[2]. Журавлёв А. Л. Психология совместной деятельности в условиях социально-экономических изменений. Дисс. ... д. псих. н. М., 1999 г.
[3]. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Монография. М., 1998.
[4]. Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности. // Юридическая психология № 2., 2013 г.
[5]. Караяни А.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Москва, 1993.
[6]. Носов А.В. Социально-психологическая компенсация профессионально-деструктивных качеств офицеров-руководителей.: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Москва, 2004.
[7]. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
THE PROBLEMS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE OFFICIAL ACTIVITIES OF MILITARY PERSONNEL.
Nosov A.V., Ph.D. in Psychology, Associate Professor of the Acmeolo-gy and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84, Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia, [email protected]
Abstract
the article considers the main approaches to socio-psychological analysis of the official activities of military personnel, especially the study of socio-psychological mechanisms of regulation of official activity, the direction of psychological-acmeological research highlighted problems.
Keywords: official activities of military personnel, official behavior of military personnel, socio - psychological mechanisms of official activity, military personnel, social - psychological research .
УДК 159.9
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
Овсеенко Сергей Сергеевич (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена вопросу развития духовности молодых представителей российского общества в условиях ведущейся между Россией и возглавляемым США блоком третьих стран современной информационно-психологической войны. Организация эффективного развивающего воздействия в сложившихся условиях невозможна без учёта специфических процессов, происходящих в национальном информационном пространстве нашей страны в следствие такого противоборства. Цель статьи - соответствующая модернизация отечественного подхода к развитию духовности молодых сограждан.
Ключевые слова: развитие духовности, современная информационно-психологическая война.
Анализ современных работ, посвящённых вопросам развития духовности и вопросам ведения современной информационно-психологической войны, позволяет определить базовые категории настоящей статьи следующим образом.
Духовность - включающее совокупность этических и эстетических, интеллектуальных и эмоциональных свойств, качество личности, выражающееся в потребности выстраивать свою жизнь и деятельность сообразно принципам и нормам, отличным от диктуемых естественными потребностями [6; 2]. Основным компонентом духовности отечественная педагогическая мысль полагает патриотизм - верность своему государству [5].
Современная информационно-психологическая война -ведущееся исключительно в информационном пространстве с применением основанных на достижениях психологической науки средств воздействия противоборство государств, каждый участник которого стремится подтолкнуть граждан противника к отказу от верности своему государству, укрепив одновременно верность собственных граждан [9]. Рассматривая характер действий сторон в такой войне в контексте отечественного подхода к развитию духовности, действия сторон в чужом информационном пространстве можно охарактеризовать как направленные на подрыв духовности граждан противника, а в собственном - как направленные на укрепление духовности сограждан.
Молодёжь в контексте настоящей статьи определена как главная целевая аудитория в современной информационно-психологической войне в силу двух своих свойств. Молодые люди составляют перспективный человеческий ресурс всех слоёв общества, со временем полностью заменяя старшие поколения. При этом картина мира большинства молодых людей не является устоявшейся, не подкреплена положительным опытом, и может быть сравнительно легко изменена внешним воздействием. В условиях современной информационно-психологической войны такое сочетание делает воздействие на молодёжь приоритетным стратегическим направлением, успех на котором обернётся для воюющей стороны масштабным и устойчивым положительным эффектом [4].
Актуальность статьи обусловлена тремя основными факторами:
• оформленной властным заказом необходимостью воспитания российской молодёжи в духе верности государству;
• стремлением третьих стран путём информационно-психологического воздействия подтолкнуть российскую молодёжь к отказу от верности государству;
• наличием у отечественного подхода к развитию духовности молодых людей, воспитанию их в духе верности государству, слабых сторон, затрудняющих эффективное противодействие планам третьих стран.
Анализ исследований современных российских учёных, работающих в сфере развития духовности молодых граждан нашей страны [7; 8], позволяет характеризовать применяемые отечественные практики воспитания молодёжи в духе верности государству как эффективные. Слабость же отечественного подхода видится в том, что духовность молодого человека предполагает его приверженность гуманистическим идеалам [1; 3]: в том числе воспитываемый в рамках отечественного подхода патриотизм - это верность социальному государству, основанному на гуманистических ценностях [5]. В условиях современной информационно-психологической войны против возглавляемого США блока третьих стран такой подход опасен для нашей страны и не может считаться допустимым.
Информационно-психологическое воздействие, которое воюющие стороны осуществляют как в отношении граждан противника, так и в отношении собственных граждан, включает две основных составляющие: указание на недостатки чужого и на преимущества собственного образа жизни. Воздействие на граждан противника, направленное на распространение в их среде идеи отказа от верности государству, зачастую более эффективно: всевозможные социальные язвы, на которые воюющая сторона указывает гражданам противника, так или иначе окружают их в повседневной жизни, и они могут убедиться в справедливости предлагаемых доводов на собственном опыте. Благодаря феномену трансакции доверия такое положение приводит к принятию гражданами противника как достоверной и остальной информации, которую предоставляет им воюющая сторона. В то же время, послания воюющей стороны к собственным гражданам - подвергающимся аналогичному воздействию со стороны противника - не приносят хорошего результата и воспринимаются получателями как ложь.
Особенно ярко этот эффект проявляется, когда в основе посланий обеих воюющих сторон лежат сходные системы ценностей. В таком случае содержание сообщений, адресованных гражданам противника, не вступает в конфликт с ключевыми аспектами их мировоззрения - это, согласно закону ассимилятивной оценки близко стоящих позиций, способствует доверию к сообщениям и их отправителю. В то же время, воздействие на аудиторию, система ценностей которой радикально отличается от принятой субъектом воздействия,
оказывается много менее эффективным. В свете сказанного, тот факт, что главный противник России также опирается в своих посланиях на гуманистические идеалы, делает очевидной необходимость положения в основу отечественного подхода к развитию духовности принципиально иной системы ценностей - в рамках которой аспекты российского жизнеустройства, с гуманистических позиций оцениваемые как недостатки, рассматривались бы как преимущества.
Эффективным средством массового распространения новой системы ценностей видится привлекательная для аудитории символическая визуализация российского государства, основанного на такой системе. При подготовке настоящей статьи нами был проведён опрос случайной выборки пользователей интернет-портала dungeonmaster.ru об их готовности выступить на защиту визуализированного через привлекательные образы российского государства, основанного на принципах военно-олигархической диктатуры, от посягательств со стороны политической силы, выступающей за построение основанного на гуманистических идеалах социального государства. Выбор конкретной коммуникационной площадки для проведения опроса был обусловлен её значительной популярностью в среде молодых пользователей российского сегмента глобальной сети.
Использование при создании символической визуализации гипотетической российской военно-олигархической диктатуры привлекательных для молодых людей образов позволило получить впечатляющие результаты:
• 78% опрошенных выразили готовность встать на защиту военно-олигархического режима;
• 11% опрошенных отдали предпочтение сторонникам социального государства;
• 11% опрошенных затруднились ответить, по сути отказав в надёжной поддержке одной из сторон.
Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы. В сегодняшних условиях в основу российского патриотизма и духовности в целом должна лечь новая система ценностей -принципиально отличная от той, что использует главный противник нашей страны в информационно-психологической войне. Грамотная организация национальной символьной политики, в том числе использование при создании символов российского государства, в духе верности которому требуется воспитать молодых граждан нашей страны, привлекательных для целевой аудитории образов позволяет эффективно решить этот вопрос.
Литература
[1]. Булатова Е.Н. Роль духовно-нравственного потенциала в карьерном становлении специалиста атомной отрасли // Акмеология. № 3-4. 2014. С. 47-48.
[2]. Буравлева Н.А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 12. 2011. С. 189-193.
[3]. Власова Н.В. Экзистенциальные проблемы современного юношества // Акмеология. № 3-4. 2014. С. 53-54.
[4]. Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983.
[5]. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект // Вестник образования. № 17. 2009. [Электронный ресурс] URL: http://cultura-spb.com (дата обращения: 05.04.2015).
[6]. Мухаметзянова Г.В. Формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи - фактор устойчивого развития гражданского общества // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2011. T.XV. Ч. 1. С. 207.
[7]. Павлов В.И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодёжи на примерах жизни и деятельности космонавтов // Фундаментальные исследования. № 12. 2011. С. 322-325.
[8]. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций русской культуры // Ярославский педагогический вестник. № 3(56). 2008. С. 38-42.
[9]. Соловьев А.В. Информационная война: теоретико-методологические и практические аспекты // Информационные войны. № 2(18). 2011. С. 28-36.
SPIRITUAL DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF MODERN INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL WARFARE
Ovseenko Sergey Sergeevich (Moscow, Russia) - advanced student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; [email protected]
Abstract
The article is devoted to spiritual development of young Russian citizens in conditions of the modern information and psychological warfare ongoing between Russia and the bloc of third countries headed by USA. Organization of effective developing impact in such conditions is impossible without taking into account the specific processes occurring in the national information space of our country because of such confrontation. The purpose of the article is corresponding modernization of the national approach to spiritual development of young citizens.
Key words: spiritual development, modern information and psychological warfare.
УДК 159.99
ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДВУЗЕ*
(*Статья выполнена в рамках базовой части государственного задания № 2014/389, НИР № 2193)
Пазухина Светлана Вячеславовна (Тула, Россия) - доктор психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу возможностей и ограничений субъектов (преподавателей, студентов, работодателей и др.), привлекаемых к реализации внутреннего и внешнего оценивания, в диагностике показателей новых результатов образовательного процесса в педагогическом вузе.
Ключевые слова: оценивание результатов образования в вузе, субъекты оценивания.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО в настоящее время смещается акцент с использования традиционных средств оценивания результатов обучения, нацеленных на определение уровня сформированности знаний студентов по конкретному предмету, на разработку и применение новых средств оценивания образовательных результатов, основанных на многоаспектном анализе умений, навыков, личностных качеств обучающихся, в котором участвуют все вовлеченные в образовательный процесс субъекты.
Кратко рассмотрим перечень потенциальных экспертов, которые могут быть привлечены к оцениванию результатов образовательного процесса в педагогическом вузе на разных этапах обучения студентов.
В процессе внутреннего (внутривузовского) оценивания могут участвовать: преподаватели университета; студент как субъект собственной учебно-профессиональной деятельности, основной потребитель образовательных услуг; студенты группы, вовлеченные в совместную деятельность и общение с однокурсником, чья деятельность оценивается; администрация вуза, контролирующая и оценивающая качество результатов образовательного процесса. Внешнее оценивание могут осуществлять следующие эксперты: работодатели, контролирующие и оценивающие качество подготовленности выпускников вуза, приходящих к ним в качестве практикантов, стажеров, молодых специалистов; школьные учителя, определяющие качество подготовки студента в ходе практики; родители студентов (прежде всего коммерческих и не достигших 18 лет) как заказчики образовательных услуг для своих детей; Рособрнадзор и Министерство образования и науки.
Вузовским работникам традиционно привычнее и легче диагностировать когнитивную составляющую компетенций, включающую фундаментальные и конкретные знания по дисциплине, для чего разработано немало тестов, контрольных