Библиографический список
1. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности М.В. М.: Социально-Экологический Союз, 1998, 90 с. управления. М.: Изд-во МНИИПУ, 2008, 309 с. 3. ISO 14050. Environmental management - Vocabulary (1996).
2. Как наладить диалог с общественностью / Гусева Т.В., IS0/TC/207SC 6. Дайман С.Ю., Михайлиди Д.Э., Хачатуров А.Е., Хотулева
УДК 330.332
ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ МОНГОЛИИ
Л
© Гэрэлмаа Баярхуу1
Иркутский государственный технический университет, Институт экономики, управления и права, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Теория и практика хозяйствования свидетельствуют о том, что не только объемы, но и темпы реализации и взаимодействия инвестиционных процессов определяют устойчивое экономическое развитие страны. По мере участия страны в интеграционных процессах существенно усложняются формы и увеличивается сила взаимодействия процессов инвестиционной активности и формирования тенденции развития национальной экономики. Привлечение иностранного капитала в Монголию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития экономики страны. Как и другие страны, Монголия рассматривает иностранные инвестиции как факторы, ускоряющие экономический и технический прогресс, обновление и модернизацию производственного аппарата, овладение передовыми методами организации производства, способствующие обеспечению занятости, подготовке кадров, что отвечает требованиям рыночной экономики. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: экономический рост; иностранный капитал; привлечение иностранных инвестиций.
FOREIGN INVESTMENT EFFECT ON ECONOMIC GROWTH OF MONGOLIA Bayarkhuu Gerelmaa
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The theory and practice of economic management suggests that the volumes of investment processes as well as their implementation rates and interactions determine the sustainable economic development of the country. As the country gets involved into the integration processes, the investment activity and the formation of national economy development trends considerably complicate their forms and increase their interaction force. Attraction of foreign capital in Mongolia is rather referred to strategic goals of Mongolian economy development than to market and tactical ones. Like other countries Mongolia considers foreign investment as the factors propelling economic and technological progress, as renovation and modernization of productive facilities, mastering of the advanced methods of production management that promotes employment and staff training that meets the requirements of the market economy. 3 figures. 1 table. 7 sources.
Key words: economic growth; foreign capital; attraction of foreign investment.
Монголия, участвуя в международном движении капитала и товаров, нуждается в переосмыслении методологии формирования национальной инновационной политики. Привлечение иностранного капитала в страну относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития монгольской экономики. Правительство страны рассматривает привлечение иностранных инвестиций как средство, способное ускорить экономический и технический прогресс страны: обновить и модернизировать производственный аппарат, овладеть передовыми методами организации производства, которые будут способствовать обеспечению занятности населения и подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
В условиях инвестиционного кризиса привлечение иностранных инвестиций в Монголию становится важной задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темп и, во многом, результаты проводимых
реформ. Для обеспечения перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций.
Как известно, у Монголии неблагоприятное географическое расположение: она не имеет выхода к открытому морю. В стране очень слабо развита инфраструктура, поэтому внутренний рынок Монголии очень ограничен.
Экономический кризис, связанный с реформами и структурной перестройкой экономики, является неблагоприятным обстоятельством для иностранных инвесторов. Но с точки зрения инвестиций Монголия имеет и ряд преимуществ: страна богата сравнительно недорогими природными ресурсами, дешевой рабочей силой, слаба конкуренция со стороны монгольских производителей. Кроме того, существует возможность участия иностранных инвесторов в процессе приватизации.
1Баярхуу Гэрэлмаа, аспирант, тел.: 89041383576, e-mail: Pooh_gerel@yahoo.com Bayarkhuu Gerelmaa, Postgraduate, tel.: 89041383576, e-mail: Pooh_gerel@yahoo.com
С 1 июля 1993 г. вступил в действие закон «Об иностранных инвестициях», открывший двери для иностранного капитала. Цель данного закона - поддержка иностранных инвестиций в Монголии, определение правомочий иностранных инвесторов, а также защита и регулирование вопросов иностранных инвестиции.
В целом в динамике иностранных инвестиций в экономику Монголии с 1990 г. прослеживается повышательная тенденция. Если в 1990 г. страна получила 965 тыс. долларов, то в 1999 г. в экономику Монголии было вложено 84 млн долларов иностранных инвестиций [1].
На рис. 1 видно, что в 1997 г. прямые иностранные инвестиции в Монголию уменьшились. Причиной этому явился азиатский финансовый кризис, который отрицательно повлиял на рост экономики почти всех азиатских стран. В период азиатского кризиса произошло самое масштабное падение финансового рынка со времен Второй мировой войны. На основе анализа рисунка можно убедиться в том, что в целом прямые иностранные инвестиции в экономику Монголии неуклонно растут. Особенно большой рост наблюдается с 2001 г. Это связано прежде всего с находкой новых месторождений меди, золота и т.д.
(за исключением драгоценных металлов), металлургии, машиностроительной индустрии и производстве электроники;
• полное освобождение от налогов на 3 года и последующее освобождение от 50% налогов на 3 года компаниям, доля экспорта из Монголии которых составляет больше 50%.
Кроме того, для компаний с иностранным участием предусмотрено освобождение от всех налоговых сборов на ввоз оборудования. Налоговые льготы могут быть также предоставлены компаниям, занятым и в других сферах бизнеса. Помимо этого, иностранные акционеры полностью освобождены от валютного контроля Монголии и вправе переводить дивиденды и прибыль своих компаний за рубеж.
Все эти меры активно влияют на увеличение иностранных инвестиций в страну. Иностранный капитал начал значительно пополнять бюджет Монголии: с 2007 г. налоги с него превысили 1 трлн тугриков. Также с его помощью за последние 15 лет в Монголии было создано 180 тыс. новых рабочих мест. Среднегодовой рост ВВП составил 7%, его доля на душу населения выросла с 986 долларов в 2004 г. до 3000 долларов в 2010 г. Монголия вошла в число стран со средним уровнем доходов. Основными инвесторами
Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику Монголии (1994-2010 гг.)
Принятие государственным хуралом в 2002-2003 гг. важных для экономического развития страны законов «О свободной зоне», «О правовом положении зон свободной торговли Алтанбулаг и Цагаан нуур», «О правовом положении свободной экономической зоны Замын-Ууд», а также внесение дополнений и изменений в закон «Об иностранных инвестициях» создало благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов.
Правительство Монголии предлагает иностранным инвесторам существенные льготы [3]:
• полное освобождение от налогов на 10 лет и последующее освобождение от 50% налогов на 5 лет компаниям, занятым в строительстве и обслуживании тепловых станций, линий электро- и теплопередач, телекоммуникационной отрасли, в строительстве и обслуживании автомобильных и железных дорог, а также в авиационной индустрии;
• полное освобождение от налогов на 5 лет и последующее освобождение от 50% налогов на 5 лет компаниям, занятым в добыче полезных ископаемых
страны были Япония, Корея, Канада и Китай, доля их инвестиций в 2010 г. достигла 51%. А среди международных финансовых организаций пальму первенства держал и продолжает держать Азиатский банк развития, в который Монголия вступила в 1991 г.
На рис. 2 видно, что с 2007 по 2010 гг. увеличивались иностранные инвестиции в горнодобывающую отрасль Монголии, что привело к заметному возрастанию ее доли ВВП. Это связано с тем, что в Монголии открываются новые месторождения полезных ископаемых.
Так, в Южно-Гобийском аймаке открыто золото-медное месторождение Оюу-Толгой с подтвержденным содержанием в руде, г/т: меди - 0,7; золота -0,28; серебра - 1,87; молибдена - 62,21. Запасы месторождения составляют 6451,5 млн т руды, в которой меди - 45,032 млн т, золота - 1838 т. В этом же аймаке открыто другое крупное месторождение - угля, с подтвержденным запасом 6,5 млн т, из них 4,5 млн т -коксующийся уголь [4]. Монгольское правительство открыло тендер на проведение работ на этом месторождении среди иностранных компаний, работающих
1990-2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 2. Динамика иностранных инвестиций в горнодобывающую отрасль Монголии (1994-2010 гг.)
по передовым технологиям. Заинтересованные иностранные компании готовы инвестировать средства и участвовать в разработке этого месторождения. Сейчас горнодобывающая отрасль Монголии находится в центре внимания мировых инвесторов.
На сферу услуг и обслуживания приходится 46,7% ВВП страны, в ней занято 45% работающего населения. Это означает, что в экономике страны доминирующую позицию занимает оказание сервисных и транспортных услуг. Небольшую долю занимает оптовая и розничная торговля, сфера услуг коммунального хозяйства и услуг по ремонту предметов домашнего обихода - всего 15,8% от общего числа иностранных инвестиций.
С 2000 г. правительство Монголии начало говорить о переходе на новый тип развития. Для этого требуется формирование национальной инновационной системы, адекватной современным рыночным условиям с учетом особенностей страны и мировых
нансирование геологоразведочных работ и добычу минерального сырья (71,6%), то есть на горнодобывающую отрасль. В 2010 г. прямые иностранные инвестиции составили 1026,1 млн долларов, по сравнению с 2009 г. их уровень вырос на 28,1%. Примечательно, что лишь 0,01% от общей суммы инвестиций было внесено в сектор образования, культуры и науки (рис. 3). В связи с этим, можно сказать, что этот сектор полностью финансируется государством. В этом состоит главная причина отставания научной отрасли.
В связи с недостаточностью финансирования в структуре национальной экономики происходят существенные преобразования, вследствие этого доля некоторых традиционных отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства, уменьшается (см. таблицу).
Сегодня в Монголии развиты такие отрасли промышленности, как: электроэнергетическая, топливная, горнодобывающая, металлообрабатывающая, легкая,
Изменение отраслевой структуры экономики Монголии, (%) [2]
Отрасли 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Промышленность 30,5 30,1 29,2 30,9 30,0 32,4
Сельское хозяйство 21,9 21,7 22,8 19,2 17,9 15,9
Обслуживание 36,4 35,5 35,7 39,6 43,1 39,6
Налоговая нагрузка 11,2 12,7 12,3 10,3 9,0 12,1
тенденций экономического и научно-технического развития. Основным источником финансирования науки и новых технологий Монголии являются средства государственного бюджета, однако затраты на образование, научные исследования и разработки составляют не более 17% государственного бюджета. В последние годы финансирование этой отрасли уменьшается. Например, для улучшения качества лабораторного оборудования вузов и научно-исследовательских организаций в 2008 г. было выделено 3 млрд тугриков, в 2009 году - 700 млн тугриков, в 2010 г. - 300 млн тугриков, а в 2011 г. - всего 150 млн тугриков. Общий объем финансирования сократился на 45,1% (754 млн тугриков) [5].
Суммарная величина прямых иностранных инвестиций в 2005-2010 гг. составила 3719,4 млн долларов (140 стран мира внесли инвестиции в 7018 предприятий и организаций Монголии).
Уровень прямых иностранных инвестиций с каждым годом растет, средства в основном уходят на фи
пищевкусовая и отрасль производства строительных материалов. Отраслевая структура промышленности Монголии постоянно меняется: доля легкой и пищевкусовой промышленности сокращается, а доля других отраслей растет. Этот процесс закономерен. Страна индустриализируется, разворачивается строительство крупных предприятий, увеличивается производство электроэнергии. Вследствие этого возрастает потребность в строительном материале, древесине, рудном сырье. Появляется необходимость налаживать ремонтное дело, производить оборудование и детали к машинам, строить электростанции, увеличивать добычу угля.
Проведенный анализ показывает, что рост монгольской экономики в большей степени основан на сфере обслуживания и горнодобывающей отрасли и не имеет современной технологической базы. Такая ситуация экономического роста ограничивает активизацию инновационных процессов. При переходе Монголии на инновационный путь развития сельское хо-
Горнодобывающая отрасль (79,90%)
Торговля (15, 80 %) Прочие (1,99%)
| Банки и финанасовые услуги (1, 30%)
Сельское хозяйство (1%)
Отрасль науки, образования и культуры 0,01%
Рис. 3. Прямые иностранные инвестиции в Монголии по отраслям в 2010 г. (отсчет по часовой стрелке)
зяйство должно стать полноправными участником новой национальной системы, поэтому необходимо строить предприятия по переработке животноводческого и растениеводческого сырья. Правительству
страны стоит разработать стратегию по привлечению иностранных инвестиций именно в эту слаборазвитую отрасль.
Библиографический список
1. Официальный сайт Министерства экономического развития, отдел иностранных инвестиций [Электронный ресурс]. URL:
http://investmongolia.com/fiftanew/contents.php?id=7&sId=11 &la ng=Eng
2. Статистический ежегодник Монголии. Улан-Батор, 2010. 463 с.
3. Закон «Об иностранных инвестициях» Монголии [Электронный ресурс]. URL: www.economy-esr.ru/S_Mongoliya.files/Inostrannie_investicii.doc (дата обращения 15.03.2012).
4. Даваасурэн А. Участие иностранного капитала в развитии экономики Монголии // Известия ИГЭА. 2011. №3 (77). С. 104-106.
5. Баасанжав Н. Внешнеэкономическая политика Монголии в
дис.
кан. экон. наук:
условиях переходной экономики: 08.00.14. М., 2001. 212 с.
6. Чуданжий Ш. Управление рисками при кредитовании сельскохозяйственных производителей в Монголии: дисс. ... кан. экон. наук: 08.00.10. Иркутск, 2008. 193 с.
7. Официальный сайт Министерства образования, культуры и науки [Электронный ресурс]. URL: www.mecs.gov.mn
УДК 338.45:69
ИНТЕГРАЦИЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ © Ю.А. Галеева1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Рассмотрен процесс интеграции как неотъемлемого признака функционирования строительного комплекса. Раскрыты основные тактические и практические аспекты деятельности строительных организаций при использовании ими стратегий интеграции. Выявлены основные направления развития строительных организаций через интеграционный рост. Уточнены наиболее существенные мотивы и эффекты интеграции. Обоснован выбор механизмов интеграции в качестве стратегии развития бизнеса строительных организаций. Ил. 1. Табл.1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: строительный комплекс; строительные организации; мотивы интеграции; интеграция организаций; развитие организации.
1 Галеева Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры экономики и управления инвестициями и недвижимостью, тел.: B95QQ637364, e-mail: juliagaQB@mail.ru
Galeeva Yuliya, Senior Lecturer of the Department of Economics and Management of Investments and Real Estate, tel.: B95QQ637364, e-mail: juliagaQB@mail.ru