Научная статья на тему 'История коммерческого продвижения России как туристского направления'

История коммерческого продвижения России как туристского направления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / HISTORY OF TOURISM / РОССИЯ / RUSSIA / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горлова Ирина Ивановна, Бычкова Ольга Ивановна

В статье рассматривается история коммерческого продвижения России как туристского направления за период с 2002 по 2015 гг. Выявлены особенности современного этапа развития туристической деятельности, отражен потенциал внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of commercial promotion of Russia as a tourist destination

The article examines the history of commercial promotion of Russia as a tourist destination over the period from 2002 to 2015. The features of the present stage of development of tourism are identified, the potential of domestic tourism is reflected

Текст научной работы на тему «История коммерческого продвижения России как туристского направления»

 ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ

2016/ 1 (4) 1 Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582 THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL

Освоение наследия УДК 008+327

Горлова И.И., Бычкова О.И.

ИСТОРИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИИ КАК ТУРИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается история коммерческого продвижения России как туристского направления за период с 2002 по 2015 гг. Выявлены особенности современного этапа развития туристической деятельности, отражен потенциал внутреннего туризма.

Ключевые слова: история туризма, Россия, внутренний туризм

До 2002 г. коммерческое продвижение России как туристского направления за рубежом и внутри страны практически не проводилось. Предпринимаемые усилия, начатые в середине 1990-х гг., сводились к посещению нескольких профильных выставок за рубежом и в России без формирования национальной экспозиции при полном отсутствии бюджетного финансирования.

С 2002 г. на международном и внутреннем рынке начал осуществляться комплекс мероприятий по всестороннему показу туристских возможностей Российской Федерации путем организации единой национальной российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках.

Существенным шагом по продвижению российского туристского продукта внутри страны и позиционирования России на мировом рынке профильных выставочных услуг стала международная туристская выставка «ИНТУРМАРКЕТ», проводимая в Москве с 2006 г. Выставка была включена в график официальных мероприятий Всемирной туристской организации, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и Совета стран - участниц СНГ по туризму [1].

Свою эффективность доказали Дни российского туризма, проводимые в странах - основных направляющих рынках, а также тематические экспозиции в рамках национальных выставок общего характера за рубежом.

При этом география внутреннего туризма стала все же значительно разнообразнее, хотя география въездного туризма в своих главных чертах изменилась в этот период незначительно: по-прежнему преобладающая масса потока иностранных туристов следовала в Москву и Санкт-

Петербург, частично направлялась на «Золотое кольцо», круизы по Волге и отдельные приграничные территории.

Не обновлялись и не совершенствовались стандарты в сфере туризма, что привело к дискредитации самой идеи сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, которая с 2002 г., после принятия Федерального закона «О техническом регулировании», стала носить добровольный характер [2].

Решение проблемы с дефицитом и неупорядоченностью информации было найдено путем создания в конце 1990-х гг. в регионах России специализированных туристско-информационных центров (ТИЦ), сеть которых начала активно развиваться в первые годы текущего столетия.

С 2002 по 2005 гг. в России реализовывалась Концепция развития туризма [3].

Затем в 2008 г. была утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации [4].

Таблица 1. Динамика въездных потоков в Россию в 2003-2010 гг. (тыс. человек)

Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Всего туристов, 22514 22051 22176 22452 22892 23676 21339 22086

в т.ч. по целям:

служебная 2568 2723 3226 3234 3270 4112 3880 4346

туризм 3152 2861 2385 2433 2213 2295 2101 2154

другое 16794 16467 16565 16785 17409 17269 15358 15587

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Анализ въездных потоков в Россию в 2003-2010 гг. (таблица 1), основанный на официальных данных [5], показывает, что в сумме по двум сегментам рынка въездного туризма значения колебались от 2 до 4 млн человек. Причем в последние годы наблюдается снижение этого показателя, а прибытия с целью туризма не превышали 3,2 млн человек.

По итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству от 25 сентября 2012 г. и в целях реализации Национальной программы детского культурно-познавательного туризма, разработан и реализуется за счет средств федерального бюджета проект «Моя Россия».

Пилотный этап стартовал в 2013 г. Он стал родоначальником целого ряда многодневных экскурсионно-познавательных поездок для школьников и учащихся со всей России в Москву, Казань, Крым, музеи-заповедники «Петергоф» и «Ясная Поляна». В рамках программы дети и подростки посещали Государственный Эрмитаж, Русский музей, Петергоф, монументы, посвященные подвигу Ленинграда в Великой Отечественной войне и т.д.

2013 год - Санкт-Петербург принял 18 000 детей;

2014 год - Санкт-Петербург, Москва, Владимир, Суздаль, Казань, Крым приняли 20 000 детей;

2015 год - туры посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне и включали 9 военно-патриотических маршрутов под общим названием «Маршруты победы», участвовали 22123 ребенка [6].

Таблица 2. Динамика выезда россиян за рубеж с целью туризма за период 2011 г. - 1 пол. 2015 (тыс. поездок)

№ Страна % к 2014 2015 2014 2013 2012 2011

1 Египет -13,4 1054,6 1218,0 1177,9 803,9 488,6

2 Турция -25,7 1031,5 1387,8 1212,9 936,4 1132,7

3 Германия -29,6 284,2 404,0 413,4 334,6 324,4

4 Таиланд -53 255,9 545,5 570,7 458,5 421,2

5 Италия -35 234 358,6 346,8 265,0 262,0

6 Испания АЗ 233,6 410,3 401,9 291,7 237,3

7 ОАЭ -46 185,4 345,0 346,7 265,3 188,0

8 Греция -53,5 176,8 380,1 399,7 203,7 201,0

9 Китай -56,6 156,4 360,4 484,2 572,7 631,8

10 Кипр -31 150 217,0 213,8 140 123,4

11 Чехия -39 133,1 218,6 231,1 181,2 166,7

12 Франция -30 129,2 185,4 190,8 137,5 124,3

13 Вьетнам -5,4 125,3 132,5 104,9 733 35,2

14 Болгария -36,3 124,5 195,4 184,7 136,7 115,3

15 Финляндия -36 119 185,6 523,8 245,2 416,4

16 Израиль -29 91,5 129,0 118,4 103,3 111,1

17 Швейцария -28 78,4 108,5 107,6 92,9 76,1

18 Австрия -43,А 74,6 131,8 142,2 111,2 98,1

19 Черногория -14,5 743 86,9 85,8 64,6 55,0

20 Великобритания -34,5 60,2 91,9 87,9 79,3 69,6

21 Нидерланды -11 54 60,9 52,7 45,2 38,5

22 США -34 53,5 813 73,9 60 51,9

23 Корея Южная -22 50 64,1 54,1 42 363

24 Индия -56 47,8 108,8 97,9 58,4 53,9

25 Латвия -26 33,7 45,4 47,5 39,6 37,0

26 Венгрия -21 22,8 28,8 19,5 17,9 19,4

27 Тунис -75,4 22,5 913 84,6 60,8 31,7

28 Польша -25,7 15,3 20,5 21,0 26,6 22,4

29 Куба -41 14 23,8 27,7 34,1 28,4

30 Швеция -36,7 13,6 21,6 18,6 123 21,2

31 Хорватия -40,6 13,2 22,1 28,0 32,7 28,9

32 Доминикана -86,6 13 96,8 863 70,2 47,8

33 Литва -73 12,2 44,8 4,8 10,6 14,1

34 Япония -29 12,2 17,2 16,2 9,6 5,9

35 Эстония -32,5 113 17,1 18,1 16,8 10,5

Всего выехало с целью туризма -33,8 5489,3 8293,0 8522,6 6473,2 6069,7

Источник: Ростуризм.

Сегодня стали доступными для туристов такие перспективные районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород, Самара и другие территории, ранее закрытые для иностранных граждан. Регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для России видам туризма, созданы профессиональные образовательные стандарты, идет работа по формированию положительного имиджа страны как туристского направления.

Особо следует отметить развитие курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которое послужило выбору Сочи местом проведения зимней Олимпиады 2014 года, благодаря чему получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и Краснодарский край, появился долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона.

Кроме того, неоднозначным является влияние политической ситуации в мире. Кризис на Украине, спровоцировавший санкции Европейского союза и США в отношении России, теракт в Египте, сложные отношения с Турцией сказались и на туристской сфере, причем это влияние имеет и положительные, и отрицательные стороны. Так, если говорить о выездном туризме в России (таблица 2), то, по статистике Ростуризма, количество россиян, отдыхающих за рубежом, сократилось на 25-30% [7].

2014 г. был одним из самых сложных в истории отечественной туристической отрасли: 22 российских туроператора приостановили свою туристическую деятельность. В его первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. выездной туристический поток сократился, но ненамного, на 4%, а по итогам всего года он упал на 30-50%.

Многие туристы остались за границей с неоплаченными гостиницами и без обратных билетов. За счет средств компенсационного фонда Ассоциации «Турпомощь» были организованы более 40 эвакуационных рейсов на общую сумму 218,2 млн рублей. Этими вопросами занимались Ростуризм, Минкультуры России, МИД России и ряд других ведомств. Пришлось оперативно возвращать около 40 тыс. туристов, не считая тех, кто вообще не стал обращаться за помощью и вернулся за свой счет.

Причины сложившейся ситуации:

- политические и социально-экономические факторы;

- снижение курса рубля;

- падение спроса, в том числе из-за рекомендаций или запрета на выезд за границу военнослужащим, государственным служащим и др.;

- сокращение раннего бронирования туров;

- накопление задолженности ряда туроператоров перед авиакомпаниями в нарушение -действующего законодательства;

- фиктивное страхование некоторых страховых компаний;

- отсутствие обратных билетов у туристов и отказ авиакомпаний от вывоза пострадавших.

Российские туристы в 2014 г. стали экономить на туристических поездках и тратах, в том числе за границей. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), траты туристов из России сократились на 6% до $50,3 млрд (4-е место в мире), что существенно меньше падения турпотока. В 2013 г. россияне за рубежом потратили $53,6 млрд. При этом по итогам первого полугодия 2014 г. расходы россиян за границей продолжали расти, правда, скромными темпами: на 4% против 25% за аналогичный период предыдущего года [8].

На сегодняшний день российские туристы заинтересованы в менее раскрученных зарубежных направлениях, таких как Таиланд, Вьетнам и Китай. Спрос на них сдерживается в основном из-за больших расстояний и, как следствие, высокой стоимости авиабилетов. Объясняется это, в первую очередь, ростом курса доллара и евро, и, соответственно, удорожанием поездок за рубеж.

Однако с точки зрения въездного (национального) туризма ограничительные меры со стороны западных стран способствовали мобилизации отечественной индустрии гостеприимства.

Ростуризм указывает, что сами по себе санкции, конечно, тормозят потоки из Европы и Соединенных Штатов, но при этом увеличили турпотоки из Китая на 13%. Существенно увеличилось число туристов из Турции и Израиля (на 9%) и Южной Кореи (на 42%) [9].

Кроме того, присоединение к Российской Федерации Крыма ставит перед страной новые задачи по развитию туристической отрасли на полуострове Крым.

Притока отпускников со всей страны в 2016 г. ожидают многие российские регионы, хотя большинство из них не имеет развитой туристической инфраструктуры и качественного сервиса. Помимо того, регионы планируют на предстоящий туристический сезон значительно поднять цены. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), Краснодарский край и Крым в ожидании наплыва отдыхающих готовятся поднять цены на отдых на 30%.

Чтобы увеличить внутренний турпоток, нужны заинтересованность туроператоров и развитие определенных направлений, в том числе за счет региональных и федерального бюджетов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Колова И.А., Мартов Н.К. Стратегические проблемы развития туризма в России. - М.: Турист, 2007.

[2] Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 40241 (дата обращения: 05.10.2015).

[3] Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 954-р «Об одобрении Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года»[Электронный ресурс]. -URL:http:www.atorus.ru/public/ator/data/file/Federal ZAK73-19.doc (дата обращения: 05.10.2015).

[4] Приказ Ростуризма от 06.05.2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902107585 (дата обращения: 05.10.2015).

[5] Отчетный доклад российского союза туриндустрии. Итоги работы РСТ 2013-2015 гг. Основные направления деятельности РСТ в 2015-2017 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http:www.tpp-inform.ru/userdata/2015/1442479614.doc (дата обращения: 05.10.2015).

[6] Сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks .ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main (дата обращения: 05.10.2015).

[7] Выездной турпоток из России показал самое большое снижение за последние 20 лет [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ratanews.ru/news/news 4092015 2.stm (дата обращения: 05.10.2015).

[8] Отчетный доклад к XV съезду Российского союза туриндустрии. Итоги работы РСТ 2013-2015 гг. Основные направления деятельности РСТ в 2015-2017 гг. [Электронный ресурс]. -URL:http://www.rostourunion.ru/ob rst/novosti/novosti 2015/materialy xv sezda

rossijskogo soyuza turindustrii.html (дата обращения: 05.10.2015).

[9] См.: URL:http://www.ratanews.ru/news/news 3062009 3.stm (дата обращения: 05.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Горлова И.И., Бычкова О.И, 2016. Статья поступила в редакцию 11.03.2016.

Горлова Ирина Ивановна,

директор Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Краснодар), e-mail: ii.gorlova@gmail.com

Бычкова Ольга Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент,

начальник Отдела научно-образовательных проектов и программ Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Краснодар), e-mail: bychkovaoi@mail.ru

Gorlova I., Bychkova O.

THE HISTORY OF COMMERCIAL PROMOTION OF RUSSIA AS A TOURIST DESTINATION

Annotation. The article examines the history of commercial promotion of Russia as a tourist destination over the period from 2002 to 2015. The features of the present stage of development of tourism are identified, the potential of domestic tourism is reflected.

Key words: history of tourism, Russia, domestic tourism.

Gorlova Irina Ivanovna,D. in Philosophy, Professor,

Director of the Southern Branch of Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (Krasnodar), e-mail: ii.gorlova@gmail.com

Bychkova Olga Ivanovna,

PhD, Associate Professor,

Head of the scientific and educational projects and programs of the Southern branch

of Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev

(Krasnodar),

e-mail: bychkovaoi@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2016/1(4) Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/59.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.