Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВЫМ СДЕЛКАМ С НАЛИЧНОСТЬЮ (ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВЫМ СДЕЛКАМ С НАЛИЧНОСТЬЮ (ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ТЕНЕВЫЕ СДЕЛКИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хизриев Асип Нуруллаевич

В статье анализируются меры государственного противодействия теневым сделкам с наличными деньгами. Отмечается, что, несмотря на внедрение инновационных технологий при проведении расчетов и платежей, роль наличных денег в национальной экономике России велика. Это связано с такими свойствами наличных денежных знаков, как универсальность и ликвидность, а также с надежностью в связи с гарантированным обеспечением их активами Банка России. Делается акцент на том, что грамотная, нормативно проработанная организация налично-денежного обращения влияет на состояние экономики страны и перспективы ее развития, а теневые сделки с наличными деньгами формируют среду прироста объемов теневого (неформального) сектора экономики, повышения коррупционной составляющей и несут риски подрыва экономической безопасности государства. Делается вывод об эффективности государственного противодействия теневому сектору экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRACTICAL IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT MEASURES TO COUNTER SHADOW TRANSACTIONS WITH CASH (ECONOMIC AND LEGAL ASPECT)

The article analyzes the measures of state counteraction to shadow transactions with cash. It is noted that, despite the introduction of innovative technologies in settlements and payments, the role of cash in the national economy of Russia is great. This is due to such properties of cash banknotes as versatility and liquidity, as well as reliability in connection with the guaranteed backing of them with the assets of the Bank of Russia. The emphasis is made on the fact that a competent, normatively developed organization of cash circulation affects the state of the country’s economy and the prospects for its development, and shadow transactions with cash form an environment for an increase in the volume of the shadow (informal) sector of the economy, an increase in the corruption component and carry risks of undermining the economic state security. The conclusion is made about the effectiveness of the state counteraction to the shadow sector of the economy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВЫМ СДЕЛКАМ С НАЛИЧНОСТЬЮ (ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_2_2_74 УДК 336

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВЫМ СДЕЛКАМ С НАЛИЧНОСТЬЮ (ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Хизриев Асип Нуруллаевич,

студент, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА

Минюста России), Россия, г. Москва, e-mail: asipkiller@mail.ru

В статье анализируются меры государственного противодействия теневым сделкам с наличными деньгами. Отмечается, что, несмотря на внедрение инновационных технологий при проведении расчетов и платежей, роль наличных денег в национальной экономике России велика. Это связано с такими свойствами наличных денежных знаков, как универсальность и ликвидность, а также с надежностью в связи с гарантированным обеспечением их активами Банка России. Делается акцент на том, что грамотная, нормативно проработанная организация налично-денежного обращения влияет на состояние экономики страны и перспективы ее развития, а теневые сделки с наличными деньгами формируют среду прироста объемов теневого (неформального) сектора экономики, повышения коррупционной составляющей и несут риски подрыва экономической безопасности государства. Делается вывод об эффективности государственного противодействия теневому сектору экономики.

Ключевые слова: наличное обращение; теневые сделки; правовое регулирование; законодательство; безналичные расчеты.

UDC 336

ANALYSIS OF THE PRACTICAL IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT MEASURES TO COUNTER SHADOW TRANSACTIONS WITH CASH (ECONOMIC AND LEGAL

ASPECT)

Khizriev Asip Nurullaevich,

student, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of

Russia), Russia, Moscow, e-mail: asipkiller@mail.ru

The article analyzes the measures of state counteraction to shadow transactions with cash. It is noted that, despite the introduction of innovative technologies in settlements and payments, the role of cash in the national economy of Russia is great. This is due to such properties of cash banknotes as versatility and liquidity, as well as reliability in connection with the guaranteed backing of them with the assets of the Bank of Russia. The emphasis is made on the fact that a competent, normatively developed organization of cash circulation affects the state of the country's economy and the prospects for its development, and shadow transactions with cash form an environment for an increase in the volume of the shadow (informal) sector of the economy, an increase in the corruption component and carry risks of undermining the economic state security. The conclusion is made about the effectiveness of the state counteraction to the shadow sector of the economy.

Keywords: cash circulation; shadow deals; legal regulation; legislation; cashless payments.

Денежно-кредитная политика как значимая составляющая государственной экономической политики Российской Федерации представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита с

целью регулирования экономического роста, стабилизации цен, повышения эффективности производства, укрепления денежной единицы. Деятельность по анализу текущего положения состояния обращения наличных

денежных средств и по вопросам прогнозирования наличного денежного обращения выступает частью процесса организации наличного денежного обращения. Объектом анализа являются: общественные социально-экономические процессы, тренды в сфере оборота наличных денежных средств, источники финансирования и линии выдачи наличных денежных ресурсов, трансформации и изменения в национальной экономике, скачки индекса потребительских цен и др. аналитические функции. Деятельность по прогнозированию состояния оборота наличных денежных средств в соответствии с законодательством относится к компетенции территориальных учреждений Банка России.

Без надзора за соблюдением законодательства, регулирующего организационный процесс оборота наличных денежных средств, неисполнима действенная организация наличного денежного обращения.

Одной из основных причин существования рынка теневых сделок с наличными деньгами является повышенный спрос на наличные средства в больших объемах. Проведение теневых сделок с наличными деньгами обусловлено и необходимостью «отмыть» средства, полученные криминальным путем: совершение различных преступлений против собственности, продажа наркотиков и иных запрещенных веществ. Еще одной целью теневых сделок является финансирование терроризма и трафик наркотических средств.

Ключевое условие функционирования теневой экономики - непрерывный оборот наличных денежных средств, который ввиду их заложенного природного функционала выступает фактически невидимым явлением, потому что данные наличные финансы имеют возможности реальной передачи, от одного индивида к другому, без нормативного закрепления и фиксирования подобных действий.

В качестве легитимно закрепленной категории денежное обращение олицетворяет для общества утвержденными правовыми нормами определенные виды упорядоченного перемещения наличных денежных средств в сфере обращения; исполнения ими определенного функционала в качестве средств обращения и средства платежей национальной экономики. Правовое регулирование денежного обращения представляет собой

нормативно-правовое установление порядка движения наличной денежной массы, так как именно оно является предметом финансового регулирования, способом проведения денежно-кредитной политики государства, средством стабилизации финансовой системы.

В современных условиях вынуждены констатировать значительный недостаток действенных, проработанных методик мониторинга и оперативного контроля за передвижением наличных денег. Помимо этого, регулярно происходящие операции с ключевой целью отмывания денежных средств и «обнальные» фиктивные сделки дают дополнительные возможности к расширению влияния организованных преступных группировок, поддержке террористических группировок; незаконному обогащению преступными группами денежными средствами предприятий и государства; уклонению от уплаты налоговых платежей и иных обязательных государственных взносов; подрыву базиса национальной рыночной экономической системы государства, утрате доверия населения к фискально-банковской системе и другим смежным институтам государственной власти; созданию реальных возможностей для реализации коррупционных схем на различных уровнях; формированию почвы для расширенного развития инфляционных процессов в экономике.

Противостояние фиктивным сделкам -генеральная цель органов государственного регулирования в сфере финансовых и банковских услуг, выполнение которой затрудняется в связи с превосходящей частью наличного оборота денежных средств (по сравнению с безналичным). Именно поэтому проблематика формирования и обеспечения наличного обращения денежных средств нуждается в проработанном экспертном научном анализе на современном этапе развития российского общества. В частности, отметим, что в Российской Федерации сегодня законодательно не закреплен термин «организация наличного денежного обращения», что придает дополнительную теоретическую значимость выбранной тематике.

При этом подчеркнем, что современная проблематика реализации процесса оборота наличных денег в России представляет и большую практическую значимость.

Ключевая из базисных проблем - отсутствие концептуальной системной совокупности научно-проработанных практических методик, успешно встроенных в государственную и общественную институциональную инфраструктуру отечественного общества и сконцентрированных на соответствующей времени профилактике и предупреждении незаконных сделок в банковской среде, а также мероприятиях по минимизации уровня их негативных последствий.

Принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» и формирование государством специализированного органа - Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации, главной целью которого была определена борьба с «отмыванием» денег в нелегальных схемах и накоплением преступных капиталов, дали возможность решения определенных задач в этом направлении, но в целом задача формирования действенного государственного институционального механизма противодействия теневым сделкам в области банковской среды на сегодня далека от полного решения [3].

Как указывалось выше, теневой сектор наличного оборота денежных средств формирует действенный базис для подрыва экономической безопасности государства, роста объемов теневой экономики и коррупции. В качестве характерных источников финансовых средств теневых сделок с наличными деньгами можно выделить три группы: внебюджетные коммерческие доходы предприятий, бюджетные доходы и средства, полученные путем нарушения закона. Государственная политика по противодействию теневым сделкам с наличными деньгами включает в себя развитие и стимулирование использования безналичных способов проведения взаиморасчетов, что позволяет повысить прозрачность деятельности хозяйствующих субъектов и выявить наиболее рисковые сектора с высоким оборотом наличности [4].

Предпринимаются меры по стимулированию использования безналичных расчетов и платежей: распространяются дебетовые и кредитные карты; устанавливаются платежные терминалы, но до сих пор отсутствуют

правила, регулирующие снятие наличных денег в кредитных учреждениях. Каждая кредитная организация в России руководствуется своими внутренними инструкциями и обязанностью проверять операции клиентов, превышающие определенные лимиты. Также одним из механизмов предупреждения теневых сделок с наличными деньгами является законодательная возможность по приостановлению подозрительных операций [1].

Через небанковские операции также осуществляются теневые сделки с наличными деньгами. На расчетные счета кредитно-по-требительских кооперативов (КПК) и микрофинансовых организаций (МФО) поступают денежные средства по договорам процентных займов, от фиктивных организаций, далее денежные средства переводятся физическим лицам для дальнейшего обналичивания.

По данным официальной статистики, в 2019 г. объем операций с признаками теневых сделок с наличными деньгами в банковском секторе составил 96 млрд руб. Следует отме -тить, что это является минимальным значением за все время публикации подобных данных, то есть за пять лет. На протяжении этого периода показатель ежегодно сокращался с 600 млрд руб. в 2015 г. Только за последний год объем теневых финансовых операций в этом секторе уменьшился в 1,9 раза. Основную долю (60 %) составили выдачи со счетов и платежных карт физических лиц, 37 % приходится на строительный сектор, 25 % - на услуги, еще 24 % - на торговлю.

Тренд на снижение объемов обналичивания, на наш взгляд, связан с внедрением автоматизированных систем в банках, которые выявляют потенциально сомнительные операции неблагонадежных клиентов еще на начальном этапе их обслуживания в кредитной организации. Развитие скоринг-процессов в банках позволяет видеть бизнес фирм шире, более точно отслеживать все трансакции и предотвращать проведение сомнительных и транзитных операций.

Борьба с теневыми сделками с наличными деньгами стала эффективнее благодаря цифровизации налоговой сферы. Федеральная налоговая служба все более качественно выявляет фирмы-однодневки и компании, которые уходят от уплаты сборов, при этом стоимость обналичивания сопоставима с

уплатой налогов, поэтому теневые схемы все менее востребованы [2].

Переход к рыночным отношениям в России в 1990 гг. обусловил полную трансформацию системы оборота денежных средств со всеми вытекающими из этого проблемами. Проблема существования теневой экономики в целом в России давно привлекает внимание экспертов, исследователей и научных деятелей. Несмотря на все принимаемые институциональные меры государственными органами различного уровня в нашей стране существенного улучшения текущей ситуации не наблюдается. Принятие и реализация программы цифровизации национальной экономической системы должно дать дополнительный толчок мероприятиям по противодействию функционирования теневого сегмента.

Теневой сегмент российского общества по-прежнему весьма внушителен. Неформальные сделки, связанные с наличными деньгами, занимают значительную его часть, тем самым формируют благоприятные условия для прироста и усиления масштабов функционирования теневой экономической системы, выступающей в дальнейшем как аналогичный суррогатный субститут государству, увеличивают уровень коррупционной составляющей в обществе и усиливают риски подрыва национальной безопасности государства через его ключевую составляющую - экономическую. Современный нормативный базис, посвященный регулированию наличного денежного обращения в России, состоит из Конституции Российской Федерации, конституционных и федеральных законов и иных подзаконных нормативно-правовых актов [5]. Но насколько он эффективен и отвечает реальным требованиям сегодняш-

него дня - этот вопрос остается спорным и актуальным.

Анализ нормативно-правого регулирования в сфере противодействия теневым сделкам с наличными деньгами позволил сделать следующие выводы:

1. Выявлена объективная необходимость доработки и дополнения ст. 29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», представляется такое дополнение в следующей редакции: «Организация обращения наличных денежных средств осуществляется Банком России с участием кредитных организаций с предоставлением им полномочий по ограничению сомнительных операций с наличными денежными средствами».

2. Предлагается рассмотрение и дальнейшее поэтапное принятие закона о Центральном банке Российской Федерации в форме федерального конституционного закона.

3. Предлагается дополнить Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормой, дающей возможность Центральному банку определять и ограничивать максимальный размер единовременной выплаты наличности для расчетных операций между физическими лицами с юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Считаем, что указанные государственные меры будут иметь эффект и возможны к реализации под непрерывным мониторингом и контролем государственных органов и при условии привлечения общественного контроля экспертных научных групп для своевременного реагирования на текущие преобразования.

Список литературы _

1. Абдулкадыров, А. С. Уголовно-правовые аспекты теневого оборота наличных денежных средств в России на современном этапе / А. С. Абдулкадыров, М. Д. Гаджимагомедов // Актуальные вопросы современной эконо -мики. - 2019. - № 6-2. - С. 301-307.

2. Абдулкадыров, А. С. Перспективы развития налогового маневра в нефтегазовой отрасли / А. С. Абдулкадыров, Н. Э. Проскурова, Е. П. Жигулина, А. Р. Кодырова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 3 (92). - С. 1091-1096.

3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федеральный закон от 07.08.2001. № 115-ФЗ. - Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Олейник, О. М. Основы банковского права: курс лекций / О. М. Олейник. - Москва : Юристъ, 2017. - 424 с.

5. Саперов, С. А. Банковское право: теория и практика / С. А. Саперов. - Москва : Экономика, 2020. - 640 с.

References_

1. Abdulkady'rov A.S., Gadzhimagomedov M.D. Ugolovno-pravovy'e aspekty' tenevogo oborota nalichny'x denezhny'x sredstv v Rossii na sovremennom e'tape, Aktual'nye voprosy sovremennoj e'konomiki, 2019, no. 6-2, pp. 301-307.

2. Abdulkady'rov A.S., Proskurova N.E'., Zhigulina E.P., Kody'rova A.R. Perspektivy' razvitiya nalogovogo manevra v neftegazovoj otrasli, E'konomika i predprinimatel'stvo, 2018, no. 3 (92), pp. 1091-1096.

3. O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) doxodov, poluchennyx prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma : federal'ny'j zakon ot 07.08.2001. № 115-FZ. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

4. OleTnik O.M. Osnovy bankovskogo prava: kurs lekciT. Moskva : Yurist'', 2017. 424 p.

5. Saperov S.A. Bankovskoe pravo: teoriya i praktika. Moskva : E'konomika, 2020. 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.