Научная статья на тему 'Монголия: проблемы привлечения прямых инвестиций в экономику'

Монголия: проблемы привлечения прямых инвестиций в экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монголия: проблемы привлечения прямых инвестиций в экономику»

К 800-летнему юбилею Монголии

монголия: проблемы привлечения прямых

и _ ,

инвестиции в экономику*

л. дугаржав,

доктор исторических наук, профессор

д. бадарч,

кандидат экономических наук, начальник департамента Министерства промышленности и торговли Монголии

а. ганболд,

директор Фонда по поддержке малых и средних предприятий

х. лундэнбазар,

старший сотрудник Фонда по поддержке малых и средних предприятий

М.А. ПОПОВ, кандидат исторических наук, директор филиала российской экономической академии им. Г. В. Плеханова в г. Улан-Батор, Монголия

С.А. ФИЛИН,

кандидат технических наук, вице-президент Национального фонда развития малого

и среднего предпринимательства

Прямые иностранные инвестиции в монголии.

Наибольший интерес у международных инвесторов вызывают развивающиеся страны. Связано это с тем, что экономика большинства из этих стран находится в состоянии стабильно быстрого роста, многие рынки, например фондовые, не являются высокоразвитыми, и инвестиции, как правило, имеют высокую доходность. Наблюдаемые в настоящее время тенденции перемещения иностранных инвестиций (наибольший темп роста инвестиционных инвестиций был характерен для экономик Финляндии, Австрии, Южной Кореи, США, Испании, Китая и Ирландии) имеют логичное объяснение: они стремятся туда, где безопасно и создан благоприятный инвестиционный климат.

Поэтому, чтобы принять решение о международных инвестициях, инвесторы должны быть уверены в том, что страна-реципиент безопасна и имеет благоприятный инвестиционный климат. Рассмотрим с этих позиций Монголию как реципиента прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

* Окончание. Начало см. «Финансы и кредит». № 30(234).

2006.

Интеграция Монголии в мировую экономику после 1990 г. проходила в условиях сложной и драматической трансформации монгольского общества. После резкого сокращения российско-монгольского экономического сотрудничества экономика Монголии стала испытывать трудности и недостаток инвестиций. Смягчению кризиса в Монголии способствовала финансовая помощь США, Германии, Великобритании, Японии, Китая, Южной Кореи и ряда международных финансовых организаций.

В Монголии в 1991 г. впервые был принят закон об иностранных инвестициях, а в 2001 и 2002 гг. в него были внесены поправки, направленные на поддержку иностранных капиталовложений в Монголию. Отличительной особенностью монгольского рынка ценных бумаг (РЦБ) является существенное число привилегий для иностранных инвесторов. Главными среди них являются: снятие ограничений, препятствовавших свободному движению капитала, благоприятные условия для привлечения средств из-за рубежа и защита иностранных инвесторов. Такое положение дел обусловлено большим спросом на инвестиционные ресурсы, с одной стороны, и потребностью в прибыльном

вложении средств различных фондов крупных потенциальных инвесторов, с другой стороны.

С 1997 г. Монголия является членом Всемирной торговой организации (ВТО).

В целях стимулирования притока иностранных инвестиций в экономику страны правительство предлагает взаимовыгодные условия, поддерживает инвесторов в приоритетных направлениях.

По размерам прямых капитальных вложений в экономику Монголии лидирует КНР — 524 млн долл., Канада — 184 млн долл., США — 123 млн долл., Корея— 86 млн долл., Япония — 66 млн долл., Россия — 36 млн долл. [10].

За последнее десятилетие Монголия изменилась, она превращается в экономически, финансово и промышленно развивающуюся страну с прагматичной внешнеэкономической стратегией, нацеленной на активное вхождение в мировую экономику. Монголия занимает уникальное геополитическое положение, по сути, является геометрическим центром Азии, что позволяет развиваться бизнесу, в том числе российскому, на ее территории не только на двухсторонней, но и многосторонней основе. Монголия— это потенциально важный экономический регион: страна обладает колоссальными природными ресурсами и обширной территорией.

Монголия — молодая страна и по темпам прироста населения входит в лидирующую группу стран мира. Из 2,7 млн чел. населения 90 % составляют халха-монголы (более 20 субэтнических групп) и слившиеся с ними другие этнические группы тюркского происхождения (казахи, буряты и др.). Также на территории Монголии проживают временно или постоянно представители России и Китая (до 3,4 % населения страны). Плотность населения — 1,7 чел. /км2 [11].

Не тронутая цивилизацией природа, сохранившийся кочевой уклад сельской жизни, традиции и обычаи этого древнего народа привлекают серьезное внимание мирового сообщества. Количество туристов, посещающих Монголию, ежегодно возрастает на 20 %. Вместе с тем потенциал для развития туризма между Россией и Монголией пока задействован недостаточно. Из 360 тыс. туристов, посетивших Монголию в 2005 г., Россия была представлена лишь 50 тыс. туристов.

Иностранные инвесторы интересуются горнодобывающей и нефтяной отраслями промышленности, сельскохозяйственным и пищевым производствами, туризмом, информационными технологиями и инфрастуктурой. Также иностранным инвесторам предлагаются монгольской стороной конкретные

проекты по банковско-финансовой сфере и в сфере приобретения объектов в рамках проходящей в настоящее время в Монголии программы приватизации объектов госсобственности13.

В Монголии имеются свыше 600 действующих месторождений и весьма значительные разведанные запасы полезных ископаемых, сосредоточенные в свыше чем 6 500 разведанных и подтвержденных месторождениях с более чем 80 видами полезных ископаемых. Из них экономическое значение имеют месторождения коксующегося и энергетического угля; урана; фосфоритов; нефти; меди и других цветных металлов; молибдена, вольфрама, шпата; сульфата натрия; драгоценных и редкоземельных металлов и др. Из 170 открытых месторождений нерудных промышленных материалов добыча осуществляется на 35 месторождениях. За последние годы значительно возросли объемы добычи меди, угля, нефти и производство катодной меди. Монголия занимает 4-е место в мире по добыче плавикового шпата, 8-е — молибдена и 9-е — золота и вольфрама. По запасам золота Монголия занимает 18-е место в мире.

В Монголии уверенно и стабильно развивается животноводческая отрасль, которая по численности, несмотря на ряд природных катаклизмов, в 2005 г. составила более 30 млн голов скота (на 2 млн голов скота больше, чем в 2005 г.) при населении в 2,7 млн чел. При этом эта продукция все увереннее входит в статью одной из основных продуктов экспорта страны.

В настоящее время значительная часть внешних капиталовложений направляется в первую очередь в горнодобывающую промышленность Монголии. Горнодобывающая промышленность — одна из ведущих отраслей в экономике Монголии, вносящая в государственный бюджет страны около 270 млрд тугриков. Согласно статистическим данным, производство горнорудной промышленности в 2005 г. составило 27 % ВВП Монголии. Согласно МОН-ЦАМЭ, горнодобывающая промышленность обеспечила 60 % всего объема экспорта и 65 % доходов от налога на добавочную стоимость14. Одна третья часть

13 В соответствии с «Основными направлениями развития экономики на 2001 — 2004 гг.», «Основными направлениями проведения приватизации крупных стратегических объектов» и программой правительства Монголии на 2004 — 2008 гг., нацеленных на приватизацию монгольской промышленности, в том числе и стратегически важных для России объектов (энергетика, инфраструктура, предприятия по переработке товаров традиционного монгольского экспорта), государство осуществляет приватизацию определенной части акций государственных предприятий через Фондовую биржу [12, 13].

14 По другим данным: 1) 17,3 % ВВП, 64,7 % валовой промышленной продукции и 70 % экспорта; 2) 10,3 % ВВП, 54 % валовой промышленной продукции и 65 % экспорта страны.

всего объема инвестиций, поступивших в экономику Монголии, также приходится на эту отрасль.

Объем внешних капиталовложений в сферу услуг и отрасли легкой промышленности до 2000 г. был значительно выше, чем в других отраслях. Большая часть иностранных капиталовложений с 2000 г. осуществлялась в горнодобывающую, строительную и туристическую отрасли экономики. Объемы ежегодных инвестиций, вложенных в разведку и добычу полезных ископаемых в каждый последующий год после 2001 г., практически равны объемам аналогичных инвестиций за весь период с 1997 по 2000 гг., что свидетельствует об активизации инвестиций в эти отрасли за последние годы. В результате этого сданы в эксплуатацию крупные горнодобывающие предприятия, например предприятия по производству золота «ТАВТ» и «БОРОО», предприятие по выпуску цинкового концентрата «ТУМУРТЭЙ» и т. д.

На геологоразведочные исследования в 2004 г. было затрачено около 92 млн долл. и Монголия была включена в первую десятку стран с наибольшими капиталовложениями в разведку полезных ископаемых в 2004 г. На сегодняшний день примерно 45 % территорий Монголии охвачены разведочными и эксплуатационными лицензиями. Свыше двухсот иностранных компаний получили лицензии на исследование 45 % территории Монголии. Среди иностранных инвесторов наибольшим количеством лицензий владеют инвесторы из Великобритании, Японии, России и КНР.

В результате создания благоприятной инвестиционной среды в геологоразведывательной и горнодобывающей отраслях промышленности Монголии в последние годы компания «Айввэнхоу Майнз Монголия» открыла месторождение меди и золота в Оюутолгой, предварительно установленные запасы которого составляют 22 млн. т меди и 760 т золота. Помимо этого постепенно становится реальностью будущее по освоению соседних с Оюутолгой месторождений — медного месторождения «Цагаансувар-га» и угольного месторождения «Тавантолгой».

Параллельно с горнодобывающей отраслью существует возможность инвестирования и в магистральную, особенно в железнодорожную, инфраструктуру и в энергосистему Монголии.

В общей сложности 60 % ныне действующих на территории Монголии предприятий — совместные. Среди них по числу созданных совместных предприятий (СП) ведущее место в настоящее время занимают Россия и Китай.

Хотя в последние годы со стороны России не было крупных капиталовложений, по количеству

совместных предприятий и предприятий со стопроцентным российским капиталом в Монголии на начало 2004 г. Россия уступала лишь Китаю и Республике Корея — было зарегистрировано 396 таких компаний, инвестировавших в монгольскую экономику 34,9 млн долл. Факты говорят о том, что российские бизнесмены начинают поворачиваться лицом к Монголии. Протяженность границы Монголии с Российской Федерацией составляет 3,5 тыс. км, что является важным фактором при осуществлении торгово-экономического сотрудничества для приграничных территорий. Внешнеторговый оборот Монголии с Россией занимает 2-е место после Китая и 1-е место по осуществлению экспортных операций. Товарооборот между Российской Федерацией и Монголией в 2004 г. увеличился на 18 % и составил около 400 млн долл. Общий объем экспорта из Российской Федерации и Монголию в 2004 г. увеличился на 28,8 % и составил около 341,9 млн долл., из них 192,1 млн долл. нефтепродуктов [10].

В настоящее время частный российский бизнес представлен 449 компаниями с российским капиталом, которые активно работают на рынке Монголии и видят серьезные перспективы для своей деятельности. Среди предприятий с российским капиталом наиболее крупными являются СП «Эрдэнэт», объединение «Монголросцветмет» (производство плавиково-шпатового концентрата и золота) и АО «Улан-Баторская железная дорога», соединяющая Россию с Китаем, которые производят и обеспечивают поставки большей части монгольского экспорта. Эффективная работа данных предприятий позволяет пополнять бюджет Российской Федерации до 200 млн долл. в год. В свою очередь, совместное предприятие «Эрдэнэт» по добыче медно-молибденовой руды и производству медного и молибденового концентрата является самым крупным горнодобывающим предприятием в Монголии.

Успешно работают в Монголии компании по добыче золота со 100 %-ным российским капиталом. Это, например, компания «Золотой Восток — Монголия», которая только в госбюджет страны внесла более 15 млн долл.

Кроме того, последнее время наблюдается повышенный интерес к развитию торгово-экономических отношений с Монголией и со стороны приграничных регионов РФ. Так, перспективными или находящимися в стадии реализации являются инвестиционные проекты в дорожной, туристической и строительной отраслях промышленности, проект поставки в Монголию из Иркутской области

электроэнергии и сжиженного газа и из Монголии в Иркутскую область мяса и мясопродуктов.

Крупные российские компании (Северсталь, ЮКОС и др.) открыли перспективность работы на монгольском рынке с товарами, имеющими высокую добавленную стоимость: горно-шахтное оборудование, самолеты авиации среднего радиуса действия, мини-заводы по переработке молочной продукции, животноводческого и сельскохозяйственного сырья и т. д.

Российские предприниматели проявляют интерес к угольному месторождению «Тавантолгой» и готовы вкладывать крупные средства в перспективные месторождения. Соответствующие организации Монголии и России подписали протокол о намерениях по эксплуатации угольного месторождения «Тавантолгой» еще в 2002г., но реальные сдвиги в реализации этого соглашения произошли только сейчас. В частности, российские инвесторы готовы учредить совместное предприятие с долями в уставном капитале 51:4915, разработали бизнес-проект и готовы вложить в первую очередь около 1 млрд долл. Согласно проведенным исследованиям, запасы коксующегося угля в России и Китае близки к исчерпанию (в России они подойдут к концу через 20 лет, Китай приостановил экспорт коксующегося угля еще в 2004 г.). Месторождение угля «Тавантолгой», разведанные запасы которого составляют 6,5 млрд т угля, из которых 40 % — коксующийся уголь, входит в двадцатку крупнейших угольных месторождений мира.

В последнее время большой интерес к Монголии проявляют российские финансовые структуры, активно создающие эффективно работающие банковские организации, что является существенной поддержкой развитию российского бизнеса на территории Монголии.

К решению задач по перспективам развития экономического сотрудничества между Россией и Монголией привлечена Российская академия бизнеса и предпринимательства и Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства16.

Одновременно монгольская сторона заинтересована в развитии торгово-экономических

15 В настоящее время 51 % акций месторождения «Тавантолгой» принадлежит местному руководству и 49 % — АК «Тавантолгой».

16 В марте 2005 г. в г. Улан-Баторе российским Национальным фондом развития малого и среднего предпринимательства и Фондом по поддержке малых и средних предприятий при Министерстве промышленности и торговли Монголии было подписано «Соглашение о сотрудничестве по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Монголии и России».

отношений с РФ, что подтверждается рядом принятых в последнее время документов, в том числе и в представлении определенных преференций российскому бизнесу на территории Монголии. Проблемы, которые стоят в настоящее время перед Российской Федерацией и Монголией, сходны. Главные из них — принятие (в Монголии) и реформирование (в России) законов о развитии малого и среднего предпринимательства; организация приграничного сотрудничества в области создания благоприятных условий для предпринимателей по развитию торговли между Российской Федерацией и Монголией и привлечение российских инвестиций в Монголию. Монгольская сторона проявляет заинтересованность особенно в импорте российской средней и тяжелой техники, организовав свободную экономическую зону, примыкающую к российской границе в районе г. Кяхта.

Однако современной форме российско-монгольского сотрудничества присущи и существенные недостатки. Так, большинство российских инвесторов в настоящее время составляют средние и мелкие предприниматели, а также частные лица, имеющие ограниченные финансовые возможности. Такие российские компании (кроме горнодобывающей и банковской сфер) работают недостаточно успешно и через 3 — 4 года работы после открытия, как правило, ликвидируются. Основные причины ликвидации таких предприятий — это недостаточно полное изучение инвестируемой среды и рынка, недостаточное знание законодательства, неудачный выбор партнера, слабый денежно-финансовый потенциал и т. д.

В октябре 2005 г. Правительством Монголии был организован Международный форум инвесторов в горнодобывающую промышленность. В нем участвовали более 200 предприятий из 27 стран. Россия была представлена лишь шестью участниками. И это при том, что на уровне правительств двух стран имеется высокий уровень понимания и согласия относительно важности разработок новых совместных проектов в горнодобывающей отрасли. Вывод следующий: российский частный капитал слабо осваивает монгольский рынок, не использует позитива, наработанного с Монголией в советский период истории. В частности, в Монголии представители России не всегда легко поддаются адаптации в совершенно новых исторических условиях, когда вообще невозможно просто надеяться на скидку традиционной дружбы, ведь теперь у монголов появились широкие возможности выбора партнера. Сегодня тебя уже никто не попросит, не

будет принуждать, надо только самому попытаться достигнуть цели, используя все доступные средства. Хотя монгольский народ по-прежнему испытывает дружественные чувства к России, но все стало подчиняться закону рынка в условиях многосторонней как международной конкуренции, так и конкуренции со стороны монгольских инвесторов.

Серьезно потеснив Россию на монгольском рынке после 1990-х гг., КНР твердо придерживается линии расширения инвестиций в Монголии. Экономика Китая развивается интенсивно. Выход из ситуации нехватки сырья и электроэнергии для своей быстро растущей экономики Китай видит, в том числе, в использовании богатых монгольских ресурсов. Китай не только самый большой партнер во внешней торговле Монголии (29,3 %), но и в отношении экономики в течение последних 7 лет самый большой инвестор Монголии (39 % всех иностранных капиталовложений).

Наибольшая доля китайских инвестиций направляется на геологоразведывательную и горнодобывающую (58,6 %), а также строительную (25 %) отрасли промышленности. КНР также инвестирует в сферу торговли и услуг, текстильное производство, развитие мелких и средних предприятий, сельское хозяйство и пищевую промышленность. Монголо-китайские предприятия составляют третью часть совместных предприятий в Монголии. Почти на каждой улице г. Улан-Батора можно увидеть китайский ресторан, где в общем хорошо готовят китайские повара, и аналогичные предлагаемые блюда существенно дешевле, чем в китайских ресторанах в России.

Особенностью китайской инвестиционной политики является направление китайской рабочей силы в Монголию. Также между Монголией и Китаем непрерывно растет взаимный обмен туристами, учащимися и бизнесменами. И здесь необходима хорошо продуманная политика со стороны Монголии в отношениях с Китаем: для общественности Монголии не очень понятен постоянный рост китайской рабочей силы, туристов, учащихся и бизнесменов из Китая при исторически осторожном отношении монголов к южному соседу.

В 1991 г. премьер-министр Японии Г. Кайфу посетил Монголию. Это был не только первый визит премьер-министра Японии в Монголию, но первый визит лидера из крупнейших капиталистических стран. В настоящее время Япония является страной, с которой Монголия развивает партнерские отношения, охватывающие самый широкий комплекс направлений взаимодействия.

Так, по инициативе Японии Монголия совместно с Всемирным банком 10 раз организовывала встречи зарубежных партнеров. По размерам предоставляемых кредитов и помощи Япония является на сегодня самым крупным донором — 56 % всей помощи и кредитов, предоставляемых Монголии. В период 1990 — 2002 гг. Япония оказала Монголии экономическую помощь на сумму 11 млрд иен. В настоящее время Япония ежегодно предоставляет Монголии льготные кредиты на сумму 45 — 60 млн долл., безвозмездную помощь в размере 30 — 35 млн долл. и оказывает техническое содействие на сумму более 10 млн долл.

Полученные кредиты и помощь от Японии были использованы в Монголии при создании комбината «Гоби», ток Хархорина, мясокомбината в г. Дархан, предприятия по переработке молока в г. Улан-Баторе, ТЭЦ № 4, строительства угольных шахт в Шивээ овоо, Багануре, расширения полезных площадей средних школ и др.

Япония активно и планомерно изучает возможности монгольской экономики и монгольского рынка. В настоящее время в Монголии действуют 178 компаний с японским капиталом на сумму 64 млн долл. При прямом инвестировании17 корпорации «Сумитомо» создана корпорация «Моби-ком», японская компания «HIS» приватизировала сельскохозяйственный банк Монголии. Япония в основном инвестирует в развитии транспорта и добычу полезных ископаемых. Также она инвестирует сферу торговли и услуг, туризм, легкую и пищевую промышленность, сотовую связь.

Монголию после 2002 г. ежегодно посещают свыше 10 тыс. японских туристов.

Прошло не более 10 лет, как были установлены дипломатические отношения с Республикой Корея. За этот период Корея смогла стать крупным партнером Монголии. По неофициальным данным, в Корее живут и работают около 17 тыс. монгольских граждан, в Монголии зарегистрировано более 200 компаний с южнокорейскими капиталом. Южная Корея находится на 2-м месте среди инвесторов Монголии и на 5-м месте среди внешнеторговых партнеров. Если в период социализма в Монголии эксплуатировались только советские автомашины, то сегодня на улицах г. Улан-Батора можно увидеть исключительно «иномарки». При этом 60 % средств автотранспорта в

17 Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмами и организационными формами инвестирования.

Монголии занимает корейский автотранспорт. Корея также активно внедряется в социально-культурную сферу, сферу общественного питания и услуг.

В последние годы во внешней политике США уделяется все большее внимание Монголии: США отводит Монголии важную роль в распространении экономических и политических реформ в регионе. Со стороны США через различные каналы поддерживается процесс демократизации политической системы и переход к рыночным отношениям в экономике Монголии. С этой целью США до 2003 г. оказали финансовую помощь в размере 180 млн долл. Также за последние 7 лет США выделила Монголии более 100 млн долл. в виде технической помощи и подготовки кадров для программы реформ в стране. Ежегодно США в виде гуманитарной помощи Монголии оказывает помощь на сумму 12 млн долл. Наконец, визит президента США Дж. Буша в ноябре 2005 г. в Монголию означает, что Монголия, возможно, в дальнейшем представляет определенный интерес именно для укрепления позиции США в этом регионе [10].

Что касается инвестиций США в Монголию, то в 2004 г. был подписан основной договор о торговле и инвестициях. В настоящее время в Монголии имеется более 80 компаний с американским капиталом, которые работают в торговой и горнодобывающей областях, в сферах туризма и общественного питания, в банковской сфере и в сельскохозяйственном производстве.

Как считают члены парламента (Великий Государственный Хурал — ВГХ) ВГХ, закон о полезных ископаемых, утвержденный в 1997 г., выполнил свою историческую миссию. Он помог, обеспечив иностранным инвесторам законодательно-правовое обеспечение их деятельности и предоставив определенные льготы, привлечь в Монголию инвесторов и инвестиции. В настоящее время Монголия стала объектом пристального внимания со стороны крупных горнодобывающих компаний многих стран мира. Однако закон об инвесторах в части налоговых и других льгот отдает предпочтение зарубежным инвесторам и зачастую ущемляет интересы отечественных компаний.

В частности, согласно закону о налогах, компании с иностранным капиталом на 3 — 5 лет освобождаются от налогообложения. Это создает значительные барьеры для национальных инвестиций. А ведь это тоже инвестиции. Например, «новые» (недавно разбогатевшие) монголы, желающие вложить свои капиталы в экономику Монголии, часто не могут этого сделать, так как существую-

щее налогообложение делает их инвестиции мало или полностью неэффективными. Существует поговорка: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Компания, инвестирующая деньги, получает право на ввоз рабочей силы. Совокупная эффективность инвестиций должна определяться не только экономической эффективностью, но также и бюджетной эффективностью и социальным эффектом, которые инвестиции обеспечивают, и в частности налоговыми поступлениями от совместных и чисто иностранных предприятий и количеством созданных рабочих мест для монголов. Сегодня же правда состоит в том, что ввезенная в Монголию китайская рабочая сила смотрит на монголов свысока.

Что же дали для жизни монгольского народа иностранные инвестиции?

Монголия допустила ошибку, отдав в руки группы иностранцев и группе своих граждан национальные богатства. Здесь виноваты сами монголы, которые не смогли законодательно предусмотреть защиту национальных интересов страны. Здесь также не хватает продуманной политики государства, которое не смогло создать необходимые условия для получения дохода от инвестиций гражданами Монголии. И если закон по-прежнему будет работать только для иностранцев, то Монголия будет по-прежнему оставаться нищей страной. По-прежнему Монголия будет жить только за счет кредитов и безвозмездной помощи. Настало время, чтобы государство, Правительство Монголии законодательно скорректировало эту несправедливость.

Одно из требований, которое необходимо предъявить иностранным инвестициям, — это создание рабочих мест. Правительство ежегодно выделяет квоты на рабочие места, но, к сожалению, постановления правительства не соблюдает ни одна из компаний. Контроль за их исполнением не установлен. В компаниях, осуществляющих свою деятельность в Монголии, 70 — 100 % рабочих — это сограждане инвесторов. Например, в компании «Золотой восток — Монголия» работают 1 600 иностранных рабочих, отправляющих заработанные в Монголии деньги за рубеж. В то же время там работают всего 300 монголов. А монгольские граждане, не способные трудоустроиться у себя на родине, выезжают в поисках работы за границу. И не понятно, кому это выгодно в Монголии [10].

С одной стороны, монгольский народ требует внести поправки в закон, а с другой — иностранные инвесторы заинтересованы в действии прежнего закона. Монгольский парламент ВГХ и правительство ищут пути урегулирования этой проблемы.

Группа членов ВГХ представила проект закона о полезных ископаемых. В него в первую очередь внесены поправки, связанные с интересами государства. В частности, в проекте предусмотрено повышение налогов за использование полезных ископаемых.

Сегодня организована открытая дискуссия по этому проекту. Некоторые политики считают: «Зачем жить монголам в бедности, имея огромные богатства, если их правильное использование предоставит возможность увеличить налоговые поступления в государственный бюджет Монголии». Поэтому пришло время изменить несправедливые законы, по которым национальные инвесторы лишены возможности конкурировать на равных условиях с иностранными инвесторами». В свою очередь члены ВГХ считают, что не надо бояться, что жесткость нового проекта закона о полезных ископаемых приведет к уходу иностранных инвесторов с рынков Монголии — иностранные инвесторы вряд ли покинут монгольский рынок, как только будет введен в действие новый закон.

Решение этой проблемы заключается, по их мнению, не только в необходимости внесения поправок в закон о полезных ископаемых. Нужно также внести соответствующие поправки в законы об иностранных инвестициях, о налогах, о ценных бумагах, в другие сопутствующие законы и распоряжения. Например, в закон об иностранных инвестициях необходимо внести поправки, связанные с устранением всех льгот для иностранных граждан.

Другая группа политиков говорит о том, что ныне действующий закон создает благоприятные условия для иностранных инвесторов, и, если изменить их, то они вынуждены будут ограничить свои инвестиции в монгольскую экономику. Зарубежные инвесторы обеспокоены тем, что по новому закону, возможно, появятся дополнительные препятствия при реализации крупных долгосрочных проектов.

Кроме приводимых доводов, касающихся непосредственно полемики по принятию проекта закона о полезных ископаемых, существуют и другие аспекты, касающиеся формирования режимов функционирования в государстве, и в частности в Монголии, национальных и иностранных инвестиций.

1. На сегодняшний день все стало подчиняться закону рынка не только внутри Монголии (например, то, что российские инвесторы вынуждены работать на монгольском рынке в условиях многосторонней как международной конкуренции со стороны Китая, Японии, Республики Корея и т. д., так и конкуренции со стороны монгольских инвесторов), но и вне Монголии. Сама Монголия

участвует в конкурентной борьбе за инвестиции с Китаем, Россией, Республикой Корея, другими своими прямыми конкурентами — странами Южной и Юго-Восточной Азии, за получение иностранных инвестиций. Точно так же, как, например, и сама Россия ведет жесткую конкурентную борьбу за международные инвестиции со странами СНГ, Восточной Европы, Турцией, Бразилией, Мексикой и др.

То есть российские инвесторы, как, впрочем, и инвесторы других стран, стоят перед конкурентным выбором страны инвестирования. И это будет страна, которая обеспечит международному инвестору наиболее благоприятный инвестиционный климат страны инвестиций, больший доход на единицу инвестиций и максимальную безопасность инвестиций.

В этих условиях важной целью государственных регулирующих органов является нахождение баланса между обеспечением определенного протекционизма (в нашем случае принятие поправок, связанных с устранением всех льгот для иностранных граждан) и выполнением статусных задач по обеспечению защиты интересов инвесторов и поддержания доверия инвесторов к инвестиционным рынкам на самом высоком уровне.

2. Как было отмечено выше, международные инвестиции стремятся туда, где безопасно и создан благоприятный инвестиционный климат на основе взаимной выгоды, который определяется, в частности, уровнем политической и социальной стабильности, устойчивостью денежной единицы, условиями налогообложения и др. Является ли в настоящее время Монголия такой безопасной для иностранных инвесторов и инвестиций страной с благоприятными инвестиционным климатом?

Обсуждаемое в настоящее время в монгольском обществе в связи с принятием нового закона о полезных ископаемых изменений условий налогообложения для иностранных инвесторов в сторону ухудшения уже обсуждалось выше. Для того чтобы Монголия могла эффективно встроиться в мировую экономику на правах надежного партнера, в ее налоговой сфере целесообразно усилить, кроме национального приоритета налогообложения, одновременно и первичность доходов предприятия по отношению к его налоговым обязательствам. Связано это с тем, что налоговая политика государства в большинстве стран мира определяет следующее: с одной стороны, всякий гражданин, в данном случае инвестор, обязан прежде всего исполнять законы той страны, в которой он осуществляет

свою деятельность, вкладывает капиталы и имеет имущество; с другой — хотя всякий гражданин (инвестор) и обязан платить налоги, однако он не обязан вести свои имущественные и личные дела таким образом, чтобы обеспечивать максимальные налоговые платежи в бюджет.

Есть и другие факторы, оказывающие негативное влияние на международное инвестирование в Монголию.

A. Негативным фактором фондового рынка Монголии, оказывающим существенное влияние на его функционирование в настоящее время, является ситуация, вызванная банкротством банков, в которых были открыты расчетные счета по учету операций по сделкам участников Фондовой биржи Монголии. Вместе с банкротством этих банков исчезли и финансовые активы участников сделок Фондовой биржи. Быстрый и наименее безболезненный выход для всех участников фондового рынка из создавшейся тупиковой ситуации, серьезно затрудняющей в настоящее время полноценное функционирование Фондовой биржи Монголии, был бы возможен при компенсации государством полностью или частично потерь, понесенных участниками сделок на Фондовой бирже в результате банкротства банковских структур, осуществлявших депозитарную функцию. Однако для этого должен быть принят закон, например, подобный действующему в США, о государственном страховании финансовых активов участников сделок на Фондовой бирже. В рамках этого закона предусмотрена частичная или полная в зависимости от величины потерь финансовых активов, понесенных участниками сделок на Фондовой бирже в аналогичных случаях.

Пока такое решение о компенсации со стороны государства потерь финансовых активов, понесенных участниками сделок на Фондовой бирже Монголии, отсутствует, операции, объем которых значительно снизился вследствие известных событий, между участниками сделок на Фондовой бирже Монголии для выхода из создавшегося положения и обеспечения хотя бы ограниченной возможности функционирования Фондовой биржи осуществляются в значительной степени посредством взаимозачетов на расчетных счетах участников сделок, как если бы они были наполнены реальными финансовыми активами. При этом реальные акции приватизируемых предприятий оформляются на их новых владельцев также в значительной степени посредством взаимозачетов на расчетных счетах участников сделок с виртуальными финансовыми активами.

B. Коррупция является серьезной проблемой

для международных инвестров в Монголии. Как известно, особым толчком к всплеску напряженности в январе 2005 г. стала инициированная премьер-министром Монголии Ц. Элбэгдоржем кампания по борьбе с коррупцией, приуроченная к визиту президента США Джорджа Буша в Монголию в ноябре 2005 г. Борьба с коррупцией затронула некоторых высокопоставленных чиновников, имеющих отношение как к МНРП, так и МДП, что вызвало серьезный резонанс в обществе и негативно сказывается до сих пор на позиции этих партий.

С. По данным министра финансов Н. Алтан-хуяга, инфляции в 2005 г. превысила 8 %1. Такой уровень инфляции существенно снижает эффективности долгосрочных ПИИ.

3. Одним из главных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, и в первую очередь иностранных, в экономику Монголии является недостаточное раскрытие информации эмитентами и их непрозрачность. Причины несоответствия представляемой монгольскими эмитентами информации международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и невыполнения ими требований законодательства и инвесторов были вызваны особенностями развития и формирования РЦБ в Монголии.

4. Законодательно-правовое регулирование инвестиций в XXI в. должно учитывать появление возможности участвовать виртуально на многих рынках не выходя из дома, расширение спектра различных финансовых инструментов, использование новых технологий, и то, что аналитические исследования стали доступны широким кругам инвесторов, выросли скорость и прозрачность торговли.

Одной из основных черт, ставшей характерной для последних лет, является то, что инвесторы не собираются ограничивать свои инвестиции по графическим или страновым признакам. Они готовы инвестировать так широко, насколько это позволяют технологии и законы, и тем в больших объемах, чем больший доход обеспечивают инвестиции. В мире, где открыты границы для перемещения капитала и существуют коммуникации в режиме реального времени, существует только один рынок — мировой. И законодательно-правовое регулирование в XXI в. должно принимать во внимание тот факт, что инвестиционный рынок все более и более перешагивает национальные границы и становится глобальным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих условиях индустрия инвестиционного рынка претерпевает существенные изменения: осваиваются новые рынки, внедряются новые ин-

1 По другим данным — свыше 10 %.

вестиционные инструменты, консолидируются и укрупняются организации инфраструктуры, изменяются принципы ведения бизнеса. Доминировать на современном инвестиционном рынке будут те, кто использует преимущества современных инвестиционных технологий, устанавливает новые каналы доступа к своим рынкам, создает новые рынки и обеспечивает максимально эффективное регулирование инвестиционной деятельности для всех без исключения участников инвестиционного рынка у себя в стране.

Изменения в технологии являются своеобразным вызовом регулирующим органам. Перед ними встают одновременно две задачи — реформирование механизмов привлечения инвестиций в соответствии с современными мировыми тенденциями и защита интересов инвесторов. На сегодняшний день, когда процесс создания глобального инвестиционного рынка стал реальностью, которая позволяет получать доступ к дешевым инвестиционным ресурсам, регулирующие органы должны свыкнуться с тем, что территориальные и национальные границы инвестиционного рынка постепенно стираются, а сами инвестиционные рынки интегрируются.

Глобализация инвестиционных рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий создают новый инвестиционный ландшафт и обостряют конкурентную борьбу всех инфраструктурных элементов инвестиционного рынка и его участников, заставляют их совершенствоваться технически, технологически, организационно и законодательно.

7. Очевидно, что условием более широкого участия инвесторов на монгольском рынке является наличие доверия к инвестиционным рынкам. Гласное и эффективное государственное регулирование и то доверие, которое оно создает, являются существенными для роста инвестиций в Монголию. Риск является неотъемлемым элементом любого инвестирования, поэтому сокращение степени риска является существенным элементом эффективного размещения капитала. Немногие готовы участвовать в игре, где правила используются в интересах инсайдеров или позволяют легко ими манипулировать. В то же время инвесторы склонны инвестировать, если правила ясны и едины для всех участников, что является ключевой задачей законодательно-правового регулирования инвестиционной деятельности.

То есть законодательно-правовое регулирование должно включать обеспечение режима информаци-

онной открытости, равенство и защиту прав и интересов инвесторов, включая принятие гарантий прав инвесторов, обеспечивающих гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов, профессиональную защиту прав инвестора, включая судебное разбирательство.

Необходимо усилить государственные гарантии по наиболее значимым государственным программам и проектам.

8. Необходимы выработка механизмов, инструментов и проведение мероприятий по трансформации сбережений населения в инвестиции. Проблема инвестиций для Монголии в настоящее время заключается также в том, чтобы суметь задействовать внутренние сбережения населения в интересах экономического развития. В современных условиях на общегосударственном уровне и в аймаках необходимо привести в действие такие механизмы, которые при особом упоре на эффективность и доверии к законам смогут привлечь внутренние сбережения населения для инвестирования монгольской экономики. Именно эти средства являются в современных условиях наиболее реальным источником как по возможности привлечения, так и по объему привлекаемых ресурсов, и позволят покрыть инвестиционный дефицит в монгольской экономике.

Эти средства могли бы сыграть значительную роль в активизации инвестиционного процесса, если создать специальный экономический механизм — систему денежных займов, гарантированных облигаций, и другие, а также системы законодательных норм (инвестиционный кодекс), которые позволили бы направить поток инвестиционных ресурсов на решение задачи экономического развития Монголии.

Средства населения могут быть привлечены в инвестиционных целях в производство через банки, эмиссию ценных бумаг, страховые и другие фонды, среднесрочные и долгосрочные обязательства правительства при условии достаточного уровня доходности, доверия, развитом РЦБ и высокой их ликвидности. Очевидно, что, имея твердые государственные гарантии возврата вкладов по долгосрочным депозитам, население предпочтет отнести деньги в банк, а не хранить их дома.

При привлечении средств населения через выпуск государственных займов следует помнить, что в этом случае при определенных условиях происходит вытеснение части инвестиций из производственного процесса за счет связывания части денежных средств населения. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги рос-

том процентной ставки. А ее рост, в свою очередь, сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами, какой и является экономика Монголии, подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой, скорее, будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Инвестиционная склонность населения во многом определяется уровнем доходов, склонностью к сбережениям и опытом инвестирования. Как правило, население предпочитает высокую степень ликвидности и минимальный срок отвлечения средств. Поэтому для привлечения личных сбережений населения необходимо использовать нерыночные инструменты с высокой ликвидностью. Поэтому при размещении займов среди населения необходимо учитывать, что в связи с низким уровнем жизни значительной части населения в аймаках приоритетным мотивом формирования сбережений выступают цели не инвестиционного, а зачастую, потребительского характера. В условиях высоких ежегодных темпов инфляции основным мотивом в приобретении государственных ценных бумаг является не получение гарантированных доходов, а стремление обезопасить сбережения от обесценения.

Для ликвидации существующего инвестиционного дефицита и привлечения в Монголию более широкого потока международных инвестиций целесообразно в кратчайший срок решить вышеперечисленные проблемы, негативно влияющие на поступление в Монголию иностранных инвестиций.

* ^ ^

В 2006 г. исполняется 800 лет Великой Монголии, созданной Чингисханом. Планируется на празднование пригласить лидеров и политиков разных стран, и гостей со всего мира. Пожелаем же в год юбилея нашему доброму соседу Монголии и ее дружественному народу процветания и благополучия, а также повышения объемов высокоэффективных международных инвестиций, так необходимых любой стране для процветания, в том числе инвес-

тиций из России. Со своей стороны, Монгольское правительство и монгольские компании готовы к работе с иностранными инвесторами для обеспечения финансовых поступлений, внедрения новейших технологий, современных принципов управления качеством продукции и вывода монгольских товаров на международные рынки.

Литература

1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в ред. от 02.01.2000.

2. Гусаков Н. П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М., 1998.

3. Rugman A M. et al. Canada's reversal from importer to exporter of FDl. MIR. Vol. 27.1987/3. pp. 23 - 24. India Development Report. 1997.

4. Волкодав Ю. П., Олейников Е. А, Филин С. А, Пирогов М. В. Инвестиционная политика современной России: Коллективная монография/ Под ред. акад. Е. А. Олейникова. — М.: Рос. экон. акад. 2001.

5. UNIDO. Industrial Development Report. Vienna. 1997.

6. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. Е. А. Олейникова — М.: ГУ РИНКЦЭ, 2003.

7. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: пять шагов к успеху. — М.: Флинта, 2001.

8. Denis Tecsen, J. -L. Britcout. L'Investissemens International. Armand Colin. Paris. 1996.

9. Stehn J. Determinanten differenzierter Interna-tionalisierungsstrategien (Determining factors of differentiated internationalization strategies). Kiel. 1989.

10. Дугаржав Л. Монголия — привлекательная страна для иностранных инвестиций //Инвестиции в России №5, с. 9 — 12. 2006.

11. http://archive. travel. ru

12. Цэдэнрагчаагийн Н., Филин С. А. Рынок ценных бумаг Монголии // Вестник НАУФОР. 2002. № 4, с. 60 — 64, № 8, с. 61 — 64.

13. Цэдэнрагчаагийн Н., Филин С. А. Формирование рынка ценных бумаг в Монголии // Дайджест-финансы». 2002. № 4(88), с. 20 — 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.