medical & pharmaceutical
-n/V
JOURNAL "PULSE"
2022. Vol. 24. № 12
E-ISSN 2686-6838
RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences
УДК 615.1
Corresponding Author: Afanasyeva T.G. - Professor of the Department of Organization of Pharmaceutical Business, Clinical Pharmacy and Pharmacognosy, Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko, Voronezh E-mail: [email protected]
© Afanasyeva T.G., Makhinova E.N., Lavrova N.N., Afanasyeva N.I., Tkachuk E.S. - 2022
LI., *** I Accepted: 30.12.2022
http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12-96-103
ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ НА ВЕЛИЧИНУ СРЕДНЕГО ЧЕКА: АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Афанасьева Т.Г., Махинова Е.Н., Лаврова Н.Н., Афанасьева Н.И., Ткачук Э.С.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты анализа различных методов повышения размера среднего чека, применяемые аптечными организациями (АО). Маркетинговые методы стимулирования продаж являются важными элементами экономической деятельности фармацевтических компаний, которые способствуют увеличению прибыли, расширению охвата рынка лекарственных средств, повышению лояльности покупателей. Анализ среднего чека АО позволяет оценить эффективность деятельности работников первого стола, специалистов отдела продаж и руководителей АО. В работе представлены результаты анализа среднего чека АО федеральной и региональной аптечных сетей частной формы собственности, а также АО государственной аптечной сети. Использовались экономические показатели по трем АО из каждой аптечной сети за период с февраля по апрель 2021г. и 2022 г. С помощью методики расчета определены величины среднего чека, которые составили соответственно 289р., 219р., 198р. (2021 год) и 382 р., 274 р., 236 р. (2022 год). Оказалось, что наиболее высокие показатели среднего чека стали результатом грамотного применения в АО методов стимулирования продаж. Среди представленных аптечных сетей наиболее популярными маркетинговыми методами являются: потребительское продвижение, приемы мерчандайзинга (оформление наружной вывески, использование рубрикаторов, POS-материалов и др.), оказание дополнительных услуг, фармацевтическое консультирование и т.д. Важность таких методов, как интернет-коммерция, развитие персонализации в информировании, наличие удобного приложения и сайта с возможностью быстрого заказа подтверждается высоким средним чеком аптек федеральной сети. Сравнительный анализ чеков за аналогичный период времени показывает влияние факторов колебаний спроса, связанный с пандемией коронавирусной инфекции COV1D-19, которая привела к ажиотажному спросу на лекарственные препараты и медицинские изделия (одноразовые маски, перчатки), что способствовало значительному повышению среднего чека в фармацевтических организациях.
Ключевые слова: аптечные организации, средний чек, маркетинговые методы, допродажи, стимулирование сбыта, программа лояльности, электронная коммерция, терапевтические цепочки, фармацевтическое консультирование.
THE IMPACT OF MARKETING METHODS OF SALES PROMOTION ON THE AVERAGE CHECK: ANALYSIS AND RESULTS
Afanasyeva T.G., Makhinova E.N., Lavrova N.N., Afanasyeva N.I., Tkachuk E.S.
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation
Abstract. The article presents the results of the analysis of various methods of increasing the size of the average receipt used by pharmacy organizations. Marketing methods of sales promotion are important elements of the economic activity of pharmaceutical companies, which contribute to increasing profits, expanding the coverage of the market ofmedicines, increasing customer loyalty. The analysis of the average check of the pharmacy organization allows you to evaluate the effectiveness of the activities of the employees of the first table, the specialists of the sales department and the managers of the pharmacy organizations. The paper presents the results of the analysis of the average receipt of pharmacy organizations federal and regional pharmacy chains ofprivate ownership, as well as pharmacy organizations state pharmacy network. Economic indicators were used for three joint-stock companies from each pharmacy chain for the period from February to April 2021 and 2022. Using the calculation method, the
values of the average check were determined, which amounted to 289 rubles, 219 rubles, 198 rubles (2021) and 382 rubles, 274 rubles, 236 rubles (2022), respectively. It turned out that the highest indicators of the average receipt were the result of the competent application of sales promotion methods in pharmacy organizations. Among the presented pharmacy chains, the most popular marketing methods are: consumer promotion, merchandising techniques (design of outdoor signage, use of rubricators, POS-materials), provision of additional services, pharmaceutical consulting, etc. The importance of such methods as online commerce, the development of personalization in informing, the availability of a convenient application and a website with the possibility of quick ordering is confirmed by the high average receipt of pharmacies in the federal network. A comparative analysis of receipts for the same period of time shows the influence of factors of demandfluctuations associated with the COVID-19 coronavirus pandemic, which led to a rush demandfor medicines and medical products (disposable masks, gloves), which contributed to a significant increase in the average receipt in pharmaceutical organizations.
Keywords: pharmacy organizations, average check, marketing methods, cross-sell, sales promotion, loyalty program, e-commerce, therapeutic chains, pharmaceutical consulting.
Введение.
экономической неотъемлемым
Повышение
деятельности условием их существования
эффективности АО является
на
рынке. Конкуренция в фармацевтической отрасли обостряется за счет открытия новых АО, образования аптечных сетей регионального и федерального уровней. В сложившихся обстоятельствах функция управления маркетингом и сбытом требует от аптечных сетей максимизации усилий по продвижению товаров конечному потребителю. Использование всего потенциала маркетинговых методов стимулирования продаж способствует выдвижению аптечных сетей в лидеры розничного фармацевтического рынка по охвату и прибыли, повышает их узнаваемость и уровень доверия со стороны покупателей. Одним из методов комплексной оценки эффективности
экономической деятельности организации является анализ размера среднего чека, как показателя, отражающего основные результаты используемых методов продвижения фармацевтических товаров, степень лояльности посетителей, уровень финансовой стабильности.
Цель настоящего исследования - анализ основных маркетинговых методов, способствующих повышению размера среднего чека АО.
Методы повышения среднего чека, применяемые в аптечных сетях г. Воронеж
Материалы и методы. В работе использовались методы контент-анализа, математический и статистический методы, анализ продаж на основе изучения структуры среднего чека, сравнительный анализ.
Результаты и обсуждение. Средний чек (средняя стоимость заказа) - это общая сумма выручки торговой организации за определенный промежуток времени, делённая на количество выданных чеков. Средний чек складывается из двух базовых составляющих: цена одной позиции в чеке и количество позиций в чеке (глубина чека) [10]. Изучение величины и структуры среднего чека помогает определить уровень доверия и степень лояльности покупателей к фармацевтической компании, что позволяет, рассматривать данные о среднем чеке как универсальный показатель удовлетворенности посетителей аптек.
Для увеличения размера среднего чека АО применяют различные методы, которые были нами рассмотрены, сгруппированы и проанализированы для трех аптечных сетей, представленных на розничном рынке г. Воронеж (табл. 1).
Таблица 1
Методы Аптечная сеть №1 (федеральная коммерческая) Аптечная сеть №2 (региональная коммерческая) Аптечная сеть №3 (государственная)
I. Потребительское продвижение:
1. Программа лояльности: - дисконтная; - накопительная; - кобрендинговая; - кешбэк; - партнёрская; - некоммерческая +
Methods of increasing the average check used in pharmacy chains in Voronezh
2. Акции («товар дня», «2 по цене 1», подарки за покупку, бесплатные образцы) + + +
3. Техника повышения продаж: + - +
- cross-sell;
- up-sell; - down-sell;
-применение терапевтических цепочек
4. Интернет-аптека + + -
5. Электронная коммерция (информационно - + + -
телекоммуникационные сети, коммуникативные технологии)
6. Мобильное приложение + - -
7. Программное обеспечение рабочих мест фармацевтических работников + + +
8. Работа торговых и медицинских представителей + ? -
II. Мерчандайзинг:
1. Элементы наружного оформления АО + + +
2. Элементы оформления торгового зала + + +
3. Функциональное расположение витрин - + -
4. Место для фармацевтического консультирования - + +
5. Применение рубрикаторов + + +
6. Р08-материалы + + +
7. Свет, звук, запах - + -
III. Дополнительные услуги:
1. Заказ на сайте/ по телефону + + +
2. Бронирование товаров + + +
3. Доставка + + -
4. Персонализация продаж + - -
IV. Повышение уровня профессиональных компетенций фармацевтических работников:
1. Фармацевтическое информирование и консультирование + + +
2. Расчет плана допродаж
3. Мотивация фармацевтических работников
V. Другие:
1. Прогнозирование колебаний спроса (эпидемия, пандемия, сезонность)
Table 1
Methods Pharmacy chain №1 (federal commercial) Pharmacy chain №2 (regional commercial) Pharmacy chain №3 (state)
I. Consumer promotion:
1. Loyalty program: - discount; - cumulative; - co-branded; - cashback; - partner; - non-profit +
2. Promo-actions («product of the day», «2 for the price of 1», gifts for purchase, free samples) + + +
3. Techniques for increasing sales: - cross-sell; - up-sell; - down-sell; -usage of therapeutic chains + +
4. Online-pharmacies + + -
5. E-commerce (information and telecommunication networks, communication technologies) + + -
6. Mobile app + - -
7. Workplace software + + +
8. The work of trade and medical representatives + ? -
II. Merchandising:
1. Elements of exterior design + + +
2. Elements of the design of the trading floor + + +
3. Functional placement of shelves - + -
4. A place for pharmaceutical consulting - + +
5. Rubricators + + +
6. POS-materials + + +
7. Light, sound, smell - + -
III. Additional services:
1. Online-order / Order by phone + + +
2. Booking + + +
3. Delivery + + -
4. Personalization of sales + - -
IV. The level of professional competencies of a pharmaceutical worker:
1. Pharmaceutical information and consulting + + +
2. Planning of the additional sales
3. Motivation of pharmaceutical workers
V. Other:
1. Increased demand (epidemic, pandemic, seasonality)
Установлено, что до 80% общего объема продаж обеспечивают высокие чеки постоянных клиентов [9], в связи с этим одним из основных направлений деятельности АО по повышению среднего чека является развитие оптимальной программы лояльности - системы маркетинговых приемов для поощрения постоянных покупателей и стимулирования повторных продаж.
Программа лояльности выстраивается для АО в соответствии с поставленными целями -удержание покупателей и повышение уровня прибыли, полученной за счет постоянных и быстрое привлечение новых посетителей, сбор информации об основных потребительских предпочтениях и т.п. Основные виды программ лояльности, применяемых в фармацевтических организациях: дисконтная, накопительная, кобрендинговая, кешбэк, партнёрская, некоммерческая.
Дисконтная программа - предоставление скидки покупателю - участнику программы лояльности. Скидка может быть фиксированной или плавающей (в зависимости от общей суммы совершенных покупок или частоты использования).
Накопительная (бонусная) программа -начисление бонусов на карту лояльности покупателя в соответствии с условиями программы с возможностью последующей полной или частичной оплаты ими покупки/заказа.
Кобрендинговая программа - объединение программ лояльности аптечной сети и другой коммерческой организации той же целевой
аудитории для совместного продвижения своих товаров.
Кешбэк - разновидность бонусной программы лояльности, где часть потраченной суммы возвращается покупателю не в виде баллов, а в денежном эквиваленте.
Партнёрская программа - объединяет одну крупную компанию, совершающую операции по программе лояльности, с множеством заинтересованных партнеров.
Некоммерческая программа - вид программы лояльности, при котором покупатель не получает материальных выгод за совершение покупок, но часть этих средств организация расходует на благотворительную деятельность.
Среди исследуемых аптечных сетей программу лояльности широко применяют АО федеральной коммерческой аптечной сети. Программа является смешанной и предоставляет покупателям возврат части средств от покупок в виде бонусных баллов (2% на все товары и 3% на выделенный ассортимент), а также кешбэка до 30% за покупки по персональным купонам на популярные товары.
Для фармацевтических организаций внедрение программ лояльности способствует достижению нескольких целей: улучшение продаж определенных видов товаров, управление и оптимизация товарных запасов, изучение характера и поведения потребителей. Причем условия программы лояльности должны предлагать такую
2022. Vol. 24. № 12 Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12 E-ISSN 2686-6838
—--—
выгоду, при которой покупатели готовы передавать АО определенный объем персональных данных для обработки и хранения (ФИО, телефон, адрес электронной почты, город пребывания). Это, в свою очередь, помогает АО в выстраивании воронки продаж среди участников программы -последовательности определенных действий, которые потенциальный покупатель совершает непосредственно перед покупкой. Воронка продаж является составной частью электронной коммерции и включает основные этапы: холодный контакт, заинтересованность, убеждение, покупка [10]. Каждый последующий этап отсеивает часть потенциальных покупателей, что выражается в сужении воронки по мере приближения посетителей к покупке.
Целью создания автоматической воронки продаж для АО является определение ряда онлайн-инструментов, способствующих превращению случайных посетителей интернет-сайта аптеки в покупателей. Одним из инструментов воронки продаж на этапе холодного трафика является лид-магнит - уникальное бесплатное предложение для потенциальных клиентов в обмен на их контактную информацию (e-mail). Лид-магнитом в аптечной сети могут быть скидки на первую покупку, бонусы за регистрацию, доступ к закрытым распродажам, бесплатная первая доставка и т.п. Целью лид-магнита является обработка посещений интернет-сайта аптеки и превращение посетителей в подписчиков (участников программы лояльности).
Для дальнейшего стимулирования совершения покупок фармацевтические компании используют трипваер - недорогой продукт или услуга, не приносящие организации прибыли, но необходимые для привлечения внимания потенциального покупателя и способствующие установлению с ним финансовых отношений. Трипваер - предложение по низкой цене, от которого «нельзя отказаться» [4]. Виды трипваеров в АО: миниатюры косметических средств, представленных в аптеке; скидка на сопутствующие товары при покупке основных товаров и др.
Когда потенциальный покупатель находится на этапе заинтересованности, используются информационно-коммуникационные связи, способствующие процессу персонализации продаж. Взаимодействие на данном этапе осуществляется посредством цифрового маркетинга - отправки электронных писем, часто с использованием таргетирования; ведения каналов в мессенджерах; проведения вебинаров [8]. Таргетированная реклама - это реклама с заданными параметрами, направленная на определенную целевую аудиторию на основе открытой информации о пользователях. Обнаружено, что в исследуемых аптеках федеральной сети для персонализации рекламы
использует информацию, указанную в профиле пользователей в мобильном приложении, а также указанную при регистрации в системе лояльности. Организация проводит информирование покупателей о новых фармацевтических и медицинских товарах; акциях; новых услугах, предоставляемых аптеками, посредством email-рассылок, смс-сообщений, сообщений в мессенджерах, push-уведомлений, баннеров и других телекоммуникационных средств, подразумевающих прямой контакт с потребителем. Персонализация рекламы и контента, распространяемых по различным информационно-коммуникационным каналам, заключается в предоставлении информации пользователям на основе истории заказов и просмотров в мобильном приложении или на сайте, включает анализ покупательских особенностей, данные анкет и опросов, проводимых фармацевтической организацией.
Также методами персонализации являются: настраивание интерфейса заказа аптечных товаров на нескольких уровнях (акцент на хиты продаж из интересных пользователю категорий на странице поиска, блок рекомендаций, рекомендации при заказе из «корзины») [3].
Другой эффективной стратегией увеличения среднего чека и продаж является внедрение и сочетание специальных техник продаж - cross-selling, up-selling, down-selling. Up-selling (в применении к аптечным организациям) - метод продажи более дорогого, но безопасного, эффективного или удобного в применении (например, по режиму дозирования) лекарственного препарата/медицинского изделия из ценовой категории выше, чем изначальный выбор покупателя. Например, «переключение» с дженерика на бренд. Up-selling повышает цену одной позиции чека. Down-selling («понижение продаж») - метод, при котором покупателю предлагается более дешевый аналог выбранного препарата (например, переключение с бренда на дженерик). Cross-selling (допродажи) - продажа дополнительных товаров или услуг, направленная на увеличение глубины чека. Допродажи могут быть сонастроенными с основной покупкой или независимыми. Примером последних являются недорогие средства: бумажные платочки, медицинские маски, аскорбиновая кислота, гигиеническая помада и др., предлагаемые всем покупателям независимо от причины обращения. Сонастроенные (комплексные) допродажи включают использование в процессе фармацевтического консультирования
терапевтических цепочек - групп последовательно рекомендуемых товаров аптечного ассортимента, обеспечивающих всестороннюю терапию заболевания: воздействие на причину, купирование
2022. Vol. 24. № 12
Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12
симптомов, предупреждение осложнений [12]. Для эффективного применения терапевтических цепочек проводят их предварительную унификацию для того, чтобы рекомендовать покупателю в первую очередь наиболее прибыльный для аптеки товар и обеспечить индикаторы контроля для оценки эффективности техники продаж фармацевтов и провизоров.
Полученные результаты в ходе анализа использования маркетинговых методов повышения среднего чека, применяемых аптечными сетями в г. Воронеж, представлены на диаграмме (рис. 1)
Рис. 1 - Размер среднего чека, руб Fig. 1 - The value of the average check, rub
Установлено, что наибольший размер среднего чека у АО федеральной аптечной сети (№1), наименьший - у АО государственной аптечной сети (№3). Причиной послужило использование разных стратегий маркетинговых методов стимулирования продаж данными сетями. Так, для сети №1 отмечено использование наибольшего числа методов повышения среднего чека среди исследуемых сетей: комплексная программа лояльности, методы мерчандайзинга, развитие электронно-коммуникативных средств связи с покупателями, персонализация продаж. Уменьшение величины среднего чека аптечной сети №3, возможно, связано с отсутствием интернет-аптеки, средств e-commerce, системы доставки.
Для всех аптечных сетей наблюдается подъем эффективности продаж в 2022 году по сравнению с 2021 годом: сеть №1 - на 32%; сеть №2 - на 25%; сеть №3 - на 19%. Данные показатели отражают влияние на величину среднего чека такого фактора, как колебания спроса. Согласно данным «стопкоронавирус.ру», количество новых случаев заболевания коронавирусной инфекцией в Воронежской области за исследуемый период 2022 года превышает аналогичное за 2021 годом более,
чем в четыре раза, что стало причиной ажиотажного спроса на противовирусные препараты, антибиотики, симптоматические средства лечения сезонных заболеваний.
Выводы. Таким образом, для повышения среднего чека аптечные сети активно внедряют различные современные маркетинговые методы:
потребительского продвижения, мерчандайзинга, оказания дополнительных услуг и грамотного информирования и фармацевтического
консультирования с использованием
терапевтических цепочек и др. Наиболее актуальным является развитие таких направлений, как электронная коммерция, открытие интернет-аптек, совершенствование дистанционных технологий коммуникации с клиентами, что способствует изучению потребительских характеристик покупателей и возможности более полно изучить их потребности и предоставить соответствующие товары и услуги.
2022. Vol. 24. № 12
Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12
REFERENCES
библиографический СПИСОК
[1]. Ganesh R. Bharskar, Suhas S. Siddheshwar. Digital Marketing In Pharmaceutical Sector. International Journal of Pharmaceutical Science and Health Care. 2020. Vol. 2. No. 10.
[2]. Voronkevich, A. B. Changing the features of consumer behavior in the mass consumer goods market under the influence of digitalization in Russia / A. B. Voronkevich // Practical Marketing. - 2020. - №7(281). - PP. 10-18. - DOI 10.24411/2071-3762-2020-10033. - EDN YYWPLZ.
[3]. Kirtayeva O. What will help to unlock the potential of ecommerce in the Russian pharmaceutical market / O. Kirtayeva // New pharmacy. - 2022. - No. 10. [Electronic resource] - https://e.novapteca.ru/991468 .
[4]. Kramar, A.V. The sales funnel as a tool for increasing the average check and business automation / A.V. Kramar, P. V. Novikov, A.V. Novikova // The Age of quality. - 2019.
- No. 4. - pp. 133-143. - EDN FVXVEW.
[5]. Lisovsky P.A. 15 chapters on increasing the profitability of the pharmacy business - Almaty, 2015. pp. 87-93
[6]. Luchko R. O., Patlasov O. Yu. (2020). Increasing the average check through the introduction of up-sale and cross-sale technologies using CRM systems // Human Science: Humanitarian Research. Vol. 14. No. 2. pp. 153-159. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.26
[7]. Mardas D.A. Statistical analysis of the dynamics of changes in the amount of the average check and the number of online purchases during the pandemic // Innovations and investments. 2022. №3.
[8]. Medical and pharmaceutical journal "Pulse". 2021. Vol.23. No3. pp. 80-87. http://dx.doi.org/10.267flpeMOBa N.B., Afanasyeva T.G., Afanasyeva N.I., Chebotok V.V. DIGITAL MARKETING IN PHARMACY: PROSPECTS AND RESULTS // Medical and pharmaceutical journal "Pulse". 2021. Vol.23. No3. pp. 5-10. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-3-5-10.87/nydha - 2686-6838-2021-23-3-80-87.
[9]. Romanenko, It Is. Mr. President. Re получить максимальную прибыль, the клиентов (c изменившихся экономических условиях / S. Mr. President. Romanenko / / client and management clientsim porfellem. - 2016. - № 1.
- S. 40-45. - EDN WEOLRL.
[10]. Tarasova, E. E. Sales funnel as an effective tool of online commerce: theoretical and methodological aspects / E. E. Tarasova, E. V. Matuzenko, I. A. Aminov // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law.
- 2020. - № 4(83). - Pp. 205-214. - DOI 10.21295/22235639-2020-4-205-214.
[11]. Tatarinov, K. A. Marketing impact on sales profit based on data / K. A. Tatarinov // Practical marketing. - 2018. - № 11(261). - Pp. 10-17.
[12]. Tkachuk, E. S. The results of the influence of therapeutic chains on the level of additional sales and the value of the average receipt of pharmacy organizations / E. S. Tkachuk, T. G. Afanasyeva // Trends in the development of science and education. - 2022. - No. 87-3. - pp. 153-156. - DOI 10.18411/trnio-07-2022-121 .
[13]. Ukhova, A. I. Transformation of consumer behavior of Russians in the conditions of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) / A. I. Ukhova, A.D. Okolnishnikov, N. A. Belyaev // Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. -2021. - Vol. 15. - No. 1. - pp. 176-181. - DOI 10.14529/em210118.
[1]. Ganesh R. Bharskar, Suhas S. Siddheshwar. Digital Marketing In Pharmaceutical Sector. International Journal of Pharmaceutical Science and Health Care. 2020. Vol. 2. No. 10.
[2]. Воронкевич, А. Б. Изменение особенностей потребительского поведения на рынке товаров массового потребления под влиянием цифровизации в России / А. Б. Воронкевич // Практический маркетинг. - 2020. - №7(281). - С. 1018. - DOI 10.24411/2071-3762-2020-10033. - EDN YYWPLZ.
[3]. Киртаева О. Что поможет раскрыть потенциал ecommerce на российском фармрынке / О. Киртаева // Новая аптека. - 2022. - №10. [Электронный ресурс] - https://e.novapteca.ru/991468.
[4]. Крамарь, А. В. Воронка продаж как инструмент повышения среднего чека и автоматизации бизнеса / А. В. Крамарь, П. В. Новиков, А. В. Новикова // Век качества. - 2019. - № 4. - С. 133-143.
[5]. Лисовский П.А. 15 глав об увеличении прибыльности аптечного бизнеса - Алматы, 2015. С. 87-93
[6]. Лучко Р. О., Патласов О. Ю. (2020). Увеличение среднего чека через внедрение технологий up-sale и cross-sale с использованием CRM-систем // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 153-159. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.26
[7]. Мардас Д.А. Статистический анализ динамики изменения суммы среднего чека и количества онлайн покупок в период пандемии // Инновации и инвестиции. 2022. №3.
[8]. Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2021. Т.23. No3. С. 80-87. http://dx.doi.org/10.267Дрёмова Н.Б., Афанасьева Т.Г., Афанасьева Н.И., Чеботок В.В. ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2021. Vol.23. No3. С. 5-10. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-3-5-10.87/nydha- 2686-6838-2021-233-80-87.
[9]. Романенко, Е. Г. Как получить максимальную прибыль от клиентов в изменившихся экономических условиях / Е. Г. Романенко // Клиентинг и управление клиентским портфелем. -2016. - № 1. - С. 40-45. - EDN WEOLRL.
[10]. Тарасова, Е. Е. Воронка продаж как эффективный инструмент интернет-торговли: теоретический и методологический аспекты / Е. Е. Тарасова, Е. В. Матузенко, И. А. Аминов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2020. - № 4(83). - С. 205-214. - DOI 10.21295/22235639-2020-4-205-214.
[11]. Татаринов, К. А. Маркетинговое воздействие на прибыль от продаж, основанное на данных / К. А. Татаринов // Практический маркетинг. - 2018. - № 11(261). - С. 10-17.
[12]. Ткачук, Э. С. Результаты влияния терапевтических цепочек на уровень допродаж и величину среднего чека аптечных организаций / Э. С. Ткачук, Т. Г. Афанасьева // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 87-3. - С. 153-156. - DOI 10.18411/trnio-07-2022-121.
[13]. Ухова, А. И. Трансформация потребительского поведения россиян в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / А. И. Ухова, А. Д. Окольнишников, Н. А. Беляев //
https://ctinical-joumaL ru
2022. Vol. 24. № 12 Issue Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12 E-ISSN 2686-6838
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. -2021. - Т. 15. - № 1. - С. 176-181. - Б01 10.14529/ет210118.
Author Contributions. Afanasyeva T. G. - literature review, text writing; Makhinova E. N. - research concept; Lavrova N. N. -research design; Afanasyeva N. I. - statistical data processing; Tkachuk E. S. - collection and processing of materials.
Conflict of Interest Statement. The authors declare that there is no conflict of interest.
Afanasyeva T. G. - SPIN ID: 2157-8720; ORCID ID: 0000-0001-7577-8907
Makhinova E. N. - SPIN ID: 8841-8123
Lavrova N. I. - SPIN ID: 1204-4159; ORCID ID: 0000-0002-2538-6312 Afanasyeva N. I. - SPIN ID: 8266-4158;
Tkachuk E. S. - SPIN ID: 0000-0000; ORCID ID: 0000-0002-3795-8808
For citation: Afanasyeva T.G., Makhinova E.N., Lavrova N.N., Afanasyeva N.I., Tkachuk E.S. THE IMPACT OF MARKETING METHODS OF SALES PROMOTION ON THE AVERAGE CHECK: ANALYSIS AND RESULTS. Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2022;24(12):96-103. http://dx.doi.Org//10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12-96-103.
Вклад авторов. Афанасьева Т. Г. - концепция исследования, дизайн исследования; Махинова Е. Н. - обзор литературы; Лаврова Н. Н. - сбор материалов; Афанасьева Н.И. - статистическая обработка данных; Ткачук Э.С. - обработка материалов, написание текста.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Афанасьева Т. Г. - SPIN ID: 2157-8720; ORCID ID: 0000-0001-7577-8907 Махинова Е. Н. - SPIN ID: 8841-8123 Афанасьева Н. И. - SPIN ID: 8266-4158;
Лаврова Н. Н. - SPIN ID: 1204-4159; ORCID ID: 0000-0002-2538-6312 Ткачук Э. С. -SPINID: 0000-0000; ORCIDID: 0000-0002-3795-8808
Для цитирования: Афанасьева Т.Г., Махинова Е.Н., Лаврова Н.Н., Афанасьева Н.И., Ткачук Э.С. ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ НА ВЕЛИЧИНУ СРЕДНЕГО ЧЕКА: АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2022;24(12):96-103. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-12-96-103.