А.Колчак - это Российский политический деятель, организатор, руководитель Белого движения на Востоке России и, наконец, Верховный Правитель России. За свои 46 лет этот человек успел внести выдающийся вклад в формирование национальной идентичности российских граждан. Его неординарная личность является образцом реализации качеств руководителя стратегического уровня управления в экстремальных условиях.
Сделаем упор на личностные качества А.В.Колчака. Он, вне всяких сомнений, являлся личностью яркой и сложной. Харизматичный, целеустремленный, далеко не всегда справедливый в отношениях с людьми, Колчак был, действительно, храбрым воином. Присущий ему «практический ум» (Б.М.Теплов) позволял решать крайне сложные задачи.
В то же время, в особо тяжёлые моменты осуществления руководящих функций у него проявлялись нервные срывы и раздражительность. Все же с Колчаком, как с героем, служить было непросто, и это видно по поведению его подчинённых офицеров: на фоне геройского поведения Колчака некоторые их поступки выглядели как проявление трусости.
Рассмотрим подробнее методы управления Колчака, с помощью которых исполняется управленческая функция. У главного героя фильма «Адмирал» наблюдаются четко выраженные административные методы управления.
Административные методы управления - это общность методов и средств воздействия на подчинённых, основанная на власти и дисциплине. Спецификой этих методов является непосредственное воздействие на объект и поведение исполнителей в сложной (экстремальной) обстановке. Форма выражения - распоряжения и приказы вышестоящего лица, которые имеют обязательный характер для подчинённого. Умение правильно ставить цель, излагать задачу, распределять обязанности - вот что требуется для эффективного командования военизированными подразделениями, и, конечно же, все это невозможно без беспрекословного подчинения руководителю.
В деятельности Колчака присутствует организационно-распорядительный метод - оперативное воздействие на деятельность или принятие перспективных и эффективных решений по улучшению системы управления.
Помимо всего вышеперечисленного, в действиях А.В.Колчака можно заметить социально-психологический метод управления, помогающий оказывать на подчиненных огромное воздействие, достигнув при этом высокого уровня выполнения распоряжений. Социально-психологические методы основываются на мотивации каждой личности, групповой идеологии, а также влияют на творческую и профессиональную энергичность.
Таким образом, Колчак был горячим патриотом России. Он посвятил жизнь идее ее величия и процветания. В настоящее время в российском народе просыпается гордость за своих героев. Независимо от идеологических установок, в личности адмирала Колчака его талант полководца и интерес к науке, интеллигентность и выдержка, многие другие личностные качества являются образцом для воспитания нравственности и патриотизма у граждан России. Колчак - это идеальный пример русского героя, который искренне хочет сделать свою Родину великой, используя для этого все свои возможности и силы. Он был глубоко верующим человеком и геройски погиб, до конца отстаивая свои идеалы и являясь примером для подражания как в жизни, так и в принятии смерти.
УДК. 373.31, 612.6
Никитина А.А., Атаева В.А. (МПГУ, Москва, Россия)
РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Nikitina A., Ataeva V. ((MSPU, Moscow, Russia) [email protected]
DEVELOPMENT OF GRAPHO-MOTOR SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в психическом и физическом развитии ребёнка. Развивается произвольная регуляция движений, необходимая для формирования и совершенствования навыка письма. Цель исследования - выявить индивидуальные особенности нервно-психического развития и формирования навыка письма у первоклассников. Работа проводилась в прогимназии № 1661 САО (в настоящее время ГБОУ СОШ № 771 СП № 3). Обследовали детей перед поступлением в школу и тех же детей после зачисления в 1 класс. С помощью тестов оценивали возможности усвоения двигательной программы, ее автоматизации, выполнение серийных движений, зрительно- и аудиомоторные реакции. Полученные данные сопоставляли с результатами освоения детьми программы по русскому языку.
У большинства детей начало обучения в 1 классе связано с ухудшением выполнения графической пробы и ритмических движений кисти руки, что выражалось в возрастании доли детей с низкими показателями. Выполнение стандартной графической пробы («заборчик») позволило оценить возможность усвоения двигательной программы, ее автоматизации, переключения с одного движения на другое при выполнении графических серийных движений, темп деятельности, утомляемость. 28,5% учащихся 1 класса выполнили пробу с оценкой «ниже среднего». Большинство сложностей у этих детей связаны с трудностями переключения с одного движения на другое и в утомлении.
Исследование динамического праксиса (проба кулак-ребро-ладонь) позволило определить степень усвоения двигательной программы, сформированность кинетических механизмов серийной организации движений, возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое. В 1 классе примерно 30% учеников выполняли пробу с многочисленными сбоями, не автоматизировано.
Проба на реципрокную координацию движений направлена на оценку сформированности механизмов кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия. В 1 классе 29,7% детей выполнили пробу на низком уровне.
Оценка способности воспроизводить ритмы по слуховой, речевой и зрительной инструкциям показала, что наибольшие сложности у младших школьников вызывало повторение ритма по слуховой инструкции. Среди первоклассников 44,8% плохо справились с заданием.
Во всех проведенных тестах у большинства учеников 1 класса отмечались низкая скорость, сбои, у некоторых детей проявлялись недостатки внимания и синкинезии.
Подобные проблемы, а также недостатки развития зрительного и слухового восприятия и сенсо-моторных функций, обнаружены у детей на уроках письма. Первоклассники, имеющие низкие результаты на уроках, плохо выполняли графические пробы. Выявлялись искажения, упрощения, различная величина бук и слов, трудности переключения, неровная
строка, повышенный тремор. Компьютерное тестирование показало снижение у них уровня развития сенсомоторных ко-ординаций и помехоустойчивости. У 56% детей преобладала запаздывающая реакция на движущийся объект. При задержке переработки сенсорной информации страдало формирование навыка письма.
У многих детей с перечисленными проблемами при анализе медицинских карт были выявлены неврологические нарушениями в ранний период развития (ПЭП, ГГС, СПНРВ и др.), им сложно выдерживать длительное статическое напряжение на уроке. Для них необходимо подобрать программу индивидуальных занятий, что позволит во многом избежать проблем не только в начальной школе, но и в последующие годы.
Перечисленные трудности не всегда выявлялись у детей во время предварительного обследования до записи в 1 класс, но впоследствии возросшие нагрузки обострили имеющиеся проблемы. Некоторые дети с хорошим уровнем подготовки к школе преодолевали трудности за счет резервов своего здоровья.
УДК 159.9
Овсеенко С.С. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УСПЕШНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Ovseenko S.S. (RANEPA, Moscow, Russia)
PHYSIOLOGICAL BASIS OF SUCCESSFUL
INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT
Как справедливо отмечал в своих работах Александр Лу-рия, успешное информационно-психологическое воздействие невозможно без учёта законов функционирования человеческого организма - в том числе, связанных с вышей нервной деятельностью. В рамках научного проекта «Психолого-правовые технологии современной информационно-психологической войны» нами был изучен опыт ряда религиозных групп в части погружения адептов в состояние, благоприятное для восприятия предлагаемых им доктрин. Проведённый анализ позволил выявить следующие приёмы работы с адептами:
1. значимые акции информационно-психологического воздействия проводятся в дни, когда способность адептов к критической оценке предлагаемого материала притуплена сезонной дезадаптацией;
2. для пущего снижения способности адептов к критической оценке предлагаемого материала значимые акции информационно-психологического воздействия предваряются и сопровождаются помещением адептов в условия, усиливающие эффект дезадаптации. Последние включают прежде всего нарушение привычного распорядка дня и ритма жизни адептов, привлечение их к интенсивной физической деятельности - в т.ч. специальным спортивным практикам.
На наш взгляд, указанные приёмы могут быть эффективно и с пользой включены в отечественный арсенал средств современной информационно-психологической войны. Под последней в контексте настоящего выступления понимается ведущееся в информационном пространстве с применением основанных на достижениях психологической науки средств воздействия противоборство государств, каждый участник которого стремится подтолкнуть граждан противника к отказу от верности своему государству, укрепив одновременно верность собственных граждан. Ключевой аудиторией ин-
формационно-психологического воздействия в рамках такого противостояния выступают молодые люди. Рассмотренные выше приёмы подготовки получателей информации к восприятию предлагаемых субъектом воздействия сведений могут эффективно дополнить российскую практику работы с отечественной аудиторией, повысить эффективность усилий субъекта воздействия по укреплению верности соотечественников нашему государству.
Актуальность подобных инноваций обусловлена тремя основными факторами:
• оформленной властным заказом необходимостью воспитания российской молодёжи в духе верности государству;
• стремлением третьих стран путём информационно-психологического воздействия подтолкнуть российскую молодёжь к отказу от верности государству;
• наличием у отечественного подхода к развитию духовности молодых людей, воспитанию их в духе верности государству, слабых сторон, затрудняющих эффективное противодействие планам третьих стран.
Рассмотренные выше приёмы подготовки аудитории могут быть перенесены на почву российской практики современной информационно-психологической войны с минимальными изменениями. Очевидно, не представляет значительных сложностей изменение графика плановых выступлений первого лица государства таким образом, чтобы он был соотнесён с днями, в которые сезонная дезадаптация аудитории достигает своего пика и способность к критической оценке предлагаемого материала падает до минимума. Аналогичным образом к таким датам и временным интервалам могут быть привязаны плановые премьеры патриотических фильмов, книг, концерты и театральные постановки.
Изменение распорядка дня и ритма жизни аудитории в преддверии значимых акций информационно-психологического воздействия может быть достигнуто посредством проведения массовых развлекательных мероприятий, интенсификации т.н. «ночной» или клубной жизни молодых людей. Будучи сопровождены достойной рекламной кампанией, подобные мероприятия, очевидно, не останутся незамеченными представителями целевой аудитории и позволят довести уровень их способности к критической оценке к требуемому сроку до нужных значений. Аналогично не представляется трудным и вовлечение молодых людей в специфические спортивные практики, в том числе напрямую заимствованные у отдельных религиозных групп Юго-Восточной Азии как наиболее эффективные. Подобные практики традиционно привлекают молодых людей своей экзотичностью и созданным вокруг них усилиями развлекательной индустрии ореолом элитарности. Дополнительным аспектом их привлекательности в сегодняшних условиях может стать и одобряемая многими гражданами внешняя политика России, состоящая в сокращении кооперации с Западом и сближении со странами Азии.
Сказанное позволяет сделать следующий вывод. Применяемые отдельными религиозными группами приёмы подготовки адептов к информационно-психологическому воздействию могут быть легко и с минимумом доработок включены в отечественную практику современной информационно-психологической войны. В свете этого, а также доказанной практикой религиозных групп эффективности таких приёмов, их включение в российскую практику видится целесообразным и требующим скорейшей реализации.