УДК 332.1
ВЛИЯНИЕ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Козлова Елена Ивановна, к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Новак Максим Андреевич, к.э.н., доцент Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия
(e-mail: [email protected])
В статье раскрываются особенности такого инструмента развития региональной экономики как особая экономическая зона (ОЭЗ). Обосновывается положение, что реализация инструментария ОЭЗ как региональной «точки роста» является одним из важнейших условий, обеспечивающим переход региональной социально-экономической системы на новый качественный уровень развития.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал региона, особая экономическая зона, льготы, экономический эффект.
Для улучшения состояния отечественной экономики и преодоления отставания нашей страны от передовых государств необходима разработка новых и развитие уже существующих мер, способствующих диверсификации экономики, переводу промышленности на инновационный уровень, а так же привлечения в отечественную экономику прямых инвестиций. Одной из мер реализации поставленной цели является создание и развитие свободных экономических зон, так как их деятельность непосредственно связана с привлечением инвестиций и развитием производства.
Свободные экономические зоны - это территории с льготным режимом предпринимательской деятельности, создаваемые для решения разнообразных проблем: стимулирования экономического развития отдельных регионов и государства в целом, привлечения инвестиций, обеспечения занятости и т.д. Помещенные в свободные экономические зоны товары рассматриваются, с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов, как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю [5, с. 51-54]. В России для обозначения территории с льготным режимом осуществления предпринимательской деятельности законодательное закрепление получил термин «особая экономическая зона». В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.05 г. № 116-ФЗ под особыми экономическими зонами (ОЭЗ) понимается «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны».
В связи со сложившейся мировой политической ситуацией и вступлением России в ВТО, будущее ОЭЗ вызывает ряд вопросов, требующих ответов. Именно поэтому необходимо акцентировать внимание на судьбе особых экономических зон, изначально определив значимость и их эффективность для отечественной экономики, а также оценив перспективы развития [2, с. 401]. Конечно, реальный экономический эффект ОЭЗ, ощутимый в масштабах страны, становится заметен примерно через 10-15 лет после создания ОЭЗ, а период возврата денежных средств по промышленно-производственным ОЭЗ согласно мировому опыту составляет не менее 7-8 лет. Однако уже сегодня можно подводить определенные итоги и делать выводы о том, насколько эффективны особые экономические зоны в Российской Федерации, привело ли их использование к улучшению состояния отечественной экономики, удалось ли реализовать задуманное. Рациональнее всего проводить подобный анализ на уровне региона, и конкретной ОЭЗ, с выделением общих и специфичных черт развития.
Одной из первых особых экономических зон, созданных в соответствии с принятым 22.07.05 г. Федеральным законом от № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» была ОЭЗ «Липецк». В настоящее время особая экономическая зона «Липецк» является одной из самых развитых [6, с. 3]. Промышленно-производственная особая экономическая зона «Липецк» демонстрирует высокие темпы развития. Порядка 40 компаний из 13 стран мира реализуют инвестиционные проекты на промышленной площадке, а объем заявленных инвестиций составляет более 100 млрд. рублей. В настоящее время осуществляются работы, ориентированные на расширение территории ОЭЗ «Липецк» за счет создания 2-го участка в районе г. Елец площадью 1273 га. Согласно прогнозным показателям эффективности объем инвестиций потенциальных резидентов новой площадки ОЭЗ ППТ «Липецк» к 2025 году составит 176 млрд. рублей, что обеспечит создание 10 тысяч рабочих мест. Дополнительные поступления в бюджетную систему Российской Федерации составят около 10 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 6,5 млрд. рублей, в областной и местный бюджеты - 3,5 млрд. рублей.
Подобное положение дел определяется преимуществами, которыми наделена данная особая экономическая зона. Изначально создание особой экономической зоны в Липецкой области обусловлено хорошим инвестиционным климатом и состоянием экономики в целом. Регион находится на географически выгодных территориях, в Центральном федеральном округе, обладает развитой транспортной инфраструктурой.
Однако наиболее привлекательным для инвесторов являются льготы и преференции, предоставляемые резидентам, так как именно они позволяют компаниям успешно реализовывать свои инвестиционные проекты. В ОЭЗ «Липецк» создан широкий спектр налоговых льгот, преференций и других инструментов повышения эффективности инвестиций: строительство и эксплуатация современной инфраструктуры за счет бюджетных средств,
налоговые каникулы, режим свободной таможенной зоны, льготная стоимость земли, упрощенные административные процедуры, государственные гарантии. В частности, в ОЭЗ «Липецк» налог на прибыль составляет 2% для резидентов ОЭЗ сроком на 5-7 лет с момента получения прибыли, следующие 5 лет - 7%, далее - 15,5 %. Налог на имущество - 0% для резидентов сроком на 10 лет с момента регистрации права собственности. Земельный налог - 0% для резидентов ОЭЗ сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Транспортный налог -0% для резидентов сроком на 10 лет с момента регистрации транспортного средства. Величина арендной платы (без учета понижающих коэффициентов) составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка (около 77 тыс. руб. за 1 га). Понижающие коэффициенты составляют при объеме капитальных вложений не менее 10 млн. евро - 0,9; при объеме капитальных вложений не менее 20 млн. евро - 0,7; при объеме капитальных вложений не менее 30 млн. евро - 0,5. Преференцией для резидентов является также возможность права выкупа земельного участка. Стоимость выкупа составляет 7,5% от кадастровой стоимости земельных участков (более 200 тыс. руб.).
Помимо этого в ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк» резидентам предлагается так же и определенный перечень услуг, которыми они при желании могут воспользоваться. Подобная практика применятся во всех особых экономических зонах, однако в каждой из них перечень предлагаемых услуг может разниться.
Практический интерес составляет сопоставление оказываемых услуг в ОЭЗ «Липецк» и другой крупнейшей ОЭЗ «Алабуга», находящейся в республике Татарстан. По словам замминистра экономического развития О. Савельева, на сегодняшний день, эти две особые экономические зоны, которые можно считать площадками мирового уровня. Особенностью данных ОЭЗ состоит в том, что они не являются наиболее доступными организациями. Компаниям, желающим стать их резидентами, необходимо не только перейти минимальный порог инвестиций, как и во всех ОЭЗ про-мышленно-производственного типа, но и выдержать тщательный отбор инвесторов, потенциальный список которых модерируется Министерством экономического развития РФ. При этом оба исследуемых региона находятся на географически выгодных территориях. Липецкая область находится в Центральном федеральном округе, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Республика Татарстан входит в состав Приволжского федерального округа, в радиусе 1000 км. от ОЭЗ «Алабуга» находится 8 из 14 крупнейших городов России (Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Уфа, Самара, Пермь, Челябинск, Казань).
Проведенный анализ показал, что в ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Липецк» оказываются одинаковые услуги по технологическому присоединению и обеспечению энергоресурсами, аренде имущества, связи. Однако существуют и различия в предоставляемых услугах. Например, услуги, которые
оказываются в ОЭЗ «Липецк», но не оказываются в ОЭЗ «Алабуга», включают комплекс строительных услуг - услуги генерального подрядчика; услуги заказчика, застройщика; услуги технического надзора; услуги строительного аудита. В то же время в ОЭЗ «Алабуга» можно получить ряд услуг, которые не оказываются в ОЭЗ «Липецк»:
- ряд эксплуатационных услуг - нанесение дорожной разметки; услуга по приемке и утилизации снега; работа стропальщика; услуги службы главного энергетика; услуги по отбору пробы на качество энергоресурсов; услуги по благоустройству территории резидентов;
- логистические услуги;
- транспортные услуги;
- услуги отдела правового обеспечения и земельно-имущественных отношений;
- услуги автотранспортного цеха;
- услуги копировально-множительного центра.
Особо стоит отметить то, что в ОЭЗ «Алабуга» существует собственный орган подготовки кадров и специалистов для резидентов - Ресурсный центр ОЭЗ «Алабуга» (НК-центр). Задача данного центра заключается в поиске, подготовке и переподготовке кадров. Ежегодно локально обучается около 10 000 рабочих, 6 000 менеджеров и 4 000 инженеров. Ресурсный центр-Алабуга утвержден Президентом Республики Татарстан на заседании Наблюдательно совета особой экономической зоны промышленно-производственного типа от 12.08.2013 №02/2013. Финансирование данного центра в основном осуществляется за счет региона (70%), так же часть денежных средств идет от резидента (30%). Ресурсный центр-Алабуга оплачивает 75% общей стоимости программы обучения персонала (включая зарубежные стажировки), остальные 25% оплачиваются резидентом (включая зарубежные стажировки). В целом выделяются следующие функции данного центра:
- обеспечивает Централизованный подбор персонала из внешних источников, маркетинг в области рынка труда Татарстана и России;
- осуществляет координацию деятельности по соблюдению Соглашения о непереманивании персонала между резидентами ОЭЗ «Алабуга»;
- обеспечивает выполнение заказа по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров;
- осуществляет аутстафинг персонала для резидентов ОЭЗ;
- участвует в разработке и утверждении стандартов качества рабочих кадров и специалистов ОЭЗ «Алабуга», проведении экспертной оценки и сертификации качественного состава персонала;
- осуществляет иные функции, необходимые для обеспечения деятельности резидентов ОЭЗ «Алабуга» в рамках «Положение о Ресурсном центре Алабуга».
Сегодня ОЭЗ «Алабуга» имеет более высокие результаты развития, что обусловлено не только более выгодным расположением особой экономи-
ческой зоны, но и более эффективной организацией работы с резидентами. Хотя ОЭЗ «Липецк» сегодня так же является одной из наиболее развитых особых экономических зон страны, способствующей приросту инвестиций в регионе, росту числа рабочих мест, диверсификация экономики, однако ОЭЗ «Липецк» обладает рядом возможностей, использование которых приведет к повышению эффективности ее функционирования, позволит улучшить показатели экономики региона. К мерам, необходимым для развития ОЭЗ «Липецк» можно отнести:
- улучшение научных индикаторов;
- расширение спектра предлагаемых услуг, в частности предоставление следующих услуг: логистических; транспортных; услуг отдела правового обеспечения и земельно-имущественных отношений; услуг автотранспортного цеха; услуг копировально-множительного центра;
- создание и разработка собственного современного и информативного сайта;
- разработка и создание собственного органа, выполняющего функции, схожие с функциями Ресурсного центра - Алабуга, в первую очередь занимающегося подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров (возможно в сотрудничестве с университетами региона).
Список литературы
1. Конкурентные преимущества и кадровый потенциал наиболее динамично развивающихся ОЭЗ: Краткая справка - Режим доступа: WWW.URL:http://hubprom.ru/ analytics/articles/1669.
2. Новак, М.А. Взаимосвязь экономического развития и экологического фактора / М.А. Новак // Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях. Материалы международной научно-практической конференции к 50-летию Липецкого филиала Финуниверситета. Изд-во: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец). 2016. С. 398-405.
3. Особая экономическая зона: Краткая справка - Режим доступа: WWW.URL: http://www.kazinka.ru.
4. Особая экономическая зона «Алабуга»: Краткая справка- Режим доступа: WWW.URL:http://alabuga.ru/upload/iblock/23b/tech_Alabuga_rus.pdf
5. Павлов, П.В. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития международной инвестиционной и инновационной деятельности / П.В. Павлов // Международные отношения. 2013. № 1. С.51-54.
6. Черникова, О.А. Особые экономические зоны как государственный иструмент привлечения инвестиций иностранных инвесторов / О. А. Черникова, Е. И. Козлова // Системное управление. 2014. № 2 (23). С. 3.
7. Фурщик М.А., Шутова А.В., Прозоров М.С, Савельев А.В., Горячева М.А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы / Фурщик М.А. , Шутова А.В. - М.: ИД «Медиа Инфо Групп», 2014. 212 с.
Kozlova Elena Ivanovna, Cand.Econ.Sci., associate professor
Lipetsk state technical university, Lipetsk, Russia
(e-mail: [email protected])
Novak Maksim Andreevich, Cand.Econ.Sci., associate professor
Lipetsk state technical university, Lipetsk, Russia
(e-mail: [email protected])