Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД'

ВЛИЯНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджимагомедов Магомед Джамбулатович, Каменева Анна Николаевна

Современные способы и методы противодействия легализации преступных доходов в Российской Федерации показывают недостаточную эффективность применяемых сегодня механизмов в данной сфере. В этой связи необходимо дополнительно исследовать современные аспекты легализации преступных доходов в нашей стране. В статье рассматриваются и анализируются криминологические аспекты легализации преступных доходов на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS ON THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY IN THE MODERN PERIOD

Modern ways and methods of combating the legalization of criminal proceeds in the Russian Federation show the lack of effectiveness of the mechanisms used today in this area. In this regard, it is necessary to further study the modern aspects of the legalization of criminal proceeds in our country. The article discusses and analyzes the criminological aspects of the legalization of criminal proceeds in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_1_2_159 УДК 338

ВЛИЯНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Гаджимагомедов Магомед Джамбулатович,

магистрант, Высшая школа государственного аудита МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия, e-mail: gadzhimagomedov-9@bk.ru

Каменева Анна Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экономических и финансовых расследований, Высшая школа государственного аудита МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Современные способы и методы противодействия легализации преступных доходов в Российской Федерации показывают недостаточную эффективность применяемых сегодня механизмов в данной сфере. В этой связи необходимо дополнительно исследовать современные аспекты легализации преступных доходов в нашей стране. В статье рассматриваются и анализируются криминологические аспекты легализации преступных доходов на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: преступные доходы; легализация; экономическая безопасность; финансовая система; криминологический аспект.

UDC 338

THE INFLUENCE OF LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS ON THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY IN THE MODERN PERIOD

Gadzhimagomedov Magomed Dzhambulatovich,

Master's student, Higher School of Public Audit, Lomonosov Moscow State University Named after M. V. Lomonosov, Moscow, Russia, e-mail: gadzhimagomedov-9@ bk.ru

Kameneva Anna Nikolaevna,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Economic and Financial Investigations, Graduate School of Public Audit, Lomonosov Moscow State University Named after M. V. Lomonosov, Moscow, Russia

Modern ways and methods of combating the legalization of criminal proceeds in the Russian Federation show the lack of effectiveness of the mechanisms used today in this area. In this regard, it is necessary to further study the modern aspects of the legalization of criminal proceeds in our country. The article discusses and analyzes the criminological aspects of the legalization of criminal proceeds in the territory of the Russian Federation.

Keywords: criminal proceeds; legalization; economic security; financial system; criminological aspect.

В современных условиях легализация преступных доходов в РФ - это, несомненно, распространенный вид преступной деятельности, осуществляемой на современном высокотехнологичном уровне, в которой зачастую

задействованы высококвалифицированные кадры. Для целей легализации преступных доходов нет необходимости содержания и обслуживания крупных производственных площадей, высокотехнологичного и недешевого

оборудования, затрат на основные фонды, сырьевых и иных издержек, а лишь необходимо легально зарегистрированная кредитно-финансовая организация.

Основными заказчиками в данной сфере выступают руководители функционирующих организаций кредитно-денежного сектора, а также различные индивиды, задействованные в коррупционных схемах, и чиновники различных уровней, муниципального, регионального, и даже федерального, имеющие хорошие рычаги влияния на принятие нужных решений.

Регулярное усовершенствование нормативно-правовой базы в Российской Федерации в сфере противодействия легализации доходов, добытых преступным путем, не дает полноценного результата - уровень сделок по легализации финансовых средств не уменьшается, достоверные данные об объемах отмываемых финансовых средств практически недоступны. Чтобы достичь полноты информации о данных негативных явлениях, необходимо жесткое институциональное закрепление на всех уровнях плюс заинтересованность кредитно-финансовых организаций и учреждений, большинство которых в современных условиях не имеют стремления к отражению всего объема информации, поскольку стремятся избежать различных расследований и скандалов.

Реалии сегодня таковы, что процессы обналичивания денег через кредитно-финансовые учреждения при их массовом характере становятся предметом особого внимания Центрального Банка России и Росфинмони-торинга лишь в тех случаях, когда это осуществляется в больших суммах в ограниченный промежуток времени.

В современных условиях мы вынуждены констатировать значительный недостаток действенных, проработанных методик мониторинга и реального контроля за передвижением наличных денег. Помимо этого, регулярно происходящие операции с целью отмывания «грязных» денежных средств и «обнальные» фиктивные сделки дают дополнительные возможности для расширения влияния организованных преступных группировок, поддержки террористических группировок; незаконного обогащения преступными группами денежными средствами предприятий и государства; уклонения от

уплаты налоговых платежей и иных обязательных государственных взносов; подрыва базиса национальной рыночной экономической системы государства, утраты доверия населения к фискально-банковской системе и другим смежным институтам государственной власти; создания условий для реализации коррупционных схем на различных уровнях; формирования почвы для расширенного развития инфляционных процессов в экономике.

Ключевая проблема сегодня - отсутствие концептуально проработанной системы практических методик, успешно встроенных в государственную и общественную институциональную инфраструктуру и нацеленных на профилактику и предупреждение криминальных сделок в банковской среде, а также мероприятий по минимизации уровня их негативных последствий.

В Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. предусмотрен отдельный раздел - «Преступления в сфере экономики», объединяющий главы, посвященные преступлениям против собственности (гл. 21), преступлениям в сфере экономической деятельности (гл. 22), преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23).

Принятие Федерального закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ и формирование государством специализированного органа - Федеральной службы по финан -совому мониторингу, главной целью которого была определена борьба с отмыванием денег в нелегальных схемах и накоплением преступных капиталов, дало возможность решения определенных задач в этом направлении, но в целом задача формирования действенного государственного институционального механизма противодействия теневым сделкам в банковской среде на сегодня далека от своего решения. Следует подчеркнуть, что немалое количество представителей экспертного и научного сообщества в последние периоды уделяет внимание базовым правовым основам противодействия легализации преступных доходов [1; 2].

Аспекты международного сотрудничества в области противодействия легализации преступных доходов рассмотрены А. Баби-

чевым, В. Бобыревым, В. Вахания, К. Ман-дрыгиным, М. Степановой.

На наш взгляд, термин «отмывание» имеет отношение к тому, что получено в форме доходов незаконным путем и чему различными способами придается статус легитимно приобретенного. Одни авторы исходят из предпосылки, что отмывание преступно полученных денег или иного имущества - процесс, реализуя который, преступники пытаются скрыть действительное происхождение доходов и свою принадлежность к преступной деятельности.

Так, К. Коттке дал определение «грязных» денег через основные сферы их приобретения: общекриминальную и налогообложения, полагая, что способы их отмывания имеют некое сходство [3].

Некоторые эксперты определяют легализацию доходов как искажение информации о доходах, совершение посредством их сделок с целью их последующей легализации в экономическом обороте. Сама по себе легализация преступных доходов - это многосложный процесс, содержащий в себе значительное количество дифференцированных разнообразных составляющих. Правильное восприятие и оценка процесса легализации преступных доходов требуется для целей грамотного построения процесса противодействия данному явлению. Процесс легализации преступных доходов подразделяется на три основные стадии: непосредственно размещение, далее расслоение, интегрирование. Первая стадия происходит посредством размещения преступно приобретенных наличных денежных средств в легальных кредитно-финансовых организациях с последующим их безналичным переводом (депозиты, кредиты) в другие кредитно-финансовые институты. Вторая стадия характеризуется процессами сокрытия последствий передвижения преступно добытых доходов с помощью различных фирм-однодневок и посреднических организаций-прокладок. И наконец, третья, завершающая, стадия - интеграция данных полученных средств, их полное обеление и узаконивание, введение в использование в официальном экономическом обороте.

Считаем важным подчеркнуть, что термин «легализация (отмывание)» использовано российским законодателем в Федеральном законе «О противодействии легализации

(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. и в ст. 174 УК РФ.

Одно из часто встречающихся определений «легализации» - это любые действия по использованию преступно полученных доходов в легальном гражданском обороте.

Мы считаем, что под легализацией доходов от преступной деятельности следует понимать приведение законной формы владению, использованию, хозяйствованию ресурсным потенциалом денежных средств, различными видами движимого и недвижимого имущества, полученному вследствие занятия преступной нелегитимной деятельностью. Способы легализации приобретенных преступным путем денежных средств и иного имущества зависят от характера преступления и сферы его совершения. В современных условиях значительное количество финансовых средств, полученных в результате преступных действий, проводится через процедуру легализации посредством большого количества операций, в которых задействовано огромное количество физических и юридических лиц, при этом суммы незначительны и незаметны для какого-либо мониторинга и контроля. При этом негативное влияние процесса легализации денежных средств на социально-экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации не становится менее пагубным. Мы считаем, что сегодня недостаточно внимания уделяется ключевым вопросам легализации доходов, полученным преступным путем, их влиянию на экономическую безопасность страны как фундаментальному компоненту национальной безопасности России.

Современное общество диктует необходимость разработки новейших, если выражаться экономическими терминами, инновационных подходов к формированию инструментов процесса противодействия теневому сегменту национальной экономики страны в целом и механизмов противодействия легализации доходов, нажитых преступным путем, в частности. Эффективная организация и поэтапное продуманное внедрение механизмов противодействия даст возможность сформировать довольно плодотворный и высокоэффективный госконтроль и мониторинг над оборотом финансовых средств в долгосрочной перспективе.

Список литературы_

1. Абдулкадыров, А.С. Семь лет спустя: ретроспективный анализ санкций на сектора национальной экономи -ки России / А.С. Абдулкадыров // Индустриальная экономика. - 2021. - № 2. - С. 29-33.

2. Абдулкадыров, А.С. Уголовно-правовые аспекты теневого оборота наличных денежных средств в России на современном этапе / А.С. Абдулкадыров, М.Д. Гаджимагомедов // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 6-2. - С. 301-307.

3. Коттке, К. «Грязные» деньги - как с ними бороться? Справочник по налоговому законодательству в области «грязных» денег / К. Коттке. - Москва: Дело и сервис, 2005. - С. 13-14.

References_

1. Abdulkady'rov A.S. Sem' let spustya: retrospektivny'j analiz sankcij na sektora nacional'noj e'konomiki Rossii. Industrial'naya ekonomika. 2021. № 2. S. 29-33.

2. Abdulkady'rov A.S., Gadzhimagomedov M.D. Ugolovno-pravovy'e aspekty' tenevogo oborota nalichny'x denezhny'x sredstv v Rossii na sovremennom e'tape. Aktual'nye voprosy sovremennoj e'konomiki. 2019. № 6-2. S. 301-307.

3. Kottke K. «Gryazny'e» den'gi - kak s nimi borot'sya? Spravochnik po nalogovomu zakonodatel'stvu v oblasti «gryaznyx» deneg. Moskva: Delo i servis, 2005. S. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.