Научная статья на тему 'Выбор лекарственных препаратов конечными потребителями - влияние основных факторов'

Выбор лекарственных препаратов конечными потребителями - влияние основных факторов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1027
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / CONSUMER BEHAVIOR / DRUGS / PHARMACEUTICAL PRODUCTS / PHARMACEUTICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кармацкая Н.В., Василевская Е.С., Ячникова М.А.

Важнейшим фактором роста экономического потенциала аптечной организации становится выявление и удовлетворение потребительского спроса на фармацевтические товары. Повышение качества фармацевтической помощи определяющий тренд роста на всех уровнях фармацевтической деятельности. Качество оказания фармацевтической помощи становится не только набором объективныххарактеристик, но а скорее, совокупностью субъективно воспринимаемых оценок. Таким образом, выявление факторов, формирующих потребительское поведение на рынке лекарственных препаратов, помогает изучить возможности целенаправленного воздействия на обращение лекарственных средств и существенно повысить качество оказания фармацевтической помощи населению. Огромное влияние играет поведенческий тип покупателя лекарственных препаратов, что должно подразумевать более внимательное отношение к нему. Результаты исследований показывают многогранность отношения населения к процессу выбора и приобретения товаров аптечного ассортимента. Этот факт определяет вектор дальнейших исследований как изучение отдельных признаков в детализированных группах конечных потребителей, а также возрастающей роли доверия к медицинским и фармацевтическим специалистам. Цель исследования: изучение факторов, влияющих на потребительское поведение населения на фармацевтическом рынке через анализ поведения потребителей на рынке фармацевтических товаров и факторов его определяющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кармацкая Н.В., Василевская Е.С., Ячникова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF DRUGS TO THE FINAL CONSUMERS - THE MAIN INFLUENCE FACTORS

The most important factor in the growth of the economic potential of the pharmacy organization is the identification and satisfaction of consumer demand for pharmaceutical products. Improving the quality of pharmaceutical care is a determining trend of growth at all levels of pharmaceutical activity. The quality of pharmaceutical care becomes not only a set of objective characteristics, but rather a set of subjectively perceived assessments. Thus, identifying the factors shaping consumer behavior in the pharmaceutical market helps to explore the possibilities of purposeful influence on the circulation of medicines and significantly improve the quality of the provision of pharmaceutical care to the population. A great influence is played by the behavioral type of the buyer of drugs, which should imply a more attentive attitude to him. The results of the research show the versatility of the population's attitude to the process of choosing and purchasing products of the pharmacy range. This fact determines the vector of further research as the study of individual features in detailed groups of end users, as well as the increasing role of trust in medical and pharmaceutical professionals.

Текст научной работы на тему «Выбор лекарственных препаратов конечными потребителями - влияние основных факторов»



УДК 615.2:366.14 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21-9-73-78

ВЫБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ КОНЕЧНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ -

ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ

Кармацкая Н.В., Василевская Е.С., Ячникова М.А.

ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», Омск, Российская Федерация

SELECTION OF DRUGS TO THE FINAL CONSUMERS - THE MAIN INFLUENCE FACTORS

KarmatskayaN.V., VasilevskayaE.S., YachnikovaM.A.

Omsk State Medical University, Omsk, Russian Federation

Аннотация. Важнейшим фактором роста экономического потенциала аптечной организации становится выявление и удовлетворение потребительского спроса на фармацевтические товары. Повышение качества фармацевтической помощи - определяющий тренд роста на всех уровнях фармацевтической деятельности. Качество оказания фармацевтической помощи становится не только набором объективныххарактеристик, но а скорее, совокупностью субъективно воспринимаемых оценок. Таким образом, выявление факторов, формирующих потребительское поведение на рынке лекарственных препаратов, помогает изучить возможности целенаправленного воздействия на обращение лекарственных средств и существенно повысить качество оказания фармацевтической помощи населению. Огромное влияние играет поведенческий тип покупателя лекарственных препаратов, что должно подразумевать более внимательное отношение к нему. Результаты исследований показывают многогранность отношения населения к процессу выбора и приобретения товаров аптечного ассортимента. Этот факт определяет вектор дальнейших исследований как изучение отдельных признаков в детализированных группах конечных потребителей, а также возрастающей роли доверия к медицинским и фармацевтическим специалистам. Цель исследования: изучение факторов, влияющих на потребительское поведение населения на фармацевтическом рынке через анализ поведения потребителей на рынке фармацевтических товаров и факторов его определяющих.

Ключевые слова: потребительское поведение, лекарственные препараты, фармацевтические товары, фармацевтическая помощь._

Annotation. The most important factor in the growth of the economic potential of the pharmacy organization is the identification and satisfaction of consumer demand for pharmaceutical products. Improving the quality of pharmaceutical care is a determining trend of growth at all levels of pharmaceutical activity. The quality of pharmaceutical care becomes not only a set of objective characteristics, but rather a set of subjectively perceived assessments. Thus, identifying the factors shaping consumer behavior in the pharmaceutical market helps to explore the possibilities of purposeful influence on the circulation of medicines and significantly improve the quality of the provision of pharmaceutical care to the population. A great influence is played by the behavioral type of the buyer of drugs, which should imply a more attentive attitude to him. The results of the research show the versatility of the population's attitude to the process of choosing and purchasing products of the pharmacy range. This fact determines the vector of further research as the study of individual features in detailed groups of end users, as well as the increasing role of trust in medical and pharmaceutical professionals.

Key words; consumer behavior, drugs, pharmaceutical products, pharmaceutical care.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Дорофеева В.В., Галкина Г.А., Сударенко К.В.

Особенности исследования потребительского _поведения на рынке безрецептурных

REFERENCES

[1] Dorofeeva V.V., Galkina G.A., Sudarenko K.V. Features of the study of consumer behavior in the

лекарственных препаратов // Вестник РУДН, Серия Медицина. №2. 2013. С. 27-32.

[2] Дремова Н.Б. Маркетинг в фармации: учебн. пособие. - Белгород: БГУ. 2010. 272 с.

[3] Гурьянова М.Н. Пожилые посетители в аптеке: стратегии взаимодействия / / Новая аптека. Эффективное управление. № 3. 2010. С. 46-50.

[4] Бегларян М.Г. Саакян К.М., Амирджанян А.А. Анализ факторов, влияющих на выбор лекарств как составляющий компонент потребительского поведения среди посетителей аптек // Вестник КазНМУ. № 1. 2013. С. 285-292.

[5] Баева Е.Е. Анализ факторов, влияющих на психологию покупателя лекарств // Маркетинг в России и за рубежом. №1. 2007. С. 20-23.

market of OTC drugs // Vestnik RUDN, Series Medicine. No. 2. 2013. P. 27-32.

[2] Dremova N. B. Marketing in pharmacy: studies. benefit. - Belgorod: BSU. 2010. 272 p.

[3] Gur'yanova M.N. Older visitors at the pharmacy: strategies of interaction / / New pharmacy. Effective management. No. 3. 2010. P. 46-50.

[4] Beglaryan M.G. Sahakyan K.M., Amirjanyan A.A. Analysis of factors influencing the choice of drugs as a component of consumer behavior among pharmacy visitors // Bulletin of KazNMU. No. 1. 2013. P. 285-292.

[5] Baeva E.E. Analysis of factors affecting the psychology of the buyer of drugs // Marketing in Russia and abroad. No. 1. 2007. P. 20-23.

Введение. Потребительское поведение на фармацевтическом рынке - это система взаимодействия человека с окружающей средой по поводу удовлетворения своих потребностей в здоровье, включающая процесс принятия решений о назначении, приобретении и потреблении фармацевтических товаров и услуг [1].

В качестве лица, совершающего выбор, потребитель стремится получить наилучший товар. Однако на нем же лежит и бремя оплаты, поэтому стремление к приобретению высококачественной продукции сдерживается нежеланием платить высокую цену. В то же время и желание сэкономить на покупке не может быть единственным мотивом поведения потребителя. Окончательный выбор потребителя представляет собой ответственный компромисс между желанием наилучшим образом удовлетворить свои потребности и необходимостью несения финансовых последствий принятого решения.

Факторы, определяющие поведение потребителей, делятся на объективные и субъективные. Объективные факторы в свою очередь подразделяются на факторы рыночной конъюнктуры и государственной системы защиты прав потребителей. Субъективные подразделяются на социально-демографические факторы, состояние здоровья, медицинская и фармацевтическая культура, уровень информации о лекарственном препарате, доступной потребителю [2].

Среди внутренних факторов, определяющих поведенческий тип покупателя, немаловажную роль играет возраст больного. Поведение покупателя пожилого возраста имеет свои характерные особенности, так как они особенно тяжело переживают свои болезни. У них чаще, чем у других категорий потребителей отмечается беспокойство, тревожность, паника, депрессивные состояния, боязнь нехватки денег на лечение, боязнь оказаться беспомощными и т. д. [3].

Если принять во внимание результаты одного исследования, согласно которым большинство посетителей аптечных организаций - представители женского пола, то появляется еще один существенный фактор, влияющий на выбор лекарств - пол покупателя [4].

Значимым фактором, влияющим на выбор конкретного лекарственного препарата, является лекарственная форма. Естественно, что парентеральные лекарственные препараты намного проблематичнее при применении, нежели пероральные. Однако среди пероральных лекарственных форм уже могут быть свои предпочтения в зависимости от специфики заболевания, индивидуальных особенностей и предпочтений больного [5]. Внешний вид упаковки лекарственного препарата также может создавать положительные или отрицательные стимулы при покупке лекарства [4].

На сегодняшний день на рынке фармацевтических товаров можно выделить три типа поведения потребителей:

1. потребители, совершающие обдуманные покупки,

2. потребители, совершающие импульсивные покупки,

3. потребители, совершающие покупки нечёткого планирования.

Для изучения поведения потребителей на рынке фармацевтических товаров и факторов, его определяющих был проведён сравнительный анализ поведения потребителей отдельных групп. При опросе использован метод социологического исследования (анкетирование). В анкетировании приняли участие 208 человек.

Среди опрошенных основную часть составили женщины (97,6%), возраст больше половины составил 18-24 года (53,1%). Основную часть опрошенных составили студенты (43%) и учащиеся (36%). В анкете было предложено оценить своё здоровье по шкале от 0 до 10, больше половины респондентов (56,2%) оценили своё здоровье как хорошее или отличное, 67 % опрошенных не имеют хронических заболеваний.

66,4% всех опрошенных приобретают лекарственные препараты (ЛП) по мере необходимости, 15,4% - 2 раза в месяц, 9,1% - 1 раз в месяц, 9,6% - реже, чем 1 раз в месяц и всего 1,4% каждую неделю.

Люди, имеющие хронические заболевания покупают лекарственные препараты чаще, чем 1 раз в месяц (24,64%), тогда как люди, не имеющие хронических заболеваний, покупают в основном ЛП по мере необходимости (69,78%) (рисунок 1).

Не имеют хронических заболеваний 0,72%

J 69,78%

,63%

11,51% 9,35%

Имеют хронические заболевания 90%

57,97%

21,74%

0,00%

20,00%

40,00%

60,00%

80,00%

и По мере необходимости н Реже

и 4 раза за месяц - каждую неделю н 2 раза за месяц м 1 раз за месяц

Рис. 1. Зависимость частоты приобретения лекарственных препаратов от наличия хронических заболеваний

Респонденты, у которых нет никаких финансовых затруднений приобретают лекарственные препараты по мере необходимости (37,5%), 2 раза в месяц (37,5%) и реже, чем 1 раз в месяц (25%). Самый высокий процент (79,3%) приобретения ЛП по мере необходимости у респондентов, у которых хватает средств на всё, кроме таких приобретений, как квартира или загородный дом. Респонденты, у которых хватает денег на еду, но покупка одежды вызывает затруднение, приобретают ЛП по мере необходимости (50%), каждую неделю (5%), 2 раза в месяц (25%), 1 раз

в месяц (10%) и реже, чем 1 раз в месяц (10%). Зависимость частоты покупки ЛП от уровня дохода представлена на рисунке 2.

Таким образом, уровень дохода населения влияет на частоту приобретения лекарственных препаратов.

У нас хватает денег на еду, но покупка одежды вызывает серьезные проблемы

У нас нет никаких финансовых затруднений. При необходимости мы можем купить квартиру или дом

Наших средств хватит на всё, кроме таких приобретений, как квартира или загородный дом

Нам не всегда достаточно денег даже на еду

Мы можем купить основную бытовую технику, но на автомобиль нам не хватит

0

и По мере необходимости н Реже

и 4 раза за месяц- каждую неделю в 2 раза в месяц

в 1 раз в месяц

Рис. 2. Зависимость частоты покупки лекарственных препаратов от уровня дохода

В результате проведенного опроса выявлено, что больше половины респондентов (52,1%) при возникновении проблем со здоровьем обращаются к врачу. На этом этапе главным фактором выбора, а значит и приобретения ЛП (в том числе рецептурных), является врач. 26% респондентов при возникновении проблем со здоровьем обращаются к родственникам или знакомым, 16,8% занимаются самолечением и 4,3% обращаются за помощью к фармацевтическому работнику. На этом этапе на выбор ЛП влияет провизор или фармацевт.

Сфера деятельности человека также влияет на то, к кому обращается человек при возникновении проблем со здоровьем (рисунок 3). В результате исследования было выявлено, что неработающие люди чаще всего обращаются к врачу (75%); люди, сферой деятельности которых является нефтепереработка, нефтедобыча и энергоснабжение, обращаются при возникновении проблем со здоровьем к фармацевтическому работнику (50%), а люди, сферой деятельности которых являются финансы, бухгалтерия и банковское дело, более склонны заниматься самолечением (38,1%).

50,00%

10,00%

37,50% 25,00%

37,50%

3,45%"-

5,00%

13,79% 3,45%

,05% 1,15%

10,34% 11,49%

9,38% 1,56%

79,31%

68,97%

64,06%

15,63% 9,38%

,00% 20,00% 40,00% 60,00% 80,00% 100,00%

Юриспруденция, право Финансы, бухгалтерия, банковское дело Связь, коммуникация Продаж!г. Сервис, Услуги Печаггь, СМИ, реклама

Обучение, препода ванне

Нефтепереработка, нефтедобыча, энергоснабжение

Не работаю Медицина, фармация Легкая пли тяжелая промышленность

Искусство ГГ-сфера

в Обращаюсь за помощью к фармацевтическому работнику «Обращаюсь за помошью к родственникам знакомым и Ни к кому не обращаюсь, занимаюсь самолечением ы Иду к врачу

Рис. 3. Зависимость обращения респондентов при возникновении проблем со здоровьем

от сферы деятельности

Большинство респондентов для уточнения информации о применении лекарственного препарата пользуются советами врача (41,83%). 27,4% опрошенных пользуются информацией из ресурсов сети Интернет, 14,9% обращаются за советом к родственникам или знакомым и 14,42% консультируются у фармацевтического специалиста (рисунок 4).

14,90%

0,48%

■ В интернете (онлайн-аптека, поисковые системы)

■ В мобильном приложении аптеки

■ Инструкция по применению ЛП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Консультирование провизора (фармацевта)

■ Реклама нового лекарственного препарата данной группы

■ Консультирование врача

■ Советы друзей, членов семьи, коллег

Рисунок 4. Источники, используемые респондентами для уточнения информации о применении лекарственного препарата

Основная часть респондентов (96,2%) покупает (заказывает) лекарственные препараты в аптеке, более половины респондентов (60,6%) предпочитают приобретать импортные лекарства (39,4%).

По результатам опроса 47,1% респондентов в основном посещают разные аптеки, 45,7% -чаще всего посещают одну определённую аптеку и всего 7,2% всегда посещают одну и ту же аптеку.

В ходе опроса было выяснено, что студенты чаще всего посещают разные аптеки (49,5%), всегда посещают одну и ту же аптеку неработающие люди (58,3%), учащиеся (50%) и работающие (54,8%) чаще всего посещают одну и ту же аптеку.

При выборе аптеки для приобретения лекарственных препаратов наиболее значимыми факторами для респондентов оказались месторасположение аптеки (~ 65 %) и цены на лекарства (60,6%), а также ассортимент фармацевтических товаров (32,7%) и качество обслуживания фармацевтическими специалистами (23,1%).

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено:

1. Основными факторами выбора ЛП являются: рекомендации врача, фармацевтического специалиста и опыт потребителей. При возникновении проблем со здоровьем неработающие люди больше всего обращаются к врачу; люди, сферой деятельности которых является нефтепереработка, нефтедобыча и энергоснабжение, обращаются к фармацевтическому работнику, а люди, сферой деятельности которых является финансы, бухгалтерия и банковское дело, склоны заниматься самолечением.

2. На выбор аптеки влияют местоположение и цена на товары аптечного ассортимента. Студенты наиболее склоны покупать лекарственные препараты в разных аптеках.

3. Частота приобретения лекарственных препаратов зависит от дохода населения, большинству посетителей аптек свойственно совершать покупку лекарств с периодичностью несколько раз в месяц или по мере необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.