строка, повышенный тремор. Компьютерное тестирование показало снижение у них уровня развития сенсомоторных ко-ординаций и помехоустойчивости. У 56% детей преобладала запаздывающая реакция на движущийся объект. При задержке переработки сенсорной информации страдало формирование навыка письма.
У многих детей с перечисленными проблемами при анализе медицинских карт были выявлены неврологические нарушениями в ранний период развития (ПЭП, ГГС, СПНРВ и др.), им сложно выдерживать длительное статическое напряжение на уроке. Для них необходимо подобрать программу индивидуальных занятий, что позволит во многом избежать проблем не только в начальной школе, но и в последующие годы.
Перечисленные трудности не всегда выявлялись у детей во время предварительного обследования до записи в 1 класс, но впоследствии возросшие нагрузки обострили имеющиеся проблемы. Некоторые дети с хорошим уровнем подготовки к школе преодолевали трудности за счет резервов своего здоровья.
УДК 159.9
Овсеенко С.С. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УСПЕШНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Ovseenko S.S. (RANEPA, Moscow, Russia)
PHYSIOLOGICAL BASIS OF SUCCESSFUL
INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT
Как справедливо отмечал в своих работах Александр Лу-рия, успешное информационно-психологическое воздействие невозможно без учёта законов функционирования человеческого организма - в том числе, связанных с вышей нервной деятельностью. В рамках научного проекта «Психолого-правовые технологии современной информационно-психологической войны» нами был изучен опыт ряда религиозных групп в части погружения адептов в состояние, благоприятное для восприятия предлагаемых им доктрин. Проведённый анализ позволил выявить следующие приёмы работы с адептами:
1. значимые акции информационно-психологического воздействия проводятся в дни, когда способность адептов к критической оценке предлагаемого материала притуплена сезонной дезадаптацией;
2. для пущего снижения способности адептов к критической оценке предлагаемого материала значимые акции информационно-психологического воздействия предваряются и сопровождаются помещением адептов в условия, усиливающие эффект дезадаптации. Последние включают прежде всего нарушение привычного распорядка дня и ритма жизни адептов, привлечение их к интенсивной физической деятельности - в т.ч. специальным спортивным практикам.
На наш взгляд, указанные приёмы могут быть эффективно и с пользой включены в отечественный арсенал средств современной информационно-психологической войны. Под последней в контексте настоящего выступления понимается ведущееся в информационном пространстве с применением основанных на достижениях психологической науки средств воздействия противоборство государств, каждый участник которого стремится подтолкнуть граждан противника к отказу от верности своему государству, укрепив одновременно верность собственных граждан. Ключевой аудиторией ин-
формационно-психологического воздействия в рамках такого противостояния выступают молодые люди. Рассмотренные выше приёмы подготовки получателей информации к восприятию предлагаемых субъектом воздействия сведений могут эффективно дополнить российскую практику работы с отечественной аудиторией, повысить эффективность усилий субъекта воздействия по укреплению верности соотечественников нашему государству.
Актуальность подобных инноваций обусловлена тремя основными факторами:
• оформленной властным заказом необходимостью воспитания российской молодёжи в духе верности государству;
• стремлением третьих стран путём информационно-психологического воздействия подтолкнуть российскую молодёжь к отказу от верности государству;
• наличием у отечественного подхода к развитию духовности молодых людей, воспитанию их в духе верности государству, слабых сторон, затрудняющих эффективное противодействие планам третьих стран.
Рассмотренные выше приёмы подготовки аудитории могут быть перенесены на почву российской практики современной информационно-психологической войны с минимальными изменениями. Очевидно, не представляет значительных сложностей изменение графика плановых выступлений первого лица государства таким образом, чтобы он был соотнесён с днями, в которые сезонная дезадаптация аудитории достигает своего пика и способность к критической оценке предлагаемого материала падает до минимума. Аналогичным образом к таким датам и временным интервалам могут быть привязаны плановые премьеры патриотических фильмов, книг, концерты и театральные постановки.
Изменение распорядка дня и ритма жизни аудитории в преддверии значимых акций информационно-психологического воздействия может быть достигнуто посредством проведения массовых развлекательных мероприятий, интенсификации т.н. «ночной» или клубной жизни молодых людей. Будучи сопровождены достойной рекламной кампанией, подобные мероприятия, очевидно, не останутся незамеченными представителями целевой аудитории и позволят довести уровень их способности к критической оценке к требуемому сроку до нужных значений. Аналогично не представляется трудным и вовлечение молодых людей в специфические спортивные практики, в том числе напрямую заимствованные у отдельных религиозных групп Юго-Восточной Азии как наиболее эффективные. Подобные практики традиционно привлекают молодых людей своей экзотичностью и созданным вокруг них усилиями развлекательной индустрии ореолом элитарности. Дополнительным аспектом их привлекательности в сегодняшних условиях может стать и одобряемая многими гражданами внешняя политика России, состоящая в сокращении кооперации с Западом и сближении со странами Азии.
Сказанное позволяет сделать следующий вывод. Применяемые отдельными религиозными группами приёмы подготовки адептов к информационно-психологическому воздействию могут быть легко и с минимумом доработок включены в отечественную практику современной информационно-психологической войны. В свете этого, а также доказанной практикой религиозных групп эффективности таких приёмов, их включение в российскую практику видится целесообразным и требующим скорейшей реализации.