Проблемы демографии
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. В. БРОВЧАК,
кандидат экономических наук, исполнительный директор НПФ «Прогресс-доверие>-
Вопросы миграции населения всегда были одними из важнейших в демографии новейшей истории России. Миграция оказывает непосредственное влияние на народонаселение страны и, соответственно, на экономику и финансы. Поэтому финансовым институтам, проводящим долгосрочную финансовую политику, в том числе негосударственным пенсионным фондам, чрезвычайно важно учитывать фактор миграции.
Миграцию, а в частности иммиграцию, можно рассматривать как фактор увеличения населения страны. Поданным Минэкономразвития России, уровень привлечения мигрантов должен приближаться к I млн человек в год, чтобы обеспечить стабилизацию численности все уменьшающегося населения России. Причем ее стабилизация путем естественного прироста уже невозможна. Иммиграция является источником пополнения трудовых ресурсов в таких областях, как строительство,
ПРИБЫВШИЕ
3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
1997
1998
1999
2000
2001
— — Всего по России
— Из других стран
— Внутри России
промышленность, транспорт, сельское, лесное и коммунальное хозяйство.
Хотя Россия, поданным ООН, вышла на третье место в мире по миграционному притоку, в последние годы мы начинаем наблюдать снижение иммиграционных процессов. В то же время в России стабилизируется такой показатель, как мобильность рабочей силы, влияющий на потенциал экономического роста.
Количество легальных мигрантов в общем объеме трудовой миграции в Россию составляет лишь 10-15%. По данным Федеральной миграционной службы, в страну за 2003 г. прибыло около 350 тыс. легальных мигрантов, было выдано 24 тыс. разрешений предприятиям на использование иностранной рабочей силы. При этом объем нелегальной миграции за прошлый год составил 3,5 млн человек. Основными странами-поставщиками рабочей силы являются Украина (30%), Китай (20%), Турция (10%), Молдавия (6%), Узбекистан и Таджикистан (по 1%). На
График 1
График 2
ВЫБЫВШИЕ
3500000 3000000 -2500000 ■ 2000000 ■ 1500000 ■ 1000000 ■ 500000 ■ 0 • 1997
1998
1999
2000
2001
- Всего по России ■ В другие страны
- Внутри России
Примечание: по данным Госкомстата России.
Примечание: по данным Госкомстата России.
Таблица 1
Миграции населения (чел.)
Количество мигрантов 1997 г. 1998 г. 1999 г. . 2000 г. 2001 г.
Прибывшие — всего
из них: 3 322 593 3 095 508 2 856 730 2 662 329 2 334 034
в пределах России
в том числе: 2 724 942 2 581 957 2 477 004 2 302 999 2 140 584
внутри регионов
из других регионов 1 484 063 1 416 824 1 366 137 1 284 592 1 204 846
из других стран 1 240 879 1 165 133 1 110 867 1 018407 935 738
в том числе: 597 651 513 551 379 726 359 330 193 450
из стран СНГ и Балтии
из стран вне СНГ и Балтии 582 829 494 819 366 655 350 290 186 226
Выбывшие — всего 14 822 18 732 13 071 9 040 7 224
из них: 2 931466 2 774 310 2 672 708 2 420 574 2 252 253
в пределах России
в том числе: 2 698 479 2 560 933 2 457 745 2 274 854 2 131 087
внутри регионов
в другие регионы 1 484 063 1 416 824 1 366 137 1 284 592 1 204 846
в другие страны 1 214416 1 144 109 1 091 608 990 262 926 241
в том числе: 232 987 213 377 214963 145 720 121 166
в страны СНГ и Балтии
в страны вне СНГ и Балтии 149461 133 017 129 704 83 438 6 2545
Миграционный прирост — всего 83526 80 360 85 259 62 282 58 621
из него в результате: 391127 321 198 184 022 241 755 81 781
передвижений в пределах России
в том числе: 26463 21 024 19 259 28 145 9 497
внутри регионов
между регионов - - - - -
обмена населением 26463 21 024 19 259 28 145 9 497
с другими странами 364664 300 174 164 763 213610 72 284
в том числе:
со странами СНГ и Балтии 433368 361 802 236 951 266 852 123 681
со странами вне СНГ -68704 -6 1628 -72 188 -5 3242 -51 397
и Балтии
Примечание: по данным Госкомстата России.
территории России проживают 5 млн иностранных граждан, из которых 3,5 млн не имеют легального статуса. В 2003 г. миграционное сальдо составило 35 тыс. человек (в страну въехало 129 тыс. мигрантов, а уехало - 94 тыс.). За восемь месяцев 2004 г. миграционное сальдо составило 13 тыс. человек.
Через Москву в год проезжает около 5 млн ра-бочих-нелегалов из 120 стран мира. На 1 легального гастарбайтера приходится 10-15 нелегалов! Больше всего нелегальных рабочих приезжают в столицу
из Украины, Белоруссии, Молдавии, Армении, Азербайджана, а также Турции, Китая, Вьетнама и Кореи (табл. 1).
Для наглядности происходящего построим графики миграционных процессов в России.
Как мы видим миграционные процессы имеют тенденцию к уменьшению, однако миграционный приросте другими странами остается в России положительным за счет иммиграции из стран СНГ. В то же время его показатели снижаются.
График 3
МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ
1198
1997
189в
1999
2000
£1781
Примечание: по данным Госкомстата 2D01 РОССИИ.
График 4
ПРИБЫВШИЕ
700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 о
582829
494819
366655
14822
18732
13071
350290
9040
186226
7224
1997
1998 1999
—о — Страны СНГ и Балтии
Примечание: по данным Госкомстата России
2000 2001 ■ — - - Страны вне СНГ и Балтии
График 5
ВЫБЫВШИЕ
160000
80000
40000
^129704
83526
85259
62282
_ 62545 58621
1997
1998 1999
- -с — Страны СНГ и Балтии
2000 2001 - Страны вне СНГ и Балтии
Примечание: по данным Госкомстата России.
Как мы видим, основные миграционные процессы происходят между Россией и странами СНГ и Балтии. При этом, если с этими странами динамика для России положительна, то со странами вне СНГ и Балтии динамика носит явно отрицательных характер. Необходимо также отметить, что положительным фактором является то, что с конца 1990-х гг. в России уменьшается количество беженцев и вынужденных переселенцев.
Следующая таблица является сравнением рассматриваемых показателей в странах СНГ и Балтии.
В целом, Россия занимает второе место после Казахстана по численности вынужденных переселенцев и беженцев. Причем большая их часть является людьми до тру-доспособого возраста и трудоспособного возраста.
Необходимо отметить, что в России в последнее время усиливается контроль за миграционными процессами. Уже приняты следующие законодательные акты: Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве РФ», Федеральный закон «О правовом
Таблица 2
Возрастно-половой состав беженцев и вынужденных переселенцев (чел.)
1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г 2001 г.
Беженцы и вынужденные переселенцы
Мужчины и женщины — всего 131130 118 227 79 126 59 196 41 958
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 34 544 32 947 21 754 16 724 10 782
трудоспособном 75 192 67 643 45 251 33 427 25 422
старше трудоспособного 21 394 17 637 12 121 9 045 5 754
Мужчины 60 461 54 541 36 006 26 694 18 681
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 17 409 16 644 10 930 8 291 5 330
трудоспособном 36 240 31 933 20 967 15 354 11 551
старше трудоспособного 6812 5 964 4 109 3 049 1 800
Женщины 70 669 63 686 43120 32 502 23 277
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 17 135 16 303 10 924 8 433 5 452
трудоспособном 39 952 35 710 24 284 18 073 13 871
старше трудоспособного 14 582 11 673 8012 5 996 3 954
Беженцы
Мужчины и женщины — всего 5 751 510 381 277 134
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 1544 143 140 98 44
трудоспособном 3 543 297 217 170 83
старше трудоспособного 664 70 24 9 7
Мужчины 2 699 259 204 154 82
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 738 78 76 48 22
трудоспособном I 728 159 119 102 56
старше трудоспособного 233 22 9 4 4
Женщины 3 052 251 177 123 52
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 806 65 64 50 22
трудоспособном I 315 138 98 68 27
старше трудоспособного 431 48 15 5 3
Вынужденные переселенцы
Мужчины и женщины — всего 125 379 117717 78745 58 919 41824
в том числе в возрасте: \
Моложе трудоспособного 33 000 32 804 21 614 16 626 10 738
трудоспособном 71 649 67 346 45 034 33 257 25 339
старше трудоспособного 20 730 17 567 12 097 9 036 5 747
Мужчины 57 762 54 282 35 802 26 540 18 599
в том числе в возрасте;
моложе трудоспособного 16671 16 566 10 854 8 243 5 308
трудоспособном 34512 31 774 20 648 15 252 11 495
старше трудоспособного 6 579 5 942 4 100 3 045 1 796
Женщины 67 617 63 435 42 943 32 379 23 225
в том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 16 329 16 238 10 760 8 383 5 430
трудоспособном 37 137 35 572 24 186 18 005 13 844
старше трудоспособного 14 151 11625 7 997 5 991 3 951
Примечание: поданным Госкомстата России.
Таблица 3
Численность вынужденных переселенцев и беженцев (чел.)
2001 г. Всего с начала регистрации (на 1 января 2002 г.) в том числе
вынужденные переселенцы (с 1 июля 1992 г.) Беженцы (с 20 марта 1993 г.)
Всего 41 958 643 541 625 639 17 902
из них постоянно проживали
на территории:
Азербайджана 238 21 196 20 740 456
Армении 36 1 720 1 616 104
Белоруссии - 102 102
Грузии 2 768 45 193 30 361 14 832
Казахстана 22 054 260 299 259 827 472
Киргизии 1 307 23 991 23 907 84
Латвии 51 7 702 7 679 23
Литвы 34 1 105 1 093 12
Молдавии 540 7 058 6 989 69
России 4 440 112 367 112 367
Таджикистана 1 794 59 949 59 190 759
Туркмении 216 9 697 9 588 109
Узбекистана 7 952 80 759 80 306 453
Украины 328 5 370 5 365 5
Эстонии 56 6 333 6 320 13
на другой территории или
территория не указана
144 700 189 511
Примечание: по данным Госкомстата России.
положении иностранных граждан в Российской Федерации, Федеральный закон о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002-2005 годы. Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 1663-р, Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 г.)», Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации (подготовлена Федеральной миграционной службой РФ, 1999 г.), Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (подготовлена Федеральной миграционной службой в составе МВД РФ, 2002 г.). В скором времени будут приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, усиливающие ответственность за миграционные правонарушения. В соответствии с этими поправками будет усилена административная ответственность за миграционные правонарушения, а также установлена административная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства за незаконное нахождение на территории страны. Под незаконным нахождением на территории РФ законопроектом устанавливается въезд иностранцев или лиц без гражданства на территорию страны с нарушением установленных правил, либо без необходимых документов, подтверждающих право на пребывание в стране. Административные санкции распространяются и налиц, утративших такие документы и не оповестивших об этом соответствующие органы исполнительной власти, либо уклоняющихся от выезда из страны по истечении установленного срока пребывания.
В Москве зарегистрирован Межотраслевой профсоюз работников предприятий и организаций, использующих труд мигрантов. Предполагается, что новая организация поможет искоренить нелегальную миграцию и заставить работодателей соблюдать законы и платить налоги. Профсоюз обязуется следить, чтобы контракты с иностранцами заключались правильно. Если контракт расторгнут по вине работодателя - тот должен платить неустойку, если же по вине рабочего - ему грозит немедленная депортация. Планируется создать электронную базу данных мигрантов, в которую будут вносить все сведения: есть ли нарекания по работе, не нарушает ли человек закона, какую зарплату получает и т.д. Профсоюз также намерен
сформировать «черный список» недобросовестных фирм и рекрутинговых агентств. Аналогичная работа идет уже и в странах СНГ.
МВД России выступает с инициативой создания Миграционного кодекса. В Подмосковье началось строительство четырех депортационных центров для нелегальных мигрантов.
В целом вопросами иммиграции озабочена и мировая общественность. Организацией Объединенных Наций были приняты Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, Конвенция о статусе беженцев, Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Принято достаточно много международных соглашений, касающихся вопросов гражданства... И это неслучайно.
Поданным «Российской газеты», европейские страны стали вводить более жесткие меры по ограничению притока нелегальных мигрантов еще с середины 1990-х гг. Бельгийские власти, например, первыми узаконили крупные штрафы в отношении предпринимателей за наем каждого нелегального рабочего. А Франция, Германия и Люксембург применяют штрафные меры не только в отношении работодателей, но и к самим нелегалам (вплоть до тюремного заключения и депортации). Особенно жесткие законы по ограничению миграции были приняты в Дании. Эти санкции коснулись и политических беженцев. В Датском королевстве теперь существует «квотовый режим» — 500 беженцев в год.
Программа VISIT, предусматривающая взятие отпечатков пальцев у всех въезжающих в страну иностранцев, начала действовать в США с 5 января нынешнего года. Жесткий контроль был введен в I 15 аэропортах и 14 крупнейших морских портах. Отпечатки пальцев и фотография иностранца поступают в компьютерную базу данных, где сравниваются с биометрическими досье террористов и преступников. Хотя за время действия программы никого из опасных террористов пограничникам США задержать пока не удалось, в ходе проверок были выявлены несколько сотен преступников, находящихся в розыске.
Основным условием амнистии нелегальных мигрантов в большинстве стран является наличие у них постоянного места работы или источника дохода. Так, в Греции заявитель должен продемонстрировать уплату взносов в фонд социального
страхования не менее чем за 40 рабочих дней. В Италии требуется предъявить трудовой договор или лицензию на занятие частной практикой или деятельностью. Иногда, как в Италии, заявитель должен подтвердить возможность приобрести или арендовать жилое помещение.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
I. Миграционные процессы, происходящие на территории России, являются важнейшим источником положения трудовых ресурсов страны, а, следовательно, должны привлекать особое внимание со стороны государства. Миграция на территорию России поддерживает отрасли экономики, которые испытывают особый дефицит трудящихся.
2. Государство должно обратить внимание на остающийся на высоком уровне отток трудовых ресурсов в наукоемких отраслях, т.к. это влечет за собой замедление экономического роста в дальнейшем.
3. Необходимо уделять особое внимание пресечению незаконной миграции, т.к. последняя не способствует развитию экономики и повышает криминогенную ситуацию в стране. Необходимо уделять внимание мобильности рабочей силы, т. к. этот показатель является индикатором стабильно развивающейся экономики.
4. Финансовым институтам в своей работе необходимо уделять внимание такой целевой группе, как мигранты, т.к. эта группа имеет тенденцию кросту, а ее мобильность находится на высоком уровне.
Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и Кредит»
Мы гарантируем Вам:
Оперативное размещение s Гл б кую систему скидок Индивидуальный подход Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: s Самые низкие цены
s Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки s Высокая эффективность рекламы проверена временем.
Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.
Тел./факс: 8(095)921-69-49, http:www.financepress.ru
8(095) 921 -91 -90 E-mail: [email protected]