Научная статья на тему 'Влияние макроэкономической ситуации на развитие туризма в Монголии'

Влияние макроэкономической ситуации на развитие туризма в Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баясгалан Цэцгээ

В статье рассматриваются основные проблемы макроэкономической ситуации в Монголии и ее влияние на развитие туристической отрасли. На основе регрессионной модели показывается связь между некоторыми макроэкономическими показателями и динамикой развития туристического бизнеса Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN IMPACT OF MACROECONOMIC SITUATION ON TOURISM DEVELOPMENT IN MONGOLIA

The article deals with the problem macroeconomic situation and both with the conformity of tourism, being topical in the sphere of tourist business. Market conditions require a new approach to estimation of characteristics of tourist service its level.

Текст научной работы на тему «Влияние макроэкономической ситуации на развитие туризма в Монголии»

ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В МОНГОЛИИ

БАЯСГАЛАН ЦЭЦГЭЭ

Московский государственный университет, экономики, статистики и информатики Ул. Нежинская, д. 7, 119501, Москва, Россия

В статье рассматриваются основные проблемы макроэкономической ситуации в Монголии и ее влияние на развитие туристической отрасли. На основе регрессионной модели показывается связь между некоторыми макроэкономическими показателями и динамикой развития туристического бизнеса Монголии.

Туризм относится к одной из ведущих экспортных отраслей мирового хозяйства, для развития которого в Монголии идет интенсивная перестройка организационноэкономической структуры, создаются новые формы экономических отношений, формируются новые экономические механизмы. Успехи политического и социально-экономического развития страны позволяют создать оптимальные условия для развития и совершенствования туристической инфраструктуры и других ресурсов туристического рынка.

Показатели стабилизации монгольской экономики.

Туристический рынок очень чувствителен к изменениям в экономике. В настоящее время намечаются пути стабилизации экономики и достижения высоких темпов экономического роста на фоне социальной и политической стабильности в Монголии. В частности, наблюдается существенное снижение уровня инфляции (рис. 1).

Рисі. Динамика инфляции в Монголии (в %)

После кризиса 1997-1998 гг. в Монголии постепенно восстанавливается банковская деятельность и осуществляются меры по оздоровлению банковской и финансовой системы, такие как структурная реформа банков, повышение эффективности и конкурентоспособности банковского сектора, минимизация системных банковских рисков; укрепляется доверие к банковской системе [1]. В стране создана двухуровневая банковская система и продолжается приватизация коммерческих банков. В 2002 г. завершилось формирование системы казначейства и созданы условия для исполнения государственного и местных бюджетов, позволяющие осуществлять сплошной и непрерывный контроль за бюджетными средствами. Дефицит государственного бюджета составляет 5% от ВВП, наблюдается его резкое сокращение при полном исполнении всех расходных обязательств. Политика страны в сфере бюджета направлена на расширение налоговой базы, уменьшение налоговой нагрузки, выполнение основных функций государства, включая социальную помощь, развитие здравоохранения, образования, а также на финансирование среднесрочных мероприятий, предусмотренных в программе действия правительства, среднесрочное бюджетное планирование.

Таблица 1

Предложение денежных средств (млрд. тугриков) _________________

Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2000г. к 1999г. (■%) 2001г. к 2000г. (в%) 2002г. к 2001г. (в%) 2003 г. к 2002г. (в%) 2004г. к 2003г. (в%)

Наличная денежная масса 91,6 107,4 119,2 134,6 152,8 168,5 117,3 111,0 112,9 113,5 110,3

в т.ч.: вне банк, системы 87,3 100,9 109,2 120,8 131,5 143,5 115,6 108,1 110,6 108,8 109,1

Деньги (М1) 114,8 130,8 156,2 187,7 212,8 221,3 113,9 119,4 120,2 113,4 103,9

Деньги (М2) 220,2 258,8 331,1 470,1 703,3 847,0 117,6 127,9 142,0 149,6 120,4

В относительно короткий срок в стране удалось стабилизировать инфляцию и обменный курс национальной валюты - тугрика по отношению к иностранным валютам, что обусловлено жесткими мерами Правительства и Монголбанка. Это было связано с тем, что значительно уменьшился прирост наличной денежной массы в обороте и сократился прирост предложения денег, в то время как увеличились активы коммерческих банков (см. данные табл. 1 и рис. 2).

Рис 2. Годовые изменения основных финансовых показателей (в % к пред. году)

Кроме того, либерализация внешней торговли значительно обесценила монгольские тугрики, и одновременно улучшилось снабжение потребительскими товарами на рынках в условиях низкой покупательной способности населения. Все это благоприятно повлияло на снижение уровня инфляции в стране.

Таблица 2

Индекс потребительских цен в % к пред.году'

Показатель 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.

Продукты питания 100,9 109,1 105,2 109,7 98,8 107,7 115,2

Одежда и обувь 110,5 105,0 99,7 104,5 105,8 99,9 101,3

ЖКХ. Электро-, теплоэнергия 109,2 105,0 132,0 122,2 103,8 98,3 103,9

Бытовые товары 93,2 104,7 102,7 101,4 102,4 97,2 105,1

Прочие товары, услуги 116,0 106,0 103,9 103,4 104,1 113,6 108,2

Общий индекс 106,0 110,0 108,1 108,0 101,6 104,7 111,0

Из данных табл. 2 следует, что за последние несколько лет цены товаров были стабильными, что свидетельствует о достаточном предложении товаров. А в 2004 г. общий индекс вырос в основном за счет увеличения индекса продуктов питания.

Несмотря на относительную стабилизацию обменного курса национальной валюты в Монголии, увеличивается отрицательное сальдо внешней торговли страны. Это обусловлено, на наш взгляд, слабым экономическим потенциалом страны, отсталой отраслевой структурой экономики. Кроме того, национальное производство не оказывает существенного влияния на экономический рост страны, уменьшается физический объем экспортных товаров. Также резко снизились цены на основную стратегическую экспортную продукцию страны - медь, козий пух и кашемировые изделия, при этом цены на импортные нефтепродукты возросли. В 2000 г. из-за суровой зимы и стихийных бедствий погибло много скота. Все это негативно отразилось на экономике, и с начала 2000 г. из-за снижающегося экспорта уменьшился ВВП. Только с 2002 г. удалось восстановить экономический рост до уровня 1999 г.

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Рис 3. Рост ВВП по сравнению с предыдущим годом (в сопост. ценах)

Существенный рост ВВП в 2004 г. был обеспечен за счет роста производства отраслей промышленности, торговли, транспорта и связи (табл. 3). За 1996-2002 гг. средний рост добавленной стоимости животноводства уменьшился на 4,6%, растениеводства - на 1,4%, что обусловлено суровой зимой и стихийными бедствиями. В 2004 г. ВВП вырос на 10,6% за счет увеличения на 32%

производства горнодобывающей промышленности и на 22,1% - продукции сельского хозяйства.

Таблица 3

Отрасли экономической деятельности 1996г. 2001 г. 2002г. 2003г. 2004г. Рост (%)

2004 г. к 2003 г. 2004 г к 2002 г. Сред. рост 1996- 2002 гг.

Валовой внутренний продукт 550,2 639,0 664,9 702,4 776,9 10,6 16,8 2,7

Сельское и лесное хозяйство 209,1 175,0 156,4 165,4 196,8 19,0 25,8 -4,1

Животноводство 185,9 151,1 133,5 137,8 168,3 22,1 26,1 -4,6

Растениеводство 18,3 17,6 16,5 18,9 18,2 -3,7 10,3 -1,4

Лесное хозяйство и охота 4,9 6,2 6,3 8,9 10,2 14,6 61,9 3,5

Промышленность 142,1 166,8 174,6 175,4 204,5 16,6 17,1 3,0

Г орнодобывающая промышленность 66,0 93,6 87,1 86,0 113,5 32,0 30,3 4,0

Обрабатываю щяя промышленность 66,4 62,2 76,0 77,6 78,8 1,5 3,7 2,0

Электро и теплоэнергетика 9,7 10,9 11,4 11,5 12,2 6,1 7,0 2,4

Строительство 9,2 8,8 10,4 15,3 15,4 0,7 48,1 1,7

Торговля 93,6 149,2 169,1 181,1 186,1 2,8 10,1 8,8

Транспорт, связь 35,1 67,6 78,6 89,5 97,5 8,9 24,0 12,2

Услуги 61,2 71,6 75,9 75,7 76,6 1,2 0,9 3,1

Если в 1996 г. производство сельского хозяйства составляло 38% ВВП, промышленность - 25,8%, торговля - 17,0%, то в 2004 г. эти показатели составили 25,3%, 26,3%, 24% соответственно, что свидетельствует об отсталой структуре монгольской экономики. Для обеспечения экономического роста нужно принять комплексные меры по восстановлению и развитию национальной промышленности, в том числе обрабатывающей, и поддержке экспортного производства и экспорта конечной продукции, оптимальному развитию инфраструктуры.

Таблица 4

Производство частного сектора (в долях

Отрасли экономической деятельности 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. Рост

Доля частного сектора в ВВП 70,3 72,2 75,0 74,5 1,06

Сельское и лесное хозяйство 96,4 98,0 98,3 98,4 1,02

Горнодобывающая промышленность 56,0 56,6 74,9 64,2 1,15

Перерабатывающяя промышленность 75,0 78,7 94,9 87,8 1,17

Электро- и теплоэнергетика 3,1

Строительство 89,1 89,2 89,5 93,1 1,04

Торговля 80,3 88,8 90,0 98,2 1,22

Гостиницы и общественное питание 84,3 91,7 94,6 100,0 1,19

Транспорт и связь. 1,1 57,7 58,0 60,1 1,46

Услуги финансового посредничества 28,0 31,4 30,6 59,9 2,14

Операции с недвижимым имуществом 77,6 82,6 78,5 86,0 1,11

Образование 12,9 11,0 8,2 9,5 0,74

Здравоохранение, соц.обеспечение 5,5 6,3 6.5 9,0 1,63

Прочие услуги 41,1 45,9 48,4 48,5 1,18

В результате приватизации госсобственности, начавшейся в 1991 г., более 70% производства ВВП Монголии приходится сегодня на долю частного сектора. При этом доля частного сектора минимальна в электроэнергетике, образовании, здравоохранении и максимальна в гостиничном бизнесе и секторе общественного питания (см. данные табл. 4).

Баланс макроэкономики и его структура.

Основными показателями МОБ (межотраслевого баланса) являются ресурсы экономики и его использование, в свою очередь ресурсы отражают предложение экономики, а использование - спрос. В части «ресурсы» показываются выпуск продуктов и импорт товаров и услуг, в части использования - объемы использования продукции на потребление, накопление основного и оборотного капитала, экспорт.

Таблица 5

Структура экономических ресурсов и их использования

(МС ►Б 2000 г., млрд тугриков)

Показатели 2000г. к %

1997г. 2000г. 1997г. (в %) 1997г. 2000г.

Ресурсы (предложение)

Валовой выпуск 2036,3 2466,9 121,1 73,4 70,4

Импорт 625,9 954,4 152,5 22,5 27,2

Иностранные займы и помощи 112,6 82,7 73,4 4,1 2,4

Всего ресурсов 2774,8 3504,0 126,3 100,0 100,0

Использование (спрос)

Промежуточное потребление 811,1 1113,7 137,3 29,2 31,8

Конечное потребление 835,4 1107,6 132,6 30,1 31,6

Валовое накопление 425,0 389,0 91,5 15,3 11,1

Экспорт 435,3 608,5 139,8 15,7 17,4

Прочие 268,0 285,2 106,4 9,7 8,1

Всего использовано 2774,8 3504,0 126,3 100,0 100,0

Из табл. 5 видно, что за период 1997-2000 гг. валовый выпуск увеличился на 21,1%, импорт - на 52,5%, иностранные займы сократились на 26,6%. Потребление и экспорт увеличились на 32,6 и 39,8%, а накопление снизилось на 8,5%, что свидетельствует об уменьшении воспроизводства.

Макроэкономическое соотношение спроса и предложения в экономике Монголии складывается крайне не удовлетворительно, т.е. спрос значительно превышает внутреннее предложение, в результате чего недостающая часть ресурсов покрывается за счет внешних источников.

Таблица 6

Баланс экономики (млрд тугриков) ________________________

Показатель 1997г. 2000г. 2000г. к 1997г. (в %) Структура(%)

1997г. 2000г.

Источник использованных ресурсов 2339,5 2895,5 123,8 100,0 100,0

Внутренний источник 2036,3 2466,9 121,1 87,0 85,2

Внешний источник 303,2 428,6 141,4 13,0 14,8

- Чистый импорт 190,6 345,9 181,5 8,1 11,9

Иностранные займы 112,6 82,7 73,4 4,9 2,9

Доля внешних источников ресурсов увеличилась с 26,6% в 1997 г. до 29,6% в 2000 г. Это означает, что экономика Монголии в значительной степени зависит от внешнеторговой деятельности.

Дефицит баланса составляет 428,6 млрд.тугриков в 2000 г., что увеличилось на 41,1% по сравнению с 1997 годом, чистый импорт на 81,5%. Дефицит баланса 13% в 1997 г. против 15% в 2000 г., что обусловлено дефицитом внешнеторгового баланса. В 2000 г. дефицит бюджета составил 22,4%, торговый дефицит 34,3%. Всего ресурсы в 1,7 раз больше валового выпуска (при расчете производственным методом), в 3,4 раза - ВВП, в 10 раз дохода бюджета, в 13,5 раза - М2 денег в 2000 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Структура отраслей экономики (млн.тугриков)_____________________

Отрасли экономической деятельности Использовано (%) % в внутренней экономике

Сельское и лесное хозяйство: 423 794,4 12,1 17,2

Растениеводство 73 942,0 2,1 3,0

Животноводство 333 513,5 9,5 13,5

Промышленность 947 603,6 27,0 38,4

Горнодобывающая промышленность 364 095,5 10,4 14,8

Перерабатывающая промышленность 427902,7 12,2 17,3

Электро, теплоэнергетика, гидр. 155 605,4 4,4 6,3

Строительство 82 506,3 2,4 3,3

Транспорт, туризм, связь 192 966,2 5,5 7,8

Услуги финансво-денежные 43 417,0 1,2 1,8

Бизнес услуги 258 386,5 7,4 10,5

Управление, социальные услуги 236 123,9 6,7 9,6

Импорт 954 435,0 27,2

Транспортные и торговые наценки 282 045,2 8,0 11,4

Чистые иностранные займы 82 700,0 2,4

Использование (в ценах покупателя) 3503 978,0 100,0 100,0

Из табл. 7 видно, что в 2000 г. производство реальных отраслей составляло 41,5% (в том числе, сельское и лесохозяйство - 12,1%, промышленность - 27%, строительство - 2,4%), отрасли всех видов услуг - 28,9%, импорт и займы - 19,6%. Если не учитывать импорт и займы, то в чистом внутреннем производстве доля реальных отраслей составляет 58,9% (в том числе, сельское и лесохозяйство -17,2%, промышленность - 38,4%, строительство - 3,3%), отрасли услуг бизнеса и обслуживания 31,5%, управления и социальные услуги 9,6%.

В промежуточном потреблении сельское хозяйство составляет 7%, промышленность - 20%, импортные материалы - более 30%, другие - 40%. Сельское хозяйство и промышленность занимает меньше 30%, что показывает неудовлетворительность перерабатывающей промышленности обработки животноводческого сырья. В конечном потреблении 52,2% занимает потребление материальной продукции, 40,8% - потребление всех видов услуг. 81,7% общего конечного потребления составляют товары и услуги национального производства. Затраты на управление и социальные услуги составляют 22,2% общего конечного потребления, что выше по сравнению с другими отраслями на 86% от потребления сельского хозяйства, и 1,6 раза больше промышленности. Доля сельского хозяйства в конечном потреблении была 25,7%. Население потребляло 70,7% общей продукции животноводства, 32,8% - растениеводства. Половина потребления

промышленности составила продукции пищевой промышленности. 11,1% общего использования ресурсов составляло накопление. В накоплении промышленность занимает 8%, строительство - 20%, импортные машины и оборудование - 73,4%. Источник накопления обеспечен на 80% из национального источника, на 20% -иностранного займа. Продукция сельского и лесохозяйства составляет 11,8% в экспорте, промышленность - 82,8% (в том числе, горнодобывающая

промышленность - 47,8%, перерабатывающая промышленность - 35,1%), транспорт, туризм и коммуникация - 5,3%. Основными статьями экспорта Монголии являются концентраты меди и молибдена, кашемировые и кожаные изделия, швейные изделия и сырье животноводства.

Таблица 8

Структура ресурсов и их использования (счет товаров и услуг, 2000 г., в %)

Показатель Товары Услуги Товары и услуги всего

Итого ресурсов 76,0 24,0 100

Выпуск 53,3 46,7 100

Налоги и субсидии 93,7 6,3 100

Импорт 95,3 4,7 100

Итого использовано 74,3 25,7 100

Промежуточное потребление 75,1 24,9 100

Конечное потребление 62,5 37,5 100

Накопление 78,7 21,3 100

Экспорт 89,0 11,0 100

Итого ресурсов 100 100 100

Выпуск 47,4 93,3 67,6

Налоги и субсидии 5,7 1,2 4,6

Импорт 34,9 5,5 27,8

Итого использовано 100 100 100

Промежуточное потребление 34,8 33,5 34,5

Конечное потребление 27,3 47,4 32,4

Накопление 13,2 10,4 12,5

Экспорт 24,7 8,8 20,6

Структура счета товаров и услуг показывает, что в 2000 г. 76% общего количества ресурсов обеспечено за счет предложения товаров, 24% - за счет предложения услуг. Производство товаров составило 53,3% внутреннего выпуска (в том числе, 13,1% - руды металлов, 9,1% - мясо и мясные продукты, 6% -продукция и сырье животноводства), производство услуг - 46,7%. Доля дохода от косвенных налогов и импорта товаров больше, чем услуг, что составляло 93,7% (21,7% - топливо, 14,1% - алкогольные и безалкогольные напитки, 6,5% - одежда, 4,8% мука и продукты из нее) и 95,3% (в том числе, 37,8% - металлы, машины и оборудование, 17,2% - топливо, 6,9% - одежда) соответственно.

Структура использования ресурсов показывает, что 74,3% от общего использования ресурсов обеспечено за счет товаров, 25,7% - за счет услуг. 75,2% промежуточного потребления составляло потребление товаров, в том числе, 17,7%

- топливо, 17,2% - металлы, машины и оборудование, 8,6% - электро- и теплоэнергетика. 62,5% конечного потребления составляло потребление товаров, в том числе 14,1% - потребление мяса и мясных продуктов, 8,6% - мука и продукты из нее, 6,5% - молоко и молочные продукты, 5,8% - алкогольные и безалкогольные напитки, 4% - одежда, 3,9% электро- и теплоэнергетика. 78,7% накопления

составляло накопление товаров, в том числе, 51,0% - металлы, машины и оборудование. Экспорт товаров составлял 89%, в том числе, 40,3% - экспорт руд металлов, 18,2% - одежды, 9,3% - продукции и сырья животноводства.

Благодаря политике, направленной на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, увеличивается объем иностранных инвестиций, в основном в производственных отраслях, и также улучшается инвестиционный климат.

Монголия успешно справляется с выдвигаемыми Международным валютным фондом и Всемирным Банком требованиями по макроэкономической стабилизации. Кредиты и помощь, предоставленные Монголии, в размере почти двух млрд. долл. Из них 52,4% поступило в качестве безвозмездной помощи, а 47,6% - как льготные кредиты. Около 40% направлено на развитие инфраструктуры страны, 16,5% - в отрасли сферы услуг, более 10% - на восстановление промышленности и сельского хозяйства, а 20% - на менеджмент финансов и экономики.

В настоящее время Правительство Монголии определило приоритетные направления по обеспечению стабильности макроэкономики, углублению реформ и усилению реструктуризации. Реализация этих мер позволит достичь высоких темпов экономического роста и улучшит уровень жизни населения.

Туристическая отрасль экономики Монголии.

В результате перестройки сфера туризма претерпела существенные изменения, которые включали в себя:

- разрушение монополии: увеличилось количество фирм, занимающихся туристической деятельностью, вследствие чего существенно расширились виды туристического продукта, предлагаемого на туристическом рынке Монголии и его география;

- развитие правового регулирования туристического рынка;

- активизация сферы науки и образования (подготовка) для индустрии туризма;

- рост динамики туристической активности; формирование индустрии туризма.

Нынешнему развитию туризма в Монголии, как и в других странах, способствовали следующие факторы:

- геополитические изменения в мире: глобализация экономики, усиление международной конкуренции за рынки во всех секторах экономики;

экономические факторы: экономический и социальный прогресс;

стремление привлечь инвестиции в отрасль, стимулы для повышения эффективности; рост общественного богатства и доходов населения; уровень благосостояния населения;

- ослабление таможенных, валютных ограничений пограничных формальностей, а также отмена их между странами;

- создание туристической индустрии, транспортные новшества;

- технологические факторы: успехи в развитии информационных технологий и систем;

- экология.

Табл. 10 содержит некоторые данные о важнейшем показателе развития туристической отрасли - прибытие туристов. Из табл. следует, что прибытие постепенно увеличивается на 15-20%, за 2004 г. оно увеличилось в 3,7 раза. Если в

2003 г. количество посетителей уменьшилось на 12,8%, в том числе число туристов

на 12% по сравнению с 2002 г. из-за сенсации SARS, то в 2004 г. количество посетителей увеличилось на 48,9%, в том числе число туристов увеличилось на 49,4% по сравнению с 2003 г.

Анализ структуры за 2004 г. показывает, что наибольшее число туристов прибывают из стран Европы, Азии и Тихоокеанского региона. Доля этих регионов значительно превышает вклад Америки, Африки и Ближнего Востока, которые в сумме составляют 4,6%.

Таблица 10

Показатели 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. Темп

1. Посетители 82,0 197,4 158,7 158,2 192,0 235,1 204,8 305,1 3,72

2. Туристы* 82,0 165,0 137,9 137,4 165,9 228,7 201,1 300,5 3,66

2.1. Из Европы 25,9 62,1 65,8 61,6 80,7 97,7 72,3 98,6 3,81

РФ 8,7 48,9 51,7 45,2 59,5 69,8 51,4 53,9 6,2

Г ермания 3,3 2,9 2,9 3,5 4,7 6,8 4,9 8,7 2,64

2.2. Из Азии и Тихоокеанского региона 50,3 98,3 66,6 69,3 79,8 122,1 120,7 188,2 3,74

Китай 32,5 80,7 48,3 49,3 57,3 89,0 90,3 139,3 4,29

Япония 11,1 11,6 10,9 10,3 10,3 13,3 7,7 13,1 1,18

Южная Корея 3,3 2,8 4,0 6,6 8,3 14,5 17,2 26,6 8,06

2.3. Из Америки 5,1 4,3 4,9 5,8 6,7 7,9 6,9 12,2 2,39

США 4,3 3,6 4,4 5,2 5,8 6,7 5,5 9,4 2,19

2.4. Другие регионы 0,7 0,3 0,6 0,7 0,5 1,0 1,2 1,5 2,14

*Примечание: туристическая категория исключает дипломатических и иностранных резидентов в Монголии

За анализируемый период наиболее существенно - в 3,81 раза увеличилось число туристов из стран Европы, в том числе из России в 6,2 раза, и в 3,74 раза из стран Азии и Тихоокеанского региона, в том числе из Корея в 8 раза, из Китая 4,39. Количество туристов из стран других регионов возросло в меньшей степени, чем их общее число. Доля России и Китая огромна - она составляет почти 70% от общего числа туристов.

Туризм является существенным источником поступления от экспорта и роста национальной экономики. Доход от туризма в 1997-2003г увеличился в 11,9 раза. Так, доля доходов от него в общей сумме экспорта достигает 20%, и более 10% в

ВНП.

Таблица 11

__________________________ Поступление от туризма ______________________________

№ п/п Показатель 1997 1998 1999 2000 2001 2.002 2003

1 Доход (тыс.долл.) 12,5 32,5 27,8 26,65 102,9 130,1 149,1

2 Доля в ВВП 1,3 3,7 2,8 2,8 10,1 9,8 9,7

3 Доля в экспорте 2,7 10,2 8,2 5,7 19,7 24,8 24,2

Несмотря на рост туристической активности в целом, характерно изменение туристических предпочтений и общих тенденций. Поступления от туризма растут быстрее, чем число туристов, что свидетельствует о росте среднего дохода с одного туриста и об увеличении стоимости услуг, их разнообразия и качества. Средний доход с одного туриста возрос в 4,3 раза. Средняя продолжительность пребывания одного туриста в стране 12,8 дней. Средний расход туриста за сутки 87 долл.

Сектор туризма обеспечивает занятость почти 8,6 тыс. чел, и это число, вероятно, будет расти в будущем. Туристический рынок характеризуется в основном обладанием въездного туризма над выездным.

Правительством Монголии выдвинут Генеральный план и стратегия развития туризма. Закон о Туризме Монголии, утвержденный Парламентом Монголии в 2000 г., закрепил за туризмом значение одной из приоритетных отраслей экономики Монголии, поддерживаемой и регулируемой государством. В нем поддержка туризма ставится в числе приоритетных задач государства с целью обеспечения условий развития индустрии туризма, как основы повышения потенциала и конкурентоспособности туристической отрасли. Туристические предприятия освобождены от НДС. Благодаря этому, в настоящее время, создано огромное количество туристических фирм и предприятий: 455 туристических предприятий, 52 из них с прямой иностранной инвестицией; 143 турбазы, и 230 гостиниц. 455 туроператоров принимают 80% всех иностранных туристов в Монголии, 53% - всех групповых поездок туристов.

Рис 4. Количество гостиниц и турбаз

В настоящее время работают 230 гостиницы с 5950 местами, четыре из них имеют 4 звезды, двенадцать - 3 звезды, семнадцать - 2 звезды, двадцать семь - 1 звезду; 143 турбазы с 6800 местами, 28 из которых имеют 2 звезды, 24 - 1 звезду. Количество гостиниц увеличилось в 1,4 раза, а турбаз в 2,3 раза за 1999-2003 гг. В

2004 г. количество гостиниц увеличилось на 70, количество турбаз - на 23 по сравнению с 2003 г.

В табл. 12 показан расчет туристических предприятий в Монголии, Из таблицы видно, что в 2003 г. валовой выпуск туристических предприятий возрос на 15,2%. Добавленная стоимость увеличилась на 60%, а промежуточное потребление на 1,5%. Если в 2000 г. добавленная стоимость составила 23,4% в валовом выпуске, то в 2003 г. 32,5% за счет 2,3 разового роста выручки деятельности. А доля промежуточного потребления в валовом выпуске снизилась с 76,6% до 67,5%, т.е. на 9,1 пункт за счет снижения затрат на использования и потребления гостиниц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство Монголии объявило 2003 г. годом «Visit Mongolia», а 2004 г. годом «Discover Mongolia». Если в 1999 г. прямые иностранные инвестиции в туристической отрасли составили 213 тыс. долл., то в 2002 г. они достигли 764 тыс. долл., а в 2003 г. - 646 тыс. долл., что означает рост более, чем в 3,5 раза в среднем. Численность компаний с прямыми иностранными инвестициями в индустрии туризма увеличилась с 8 в 1999 г. до 11 в 2000 г., 21 - в 2002 г. и 52 - в 2003 г.

Таблица 12

Экономические показатели туристических предприятий (тыс. тугриков)

№ п/п Показатели 2000г. 2001г. 2002г. 2003 г.

1 Валовой выпуск 9536,1 10047,2 10799,5 10983,1

2 Добавленная стоимость 2234,3 2394,2 3451,6 3574,6

Оплата труда 423,6 697,9 936,4 981,9

ЕСН и мед.страхование 88,3 148,4 175,9 176,8

Амортизация 253,3 363,7 434,1 408,1

Косвенные налоги, НДС 472,6 99,2 27,1 31,3

Плата за использование природных ресурсов и земли. 194,2 82,3 107,1 139,8

Выручка деятельности 696,0 933,9 1609,2 1624,3

% по краткосрочным займам 106,2 68,7 161,9 212,4

3 Промежуточное потребление 7301,8 7653,0 7347,9 7408,6

Электроэнергия 47,3 101,8 121,5 143,2

Теплоэнергия 32,0 98,2 95,9 101,2

Транспортные расходы 1251,8 818,5 1441,4 1451,2

Официальная командировка 136,5 233,6 211,4 221,3

Затраты использования 742,7 345,0 175,2 177,3

Оплата иност.турист.организации 137,9 211,1 168,9 190,6

Реклама 101,1 79,2 444,4 254,4

Аренда 223,3 152,3 145,1 160,0

Другие 4624,4 5613,2 4543,9 4709,3

Гостиницы 3134,4 2465,1 1747,2 1758,1

Питание 1103,7 889,8 1139,5 1158,8

Особенности статистики туристического бизнеса в Монголии.

В Монголии туристическая статистика постепенно модифицируется. Ее особенностями являются несовершенства методологии статистического учета, причина которого коренится в самой индустрии туризма, его сложности и не типичности. Проблемами статистики туризма являются также сопоставимость баз данных, полнота и достоверность статистической информации.

В 1999 г. ВТО представила на рассмотрение новую систему подсчета в туризме

- так называемые «сателлитные счета» (Tourism Sattel ite Accounts), где учитываются все совокупные доходы. Данные сателлитного счета являются ценным информационным ресурсом, который детально характеризует объемную и структурную составляющую туристической индустрии, расставляя приоритеты в экономическом влиянии и верифицируя стандартные статистические оценки экономики со стороны предложения. Хотя значимость туристического сектора для экономики Монголии очевидна, она не нашла пока должного отражения в статистике.

Исследования, проводимые TACIS в 1998 г. и USAID в 2002 г., помогли сформировать политику в области туризма в Монголии, совершенствовать методологию статистики, характеризующей сферу туризма. Многофакторность туризма и разнообразие проблем его развития обуславливают выработку концепций: государственного и регионального развития, многоукладной экономики туризма, применения туристской ренты, межотраслевого и внутрисистемного менеджмента и управления, маркетинга и развития сети турагентств, создания гибких технологий и информационных систем. Эти разработки являются актуальными и сегодня.

Основными задачами развития туризма в Монголии являются формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на

внутреннем и международном рынках, создание организационно - правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма, укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности туристической индустрии, повышение качества обслуживания в сфере туризма.

Основными проблемами в сфере туризма в Монголии в настоящее время являются:

- определение оптимальной способности туристической системы и оптимальное направление, специализация туристической деятельности;

- привлечение и оптимальное использование инвестиций в развитие туризма;

- снижение издержек на производство услуг, повышение качества услуг до

уровня международных стандартов;

- повышение сбалансированности и всей совокупности туристических ресурсов, для увеличения их объема, качества и эффективности использования;

- развитие индустрии туризма и совершенствование инфраструктуры;

- разработка методики внедрения сателлитных счетов в рамках системы национальных счетов;

- предложение, объединяющее технологические разработки автоматизированных информационных систем для туристического бизнеса и ресурсы Интернет.

Моделирование процессов в туристическом бизнесе.

Моделирование процессов, происходящих в туристическом бизнесе, становится необходимостью, поскольку способствует изучению факторов стабильности и роста, позволяет выполнять прогнозные оценки. Результаты моделирования необходимы для выработки стратегии, принятия решений и планирования в туристической сфере на различных уровнях.

Основными объектами моделирования в туризме являются количество прибывающих интуристов и показатели, связанные с сезонностью. Они представляют собой макроэкономические показатели, на основании которых строятся все последующие оценки. Доминирующими факторами моделирования количества прибывающих интуристов являются для Монголии количество гостиниц, инфляция и темп роста ВВП.

В качестве ретроспективной базы данных были использованы сведения по развитию туризма Монголии [3].

у = -30.4 + 1.34*, - 4.6*2 Я2 = 0.93

где, У - численность прибытия туристов;

Х| - количество гостиниц;

*2 - инфляция.

По параметрам уравнения регрессии можно сделать следующий вывод. Увеличение инфляции на 1% уменьшает численность туристов в среднем на 4,6 тыс. чел., а увеличение количества гостиниц увеличивает - на 1,34 тыс. чел.

£> = -364.1 + 0.76;С| + 0.3*2 = 0.86,

где, О - доход от туризма,

- численность прибытия туристов,

*2 - темп роста ВВП.

Уравнение показывает что, рост численности туристов на 1 тыс. чел увеличивает доход от туризма на 0,76 млн. долл. Увеличение темп роста ВВП приводит к росту дохода на 0,3 млн. долл.

У( = 24.6 + 0.56Гм + 0М{_2 Я2 = 0.65 ;

= 23.7 + 0.98£>м Л2 = 0.73 .

Видно, что не менее точный результат дает регрессионное уравнение в туризме Монголии, и его можно использовать при краткосрочном прогнозировании.

Объём туристического рынка характеризуется сезонностью. Колебание спроса на туристические услуги дает кривую сезонности. Исследование динамики показателя турпотока позволяет количественно оценить развитие туризма и дать прогноз его развития на ближайшие месяцы.

В качестве исходных данных для прогнозирования были взяты данные о динамике турпотока с первого квартала 2001 г. по четвертый квартал 2004 г. Для устранения влияния роста воспользуемся индексом.

—«—Эмпирические данные —*—Расчетные данные

\

Линейный (Эмпирические данные) |

Рис 5. Прогноз туристического потока

Для прогнозирования динамики необходимо выявить сезонную волну, которая позволит построить прогноз, учитывающий будущие сезонные колебания.

Динамика показывает наличие сильного влияния сезонности в ряду динамики с ярко выраженным годовым циклом. Так, наибольшие значения турпотока приходятся на летние месяцы, в третьем квартале.

Построение линейного тренда (рис. 5.) позволяет рассчитать индексы сезонности, представленные в табл. 13. Согласно полученному линейному тренду (У=29,5+31), турпоток возрастает в среднем на 3 тыс. чел ежеквартально. Это свидетельствует о наличии долговременной тенденции роста в исследуемом ряду динамики.

Данный ряд динамики содержит тенденцию роста, поэтому прежде чем вычислять сезонную волну, фактические данные должны быть обработаны так, чтобы была выявлена общая тенденция. Для этого используем метод аналитического выравнивания ряда динамики.

Таблица 13

Индекс сезонности турпотока_________________________

Годы Кварталы

I II III IV

2001 0,74 1,02 1,67 0,74

2002 0,79 1,13 1,69 1,02

2003 0,61 0,64 1,29 0,73

2004 1 ; О 0,72 1,73 1,09

Общий индекс ( ^сред , геом ) 0,66 0,85 1,58 0,88

Анализ индексов свидетельствует о наличии ярко выраженной сезонной волны в исследуемом ряду динамики. Наибольшую величину турпоток достигает в летние месяцы, особенно в III квартале.

i 1,80 1,60 1,40

I 1,20 | 1,00 | 0,80 : 0,60 | 0,40

! i и in iv |

Рис 6. Сезонные волны туристического потока

Для построения прогнозных значений необходимо значения каждого месяца тренда умножить на соответствующий индекс сезонности. В качестве индекса сезонности использовано среднее геометрическое значение ( 1средгео ) индексов

сезонности за 2001 и 2004 гг.

Результаты прогнозирования на основе линейного тренда представлены на рис. 5. Согласно прогнозным значениям, турпоток в третьем квартале 2005 г. увеличится в 1,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2004 г, в 1,38 раза с 2003 г.

Полученные прогнозные значения показывают, что при сохранении основных макроэкономических параметров роста экономики турпоток будет также увеличиваться, что будет свидетельствовать о дальнейшем развитии туриндустрии.

■♦—2001 *—2002

2003

2004

I

I -Ж- Общий индекс

ЛИТЕРАТУРА

1. Улаан Ч. Экономическая и финансовая политика Монголии.// Финансы. - 2003. - №4.

2. Статистический ежегодник Монголии, 2005 г.

3. Статистический сборник Комитета по туризму при Министерстве инфраструктуры Монголии, 2005 г.

AN IMPACT OF MACROECONOMIC SITUATION ON TOURISM DEVELOPMENT IN MONGOLIA

BAYASGALAN TSETSGEE

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Nejinskaya 7, 119501, Moscow, Russia

The article deals with the problem macroeconomic situation and both with the conformity of tourism, being topical in the sphere of tourist business. Market conditions require a new approach to estimation of characteristics of tourist service its level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.