Научная статья на тему 'Влияние механизмов психологической защиты на особенности самореализации студенческой молодежи: пилотное исследование'

Влияние механизмов психологической защиты на особенности самореализации студенческой молодежи: пилотное исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ОТРИЦАНИЕ / DENIAL / РЕГРЕССИЯ / REGRESSION / КОМПЕНСАЦИЯ / COMPENSATION / ПРОЕКЦИЯ / PROJECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пантелеева Ольга Львовна

Статья посвящена исследованию предпосылок самореализации студентов вузов и учащихся колледжа. Выявлена взаимосвязь между механизмами психологической защиты и особенностями самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF DEFENSE MECHANISMS ON THE FEATURES SELFREALIZATION: PILOT STUDY

The article investigates the prerequisites for self-realization students. Revealed the relationship between the defense mechanisms and features of self-realization.

Текст научной работы на тему «Влияние механизмов психологической защиты на особенности самореализации студенческой молодежи: пилотное исследование»

работ, проверочных заданий и пр. Однако, как отмечает А.А. Орлов, увлекаясь тестированием как основной формой контроля учебных достижений обучающихся, многие преподаватели оценивают лишь багаж знаний студентов, недостаточно внимания при этом уделяя выявлению ценностно-смысловых, эмоциональных результатов образования, свидетельствующих о личностном развитии обучающихся, в то время как знания усваиваются не для того, чтобы их хранить в памяти, а чтобы с их помощью научиться решать многочисленные профессионально-личностные задачи [1]. Для выхода из сложившегося положения требуется формирование готовности педагогов высшей школы к инновационной контрольно-оценочной деятельности в рамках реализации требований ФГОС ВО и разработка необходимого научно-методического обеспечения.

Для школьного сообщества на первый план по значимости выходит сформированность у студентов педвузов де-ятельностной составляющей компетенции, соотнесенной с профессиональными функциями и конкретными умениями, прописанными в Профессиональном стандарте педагога. Рекомендуемые для этого новые средства оценивания пока находятся на стадии разработки; ими еще не овладели ни учителя, ни работодатели, для которых обучение и участие в оценке компетенций студентов станет новой профессиональной задачей, что потребует соответствующего повышения квалификации, иначе оценивание может превратиться либо в формальное заполнение выданных в вузе контрольно-оценочных документов, либо в соотнесение показателей деятельности студентов со своей собственной (воспроизводит, копирует - хорошо, нет - плохо), в то время как подготовка педагогических кадров должна быть ориентирована не на сегодняшний день, а на завтрашний. Кроме этого, вызывает сомнение, что сам работодатель будет активно отслеживать профессионально-личностный рост каждого из 30 студентов, присланных к нему на практику по множеству показателей, требующих наблюдения, собеседования, анализа продуктов деятельности и пр., забросив свои основные обязанности.

Мы считаем, что студентам группы будет сложно объективно оценить уровень когнитивной и деятельностной составляющих компетенции однокурсника, так как они сами пока ими не владеют. Скорее всего, доступнее для оценивания, более интересен и важен для них будет личностный компонент оцениваемой компетенции. Реализация данного аспекта оценивания потребует организации различных видов совместной деятельности обучающихся, в ходе выполнения которых они смогут лучше узнать друг друга, проявить профессионально-личностные качества и способности, что позволит в дальнейшем оценить их. Взаимооценивание может создать хорошую почву для развертывания рефлексивных процессов в группе, запуска самооценочной деятельности студентов. Однако следует отметить, что в слаборазвитой группе с неблагоприятной психологической атмосферой результаты взаимооценивания могут быть необъективными: обучающиеся, имеющие низкий социометрический статус, могут игнорироваться в процессе выполнения совместной деятельности (или, напротив, выполнять обязанности за всех), а затем получать неадекватные оценки группы.

Особое место в системе оценивания результатов образовательного процесса мы отводит самооцениванию, так как считаем, что только та оценка хороша, которая превращается в самооценку. В ходе использования различных самооценочных процедур у будущих учителей должна выработаться профессиональная рефлексия, умение выявлять тенденции собственного личностного развития, позитивные результаты и проблемы учебно-профессиональной деятельности [2]. В то же время необходимо учитывать, что результаты самооценивания обучающихся могут быть достаточно субъективным в силу ряда причин (бессознательное желание представить себя в более выгодном свете, сознательное искажение фактов, завышенная самооценка или комплекс неполноценности, низкий уровень рефлексии, незнание критериев и неумение проводить критический самоанализ и др.), поэтому данный метод необходимо дополнять другими оценочными процедурами.

В заключении можно сделать вывод о том, что привлечение разнообразных субъектов к оценочной деятельности в вузе имеет как положительные аспекты, так и отрицательные, связанные, прежде всего, с неразработанностью процедур проведения и средств оценивания новых результатов образовательного процесса, с отсутствием методического

обеспечения, а в ряде случаев - механизмов встраивания дополнительных профессиональных обязанностей в структуру основной профессиональной деятельности (это касается, прежде всего, работодателей и представителей работодателей).

Литература

[1]. Орлов А.А. Оценивание новых результатов образовательного процесса в вузе как смыслообразующий фактор личностного развития будущего педагога // Акмеология. 2014. № 1-2. С. 171-172

[2]. Пазухина С.В. Рефлексия как основа самооценочной деятельности студентов при компетентностном подходе к образованию // Акмеология. 2014. № 1-2. С. 176-177.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE SUBJECTS OF EVALUATION RESULTS IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL EDUCATION

Pazukhina Svetlana Vyacheslavovna (Tula, Russia) - D.Ps., Associate Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University; Lenina ave., 125; pazuhina@mail.ru

Abstract

This article analyzes the possibilities and limitations of actors (teachers, students, employers, and others.), Involved in the implementation of internal and external evaluation, the diagnosis performance of new results of the educational process in pedagogical high school. Keywords: evaluating the results of education at the university, the subjects of evaluation.

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НА ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Пантелеева Ольга Львовна - ведущий психолог Центра по организации воспитательной работы, Академия труда и социальных отношений (АТиСО); ул. Лобачевского, 90, Москва, Россия, 119454; o.l.pantel@mail.ru.

Аннотация

Статья посвящена исследованию предпосылок самореализации студентов вузов и учащихся колледжа. Выявлена взаимосвязь между механизмами психологической защиты и особенностями самореализации.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, самореализация, отрицание, регрессия, компенсация, проекция.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи межу механизмами психологической защиты и особенностями самореализации.

Исследование проводились в Академии труда и социальных отношений (Москва), в Адыгейском Государственном университете (Майкоп), Бизнес-колледже «Экономики и менеджмента» (Москва) в 2013-15 гг.

Методологической основой исследования являются акме-ологические концепции самореализации личности [1], в качестве тестового инструментария использовались опросник Плутчика Келлермана Конте «Индекс жизненного стиля» [2] и «Эффективность самореализации» (Е.В. Селезнева) [3, 4].

В исследовании приняло участие 163 человека. Из данного массива были отобраны лица с наиболее выраженными механизмами защиты.

По результатам исследований наибольший интерес вызвали следующие механизмы психологической защиты: отрицание (25человек), регрессия (13 человек), компенсация (12 человек) и проекция (22 человека).

1. Отрицание - это механизм психологической защиты, с помощью которого личность старается игнорировать некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства. Действие данного механизма проявляется чаще всего в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые не принимаются, не признаются самой личностью [2].

В опроснике «Эффективность самореализации» по шкале «Удовлетворенность достигнутым уровнем реализации

жизненных планов», результаты, студентов, для которых отрицание является наиболее характерным способом защиты, распределились следующим образом: низкие показатели 1 человек, средние показатели 13 человек и высокие показатели 11 человек. Это говорит об удовлетворенности большинства представителей данной группы своими достижениями.

Но наиболее интересные результаты были получены по шкале «Самооценка и уровень притязаний». Средние баллы набрали 6 человек, высокие - 19 человек, низких значений нет.

Эти показатели говорят о высокой профессиональной самооценке и высоких уровнях притязаний.

При этом надо учитывать, что самооценка у данной группы может быть завышенной, так как ее представители склонны отрицать собственные неудачи и свои слабые стороны.

2. Регрессия. При этом механизме психологической защиты личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития. При этом происходит замена решений субъективно сложных задач на относительно более легкие с использованием простых и привычных поведенческих стереотипов [2].

Для представителей, у которых наиболее развит этот механизм, защиты по шкале «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности», характерны только низкие (4 человека) и средние значения (9 человек).

Такие же соотношения прослеживаются и по шкале «Гибкость в постановке целей», которая фиксирует способность человека изменять цели своей деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

По шкале «Терпимость к неопределенности» также имеются только средние и низкие показатели (соответственно 8 и 5 человек).

С другой стороны, по шкале «Независимость (локус контроля)» присутствуют высокие (6 человек) и средние показатели (7 человек), низких показателей нет. Данная шкала свидетельствует о способности личности отстаивать собственную позицию и независимость в суждениях.

Таким образом, можно говорить, что для тех, кому свойственна психологическая защита в виде регрессии, характерна некоторая ригидность, которая проявляется в трудностях перестройки восприятия и представлений. Поэтому им бывает сложно вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию, и быстро адаптироваться к новым условиям. Также могут возникать затруднения в деятельности, если отсутствует обратная связь или результаты деятельности не предсказуемы. При том, что в своей деятельности такие люди чаще всего ориентируются на собственное мнение.

3 Компенсация, как механизм психологической защиты, проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, чаще всего с помощью фантазирования или приписывания себе свойств, достоинств или поведенческих особенностей другой личности. Обычно заимствованные свойства принимаются без анализа и поэтому не ассимилируется в личности и не становятся ее частью [2].

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств с помощью самореализации в других сферах деятельности [2].

Наиболее интересные результаты были получены по шкалам «Удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов» и «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности». Значения по данным шкалам распределились диаметрально противоположно.

В первом случае: низкие значения - 1 человек, средние - 6 человек и высокие - 5 человек. Во втором случае: низкие значения - 5 человек, средние - 6 человек и высокие - 1 человек.

Из этого следует, что личность может в достаточной степени удовлетворить свои амбиции, и достигать целей в определенных сферах своей жизнедеятельности, однако нерешенные психологические проблемы, не позволяют ей развиваться более гармонично.

4. Проекция - это психологический механизм защиты, в основе которого лежит процесс, переноса собственных неосознаваемых и неприемлемых для личности чувств, и мыслей на других людей. Чаще всего это негативные, социально

мало одобряемые чувства, мысли, поступки. Хотя в некоторых случаях это могут быть и положительные свойства личности, которые по каким-либо причинам не осознаются, но замечаются в других людях [2].

Как и в предыдущем случае выделились две шкалы, результаты которых имеют почти противоположные результаты.

Шкала «Удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов». Средние значения имеют 14 человек, высокие значения - 8 человек.

Шкала «Терпимость к неопределенности». Низкие значения - 7 человек, средние - 13 человек, высокие - 2 человека.

При проявлении проекции, личность как бы перестает быть целостной, так как ее часть переносится на других, поэтому человеку становится трудно опираться на себя, на свой опыт знания и умения. Возможно поэтому ситуация неопределенности переживается достаточно остро. Но, как и в предыдущем случае, достижению поставленных целей и удовлетворенности от реализации жизненных планов, данный механизм защиты не препятствует.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что существует определенная связь между особенностями психологической защиты личности и возможностями её самореализации.

Механизмы защиты в какой-то мере помогают сохранить стабильность самооценки, избегать фрустрирующих ситуаций, что позволяет личности самореализовываться. С другой стороны, механизмы защиты препятствуют осознанию многих психологических проблем и обуславливают определенные трудности в процессе самореализации личности.

Литература

[1]. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006.

[2]. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: учебное пособие. - Екатеринбург: ИздательствоРосгоспроф-педуниверситет, 2006.

[3]. Селезнева Е.В. Жизненные смыслы и эффективность самореализации человека // Практична психолопя та сощальна робота. 2014, № 3, с. 20-29/

[4]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студен-ческоймолодежи // Акмеология. 2013. № 3. С. 28-34.

THE EFFECT OF DEFENSE MECHANISMS ON THE FEATURES SELFREALIZATION: PILOT STUDY

Olga L. Panteleeva - leading psychologist at the Center for the organization of educational work, the Academy of Labour and Social Relations (ATISO); Str. Lobachevsky, 90, Moscow, Russia, 119454; o.l.pantel @ mail.ru.

Abstract

The article investigates the prerequisites for self-realization students. Revealed the relationship between the defense mechanisms and features of self-realization.

Key words: psychological defense mechanisms, self-realization, denial, regression, compensation, projection.

УДК 159.9

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Пацакула Ирина Ивановна (Калуга, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Калужский филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; ул. Чижевского, 17, Калуга, Россия 248010; e-mail kaluga-irina@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором обобщены категории, позволяющие описать типологию сотрудников спецподразделений правоохранительных органов, имеющих различный уровень профессиональной безопасности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.