УДК 615.225.1:330.163.11
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21 -7-70-75
АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ДЕКОНГЕСТАНТОВ
Василевская Е.С., Кармацкая Н.В., Ячникова М.А.
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, Российская Федерация
ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES IN THE CHOICE OF DECONGESTANS
Vasilevskaya E.S., Karmatskaya N.V., Yachnikova M.A.
Omsk State Medical University, Omsk, Russian Federation
Аннотация. Главной целью аптечной организации как учреждения, входящего в систему здравоохранения является своевременное и качественное предоставление фармацевтической помощи различным социальным и возрастным группам населения.
Важнейшим фактором, определяющим уровень рентабельности продаж, а соответственно и уровень прибыли является соответствие ассортимента запросам потребителей. Покупательский спрос формируется в числе прочего, так же и на предпочтениях потребителей к определенным товарам, их функциональным характеристикам. Предпочтения потребителей являются одним их главных факторов, влияющих на формирование ассортимента, а, следовательно, и на стабильность высокого уровня продаж. В данной работе проведен анализ потребительских предпочтений группы «декон-гестанты». В результате проведенного анализа потребительских предпочтений, выявлены лекарственные препараты, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей, что определяет необходимость предпринимать все меры по обеспечению постоянного наличия этих групп товаров, путем контроля их остатков в аптеке и регулярности поставок. Полученные в работе выводы могут быть использованы в практической деятельности аптечной организации для формирования ассортимента данной группы лекарственных средств, а также в целях оптимизации оказания фармацевтической помощи и повышения лояльности посетителей аптек.
Ключевые слова: аптечная организация, де-конгестанты, потребительские предпочтения, лекарственные средства, портрет потребителя.
Annotation. The main goal of a pharmacy organization as an institution within the health care system is the timely and quality provision of pharmaceutical care to various social and age groups of the population.
The most important factor determining the level of profitability of sales, and, accordingly, the level of profit is the compliance of the range with the demands of consumers. Consumer demand is formed, among other things, also on consumer preferences for certain goods, their functional characteristics. Consumer preferences are one of the main factors influencing the formation of the range, and, consequently, the stability of a high level of sales. In this paper, an analysis of consumer preferences of the group "decongestants". As a result of the analysis of consumer preferences, the drugs that are most in demand among consumers were identified, which determines the need to take all measures to ensure the continued availability of these groups of goods by monitoring their stock balances and regular supply. The findings obtained in the work can be used in the practice of the pharmacy organization for the formation of the range of this group of medicines, as well as optimize the provision of pharmaceutical care and increase the loyalty of pharmacy visitors.
Key words: pharmacy organization, decongestants, consumer preferences, medicines, consumer portrait.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Широкова И. С. Факторы и тенденции развития аптечных сетей. // Ремедиум. №2. 2011. С. 15-16.
[2] Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2000-2017 гг. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http://www.gks.ru Дата обращения: 30.04.2019.
[3] Ячникова М.А. Разработка научно-методических подходов к организации фармацевтической помощи больным острым ринитом и катаральным фарингитом (на примере омской области): автореф. дис ... канд. фарм. наук. -Омск, 2012.
[4] Фармацевтический маркетинг / А.Ю. Юданов, Е.А. Вольская, А.А. Ишмухаметов, М.Н. Денисова. - М.: Издательство «Ремедиум». 2008. 601 с.
[5] Глембоцкая Г. Т. Теория и практика фармацевтического менеджмента. Цикл лекций. -Москва: ММА, 2014. 118 с._
REFERENCES
[1] Shirokova I. S. Factors and trends in the development of pharmacy chains. // Remedium. №2. 2011. pp. 15-16.
[2] Incidence of the population by major classes of diseases in 2000-2017. [Electronic resource]. -2019. - Access mode: http://www.gks.ru Date of access: 30.04.2019.
[3] Yachnikova M.A. Development of scientific and methodological approaches to the organization of pharmaceutical care for patients with acute rhinitis and catarrhal pharyngitis (on the example of the Omsk region): author. dis ... cand. farm. sciences. - Omsk, 2012.
[4] Pharmaceutical marketing / A.Yu. Yudanov, E.A. Volskaya, A.A. Ishmuhametov, M.N. Denisova. -M .: Publishing "Remedium". 2008. 601 p.
[5] Glembotskaya G. T. Theory and practice of pharmaceutical management. Lecture cycle. - Moscow: MMA, 2014. 118 p.
Большое значение в работе с потребителями фармацевтических товаров придается анализу потребительского поведения, изучению предпочтений при выборе товара, факторам, влияющим на принятие решения о покупке. Знания в этой области позволяют специалистам аптек максимально удовлетворять потребности населения в лекарственных средствах и других товарах аптечного ассортимента, а также создавать оптимальные условия обслуживания клиентов. Практическое внедрение результатов анализа потребительских предпочтений дает возможность не только увеличить рентабельность продаж в аптечной организации, позволяя ей успешно функционировать и развиваться на рынке, но и значительно повысить качество предоставления фармацевтической услуги, формирование положительного имиджа и лояльности клиентов к аптеке [1].
Острые инфекции верхних дыхательных путей (ВДП) занимают лидирующие позиции среди инфекционных заболеваний [2] и относятся к наиболее обширной группе заболеваний, имеющих широкое распространение и устойчивый характер в течение многих лет. Прежде всего, такие инфекции сопровождаются симптомами острого ринита. Наиболее часто для устранения симптомов острого ринита применяются лекарственные препараты, относящиеся к группе «Деконгестанты и другие назальные препараты для местного применения» [3].
Целью данной работы явилось изучение потребительских предпочтений при выборе в аптечных организациях деконгестантов.
Потребитель рассматривает лекарственные средства, прежде всего как определенный набор свойств: цена, лекарственная форма, производитель, внешнее оформление, реклама и др. Из всех данных свойств покупатели считают актуальными для себя лишь некоторые из них. Предпочтения потребителя могут основываться на знаниях подлинных свойств, собственном опыте, благодаря рекламе, по рекомендации знакомых и друзей. Однако для потребителей основное значение имеют в основном общие характеристики товаров: функциональность; надежность; продолжительность действия [4].
Данные характеристики формируют у покупателя потребительскую ценность - совокупность потребительских свойств товара.
Факторами, формирующими оценку лекарственных средств как товара, являются: терапевтическая эффективность, установленная на основании фармакологических и клинических испытаний; соответствием качества лекарственных средств определенным требованиям; безопасность; доступность [5].
С целью определения потребительских предпочтений нами было проведено социологическое исследование в форме заочного анкетирования среди посетителей аптек. В анкетировании приняли участие 250 респондентов, обратившихся в аптечную организацию за декон-гестантами.
В анкете потребителям предлагалось ответить на ряд вопросов, характеризующих их социально-демографическое положение, потребительские предпочтения. На рисунке 1 представлены результаты анкетирования относительно частоты покупки потребителями препаратов деконгенстантов.
9%
Рис. 1. Распределение респондентов, относительно частоты покупки препаратов
деконгенстантов
Наибольшая доля потребителей, приобретающих деконгестанты, совершают покупки этих препаратов 1 раз в 3 месяца (55%). Причем данная группа лекарственных препаратов приобретается посетителями разных возрастных категорий (рисунок 2).
Рис. 2. Распределение респондентов относительно возрастной категории пациентов,
принимающих деконгенстанты
Наибольшая доля потребителей находится в возрастной категории от 19 до 30 лет (36%), на втором месте по данному критерию - лица от 31 до 50 лет. Таким образом, это люди, ведущие активный образ жизни в трудоспособном возрасте. Большая часть потребителей оказывает доверие к препаратам зарубежного производителя (64%).
Деконгестанты выпускаются в форме капель, спреев, назальных мазей, гелей. Однако более половины респондентов (78 %) предпочитают использовать именно спрей назальный, учитывая его удобство в использовании, равномерное орошение слизистой оболочки носа и точное дозирование препарата, что соответственно снижает риск передозировки и развития побочных эффектов (рисунок 3).
14%
78%
к капли назальные 8 спрей назальный ш мазь назальная
Рис. 3. Распределение респондентов, принимающих деконгестанты относительно предпочтений к форме выпуска препарата
При выборе лекарственных препаратов, помимо эффективности и безопасности большую роль играет его стоимость и готовность покупателя приобрести товар по определенной цене (рисунок 4).
10%
52%
38%
sí до 50 руб. ^от51 до 100 руб. ■ от 101 доЗОО руб.
Рис. 4. Распределение респондентов, принимающих антиконгенстанты относительно предпочтений по ценовым категориям приобретаемых препаратов
Тизин Африн Називин Нафтизин Назол адванс Називин Сенситив Санорин с маслом эвкалипта Санорин Галазолин Ксимелин Назол Длянос Ринорус Рино стоп Ринонорм
0% 5% 10% 15% 20% 25%
Рис. 5. Распределение респондентов относительно предпочтений при выборе
препаратов деконгестантов
На основании проведенных исследований был составлен портрет потребителя деконгестантов (рисунок 6).
приобретает лекарственный препарат 1 раз в три месяца
Рис. 6. Медико-социальный портрет потребителя, обратившегося в аптечную
организацию за деконгестантом
Около половины потребителей (52 %), покупающих деконгенстанты, приобретают эти препараты в ценовой категории от 51 - 100 руб., тогда как 38 % не готовы заплатить за лекарственный препарат более 50 рублей.
Анализ предпочтений относительно выбора определенного лекарственного препарата показал, что большая часть потребителей отдает предпочтения при покупке трем лекарственным препаратам: Ринонорм (20%), Риностоп (14%) и Ринорус (12%), цена которых соответствует, предпочтениям покупателей относительно ценовой категории (рисунок 5).
Действующим веществом данных лекарственных средств является ксилометазолин, который оказывает действие в течение 8-10 часов, а также входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Реже приобретаются такие лекарственные средства как Длянос, Ксимелин, Галазолин и другие.
Потребитель деконгестантов - это гражданин работоспособного возраста (64 %), который приобретает деконгестанты один раз в три месяца (55 %), из лекарственных форм предпочитает спрей назальный (78 %) по цене до 100 рублей (52 %). Среди лекарственных средств предпочтение отдает Ринонорму, Риностопу и Ринорусу (20, 14 и 12 % соответственно).
Таким образом, в ходе работы был определен портрет потребителя деконгестантов, которые используются для купирования острого ринита и уменьшают заложенность носа. Результаты проведенного анализа потребительских предпочтений могут быть полезны в практической деятельности аптечной организации для оптимизации ассортимента лекарственных препаратов, удовлетворения потребностей потребителей, что позволит значительно улучшить финансовые результаты деятельности аптек.