Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ'

ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1567
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Дрёмова Н. Б., Афанасьева Т. Г., Афанасьева Н. И., Чеботок В. В.

Цифровой маркетинг в настоящее время становится неотъемлемой частью маркетинговых стратегий для большинства компаний всех секторов современной экономики, в том числе и для производственных и розничных фармацевтических организаций. Рассмотрены вопросы продвижения фармацевтической продукции и услуг посредством электронной среды. Определены четыре доступных и экономичных для большинства фармацевтических организаций способа ведения цифрового маркетинга. Показана актуальность прямого контакта с потребителями посредством мобильных приложений и удобных мультиплатформенных сайтов, адаптированных к онлайн-продажам, бронированию и доставке фармацевтических товаров, фармацевтическому консультированию. Результаты социологических опросов показывают средний и высокий уровни готовности потребителей к общению с аптечными организациями посредством цифровых технологий. Отмечен основной сдерживающий фактор развития методов цифрового маркетинга в фармацевтическом секторе в виде неопределенного нормативного регулирования. Определена возможность перехода к полноценной персонализации фармацевтической помощи на основе современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Дрёмова Н. Б., Афанасьева Т. Г., Афанасьева Н. И., Чеботок В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MARKETING IN PHARMACY: PROSPECTS AND RESULTS

Digital marketing is now becoming an integral part of marketing strategies for most companies in all sectors of the modern economy, including manufacturing and retail pharmaceutical organizations. The issues of promoting pharmaceutical products and services through the electronic environment are considered. Four methods of digital marketing that are affordable and cost effective for most pharmaceutical organizations have been identified. The relevance of direct contact with consumers through mobile applications and convenient multiplatform sites adapted to online sales, booking and delivery of pharmaceutical goods, pharmaceutical consumer consulting is shown. The results of opinion polls show average and high levels of consumer readiness to communicate with pharmacy organizations through digital technologies. The main limiting factor in the development of digital marketing methods in the pharmaceutical sector in the form of vague regulations is noted. The possibility of transition to full-fledged personalization of pharmaceutical care based on modern technologies has been determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ»



DIGITAL MARKETING IN PHARMACY: PROSPECTS AND RESULTS

Dremova1 N.B., Afanasyeva2 T.G., Afanasyeva1 N.I., Chebotok2 V.V.

1 Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation

2 Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation

ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Дрёмова1 Н.Б., Афанасьева2 Т.Г., Афанасьева1 Н.И., Чеботок2 В.В.

1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»,. г. Курск, Российская Федерация

2 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, Российская Федерация

a fV This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^NSf by https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

* .ЛШ i ПН RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 0 © Dremova N. В., Afanasyeva Т. в., Afanasyeva N. i., Chebotok V. V., 2021

dj -i http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-3-80-87

L "ЩХ Y / Ч Поступила 12.01.2021/Принята 20.02.2021 | Received 12.01.2021/Accepted 20.02.2021

УДК 614.27

Abstract. Digital marketing is now becoming an integral part of marketing strategies for most companies in all sectors of the modern economy, including manufacturing and retail pharmaceutical organizations. The issues of promoting pharmaceutical products and services through the electronic environment are considered. Four methods of digital marketing that are affordable and cost effective for most pharmaceutical organizations have been identified. The relevance of direct contact with consumers through mobile applications and convenient multi-platform sites adapted to online sales, booking and delivery of pharmaceutical goods, pharmaceutical consumer consulting is shown. The results of opinion polls show average and high levels of consumer readiness to communicate with pharmacy organizations through digital technologies. The main limiting factor in the development of digital marketing methods in the pharmaceutical sector in the form of vague regulations is noted. The possibility of transition to full-fledged personalization of pharmaceutical care based on modern technologies has been determined.

Аннотация. Цифровой маркетинг в настоящее время становится неотъемлемой частью маркетинговых стратегий для большинства компаний всех секторов современной экономики, в том числе и для производственных и розничных фармацевтических организаций. Рассмотрены вопросы продвижения фармацевтической продукции и услуг посредством электронной среды. Определены четыре доступных и экономичных для большинства фармацевтических организаций способа ведения цифрового маркетинга. Показана актуальность прямого контакта с потребителями посредством мобильных приложений и удобных мультиплатформенных сайтов, адаптированных к онлайн-продажам, бронированию и доставке фармацевтических товаров, фармацевтическому консультированию. Результаты социологических опросов показывают средний и высокий уровни готовности потребителей к общению с аптечными организациями посредством цифровых технологий. Отмечен основной сдерживающий фактор развития методов цифрового маркетинга в фармацевтическом секторе в виде

Keywords: pharmacy, digital technologies, digital marketing, pharmaceutical organization, consumers, pharmaceutical products.

REFERENCES

[1]

Ganesh R. Bharskar, Suhas S. Siddheshwar. Digital Marketing In Pharmaceutical Sector. International Journal of Pharmaceutical Science and Health Care. 2020. Vol. 2. No. 10. P. 1-7.

[2] Lalitkumar, Prof. Bhole B. Pharm, Sushma Verma. Digital Marketing: A Road Ahead To Pharmaceutical Selling. IOSR Journal of Business and Managemen. 2018. P. 61-65.

[3] Research by Mail.ru Group: how Russian residents buy medicines // New Retail. 05/29/2019.

URL: https: / / new-retail.ru/novosti/retail

/farmatsevticheskie_kompanii_stali_aktivnee_

ispolzovat_sotsseti_dlya_prodvizheniya2254/

(date accessed: 17.12.2020).

[4] Virtual Pharmacy: How Do Consumers Buy Medicines Online?

// Nielsen. 10.07.2020. URL:

https: / / www.nielsen.com/ru/ru/insights /article/2020/virtualnaya-apteka-kak-potrebiteli-pokupayut-

lekarstva-v-internete/ (date accessed: 17.12.2020)

[5] Afanasyeva T.G., Berezhnova T.A., Lavrova N.N., Tyumentseva V.R. Implementation of monitoring the movement of drugs in the business processes of pharmacy organizations. Medical and pharmaceutical journal Pulse. 2020. vol. 22. no. 9. P. 87-91.

[6] Dremova N.B., Solomka S.V. Prospects for communication IT-technologies for communication between pharmacies and consumers of pharmaceutical products. The state and prospects of pharmaceutical informatics: materials of the round table dedicated to the 80th anniversary of Doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor L.V. Moshkova (Moscow, October 31, 2017). Vologda: LLC "Marker", 2018. P. 21-26.

[7] Dremova N.B., Afanasyeva T.G., Afanasyeva N.I., Solomka S.V. Personalized forms of service for pharmacy practice. Ways and forms of improving pharmaceutical education. Topical issues of development and research of new drugs: materials of the 7th International Scientific and Methodological Conference "Pharmaceutical Education-2018" (Voronezh, March 28-30, 2018). Voronezh: Voronezh State University Publishing House, 2018, P. 159-163.

неопределенного нормативного регулирования. Определена возможность перехода к полноценной персонализации фармацевтической помощи на основе современных технологий.

Ключевые слова: фармация, цифровые технологии, цифровой маркетинг,

фармацевтическая организация, потребители, фармацевтические товары.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Ganesh R. Bharskar, Suhas S. Siddheshwar. Digital Marketing In Pharmaceutical Sector. International Journal of Pharmaceutical Science and Health Care. 2020. Vol. 2. No. 10. P. 1-7.

[2] Lalitkumar, Prof. Bhole B. Pharm, Sushma Verma. Digital Marketing: A Road Ahead To Pharmaceutical Selling. IOSR Journal of Business and Managemen. 2018. Р. 61-65.

[3] Исследование Mail.ru Group: как жители РФ покупают лекарства // New Retail. 29.05.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru / novosti/retail/farmatsevticheskie _kompanii_stali_aktivnee_ispolzovat_sotsseti _dlya_ prodvizheniya2254/ (дата обращения: 17.12.2020).

[4] Виртуальная аптека: как потребители покупают

лекарства в интернете? // Nielsen. 10.07.2020. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/ article/2020/virtualnaya-apteka-kak-potrebiteli-pokupayut-lekarstva-v-internete/ (дата обращения: 17.12.2020)

[5] Афанасьева Т.Г., Бережнова Т.А., Лаврова Н.Н., Тюменцева В.Р. Внедрение мониторинга движения лекарственных препаратов в бизнес-процессы аптечных организаций // Медико-фармацевтический журнал Пульс. 2020. Т. 22. № 9. С. 87-91.

[6] Дрёмова Н.Б., Соломка С.В. Перспективы коммуникационных IT-технологий для общения аптек с потребителями фармацевтической продукции // Состояние и перспективы фармацевтической информатики: материалы круглого стола, посвященного 80-летию доктора фармацевтических наук, профессора Л.В. Мошковой (г. Москва, 31 октября 2017 г.). Вологда: ООО «Маркер», 2018. С. 21-26.

[7] Дрёмова Н.Б., Афанасьева Т.Г., Афанасьева Н.И., Соломка С.В. Персонализированные формы обслуживания для аптечной практики // Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Актуальные вопросы разработки и исследования новых лекарственных средств:

материалы 7-й международной научно-методической конференции

«Фармобразование-2018» (г. Воронеж, 28-30 марта 2018 г.). Воронеж: Изд-во ВГУ, 2018. С. 159-163.

Author Contributions. Dremova N.B. - coordinating the course of research, correcting scientific work, research design; Afanasyeva T.G. - observation, processing of materials, construction of the concept and design of the study; Afanasyeva N.I. - observation, collection and statistical processing of data, retrospective analysis of scientific data; Chebotok V.V. - text writing, collection and statistical processing of data, selection of literature. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Dremova N.B. - ORCID ID: 0000-0002-9800-4370

Research interests, number of main publications: theory and practice of marketing research in pharmacy, management in pharmacy and healthcare, higher education pedagogy, educational technologies of active teaching methods at a medical university; more than 1200 publications have been published, of which more than 250 in journals from the list of the Higher Attestation Commission, 12 in Scopus.

Afanasyeva T.G. - SPIN ID: 2157-8720; ORCID ID: 0000-0001-7577-8907

Research interests, number of main publications: marketing research in pharmacy, the formation and optimization of business systems in the management of pharmaceutical organizations, 220 publications were published, including 26 in journals from the list of the Higher Attestation Commission, 1 in Scopus, 2 monographs, 24 teaching aids.

Afanasyeva N.I. - SPIN ID: 8266-4158; ORCID ID: 0000-0002-8280-9297

Research interests, number of main publications: competitiveness of pharmacy organizations, consumers of medicines, sociological research in pharmacy; 20 publications have been published, 6 of which are in journals from the list of the Higher Attestation Commission.

Chebotok V.V. - SPIN ID: 2827-6451; ORCID ID: 0000-0002-4448-1681

Research interests, number of main publications: the study of industrial safety and the organization of the economy of pharmacy, 6 publications were published, of which 3 in journals from the list of the Higher Attestation Commission, 2 in conference proceedings.

Вклад авторов: Дрёмова Н.Б. - координирование хода исследования, корректирование научной работы, дизайна исследования; Афанасьева Т.Г. - наблюдение, обработка материалов, конструирование концепции и дизайна исследования; Афанасьева Н.И. - наблюдение, сбор и статистическая обработка данных, ретроспективный анализ научных данных; Чеботок В.В. - написание текста, сбор и статистическая обработка данных, подбор литературы.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Дрёмова Н.Б. - ORCID ID: 0000-0002-9800-4370

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: теория и практика маркетинговых исследований в фармации, менеджмент в фармации и здравоохранении, педагогика высшей школы, образовательные технологии активных методов обучения в медицинском университете; опубликованы свыше 1200 печатных работ, из которых более 250 в журналах из перечня ВАК, 12 в Scopus.

Афанасьева Т.Г. - SPIN ID: 2157-8720; ORCID ID: 0000-0001-7577-8907

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: маркетинговые исследования в фармации, формирование и оптимизация бизнес-систем в менеджменте фармацевтических организаций; опубликованы 220 публикаций, из которых 26 в журналах из перечня ВАК, 1 в Scopus, 2 монографии, 24 учебно-методических пособий.

Афанасьева Н.И. - SPIN ID: 8266-4158; ORCID ID: 0000-0002-8280-9297

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: конкурентоспособность аптечных организаций, потребители лекарственных средств, социологические исследования в фармации; опубликованы 20 публикаций, из которых 6 в журналах из перечня ВАК.

Чеботок В.В. - SPIN ID: 2827-6451; ORCID ID: 0000-0002-4448-1681

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: изучение производственной безопасности и организации управления экономики фармации; опубликованы 6 публикаций, из которых 3 в журналах из перечня ВАК, 2 в материалах конференций.

For citation: Dremova N.B., Afanasyeva T.G., Afanasyeva N.I., Chebotok V.V. DIGITAL MARKETING IN PHARMACY: PROSPECTS AND RESULTS // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". 2021. Vol.23. №3. Q 80-87. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-3-80-87.

Для цитирования: // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2021. Т.23. №3. С. 80-87. http://dx.doi.org/10.267Дрёмова Н.Б., Афанасьева Т.Г., Афанасьева Н.И., Чеботок В.В. ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2021. т23. №3. С. 5-10. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-3-5-10.87/nydha-2686-6838-2021-23-3-80-87.

Введение. Интернет и цифровые технологии за последнее десятилетие стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Большинство компаний промышленных секторов и сферы услуг стали быстро адаптироваться к цифровой эпохе в стремлении развить новые маркетинговые каналы для сбыта и коммуникации с потребителями.

Маркетинг, реклама, продажи,

информационные коммуникации с использованием интернет-сервисов

представляют собой различные

взаимосвязанные элементы электронной коммерции. В настоящее время все они стремительно развиваются благодаря быстро меняющимся возможностям

коммуникационных технологий, особенно в связи с появлением популярных социальных сетей, таких как Facebook и YouTube. Изменения оказывают значительное влияние на отрасли, компании, бренды, продукты и потребителей, и не в последнюю очередь это касается здравоохранения и

фармацевтического сектора. Значительное увеличение интереса пациентов к получению из Интернета связанной со здоровьем информации в сочетании с социальными сетями, которые являются наиболее популярной формой онлайн-активности, вызывает особый интерес у

фармацевтических организаций поскольку относится к формированию маркетинговой стратегии продвижения фармацевтических препаратов через прямые контакты с потребителями.

Цель настоящего исследования -

исследовать и определить варианты

цифрового маркетинга, актуальность продвижения лекарственных препаратов, БАД, витаминов среди населения в современном мире.

Материал и методы. В работе исследовались методы продвижения фармацевтических услуг и товаров в сети Интернет. Предметом исследования было влияние цифрового маркетинга на фармацевтическую отрасль. Изучение проводилось с помощью информационно-поисковых систем (Google, Яндекс, @Mail.ru) и электронных поисковых интернет-платформ научных публикаций (eLibrary, Google Scholar, CyberLeninka, ResearchGate, Web of Science) методом анализа и интерпретации материала. Также были рассмотрены отдельные результаты собственного и сторонних социологических исследований потребителей

фармацевтических товаров и услуг.

Результаты и обсуждение. Цифровой маркетинг - это новый этап развития российской фармацевтической отрасли. Фармацевтические и медицинские организации начинают использовать технологические инновации, которые помогают пациентам узнать больше о своем состоянии и позволяют им контролировать здоровье, а врачам предоставляют возможность оперативного общения с пациентами на протяжении всего лечебного процесса.

Некоторые фармацевтические компании только пытаются понять истинную ценность цифровых технологий, в то время как другие уже интегрируют их в более широкую маркетинговую стратегию. Однако не все компании могут продавать

фармацевтическую продукцию онлайн, поскольку они производят отпускаемые по рецепту лекарства, которые не могут быть проданы таким способом. Тем не менее, они используют цифровые способы

коммуникации с медицинскими работниками и пациентами. Например, компания Pfizer активно и чутко реагирует на запросы клиентов через социальные сети, используя для общения с клиентами YouTube, Facebook и Twitter. Компания Johnson&Johnson была одной из первых, запустивших собственный специализированный канал на платформе YouTube. В настоящее время большинство крупных фармацевтических компаний имеют свои страницы в глобальных социальных сетях и свои интернет-сайты, предназначенные для коммуникации с медицинскими сообществами и пациентами.

Все больше фармацевтических организаций используют сайты социальных сетей или сайты электронной коммерции в качестве платформы цифрового маркетинга, что позволяет клиентам получать информацию о фармацевтической продукции и размещать заказы или приобретать товары в режиме онлайн (например, сервисы Apteka.ru, Zdravcity.ru, Evalar.ru, iHerb.com и

др.].

Некоторые являющиеся

инновационными с точки зрения цифрового прогресса фармацевтические организации в то же время ограничены в использовании интернет-маркетинга из-за отсутствия тематических исследований цифровизации в фармацевтическом секторе. Цифровой маркетинг в настоящее время только частично адаптирован фармацевтической индустрией, ввиду основного сдерживающего фактора, которым является неопределенное регулирование данного сегмента, тогда как маркетологи в области финансов, производства, профессиональных и деловых услуг стремительно продвигаются вперед в интернете.

В настоящее время отдельные профессиональные сообщества и сообщества для пациентов, например Здоровье Mail.ru, развились в цифровой среде, адаптируя под себя обширное использование мобильных устройств, социальных сетей, а также онлайн-информации пациентами, медицинскими

работниками и медицинскими

организациями, что побуждает

фармацевтические компании инвестировать и исследовать цифровые маркетинговые стратегии в рамках отраслевых руководящих принципов [1].

В процессе исследования были выявлены четыре доступных уже в настоящее время для большинства фармацевтических организаций способа ведения цифрового маркетинга, не требующие дорогостоящих технологических ресурсов и большого количества квалифицированных

компьютерных специалистов. Все они реализуемы при незначительных расходах на инфраструктуру и персонал или могут быть переданы частично или полностью на аутсорсинг при ограниченном бюджете.

1. Поисковая оптимизация. В процессе поиска любой фармацевтической информации пациенты сначала обращаются к поисковым системам Google или Яндекс, которые являются наиболее часто используемыми. Поиск медицинских и фармацевтических сведений является одним из наиболее распространенных видов деятельности в интернете среди пользователей всех возрастов. Большинство пользователей осуществляют переход на сайты по первым трем ссылкам-результатам поиска. Кроме того, при типовых поисковых запросах используется соответствующий контексту типовой набор слов и фраз. Каждая компания, которая хочет увеличить посещаемость своего интернет-ресурса, должна надлежащим образом учитывать алгоритмы работы поисковых систем. С помощью стратегий оптимизации проводится повышение рейтинга динамического поиска в Яндекс или любых других поисковых системах, что дает компании возможность достигать своей целевой аудитории.

Фармацевтические организации, которые не учитывают алгоритмы поисковых систем при создании и продвижении своих сайтов, теряют возможность увеличения охвата целевой аудитории или вынуждены нести дополнительные существенные расходы на прямую интернет-рекламу. Важными аспектами поисковой оптимизации являются: использование ключевых слов в заголовках и URL-адресах, внутренние ссылки на

собственном сайте, обратные ссылки с других сайтов, правильное использование alt-тегов с изображениями и активность в социальных сетях [2].

2. Маркетинг в социальных сетях. Этот способ присутствия в современном цифровом пространстве обеспечивает прямую связь организации с ее потребителями. Ведение аккаунтов фармацевтической компании в широко используемых социальных сетях ВКонтакте (VK), Фейсбук (Facebook), Инстаграм (Instagram), Одноклассники (OK), Твиттер (Twitter) и видеосервисах Ютуб (YouTube), ТикТок (TikTok) позволяет не только информировать потребителей о продуктах, новинках, маркетинговых акциях, но и получать обратную связь и возможность диалога с ними. Кроме того, поисковые системы могут использовать активность в социальных сетях в качестве результатов обработки запросов пользователей, что помогает поднять позицию фармацевтической организации на страницах результатов поиска, и, следовательно, повысить узнаваемость аптечной сети или фармацевтической компании, лекарственных препаратов, БАД и иной продукции аптечного ассортимента.

3. Вебинары, собрания в очно-заочной форме. Данный вид цифрового маркетинга сочетает в себе живые и виртуальные элементы, что также представляет возможность для продвижения фармацевтических услуг и товаров в интернете. Прямая трансляция событий с помощью видеосвязи позволяет организаторам мероприятий расширить доступность специализированного или потребительского контента, в том числе для пациентов или заинтересованных пользователей, наблюдающим в режиме онлайн. Вебинары и собрания в очно-заочной форме дают возможность общения в режиме реального времени с целевыми аудиториями -профессиональным врачебным сообществом и потребителями, что является наиболее экономически эффективными способом прямой трансляции специализированного контента и обмена информацией о фармацевтических продуктах и услугах между сторонами.

4. Рассылка по электронной почте и ведение каналов в мессенджерах. Электронная почта по-прежнему предпочитается многими потребителями среднего и старшего возрастов для ежедневного использования как для личных, так и для маркетинговых коммуникаций. Представители поколений Y (миллениалы) и Z часто предпочитают получать и обмениваться информацией через сообщения и каналы в мессенджерах (Telegram и др.). Широкое использование смартфонов и планшетов позволяет потребителям получать быстрый доступ к электронным письмам и сообщениям в мессенджерах. Это дает потребителям ощущение контроля и персонализации, они могут выбрать для себя удобный вид взаимодействия с производителем или поставщиком фармацевтических продуктов и его рекламной кампанией, а затем получать только ту информацию, которую они хотят.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время наблюдается постепенный переход к персонализации рекламы фармацевтических товаров. Для продвижения лекарственных средств часто используют таргетирование. На первом месте по использованию - географический таргетинг, затем идет таргетирование по социально-демографическому показателю, на третьем месте - по интересам пациентов. Также возможно использование триггерной платформы для анализа заболеваемости в регионе страны, что дает возможность продвигать фармацевтические продукты целевого или сезонного спроса. Механизмы таргетирования исследуют информацию об интернет-пользователе и выводят целевые предложения, соответствующие его интернет-профилю.

В условиях современного ритма жизни население проводит значительную часть своего времени за смартфонами, планшетами, ноутбуками и другими мобильными электронными устройствами. С их помощью многие люди осуществляют поиск медицинской и фармацевтической информации, а также имеют возможность оформления заказов или покупок необходимых товаров аптечного

ассортимента. Для такого прямого контакта с потребителями фармацевтическим

организациям необходимо обеспечить

создание мобильных приложений, удобных мультиплатформенных сайтов,

адаптированных к онлайн-продаже, доставке на дом, бронированию лекарственных препаратов, фармацевтическому

консультированию. Кроме того, потребуется решать соответствующие логистические и юридические вопросы. Реализация таких задач потребует от фармацевтической организации значительных инвестиций как на организационном этапе, так и для обеспечения текущих бизнес-процессов и мероприятий поддержания лояльности клиентской базы, которая в современных условиях становится все более требовательной к уровню предоставляемых ей сервисов.

Mail.ru Group в ходе опроса более трех тысяч пользователей сети Интернет старше 18 лет выяснили, что наиболее

предпочтительным устройством для поиска лекарственных препаратов, медицинских изделий, БАД являются личный компьютер или ноутбук, доля которого составила 64%. На втором месте по популярности определен смартфон - 55%. Остальные процентные доли ушли на рабочий компьютер или ноутбук и планшет - 28% и 21% соответственно. Также отмечено, что выбор устройства связан с возрастом опрошенных, чем респондент младше, тем более часто он предпочитает смартфон [3].

Глобальная компания-измеритель Nielsen провела в 2020 году исследование онлайн-покупателей безрецептурных

лекарственных препаратов в городах с населением более 1 млн человек, в ходе которого выяснила, что доля опрошенных потребителей, начавших совершать покупки в онлайн-аптеках в течение первого полугодия 2020 года, составила 22%, в то время как 56% от общего числа участников опроса стали меньше обращаться в офлайн-аптеки, предпочитая покупку фармацевтических препаратов онлайн. Также важно отметить, что 88% покупателей сравнивают цены в разных аптеках, и 62% утверждают, что выгоднее приобретать безрецептурные средства в онлайн-аптеках [4].

Важно отметить, что в интернет-аптеке Аптека.ру посетителям предоставляется возможность выбора маркированного

лекарственного препарата и аптеки, которая работает с этим маркированным товаром. Данная функция позволяет потребителю быть уверенным в том, что заказанный препарат не фальсифицирован и не является контрафактным [5].

В проведенном нами еще в 20162017 гг. социологическом опросе среди потребителей фармацевтической продукции (493 респондента) относительно

предпочитаемых персонализированных форм обслуживания в аптечных организациях было выявлено, что 38,6% респондентов хотели бы иметь возможность дистанционного оформления заказа или совершения покупки с доставкой на дом или на работу. Кроме того, многие участники опроса положительно оценили доступность дистанционного фармацевтического консультирования по различным каналам связи: по телефону -26,2%, через интернет-сайт - 20,1%, мобильное приложение на смартфоне - 9,1%, средства видеосвязи (8куре, УШег, ШИа^Арр) -7,7%. Также в ходе опроса был установлены следующие факты, свидетельствующие о среднем и высоком уровне готовности потребителей к общению с аптечными организациями посредством цифровых технологий:

-98,2% имеют дома личный или семейный персональный компьютер с доступом в интернет и 82% используют смартфоны для повседневных коммуникаций;

-используя персональный компьютер, в сети Интернет: 89,7% просматривают интернет-сайты и получают справочную информацию, 72,4% общаются в социальных сетях, 58,6% осуществляют поиск и покупку товаров и услуг в онлайн- и оффлайн-магазинах, 56,4% используют средства видеосвязи для онлайн-общения;

-используя смартфоны, в сети Интернет: 63,7% работают с электронной почтой, 62,7% используют мобильные приложения социальных сетей, 55,6% общаются посредством мессенджеров, 20,7% ведут поиск и покупают товары в онлайн-магазинах;

-20,9% подписаны в социальных сетях на страницы медицинских и

фармацевтических организаций, а всего 64,5% с успехом пользуются коммуникациями как

реальные потребители с теми или иными корпоративными участниками социальных сетей;

-для 31,6% интернет является основным источником информации о лекарственных средствах, а 59,4% используют такую возможность получения необходимых фармацевтических сведений иногда или в дополнение к другим источникам;

-только 5,5% часто и 18,1% редко обращают внимание и знакомятся с информацией из прямой интернет-рекламы (рекламные почтовые сообщения и рекламные баннеры), что свидетельствует о малой эффективности такого вида интернет-маркетинга [6, 7].

Очевидно, что в условиях пандемических ограничений 2020-2021 гг. количество активных в цифровой среде потребителей фармацевтической продукции существенно выросло и в последующих постпандемических условиях, скорее всего, останется значительным.

Выводы. Обусловленные цифровизацией изменения поведенческих паттернов социума и современные коммуникационные технологии дают потребителям возможности получения услуг и приобретения товаров путем использования онлайн-сервисов. Продвижение лекарственных препаратов, медицинских изделий, БАД,

фармацевтических услуг в сети Интернет, использование средств и методов цифрового маркетинга является перспективным направлением для развития

фармацевтических организаций.

Электронные устройства с доступом в интернет стали неотъемлемой частью современной жизни, что способствует росту числа онлайн-заказов во всех сферах

розничных продаж. Период самоизоляции и ограничений передвижения населения во время пандемии covid-19 показал необходимость развития потребительских онлайн-сервисов. Значительное число пациентов прибегают к бронированию лекарственных препаратов, витаминов, БАД, что в свою очередь является движущим механизмом для развития цифрового маркетинга, продаж в интернет-аптеках. В сфере продаж безрецептурных препаратов актуальной является доставка до дома, так как у многих пациентов ограничены возможности личного посещения аптечных организаций.

Технологические инновации в сфере здравоохранения и фармацевтическом секторе позволяют пациентам узнавать больше о своем состоянии и позволяют им контролировать здоровье. Новые технологии дают врачам возможность иметь постоянное актуальное представление о состоянии пациентов, оперативно доносить до них свои сообщения и рекомендации, а также иметь обратную связь о любых побочных эффектах при использовании конкретной

лекарственной терапии.

Мобильные технологии, социальные сети и другие формы цифрового маркетинга уже в настоящее время позволяют аптечным организациям и производителям

фармацевтических и медицинских товаров использовать персонализированный подход для общения и обмена информацией с конечными потребителями, а при ожидаемом профессиональными сообществами будущем совершенствовании нормативной базы станет доступной возможность полноценной персонализации фармацевтической помощи без разрыва между оффлайн- и онлайн-взаимодействиями с пациентом.

Corresponding Author: Afanasyeva Tatyana Gavrilovna - doctor of pharmaceutical Sciences, associate professor, professor of the Department of organization of pharmaceutical business, clinical pharmacy and pharmacognosy, Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation

E-mail: blueskvatal5(5)mail.ru

Ответственный за переписку: Афанасьева Татьяна Гавриловна - доктор фармацевтических наук, доцент, профессор кафедры организации фармацевтического дела, клинической фармации и фармакогнозии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. H.H.

Бурденко», г. Воронеж, Российская Федерация

E-mail: blueskvatal5(5)mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.