Научная статья на тему 'Инновационная маркетинговая стратегия организации фармацевтического рынка'

Инновационная маркетинговая стратегия организации фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ИННОВАЦИОННАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БЛОКЧЕЙН / PHARMACY / PHARMACEUTICAL MARKET / INNOVATIVE MARKETING STRATEGY / DIGITAL ECONOMY / BLOKCHEIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вардомацкая Людмила Петровна

В работе проведены анализ и оценка основных маркетинговых инструментов исследования фармацевтического рынка, которые свидетельствуют об их традиционности и отсутствии нацеленности на использование в осуществлении маркетинговых исследований инновационных достижений. Имеются в виду достижения в информационной экономике, прошедшей стадии создания и использования мейнфреймов, персональных компьютеров, Интернета, мобильных передающих устройств. Их развитие, основанное на новых парадигмах вычислений, привело к созданию новой стадии цифровой экономики, главным инструментом которой является технология блокчейн, оперирующая криптографией. Преобладание «классических» инструментов в маркетинговых исследованиях частично объясняется тем, что внедрение технологии блокчейн в повседневную практику находится в самом начале. Это обусловило необходимость постановки исследовательской задачи обоснования возможности и необходимости использования маркетинговой стратегии при анализе и организации фармацевтического рынка, учитывающей последние достижения в области цифровой экономики, в которой на всех стадиях производства, в широком понимании термина, перерабатываются, анализируются и используются огромные массивы цифровых данных. Эти технологии становятся главным фактором производства, способным кардинальным образом преобразовать все экономические связи и взаимодействия, минимизируя участие в них человека. Так, «интернет вещей» представляющий собой всю совокупность физических объектов, связанных между собой вычислительной сетью и оснащенных встроенными технологиями, позволяющими им взаимодействовать с самими собой и с внешним миром, развивается высокими темпами. Подсчитано, что к 2020 г. «интернет вещей» будет насчитывать около 26 млрд устройств, а оборот интернет-экономики достигнет 9 трлн долларов (Gartner, 2013). Для осуществления транзакций между ними потребуются интернет денег (Omohundzo, 2014). В качестве денег будет выступать криптовалюта. Микроплатежи криптовалютой между физическими объектами могут создать новый уровень экономики (Dawson, 2014). Его суть в том, что во многом исчезнет необходимость распределять ресурсы посредством рынка. Это будут делать «умные машины». В свете происходящих изменений в общественном производстве, должны меняться подходы к набору и традиционному содержанию услуг, в том числе маркетинговых. Стратегия маркетинга применительно к фармацевтическому рынку должна учитывать эти изменения, тем более, что технология блокчейн может использоваться и в здравоохранении (Swan, 2014). Исследование осуществлено на основе общенаучных методов, прогностического метода и метода сравнительного анализа. Это позволило решить такие задачи, как определение сущности, места и роли фармации в целом и фармацевтического рынка в частности, в социально-экономической системе общества, провести сравнительный анализ использования в фармацевтике «классического» ПО и технологии блокчейна. Это выявило ее уникальность и позволило обосновать необходимость разработки маркетинговой стратегии, адекватной современному развитию экономики, а также определить практические результаты использования такой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative marketing strategy of the organization of the pharmaceutical market

The work analyzes and evaluates the main marketing tools of the pharmaceutical market research, which testify to their traditional nature and lack of focus on the use of innovative achievements in the marketing research. We mean the achievement in the information economy, the past stage of creation and use of mainframes, personal computers, the Internet, mobile transmitting devices. Their development, based on new paradigms of computation, led to the creation of a new stage the digital economy, the main tool of which is blocking technology that operates with cryptography. The predominance of "classical" tools in marketing research is partly explained by the fact that the introduction of blocking technology into everyday practice is at the very beginning. This necessitated the formulation of the research task of justifying the possibility and necessity of using a marketing strategy in analyzing and organizing a pharmaceutical market that takes into account the latest achievements in the digital economy in which huge amounts of digital data are processed, analyzed and used at all stages of production, in the broadest sense of the term. These technologies become the main factor of production, able to radically transform all economic ties and interactions, minimizing the participation of people in them. So, the "Internet of things", which is a whole set of physical objects connected by a computer network and equipped with built-in technologies that allow them to interact with themselves and with the outside world, develops at a high rate. It is estimated that by 2020, "Internet of things" will have about 26 billion devices, and the turnover of the Internet economy will reach $ 9 trillion (Gartner, 2013). ransactions between them will require internet money (Omohundzo, 2014). As the money will act as a crypto currency. Micro-payments of crypto-currency between physical objects can create a new level of economy (Dawson, 2014). Its essence lies in the fact that the need to distribute resources through the market will largely disappear. This will be done by "smart machines". In the light of the current changes in social production, approaches to recruitment and traditional content of services, including marketing ones, should change. The marketing strategy in relation to the pharmaceutical market must take into account these changes, especially since blocking technology can also be used in healthcare (Swan, 2014). The research was carried out on the basis of general scientific methods, the prognostic method and the method of comparative analysis. This allowed to solve such problems as defining the essence, place and role of pharmacy in general and the pharmaceutical market, in particular, in the social and economic system of society, to carry out a comparative analysis of the use of "classical" software and blocking technology in pharmaceuticals. This allowed us to identify its uniqueness and allowed us to justify the need to develop a marketing strategy that is adequate to the modern development of the economy, and to determine the practical results of using such a strategy.

Текст научной работы на тему «Инновационная маркетинговая стратегия организации фармацевтического рынка»

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.3.048-056

ИННОВАЦИОННАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

ВАРДОМАЦКАЯ ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической и социальной теории РостГМУ,

Ростов-на-Дону, e-mail: econandsociologyRostGMU@yandex.ru

В работе проведены анализ и оценка основных маркетинговых инструментов исследования фармацевтического рынка, которые свидетельствуют об их традиционности и отсутствии нацеленности на использование в осуществлении маркетинговых исследований инновационных достижений. Имеются в виду достижения в информационной экономике, прошедшей стадии создания и использования мейнфреймов, персональных компьютеров, Интернета, мобильных передающих устройств. Их развитие, основанное на новых парадигмах вычислений, привело к созданию новой стадии 3 - цифровой экономики, главным инструментом которой является технология блокчейн, оперирующая см криптографией. Преобладание «классических» инструментов в маркетинговых исследованиях ГО частично объясняется тем, что внедрение технологии блокчейн в повседневную практику находится 2 в самом начале. Это обусловило необходимость постановки исследовательской задачи обоснования возможности и необходимости использования маркетинговой стратегии при анализе и организации

0 фармацевтического рынка, учитывающей последние достижения в области цифровой экономики, ф в которой на всех стадиях производства, в широком понимании термина, перерабатываются, ^ анализируются и используются огромные массивы цифровых данных. Эти технологии становятся

1 главным фактором производства, способным кардинальным образом преобразовать все экономические связи и взаимодействия, минимизируя участие в них человека. Так, «интернет вещей» - представляющий собой всю совокупность физических объектов, связанных между собой вычислительной сетью и

СО

0

1

m оснащенных встроенными технологиями, позволяющими им взаимодействовать с самими собой и

CD Ш О

15

О О

С

О

m

с внешним миром, - развивается высокими темпами. Подсчитано, что к 2020 г. «интернет вещей» будет насчитывать около 26 млрд устройств, а оборот интернет-экономики достигнет 9 трлн долларов (Gartner, 2013). Для осуществления транзакций между ними потребуются интернет денег < (Omohundzo, 2014). В качестве денег будет выступать криптовалюта. Микроплатежи криптовалютой между физическими объектами могут создать новый уровень экономики (Dawson, 2014). Его суть в том, что во многом исчезнет необходимость распределять ресурсы посредством рынка. Это будут делать «умные машины». В свете происходящих изменений в общественном производстве, должны меняться подходы к набору и традиционному содержанию услуг, в том числе маркетинговых. Стратегия маркетинга применительно к фармацевтическому рынку должна учитывать эти q изменения, тем более, что технология блокчейн может использоваться и в здравоохранении (Swan, ^ 2014). Исследование осуществлено на основе общенаучных методов, прогностического метода и з метода сравнительного анализа. Это позволило решить такие задачи, как определение сущности, места и роли фармации в целом и фармацевтического рынка в частности, в социально-экономической с системе общества, провести сравнительный анализ использования в фармацевтике «классического» 2 ПО и технологии блокчейна. Это выявило ее уникальность и позволило обосновать необходимость z разработки маркетинговой стратегии, адекватной современному развитию экономики, а также о определить практические результаты использования такой стратегии.

Ключевые слова: фармация; фармацевтический рынок; инновационная маркетинговая стратегия; цифровая экономика; блокчейн.

о © Вардомацкая Л. П., 2018

INNOVATIVE MARKETING STRATEGY OF THE ORGANIZATION OF THE PHARMACEUTICAL MARKET

LYUDMILA P. VARDOMATSKAYA,

Associate Professor, Rostov State Medical University, Rostov-on-Don,

e-mail: econandsociologyRostGMU@yandex.ru

The work analyzes and evaluates the main marketing tools of the pharmaceutical market research, which testify to their traditional nature and lack of focus on the use of innovative achievements in the marketing research. We mean the achievement in the information economy, the past stage of creation and use of mainframes, personal computers, the Internet, mobile transmitting devices. Their development, based on new paradigms of computation, led to the creation of a new stage - the digital economy, the main tool of which is blocking technology that operates with cryptography. The predominance of "classical" tools in marketing research is partly explained by the fact that the introduction of blocking technology into everyday practice is at the very beginning. This necessitated the formulation of the research task ofjustifying the possibility and qq necessity of using a marketing strategy in analyzing and organizing a pharmaceutical market that takes into o account the latest achievements in the digital economy in which huge amounts of digital data are processed, analyzed and used at all stages ofproduction, in the broadest sense of the term. These technologies become the main factor of production, able to radically transform all economic ties and interactions, minimizing the participation of people in them. So, the "Internet of things", which is a whole set of physical objects connected by a computer network and equipped with built-in technologies that allow them to interact with themselves and with the outside world, develops at a high rate. It is estimated that by 2020, "Internet of things" will have about 26 billion devices, and the turnover of the Internet economy will reach $ 9 trillion (Gartner, 2013). ransactions between them will require internet money (Omohundzo, 2014). As the money will act as a crypto currency. Micro-payments of crypto-currency between physical objects can create a new level of economy (Dawson, 2014). Its essence lies in the fact that the need to distribute resources through the market will largely disappear. This will be done by "smart machines". In the light of the current changes in social production, approaches to recruitment and traditional content of services, including marketing ones, should change. The marketing strategy in relation to the pharmaceutical market must take into account these changes, especially since blocking technology can also be used in healthcare (Swan, 2014). The research was

and the pharmaceutical market, in particular, in the social and economic system of society, to carry out a comparative analysis of the use of "classical" software and blocking technology in pharmaceuticals. This

см od

0 с

О)

1

§

rn o; s x te ш o

CL <

carried out on the basis of general scientific methods, the prognostic method and the method of comparative ^ analysis. This allowed to solve such problems as defining the essence, place and role of pharmacy in general ^

о о ср a

0

allowed us to identify its uniqueness and allowed us to justify the need to develop a marketing .strategy that ш

is adequate to the modern development of the economy, and to determine the practical results of using such z

a strategy. p

Keywords: pharmacy; pharmaceutical market; innovative marketing strategy; digital economy; ^ blokchein.

JEL: 111, P46 ^

1

Постановка проблемы z

Среди отраслей социальной инфраструктуры, формирующих сектор услуг, особое о

значение принадлежит сфере здравоохранения, в частности фармации. ll

В ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ В. Путин выделил _i

здравоохранение как одну из приоритетных отраслей экономики, требующей z

повышенного внимания, и подчеркнул, что расходы на здравоохранение должны з

возрасти вдвое и в 2019—2024 гг. составлять не менее 4% ВВП. Особое внимание он уделил внедрению в сферу здравоохранения информационных технологий1.

Фармация в соответствии с функционально-институциональным признаком, определяющим тип медицинской организации, относится к сфере здравоохранения. Основные виды деятельности фармации заключаются в осуществлении научных исследований, создании, изготовлении и реализации лекарственных средств.

Объектом нашего исследования являются маркетинговые инструменты организации фармацевтического рынка с целью определения маркетинговой стратегии, адекватной современному инновационному развитию экономики.

Фармацевтический рынок можно рассматривать как часть рынка потребительских товаров и услуг, так как конечной целью движения лекарственных средств является их потребление человеком.

В то же время его можно представить как совокупность экономических отношений, возникающих между контрагентами рынка, прежде всего между потребителями и розничными продавцами — аптечными организациями и аптечными сетями — по поводу купли-продажи лекарственных средств (Наркевич, 2018). Его емкость определяется стоимостным показателем реализуемых на рынке товаров и в 2017 г. составила 1629 млрд рублей (место в первой десятке среди фармацевтических рынков мира)2. оо Характеристика фармацевтического рынка, предпринятая с позиции

о функциональности и особенностей экономических отношений, позволяет рассматривать ¡г) его как сложную социально-экономическую систему, функционирование которой 2 направлено на решение двуединой задачи. С одной стороны, способствовать реализации о" социальной политики государства по обеспечению прав граждан на сохранение о и улучшение здоровья путем оказания услуг по предоставлению безопасных и эффективных лекарств. С другой — поскольку большая часть аптечных организаций ® является коммерческими образованиями, их усилия должны быть направлены не ^ только на достижение рентабельности, но и укрепление рыночных позиций.

о

х §

т

.о о о с^ с

о т

Маркетинговые технологии

Решение этой задачи предполагает использование маркетинговых технологий. Остановимся на характеристике некоторых из них, используемых для разработки маркетинговой стратегии.

го ш

о. Наиболее полное определение маркетинга принадлежит основателю современной

<

школы маркетинга Ф. Котлеру, в котором он отмечает, что маркетинг является функцией о, менеджмента, которая выявляет потребности населения, подлежащие удовлетворению, их объем, возможную прибыльность предприятия, находит целевые рынки, разрабатывает программы по реализации товаров и услуг на этих рынках и мобилизует каждого работника как можно лучше выполнять свои функции. Разрабатываемая на основе исследования рынка маркетинговая стратегия должна нести «дополнительную о ценность» (Котлер, 2003).

Из характеристики, данной Ф. Котлером, можно извлечь следующие принципы маркетинга как системы управления рынком: ос • деятельность любого предприятия должна быть подчинена определению

У изменяющейся структуры потребностей, их величины и их удовлетворению;

о • информация, полученная в результате изучения рынка, должна стать основой для

о принятия эффективного решения для обеспечения прибыльности предприятия

ш и повышения его конкурентоспособности;

о • маркетинговые технологии должны использовать программно-целевой подход; < _

1 См.: Президент призвал реализовать общенациональную программу по борьбе с онкологией. (https://gmpnews.ru/2018/03/ ^ prezident-rf-prizval-realizovat-obshhenacionalnuyu-programmu-po-borbe-s-onkologiej/). —, 2 См.: Фармацевтический рынок России (2017) (http://dsm.ru/docs/analytics/Annual_Report_2017_rus.pdf).

• маркетинг предполагает тщательное изучение рынка, выбор таких сегментов, взаимодействие с которыми будет способствовать максимальному достижению поставленной цели;

• деятельность каждого работника организации от руководителя до рядового сотрудника должна быть подчинена реализации программы маркетинга с целью создания благоприятного имиджа предприятия.

Общие принципы маркетинга применимы к анализу маркетинговой деятельности аптечной организации, как структурного элемента рынка, с учетом специфики фармации. Анализ рынка и мер, направленных на максимальное удовлетворение потребностей потребителей, включает в себя следующие этапы:

1. Определение потенциального объема рынка, его емкости. Необходимо представлять потенциальное количество лекарственных средств, которое можно реализовать на рынке. Это имеет значение для предварительного определения рентабельности. Для максимального удовлетворения потребностей в лекарственных средствах надо обладать информацией не только об их объеме, но и структуре. Решению этой задачи служит сегментация рынка.

2. Сегментация — это выделение долей рынка, с которыми предполагает работать аптека в соответствии с определенными критериями, например:

• демографическим, предполагающим деление рынка по возрастным признакам;

• фармакотерапевтическим, при котором группируются лица, имеющие одинаковое ° заболевание и нуждающиеся в одних и тех же или схожих по терапевтическому оо действию фармпрепаратах; °

• поведенческим, когда доли (сегменты) рынка определяются на основе о> приверженности определенных групп потребителей покупать лекарственные [о средства только в определённой аптечной сети.

Сегментация рынка для аптечной организации — это не одноразовый акт, так как

рынок лекарственных средств только кажется однородным. В действительности он §

состоит из множества сегментов. Рыночная конъюнктура отличается подвижностью, I

о

изменчивостью, а следовательно — однажды сегментированный рынок нуждается в ^

ресегментировании. т

Анализ фармацевтического рынка России показывает пример таких изменений, выразившихся в уменьшении стоимости упаковки отечественных лекарств на 6,1%

и увеличении стоимости лекарства зарубежного производства в 2017 г. на +1,5%3, о. что неизбежно привело к изменению соотношения покупателей, предпочитающих ^

российское и зарубежное лекарство в пользу первого. ^

3. Тщательное изучение потребностей покупателей. Это обусловлено рыночной з конкуренцией. Вовремя заметить изменение структуры потребностей и оперативно о. занять новую нишу означает возможность иметь дополнительную прибыль. о

4. Исследование рыночной структуры. Важнейшим элементом структуры ^ рынка являются прежде всего потребители лекарственных средств. Именно они о формируют спрос и именно за их предпочтения борются фирмы-конкуренты. В этом <5

х

случае используется изучение предложения лекарственных средств конкурентами, ^

ш

анализируются цены, изучаются поставщики. ее

Целью проведения этих мероприятий является определение маркетинговой —

стратегии аптечной организации, причём стратегия должна быть такой, которую либо о

трудно было бы скопировать конкурентам, либо её внедрение потребовало бы много о

времени и затрат. В таком случае компания, имеющая отличительную стратегию, ш

которую не просто повторить, опережает своих конкурентов. о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренные методы исследования фармацевтического рынка широко <

используются в практике аптечных организаций. Однако они не затрагивают сс

3 См.: Фармацевтический рынок России. Январь 2018. (http://dsm.ru/docs/analytics/January-2018-pharmatsy-analisis.pdf).

О

анализа инновационных технологий, в частности — лежащих в основе цифровизации экономики, способных в корне изменить характер обращения лекарственных средств. Разработка маркетинговой стратегии, несущий «дополнительную ценность», должна предусматривать анализ рынка с позиции необходимости использования инновационных технологий.

Сравнительная характеристика классического ПО и технологии блокчейн

Разработка и внедрение в здравоохранение, в том числе фармацию, цифровой экономики определены в качестве важнейшего приоритета страны в долгосрочной перспективе4.

Цифровая экономика определяется как хозяйственная деятельность, основанная на использовании всей информации, с которой имеет дело предприятие, в цифровом виде, что позволяет накапливать, анализировать и хранить огромные массивы данных, затрачивая гораздо меньше трудовых усилий5. Начало ей дает постепенная цифровизация существующих видов деятельности, которая меняет характер экономических взаимосвязей в обществе. Поэтому цифровую экономику называют «новой экономикой».

оо Промедление с внедрением цифровой экономики будет означать технологическое

о отставание России, а следовательно и невозможность конкурировать на равных на ^ мировых рынках.

2 Для фармацевтического рынка характерно активное государственное регулирование

сп (Воронцова, 2016). Это объясняется необходимостью согласования промышленной и ^ закупочной политики государства (Белокрылое, 2016), а также стремлением оптового ^ и розничного звена рынка предлагать к реализации более дорогие препараты, ® имеющие высокую торговую надбавку, в ущерб дешевым отечественным препаратам ^ с высокой социальной значимостью, что определяет значимость регулирования цен | на лекарственные средства из перечня ЖНВЛП (жизненно необходимые и важные § лекарственные препараты). В то же время важнейшей задачей государства в сфере ^ обращения лекарственных средств является осуществление эффективного контроля за ^ их безопасностью и качеством6.

го В последние два года в здравоохранение активно внедряются новые технологии,

о основанные на широко применяемом ПО (программном обеспечении), вследствие многочисленных законодательных инициатив со стороны правительства. В 2017 г. производители лекарственных препаратов начали осуществлять маркировку пробных

<

Ь ф с^

5 партий некоторых препаратов с целью недопущения в продажу некачественных лекарств. о С 2018 г. начала применяться новая система контроля за ценами на лекарства из § перечня ЖВНЛП. В этом же году все аптечные организации перешли на использование оиНие-касс. В дальнейшем предполагается создание единой информационной системы ^ в сфере здравоохранения [ЕГИСЗ], в рамках которой все организации здравоохранения, ^ в том числе организации оптовой и розничной торговли фармации, будут подключены к скоростному интернету, что можно расценить как важные изменения в фармацевтике, ш так как это повысит мобильность всей отрасли7. Однако это не решит проблемы

о

достоверности всей рабочей информации.

~ 4 См.: Распоряжение правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632- р «Об утверждении программы О «Цифровая экономика Российской Федерации». Программа цифровая экономика Российской Федерации (http://static.

government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf).

5 См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (www.kremlin.ru/acts/bank/41919). <£ 6 См.: Обращение лекарственных средств: Федеральный закон № 61-ФЗ: [принят Государственной Думой 12. 04. 2010 г.]. -^ Российская газета. 2010. 14 апреля.

3 7 См.: Важные для фармрынка изменения в законодательстве в 2018 году. (https://pharmedu.ru/publication/vazhnye-dlya-—, farmrynka-izmeneniya-v-zakonodatelstve-v-2018-godu)

Как в России, так и за рубежом производство лекарственных средств, реализация в оптовой и розничной торговле, поставки в стационары осуществляются на основе ПО. Каждое звено передвижения лекарственного средства от производителя к потребителю (пациенту) имеет свою базу данных, никак не связанную с предыдущими и последующими, и они могут изменяться.

Возможность таких изменений создает основу производства подделки либо ввоза в страну незарегистрированного лекарственного средства, что создает угрозу для потребителя. Поэтому обеспечить в полной мере контроль за качеством, безопасностью и эффективностью лекарственных средств при используемых технологиях их производства и обращения не представляется возможным, о чём можно судить, основываясь на статистических данных, показывающих значительный объем обращения поддельных и контрафактных лекарственных средств как на отечественном, так и мировом рынке.

По некоторым данным (Хвостик, 2017) мировой объем этого рынка составляет

30 млрд долларов. Приём некачественных лекарственных средств ежегодно уносит

жизни около 200 тысяч человек8. Большой объём фальсифицированных лекарственных

средств назван одной из проблем российского фармацевтического рынка (Таран,

2016). А по данным анкетирования, 17,4% россиян не доверяют качеству лекарства,

продаваемого в аптеках (Сальникова и Белаконова, 2015). Нелегальные поставки т

недоброкачественных лекарственных средств приносят значительный экономический о

ущерб, как прямой, в виде неуплаченных налогов и таможенных пошлин, так и ^

косвенный в виде исключения из общественного производства лиц трудоспособного ^

с

возраста, преждевременно ушедших из жизни вследствие приема некачественных, в -лучшем случае бесполезных лекарств. В условиях неблагоприятной экономической

ситуации прекращения роста численности населения России в трудоспособном возрасте >

и тенденции сокращения его в ближайшие 15 лет на 7% (Кудрин и Гурвич, 2014), ф преждевременный уход из жизни лиц трудоспособного возраста вследствие приема

некачественных препаратов не может не влиять отрицательно на экономический ^

рост и социальную политику государства. о

В этой связи назрела настоятельная необходимость отслеживания информации на § всех этапах разработки и поставки создаваемых продуктов с использованием новейших технологий в области электроники, что сделает невозможным оборот поддельных

Блокчейн — это технология распределенного реестра, охватывающая всю информацию о создаваемом продукте на всех стадиях его движения к потребителю, где каждый блок данных связан с предыдущим и последующим с помощью алгоритмов (Кузнецова и

8

9 Фарма пытается понять актуальность блокчейна (https://pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/ne-chatlanskoe-eto-delo-pmt-

х го

лекарственных средств. о

Новейшие разработки в области цифровой экономики позволяют использовать для ^ таких целей технологию блокчейн. ^

о о с^ а

Бондаренко, 2018). ш

В классическом ПО вносимые информационные данные, как уже отмечалось, ^ хранятся в разрозненных базах и могут подвергаться корректировке. р

Главной особенностью блокчейна является то, что внесенные данные не могут быть ^ изменены ни по времени внесения, ни по содержанию.

В документе блокчейна, если поставщик лекарств или аптека решили внести ^ правки в запись, то автоматически будет создан новый документ, как продолжение ^ основного, но уже с правками. Растущий список упорядоченных записей формирует § блокчейн (цепь событий). Каждый блок имеет ссылку на предыдущий. Кроме этого § обозначается время создания документа. Поэтому его нельзя переместить, изменив хронологический порядок. Это прозрачно, объективно и не может быть изменено9.

о

<

См.: 60% лекарств-подделка (http://www.oodvrs.ru/news/analytics/60_protsentov_lekarstv_ poddelka). ^

3 О

17-m9-903.html#.WyNkeqczaUk).

Государство предполагает в ближайшее время осуществить информационное обеспечение здравоохранения посредством создания и эксплуатации федеральных информационных систем медицинских и фармацевтических организаций10.

В настоящее время в стране создаются предпосылки для внедрения цифровых технологий в фармацевтику. Одно из направлений такого внедрения связано с маркированием лекарств специальным чипом для защиты от подделок. На основе блокчейн-технологии чип сможет отличить настоящее лекарство от поддельного либо контрафактного с помощью специального электронного устройства. Следовательно, блокчейн технология будет использоваться в фармации на всех стадиях движения препарата от производителя к потребителю (пациенту).

Фармацевтический рынок будущего

Технология блокчейн позволяет создавать автоматические рынки. Для этого ресурсы, выступающие объектом купли-продажи, унифицируются и разбиваются на подгруппы, с которыми осуществляются автоматические транзакции в зависимости от изменяющихся условий на рынках, заранее запрограммированных запросов пользователей и функций торгов (Swan, 2009) по примеру алгоритмической торговли на рынке ценных бумаг и торгов в реальном времени. Автоматические торги могут осуществляться как с целью приобретения ресурсов, так и реализации их клиентам. 3 Прообразом таких торговых сетей являются самоуправляемыеи самодостаточные

см автомобили (Hearn, 2013).

го Применительно к фармацевтическому рынку это означает, что все лекарственные

средства можно будет унифицировать на основе фармакотерапевтических средств, которые как умные, самоуправляемые активы будут самостоятельно заниматься ° пополнением торговых запасов и их реализацией, получая для этих целей данные ф из интернета, на основе контрактов, заключенных с клиентами. В торговые сети ^ фармацевтического рынка может быть встроена программа, автоматически запускающая ^ заключение «умных контрактов» на производство принципиально новых лекарственных ^ средств на основе информации, полученной от клиентов.

СП

CD Ш О

Заключение

Блокчейн, контролируя каждое звено цепочки производства, логистики и реализации лекарственных средств, обеспечит:

• невозможность фальсификации информации и предотвратит реализацию < пациентам некачественных или контрафактных лекарственных препаратов;

• существенную экономию финансовых средств в виде сокращения расходов фармпроизводителей на логистику вследствие уменьшения посредников;

• увеличение собираемости налогов и таможенных пошлин;

о • перевод документооборота в фармацевтике с бумажных носителей на цифровые;

^ • высвобождение работников, которые необходимы для развития сферы услуг;

о • ускорение прохождения международных платежей за зарубежные препараты и

снижение цены таких транзакций, их абсолютную достоверность;

• сокращение смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, что ш положительно скажется на экономическом росте страны.

о А аптечные организации, которые в числе первых начнут использовать цифровые

^ технологии (которые не дешевы), приобретут уникальное преимущество перед

рыночными конкурентами. ^ Несомненно, маркетинговая стратегия, предусматривающая внедрение цифровых

технологий на фармацевтическом рынке, способна принести «дополнительную ценность», которую можно назвать уникальной.

10 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья: Федеральный закон ФЗ- 242: [принят Гос.Думой 29.07.2017 г.]. Российская газета Федеральный выпуск №7338, 04 августа 2017.

О

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белокрылов К. А. (2016). Промышленная и закупочная политика государства: проблемы взаимосвязи // Jornal Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 7(4), 138-146.

Воронцова Н. А. (2016). Сущность и особенности фармацевтического рынка // Baikal Researh Jornal, 7(3), 16-19. DOI:17150/2411-6262.2016,77(3). 16-19.

Котлер Ф. (2003). Маркетинг от А до Я / Перевод с англ. под редакцией Т. Р. Тэор. СПб: Издательский дом «Нева». 224 с.

Кудрин А. и Гурвич Е. (2014). Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики, 12, 17.

Кузнецова В. П. и Бондаренко И. А. (2018). Блокчейн как инструмент цифровой экономики в образовании // Jornal Of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 9(1), 15.

Сальникова А. Г. и Белаконова Е. Г. (2015). Некоторые аспекты исследований рынка противовирусных лекарственных средств // Фармация и фармакология, 6(13), 60-63.

Таран Д. (2015). Исследование фармацевтического рынка России. Итоги 2015 года и прогноз на 2016 год (https://koloro.ru/blog/issledovaniya/issledovanie-farmatsevticheskogo-rynka-rossii-itogi-2015-goda-i-prognoz-na-2016-god.html - Дата обращения: 20.07.2018).

Управление и экономика фармации: учебник / под ред. И. А. Наркевича. М.: ^ ГЭОТАР-Медиа, 2018. °

Хвостик Е. (2017). Мировой рынок поддельных лекарств оценили в $ 30 млрд. Доклад ВОЗ о рынке контрафактных препаратов. (https://www.kommersant.ru/doc/3481234.- ° 28.11.2017 - Дата обращения: 15.06.2018). со

Gartner (2013). «Gartner Says the Internet of Things Installed Base Will Grow to 26 Billion Units By 2020», издательство «Gartner Press» 12.12.2013 г. (http://www.gartner. _ come/news-room/id/263073 - Access Date:15.07.2018). *

Dawson, R. (2014). «The new Layer of the Economy Enabledby M2M Payments in the 1 Internet of Things», блог «Trends in the Living Netvorks». 16 сентября 2014 г. (http:// s

(S

rossdawsonblog.com/weblog.arhives/2014/09/new-layer-economy-en-abled-m2m-payments-

internet-things.html - Access Date:13.07.2018). rn

Hearn, M. (2013). «Future of Money (and Everything Else)» Эдинбургский s

международный фестиваль, видеоролик на You Tube, 23/08/2013, (www.youtube.come/ ^

watch?v=Pu4PAMFPO5Y - Access Date: 13.07.2018). g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Omohundro, S. (2014). «Criptocurrencies,Smart Conracts, and Artifcial Intelligence», ^

направлено для публикации в вестнике Al Matters («Ассоциация по вычислительной ££ технике») (http://steveomohundro.com/2014/10/22 criptocurrencies-smart-conracts-and-artifcial-intelligence/ - Access Date:10.07.2018).

Swan, M. (2009). Automatic Markets, блог Broader Perspective, 23.08.2009. (http:// о

futurememes.blogspot.come/2009/08/au-tomatic-markets.html - Access Date: 20.07.2018). "

Swan, M. (2014). «Blockchein Health-Remunerative Health Data Commons Health Coin о

RFPS», blog Broader Perspective, 28.09.2014 г. (http://futurememes.blogspot.com/2014/09/ ^

blockchein-health-remunerative-health.html - Access Date: 14.07.2018). g

LU CC

REFERENCES У

Belokrylov, K. A. (2016). Industrial and procurement policy of the state: problems of §

interconnection. Jornal Economic Regulation, 7(4), 138-146. (In Russian). 8

Vorontsov, N. (2016). The Nature and characteristics of the pharmaceutical market. ll

Baikal Researh Jornal, 7(3), 16-19. D0I:17150/2411-6262.2016,77(3).16-19 (In Russian). 2

Kotler, F. (2003). Marketing from A to Z. St. Petersburg: Publishing house "Neva". (In ^

Russian). =5

о

о

О О

С

56

ВарAOмацкаfl A. n.

Kudrin, A. and Gurvich, E. (2014). A New growth model for the Russian economy. Voprosy ekonomiki, 12. (In Russian).

Kuznetsova, V. P. and Bondarenko, A. I. (2018). Blockchain as a tool for the digital economy in education. Jornal of Economic Regulation, 9(1). (In Russian).

Sal'nikova, A. G. and Belokoneva E. G. (2015). Some aspects of market research antiviral drugs. Pharmacy and pharmacology, 6(13), 60-63 (In Russian).

Taran, D. (2015). Study of the Russian pharmaceutical market. Results of 2015 and forecast for 2016 (https://koloro.ru/blog/issledovaniya/issledovanie-farmatsevticheskogo-rynka-rossii-itogi-2015-goda-i-prognoz-na-2016-god.html — Access Date: 20.07.2018) (In Russian).

Management and Economics of pharmacy: textbook / edited by I. A. Narkevich. M.: GEOTAR-Media. (In Russian).

Khvostyk, E. (2017). The world market of counterfeit drugs was estimated at $ 30 billion who report on the market of counterfeit drugs. (https://www.kommersant.ru/doc/3481234 Oh. 28.11.2017 — Access Date: 15.06.2018). (In Russian).

Gartner (2013). «Gartner Says the Internet of Things Installed Base Will Grow to 26 Billion Units By 2020», published by «Gartner Press» 12.12.2013. (http://www Oh?gartner.to come/news-room/id/263073 — Access Date: 15.07.2018).

Dawson, R. (2014). «The new Layer of the Economy Enabledby M2M Payments in the Internet of Things», Trends in the Living Networks blog. 16.09.2014. (http://rossdawsonblog. com/weblog.arhives/2014/09/new-layer-economy-en-abled-m2m-payments-internet-things. html — Access Date:13.07.2018). oj- Hearn, M. (2013). «Future of Money (and Everything Else)» Edinburgh international

s festival, YouTube video, 23.08.2013. (www.youtube.come / watch?v=Pu4PAMFPO5Y — £ Access Date: 13.07.2018).

# Omohundro, S. (2014). «Criptocurrencies, Smart Conracts, and Artifcial Intelligence»,

submitted for publication in the Bulletin of Al Matters ("the Association for computing s machinery"), 22.10.2014. (http://steveomohundro.com/2014/10/22criptocurrencies-smart-o conracts-and-artifcial-intelligence/ — Access Date: 10.07.2018).

§ Swan, M. (2014). «Blockchein Health-Remunerative Health Data Commons Health Coin

£ RFPS», blog Broader Perspective, 28.09.2014. (http://futurememes.blogspot.com/2014/09/ ^ blockchein-health-remunerative-health.html — Access Date: 14.07.2018) (http:// o steveomohundro.com/2014/10/22criptocurrencies-smart-conracts-and-artifcial-intelligence J — Access Date: 10.07.2018).

§ Swan, M. (2009). Automatic Markets, a blog Broader Perspective, 23.08.2009. (http://

a. 15

futurememes.blogspot.come/2009/08/au-tomatic-markets.html — Access Date: 20.07.2018).

g Swan, M. «Blockchein Health-Remunerative Health Data Commons Health RFPS

c Coin», a blog Broader Perspective, 28.09. 2014. (http://futurememes.blogspot.com/2014/09/ Q3 blockchein-health-remunerative-health.html — Access Date: 14.07.2018).

LLl

cc o

o o

LLl LL

o <

cc

ZD

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.