Все население в том числе:
трудоспособное пенсионеры дети
Российская Федерация 963 1073 670 951
Северо-Кавказский регион
Республика Дагестан 692 794 488 666
Республика Адыгея 725 827 503 689
Республика Ингушетия 990 1097 815 914
Кабардино-Бал. Республика 726 832 509 710
Карачаево-Чер. Республика 709 796 500 731
Респ. Сев. Осетия-Алания 685 790 480 684
Краснодарский край 675 771 459 673
Ставропольский край 834 939 588 854
Ростовская область 709 822 491 707
Проведенный анализ свидетельствует о влиянии структурных преобразований на социальную дифференциацию населения. В условиях ухудшения экономической ситуации она растет, так как государство теряет ресурсы для ее сглаживания, а при появлении дополнительных доходов в бюджете у государства появляется возможность повышать доходы в первую очередь неимущих слоев. Если рассматривать позиции социальных групп как игроков на рынке, то имущие слои только выигрывают от кризисов, поскольку их значение в доходах возрастает. Мы не случайно уделили столько много внимания дифференциации доходов населения. Как мы показывают наши исследования, именно высокий ее уровень является причиной циклического движения экономики региона по порочному кругу бедности.
Особенностью политэкономической ситуации структурных преобразований в экономике в Дагестане является наложение многонациональности, а именно этнических особенностей хозяйственного поведения. Последнее зависит и от генетических свойств, связанных с природно -экономическими факторами многовекового компактного проживания на замкнутых территориях, и от национальных традиций и специализации сел в длительный советский период, и от условий воспитания. Многие подотрасли экономики региона становятся постепенно этнически однородными. Например, выращивание яблок - это лезгинская специализация, а овцеводство становится занятием даргинцев и на территориях других сопредельных национальностей. Также формируется посельская специализация на родах занятий, и областях предпринимательства.
Кроме того немаловажное значение имеют субъективные факторы. Ключевым вопросом в высоко дотируемых регионах является вопрос о доступе к распределению помощи центра. Этносы с более крепкими родственными связями получили преимущества при распределении сфер экономики региона в своеобразной клановораспределительной системе, каковую фактически представляет экономика региона с начала 90-х годов. В этих условиях стало вполне закономерно, что ключевые контролирующие экономические потоки посты в регионе занимают по сути представители только трех национальностей из титульных 12, а именно больше всего даргинцы (вторые по численности среди дагестанских народов), аварцы (первые по численности), лакцы (восьмые по численности).
Для выявления альтернативных сценариев вывода экономики региона из состояния стагнации было проанализировано состояние структурных преобразований экономики региона в условиях рынка, произведены расчеты фактических каналов использования помощи федерального центра в многонациональном регионе, выявлена роль региональных органов управления в замыкании производства на внутрирегиональное самообеспечение в целях поддержания уровня жизни населения. Было определено, что основным способом оказания помощи центра в депрессивных регионах Северного Кавказа должно стать: поддержка хорошо работающих предприятий с товарной специализацией на межрегиональные рынки сбыта, осуществление регулярной ротации региональной элиты представителями нового активного меньшинства, политика снижения де-цильного коэффициента, организованный набор и подготовка кадров менеджеров и специалистов для работы в демографически неблагополучных регионах.
Магомедов И.М.
Миграционные процессы в условиях демографической опасности
Исследование природы миграционных процессов в интересах оценки демографической ситуации с учетом перспективы их воздействия требует понимания мотивов и факторов, обусловливающих миграцию в России в целом и в регионах, в частности. Это тем более важно с точки зрения оценки возможностей их регулирования.
Миграция - это сложный, противоречивый процесс, обусловленный политическими, экономическими, социальными, психологическими, экологическими, этническими условиями и факторами, складывающимися на территории страны и конкретного региона. Ряд российских ученых считает, что уже сейчас в России есть регионы, для которых миграционный прирост может явиться положительным подкреплением трудового потенциала, особенно для тех территорий, где:
- на современном этапе и перспективу численность населения в трудоспособном возрасте будет уменьшаться (российская зона Нечерноземья);
- как в прошлые годы будет наблюдаться дефицит трудовых ресурсов (районы Западной Сибири и Севера).
Анализ миграционных процессов свидетельствует о том, что в последние годы, характеризовавшиеся реформированием экономической и социальной жизни общества, появились новые, отличные от прежних причины и мотивации миграции, вызванные:
- экономическим спадом, резким падением уровня жизни большинства населения, сокращением экономических и социальных гарантий со стороны государства, демографическим кризисом;
- сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта и инфраструктуры, военно-промышленного комплекса, сферы научных и научноприкладных исследований;
- массовым сокращением трудовых мест, приведшим к безработице (официальной и скрытой), невостребованностью целого ряда специальностей и профессий;
- желанием организовать бизнес, осуществлять предпринимательскую деятельность на территориях и в регионах, не связанных с местами прошлого или постоянного
проживания;
- изменением политических, экономических, социальных условий, семейных и родственных контактов населения, проживающего после распада СССР в государствах СНГ и желанием проживания на одной территории;
- отсутствием мест для трудоустройства, жилищных условий для уволенных из вооруженных сил в связи с их сокращением;
- резким ухудшением экологической ситуации в отдельных регионах и увеличением рисков катастроф техногенного характера;
- межнациональными конфликтами, ведением военных действий, обострением криминальной обстановки.
Вышеназванные причины миграции последних лет дополняются и ранее существовавшими: семейными обстоятельствами, получением образования, природноклиматическими условиями и др.
Сложившиеся в отечественной теории народонаселения взгляды выделяют четыре основных вида пространственного движения населения: эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграция, каждая из которых имеет свою специфику. Эта специфика усиливается в современных условиях действием всех перечисленных выше мотивационных факторов (политического, экономического, социального, экологического).
Высокий уровень безработицы и инфляции, падение уровня жизни порождают ситуацию, когда сезонная (временная) миграция перерастает в постоянную (безвозвратную) миграцию.
Функционально миграция, как известно, выполняет задачи ускорительные, селективные и перераспределительные, каждая из которых и все три в совокупности оказывающие воздействие на воспроизводственные процессы населения.
В нынешних условиях перестройки всей экономической и социальной жизни в России практическая реализация функций миграции все в большей мере сопрягается с социально-экономическими закономерностями миграции, суть которых заключается в конституционном праве получения каждым гражданином Российской Федерации примерно одинаковых экономических и социальных условий жизни с учетом территориальных и национальных особенностей.
Сложившаяся после распада СССР новая ситуация, вызванная образованием на территориях бывших республик независимых государств, изменение политических, экономических, социальных отношений на территории Российской Федерации и входящих в нее субъектов Федерации вызвали коренные изменения в структуре миграции и миграционных потоков, которые ныне включают:
- внутреннюю миграцию, т.е. в России, к которой относится миграция между и внутри субъектов Федерации;
- внешнюю миграцию России:
• со странами СНГ и Балтии и
Таблица 1
Миграционные потоки1_________________тыс. человек_____________________________________________
2000 г. Сп равочно 1999 г.
Число прибыв быв- ших Число выбыв- быв- ших Миграц. прирост (+), снижение (-) Число прибыв быв- ших Число выбыв- быв- ших Миграц. прирост (+), снижение (-)
Миграция 2662,2 2448,6 +213,6 2856,7 2691,9 +164
в том числе в пределах России 2302,9 2302,9 - 2477,0 2477,0 -
международная миграция 359,3 145,7 +213,6 379, 7 214,9 +164,8
в том числе с государствами -участниками СНГ и странами Балтии 350,3 83,4 +266,9 366,7 129,7 +237,0
со странами вне СНГ и Балтии 9,0 62,3 -53,3 13,0 85,2 -72,2
Продолжает сокращаться число мигрантов внутри России: за 2000 г. оно уменьшилось на 174,1 тыс. человек, или на 7% в сравнении с 1999 годом.
В 2000 г. миграционный прирост населения России по сравнению с 1999 г. увеличился на 48,8 тыс. человек, или 29,6%. В то же время произошло сокращение числа прибывших в Российскую Федерацию (на 20,4 тыс. человек, или на 5,4%) и числа выбывших из страны (на 69,2 тыс. человек, или на 32,2%). Снижение числа выбывших за пределы России стало единственным фактором роста положительного сальдо миграции.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что пик по числу прибывших и убывших в миграционных потоках приходился на период 1995-1996 годов, а затем наметилась достаточно устойчивая тенденция снижения миграционного прироста, который уменьшился за период 1997-1999 гг. в 2,5 раза. В пределах анализируемого периода достаточно высокой и относительно стабильной по количественный показателям сохранилась миграция внутри регионов, на одну четверть уменьшилась межрегиональная миграция. Миграция со странами СНГ и Балтии по прибывшим уменьшилась почти в четыре раза, а по выбывшим в эти страны из России - в 1,8 раза. Происходили изменения и в обмене населением со странами дальнего зарубежья, которые характеризовались некоторым уменьшением численности убывших из России в 1997-1998 гг., а затем вновь ростом с 1999 году.
Почти каждому седьмому иммигранту, прибывшему из государств - участников СНГ и стран Балтии, в 2000 г. в территориальных органах Минфедерации России присвоен статус вынужденного переселенца или беженца. Удельный вес вынужденных мигрантов в общей численности иммигрантов значительно дифференцируется по странам выхода: соответствующий статус получили свыше 30% прибывших из Таджикистана, по 23% - из Казахстана и Узбекистана, 21% - из Грузии.
Продолжает оставаться острой проблема беженцев и вынужденных переселенцев. И хотя их численность по сравнению с 1996 г. к началу 2001 года сократилась в пять раз для отдельных регионов России - Центрального, Северо-Кавказского, Северо-западного - решение всего комплекса вопросов, связанных с проживанием беженцев и вынужденных переселенцев, требует новых решений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
1 Социально-экономическое положение России. Январь 2001 года. Госкомстат России. М., 2001 г.
Всего, по данным Минфедерации России, на 1 января 2001 г. в стране насчитывалось 808,3 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более трети из них (291,4 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 12,6% (102,1 тыс.) - Узбекистана, 10,5% (85,1 тыс.) - Таджикистана. Более 140 тыс. человек (17,4%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.
Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем регионам Российской Федерации. Наибольшее количество вынужденных переселенцев и беженцев (по 43-38 тыс. человек) выбрали новым местом жительства Республику Северная Осетия-Алания и Краснодарский край, по 29-30 тыс. - Ростовскую область, Алтайский край, Республику Ингушетия, Новосибирскую область, по 29-28 тыс. - Ставропольский край, Белгородскую и Оренбургскую области, по 23-20 тыс. - Самарскую, Воронежскую, Саратовскую, Тверскую области.
Как свидетельствуют прогнозные оценки на 2002 год, интенсивность миграции населения несколько снизится. Миграционный прирост населения в течение года составит 194,2 тыс. человек. Сохранится на высоком уровне отток населения из Дальневосточных районов страны. Миграционный прирост в основном характеризуется притоком мигрантов из стран СНГ и Балтии. Меры в области миграционной политики будут направлены на обеспечение свободы передвижения, создание благоприятных условий для репатриации и миграции из стран СНГ и Балтии, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, регулирование иммиграции и трудовой миграции из стран дольнего зарубежья. В частности, предполагается приступить к подготовке поэтапного перехода на заявительный порядок регистрации, вместо разрешительного, с соответствующим изменением системы учета населения.
Остается острой ситуация с вынужденными мигрантами. Хотя численность указанной категории мигрантов несколько снижается, их социальные проблемы по-прежнему решаются медленно.
В 2002 году в целом по России будет отмечаться сокращение миграционных процессов, за исключением Приволжского и Южного округов, где прогнозируется увеличение механического притока населения. В прогнозируемом периоде сохранится приток мигрантов в Центральный (Белгородская, Липецкая, Московская область, г. Москва), Приволжский (Татарстан, Самарская, Нижегородская, Оренбургская область) и Уральский (в основном, за счет Тюменской области в связи с развитием нефтедобывающей отрасли) округа.
Высокий отток населения прогнозируется в Дальневосточном округе (50,9 на 10 тыс.чел.), особенно в Камчатской области и Чукотском автономном округе, что связано с неблагоприятными природно-климатическими и социально-экономическими условиями. В Сибирском федеральном округе в миграционный отток увеличится, но незначительно (5,1 на 10 тыс.чел.).
В 2002 году максимальный механический приток населения прогнозируется в Белгородскую область (97,7 на 10 тыс.чел.), максимальный отток - из Чукотского автономного округа (- 347,2 на 10 тыс.чел.).
В целом по России естественная убыль населения не восполняется, и не будет восполняться в прогнозируемом периоде механическим притоком, за исключением нескольких субъектов: Белгородской, г. Москвы, Северной Осетии (за счет вынужденных переселенцев из Таджикистана и Узбекистана).
Таким образом, наиболее демографически неблагоприятными регионами в 2002 году будут Центральный и Северо-западный округа. Здесь прогнозируется наибольшая убыль населения, сохранение тенденции «старения» населения.
Исследование проблем миграции, ее политических, экономических, социальных, этнических и других причин и последствий свидетельствует как о наличии вышеотмечен-ных общих миграционных мотиваций, так и определенных особенностей, характерных для конкретного субъекта или группы субъектов. Это характерно и для субъектов, входящих в состав ныне действующих административных делений Российской Федерации на федеральные округа.
В этом смысле, как уже отмечалось выше, научно-практический интерес представляет Южный федеральный округ, в состав которого входят и субъекты Российской Федерации, в которых отличительной особенностью является реально действующее расширенное воспроизводство населения. Это, прежде всего, относится к Республике Дагестан, которая испытывает противоречивое воздействие от ныне действующих миграционных процессов.
Как и в предыдущие годы на интенсивность, форму, структуру и направления миграционных процессов в республике продолжают оказывать значительное воздействие социально-экономическая, криминальная и политическая обстановка в республике и в целом на Северном Кавказе. До 90-х годов республика имела отрицательное сальдо миграции, что было связано с отъездом населения на заработки в другие регионы страны. С начала перестройки ситуация существенно изменилась. Сальдо миграции стало положительным, что обусловлено возвращением дагестанцев на постоянное местожительство в республику из бывших союзных республик, а также из других республик, краев и областей России.
На основе данных статистического сборника Госкомитета по статистике РД "Миграция населения Республики Дагестан в 2000 году"1 и проведенных автором расчетов, основными мотивационными факторами миграции являются:
- социальные (миграция мотивирована обстоятельствами личного и семейного характера - 51,3%; возвращением к прежнему месту жительства - 25,5%; получением образования и продолжением учебы -7,0%; обострением криминальной обстановки - 0,5%);
- экономические (трудоустройством - 11,1%).
Эмиграция граждан, как показывает анализ, носит этнический характер и представлена лицами еврейской и татской национальностей. В 2000 году в страны дальнего зарубежья на постоянное жительство выехали 2555 человек (за 1997 г. - 806, 1998 г. - 491, 1999 г. - 393). В основном это жители Махачкалы, Дербента, Каспийска. Почти 90% эмигрантов избирают новым местом жительства Израиль, остальные США и Германию.
Динамика эмиграционных процессов свидетельствует о том, что происходят изменения и в численности прибывающих в республику из дальнего зарубежья, которая в 2000 г. составила 47 человек против 32 в 1999 году.
Продолжилась миграция в Дагестан из стран СНГ и отдельных регионов Российской Федерации. Мотивация миграции самая различная, но в основном соответствует ранее приведенному ранжированию причин миграции в республику. По данным Миграционной службы РД, в 2000 году на территории республики зарегистрировано 9656 прибывших человек, из них 1948 человек - из стран СНГ и Балтии, в 1999 году эта численность составляла соответственно 14361 и 2417 человек. Очевидна тенденция уменьшения численности прибывающих мигрантов в республику. Наибольшее число мигрантов, как и в предыдущие годы, составили граждане из Чеченской Республики - более 80%, Казахстана - 3,5%. Грузии - 3,3%, Азербайджана - 3,0%, Украины - 1,9%, Туркменистана - 1,7%. Уменьшилась, но остается достаточно высокой межрегиональная миграция, составившая в 2000 году по прибывшим 7661 человек против 11419 человек в 1999 году и по выбывшим, соответственно по годам, 13341 и 12997 человек.
В то же время в республику продолжают возвращаться на постоянное местожительство лица коренных дагестанских национальностей. По оценке, удельный вес дагестанцев среди прибывших в республику составляет более 10%. Наряду с возвращением в Дагестан лиц коренных дагестанских национальностей, продолжается отъезд из республики некоренного населения (русских, украинцев, татар, армян и т.д.). Так, из числа выбывших из Дагестана в 2000 году 32,1% составляют русские (37,4% - в 1999 г.). Наибольшее число русских, выехавших из республики, отмечено в 1995 году - 43,8%. По предварительной оценке, миграционный прирост по русским за 2000 год составит минус 3085 человек (в 1999 г. - минус 3832 человека). Большинство отъезжающих обосновываются на жительство в Северо-Кавказском, Центральном и Поволжском районах.
Внешняя миграция, как свидетельствуют данные, имеет тенденцию к уменьшению, причем если число прибывших в республику по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 17,7%, то число выехавших из республики уменьшилось на 4,4%. Столь значительное снижение миграционной подвижности населения обуславливается сложной социально-политической ситуацией как на Северном Кавказе в целом, так и в Дагестане, в частности.
Как и в предыдущие годы, в 2000 году сохраняется положительное сальдо миграции в миграционных обменах со странами СНГ и Балтии и отрицательное - со странами дальнего зарубежья и с другими краями и областями России. По межрегиональным обменам у Дагестана с другими краями и областями России в 2000 году сальдо миграции составило минус 6 тыс. человек (минус 5,1 тыс. человек - в 1999 г.).
Учитывая, что свыше 600 тыс. человек из числа лиц коренных народностей Дагестана (по данным переписи населения 1989 г.) проживают за пределами своей исторической Родины, а социально-экономическое положение граждан многих бывших советских республик продолжает оставаться сложным, процесс вынужденной миграции в республику в ближайшие годы, видимо, сохранится.
Анализируя влияние различных видов внешней миграции, необходимо иметь в виду и процессы, связанные с вынужденными переселенцами и беженцами, численность которых составила в 2000 году 723 человек против 913 человек в 1999 году, а всего с начала регистрации (беженцев с 20.03.1993 г., вынужденных переселенцев с 1.04.1994 г.) их численность составила 9630 человек.
В ряду сложных миграционных проблем продолжает оставаться республиканская миграция (миграция населения между городами и районами Дагестана), которая составила, соответственно, в 2000 году 21479 человек, в 1999 году - 26359 человек.
1 Миграция населения Республики Дагестан в 2000 году (статистический сборник). Госкомитет Республики Дагестан по статистике. Махачкала, 2001 г.
Основными причинами, вызвавшими смену жительства в рамках внутри республиканской миграции оставались, как показывают сделанные расчеты, личные и семейного характера (44,8%) и возвращение к месту жительства (37,3%).
Наибольший процент среди внутри республиканских мигрантов приходился на аварцев - 28,8%, даргинцев - 19,1%, лезгин - 17,8%, кумыков - 12,7%, лакцев - 5,4%.
В 2000 году, как и в предыдущие годы, в городской местности, так же как и по республике в целом, наблюдалось отрицательное сальдо миграции (минус 5,8 тыс. человек) а в сельской - продолжает сохраняться, хоть и незначительный, но положительный миграционный прирост (0,3 тыс. человек). Наибольшее отрицательное сальдо миграции, по предварительным данным, сложилось в городах Махачкале, Буйнакске и Кизилюрте. В сельской местности положительное наибольшее сальдо миграции отмечается в районах: Новолакском, Кизлярском, Кизилюртовском, Левашинском и Буйнакском.
В 2000 году миграционная подвижность населения значительно уменьшилась по сравнению с прошлым годом. Так, валовая миграция (число всех прибывших и выбывших, включая внутри республиканские перемещения) по сравнению с прошлым годом, по оценке, уменьшилась на 22%, при этом внутри республиканская миграция населения уменьшилась на 27,5%.
Таблица 2
__________________________________________________________Общие итоги миграции населения Республики Дагестан
Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост
Миграция всего:
1999 год 40720 40430 290
2000 год 31135 35653 -4518
2000г. в % к 1999 г. 76,5 88,2 -
в пределах России:
1999 год 38271 39356 -1085
2000 год 29140 34820 -5680
2000 г. в % к 1999 г. 76,1 88,5 -
в том числе:
внутри республиканская*
1999 год 26359 26359 -
2000 год 21479 21479 -
2000 г. в % к 1999 г. 81,5 81,5 -
межрегиональная**
1999 год 11912 12997 -1085
2000 год 7661 13341 -5680
2000 г. в % к 1999 г. 64,3 102,6 -
Внешняя миграция:
1999 год 14361 14071 290
2000 год 9656 14174 -4518
2000 г. в % к 1999 г. 67,2 100,7 -
в том числе:
со странами СНГ и Балтии
1999 год 2417 681 1736
2000 год 1948 578 1370
2000 г. в % к 1999 г. 80,6 84,9 78,9
со странами дальнего зарубежья
1999 год 32 393 -361
2000 год 47 255 -208
2000 г. в % к 1999 г. 146,9 64,9 -
* Миграция населения между городами и районами Дагестана
** Миграция населения Дагестана с другими республиками, краями и областями Российской Федерации
Агаева Г.Г., Рущенко В.К.,Эльдаров Э.М.
Социальные факторы развития аграрного землепользования в Дагестане
В Дагестане к настоящему времени сложилась своеобразная система аграрного землепользования, объективно предопределившая низкие стартовые и конкурентные возможности для развития сельского хозяйства в рыночных условиях. К главным чертам такой системы можно отнести следующие: 1) интенсивное использование наличных сельскохозяйственных угодий, исчерпание фонда свободных земель и, следовательно, низкий уровень землеобеспеченности; 2) наличие в составе сельскохозяйственных угодий существенных по масштабам территорий (горных и высокогорных), малопригодных для многоотраслевого аграрного производства; 3) сохранение прежней специализации региона (производство животноводческой продукции, виноградарство и др.) во внутрироссийском разделении труда, не являющейся выгодной при нынешней системе ценообразования и внешнеэкономической деятельности государства; 4) производство подавляющей части сельскохозяйственной продукции в личных подсобных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Включение рабочей силы в мелкое производство, различные виды индивидуального предпринимательства и найма является выражением активной адаптации дагестанского населения к современным рыночным преобразованиям в условиях масштабной безработицы. И в этом можно видеть положительную тенденцию -возрастание роли человеческого компонента в агроресурсном потенциале Дагестана, которая, кстати сказать, стала проявлять себя еще до начала рыночных реформ. Уже в 70-е гг. темпы развития урбанизации в регионе стали снижаться, а устойчивость трудоресурсной базы сельского хозяйства возрастать. Это подтверждает следующая статистика: только за период с 1970 по 1999 гг. произошло практически удвоение доли населения наиболее активного трудоспособного возраста (20-34 года) в общей численности сельского населения.
Относительно высокая демографическая нагрузка на сельские территории Дагестана обусловливает очевидные негативные результаты лишь в самых депрессивных высокогорных районах республики, социально-экономический баланс в которых в последние годы в решающей мере обеспечивается за счет катастрофических по своим последствиям массовых рубок местных лесных массивов.
Таким образом, на фоне "качественного развития" дагестанских городов, то есть их активного социального обустройства и утверждения урбанистической культуры населения в последнее десятилетие в Дагестане стала довольно четко обозначаться тенденция укрепления оседлости сельских жителей. По всей видимости, этому способствовало удорожание жизни, осложнение вопроса приобретения городского жилья, а также существенное повышение транспортных тарифов, приведшее к уменьшению объемов дальних междугородних и межрайонных пассажиропотоков внутри республики. Более того, ныне наблюдается некоторый отток населения из некоторых городов республики в сельскую местность, причем преимущественно не слишком отдаленную от городских поселений. Так, если за 70-е и 80-е гг. доля городского населения по отношению к сельскому через каждое десятилетие увеличивалась примерно на 3-4%, то за 9 лет 90-х гг. она снизилась на 2,5% (табл.1).
Таблица 1
Динамика численности городского населения Дагестана, тыс.чел.