Научная статья на тему 'Влияние миграционных процессов. Миграция как важнейший источник восполнения дефицита кадров в Оренбургской области.'

Влияние миграционных процессов. Миграция как важнейший источник восполнения дефицита кадров в Оренбургской области. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние миграционных процессов. Миграция как важнейший источник восполнения дефицита кадров в Оренбургской области.»

Влияние миграционных процессов. Миграция как важнейший источник восполнения дефицита кадров в Оренбургской области.

Макарова Н.А. , соискатель, Оренбургский филиал ИЭ УрО РАН

Очевидной реальностью сегодняшнего дня является дефицит кадров, что становится основным ограничителем социально-экономического развития области. Однако при этом дефиците наблюдается недостаточный спрос на рабочую силу на рынке труда. Основные причины заключаются в том, что профессионально-квалификационная структура спроса не соответствует предложению, трудовая мобильность населения низкая, существует проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования.

Особенно остро эти проблемы стоят на рынке труда в сельской местности, обусловленные ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, низкой производительностью сельскохозяйственного труда, недостаточными темпом развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики.

Очевидно, что решать проблемы развития человеческого капитала в Оренбургской области, связанные с трудовыми ресурсами, необходимо, действуя сразу по всем фронтам: стимулируя рост рождаемости, повышая производительность труда, привлекая мигрантов.

Привлечение мигрантов - основной механизм, используемый сейчас в растущих экономиках мира (в планах ЕС - привлечение до 2050 года 40 млн. мигрантов, США - до 100 млн.). В Оренбургской области этот процесс до сих пор не развернут, несмотря на его явную необходимость.

Для Оренбургской области, являющейся приграничным регионом России, где из 3700 км. общей протяженности границ - 1670 км. (13 районов области) занимает граница с Казахстаном, важнейшим источником восполнения дефицита экономически активного населения должна стать трудовая миграция.

Миграция в сложившихся обстоятельствах оказывает всё более значимое влияние на состав трудовых ресурсов, потоки которой грамотно направленные в отрасли, нуждающиеся в кадрах, могут помочь исправить складывающуюся ситуацию на рынке труда. В связи с этим для корректного регулирующего воздействия региональных властей на миграционную подвижность встает острая необходимость выявления определенного набора факторов, влияющих на миграционную подвижность трудовых ресурсов в области.

Миграционные процессы в современных условиях являются важнейшей составной частью межнациональных отношений как внутри страны, региона, или области, так и с другими странами. Существующие внешние и внутренние потоки миграции оказывают неоспоримое влияние на политическую, экономическую, социальную, военную, экологическую, техногенную, криминогенную ситуацию как страны в целом, так и отдельных регионов в частности. Без применения соответствующих упреждающих мер эти процессы способны оказать дестабилизирующее воздействие на состояние всех сфер жизнедеятельности населения. Поэтому изучение характерных и специфических черт миграционных явлений и процессов делает тему исследования миграции населения актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Миграционные процессы - один из важных компонентов, влияющих на изменения численности и состав населения, на демографическую ситуацию территории Оренбургской области. Их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения городов и сельских районов региона. Передвижения внутри области и межрегиональные перемещения населения, в общем миграционном обороте в среднем за 2007 - 2011 гг. составили 86,5 %. Из них на долю внутрирегиональных миграций приходится 49 %. В период с 1995 по 2007 гг. из одного населенного пункта в другой переселилось около 277 тысяч жителей области. Некоторые из этих людей переселяются временно, например, на период учебы, другие - на постоянное место жительства.

Относительно процессов внешней трудовой эмиграции можно сказать, что в ней сохраняются негативные тенденции, характеризующиеся оттоком населения из Оренбургской области. Жители области выезжают в основном в соседние регионы: Самарскую область, Татарстан, Башкортостан. Эти субъекты привлекают к себе более динамичной и высокоразвитой экономикой, более высоким уровнем жизни. Города-миллионеры этих регионов представляют человеку более широкий выбор на рынке труда.

В области продолжается утечка кадров из села и, как следствие, имеет место практически полная деградация многих, ранее важных, сельскохозяйственных районов России. Дефицит квалифицированных кадров вызван в основном низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. Село сейчас является своего рода донором трудовых ресурсов для города, причем наиболее инициативных и предприимчивых. В этой связи надо стремиться, чтобы процесс урбанизации шел у нас в области в основном не за счет роста немногих уже имеющихся городов, а за счет урбанизации сельской местности, то есть распространения там городских видов деятельности и городского образа жизни.

Развитие процессов внешней (международной) трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц

без гражданства и выезда российских граждан за границу с целью работы по найму ведет к постепенному вхождению Российской Федерации в международный рынок труда. В настоящее время, несмотря на существующую проблему безработицы в ряде отраслей производства, по-прежнему имеется значительное число вакантных рабочих мест, на которые не идут россияне. В перспективе с ростом экономики страны, а также, учитывая складывающуюся демографическую ситуацию, потребность в иностранной рабочей силе будет возрастать. Так же необходимо отметить, что в Оренбургскую область, как и в Россию в целом, прибывает весьма перспективное в трудовом отношении население. Среди переселенцев, по сравнению с коренными жителями области, на 3-7% меньше пенсионеров, зато на 5-7% больше детей, т.е. потенциальной рабочей силы. Кроме того, у работоспособных мигрантов часто довольно высокий уровень образования, что могло бы позитивно отразиться на социально-экономическом развитии уже сегодня.

Несмотря на достаточно развитое в недалеком прошлом сельское хозяйство Оренбуржья, область ныне не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев. Это связано не столько со спецификой структуры сельского хозяйства, сколько с тем, что в настоящее время нет необходимых ресурсов для создания инфраструктуры по обслуживанию фермерства. Существуют проблемы и со сбытом сельскохозяйственной продукции ввиду трудностей развития внутренних рынков [2]. Поэтому распределение миграционных потоков происходит неравномерно. Большая часть мигрантов оседает в Оренбурге и других крупных городах области, где велика вероятность хорошего и быстрого заработка, в то время как огромные территории остаются не востребованными. Грамотно выстроенная миграционная политика, одним из важнейших направлений деятельности которой должна стать помощь мигрантам в обустройстве жилищных условий именно в сельской местности области, может исправить сложившуюся ситуацию. Привлечение основных потоков мигрантов в сельские районы снимет некоторую напряженность, характерную для городов и вызванную большим наплывом мигрантов из Казахстана и Центральной Азии, и поможет исправить не столь перспективную ситуацию с сельским хозяйством области

Наиболее привлекательные для мигрантов районы находятся в 100 км радиусе Оренбургской агломерации: Оренбургский и Сакмарский районы характеризуются стабильно высоким миграционным притоком. Это связано как с преимуществами географического положения этих районов в пределах периферийной урбанизированной зоны Оренбурга с наиболее развитой дорожной сетью и высокой транспортной доступностью (мигранты находят относительно дешевое жилье в сельской местности и могут работать в

городе), так и с наличием на территории района газодобывающих предприятий, крупнейшего газоперерабатывающего комплекса и развитого пригородного сельского хозяйства.

Восточные районы отличаются менее благоприятными природными условиями для жизни населения и хозяйственной деятельности. Освоение этих целинных в прошлом районов рассматривалось как важная задача в условиях плановой экономики, но с развитием рыночных отношений выявилась нерентабельность сложившихся форм сельскохозяйственного производства на значительной территории этих районов. Сложная адаптация к специфике местных природных условий, сокращение хозяйственной деятельности и экономическое неблагополучие большинства сельскохозяйственных предприятий служит причиной миграционного оттока населения из бывших целинных районов (Ясненский, Кваркенский, Светленский, Адамовский, Домбаровский).

Таким образом, в области складывается следующая ситуация: социально-экономический регресс в одних и чрезмерная концентрация населения - в других районах. Это процесс, обусловленный внутренней миграцией области, усиливается внешней миграцией. В связи с этим, становится актуальной проблема привлечения внешних мигрантов к возрождению сельскохозяйственных территорий области и аграрного сектора. С этой целью необходимо изучить и выявить размеры и направления внутриобластных миграционных потоков, установить перспективные потребности и возможности сельских районов области в принятии переселенцев. В этих условиях для органов управления, в том числе регионального уровня, важно организовать и проводить территориально-отраслевой мониторинг рабочих мест, свести все данные в единую достоверную статистику, что, конечно же, невозможно без помощи государства; мониторинг социально-экономической сферы; исследовать влияние экономических, социальных, демографических факторов, состояния системы здравоохранения, уровня образования и культуры, качества труда и жилищных условий на миграционную подвижность населения региона; определять, какие социально-экономические меры могут оптимизировать развитие миграции региона.

Таким образом, в формировании эффективной миграционной политики государства немаловажную роль играет выявление факторов, оказывающих значимое влияние на развитие миграции как страны в целом, так и в рамках Оренбургской области.

Рассмотрим влияние различных факторов на миграционную подвижность в Оренбургской области. Разница экономического, социального, демографического развития, разница в уровне жизни, условий труда, медицинского обслуживания и возможности трудоустройства между странами и регионами одна из исходных причин миграции населения. Миграционные потоки направляются в те страны и регионы, где есть развитые инфраструктуры, где защищены частная собственность и финансовые вложения, существует

стабильная политическая и экономическая ситуация.

Характеризуя социально-экономические процессы, протекающие в Оренбургской области, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, при этом единственные отрасли народного хозяйства с относительно благополучной динамикой показателей - сырьевые (нефтегазовый комплекс), но и они последние года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг, развитие мелкого частного предпринимательства, пик которого прошел, в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но коренного населения [2]. В такой сфере жизненных интересов, как трудоустройство, которое традиционно стоит на втором месте в иерархии ценностных ориентации, переселенцы сталкиваются с реальными трудностями. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для мигрантов на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Свидетельством этого могут служить такие данные: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезные материальные затруднения, когда денег хватает только на скромную жизнь. Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных. На сегодня 21% из них работают не по специальности, а 17% не имеют работы [1]. Всего же по ранее приобретенной специальности трудятся менее половины квалифицированных работников здравоохранения, образования, финансово-экономической сферы, инженерных кадров. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии или прихоти. На первом месте стабильно упоминается решение жилищной проблемы (63%), 25% из них считают, что помощь должна состоять в компенсации стоимости утраченного жилья, 22% -в продаже им жилья в рассрочку, 16% - в выделении льготных кредитов на строительство домов [1].

На втором месте - острая необходимость в улучшении уровня медицинского обслуживания. Накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье в сочетании с резким снижением жизненного уровня большинства населения стран Центральной Азии и Казахстана, где на протяжении предыдущих десятилетий преобладает

5

неудовлетворительное состояние социальной сферы и базовой медицины, недоступность высокоэффективных средств лечения для большинства населения, обусловило потребность мигрантов в медицинской помощи [2].

Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации мигрантов, ухудшение их материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно-конфликтный потенциал в общественном сознании. Эти факторы явились причиной того, что немалая часть мигрантов не видит возможности обосноваться в Оренбургской области.

С другой стороны наличие неуправляемых, нерегулируемых миграционных процессов усиливает факторы риска, которые ведут к осложнениям не только экономической, но социально-политической обстановки в регионе. Необходимо отметить такие негативные явления в области миграции, как появление моноэтнического бизнеса, создание криминальных национальных сообществ, нелегальное положение многих мигрантов способствует их вхождению в криминальную среду.

Важно отметить, что иммиграция увеличивает эффективность рынка труда, если этот рынок гибкий, но может и усугублять его недостатки и проблемы, если он не обладает этим качеством. С одной стороны, трудовые мигранты, занимающие рабочие места, не требующие высокой квалификации, способствуют уменьшению дефицита рабочей силы в низкооплачиваемых отраслях экономики и на малопрестижных видах работ, тем самым влияя на повышение уровня занятости квалифицированных работников. Это должно способствовать тому, что местные жители могут вернуться на рынок квалифицированной рабочей силы и занять рабочее место со своим образованием. С другой стороны, тут встает проблема, заключающаяся в низкой качественной профессиональной подготовке и переподготовке кадров, особенно в сфере АПК, ограничивающая мобильность местных рабочих. Появляется задача своевременного реагирования на специфические образовательные запросы общества и предложения более широкого спектра дополнительных образовательных услуг для их удовлетворения. Здесь уже важна совместная работа властей, системы образования, биржи труда в плане обеспечения повышения квалификации работников. В связи с этим актуализируется вопрос о деятельности учебных центров, институтов непрерывного (многоуровневого) образования, предоставляющих новые модели образовательных услуг, узкопрофессиональные программы дополнительного (к базовому) образования, призванных повысить уровень профессиональной и общекультурной подготовки специалистов АПК, способных в дальнейшем к самореализации и освоению качественно новой техники и технологий.

Таким образом, трудовая миграция может:

- компенсировать естественную убыль населения области;

- обеспечить трудовые ресурсы в малонаселенных районах;

- способствовать уменьшению дефицита рабочей силы в низкооплачиваемых отраслях экономики, в том числе в АПК;

- повышать удельный вес квалифицированной рабочей силы.

Оренбургская область как приграничный район РФ, должна использовать свое географическое положение для стабилизации демографической ситуации, для решения проблемы развития человеческого капитала, связанной с трудовыми ресурсами. На долгом пути по внедрению высоких технологий, по повышению производительности труда нам необходимо развиваться.

При помощи экономических и социальных механизмов, учитывающих факторы, влияющие на миграционную подвижность, возможно стимулировать заинтересованность мигрантов (нужных нам специалистов) в получении российского гражданства и проживании в тех районах, где их труд максимально востребован, легализовать профессиональную деятельность иностранных граждан. Но в тоже время эти механизмы должны обеспечивать приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест.

Правильно выстроенная региональная миграционная политика, позволит привлекать мигрантов не только для сохранения численности населения, но и для роста экономики, сохранения и повышения уровня жизни населения.

В марте 2011 года был принят Федеральный закон № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки в законодательство направлены на либерализацию миграционного законодательства для квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, востребованных экономикой России. Иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами и получившими разрешение на работу, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации, получили право выступать принимающей стороной в отношении членов своей семьи. Закрепленная норма позволяет работодателю и заказчику работ (услуг) привлекать к трудовой деятельности членов семьи высококвалифицированных специалистов без необходимости оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Миграция положительно влияет на экономические процессы в стране если это высококвалифицированные кадры, поэтому необходимо грамотно управлять

миграционными процессами, чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму те негативные последствия, которые влечет за собой неконтролируемая и незаконная миграция.

Литература:

1. Труд и занятость Оренбургской области 2010: статистический сборник. URL. http://orenstat.gks.ru/default.aspx (дата обращения: 16.01.12).

2. Спицын, А.И. Проблемы миграции населения в Оренбуржье (учебное пособие) / А.И. Спицын, П.П. Гончаров, В.В. Кирхгесснер, 2003. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.