Научная статья на тему 'Личностные качества военачальника и их проявление в экстремальных условиях (на материале фильма "адмирал")'

Личностные качества военачальника и их проявление в экстремальных условиях (на материале фильма "адмирал") Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные качества военачальника и их проявление в экстремальных условиях (на материале фильма "адмирал")»

УДК 159.9

Миханькова П.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) Бакр В.Ф. (РАНХиГС, Москва, Россия)

РОЛЬ АДРЕНАЛИНА В ФОРМИРОВАНИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

Michankova P.V. (RANEPA, Moscow, Russia) Bakr V.F. (RANEPA, Moscow, Russia)

ADRENALINE VALUE IN FORMATION OF BEHAVIOURAL STEREOTYPES

Каждый сигнал, который мы получаем из внешней среды, так или иначе подвергается анализу и синтезу. Два этих понятия имеют прочнейшую взаимосвязь, так как под самим определением анализа мы и понимаем принцип дифферен-цировки, т.е. различение сигналов. Классификации анализов соответствует и разная локация протекания.

Безусловно-рефлекторный анализ образуется в самих рецепторах и заканчивается в подкорковых отделах ЦНС.

Высший анализ реализуется корой больших полушарий. Он протекает за счёт дифференцировочного торможения и условного тормоза и способствует анализу процесс концентрации возбуждения в коре.

Под синтезом принято понимать обобщение сигналов и образования целостного, совокупного восприятия их группы, а не каждого отдельно протекающего процесса. Анализ и синтез - взаимосвязанные и одновременно протекающие процессы. Важно отметить, что в результате синтеза формируется динамический стереотип (ДС).

Динамический стереотип, в свою очередь, представляет собой цепь условно-рефлекторных реакций на последовательное воздействие ряда условных и безусловных раздражителей, которые повторяются в конкретно определённой закономерности и последовательности и через обусловленный интервал времени. После его закрепления следует окончание одного рефлекса и запуск следующего, то есть такой механизм будет носить циклический характер. Более того, первый стимул в этом ряду, приобретает свойство запускать всю цепь условных рефлексов.

Динамический стереотип влияет на экономичность в деятельности коры и ускорению действий комплексных условных рефлексов. Мы знаем, что анализ и синтез в большей степени развиты у человека, а это означает, что его мозгу характерно образование массы стереотипических реакций. В особенности, формированием соответствующего динамического стереотипа обуславливается возникновение тех или иных привычек, привязанностей, навыков в выполнении привычной работы, обучении. Именно это и является положительной ролью динамического стереотипа. Отрицательная роль проявляется в длительности и трудности перестройки. По этой причине он препятствует переобучению. Помимо этого, у людей, обладающих слабым типом нервной системы, перестройка динамического стереотипа всегда сопутствуется нарушениями нервно-психической деятельности, которые проявляются в виде психозов и неврозов (резкая смена обстановки, привычной деятельности и т.д.). Одновременно явлением ДС во многом объясняются вредные привычки, например, курение и бытовое пьянство.

Адреналин является гормоном мозгового слоя надпочечников, его главная роль заключается в способствии усиленному сердцебиению, улучшению снабжения мышц глюкозой и кислородом, увеличению тонуса мышц. Адреналин, сам по себе, не вызывает изменений в психике, но увеличение его выделения может вызвать чувство тревожности посредством

условно-рефлекторного механизма. В стрессовом состоянии, сопровождающимся повышением тревоги и чувства беспокойства, происходит увеличение выделения адреналина. Потому что в продолжение жизни человек неоднократно испытывает состояние стресса, и в следствие этого, у большинства людей формируется условный рефлекс, в котором условным сигналом является учащенное сердцебиение и другие физиологические реакции на повышенное содержание адреналина в крови. В итоге вышеперечисленного, мы можем сказать, что физиологическая реакция вызывает условно-рефлекторное повышение тревоги.

Существует мнение, что адреналин и норадреналин усиливают проявление активных форм стрессорного поведения за счет того, что способствуют появлению чувству тревоги. Это не всегда правильно, потому что их психотропный эффект вовсе не является первичным. Он обусловлен деформацией в физиологическом компоненте стрессорного ответа организма: например, усиленное сердцебиение является причиной чувства беспокойства, дискомфорта.

Поскольку волнение, беспокойство, тревога и прочие связанные со стрессом эмоции сопровождаются выделением адреналина, то у каждого человека вырабатывается условный рефлекс, в котором безусловным стимулом являются физиологические реакции на адреналин, а условным - чувство тревоги. В результате учащение пульса может сопровождаться чувством тревоги.

В итоге всего этого, мы можем сделать вывод о том, что распространенное мнение о связи адреналина с положительными эмоциями при стрессе, в особенности при экстремальных хобби, не может считаться верным.

УДК 159.9.

Миханькова П.В., Макеев М.С., Бакр В.Ф., Шишаева Е.А., Игнатьева Д.С., Черкасова А.К., Худякова А. Д., Ковалев В.В. (РАНХиГС, Москва, Россия)1

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОЕНАЧАЛЬНИКА И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «АДМИРАЛ»)

Mikhan'kova P. V., Makeev M.S., Bakr V.F., Shishaeva E.A., Ignat'eva D.S., Cherkasova A.K., Khudyakova A. D., Kovalev V.V. (RANEPA, Moscow, Russia)

PERSONAL QUALITIES OF MILITARY LEADERS AND THEIR MANIFESTATION IN EXTREME CONDITIONS

(ON THE MATERIAL OF THE FILM «ADMIRAL»)

«Адмирал» - российский фильм 2008 года. С точки зрения психологии управления данный фильм является отличным предметом для психологического анализа, так как в нём мы видим личность известного русского полководца Александра Васильевича Колчака, наблюдаем его действия в действительно сложных жизненных ситуациях.

Важно отметить тот факт, что фильм основан на реальных событиях, а, следовательно, все выявленные личностные характеристики, а также методы управления отражают специфику принятия и реализации управленческих решений в мирное и военное время.

Адмирал Колчак представлен перед современным зрителем человеком невысокого роста, слегка худощавым, но широкоплечим, с карими глазами, глуховато-грудным голосом и орлиным взором.

Научный руководитель: Ковалев В.В., кандидат психологических наук, доцент.

А.Колчак - это Российский политический деятель, организатор, руководитель Белого движения на Востоке России и, наконец, Верховный Правитель России. За свои 46 лет этот человек успел внести выдающийся вклад в формирование национальной идентичности российских граждан. Его неординарная личность является образцом реализации качеств руководителя стратегического уровня управления в экстремальных условиях.

Сделаем упор на личностные качества А.В.Колчака. Он, вне всяких сомнений, являлся личностью яркой и сложной. Харизматичный, целеустремленный, далеко не всегда справедливый в отношениях с людьми, Колчак был, действительно, храбрым воином. Присущий ему «практический ум» (Б.М.Теплов) позволял решать крайне сложные задачи.

В то же время, в особо тяжёлые моменты осуществления руководящих функций у него проявлялись нервные срывы и раздражительность. Все же с Колчаком, как с героем, служить было непросто, и это видно по поведению его подчинённых офицеров: на фоне геройского поведения Колчака некоторые их поступки выглядели как проявление трусости.

Рассмотрим подробнее методы управления Колчака, с помощью которых исполняется управленческая функция. У главного героя фильма «Адмирал» наблюдаются четко выраженные административные методы управления.

Административные методы управления - это общность методов и средств воздействия на подчинённых, основанная на власти и дисциплине. Спецификой этих методов является непосредственное воздействие на объект и поведение исполнителей в сложной (экстремальной) обстановке. Форма выражения - распоряжения и приказы вышестоящего лица, которые имеют обязательный характер для подчинённого. Умение правильно ставить цель, излагать задачу, распределять обязанности - вот что требуется для эффективного командования военизированными подразделениями, и, конечно же, все это невозможно без беспрекословного подчинения руководителю.

В деятельности Колчака присутствует организационно-распорядительный метод - оперативное воздействие на деятельность или принятие перспективных и эффективных решений по улучшению системы управления.

Помимо всего вышеперечисленного, в действиях А.В.Колчака можно заметить социально-психологический метод управления, помогающий оказывать на подчиненных огромное воздействие, достигнув при этом высокого уровня выполнения распоряжений. Социально-психологические методы основываются на мотивации каждой личности, групповой идеологии, а также влияют на творческую и профессиональную энергичность.

Таким образом, Колчак был горячим патриотом России. Он посвятил жизнь идее ее величия и процветания. В настоящее время в российском народе просыпается гордость за своих героев. Независимо от идеологических установок, в личности адмирала Колчака его талант полководца и интерес к науке, интеллигентность и выдержка, многие другие личностные качества являются образцом для воспитания нравственности и патриотизма у граждан России. Колчак - это идеальный пример русского героя, который искренне хочет сделать свою Родину великой, используя для этого все свои возможности и силы. Он был глубоко верующим человеком и геройски погиб, до конца отстаивая свои идеалы и являясь примером для подражания как в жизни, так и в принятии смерти.

УДК. 373.31, 612.6

Никитина А.А., Атаева В.А. (МПГУ, Москва, Россия)

РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Nikitina A., Ataeva V. ((MSPU, Moscow, Russia) aanik20@mail.ru

DEVELOPMENT OF GRAPHO-MOTOR SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в психическом и физическом развитии ребёнка. Развивается произвольная регуляция движений, необходимая для формирования и совершенствования навыка письма. Цель исследования - выявить индивидуальные особенности нервно-психического развития и формирования навыка письма у первоклассников. Работа проводилась в прогимназии № 1661 САО (в настоящее время ГБОУ СОШ № 771 СП № 3). Обследовали детей перед поступлением в школу и тех же детей после зачисления в 1 класс. С помощью тестов оценивали возможности усвоения двигательной программы, ее автоматизации, выполнение серийных движений, зрительно- и аудиомоторные реакции. Полученные данные сопоставляли с результатами освоения детьми программы по русскому языку.

У большинства детей начало обучения в 1 классе связано с ухудшением выполнения графической пробы и ритмических движений кисти руки, что выражалось в возрастании доли детей с низкими показателями. Выполнение стандартной графической пробы («заборчик») позволило оценить возможность усвоения двигательной программы, ее автоматизации, переключения с одного движения на другое при выполнении графических серийных движений, темп деятельности, утомляемость. 28,5% учащихся 1 класса выполнили пробу с оценкой «ниже среднего». Большинство сложностей у этих детей связаны с трудностями переключения с одного движения на другое и в утомлении.

Исследование динамического праксиса (проба кулак-ребро-ладонь) позволило определить степень усвоения двигательной программы, сформированность кинетических механизмов серийной организации движений, возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое. В 1 классе примерно 30% учеников выполняли пробу с многочисленными сбоями, не автоматизировано.

Проба на реципрокную координацию движений направлена на оценку сформированности механизмов кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия. В 1 классе 29,7% детей выполнили пробу на низком уровне.

Оценка способности воспроизводить ритмы по слуховой, речевой и зрительной инструкциям показала, что наибольшие сложности у младших школьников вызывало повторение ритма по слуховой инструкции. Среди первоклассников 44,8% плохо справились с заданием.

Во всех проведенных тестах у большинства учеников 1 класса отмечались низкая скорость, сбои, у некоторых детей проявлялись недостатки внимания и синкинезии.

Подобные проблемы, а также недостатки развития зрительного и слухового восприятия и сенсо-моторных функций, обнаружены у детей на уроках письма. Первоклассники, имеющие низкие результаты на уроках, плохо выполняли графические пробы. Выявлялись искажения, упрощения, различная величина бук и слов, трудности переключения, неровная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.