УДК 159.9.072.422
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ»: МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Пантелеева Ольга Львовна — старший преподаватель кафедры управления фирмой Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы сделать современное образование эффективным, необходимо широко использовать методологии, разработанные в психологии и акмео-логии, которые опираются на совокупность идей о ценности человека, его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию [1]. В учебном процессе особое внимание должно уделяться особенностям личности обучающихся, их мотивационной сфере, развитию навыков самоосуществления и самореализации.
Исследования показывают, что ориентация только на рост и совершенствование в профессиональной сфере деформирует личность и препятствует её постоянному развитию [4].
В ВШКУ РАНХиГС в 2015-2016 учебном году под руководством академика Э.Н. Крылатых был реализован экспери-
ментальный социально-психологический научный проект «Самореализация личности» [7].
Основная цель проекта — помочь студентам лучше понять свои желания и стремления, мотивы и цели; почувствовать свой внутренний потенциал и свои силы, осознать свои слабости и научиться справляться с ними, совершенствовать общение с окружающими людьми, лучше понимать их и самим стать более понятными для них, активнее адаптироваться к новым условиям жизни.
В проекте участвовали 69 магистрантов двух групп первого года обучения. Их средний возраст — 25 лет.
Проект был рассчитан на 1 год, обучение проходило по двум направлениям:
1. Аудиторные занятия.
2. Опросы (психологическое тестирование).
Аудиторные занятия направлены на изучение теоретических основ. Практические занятия проводились в форме деловых и интерактивных игр, а также психологических тренингов.
Опросы проводились перед аудиторными занятиями. После каждого занятия студенты получали индивидуальные результаты тестирования и составляли эссе, в котором анализировали свои результаты.
Опросы проводились по следующей схеме.
Перед первым занятием, посвящён-ным общим вопросам адаптации, мотивации и развитию творческого потенциала, студентам был предложен тест «Акцентуации характера» Леонгарда — Шмишека.
Перед вторым занятием, на котором обсуждались проблемы, связанные с механизмами защит и внутреннего сопротивления, студенты заполняли опросник «Индекс жизненного стиля» Плутчи-ка — Келлермана — Конте.
Перед третьим занятием, на котором рассматривалась мотивационная составляющая личностного роста, студентам был предложен тест «Иерархия потребностей» (модификация И.А. Акин-диновой).
Перед четвёртым, заключительным занятием, темой которого являлись саморазвитие и самореализация личности, студенты работали над самоактуализаци-онным тестом (САТ) и опросником «Эффективность самореализации» (Е.В. Селезнева).
Эссе с анализом результатов помогает студентам не только лучше понять свои индивидуальные особенности, но и в большем объёме усвоить материал по обсуждаемым на занятиях вопросам, а также даёт возможность применить полученные теоретические знания для более глубокого анализа собственной личности [9].
РЕЗЮМЕ
В статье представлены результаты исследования по социально-психологическому научному проекту «Самореализация личности», которое было проведено в 2015-2016 учебном году в группах магистрантов ВШКУ РАНХиГС. Информационную основу проекта составили результаты тестирования магистрантов, при этом использовались следующие методики: тест «Акцентуации характера»; опросник «Индекс жизненного стиля»; тест «Иерархия потребностей»; самоактуализационный тест (САТ); опросник «Эффективность самореализации».
По результатам тестирования был сделан сравнительный анализ и даны некоторые прогнозы развития учебных групп.
С помощью теста акцентуации характера и опросника «Индекс жизненного стиля» не только были определены особенности каждого члена группы, но и спрогнозированы особенности группового развития. Опросник «Индекс жизненного стиля» раскрыл мотивационную структуру студентов. Самоактуализационный тест (САТ) и опросник «Эффективность самореализации» выявили сильные и слабые стороны магистрантов на данном этапе процесса самореализации.
Ключевые слова: акцентуации характера, механизмы психологической защиты, самореализация, отрицание, регрессия, замещение, проекция, мотивационная структура, самоактуализация, ценности, самовосприятие.
С учётом результатов тестирования и успеваемости в учёбе все студенты были разделены на три группы. В первую группу вошли те, кто имел высокие баллы по САТ и опроснику «Эффективность самореализации»; мотивацион-ная структура личности по тесту «Иерархия потребностей» определялась нацеленностью студентов этой группы на самореализацию, при этом у них не было высоких баллов по опроснику «Индекс жизненного стиля». Успеваемость по рейтинговой системе составляла от 80 до 100 баллов. Данной группе можно дать наиболее благоприятный прогноз для самореализации, в неё вошли 23 человека.
Вторую группу составили студенты, имеющие высокие и средние баллы по САТ, опроснику «Эффективность самореализации» и по шкале самореализации в опроснике «Иерархия потребностей». По опроснику «Индекс жизненного стиля» студенты имели низкие и средние баллы, при этом успеваемость была в диапазоне 75-100 баллов. Этих студентов можно характеризовать как имеющих все данные для успешного саморазвития и самореализации, но испытывающих определённые затруднения в этом процессе. В эту группу вошли 26 человек.
В третью группу вошли студенты, которые имели низкие и средние баллы по САТ и опроснику «Эффективность самореализации», но в то же время средние и высокие баллы по опроснику «Индекс жизненного стиля». Они не проявляли потребности в самореализации, а их успеваемость составляла от 60 до 80 баллов. Предполагается, что студенты, вошедшие в эту группу, либо не стремятся к самореализации, либо испытывают серьёзные затруднения в этом вопросе. В эту группу вошли 20 человек.
В ходе реализации данного проекта были получены приведённые ниже результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Тест «Акцентуации характера»
Данный тест позволяет определить особенности и направленность характера, а также те характеристики, которые выявляют индивидуальные черты человека. Эти черты являются стержневыми и определяют развитие, адаптацию и психическое здоровье личности [10].
Анализ полученных результатов не выявил прямых взаимосвязей между типами характера и успешностью само-
реализации. Можно только сказать, что тревожный, дистимичный и экзальтированный типы характера встречаются чаще у представителей третьей группы, чем у представителей первой и второй групп.
Тревожный тип характеризуется склонностью к страхам. У таких людей даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Обычно у людей данного типа самооценка занижена, а оценка других людей завышена [10]. В первой и второй группах тревожный тип был выявлен только у 2 представителей, тогда как в третьей группе их число увеличилось до 4, что составляет 17,4% численности данной группы.
Люди дистимичного типа отличаются серьёзностью, медлительностью, некоторой слабостью воли. У них наблюдаются пониженное настроение и склонность к депрессиям [10].
Представителям первой группы, как и следовало ожидать, не свойственны подобные проявления. Во второй группе лишь 1 человек обладает данной акцентуацией, тогда так в третьей группе такой тип характера имеют 3 человека, что составляет 15% численности данной группы.
Экзальтированный тип характеризуется повышенными эмоциональными реакциями. Нарастание этих реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Люди данного типа одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние — от печальных. Их отличают высокая коммуникабельность и словоохотливость [10].
Надо сказать, что достаточно большое число студентов в каждой группе имеет экзальтированный тип характера. В первой и второй группах — по 10 человек, а так как группы имею разную численность, то в процентном соотношении это составляет 43,5% и 38,5% соответственно. Данный тип характера имеют 65% студентов третьей группы.
Таким образом, можно сказать, что у студентов, имеющих проблемы в самореализации, чаще проявляются такие черты характера, как слабость воли, пессимизм, склонность к страхам и сильным эмоциональным реакциям.
2. Опросник «Индекс жизненного стиля»
Этот опросник позволяет исследовать механизмы восьми основных психологи-
ческих самозащит, к которым относятся: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и рационализация [11].
Выяснилось, что для представителей первой и второй групп респондентов из всех механизмов самозащиты им более свойственно отрицание, тогда как регрессия, проекция и замещение чаще встречаются у представителей третьей группы.
Если отрицание активно используют больше половины представителей первой и второй групп — соответственно 12 человек (52%) и 15 человек (57%), то в третьей группе к этому механизму самозащиты прибегает только каждый четвёртый студент.
Таким образом, значительная часть опрошенных, стремящихся к самореализации, отрицает те факты реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются и не признаются. Информация, которая тревожит или может привести к конфликту, не воспринимается [6]. Несмотря на то, что этот механизм защиты часто искажает восприятие происходящего, именно способность не видеть и не замечать определённые ситуации позволяет этим респондентам действовать более активно, преодолевая трудности на пути к цели.
К проекции прибегает половина студентов третьей группы, тогда как в первой группе таких всего 22%, а во второй — 23%.
Следовательно, те студенты, которые в своих поведенческих реакциях стремятся избегать тревоги путём перехода на более ранние стадии своего развития и таким образом демонстрируют инфантильное поведение, в большей мере испытывают затруднения в самореализации [6].
Подобную картину можно наблюдать и при замещении. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций, которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, которые вызвали отрицательные эмоции и чувства.
Данный механизм защиты использует половина респондентов третьей группы, тогда как в первой и во второй группах к нему прибегает 26% и 23% соответственно.
Хотя замещение и приносит эмоциональную разрядку, но этот механизм защиты не даёт возможности решать возникающие проблемы. Использование замещения
говорит о неумении постоять за себя в конфликте с более сильной личностью [6].
Большинство представителей третьей группы (85%) используют для самозащиты проекцию, в то время как в первой группе этот механизм используют 39%, а во второй — 31%.
Под проекцией понимают неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства, и поэтому мысли, которые локализуются вовне, приписываются другим людям. Происходит как бы расщепление личности, при этом её проецируемая часть не осознаётся и не поддаётся коррекции. Можно предположить, что именно этот механизм наиболее сильно препятствует процессу самореализации [6].
Так как выявленные механизмы самозащиты могут не только негативно влиять на процесс самореализации, но и отрицательно сказываться на общей динамике развития студентов, то на занятиях обсуждению данных вопросов уделялось особое внимание. Студенты учились лучше понимать друг друга, изменять некоторые представления о себе, корректировать своё поведение во взаимоотношениях с другими. В результате повысились эффективность и качество работы представителей всех трёх групп.
3. Тест «Иерархия потребностей»
В осуществлении процесса самореализации важнейшую роль играет моти-вационная сфера личности.
Устойчивое акмеологическое развитие может быть обеспечено использованием различных мотивационных стратегий. Выбор той или иной из них определяется личностными особенностями, спецификой деятельности, социокультурными факторами [14].
Поэтому важно понимать не только особенности мотивационной структуры, но и возможности её коррекции в процессе обучения.
Из 15 утверждений, приведённых в данном тесте [12], были выделены 8, которые характеризуют направленность личности либо к развитию и совершенствованию, либо к спокойствию, стабильности и комфорту.
В первом случае учитываются потребности:
• развивать свои силы и способности;
• повышать уровень мастерства и компетентности;
• стремиться к новому;
• заниматься делом, требующим полной отдачи.
Во втором случае рассматриваются потребности:
• зарабатывать на жизнь;
• обеспечить себе материальный комфорт;
• избегать неприятностей;
• покупать хорошие вещи.
Потребности, связанные с развитием и совершенствованием, свойственны студентам первой группы, в то время как менее половины студентов второй и третьей групп не считают их актуальными.
Обратный результат мы видим в потребностях, связанных со стремлением к спокойствию, стабильности и комфорту. Почти все представители третьей группы (95%) испытывают эти потребности, тогда как во второй группе данные потребности прослеживаются у каждого третьего, а в первой группе — у каждого шестого.
В этом тесте 15 потребностей сначала сравниваются друг с другом, а затем они объединяются, образуя иерархию потребностей — пирамиду Маслоу [12].
Для 65% студентов первой группы наиболее актуальной является потребность в развитии и совершенствовании. Это ожидаемый результат, так как одним из критериев деления студентов на группы была высокая мотивация на самореализацию. Наиболее интересным является распределение потребностей по другим шкалам. В первой группе 35% респондентов нуждаются в уважении других людей, 22% испытывают потребность в межличностных связях и в достойном материальном положении и только 13% — потребность в безопасности.
Во второй группе 35% респондентов отдали предпочтение потребности в достойном материальном положении, 27% — потребности в самореализации. На третьем месте по значимости (23%) стоит потребность в уважении других людей, 19% испытывают потребность в безопасности. Меньше всего студентов этой группы (8%) нуждаются в межличностных связях.
Для респондентов третьей группы самыми актуальными являются потребность в безопасности (45%) и потребность в достойном материальном положении (40%). Потребность в уважении других людей ощущают только 20%. Меньше всего представители данной группы нуждаются в межличностных связях и самореализации.
Таким образом, сравнивая результаты тестирования трёх групп, можно сказать, что материальное положение в большей степени интересует представителей второй и третьей групп, а в безопасности нуждаются представители третьей группы. Потребность в уважении других людей чуть больше в первой группе, чем во второй и третьей. Наиболее удовлетворена у всех групп потребность в межличностных связях, хотя у представителей первой группы она несколько выше, чем в других группах. Потребность в самореализации, как уже говорилось, наиболее всего волнует студентов первой группы, в 2 раза реже эта потребность встречается во второй группе, в третьей группе эта потребность не является актуальной.
Можно предположить, что существует обратная связь между потребностью в безопасности и потребностью в самореализации. Высокие баллы по шкале «Потребность в безопасности» подразумевают наличие страхов и неуверенности в себе, что препятствует самореализации личности.
Возможно, именно страхи влияют на то, что представители третьей группы в большей степени переживают за материальное благополучие, так как не очень надеются на свои силы. Страх того, что не удастся обеспечить себе достойное материальное положение, «сковывает» человека, замедляя его свободное и активное развитие. Возможно, что низкая потребность в межличностных связях у студентов третьей группы, в отличие от студентов первой и второй групп, говорит не о стремлении к удовлетворению этой потребности, а об её отрицании из-за страха собственной несостоятельности.
Отметим, что иерархия потребностей человека определяется типом его жизненного мира, и лишь динамика развития последнего может привести к принципиальным мотивационным перестройкам [8].
Также необходимо отметить, что исследования жизненных мотивов и ценностных ориентаций студентов, проведённые в Академии труда и социальных отношений, выявили общую тенденцию к снижению значимости морально-нравственных качеств. Поэтому особое значение в процессе образования необходимо уделять формированию у молодёжи гуманистических ценностей [5].
4. Самоактуализационный тест (САТ)
Данный тест был создан с целью определения степени выраженности самоактуализации. Процесс самоактуализации представляет собой непрерывное развитие личностного потенциала, реализацию своих возможностей, творческую активность, адекватное восприятие окружающего мира и себя в этом мире, духовно-нравственную зрелость, богатство эмоциональной сферы [13]. С понятиями «самоактуализация», «самосовершенствование», «самоосуществление» [4] связано понятие «самореализация» — предъявление себя и своего Я социуму в реальной социальной творческой деятельности [3].
Наиболее показательные результаты были выявлены по четырём шкалам: «Поддержка», «Ценностные ориентации», «Самоуважение», «Самопринятие».
Результаты по шкале «Поддержка» отражают степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Они показывают, насколько человек свободен в выборе, подвержен внешнему влиянию, является независимым в своих поступках, руководствуется собственными целями, убеждениями, установками и принципами.
Большинство респондентов первой группы (78%) имеют высокие баллы по этой шкале, 17% имеют средние баллы.
Во второй группе 57% респондентов имеют средние баллы и только 34% — высокие баллы.
Сходное распределение баллов и у представителей третьей группы. Средние баллы имеют 65% респондентов, высокие баллы — только 15%, в то время как низкие баллы — 20%.
В результате можно сделать вывод, что опора на себя и независимость во взглядах характерна для студентов, которые в наименьшей степени испытывают проблемы в самореализации. При усилении этих проблем снижается самостоятельность, нарастают конформизм и зависимость от других.
В систему ценностных ориента-ций, способствующих самоактуализации личности, входят: терпимое и доброжелательное отношение к людям; самостоятельность во взглядах и оценках; доверие к себе; увлечённость своей работой; умение сочетать эмоциональное и рациональное; спонтанность в принятии решений; умение испытывать состояния счастья.
Почти все респонденты первой группы (91%) имеют высокие баллы. Подобное распределение баллов наблюдается и во второй группе: высокие баллы имеет 81% студентов, средние баллы — 15%. В третьей группе только половина опрошенных имеет высокие баллы, средние баллы у 30%, а низкие баллы у 20%.
Можно сказать, что значительная часть всех студентов имеет ценностные ориентации, связанные с саморазвитием и самоактуализацией. И это естественно, так как респонденты, проходящие обучение в магистратуре ВШКУ РАНХиГС, — это люди, уже сделавшие осознанный выбор, связанный с дальнейшим своим развитием как в профессиональной, так и в личностной сфере. И только в третьей группе ценности, связанные с самоактуализацией и самореализацией, сформированы в недостаточной степени.
Шкала «Самоуважение» диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
Исследования показали, что самоуважение свойственно большинству респондентов. Только 1 человек из первой группы имеет средние баллы по этой шкале, 96% имеют высокие баллы.
Во второй группе 69% респондентов имеют высокие баллы, 23% — средние баллы.
В третьей группе меньше половины опрошенных (45%) имеют высокие баллы, у 35% средние баллы, у 20% низкие баллы.
Шкала «Самопринятие» распределила студентов следующим образом.
В первой группе высокие баллы имеют 69% респондентов, средние баллы — 22%, низкие баллы — 9%.
Во второй группе баллы распределились более равномерно. Высокие и низкие баллы имеет 31% опрошенных, средние баллы — 38%. Таким образом, чуть меньше трети студентов этой группы испытывают проблемы в самопринятии.
Больше половины студентов третьей группы (55%) имеют по этой шкале высокие баллы, у 40% — средние и низкие баллы.
Шкалы «Самоуважение» и »Самопринятие» образуют блок самовосприятия. Самовосприятие во многом влияет на самооценку человека, на его установки, поведение и общение с другими людьми. Можно сделать вывод, что студенты, имеющие низкие баллы по этим
шкалам (а это большинство респондентов третьей группы), испытывают затруднения в самореализации именно из-за неразрешённых психологических проблем.
Сравнивая результаты данного теста с результатами теста «Иерархия потребностей», можно предположить, что потребность в безопасности, столь сильно выраженная у респондентов третьей группы, вызвана именно проблемами психологического порядка.
5. Опросник «Эффективность самореализации»
Основными сферами самореализации взрослого человека являются: семейная жизнь, профессиональная деятельность, общественная жизнь, образование, самообразование, увлечения [2].
Анализ результатов данного опросника [15] показал, что наибольший интерес у респондентов вызвали шкалы: «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности»; «Терпимость к неопределённости»; «Личностные стандарты деятельности».
Можно сказать, что представители первой группы более способны к гармоничной самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Так, высокие баллы выявлены у 26% опрошенных, 61% имеют средние баллы и только 13% — низкие баллы. Если во второй группе полученные результаты соизмеримы с результатами первой группы (высокие баллы у 15% респондентов, средние баллы у 66%, низкие у 19%), то в третьей группе распределение баллов противоположное. Высокие баллы имеют всего 10%, тогда как низкие и средние баллы у 45%. Таким образом, чуть меньше половины респондентов третьей группы не в состоянии гармонично реализовывать себя в различных сферах жизнедеятельности. Можно соотнести эти данные с результатами теста «Иерархия потребностей», которые не выявили у представителей третьей группы в мо-тивационно-потребностной сфере направленности на самореализацию.
Похожая картина наблюдается при анализе результатов по шкале «Терпимость к неопределённости». В первой группе 61% имеет средние баллы, высокие баллы у 30%, при этом низкие баллы только у 9%. Большинство респондентов второй группы (73%) имеют средние баллы, высокие баллы у 15%, низкие баллы у 12%.
В третьей группе результаты по этой шкале идентичны результатам по шкале «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности». Низкие и средние баллы у 45%, высокие баллы у 10%.
Если вспомнить, что именно в этой группе наибольший процент студентов нуждается в безопасности и имеет проблемы в самоуважении и самопринятии, то состояние неопределённости им выносить гораздо сложнее, так как они не могут в должной мере опираться на свои внутренние ресурсы; в то же время внешний мир не воспринимается ими как безопасный и надёжный. Такие люди более зависимы от мнения и оценок других людей.
Эти психологические проблемы проявляются и при анализе результатов по шкале «Личностные стандарты деятельности». Правда, большая часть опрошенных во всех трёх группах имеет средние баллы. Однако в первой группе нет студентов, имеющих низкие баллы, средние баллы у 52%, а высокие баллы у 48%. Во второй группе высокие баллы у 27%, низкие баллы у 15%, средние баллы у 58%. В третьей группе нет студентов, имеющих высокие баллы, средние баллы у 75%, низкие баллы у 25%. Таким образом, студенты третьей группы чаще испы-
тывают затруднения для определения личностных стандартов деятельности и самостоятельной оценки своей работы.
Подводя итог, можно сказать, что цель проекта была достигнута. Благодаря комплексному системному подходу, который включал в себя теоретические и практические занятия, а также самостоятельную работу по анализу результатов тестирования, студенты расширили представление о процессах самореализации личности, что позволило им научиться преодолевать проблемные ситуации, лучше осознать свой внутренний мир, усовершенствовать навыки общения.
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что критерии, на основе которых формировались группы, точно отображают картину наличия или отсутствия проблем в процессе самореализации.
В то же время анализ результатов и предложенная методика формирования групп по успешности самореализации дают возможность сделать прогноз о дальнейшем саморазвитии студентов, выявить проблемные моменты в этом процессе, наметить пути в коррекцион-ной работе для преодоления психологических барьеров, препятствующих самореализации.
ССЫЛКИ
[1]. Дергач А.А. Методолого-приклад-ные основы акмеологических исследований: монография. — М.: РАГС, 1999. — 392 с.
[2]. Дергач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2011. — 524 с.
[3]. Дергач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. — 2007. — № 2. — С. 43-55.
[4]. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Ак-меологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 496 с.
[5]. Ефимова М.А. Жизненные мотивы и ценностные ориентации студенческой молодёжи // Российское предпринимательство: история и современность: Материалы XI Международной межвузовской научно-практической конференции. — М.: Агентство печати «Наука и образование», 2015. — С. 112-114.
[6]. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. — 152 с.
[7]. Крылатых Э.Н., Чащарина О.М. Методология и организация учебной практики в магистратуре ВШКУ // Корпоративный менеджмент и бизнес-образования: Сборник статей. — 2016. — № 2. — С. 204-214.
[8]. Кулагина И.Е., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2002. — 464 с.
[9]. Пантелеева О.Л. Социопсихологический проект «Самореализация личности» в магистратуре ВШКУ // Корпоративный менеджмент и бизнес-образования: Сборник статей. — 2016. — № 2. — С. 214-226.
[10]. Психодиагностика. Теория и практика / Под ред. М.К. Акимова. — 4-е изд. — М.: Юрайт, 2016. — 631 с.
[11]. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / Под ред. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. — 5-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 495 с.
[12]. Психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. Н.О. Перепёлкина, Е.П. Мутавчи, Н.И. Ермакова. — М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 224 с.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL SCIENTIFIC-RESEARCH PROJECT «PERSONAL FULFILLMENT»: METHODOLOGY AND RESULTS
Olga L. Panteleeva — Senior Lecturer, Department of Management, Higher School of Corporate Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Ranepa); 82, Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: o.l.pantel @ mail.ru.
ABSTRACT
The article presents the results of the study concerning socio-psychological research project «Personal Fulfillment». This work was carried out in 2015-2016 academic year in groups of Master's degree students of RANEPA Higher School of Corporate Management. As information basis of the project served the testing results of Master's degree students, while the following methods were applied: test «Accentuation of Character»; questionnaire «Life Style Index»; test «Hierarchy of Needs»; self-actualization test (SAT); questionnaire «the Effectiveness of Self-Realization».
According to the test results there was made a comparative analysis and some forecasts of development of the educational groups were given.
Application of the test of the accentuation of character and the questionnaire «Life Style Index» allowed not only determining the individual characteristics of each member of the group, but predicted features of the group development as well. Questionnaire «Life Style Index» identified the motivational structure of the students. Self-actualization test (SAT) and the questionnaire «Effectiveness of Self-Realization» detected the strengths and weaknesses of Master's degree students at this stage of the process of self-realization.
Keywords: character accentuation, psychological defense mechanisms, self-realization, denial, regression, replacement, projection, motivational structure, self-actualization, values, self-perception.
[13]. Психодиагностика: Учебник / Под ред. Н.Н. Носс. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2016. — 500 с.
[14]. Селезнева Е.В. Взаимосвязь между самоотношением и процессуально-причинной мотивацией у студентов // Акмеология. — 2015. — № 4. — С. 35-45.
[15]. Селезнева Е.В. Жизненные смыслы и эффективность самореализации человека // Практична психолопя та сощальна робота. — 2014. — № 3. — С. 20-29.
REFERENCES
[1]. Dergach A.A. Metodologo-priklad-nye osnovy akmeologicheskih issledovanij [Methodological and applied bases of ac-meological research]. — Moscow: RAGS, 1999. — 392 p.
[2]. Dergach A.A. Sub'ekt: formy, me-hanizmy i puti razvitija [Subject: forms, mechanisms and ways of development]. — Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij [Center for innovative technology], 2011. — 524 p.
[3]. Dergach A.A., Sajko E.V. Razvitie v akmeologii i akmeologicheskoe razvitie v strukture ontogeneza [Development of ac-meology and acmeological development in the structure of ontogeny] // Mir psihologii [The world of psychology]. — 2007. — № 2. — Р. 43-55.
[4]. Derkach A.A., Selezneva E.V. Ak-meologicheskaja kul'tura lichnosti: soder-zhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitija [Akmeologichesky culture of personality: the content, patterns, mechanisms of development]. — Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo insti-
tuta [Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute], 2006. — 496 p.
[5]. Efimova M.A. Zhiznennye motivy i cennostnye orientacii studencheskoj molo-dezhi [Vital motives and valuable orientations of student's youth.]. Rossijskoe predprinimatel'stvo: istoriya i sovremen-nost': Materialy XI Mezhdunarodnoj me-zhvuzovskoj nauchno — prakticheskoj konferencii [Journal of Russian entrepre-neurship: history and modernity: Materials of XI International interuniversity scientific-practical conference]. — Moscow, 2015. — P. 112-114.
[6]. Kruzhkova O.V., Shahmatova O.N. Psihologicheskie zashhity lichnosti: ucheb-noe posobie [Psychological protection of personality: a textbook]. — Ekaterinburg: Izdatel'stvo Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij univer-sitet [Publishing house of Russian state vocational pedagogical University], 2006. — 152 p.
[7]. Krylatyh E.N., CHashcharina O.M. Metodologija i organizacija uchebnoj prak-tiki v magistrature VShKU [Methodology and organization of the educational practices in graduate WSCU] // Korpora-tivnyj menedzhment i biznes-obrazovani-ya: Sbornik stat'ej [Corporate management and business education: a Collection of articles]. — 2016. — № 2. — P. 204-214.
[8]. Kulagina I.E., Kolyuckij V.N. Voz-rastnaja psihologija: Polnyj zhiznennyj cikl razvitie cheloveka [Developmental psychology: the Full life cycle of human development]. — Moscow: Yurajt, 2002. — 464 p.
[9]. Panteleeva O.L. Sociopsiholog-icheskij proekt «Samorealizacija lichnos-
ti» v magistrature VShKU [Socio-psycho-logical project «personal Fulfillment» in the master vscu]. Korporativnyj mened-zhment i biznes-obrazovaniya: Sbornik stat'ej [Corporate management and business education: a Collection of articles]. — 2016. — № 2. — P. 214-226.
[10]. Psihodiagnostika. Teorija i praktika [Diagnostics. Theory and practic] / Pod red. M.K.Akimova. — Moscow, Yurajt, 2016. — 631 p.
[11]. Psihodiagnostika: kollekcija luchshih testov [Psychodiagnostics: a collection of the best tests] / Pod red. O.N. Istratova, T.V. Jekcakucto. — Rostov-on-don: Feniks, 2008. — 495 p.
[12]. Psihodiagnostika: Uchebnoe posobie [Psychodiagnostics: textbook] / Pod red. N.O. Perepjolkina, E.P. Mutavchi, N.I. Ermakova. — Moscow: Izdatel'sko-torgov-aya korporaciya «Dashkov i K» [Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K»], 2016. — 224 p.
[13]. Psihodiagnostika: uchebnik [Psychodiagnostics textbook] / Pod red. N.N. Noss. — Moscow: Yurajt, 2016. — 500 p.
[14]. Selezneva E.V. Vzaimosvjaz' me-zhdu samootnosheniem i processual'no-prichinnoj motivaciej u studentov [Interrelation between the self-relation and procedural and causal motivation at students] // Akmeologiya [Acmeology]. — 2015. — № 4. — P. 35-45.
[15]. Selezneva E.V Zhiznennye smys-ly i jeffektivnost' samorealizacii cheloveka [Life meaning and effectiveness of self-realization of human psychology] // Praktich-na psihologiya ta social'na robota [Practical psychology and social work]. — 2014. — № 3. — P. 20-29.