Роль МВД России в борьбе с легализацией денежных средств, полученных преступным путем
Ю. С. КОСТЫРЯ,
доцент кафедры финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, кандидат экономических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
The role of the Russian ministry of internal affairs in combating legalization of money obtained by criminal way
Yu. S. KOSTYRYA,
Associate Professor, Department of Financial and Economic logistical and medical support Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье исследуется современная общественно опасная проблема, подрывающая установленную законом экономическую деятельность государства и связанная с формированием и легализацией преступных доходов. Исследуется и оценивается роль МВД России в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Легализация (отмывание) доходов; зоны риска; взаимодействие ведомств; методы противодействия.
Легализация преступных доходов, полученных незаконным путем, является не только одной из ключевых угроз национальной безопасности России, но и транснациональной проблемой. В процесс легализации доходов, полученных преступным путем, вовлечены, как правило, международные кредитно-финансовые организации, через которые проходят потоки преступных доходов, полученных в результате различных фиктивных финансовых операций, с последующей конечной целью — это придание им правомерного вида.
С принятием в нашей стране Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противо-
yflK 340.114
The article examines a modern socially dangerous problem that undermines the state's economic activity established by law and is associated with the formation and legalization of criminal proceeds. The role of the Ministry of Internal Affairs of Russia in countering the legalization (laundering) of proceeds of crime is investigated and evaluated.
Legalization (laundering) of income; risk zones; interaction of departments; methods of counteraction.
действии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» раскрываемость таких преступлений стала намного эффективней. В настоящее время проводится большая работа по совершенствованию всей системы противодействия отмыванию незаконных доходов. Но еще остается много проблем, в том числе и в деятельности правоохранительных органов, в сфере борьбы с легализацией денежных средств, полученных преступным путем.
По оценкам Международного валютного фонда, преступные организации ежегодно легализуют от 0,5 до 1,5 трлн долл., что составляет до 5 % мирового ВВП. Аккумулирование
капитала отдельными лицами и преступными формированиями, внедрение его в легальный гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяет получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создает неблагоприятный климат для любых инвестиций и ведет к подрыву национальной экономики1 [1].
Легализация денежных средств представляет собой достаточно трудоемкий процесс, который включает большое количество разнообразных операций и сделок, совершаемых с применением различных методов. Целью преступников как правило, является сокрытие следов происхождения доходов, которые получены из теневых источников, уклонение от налогообложения и создание условий для комфортного доступа к денежным средствам, полученным незаконным путем, создание условий для инвестирования в легальный бизнес.
Учитывая то обстоятельство, что экономические взаимосвязи между странами развиваются, а роль Российской Федерации на мировом рынке становится все более значимой, легализация денег стала одним из основных видов криминальных экономических операций. Результат незаконной экономической деятельности, как правило, связан с деятельностью криминальных организаций в различных сферах, а именно кредитно-финансовой, бюджетной и налоговой сферах, а также в области коррупционных правоотношений.
Легализуя (отмывая) незаконные доходы, преступники наносят обществу колоссальный ущерб, который состоит в том, что деньги и имущество выпадают из легального экономического оборота, нарушается работа рыночных механизмов, снижается уровень потенциального ВВП, падает престиж страны на мировой арене.
Необходимо отметить, что легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, является заключительным этапом перехода преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. В ходе этого процесса происходит противоправная и в высшей степени опасная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц [1].
Поэтому преступная деятельность в сфере легализации (отмывания) доходов совместно
1 О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
с другими ведомствами привлекает большое внимание правоохранительных органов государства, и в частности МВД России.
МВД России, являясь одним из основных участников российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, обеспечивает выявление и расследование преступлений, связанных с отмыванием незаконных доходов и финансированием терроризма, а также принятие мер с целью последующего возмещения ущерба.
Говоря о работе МВД России в этой сфере деятельности, необходимо заострить внимание на тесном взаимодействии и сотрудничестве с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Только совместная работа позволяет эффективно выявлять и противодействовать легализации денежных активов, полученных незаконным путем.
В свою очередь, Росфинмониторинг тесно взаимодействует с МВД России, а именно инициативно направляет информацию о признаках совершения преступлений и других фактах, которые относятся к его компетенции, а также отвечая на запросы МВД России о наличии конкретной информации в отношении физических и юридических лиц. МВД России постоянно работает в направлении возврата активов, украденных из крупнейших кредитных организаций.
Отмечая совместную работу, необходимо осветить результаты такого взаимодействия. В 2019 г. Росфинмониторингом выявлены незаконные операции и затем материалы по ним переданы в правоохранительные органы на общую сумму 51 миллиард рублей. Совместно с МВД России, Банком России, Генпрокуратурой и другими правоохранительными ведомствами удалось пресечь деятельность 25 «теневых» площадок с оборотом около 38 миллиардов рублей. За последние 3 года общее количество выявленных и зарегистрированных юридических лиц с признаками «однодневки» снизилось с 1,5 млн до 120 тысяч, то есть в 14 раз. Объем сомнительных операций с их участием сократился более чем в 5 раз — с 4,6 трлн руб. до 905 млрд руб.
Следующий пример совместной работы — это бюджетная сфера. Одной из важнейших задач МВД России является участие совместно с другими правоохранительными органами в сохранности бюджетных денег при реализации нацпроектов, объем финансирования в 2012 г. составил 2,2 трлн рублей.
Результатами этой работы является то, что с признаками сомнительных операций в 2019 г. выявлены более 3 тыс. исполнителей контрактов на сумму свыше 133 млрд руб. По выявленным фактам в МВД России и другие правоохранительные и контрольно-надзорные органы направлено более 560 материалов, связанных с тематикой нацпроектов. Возбуждено 11 уголовных дел, отменены и расторгнуты контракты в сфере закупок на 1,1 млрд руб., предотвращены картельные сговоры на 5,5 млрд руб. [2].
Все перечисленные примеры наглядно иллюстрируют высокую степень важности взаимодействия и совместной работы на межведомственном уровне правоохранительных органов, причем, как в направлении пресечения преступлений и наказания виновных, так и для профилактики потенциальных нарушений.
Необходимо отметить, что основой общей системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является риск-ориентированный подход. Оценка рисков и их минимизация является главной задачей этой системы. Это отражено в Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г.
Оценку эффективности функционирования этой системы проводит ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег Financial Action Task Force). Следует сказать, что Российская Федерация является членом этой организации с 2003 г.
В 2019 г. прошла масштабная оценка экспертами ФАТФ Российской системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Основной площадкой проведения мероприятий являлся Росфин-мониторинг при участии МВД России и других правоохранительных ведомств, таких как ФСБ России, Генеральная прокуратура, СК России, Банк России. МВД России принимало участие во всех мероприятиях, связанных с оценкой деятельности Российской системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Экспертами ФАТФ было отмечено, что правоохранительные органы России регулярно получают и эффективно используют данные финансового расследования и другую соответствующую информацию для сбора доказательств, позволяющих расследовать слу-
чаи отмывания денег, финансирования терроризма и предикатных преступлений, а также для отслеживания преступных доходов. Прокуроры дополнительно обеспечивают использование оперативных финансовых данных в процессе разработки дел, поскольку они систематически анализируют расследования для проверки того, что правоохранительные органы отрабатывают все возможные финансовые элементы в ходе расследований.
При оценке эффективности деятельности МВД России в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем, эксперты ФАТФ выставили рейтинг «высокий уровень» за работу, связанную с выявлением и расследованием фактов терроризма, рейтинг «значительное соответствие» выставлен за эффективное международное сотрудничество, а также за работу по возмещению причиненного ущерба, рейтинг «умеренная эффективность» выставлен за непосредственную работу по противодействию легализации преступных доходов. Уровень рейтинга обусловлен тем, что, по мнению экспертов ФАТФ, значительная часть доходов, полученных преступным путем в России, затем легализуется за границей, при этом для вывода денег используются сложные схемы с привлечением профессионалов, которые занимаются выводом денег. Количество преступлений, зарегистрированных по ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» является незначительным — 2017 г. — 37, 2018 г. — 25. Несмотря на то что Россия является одной из стран с высоким риском легализации доходов полученных преступным путем, по факту выявляется небольшое количество экономических преступлений этого вида.
Как правило, в качестве альтернативы по таким преступлениям применяются другие статьи УК РФ, а именно 172 «Незаконная банковская деятельность» и 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»
По мнению экспертов ФАТФ, заказчики незаконных услуг по выводу денег за рубеж правоохранительными органами отрабатываются слабо, а в некоторых случаях, когда доказан факт незаконного происхождения денежных средств, организаторам и другим участникам не предъявляется обвинение в отмывании доходов.
Именно применение ст. 193 УК РФ в качестве альтернативы ст. 174 УК РФ является
препятствием международному сотрудничеству в случаях, когда необходимо обоюдное признание преступления связанным с отмыванием доходов, полученных преступным путем.
По правилам регулярного мониторинга очередной отчет Российской Федерации в рамках взаимных оценок ФАТФ состоится в 2023 г., и внимание экспертов будет направлено на устранение ранее выявленных недостатков.
Рассмотрим основные угрозы по отмыванию доходов, которые могут формироваться в различных сферах деятельности и на которые должны реагировать правоохранительные органы.
Кредитно-финансовая сфера. Основные угрозы — мошенничество с кредитными средствами и средствами, находящимися на расчетных, текущих и депозитных счетах, преднамеренное или фиктивное банкротство финансовых организаций, незаконная банковская деятельность. К лицам, которые потенциально несут угрозу, относятся недобросовестные руководители и собственники финансовых организаций.
Бюджет. Основной угрозой является мошенничество, присвоение или растрата бюджетных денежных средств и активов, а также налоговые преступления, в частности незаконное возмещение НДС и уклонение от уплаты налогов юридическими лицами.
Коррупция. Основная угроза — это преступления коррупционной направленности, совершаемые как государственными служащими, так и сотрудниками коммерческих и иных организаций (злоупотребление полномочия-
ми, получение и дача взяток, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп).
Незаконный оборот наркотиков. Основная угроза — это масштабное производство наркотиков и их последующий транснациональный трафик (контрабанда), в том числе через территорию РФ, подпольное производство синтетических наркотиков на территории РФ.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на усилия, принимаемые МВД России и другими правоохранительными ведомствами, еще остается много проблемных вопросов. В частности, отмечается высокий уровень ла-тентности такого рода преступлений. Как правило, в большинстве случаев участники и конечные бенефициары завуалированы, а также основной сферой совершения преступлений является экономическая деятельность, которая традиционно является более трудной для оперативного сопровождения, чем общеуголовная преступность.
Учитывая результаты деятельности МВД России совместно с Росфинмониторингом и другими правоохранительными ведомствами, а также беря во внимание результаты исследований международных организаций, можно сделать вывод, что реальный уровень легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных преступным путем в России, выше, чем отражается в официальной статистике.
Поэтому основной путь, который позволит успешно противостоять проблеме легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных преступным путем в России, — это наращивание взаимодействия и совместных усилий МВД России с другими структурами с учетом современных вызовов и реалий.
Список литературы:
1. Котомцева К. В. Влияние проблем правоприменения на количественные параметры оценки преступлений при квалификации преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ / К. В. Котомцева // Молодой ученый. 2019. № 38 (276).
2. Росфинмониторинг: официальный сайт. — URL: http://www.fedsfm.ru (дата обращения: 21.05.2020).