Научная статья на тему 'Возможности и ограничения субъектов оценивания результатов образования в педвузе'

Возможности и ограничения субъектов оценивания результатов образования в педвузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ / THE SUBJECTS OF EVALUATION / EVALUATING THE RESULTS OF EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна

Статья посвящена анализу возможностей и ограничений субъектов (преподавателей, студентов, работодателей и др.), привлекаемых к реализации внутреннего и внешнего оценивания, в диагностике показателей новых результатов образовательного процесса в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE SUBJECTS OF EVALUATION RESULTS IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL EDUCATION

This article analyzes the possibilities and limitations of actors (teachers, students, employers, and others.), Involved in the implementation of internal and external evaluation, the diagnosis performance of new results of the educational process in pedagogical high school.

Текст научной работы на тему «Возможности и ограничения субъектов оценивания результатов образования в педвузе»

оказывается много менее эффективным. В свете сказанного, тот факт, что главный противник России также опирается в своих посланиях на гуманистические идеалы, делает очевидной необходимость положения в основу отечественного подхода к развитию духовности принципиально иной системы ценностей - в рамках которой аспекты российского жизнеустройства, с гуманистических позиций оцениваемые как недостатки, рассматривались бы как преимущества.

Эффективным средством массового распространения новой системы ценностей видится привлекательная для аудитории символическая визуализация российского государства, основанного на такой системе. При подготовке настоящей статьи нами был проведён опрос случайной выборки пользователей интернет-портала dungeonmaster.ru об их готовности выступить на защиту визуализированного через привлекательные образы российского государства, основанного на принципах военно-олигархической диктатуры, от посягательств со стороны политической силы, выступающей за построение основанного на гуманистических идеалах социального государства. Выбор конкретной коммуникационной площадки для проведения опроса был обусловлен её значительной популярностью в среде молодых пользователей российского сегмента глобальной сети.

Использование при создании символической визуализации гипотетической российской военно-олигархической диктатуры привлекательных для молодых людей образов позволило получить впечатляющие результаты:

• 78% опрошенных выразили готовность встать на защиту военно-олигархического режима;

• 11% опрошенных отдали предпочтение сторонникам социального государства;

• 11% опрошенных затруднились ответить, по сути отказав в надёжной поддержке одной из сторон.

Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы. В сегодняшних условиях в основу российского патриотизма и духовности в целом должна лечь новая система ценностей -принципиально отличная от той, что использует главный противник нашей страны в информационно-психологической войне. Грамотная организация национальной символьной политики, в том числе использование при создании символов российского государства, в духе верности которому требуется воспитать молодых граждан нашей страны, привлекательных для целевой аудитории образов позволяет эффективно решить этот вопрос.

Литература

[1]. Булатова Е.Н. Роль духовно-нравственного потенциала в карьерном становлении специалиста атомной отрасли // Акмеология. № 3-4. 2014. С. 47-48.

[2]. Буравлева Н.А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 12. 2011. С. 189-193.

[3]. Власова Н.В. Экзистенциальные проблемы современного юношества // Акмеология. № 3-4. 2014. С. 53-54.

[4]. Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983.

[5]. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект // Вестник образования. № 17. 2009. [Электронный ресурс] URL: http://cultura-spb.com (дата обращения: 05.04.2015).

[6]. Мухаметзянова Г.В. Формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи - фактор устойчивого развития гражданского общества // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2011. T.XV. Ч. 1. С. 207.

[7]. Павлов В.И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодёжи на примерах жизни и деятельности космонавтов // Фундаментальные исследования. № 12. 2011. С. 322-325.

[8]. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций русской культуры // Ярославский педагогический вестник. № 3(56). 2008. С. 38-42.

[9]. Соловьев А.В. Информационная война: теоретико-методологические и практические аспекты // Информационные войны. № 2(18). 2011. С. 28-36.

SPIRITUAL DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF MODERN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL WARFARE

Ovseenko Sergey Sergeevich (Moscow, Russia) - advanced student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; duke94@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to spiritual development of young Russian citizens in conditions of the modern information and psychological warfare ongoing between Russia and the bloc of third countries headed by USA. Organization of effective developing impact in such conditions is impossible without taking into account the specific processes occurring in the national information space of our country because of such confrontation. The purpose of the article is corresponding modernization of the national approach to spiritual development of young citizens.

Key words: spiritual development, modern information and psychological warfare.

УДК 159.99

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ

ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДВУЗЕ*

(*Статья выполнена в рамках базовой части государственного задания № 2014/389, НИР № 2193)

Пазухина Светлана Вячеславовна (Тула, Россия) - доктор психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125; pazuhina@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу возможностей и ограничений субъектов (преподавателей, студентов, работодателей и др.), привлекаемых к реализации внутреннего и внешнего оценивания, в диагностике показателей новых результатов образовательного процесса в педагогическом вузе.

Ключевые слова: оценивание результатов образования в вузе, субъекты оценивания.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО в настоящее время смещается акцент с использования традиционных средств оценивания результатов обучения, нацеленных на определение уровня сформированности знаний студентов по конкретному предмету, на разработку и применение новых средств оценивания образовательных результатов, основанных на многоаспектном анализе умений, навыков, личностных качеств обучающихся, в котором участвуют все вовлеченные в образовательный процесс субъекты.

Кратко рассмотрим перечень потенциальных экспертов, которые могут быть привлечены к оцениванию результатов образовательного процесса в педагогическом вузе на разных этапах обучения студентов.

В процессе внутреннего (внутривузовского) оценивания могут участвовать: преподаватели университета; студент как субъект собственной учебно-профессиональной деятельности, основной потребитель образовательных услуг; студенты группы, вовлеченные в совместную деятельность и общение с однокурсником, чья деятельность оценивается; администрация вуза, контролирующая и оценивающая качество результатов образовательного процесса. Внешнее оценивание могут осуществлять следующие эксперты: работодатели, контролирующие и оценивающие качество подготовленности выпускников вуза, приходящих к ним в качестве практикантов, стажеров, молодых специалистов; школьные учителя, определяющие качество подготовки студента в ходе практики; родители студентов (прежде всего коммерческих и не достигших 18 лет) как заказчики образовательных услуг для своих детей; Рособрнадзор и Министерство образования и науки.

Вузовским работникам традиционно привычнее и легче диагностировать когнитивную составляющую компетенций, включающую фундаментальные и конкретные знания по дисциплине, для чего разработано немало тестов, контрольных

работ, проверочных заданий и пр. Однако, как отмечает А.А. Орлов, увлекаясь тестированием как основной формой контроля учебных достижений обучающихся, многие преподаватели оценивают лишь багаж знаний студентов, недостаточно внимания при этом уделяя выявлению ценностно-смысловых, эмоциональных результатов образования, свидетельствующих о личностном развитии обучающихся, в то время как знания усваиваются не для того, чтобы их хранить в памяти, а чтобы с их помощью научиться решать многочисленные профессионально-личностные задачи [1]. Для выхода из сложившегося положения требуется формирование готовности педагогов высшей школы к инновационной контрольно-оценочной деятельности в рамках реализации требований ФГОС ВО и разработка необходимого научно-методического обеспечения.

Для школьного сообщества на первый план по значимости выходит сформированность у студентов педвузов де-ятельностной составляющей компетенции, соотнесенной с профессиональными функциями и конкретными умениями, прописанными в Профессиональном стандарте педагога. Рекомендуемые для этого новые средства оценивания пока находятся на стадии разработки; ими еще не овладели ни учителя, ни работодатели, для которых обучение и участие в оценке компетенций студентов станет новой профессиональной задачей, что потребует соответствующего повышения квалификации, иначе оценивание может превратиться либо в формальное заполнение выданных в вузе контрольно-оценочных документов, либо в соотнесение показателей деятельности студентов со своей собственной (воспроизводит, копирует - хорошо, нет - плохо), в то время как подготовка педагогических кадров должна быть ориентирована не на сегодняшний день, а на завтрашний. Кроме этого, вызывает сомнение, что сам работодатель будет активно отслеживать профессионально-личностный рост каждого из 30 студентов, присланных к нему на практику по множеству показателей, требующих наблюдения, собеседования, анализа продуктов деятельности и пр., забросив свои основные обязанности.

Мы считаем, что студентам группы будет сложно объективно оценить уровень когнитивной и деятельностной составляющих компетенции однокурсника, так как они сами пока ими не владеют. Скорее всего, доступнее для оценивания, более интересен и важен для них будет личностный компонент оцениваемой компетенции. Реализация данного аспекта оценивания потребует организации различных видов совместной деятельности обучающихся, в ходе выполнения которых они смогут лучше узнать друг друга, проявить профессионально-личностные качества и способности, что позволит в дальнейшем оценить их. Взаимооценивание может создать хорошую почву для развертывания рефлексивных процессов в группе, запуска самооценочной деятельности студентов. Однако следует отметить, что в слаборазвитой группе с неблагоприятной психологической атмосферой результаты взаимооценивания могут быть необъективными: обучающиеся, имеющие низкий социометрический статус, могут игнорироваться в процессе выполнения совместной деятельности (или, напротив, выполнять обязанности за всех), а затем получать неадекватные оценки группы.

Особое место в системе оценивания результатов образовательного процесса мы отводит самооцениванию, так как считаем, что только та оценка хороша, которая превращается в самооценку. В ходе использования различных самооценочных процедур у будущих учителей должна выработаться профессиональная рефлексия, умение выявлять тенденции собственного личностного развития, позитивные результаты и проблемы учебно-профессиональной деятельности [2]. В то же время необходимо учитывать, что результаты самооценивания обучающихся могут быть достаточно субъективным в силу ряда причин (бессознательное желание представить себя в более выгодном свете, сознательное искажение фактов, завышенная самооценка или комплекс неполноценности, низкий уровень рефлексии, незнание критериев и неумение проводить критический самоанализ и др.), поэтому данный метод необходимо дополнять другими оценочными процедурами.

В заключении можно сделать вывод о том, что привлечение разнообразных субъектов к оценочной деятельности в вузе имеет как положительные аспекты, так и отрицательные, связанные, прежде всего, с неразработанностью процедур проведения и средств оценивания новых результатов образовательного процесса, с отсутствием методического

обеспечения, а в ряде случаев - механизмов встраивания дополнительных профессиональных обязанностей в структуру основной профессиональной деятельности (это касается, прежде всего, работодателей и представителей работодателей).

Литература

[1]. Орлов А.А. Оценивание новых результатов образовательного процесса в вузе как смыслообразующий фактор личностного развития будущего педагога // Акмеология. 2014. № 1-2. С. 171-172

[2]. Пазухина С.В. Рефлексия как основа самооценочной деятельности студентов при компетентностном подходе к образованию // Акмеология. 2014. № 1-2. С. 176-177.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE SUBJECTS OF EVALUATION RESULTS IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL EDUCATION

Pazukhina Svetlana Vyacheslavovna (Tula, Russia) - D.Ps., Associate Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University; Lenina ave., 125; pazuhina@mail.ru

Abstract

This article analyzes the possibilities and limitations of actors (teachers, students, employers, and others.), Involved in the implementation of internal and external evaluation, the diagnosis performance of new results of the educational process in pedagogical high school. Keywords: evaluating the results of education at the university, the subjects of evaluation.

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НА ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Пантелеева Ольга Львовна - ведущий психолог Центра по организации воспитательной работы, Академия труда и социальных отношений (АТиСО); ул. Лобачевского, 90, Москва, Россия, 119454; o.l.pantel@mail.ru.

Аннотация

Статья посвящена исследованию предпосылок самореализации студентов вузов и учащихся колледжа. Выявлена взаимосвязь между механизмами психологической защиты и особенностями самореализации.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, самореализация, отрицание, регрессия, компенсация, проекция.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи межу механизмами психологической защиты и особенностями самореализации.

Исследование проводились в Академии труда и социальных отношений (Москва), в Адыгейском Государственном университете (Майкоп), Бизнес-колледже «Экономики и менеджмента» (Москва) в 2013-15 гг.

Методологической основой исследования являются акме-ологические концепции самореализации личности [1], в качестве тестового инструментария использовались опросник Плутчика Келлермана Конте «Индекс жизненного стиля» [2] и «Эффективность самореализации» (Е.В. Селезнева) [3, 4].

В исследовании приняло участие 163 человека. Из данного массива были отобраны лица с наиболее выраженными механизмами защиты.

По результатам исследований наибольший интерес вызвали следующие механизмы психологической защиты: отрицание (25человек), регрессия (13 человек), компенсация (12 человек) и проекция (22 человека).

1. Отрицание - это механизм психологической защиты, с помощью которого личность старается игнорировать некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства. Действие данного механизма проявляется чаще всего в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые не принимаются, не признаются самой личностью [2].

В опроснике «Эффективность самореализации» по шкале «Удовлетворенность достигнутым уровнем реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.