Научная статья на тему 'Самореализация и особенности мотивации студенческой молодежи'

Самореализация и особенности мотивации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
692
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / СТРАТЕГИИ / SELF-REALIZATION / MOTIVATION / STRATEGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна

Статья посвящена анализу взаимосвязи между уровнем эффективности самореализации студенческой молодежи и особенностями ее мотивации. Представлены результаты эмпирического исследования мотивационных детерминант процесса самореализации современных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-realization and especially the motivation of students

This article analyzes the relationship between the level of self-efficacy of students and characteristics of its motivation. The results of empirical research motivational determinants of the process of selfrealization of modern students.

Текст научной работы на тему «Самореализация и особенности мотивации студенческой молодежи»

АКМЕОЛОГИЯ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Селезнева Е.В.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Когда мы говорим о самореализации, мы подразумеваем следующее:

- человек имеет глубинную потребность в постоянных творческих поисках и достижениях, которая определяет его целенаправленную личностно и социально продуктивную активность и может быть реализована в бесчисленном множестве вариантов форм, видов и способов;

- стремясь реализовать эту потребность, человек максимально полно раскрывает свой потенциал и проявляет свои творческие способности;

- постоянные творческие поиски обеспечивают человеку выход за пределы своих возможностей и раскрытие его глубинной сущности через изменения в себе самом и в других людях, а также в социально значимых результатах деятельности;

- удовлетворяя потребность в самореализации в различных сферах жизнедеятельности, в разных формах и разными способами, человек находит свое место в системе общественных связей и отношений и выстраивает собственную, неповторимую траекторию жизненного пути [5; 6].

Немаловажно, что раскрытие глубинной сущности человека и проявление его самости возможны исключительно в рамках определенной социальной деятельности [1]. Реализуя самого себя в продуктах своего творчества, человек одновременно вносит вклад в общее развитие человечества.

Таким образом, проблема самореализации человека тесно связана с проблемами развития общества в целом. Можно говорить о двух взаимоисключающих тенденциях:

- невозможность самореализации из-за отсутствия условий для нее, нежелание самореализоваться или сознательный отказ от самореализации у значительного числа людей - и остановка общественного развития, постепенная деградация социума как целого;

- создание условий для самореализации человека, потребность в самореализации у значительного числа людей, осознание человеком и обществом самореализации как ценности - и увеличение доли человеческого в человеке, постепенное развитие социума в целом, его становление именно как сообщества людей.

Следовательно, речь должна идти о:

- формировании у человека потребности в самореализации (что обеспечит «запуск» акмеологического развития) и представления о ней как о личностной ценности (что будет показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения) [6];

- помощи человеку в развитии у него способности к самореализации как самоуправляемой системы внутренних возобновляемых ресурсов, которые выступают как источник непрерывного развития и проявляются в активной творческой деятельности [5];

- обеспечении возможности самореализации для человека, что подразумевает, с одной стороны, создание внешних, социальных условий для самореализации, с другой стороны, формирование у человека внутренних средств (технологий) самореализации, и, наконец, с третьей стороны, - развитие у него способности настойчиво двигаться к своей цели и достигать ее [7].

Формирование потребности в самореализации, развитие способности к ней и обеспечение ее возможности можно рассматривать как некие этапы целостного процесса самореализации. Однако человек, даже если он имеет потребность в самореализации, развитые способности к ней и возможности для достижения своих целей, может не проявлять никакой активности для их осуществления. Его активность превратится в целенаправленную лич-

ностно и социально продуктивную деятельность, направленную на самореализацию, только в том случае, если он:

- осознает внешнюю предметную цель своей активности (то есть ответит на вопрос «Для чего?»),

- поймет, чего хочет на самом деле, что отвечает его действительным потребностям и ценностям, но может не совпадать с его предметной целью (то есть ответит на вопрос «Ради чего?»).

В столкновении этих двух вопросов рождается побуждение к самореализации - мотивация к ней.

При этом самореализация может выступать мотивом по отношению к себе самой (ответы на первый и второй вопросы будут звучать следующим образом: «Для того, чтобы самореализоваться» и «Ради самореализации»). В этом случае мотивация будет иметь ценностно-смысловую окраску и окажется напрямую связана с содержанием деятельности, направленной на самореализацию.

Однако помимо содержательных и ценностно -смысловых аспектов в мотивации выделяются и иные - их можно обозначить как процессуальные и причинные. Речь идет о мотивах, которые обусловливают деятельность вне зависимости от ее содержания и выступают как причины и механизмы любых поступков человека в любой из сфер его активности (в данном случае можно говорить о необходимости ответить на вопрос «Почему?»).

К мотивации такого рода я отношу прежде всего:

- мотивацию достижения, которая определяет ориентацию человека на конечный результат деятельности и отражает стремление к успеху в ней, желание добиться его своими усилиями;

- мотивацию отношения, которая определяет активно-избирательную, инициативно-ответственную, преобразовательную позицию человека в процессе деятельности и отражает восприятие данной деятельности как личностно значимой;

- мотивацию социального одобрения, которая определяет ориентацию человека на внешнюю оценку и отражает его стремление представить себя перед окружающими как полностью соответствующего принятым в обществе социальным нормам.

На мой взгляд, именно эти виды мотивации, взаимодействуя между собой, определяют:

- интенсивность процесса самореализации (при более высокой мотивации человек прилагает больше усилий в ходе самореализации);

- качество процесса и результата (при гармоничном сочетании мотивации достижения, отношения и социального одобрения повышается продуктивность самореализации, человек действует более добросовестно и стремится получить наилучший результат);

- настойчивость (сбалансированность мотивации достижения и отношения помогает человеку продолжать и доводить до конца решение поставленных в ходе самореализации задач).

Чтобы исследовать взаимосвязь между уровнем самореализации и особенностями мотивации, я, совместно с К.М.Фомичевой, провела эмпирическое исследование.

Разрабатывая модель исследования, мы исходили из следующих предположений:

- существует взаимосвязь между уровнем эффективности самореализации и уровнем мотивации в целом, а также между отдельными компонентами самореализации и мотивации;

- в процессе самореализации формируется ансамбль взаимодействующих и взаимообусловленных мотивов, который определяет общий уровень эффективности самореализации и отражает индивидуальную мотивационную стратегию.

В исследовании приняли участие 147 студентов Академии экономической безопасности МВД России - будущих экономистов и юристов.

Уровень самореализации студенческой молодежи определялся с помощью разработанного мной опросника «Эффективность самореализации», который был опробован ранее, в диссертационном исследовании А.А.Скрипкина (2009). Для изучения особенностей мотивации достижения и мотивации отношения мы использовали методику «Структура мотивации» [2, с.431-433], а для изучения уровня мотивации социального одобрения - методику диагностики самооценки мотивации одобрения [3, с. 635-636].

Статистический анализ результатов, полученных по опроснику «Эффективность самореализации», показал, что среднее число баллов по данному опроснику составляет 64,9, медиана - 64,8, минимум - 52,8, максимум - 80,6, нижний квартиль - 61,1, верхний квартиль - 69,4, стандартное отклонение - 5,5.

На основе квартильных оценок были выделены три уровня эффективности самореализации студентов: высокий (38 человек, 25,9% от общей выборки), средний (75 человек, 51%) и низкий (34 человека, 23,1%).

Анализ показал, что в крайних группах существуют значимые различия в уровне эффективности самореализации. В группе с низким уровнем среднее значение составляет 57,6 балла, а в группе с высоким уровнем - 72 балла (р=0,0001).

Значимые различия между группами с высоким и низким уровнем были выявлены и по всем компонентам самореализации (табл. 1).

Таблица 1

Различия в уровне эффективности самореализации (условные единицы)

Компоненты самореализации Уровень эффективности самореализации р

Низкий Высокий

Ведущие ценности и смысложизненные ориентации 4,93 5,99 0,015

Удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов 5,77 7,88 0,0001

Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности 3,91 5,46 0,0001

Независимость (локус контроля) 6,47 7,27 0,001

Терпимость к неопределенности 6,42 8,27 0,001

Гибкость в постановке целей 5,63 6,79 0,004

Личностные стандарты деятельности 6,53 7,87 0,001

Самооценка и уровень притязаний 7,76 9,05 0,001

Как видно из таблицы, в группе с высоким уровнем эффективности самореализации наиболее высокие результаты3 получены по шкалам «самооценка и уровень притязаний» (9,05 усл. ед.), «терпимость к неопределенности» (8,27 усл. ед.), «удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов» (7,88 усл. ед.) и «личностные стандарты деятельности» (7,87 усл. ед.), а в группе с низким уровнем - по шкалам «самооценка и уровень притязаний» (7,76 усл. ед.), «личностные стандарты деятельности» (6,53 усл. ед.), «независимость» (6,47 усл. ед.) и «терпимость к неопределенности» (6,42 усл. ед.).

Анализ таблицы показывает следующее:

- в целом уровень выраженности всех компонентов самореализации значимо ниже в группе с низким уровнем ее эффективности;

- наибольшие различия между группами с высоким и низким уровнем эффективности самореализации проявляются в степени удовлетворенности достигнутым уровнем реализации жизненных планов - в группе с высоким уровнем данный компонент занимает 3-е, а в группе с низким уровнем - 5-е ранговое место;

- последнее, 8-е ранговое место в обеих группах занимает шкала «гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности»;

- определяющую роль в структуре самореализации вне зависимости от ее уровня играют самооценка и уровень притязаний.

Таким образом, можно говорить о том, что эффективность самореализации студенческой молодежи с результативной стороны определяется не столько объективно достигнутыми результатами (именно это позволяет оценить шкала «гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности»), сколько субъективно - по степени удовлетворенности достигнутым уровнем реализации жизненных планов. В то же время с процессуальной стороны «запуск» самореализации связан с такими интенциональными образованиями как самооценка и уровень притязаний.

С помощью ^критерия Стьюдента были выявлены значимые различия в выраженности отдельных мотивов в зависимости от уровня эффективности самореализации (табл. 2).

Как видно из таблицы, значимые различия обнаружены только по четырем мотивам. В то же время корреляционный анализ показал, что компоненты самореализации и отдельные мотивы взаимосвязаны между собой по-разному в группах с низкой и высокой эффективностью самореализации.

В группе с низкой эффективностью самореализации наибольшее число взаимосвязей имеет такой компонент как гибкость в постановке целей. Он имеет пять обратных значимых взаимосвязей: с мотивом достижения успеха (г=-0,451при р=0,007), мотивом самооценки личностного потенциала (г=-0,424 при р=0,012), мотивом личностного осмысления работы (г=-0,438 при р=0,010), а также в целом с мотивацией достижения (г=-0,444 при р=0,009) и мотивацией отношения (г=-0,485 при р=0,004). Кроме того, на более низком

3 Уровень каждого показателя рассчитывался как отношение суммы реально полученных баллов к максимально возможной сумме баллов по данному показателю, умноженное на 10.

уровне значимости гибкость в постановке целей как компонент самореализации взаимосвязана с познавательным мотивом (г=-0,324 при р=0,062) и внутренним мотивом (г=-0,334 при р=0,054).

Таблица 2

Выраженность мотивов в зависимости от уровня эффективности самореализации (баллы)

Мотивы Уровень эффективности самореализации р

низкий высокий

достижения успеха 2,6 4,4 0,022

внутренний 0,2 2,4 0,024

сложности заданий -1,3 -4,4 0,0001

самооценки личностного потенциала 3,4 5,2 0,028

Ведущие ценности и смысложизненные ориентации как компонент самореализации взаимосвязаны с состязательным мотивом (г=0,479 при р=0,004), мотивом инициативности (г=0,349 при р=0,043) и в целом с мотивацией достижений (г=0,349 при р=0,043).

Самооценка и уровень притязаний как компонент самореализации значимо взаимосвязан с мотивом сложности заданий (г=0,393 при р=0,022), а также, на более низком уровне значимости с мотивом самооценки личностного потенциала (г=0,325 при р=0,061), мотивом достижения успеха (г=0,322 при р=0,063) и в целом с мотивацией достижения (1=0,331 при р=0,056).

Независимость как компонент самореализации обратно взаимосвязана с мотивом достижения успеха (г=-0,443 при р=0,009), мотивом сложности заданий (г=-0,352 при р=0,041) и мотивацией социального одобрения (г=-0,341 при р=0,048).

Терпимость к неопределенности как компонент самореализации значимо взаимосвязана с мотивом позитивного личностного ожидания (г=0,340 при р=0,049) и мотивацией социального одобрения (г=0,346 при р=0,045) и на более низком уровне значимости - в целом с мотивацией отношения (г=0,330 при р=0,057).

Личностные стандарты деятельности как компонент самореализации взаимосвязаны с мотивом сложности заданий (г=0,387 при р=0,024).

Таким образом, в группе с низким уровнем эффективности самореализации шесть компонентов из восьми имеют значимые взаимосвязи с теми или иными аспектами мотивации достижения, отношения и социального одобрения. Это позволяет говорить о том, что эти виды мотивации в значительной степени обусловливают процесс и результат самореализации в данной группе.

В группе с высоким уровнем эффективности самореализации наибольшее число взаимосвязей обнаружено у такого компонента как удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов. Этот компонент взаимосвязан с познавательным мотивом (г=0,360 при р=0,027), мотивом означения результатов (г=0,399 при р=0,013), мотивом сложности заданий (г=0,408 при р=0,011) и в целом - с мотивацией достижения (г=0,376 при р=0,020).

Личностные стандарты деятельности как компонент самореализации значимо взаимосвязаны с внутренним мотивом (г=0,334 при р=0,041) и мотивом личностного осмысления работы (г=0,321 при р=0,050), а на более низком уровне значимости - с мотивацией социального одобрения (г=0,305 при р=0,063).

Гибкость в постановке целей как компонент самореализации имеет обратную значимую взаимосвязь - с мотивацией социального одобрения (г=-0,427 при р=0,007), а самооценка и уровень притязаний - прямую взаимосвязь с мотивом означения результатов (1=0,441 при р=0,006).

Кроме того, на более низком уровне значимости обратную взаимосвязь с познавательным мотивом имеет такой компонент самореализации как ведущие ценности и смыс-ложизненные ориентации (г=-0,313 при р=0,056), а с мотивом достижения успеха - терпимость к неопределенности (г=-0,313 при р=0,056).

Таким образом, в группе с высоким уровнем эффективности самореализации, в отличие от группы с ее низким уровнем, только три из восьми компонентов самореализации имеют значимые взаимосвязи с различными аспектами мотивации достижения, отношения и социального одобрения. Можно предположить, что в группе с высоким уровнем эффективности самореализации роль основной причины играет ценность самого процесса самореализации, то есть мотивация в этой группе имеет не столько причинный, сколько ценностно-смысловой характер.

Факторный анализ позволил выявить различия в латентной структуре мотивации участников исследования в зависимости от уровня эффективности их самореализации. Эти

различия в структуре мотивации можно рассматривать как определенные мотивационные стратегии в процессе самореализации.

В группе с низким уровнем эффективности самореализации было выявлено четыре фактора, в совокупности описывающих 70,2% выявленной дисперсии (табл. 3).

Таблица 3

Факторная структура мотивации в группе с низким уровнем эффективности самореализации

Компоненты мотивации Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Познавательный мотив 0,786

Состязательный мотив 0,715 0,407

Мотив достижения успеха 0,640 0,517

Внутренний мотив 0,686 0,407

Мотив означения результата 0,816

Мотив сложности заданий 0,873

Мотив инициативности 0,679

Мотив самооценки волевого усилия 0,824

Мотив самомобилизации 0,446 0,514

Мотив самооценки личностного потенциала 0,807 0,342

Мотив личностного осмысления работы 0,618 0,366 0,483

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотив позитивного личностного ожидания 0,530 0,547

Мотив социального одобрения 0,397 0,771

Первый фактор (27,4% выявленной дисперсии) составляют мотив самооценки личностного потенциала как системообразующий, познавательный мотив, внутренний мотив, мотив инициативности, мотив достижения успеха, мотив личностного осмысления работы, мотив позитивного личностного ожидания и мотив самомобилизации. Данную мотиваци-онную стратегию, на мой взгляд, можно описать следующим образом. Осознание в процессе самореализации наличия дополнительной энергии побуждает человека к исследованию границ своих возможностей. Он получает удовольствие от процесса работы и воспринимает себя как единственного субъекта своей активности, одновременно стремясь к решению все более трудных задач и достижению все большего успеха. При этом задачи, которые он решает, осознаются им как личностно значимые, он ожидает определенного положительного результата от проделанной работы и стремится максимально полно реализовать свои способности для решения поставленной задачи. Я обозначила данную стратегию как стратегию проявления субъектности.

Во второй фактор (18,3% выявленной дисперсии) вошли мотив означения результата как системообразующий, состязательный мотив, мотив позитивного личностного ожидания, мотив самомобилизации, внутренний мотив, мотив социального одобрения и мотив личностного осмысления работы. На мой взгляд, в рамках данной мотивационной стратегии субъект самореализации воспринимает свою деятельность и свое участие в ней как что-то значимое, хочет, чтобы результат был более высоким, чем у других, и ожидает определенного положительного результата от проделанной работы. Для этого он стремится максимально полно реализовать свои способности для решения поставленной задачи, получая вместе с тем удовольствие от процесса работы. При этом, желая заслужить одобрение своих поступков от значимых окружающих людей, в то же время он осознает решаемую задачу как имеющую определенный личностный смысл. Я обозначила данную стратегию как стратегию максимальной включенности в соревнование.

Третий фактор (11,8% выявленной дисперсии) включает в качестве системообразующего мотив самооценки волевого усилия, мотив социального одобрения и мотив самооценки личностного потенциала. Можно предположить, что субъект самореализации, использующий данную мотивационную стратегию, стремится точно определять, сколько усилий ему надо приложить для решения поставленной задачи, в то же время желая заслужить одобрение своих поступков от значимых людей. При этом в процессе решения задачи он начинает осознавать наличие дополнительной энергии. Я обозначила данную стратегию как стратегию оптимизации усилий.

Четвертый фактор (12,7% выявленной дисперсии) составляют мотив сложности заданий как системообразующий, мотив достижения успеха, мотив личностного осмысления работы и состязательный мотив. Данную мотивационную стратегию можно описать следу-

ющим образом. Субъект самореализации, осознавая субъективный уровень сложности заданий, стремится к решению все более трудных задач и достижению все большего успеха, в то же время воспринимая решаемую задачу как личностно значимую и желая, чтобы результат был более высоким, чем у других. Эта стратегия в определенной степени похожа на стратегию максимальной включенности в соревнование. Однако в рамках стратегии максимальной включенности в соревнование субъект самореализации скорее «заинтересован» самим процессом, а в рамках стратегии, которую я обозначила как стратегию целенаправленного движения к успеху, он ориентирован в большей степени на результат.

В группе с высоким уровнем эффективности самореализации было выявлено также четыре фактора, в совокупности описывающих 73,5% выявленной дисперсии (табл. 4).

В первый фактор (27,0% выявленной дисперсии) вошли мотив достижения успеха как системообразующий, мотив самооценки личностного потенциала, внутренний мотив, мотив самооценки волевого усилия, состязательный мотив, познавательный мотив, мотив личностного осмысления работы, мотив самомобилизации и мотив позитивного личностного ожидания. Можно предположить, что в рамках данной мотивационной стратегии субъект самореализации, стремясь к решению все более трудных задач и достижению все большего успеха, начинает осознавать, что у него появляется дополнительная энергия, и получать удовольствие от процесса работы. При этом он старается точно определять степень мобилизации своих внутренних ресурсов для решения поставленной задачи и в то же время хочет, чтобы результат был более высоким, чем у других. Осознавая границы своих возможностей, он начинает воспринимать решаемую задачу как личностно значимую, стремится максимально полно реализовать свои способности для ее решения и ожидает определенного положительного результата. Я обозначила данную стратегию как стратегию предельной самоотдачи.

Таблица 4

Факторная структура мотивации в группе с высоким уровнем эффективности самореализации

Компоненты мотивации Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Познавательный мотив 0,555 0,689

Состязательный мотив 0,566 0,325 -0,405

Мотив достижения успеха 0,813

Внутренний мотив 0,706 0,397 0,314

Мотив означения результата 0,908

Мотив сложности заданий -0,859

Мотив инициативности 0,501 0,550

Мотив самооценки волевого усилия 0,692 -0,302

Мотив самомобилизации 0,435 0,540 0,531

Мотив самооценки личностного потенциала 0,730 0,485

Мотив личностного осмысления работы 0,518 0,595

Мотив позитивного личностного ожидания 0,357 0,765

Мотив социального одобрения 0,933

Второй фактор (12,6% выявленной дисперсии) составляют мотив самомобилизации, мотив инициативности, мотив самооценки личностного потенциала и - с противоположным знаком - мотив самооценки волевого усилия и мотив сложности заданий. Таким образом, эта мотивационная стратегия является двухполюсной и может быть реализована в двух вариантах:

- как стремление к максимальной реализации своих способностей для решения поставленной задачи, восприятие себя как единственного субъекта своей активности и осознание в процессе решения задачи дополнительной энергии; в этом варианте данную стратегию можно обозначить как стратегию максимизации усилий;

- как стремление точно определять степень мобилизации своих внутренних ресурсов для решения поставленной задачи и осознавать субъективный уровень сложности заданий; в этом варианте данную стратегию можно обозначить как стратегию минимизации усилий.

Третий фактор (24,0% выявленной дисперсии) включает мотив означения результата как системообразующий, мотив позитивного личностного ожидания, познавательный мотив, мотив личностного осмысления работы, мотив инициативности, мотив самомобилизации, внутренний мотив и состязательный мотив. В рамках данной мотивационной стратегии

субъект самореализации воспринимает работу и свое участие в ней как что-то значимое и ожидает определенного положительного результата. При этом он, стремясь узнать границы своих возможностей и осознавая решаемую задачу как личностно значимую, считает себя единственным источником своей активности. Это побуждает его максимально реализовать свои способности и получать удовольствие от самого процесса работы, в то же время стремясь к более высокому, чем у других результату. Я обозначила данную стратегию как стратегию целенаправленного самоосуществления.

В четвертый фактор (9,8% выявленной дисперсии) вошли мотив социального одобрения как системообразующий и внутренний мотив, а также - с противоположным знаком -состязательный мотив. То есть данная мотивационная стратегия также является двухполюсной. В ее первом варианте, который я обозначила как стратегию социального признания, субъект самореализации, желая заслужить одобрение своих поступков от значимых людей, одновременно получает удовольствие от самого процесса работы. Во втором варианте, который я обозначила как стратегию социального соревнования, процесс самореализации оказывается обусловлен только желанием достичь более высокого, чем у других, результата.

В целом по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- особенности мотивации в группах с низкой и высокой эффективностью самореализации определяются не абсолютным уровнем выраженности тех или иных мотивов, а их специфическими взаимосвязями с отдельными компонентами самореализации;

- в ходе самореализации, вне зависимости от уровня ее эффективности, субъект может использовать как продуктивные мотивационные стратегии, которые обеспечивают устойчивость процесса самореализации (стратегии проявления субъектности, максимальной включенности в соревнование, целенаправленного движения к успеху в группе с низким уровнем и стратегии предельной самоотдачи и целенаправленного самоосуществления в группе с высоким уровнем), так и непродуктивные мотивационные стратегии, которые потенциально могут приводить к остановке процесса самореализации или отказу от нее (стратегия оптимизации усилий в группе с низким уровнем и стратегии максимизации (минимизации) усилий и социального признания (социального соревнования) в группе с высоким уровнем);

- можно предположить, что определенная мотивационная стратегия реализуется тем или иным субъектом в рамках любой целенаправленной активности, то есть является его устойчивой личностной характеристикой и показателем, позволяющим в определенной мере прогнозировать, каким образом будет разворачиваться процесс деятельности данного субъекта;

- осознание в ходе рефлексивного анализа непродуктивности собственной мотиваци-онной стратегии и целенаправленная работа по ее изменению могут обеспечить повышение эффективности процесса самореализации.

Литература:

[1] Гудименко О.В. Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки: Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

[2] Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб.: Питер, 2003.

[3] Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгород-ский Д.Я. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001.

[4] Селезнева Е.В. Акмеологический смысл жизни как фактор эффективности самореализации // Акмеология, 2010, № 4. С. 80-83.

[5] Селезнева Е.В. Самореализация как компонент акмеологического развития // Ученые записки кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС; под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - С. 121-142.

[6] Селезнева Е.В. Смысловые детерминанты самореализации // Мир психологии, 2010, № 4. С. 78-91.

[7] Селезнева Е.В., Фомичева К.М. Самореализация студенческой молодежи как социально-психологический и акмеологический феномен // Акмеология. 2011. № 4. С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.