типов общих неспецифических адаптационных реакций организма: 1) реакция тренировки — реакция на слабые воздействия; 2) реакция активации (спокойная и повышенная) — реакция на воздействие "средней" силы, промежуточной между слабыми и сильными;

3) стресс по Селье — реакция на сильные, чрезвычайные воздействия [2].

Кроме того, Н. В. Лазаревым и его последователями (1962, 1963, 1971 гг.) описано отличное от стресса состояние неспецифической повышенной сопротивляемости (СНПС), представляющее собой реакции на слабые и преимущественно средней силы воздействия различных химических, физических факторов и сопровождающееся неспецифической повышенной резистентностью [2, 5—7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.