РИГИДНОСТЬ КАК ОБЩЕСИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА СТУДЕНТОВ
Н.В. Козлова (Томск)
Аннотация. Личностно-профессиональное становление студентов в условиях высшего профессионального образования, представленное предпрофессиональным образом мира, рассматривается с позиции теории психологических систем. Общесистемным свойством, характеризующим направленность личностно-профессионального становления на пути к «акме», определена психическая ригидность. Выраженность показателей психической ригидности предоставляет возможность оценки качества предпрофессионального образа мира студентов.
Ключевые слова: целостная психологическая система, личностно-профессиональное становление, предпрофессиональный образ мира, психическая ригидность.
Теоретико-методологическая рефлексия привела нас к выводу, что полнота исследования личностнопрофессионального становления достигается, если рассматривать ее как форму проявления самоорганизации человека как целостной психологической системы [5]. Личностно-профессиональное становление в условиях реальной жизнедеятельности человека (в условиях высшего профессионального образования) проявляется в конструировании предпрофес-сионального образа мира [4], определяемом решением задач на смысл и ценность выполняемой деятельности для общества и самого себя, как постепенное преобразование мышления человека (со свойственными ему индивидуальными особенностями) в профессиональное мышление, которое, оставаясь формой познания, участвует в обеспечении целостности и системности складывающейся профессиональной картины мира и в саморазвитии личности [11].
Рассмотрение высшего профессионального образования как психолого-акмеологического процесса, результатом качества которого являются особенности личностно-профессионального становления, представленного в образе мира (предпрофессиональ-ный образ), позволило особым образом выделить психическую ригидность, которая рассматривается как показатель открытости/закрытости системы и представляет собой акмеологический инвариант профессионализма, т.е. обладает свойством инвариантности, обеспечивающим активное саморазвитие студента высшей школы вне зависимости от специфики профессиональной деятельности [3].
Таким образом, возникла необходимость изучения ригидности как характеристики системы и ак-меологического инварианта профессионализма.
Для достижения цели исследования - изучения особенностей предпрофессионального образа мира - мы остановились на трех из восьми шкал структуры Т омского опросника ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ):
- шкала актуальной ригидности, представляющая информацию ригидности в собственном смысле как неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания. Кроме того, утверждения этой суб-
шкалы в разных модификациях представлены в остальных шкалах опросника;
- шкала сенситивной ригидности, отражающая эмоциональную реакцию на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, страх перед новым. С позиции автора методики Г.В. Залевского, это, несомненно, личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в эмоциональном отношении к требованиям объективной действительности [2];
- шкала установочной ригидности, также отражающая личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в позиции, отношении или установке на принятие/непринятие нового, необходимости изменения самого себя - самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычки и т.д. За такой позицией могут стоять самые разные мотивы осознанного уровня.
Данные показателей психической ригидности представлены в табл. 1, где АР - актуальная ригидность, СР - сенситивная ригидность, УР - установочная ригидность.
Анализируя выборку, следует отметить отсутствие статистически значимых различий между студентами мужского и женского пола по всем показателям психической ригидности. Так, средние значения актуальной ригидности по мужской выборке составляют 36,01, женской - 36,96 при коэффициенте корреляции 0,3 и уровне значимости 0,585. Сенситивная ригидность при определении статистических различий между женской и мужской выборками представлена средними значениями 33,08 (мужчины) и 33,47 (женщины) при коэффициенте корреляции 0,04 и уровне значимости 0,84. Статистическая значимость также не обнаружена между мужской и женской выборками по установочной ригидности (средние значения 37,86 и 38,16 у мужчин и женщин соответственно при коэффициенте корреляции 0,05 и уровне значимости 0,83).
Отсутствие гендерной идентификации свидетельствует об интегративном характере психической ригидности и еще раз подтверждает наше предположение, что ее можно рассматривать как показатель открытости/закрытости системы и акмеологический
Т а б л и ц а 1
Показатели психической ригидности студентов высшей школы, % от выборки
Пол Низкий показатель Средний показатель Высокий показатель
АР СР УР АР СР УР АР СР УР
Группа в целом 0 14,7 1,7 53,4 49,1 28,5 46,6 36,2 69,8
Мужчины 0 18,0 4,0 54,0 44,0 22,0 46,0 38,0 74,0
Женщины 0 12,2 0 53,0 53,0 33,4 47,0 34,8 66,6
инвариант профессионализма. Вне зависимости от пола психическая ригидность дает основания для анализа предпочтений реальных жизненных сред, содержащих различные условия личностно-профессионального становления. Именно ригидность как общесистемное свойство определяет возможность блокировать или открывать выходы человека за пределы жизненных обстоятельств, обеспечивая устойчивость и подвижность системы, определяя особенности перестройки поведения.
Анализ и интерпретация результатов по каждой шкале показывают, что актуальная ригидность в низких значениях не выявлена. Средние значения, определяемые нами условной нормой, представлены у 53,4% испытуемых, для которых характерны открытость каналов выхода во внешнюю среду, расширение возможностей к самореализации [1, 2, 8, 9], изменение поведения в контексте ситуаций, открытость сознания для определенных жизненных обстоятельств, связанных с появляющимися возможностями личностно-профессионального становления на пути к «акме». Высокие и очень высокие показатели психической ригидности выявлены у 46,6% испытуемых. Почти половина студентов испытывает сложности в ситуациях, требующих отказа от стереотипизированных форм поведения. Для них характерны блокирование каналов выхода во внешнюю среду, игнорирование возможности творческой реализации [2, 7, 10], появление поведенческих стереотипов в неприемлемых для этого условиях. Неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания может привести к сложностям в межличностном общении и в целом отрицательно повлиять на уверенность в возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора, эффективности и качества личностно-профессионального становления.
Вполне логично предположить, что именно эти студенты испытывают трудности в условиях модернизации как общества в целом, так и образования в частности. Не случайно Э.В. Галажинский отмечает ригидность как динамизирующую непричинную детерминацию самореализации [1]. Мы также полагаем, что психическая ригидность обеспечивает направленность личностно-профессионального становления, определяет возможности изменения ценностно-смыслового содержания предпрофессионального образа мира.
Общая картина выраженности актуальной ригидности представлена на рис. 1.
Показатели сенситивной ригидности (рис. 2), отражающие эмоциональную реакцию на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, свидетельствуют, что 14,7% испытуемых имеют низкие показатели. Это говорит о том, что в новых, актуальных ситуациях они демонстрируют настолько гибкое поведение, при котором эмоции не в состоянии удерживать единство «Я» и «не-Я», а следовательно, смыслы и ценности, формирующиеся при взаимодействии психологической системы с амодаль-ным миром.
Высокие и сверхвысокие показатели по шкале сенситивной ригидности выявлены у 36,2 % испытуемых, для которых характерно в новых, меняющихся обстоятельствах испытывать состояния страха, тревожности, стресса, дистресса, утомления, плохого настроения. В свою очередь, это может приводить к ошибкам восприятия, памяти, неадекватным реакциям на неожиданные раздражители, сужению объема внимания и диапазона действий. Данные, полученные учениками Г.В. Залевского [1, 3, 7, 8], подтверждают выводы о том, что чем больше человек склонен проявлять негибкость в состоянии страха, стресса, тем в большей мере он неудовлетворен прожитой частью жизни и тем меньше способен изменить ее на пути поступательного прогрессивного развития. Именно данная группа студентов склонна к подавлению собственной активности (покорность, страх), что является препятствием личностной готовности к инновационным процессам в образовательной и профессиональной деятельности.
Средние показатели сенситивной ригидности представлены у 49,1% испытуемых. Для этих испытуемых характерно адекватное эмоциональное реагирование на ситуации выбора, новизны, в том числе и неопределенности. Эмоции способны отражать на уровне сознания те явления мира, которые соответствуют их потребностям и возможностям, так как они «есть на самом деле» [5]. Выполняя системообразующую функцию, они удерживают систему от распада, расширяя возможности обогащения и изменения меняющегося в своих ценностно-смысловых измерениях многомерного мира студентов.
Показатели установочной ригидности представлены в нашей выборке испытуемых следующим образом (рис. 3):
Низкий показатель
Норма
Вы со кий по казатель
0 00% ^ .шшшштт
Рис. 1. Выраженность актуальной ригидности
Низкий показатель
Норма
И Выборка в целом @ Мужчины □ Женщины
Высокий показатель
] Выборка в целом ] Мужчины □ Женщины
Рис. 2. Выраженность сенситивной ригидности
Низкий показатель
Норм а
Высокий показатель
80,00%
70.0 0%
60.0 0% 50,00%
40.0 0% 30,00%-
20.0 0% 10,00%-
0,00%
И Выборка в целом Й Мужчины □ Женщины
Рис. 3. Выраженность установочной ригидности
- высокий и очень высокий уровни установочной ригидности характерны для 69,8% испытуемых. Поскольку данная шкала отражает личностный уровень проявления психической ригидности, выраженной в позиции, отношении или установке на принятие/непринятие нового, то количество студентов, показавших низкие и средние результаты, вполне объяснимо. Большое количество исследований показывает, что в современных социально-экономических усло-
виях образование во многом не справляется с задачами развития духовных качеств личности, способности целостно видеть мир, осознавать значение актуальных социальных проблем и межличностных отношений, овладевать чувством социальной ответственности. Декларируя эти основные человеческие категории, в том числе в повсеместно вводимых курсах культурологии, философии, политологии, социологии, психологии и т.д., процессуально среда оби-
тания стимулирует к стабильному повышению уровня материального дохода с низкой степенью учета морально-этических принципов [13];
- низкий уровень установочной ригидности, выявленный у 1,7% студентов (при этом у женщин этот показатель имеет нулевое значение), и средний у 28,5% испытуемых позволяет рассматривать данную группу студентов высшей школы как имеющую выраженную личностную готовность к необходимым изменениям самих себя, в том числе своей самооценки, уровня притязаний, расширения образа мира. Для них характерно наличие творческого потенциала, инновационной активности, и как следствие - «открытости» системы, которая рассматривается В.Е. Клочко, Г.В. Залевским и Э.В. Галажинским как условие ее жизнеспособности и развития [2, 5, 6].
Ригидность как общесистемное свойство и акме-ологический инвариант профессионализма позволяет по степени ее выраженности прогнозировать предпочтение студентами жизненных сред, содержащих различные условия и возможности личностно-профессионального становления. А в условиях, требующих разрешения основного противоречия личностно-профессионального становления, когда меняющийся в своих ценностно-смысловых измерениях многомерный мир требует изменения предпрофесси-онального образа мира, ригидность выступает показателем готовности к изменениям самого себя.
Оптимальная выраженность психической ригидности (установочной, актуальной, сенситивной) обеспечивает психологические новообразования, которыми являются смыслы и ценности, полимотивированность деятельности (учебной, профессиональной), инновационную активность.
Высокие показатели психической ригидности свидетельствуют об игнорировании возможности прогрессивного поступательного личностно-профессионального становления, предельном оскудении ценностного содержания сознания.
Полученные результаты позволяют рассматривать ригидность как важнейший показатель качества образовательного процесса в условиях модернизации, задающий вектор прогрессивного поступательного личностно-профессионального становления на пути к «акме».
Современная образовательная среда должна создавать условия, где мир человека получает новые измерения - сознание выходит на новый уровень и одновременно меняется образ жизни, становясь адекватным усложняющемуся миру и его осознанию, и именно образование должно давать человеку средства для обнаружения смысла. Это определило необходимость при изучении ригидности как общесистемного свойства, определяющего предпрофессио-нальный образ мира студентов, обратиться к анали-
зу связей-зависимостей ригидности со следующими характеристиками системы: смысложизненными ориентациями и структурой мотивации студентов (методики СЖО Д.А. Леонтьева и «Структура мотивации» О.П. Елисеева). Тем более что речь идет о «студенческом» возрасте, прерогатива которого «...не принимать как само собой разумеющееся, что в жизни есть смысл, но осмеливаться задумываться над этим» [12].
Результаты корреляционных связей, имеющие степень статистической достоверности, представлены в табл. 2. В верхней строчке ячеек показан коэффициент корреляции, в нижней - степень достоверности.
Очевидна тенденция отрицательной корреляционной связи показателей психической ригидности со смысложизненными ориентациями и структурой мотивации, которая представлена следующими параметрами:
- чем выше сенситивная ригидность, тем в меньшей мере студенты обладают сформированным мировоззрением, связанностью структуры осмысленности жизни, продуктивностью, зрелостью. Им не свойственно осмысление собственного жизненного опыта, открывающего психологическое пространство для личностно-профессионального становления. Можно констатировать неоформленность таких характеристик многомерного мира, как открытость и осмысленность. Это говорит о сложности ориентации на жизнетворчество, на свободу выбора и ответственности. Для них характерна актуализация чувства пустоты и бессмысленности. Подобная взаимосвязь может являться свидетельством выраженной деформации жизнедеятельности студентов;
- высокие показатели установочной ригидности коррелируют с непродуктивностью пройденной части жизни студентов, ее низкой осмысленностью в целом, неудовлетворенностью прожитой частью жизни. Данная зависимость свидетельствует о том, что студенты не имеют представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить собственную жизнь в соответствии с поставленными целями и представлениями о ее смысле. Для данных студентов характерно неверие в свои силы, они мало способны контролировать события собственной жизни;
- отрицательные корреляционные связи актуальной ригидности с личностным осмыслением выполняемой деятельности и самооценкой личностного потенциала (шкала мотивации отношений в структуре мотивации) свидетельствуют о сложностях, которые испытывают студенты в ходе личностно-профессионального становления. При этом наблюдается тенденция к непринятию нового, существуют трудности изменения самого себя - самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычек.
Т а б л и ц а 2
Результаты корреляционных связей
Шкала OG CKO 1 CKO 2 CKO 3 CKO 4 CKO 5 AP CP yP
CP -0,2820 0,0022 -0,2445 0,0079 -0,2186 0,0184 -0,2734 0,0030 -0,2953 0,0013 -0,2236 0,0158 0,0138 0,8827
yP -0,1499 0,1081 -0,1002 0,2845 -0,2005 0,0309 -0,2113 0,0228 -0,1802 0,0530 -0,0840 0,3702 0,0028 0,9765 0,1670 0,0731
мД15 -0,2887 0,0956 -0,1592 0,2907 -0,2600 0,0809 -0,2998 0,0429 -0,1907 0,2042 -0,0207 0,8914 0,1064 0,6288 0,3338 0,1196 -0,0529 0,8107
мдіб 0,2880 0,0523 0,2164 0,1486 0,1315 0,3835 0,3424 0,0198 0,2118 0,1577 0,5214 0,0002 0,2973 0,1683 0,0661 0,7646 0,0924 0,6749
пм 0,3791 0,2015 0,3713 0,2117 0,6843 0,0099 0,1501 0,6245 0,5895 0,0340 0,0575 0,8519 0,0270 0,9014 0,1479 0,4979 0,0553 0,8001
cм 0,7768 0,0018 0,6441 0,0175 0,4696 0,1055 0,5968 0,0313 0,6895 0,0091 0,6803 0,0105 -0,2030 0,3522 0,1884 0,3880 0,0149 0,9457
мДу 0,6586 0,0144 0,2559 0,3986 0,5798 0,0378 0,5721 0,0411 0,6529 0,0155 0,4419 0,1306 0,3420 0,1171 -0,2380 0,2754 -0,0094 0,9656
вм 0,5102 0,0748 0,2264 0,4571 0,5549 0,0490 0,5058 0,0779 0,4897 0,0894 0,1032 0,7372 0,2964 0,2171 -0,0048 0,9823 -0,0362 0,8683
MCз -0,3722 0,2104 -0,4077 0,1667 -0,3438 0,2501 -0,2172 0,4760 -0,5897 0,0339 -0,2156 0,4793 -0,2843 0,1926 0,3122 0,1525 0,0477 0,8271
MC 0,4166 0,1567 0,2640 0,3834 0,6675 0,0127 0,1246 0,6851 0,4465 0,1262 0,0961 0,7548 0,1834 0,4006 -0,0547 0,8022 -0,1120 0,6077
мелп 0,5158 0,0712 0,1036 0,7364 0,4302 0,1423 0,3743 0,2077 0,5489 0,0520 0,2804 0,3535 -0,4400 0,0438 -0,0466 0,8308 -0,0714 0,7433
мплo 0,7231 0,0052 0,7478 0,0033 0,4816 0,0956 0,2882 0,3396 0,7147 0,0060 0,5752 0,0397 -0,4450 0,0414 -0,0597 0,7845 0,1727 0,4286
Условные обозначения: АР - актуальная ригидность; CP - сенситивная ригидность; УР - установочная ригидность; CKO 1 - цели в жизни; CKO 2 - процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; CKO 3 - результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; CKO 4 - локус контроля - Я (Я - хозяин жизни); CKO 5 - локус контроля - жизнь или управляемость жизни; OG - общий показатель осмысленности жизни; nM - познавательный мотив в структуре мотивации достижения; CM - состязательный мотив в структуре мотивации достижения; MДy - мотив достижения успеха; BM - внутренний мотив в структуре мотивации достижения; MCз - мотив сложности заданий; MC - мотив самомобилизации в структуре мотивации отношения; MCЛП - мотив самооценки личностного потенциала в структуре мотивации отношения; MПЛO - мотив позитивного личностного ожидания в структуре мотивации отношения.
В результате корреляционного анализа обнаружены связи ригидности опосредованного характера (с учетом статистически достоверных корреляционных связей показателей ригидности и показателей осмысленности жизни):
- показатели осмысленности жизни студентов имеют прямую зависимость с состязательностью, достижением успеха, самомобилизацией, познавательным мотивом, выбором сложных заданий и мотивом позитивного личностного ожидания, что позволяет предположить их опосредованную связь с оптимальными показателями психической ригидности. Чем менее ригидизирована личность, тем в большей мере для нее характерны мотивы достижения и тем адекватнее представлены мотивы ожидания;
- такая же опосредованная зависимость существует между ригидностью и мотивационными доменами - наслаждением и достижением. При этом наслаж-
дение имеет отрицательную зависимость с показателями смысложизненных ориентаций, а достижения -прямую положительную. Ригидизированным личностям более свойственна направленность на наслаждение, нежели стремление к достижениям.
Наши беседы со студентами с высокими показателями психической ригидности показывают, что при формулировании жизненных целей - «стать хорошим специалистом», «достичь профессиональных высот», «быть гармоничной личностью», «достойно зарабатывать и жить» и т.д. - они испытывают сложности в представлении путей, средств и способов достижения целей. Достаточно часто ответы имеют стереотипный, формальный характер: «буду искать достойную работу», «я хорошо учусь», «когда окончу университет, мне, наверное, предложат что-нибудь интересное», «пока не знаю, но мне кажется, что у меня получится» и т.д. Из бесед стано-
вится ясно, что все позитивные ожидания студентов расположены в «иллюзорном будущем» - «вот окончу университет, тогда», «сейчас мне сложно, но потом», «все лучшее впереди», «у меня большие возможности, и я найду потом условия для их проявления». Это также подтверждает опосредованную связь ригидности со структурой мотивации и стремлениями студентов высшей школы.
На основе полученных данных нами доказано наличие определенного симптомокомплекса связанных показателей предпрофессионального образа мира студентов, которые определяют особенности личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования, а
именно особенностей психической ригидности и смысложизненных ориентаций как наиболее информативных признаков. Эти показатели предпрофес-сионального образа мира характеризуют его качество со стороны акмеохарактера. В свою очередь, проведенный анализ показывает и препятствия достижения личностно-профессионального становления на пути к «акме» в сочетаниях показателей ригидности и смысложизненных ориентаций.
Ригидность при этом представляет наиболее универсальный информативный интегративный показатель особенностей личностно-профессионального становления студентов в условиях высшего профессионального образования.
Литература
1. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.
2. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
460 с.
3. Залевский Г.В., Козлова Н.В. Психическая ригидность-флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма //
Сибирский психологический журнал. 2006. № 22. С. 146-149.
4. Климов Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26.
№ 3. С. 93-97.
5. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Введе-
ние в трансспективный анализ. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 172 с.
6. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 154 с.
7. Козлова Н.В. Акмеология в системе высшего профессионального образования // Теория и практика профессионального образова-
ния: Сб. научных трудов / Под ред. А.Д. Копытова, Н.В. Силкиной. Новосибирск; Томск, 2006. С. 85-99.
8. Козлова Н.В. Психолого-акмеологический потенциал в современном профессиональном психологическом образовании // Состоя-
ние и перспективы развития высшего образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Сочи, 2006. С. 79-81.
9. Козлова Н.В. Психолого-акмеологический потенциал в обучении студентов высшей школы // Образование в Сибири. 2005. № 13.
С. 31-36.
10. Козлова Н.В. Современное высшее профессиональное образование с позиции психолого-акмеологического знания // Психологическая помощь учащейся молодежи в современном мире: Материалы Всерос. науч. конф. Курск, 2006. С. 22-23.
11. Краснорядцева О.М. Психодиагностическое мышление в условиях профессионально-педагогической деятельности // Сибирский психологический журнал. 1999. № 11. С. 81-85.
12. Москоленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989. С. 8-15.
13. Хлыстова Н.А. К вопросу о смысле модернизации российского образования // Состояние и перспективы развития высшего образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Сочи, 2006. С. 27-31.
RIGIDITY AS THE SYSTEM-WIDE PROPERTY, WHICH DETERMINES THE PREPROFESSIONAL IMAGE OF THE STUDENTS’ WORLD
N.V. Kozlova (Tomsk)
Summary. Personal and professional formation of students during higher professional education presented by preoccupational image of th e world is considered from the point of psychological systems theories. By a general-system property characterizing the direction of personal and professional formation towards «acme» psychological rigidity can be defined. The evidence of psychological rigidity rate provides possibility to estimate the quality of the students’ preoccupational image of the world.
Key words: integral psychological system, personal and professional formation, preoccupational image of the world, psychological rigidity.