Н. СОДНОМ
докторант БГУЭП
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МОНГОЛИИ
Конечной целью перехода Монголии к демократии и рыночной экономике было и есть развитие экономики страны и улучшение жизни народа.
Не тратя времени на выяснение причин ошибок в промежуточных способах и методах реформирования общества, пора реально оценить, что достигнуто на пути к главной цели перестройки. Говорить о заметных успехах здесь, к сожалению, не приходится, хотя прошло десять с лишним лет.
Внутренний национальный продукт на душу населения составит в 2001 г. примерно 430 дол. Это значительно ниже, чем в 1990 г. Более 30% населения стали жить в бедности.
Пора находить и активно реализовать пути выхода из создавшегося тупикового положения. Каждый член монгольского общества, в том числе экономисты, особенно выпускники Иркутской государственной экономической академии, должны мобилизоваться ради стабилизации и развития экономики страны.
Монгольское общество не только ждет быстрых положительных перемен, но и значительно подготовлено к радикальным переменам. Обеспечена свобода личности граждан, созданы условия для свободного выбора работы.
Люди освобождаются от иждивенческой психологии и понимают: чтобы лучше жить, надо лучше трудиться. Монголы поняли, что в мире жестокой конкуренции надо выживать самостоятельно.
Такие изменения в сознании людей — очень важное достижение, на базе которого будет стабильно развиваться страна и строиться более совершенная политическая и экономическая система.
Правительство Монголии предоставило парламенту Основные направления экономического и социального развития и проект бюджета страны на 2002 г. с концепцией на 2003-2004 гг. Из этих важнейших документов можно получить реальную информацию о состоянии экономики и финансовом положении страны.
Представляю вам свои соображения по отдельным вопросам развития страны в ближайшей перспективе.
Бюджет. Бюджет Монголии дефицитный, и в ближайшем будущем не предвидится улучшения. В 2001 г. ожидается дефицит бюджета в сумме свыше 70 млрд тугриков. Эта сумма составляет 20% от суммы доходов бюджета. Дефицит государственного бюджета в ближайшие годы не уменьшится и в 2004 г. составит 24% к доходу бюджета.
Изучая доходы государственного бюджета, я прихожу к выводу, что их источники не могут служить базой для стабильности и роста экономики.
В ожидаемом исполнении госбюджета Монголии в 2001 г. 41% дохода составят доходы от налога на импортные поступления, 16% — из отчислений на социальное обеспечение, 7,5% — от налога на алкогольные напитки и 4,7% — от налога предприятий связи. Поступления в бюджет от перечисленных источников составляют в общей сумме доходов около 69%.
Рост доходов государственного бюджета в 2004 г. по сравнению с 2001 г. увеличится на 78 млрд тугриков, т.е. на 23%. 84% увеличения доходов будет достигнуто за счет роста налоговых поступлений от импортных товаров, алкогольных напитков, отрасли связи и роста отчислений на социальное страхование.
В доходе государственного бюджета поступления от производства складываются в основном от дохода ГОКа «Эрдэнэт», экспортирующего медный концентрат, и комбината «Гоби», перерабатывающего козий пух и верблюжью шерсть.
Поступления от этих двух предприятий, составляющие около 25 млрд тугриков в доходе государственного бюджета, составляют всего 7-8%.
Мизерная доля накоплений от производства сохранится вплоть до 2004 г.
В условиях недостаточного развития производства, особенно экспортного, видимо,
РАЗВИТИЕ МИРОВОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
нет лучшего и сравнительно легкого способа образования бюджета, чем поступления от налогов на импортируемые товары и алкогольные напитки.
Важно сохранять стабильность налоговых законов. Нельзя больше допускать таких грубых ошибок, как полное освобождение от импортных налогов, частое изменение налоговых тарифов. Но самым важным является отбор и реализация проектов, которые существенно увеличат экспортные ресурсы страны в ближайшие годы.
Без достижения роста экспорта не увеличатся импортные поступления и нельзя надеяться на реальное улучшение внешнеторгового баланса и государственного бюджета.
Экспорт. По расчетам Министерства экономики и финансов Монголии, в 2001 г. экспорт страны составит около 535 млн дол. и ожидаемый объем импорта превысит экспорт более чем на 140 млн дол.
По прогнозу, в 2004 г. сохранится отрицательный баланс внешней торговли. Кроме того, погашение долгов по ранее полученным внешним кредитам составит в 2001 г. около 50 млн дол., а в 2004 г. увеличится до 80 млн дол. в год.
Таким образом, потребности увеличения экспортных ресурсов в расчете на 2004 г. составляют 300 млн дол., т.е. на 50% больше объема 2001 г.
Более чем 60% экспортных ресурсов Монголии в настоящее время занимают четыре основных вида товара. Поступает около 100 млн дол. от экспорта золота, около 190 млн — от экспорта меди, молибдена, 45-50 млн — от экспорта изделий из козьего пуха и швейных изделий.
Считаю целесообразным в ближайшие годы использовать следующие возможности увеличения экспортных ресурсов.
Медь. Освоением медного месторождения Цагансуварга можно существенно увеличить экспорт страны. В первую очередь нужно организовать получение чистой меди методом выщелачивания окисленных руд.
Возможно увеличить мощность действующего предприятия «Эрдмин», работающего на окисленных рудах ГОКа «Эрдэнэт».
Надо обратить особое внимание на совершенствование технологии производства и снижение себестоимости производства меди на ГОКе «Эрдэнэт». Не надо ожидать повышения и стабилизации мировых цен на медь, и ни в коем случае нельзя допускать сближения уровня себестоимости на этом ГОКе с экспортными ценами его продукции.
Освоение нового крупного месторождения меди, обнаруженного на территории Южно-Гобийского аймака, целесообразно только в случае экономически выгодного для Монголии контракта.
Уголь. Думаю, что есть возможность экспорта угля в приграничные районы КНР. Постепенное наращивание добычи высококалорийных каменных и коксующихся углей на разведанных месторождениях Южно-Гобийского аймака и начало их поставок потенциальным потребителям КНР с решением транспортных проблем, а также согласование долгосрочных соглашений по объемам и взаимовыгодным условиям поставок угля может служить расширению экономического сотрудничества между Монголией и Китаем.
Освоение Тавантолгойского месторождения коксующегося угля, разведанные запасы которого утверждены в объеме около 1 млрд т, в соответствии с ранее разработанным технико-экономическим обоснованием позволило бы увеличить нынешний объем экспорта Монголии более чем в два раза.
Мясо. Монголия имеет возможность и необходимость экспортировать ежегодно не менее 50 тыс. т мяса. В настоящее время экспортируется около 10 тыс. т. Мясо скота, вы-ращенного на экологически чистом естественном пастбище, обладает целебными свойствами. Производство и хорошая упаковка разнообразных мясных продуктов позволят значительно увеличить экспорт страны с одновременным значительным ростом денежных доходов большинства населения Монголии.
В Монголии ежегодно выращивается 8-10 млн голов молодняка скота. Примерно такое же количество взрослого скота должно реализоваться на внутреннем и внешнем рынках.
Только в таком случае будут обеспечены условия для защиты пастбищных ресурсов страны от истощения, для улучшения племенной и ветеринарной работы.
Шкуры скота. В Монголии есть возможность обрабатывать около 8 млн шт. шкур мелкого и крупного скота и производить неплохого качества кожаные и дубленые меховые изделия.
Редкие и цветные металлы. Необходимо освоение ранее разведанных месторождений свинца, цинка, редкоземельных элементов и др., расширение геологоразведочных работ. Очень важно разведать коренные месторождения золота, которые дадут возможность наращивать золотодобычу, несмотря на истощение месторождений россыпного золота.
Туризм. Правительство Монголии ведущими и перспективными отраслями экономики страны считает горнорудную промышленность, животноводство и туризм. Я коротко остановился на первоочередных мероприятиях по развитию горнорудной промышленности и животноводства.
Развитие туризма, особенно экологически чистого, в Монголии действительно позволит за короткое время увеличить валютные ресурсы страны путем сравнительно меньших вложений и затрат.
Один турист, посещая Монголию, оставляет в стране по меньшей мере 1 тыс. дол. Доведение количества принимаемых туристов до 100 тыс. человек в год вместо нынешних 20 тыс. позволит заработать не менее 100 млн дол. в год. Это вполне реально, если в первую очередь решить задачу налаживания надежного международного и внутреннего воздушного сообщения. Необходимо довести качество обслуживания туристов до такого уровня, чтобы они уезжали с желанием еще и еще раз посещать Монголию.
Импорт. Одновременно с увеличением экспорта страны надо проводить активную работу по уменьшению потребности в импорте путем мобилизации внутренних ресурсов.
В настоящее время в импорте Монголии очень большой удельный вес имеет им-
порт нефтепродуктов из России. В начале 1990-х гг. правительство страны уделяло внимание разведке и добыче нефти на территории Монголии. Тогда правительство намеревалось чуть ли не за один-два года решить проблему обеспечения потребностей страны за счет освоения собственных нефтяных месторождений. Прошло почти десять лет. В настоящее время нет подробной информации о результатах работы в этой области.
Иногда появляются газетные сообщения, что якобы обнаружили несколько десятков миллионов тонн запасов нефти на территории Восточного аймака. Но неизвестно, достоверны ли эти сообщения, будут ли вложены средства в организацию добычи нефти и есть ли перспектива удовлетворения потребности в нефтепродуктах за счет внутренних источников.
Одно ясно — в проекте государственного бюджета страны на 2001-2004 гг. не предусматривается увеличение поступлений от управления, занимающегося вопросами разведки и добычи нефти.
Необходимо выяснить, есть ли искренняя заинтересованность вложить средства в добычу нефти у иностранной компании, получившей разрешение работать на огромной территории Восточного аймака, считающегося самым перспективным нефтеносным регионом; отвечают ли национальным интересам Монголии условия договора о разделе продукции, который заключен с иностранными нефтяными компаниями.
Если иностранные нефтяные компании временно находятся на территории Монголии с целью прибыльной реализации своих акций, то нам ожидать получения каких-нибудь экономических выгод от использования нефтяных месторождений Монголии не приходится.
Жизнь, деньги. Примерно половина населения Монголии — это люди, занимающиеся животноводством. Поэтому полное использование товарной продукции этой отрасли, ввод ее в рыночный оборот со справедливыми экономическими условиями является важным фактором улучшения жизни населения страны.
10 Известия ИГЭА. № 1 (34).
145
РАЗВИТИЕ МИРОВОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Именно из этих соображений я неоднократно выдвигал и выдвигаю предложение о создании системы заготовки сельскохозяйственной продукции. Государство должно покупать у сельских тружеников скот, мясо, пшеницу, козий пух по цене, устанавливаемой на средних рыночных уровнях.
У правительства есть возможность выделить на это средства за счет тех средств, которые поступают от приватизации государственных предприятий. До сих пор правительство использует средства от приватизации в основном для покрытия дефицитов текущего бюджета страны. Это принципиально неправильное использование средств; если строго сказать, то это растранжиривание народного добра, созданного предыдущими поколениями.
В 2001-2004 гг. правительство намечает приватизировать пока оставшиеся в государственной собственности крупные хозяйственные предприятия и ожидает поступления денежных средств в сумме 50 млрд тугриков.
Эти средства не должны тратиться на единовременное покрытие убытков государственного бюджета. Средства от приватизации предприятий государственной собственности должны поступать на отдельные счета и использоваться как постоянно обновляемые и растущие государственные ресурсы.
В случае установления порядка государственной закупки основных видов сельскохозяйственной продукции правительство будет иметь реальные ресурсы для поддержания сельскохозяйственного производства, улучшения жизни людей, работающих в этой отрасли, и проведения политики эффективного использования продукции традиционной сельскохозяйственной отрасли Монголии.
При этом, конечно, должно быть на высоком уровне требование к качеству сырья и готовой продукции. Должна быть налажена четкая работа по сбору, хранению, реализации закупаемой продукции и по их строгому учету.
Капитальные вложения, национальное производство. По проекту государствен-
ного бюджета страны на 2002 г. 60% капитальных вложений направляется на развитие автодорог и топливно-энергетической отрасли. Из намечаемых бюджетных капитальных вложений планируется использовать всего 1,8% на развитие промышленности, 0,04% — на развитие сельского хозяйства и 0,5% — на транспорт и туризм. Такое соотношение распределения средств капитальных вложений сохранится в обозримом будущем. Доля средств, направляемых на развитие образования, культуры, науки, здравоохранения и социального обеспечения, будет составлять около 10% капитальных вложений 2002 г.
Нужно поддержать инициативу развития отрасли инфраструктуры, поддержать образование и социальное обеспечение.
С другой стороны, ни в коем случае нельзя мириться с тем, что в течение десяти с лишним лет ничего существенного не сделано по развитию национального производства и увеличению экспортных ресурсов. Негативные последствия отставания развития национального производства и нехватки экспортных ресурсов будут огромными.
Какие же меры необходимо принять для развития национального производства?
1. Внимательно изучить, как реализуются те проекты, которые должны повлиять на увеличение финансовых и экспортных ресурсов страны.
2. Надежным национальным компаниям, занимающимся реализацией перспективных проектов, оказывать помощь в деле кредитного финансирования первоначальных капитальных вложений.
3. Монгольские коммерческие банки должны начать долгосрочные кредитования новых перспективных инвестиций в области национального производства. Свободные средства отдельных коммерческих банков, хранящиеся внутри и вне страны без особых выгод, должны быть полностью использованы для развития национального производства.
4. Монгольским национальным компаниям-инвесторам производства предоставить экономические льготы, в частности путем освобождения от уплаты отдельных нало-
гов. Эту задачу можно решить, применяя положения закона о внешних капиталовложениях в отношении национальных монгольских инвесторов.
5. Значительную часть кредитной и другой помощи, оказываемой странами-донорами и международными организациями, использовать именно для реализации проектов развития национального производства.
В настоящее время ведущие международные организации, диктующие свои условия, требуют срочной приватизации предприятий и хозяйств государственной формы собственности. Именно это в стране и происходит. Одновременно ведущие страны-доноры, предоставляющие Монголии значительную кредитную и другую помощь, хотят, чтобы их экономической помощью пользовались не частные, а государственные предприятия. Нам, монголам, надо разобраться, как быть в этой ситуации.
Я думаю, что ожидать существенного иностранного инвестирования на выгодных для Монголии условиях нереально. Это подтверждают неутешительные факты прошедшего десятилетия.
Любой потенциальный инвестор, изучая экономические и другие условия России, Китая и Монголии, вряд ли сделает выбор в пользу Монголии. При всех стараниях мы не сможем создать лучшие условия, чем в двух соседних странах. С другой стороны, иностранное инвестирование не является самоцелью. Нам не нужны инвестиции, не отвечающие нашим экономическим интересам.
В этой связи правильно будет предоставлять максимально льготные условия монгольским национальным инвесторам. Должна быть государственная политика поддержки отечественных бизнесменов, нужно доверять им и сотрудничать с ними.
Приватизация. Правительством, кажется, выносится окончательное решение о приватизации оставшихся крупных хозяйственных единиц.
Предприятие «Гоби», завод по производству водочных изделий и пива, Нефтеим-порткомпания и Банк торговли и развития
работают с немалой прибылью. От них в госбюджет поступает около 30 млрд тугриков. Примерно столько же средств остается в их распоряжении в виде свободного остатка прибыли. Рациональное использование этих средств позволило бы улучшить технологию на этих предприятиях.
В этой связи мне интересно было узнать о налоговых поступлениях в госбюджет от частных предприятий, занимающихся аналогичной деятельностью. Оказывается, в госбюджет республики ничего не платится или платится символическая сумма налога от таких крупных частных компаний, как «Буян», «Петровис», и частного банка «Толомт». Всем известно, что многочисленные частные заводы, производящие алкогольные напитки, успешно занимаются подпольным производством и реализацией, нарушая всякие налоговые законы. Нет гарантии того, что после приватизации указанные государственные предприятия не превратятся в малорентабельные или подпольные частные. Можно не сомневаться в том, что в случае приватизации предприятия «Гоби» правительству будет гораздо сложнее разработать и осуществить комплексную программу «Монгол ноолуур». Они будут участвовать во взаимоотношениях между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В связи с этим нужно немедленно начать конкретную работу, в частности:
1. Организовать небольшую научно-исследовательскую группу по проблемам глобализации. Начать работу по сбору информации, разработке разных вариантов прогнозов и предложений. Очень важно установить деловые связи с научными учреждениями других стран по данной проблеме.
2. Форсировать работу по выработке стратегии экономического и общественного развития Монголии. С этой целью образовать Министерство экономической политики Монголии с соответствующим научным институтом.
3. Принимать активное участие в изучении и разработке проблем обеспечения топливно-энергетическими ресурсами стран Азии и Тихоокеанского региона.