ЭКОНОМИКА 2007. №2
УДК 338.48 (470) (045)
А.В. Аношин, Е.Ю. Титова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дан анализ международного туризма в России на современном этапе, представлена характеристика въездных и выездных туристических потоков, отражены основные проблемы туристической отрасли России, выделены некоторые направления ее реформирования и перспективы развития туризма в России.
Ключевые слова: международный туризм, въездной туризм, выездной туризм, турпо-ток, турбизнес.
Современный международный туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Это крупнейшая индустрия мира, которая имеет около 3,5 трлн. дол. оборотного капитала, является работодателем 127 млн. чел. и привлекает более 7 % мировых инвестиций.
Международный туризм стал важнейшим источником валютных поступлений для многих промышленно развитых и развивающихся государств. Так, например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет в Испании - 35 %, Греции - 36 %, Кипре - 52 %. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15 % доходов от экспорта товаров и услуг, однако в ряде стран этот показатель значительно выше.
На сегодняшний день международный туризм оказывает существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между народами. Является своего рода локомотивом и способствует диверсификации национальной экономики. Данное обстоятельство обусловливает чрезвычайную актуальность развития международного туризма и в России.
Согласно статистическим данным сегодня на Россию, обладающую колоссальным туристическим потенциалом (например, рекреационными ресурсами обладают 33% территорий страны), приходится всего около 1% мировых туристических прибытий. Сейчас страна является одним из крупнейших доноров мирового туристического рынка (в 2004 г. граждане России потратили на отдых, в основном за границей, около 16 млн. дол.). Такая ситуация приводит к стабильному отрицательному сальдо платежного баланса России по статье «Туризм». По словам руководителя Федерального агентства по туризму В. Стржалковского, ежегодно российские туристы вывозят из страны 11-12 млрд. дол., в то время как зарубежные туристы ввозят в РФ не более 4 млрд. дол. [1].
Последние несколько лет прослеживается тенденция снижения спроса иностранных туристов на отдых в России. В 2005 г. с целью туризма в Россию приехало на 16,7% иностранных граждан меньше, чем в 2004 г. [2].
Таблица 1
Въезд иностранных граждан в Россию в первом полугодии 2002-2006 годов, тыс. чел.
Страна 2002 2003 2004 2005 2006
Польша 325,0 357,0 110,7 76,8 207,5
Германия 95,0 88,0 100,0 99,2 97,7
Финляндия 48,0 98,0 83,3 66,9 67,5
США 34,0 37,0 52,1 60,9 60,3
Великобритания 20,0 30,0 38,6 48,3 46,0
Китай 87,0 45,0 93,2 73,8 45,0
Италия 21,0 24,0 46,6 50,9 43,9
Франция 34,0 43,0 63,1 49,5 43,0
Эстония 19,0 18,0 26,6 32,5 27,6
Латвия 19,0 15,0 16,2 37,1 22,0
Турция 7,0 12,0 14,8 21,3 20,7
Япония 11,0 10,0 17,1 15,0 20,4
Испания 8,0 10,0 15,5 16,5 16,7
Южная Корея - - 15,9 15,6 16,7
Литва 34,0 10,0 11,9 18,8 15,7
Нидерланды 8,0 8,0 12,0 12,7 11,7
Канада 3,0 3,0 5,2 5,2 10,6
Швеция 8,0 9,0 13,1 18,9 10,4
Австрия 6,0 7,0 12,8 10,1 9,7
Израиль 5,0 7,0 9,6 11,8 9,3
Норвегия 6,0 6,0 10,3 7,1 8,7
Швейцария 4,0 5,0 9,2 7,7 8,6
Австралия - - 4,9 4,5 6,5
Бельгия 4,0 5,0 6,3 6,0 6,5
Дания 4,0 3,0 7,3 5,9 6,1
Греция - - 5,4 5,3 5,6
Всего: 1097,0 1024,0 972,4 869,1 963,3
Что касается 2006 г., то данные по въезду иностранных туристов в Россию за первые шесть месяцев вселяют определенную надежду. После «стабильного» снижения в течение последних лет подъем составил 9,8%. Однако более внимательный анализ ситуации не дает оснований для оптимизма. Дело в том, что все основные доноры реальных турпотоков - Германия, США, Великобритания, Италия, Франция, Израиль - свои показатели снизили. А прибавили либо те страны, из которых по туристическим визам в Россию въезжают большей частью вовсе не туристы (Польша, Финляндия, Канада, Дания, Греция и др.), либо страны, которые пока дают совсем небольшой поток туристов (Япония, Южная Корея, Австрия, Швейцария, Австралия, Бельгия и др.) (табл. 1).
Основная причина продолжающегося уже несколько лет падения иностранного турпотока в Россию - высокие цены, а также сложность и громоздкость визовой системы. За последние полтора года серьезно подорожали все составляющие турпакета - размещение, железнодорожный транспорт, авиаперевозка, входные билеты в музеи и т.д. Все это делает предложение российских операторов неконкурентоспособным. Стоимость стандартного тура Москва - Санкт-Петербург составляет 1,5 тыс. дол. И сопоставима со стоимостью тура в Париж.
Другая, не менее важная, причина снижения иностранного турпотока в Россию - дефицит недорогих трехзвездочных гостиниц. Тем более, что многие вновь построенные гостиницы этой категории на поверку оказываются совсем недешевыми и усугубляют существующие проблемы с размещением. Например, московская Holiday Inn (статус 3 звезды) предлагает номера за 200 дол. и выше. Еще сложнее стала ситуация после сноса гостиницы «Россия», рассчитанной на 5,5 тыс. мест. Кроме того, даже за высокую цену гостиницы редко предоставляют условия, соответствующие мировым стандартам. По уровню благоустройства около 80% российских гостиниц не могут получить и одной звезды, что касается пяти звезд, то такую высокую оценку имеет лишь 1% российских гостиниц, которые расположены, преимущественно, в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.
Большинство специалистов полагают, что отрицательная динамика прибытий в Россию сохранится и в ближайшие 4-5 лет, пока не произойдут позитивные изменения в законодательстве и состоянии инфраструктуры рынка туристических услуг.
Важнейшая составляющая развития международного туризма в стране -выезд российских граждан. Необходимо констатировать, что он увеличивается с каждым годом.
В 2005 г. рост потока российских туристов за рубеж составил 3,5%. Несмотря на то что эта цифра гораздо ниже, чем показатели за два предыдущих года (в 2004 г. выезд увеличился на 15,5%, в 2003 - на 12,4%), представителей турбизнеса она не смущает. Эксперты считают, турпоток в последние годы остается практически неизменным и лишь перераспределяется по разным направлениям. Статистическое снижение темпа его роста произошло в основном из-за падения популярности шоп-туризма и продолжающегося процесса уменьшения приграничных обменов в связи с введением некоторыми странами визового режима с Россией.
Таблица 2
Численность российских граждан, выехавших из России в целях туризма в первом полугодии 2002-2006 годов, тыс. чел.
Страна 2003 2004 2005 2006
Турция 310,0 505,0 544,0 498,0
Китай 240,0 390,3 454,2 499,4
Египет 115,0 307,4 329,0 399,8
Финляндия 174,0 166,1 167,4 277,7
Италия 50,0 63,9 83,2 105,9
Испания 63,0 68,9 74,0 88,8
Греция 29,0 31 37,5 53,2
Чехия 26,0 49,6 57,1 65,0
ОАЭ 82,0 96,6 93,6 92,4
Кипр 40,0 35,5 37,7 42,4
Франция 41,0 71,5 74,9 70,1
Германия 86,0 98,7 100,8 72,0
Тунис 15,1 30,5 26,3 30,1
Болгария 19,0 22,3 30,5 37,5
Польша 182,0 194,9 74,6 27,4
Великобритания 20,0 30,4 34,9 27,5
Таиланд 33,0 48,0 34,2 75,6
Хорватия 6,2 10,5 12,2 15,6
Сербия и Черногория - 4,1 7,4 15,6
Литва - 15,3 17,5 15,6
Израиль 13,0 9,4 13,0 13,7
Австрия 16,0 23,9 29,3 33,9
Швейцария 26,0 23,6 23,7 24,0
Латвия - 7,3 10,8 13,6
США 5,0 6,7 9,6 11,1
Нидерланды 8,0 8,6 11,2 12,1
Корея Южная - 11,8 14,1 14,9
Япония 6,0 8,7 10,6 10,0
Эстония - 11,6 6,6 14,8
Венгрия 6,0 7,7 7,9 7,9
Индия - 16,4 20,9 22,1
Дания - 6,5 6,8 6,2
Швеция - 8,6 8,9 5,8
Норвегия - 6,7 7,1 6,1
Всего: 1927,0 2616,8 2596,2 2933,4
Что касается 2006 г., то полугодовой выезд из России с целью туризма вырос на 13%. Этот показатель стал заметно лучше, по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. (табл. 2) [1].
Согласно статистическим данным, российские туристы охотно едут в Европу, а именно в Испанию, Италию, Чехию, Австрию, Хорватию, Венгрию. По всем этим направлениям зафиксирован рост. Туроператоры объясняют это, прежде всего, хорошими ценами по перечисленным направлениям, а также стабильным интересом к Европе со стороны россиян. Стремительный скачок спроса демонстрируют Греция, а также Сербия и Черногория.
Что касается других стран, то Турция впервые показала снижение спроса - на 8,5%. Это закономерное явление, обусловленное во многом внутренними проблемами данной страны. В определенной степени альтернативой Турции становится Египет.
Необходимо отметить положительную динамику турпотоков в Китай, что связано как с развитием делового туризма в регионе (конференции, выставки), так и с повышенным интересом к стране в целом.
Чехия остается одним из недорогих, но качественных направлений, отсюда стабильный рост, который за первое полугодие 2006 г. составил 13,8 %.
В целом, по мнению экспертов, в последнее время произошли качественные изменения в отношении туристов к отдыху. Все меньшим спросом пользуются туры к морю в теплые страны, и все больший интерес вызывают экскурсионный и спортивный (в частности, горнолыжный) туризм.
Как было сказано, туризм в России - отрасль с огромным потенциалом, но и с колоссальными проблемами. Основные проблемы, с которыми сталкивается туризм в России, перечислены в табл. 3.
Несмотря на негативные тенденции развития туризма в России, Международная туристическая организация (ЮНВТО) в своем прогнозе («Туризм: Панорама 2020») отводит России почётное девятое место, причём, как по въездному, так и по выездному туризму [3].
Предполагается, что в России будут отмечаться самые высокие после Китая и Гонконга темпы роста въездного туризма - 6,7 % в год (до 47,1 млн. чел. в абсолютном исчислении), опережающие темпы роста выездного туризма (29,7 млн. чел. в год) в 3,5 раза. Скорее всего, ЮНВТО в своих прогнозах исходила не только из постоянно растущего интереса к нашей стране, но и учитывала перемены в экономической и социальной жизни, происходящие в России в последние годы.
Но при нынешней ситуации, чтобы хотя бы приблизиться к прогнозу ЮНВТО, нужны большие и конкретные усилия соответствующих государственных органов по решению стоящих перед отраслью проблем.
На сегодняшний день существует проект Правительства РФ о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ». О необходимости реформирования отрасли давно известно и данный проект - один из первых, хотя и не однозначных, но необходимых шагов в этом направлении. В нем, что немаловажно, четко прописаны определения многих туристических терминов, которые раньше не были закреплены в законе, но использовались в туристическом бизнесе.
Таблица 3
Проблемы развития международного туризма в России
Проблема Краткая характеристика
Небольшая роль российских турфирм в организации туристических поездок На долю российских компаний в 2003 г. во внутреннем и въездном туризме приходилось всего 3%, в выездном - 5%. Но ситуация постепенно улучшается. Сейчас в России насчитывается около 40 крупнейших туристических компаний, услугами которых пользуются примерно 10 тыс. чел. в год.
Необъективность предоставляемой информации о состоянии отрасли Данные официальной статистики недостаточно объективно отражают реальную информацию как о въездных, так и о выездных потоках. Отсутствуют четкие стандарты, позволяющие выделить посетителей с чисто туристическими целями, показатели въездного туризма завышены за счет, например, въезда обслуживающего персонала. Что касается однодневных туристов, то они не учитываются, а лишь упоминаются статистикой.
Качество туристических услуг Речь, в первую очередь, идет о недостатке в России комфортабельных гостиниц, соответствующих мировым стандартам.
Недостаток инвестиций в отрасль Помимо строительства новых комфортабельных гостиниц необходима также реконструкция большинства курортов (оборудование пляжей, горнолыжных баз и баз отдыха), многие из них построены еще в середине прошлого века и давно нуждаются в реконструкции.
Высокие цены туризма в России Иностранный турист предпочтет тур в Париж или Лондон, чем за те же деньги в Москву, а россиянин - в Турцию или Египет, чем в Сочи.
Проблема подготовки специалистов В нашей стране сохраняется ориентация на подготовку специалиста широкого профиля, основные дисциплины в области туризма занимают в рамках обучения не более 20% в общем учебном плане. Доучиваться приходится на рабочем месте.
Регулирование туризма на уровне законодательства Современная законодательная база не дает туризму развиваться в достаточной степени для реализации его потенциальной возможности стать одной из ведущих отраслей.
Проблема межнациональных конфликтов Одна из важных и острых проблем на сегодняшний день. Систематические сообщения о нападении на иностранцев стабильно снижают спрос на отдых в нашей стране.
С января 2007 г. будет отменено лицензирование туристической деятельности. Теперь в качестве документа, удостоверяющего право компании оказывать туристические услуги, будут выдавать выписку из государственного реестра турфирм. При этом туроператоры будут заноситься в реестр по заявительному принципу, но при условии предоставления финансовых гарантий своей ответственности [1].
Что касается развития внутреннего туризма, который, несмотря на все потенциальные возможности, практически не развит (доля туризма в составе ВВП - 2%, что значительно ниже, чем в развитых странах), то для преодоления кризиса принимаются и реализуются различные целевые программы по развитию внутреннего туризма, например, «Туристические центры России 2006-2008 гг.» и «Развитие туристско-рекреационного комплекса Южного региона России»; проводятся выставки, например, широко известная выставка «Турсиб» (с 12 по 14 апреля 2007 г.), зарекомендовавшая себя за свою семилетнюю историю как на российском, так и на зарубежном рынке. Помимо этого, Россия активно участвует в зарубежных выставках, например в недавно прошедшей выставке в Лондоне.
Следует отметить и тот факт, что газета «Нью-Йорк Таймс» намерена включить в пятерку городов мира, которые она рекомендует посетить своим читателям в 2007 г., Санкт-Петербург. В результате совместной работы американских журналистов и пресс-службы Российского туристического союза подготовлены материалы о туристской привлекательности Санкт-Петербурга и тех позитивных изменениях, которые произошли в городе за последние несколько лет.
Руководство страны на высшем уровне и представители турбизнеса России сейчас всеми силами пытаются создать привлекательные условия для развития туризма в нашей стране. Намечены основные направления развития отрасли, опирающиеся в основном на международный опыт.
В целом уже сейчас можно говорить о положительных тенденциях. Но объем изменений, в которых нуждается туризм в России, не может быть реализован в короткие сроки. Существует большое количество «подводных камней», препятствующих нормальному ходу реформ. Поэтому на сегодняшний день остается только ждать и надеяться, что все реформы будут результативными, и уровень развития туристической отрасли России в скором времени
будет соответствовать ее потенциальным возможностям.
***
1. www.rata.ru - официальный сайт Российского туристического союза (РТС).
2. www.tourprom.ru - информационная группа «Турпром» (агентство туристических новостей).
3. Основные показатели развития туризма: Ежегодник Международной туристической организации (ЮНВТО), 2005.
Поступила в редакцию 09.01.07
A. V. Anoshin, E. Yu. Titova
International tourism in Russia: problems and future trends
This article considers conditions of international tourism in Russia now. It includes information about entry and departure tourists, main problems of this branch and its future trends, which are expected and forecasted.
Аношин ??
Титова Елена Юрьевна(?)
Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4) факс: 3412-91-60-40 E-mail: [email protected]