Научная статья на тему 'Совершенствование уголовно-правовых средств противодействия росту теневой экономики'

Совершенствование уголовно-правовых средств противодействия росту теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОБНАЛИЧИВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ / ECONOMIC SECURITY / SHADOW ECONOMY / COUNTERACTION / CASH WITHDRAWAL / CALCULATION METHODS / CRIMINAL LIABILITY / QUALIFICATION OF CRIMES / ONE-DAY FIRMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин Алексей Евгеньевич, Мамаев Михаил Игоревич

В статье содержится анализ подходов к определению масштабов теневой экономики, рассматриваемых Стратегией экономической безопасности России до 2030 года как одну из основных угроз экономической безопасности. Дана оценка одной из основных причин значительных размеров теневой экономики незаконному обналичиванию денежных средств, как негативному социально-экономическому явлению. Затронуты правовая природа наличных и безналичных денег, проблемы квалификации действий по обналичиванию денежных средств, с учетом конкуренции уголовно-правовых норм. Предложены законодательные меры по противодействию незаконному обналичиванию, как одной из основных причин теневой экономики.The article contains an analysis of approaches to determining the scale of the shadow economy, considered by the Strategy of economic security of Russia until 2030 as one of the main threats to economic security. The assessment of one of the main reasons for the significant size of the shadow economy illegal cashing of funds as a negative socioeconomic phenomenon.The legal nature of cash and non-cash money, problems of qualification of actions on cashing of money, taking into account the competition of criminal law norms are affected. Legislative measures to counteract illegal cashing as one of the main causes of the shadow economy are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильин Алексей Евгеньевич, Мамаев Михаил Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование уголовно-правовых средств противодействия росту теневой экономики»

УДК 343.387 ББК 67.409

© А.Е. Ильин, М.И. Мамаев, 2019 Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РОСТУ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Алексей Евгеньевич Ильин,

начальник НИЦ № 3 ФКГУ «ВНИИ МВД России», кандидат психологических наук

Научно-исследовательский центр № 3 ФКГУ «ВНИИ МВД России» (123995, Москва, ул. Поварская, д. 25);

Михаил Игоревич Мамаев, ведущий научный сотрудник НИЦ № 3 ФКГУ «ВНИИ МВД России»,

кандидат юридических наук

Научно-исследовательский центр № 3 ФКГУ «ВНИИ МВД России» (123995, Москва, ул. Поварская, д. 25)

E-mail: miklel@mail.ru

Аннотация. В статье содержится анализ подходов к определению масштабов теневой экономики, рассматриваемых Стратегией экономической безопасности России до 2030 года как одну из основных угроз экономической безопасности.

Дана оценка одной из основных причин значительных размеров теневой экономики — незаконному обналичиванию денежных средств, как негативному социально-экономическому явлению. Затронуты правовая природа наличных и безналичных денег, проблемы квалификации действий по обналичиванию денежных средств, с учетом конкуренции уголовно-правовых норм. Предложены законодательные меры по противодействию незаконному обналичиванию, как одной из основных причин теневой экономики.

Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика, противодействие, обналичивание денежных средств, методика расчетов, уголовная ответственность, квалификация преступлений, фирмы-однодневки.

IMPROVEMENT OF CRIMINAL AND LEGAL MEANS OF COUNTERING THE GROWTH OF THE SHADOW ECONOMY

Alexey E. ITin,

Head of Research Center No. 3

of the Federal State Institution «All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»,

Candidate of Psychological Sciences

Research Center No. 3 of the Federal State-Funded Institution «All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»

(123995, Moscow, ul. Povarskaya, d. 25);

Mikhail I. Mamaev, Leading Researcher of Research Center No. 3 of the Federal State Institution «All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»,

Candidate of Law

Research Center No. 3 of the Federal State-Funded Institution «All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»

(123995, Moscow, ul. Povarskaya, d. 25)

Abstract. The article contains an analysis of approaches to determining the scale of the shadow economy, considered by the Strategy of economic security of Russia until 2030 as one of the main threats to economic security.

The assessment of one of the main reasons for the significant size of the shadow economy — illegal cashing of funds as a negative socioeconomic phenomenon.The legal nature of cash and non-cash money, problems of qualification of actions on cashing of money, taking into account the competition of criminal law norms are affected. Legislative measures to counteract illegal cashing as one of the main causes of the shadow economy are proposed.

Keywords: economic security, shadow economy, counteraction, cash withdrawal, calculation methods, criminal liability, qualification of crimes, one-day firms.

Citation-инаекс в электронной библиотеке ни ИОН

Для цнтнровання: Ильин А.Е., Мамаев М.И. Совершенствование уголовно-правовых средств противодействия росту теневой экономики. Криминологический журнал. 2019;(4):15-9.

Одной из основных угроз экономической безопасности согласно Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года является сохранение значительной доли теневой экономики [6].

Росстат рассматривает теневую (неучтенную) экономику как совокупность «скрытой», «неформальной» и «нелегальной» экономической деятельности [7]. «Скрытая» экономическая деятельность включает в себя в большинстве случаев законную

№4/2019

Криминологический журнал

15

экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается с целью уклонения от исполнения публичных обязательств. «Неформальная» экономическая деятельность осуществляется на законном основании в основном домашними хозяйствами и не оформляется в установленном порядке. «Нелегальная» экономическая деятельность является незаконной, то есть охватывает те виды производства и реализации товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством.

Глава Росстата Суринов А.Е., выступая на итоговой коллегии 27.02.2018, оценил долю «теневой» экономики РФ в 15—16% ВВП [9]. Заявление об этом было сделано в контексте выступления Президента РФ Путина В.В. на заседании Госсовета 27.12.2017. В нем Президент РФ обратил внимание на данные, приведенные бизнес-омбудсменом Титовым Б.Ю. о том, что в РФ доля «серой» экономики составляет 39% ВВП. Ранее глава Минфина Силуа-нов А.Г. оценивал «теневой» сектор экономики РФ в 15—20% от ВВП [10] .

Расхождение между данными Минфина и Росстата и данными представленными Президенту РФ, обусловлено предметными и методологическими различиями расчетов, а также предубежденностью международных организаций, выводы которых использовал бизнес-омбудсмен.

Расчет доли теневой экономики Минфина и Росстата основывается на оригинальной методике Росстата [5], скорректированной на определяемые Минфином параметры движения неучтенного капитала. Поэтому их оценки примерно совпадают: 15— 16% и 15—20%. Следует отметить, что показатели Росстата рассчитываются по методу товарных потоков и не учитывают незаконное «производство» как часть теневой экономики, которое в терминологии Росстата охватывает нелегальную экономическую деятельность. По данным Росстата структура «теневой» экономики по секторам выглядит следующим образом [11]: около 50% — в сельском хозяйстве (в основном, за счет личных подсобных хозяйств) и операциях с недвижимым имуществом (наем жилых помещений); 16—18% — строительство; 10—11%— торговля; 5—6% — образование (репетиторство).

Данные значительно условны, поскольку информация, доступная Росстату для расчетов огра-

ничена и не может быть признана достаточной. Правовой режим предоставления статистических сведений, в первую очередь в части ответственности, окончательно не сформирован.

Бизнес-омбудсмен при оценке доли «теневой» экономики приводит выводы исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) [12], зарегистрированной в Великобритании. Выводы векторно совпадают с заключением Международного валютного фонда, опубликованного в начале 2018 года и оценившего размер российской «теневой» экономики в 33,7% [13]. В отличие от Росстата эти организации декларируют учет в оценке «теневой» экономики финансовых операций, связанных с нелегальной (криминальной) деятельностью. В условиях отсутствия унификации в методах расчета «теневой» экономики, отсутствия полноценного доступа к статистическим данным, значительное место в инструментарии данных организаций занимают опросы российских предпринимателей.

В ежегодной оценке Росфинмониторинга, приведенной в проекте документа с анализом уровня соответствия России рекомендациям ФАТФ (февраль 2019 года), объем «теневой» экономики в 2018 году рассчитан в пределах 20% ВВП. Как следует из данного документа, показатели «теневой» экономики в России снижаются [10]:

— в 2016 году объем теневой экономики составил 28,3% ВВП, или 24,3 трлн руб.;

— в 2017 году объем теневой экономики, по оценке Росфинмониторинга, сократился почти на 8 пунктов, до 20,5% ВВП, или 18,9 трлн руб.

Несмотря на эти оптимистические показатели, тренда на снижения величины теневой экономики в долгосрочной перспективе не наблюдается. Триггером запускающим механизмы воспроизводства ресурсной базы теневой экономики в России является такое институциональное общественное явление как незаконное обналичивание денежных средств. Смысл этого феномена заключается в переводе безналичных денежных средств находящихся на счетах в кредитных учреждениях в наличные деньги, как правило, путем совершения мнимых сделок. Основным признаком действий по незаконному обналичиванию денежных средств является оформление фиктивных бухгалтерских и иных документов. В

16

Криминологический журнал

№4/2019

большинстве случаев применяются «фирмы-однодневки», для создания и представления которых используются подложные документы физических лиц. В целом, способы совершения подобных деяний весьма разнообразны — могут задействоваться любые гражданско-правовые средства и административные процедуры, позволяющие, используя пробелы в законодательстве, выводить денежные средства в теневой оборот.

Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года предусматривает противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств одной из основных задач по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы.

Различия в правовой природе расчетов наличными деньгами и в безналичном порядке (безналичными деньгами) следующие. Основная функция и тех и других — служить средством платежа. Наличные деньги способны погасить любой денежный долг, в тоже время законодательство жестко ограничивает обращение наличных денежных средств, поскольку контроль их обращения практически невозможен.

Большинство расчетов в имущественном обороте осуществляется в безналичном порядке с использованием денежных средств, числящихся на банковских счетах и во вкладах (депозитах). Однако по своей юридической (гражданско-правовой) природе безналичные деньги являются не вещами, а правами требования (для их обозначения гражданское законодательство обычно использует термин денежные средства). Они не могут считаться законным (т.е. общеобязательным) платежным средством [1, с. 172]. Законодательство Российской Федерации в ряде случаев ограничивает возможность перевода безналичных денежных средств в наличную форму, кроме того, их использование допускается с соблюдением установленной законом, а не владельцем очередности платежей.

Строгая нормативная регламентация операций с безналичными денежными средствами на банковских счетах позволяет эффективно осуществлять текущий и последующий контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны как органов исполнительной власти, так

и банковских учреждений. Как следствие, цена наличных денег оказывается выше безналичных в первую очередь по причине обременения последних правовым режимом и доступностью всех видов контроля.

Действия по незаконному обналичиванию направлены на уменьшения или избежание публичных обязательств, совершение легальных действий вне установленного правового режима, а также незаконную деятельность. Эти средства являются основой теневой экономики.

По последним данным Росфинмониторинга объемы обналичивания денег в банковском секторе, несмотря на тенденцию к сокращению составили 326 млрд рублей [8].

Сформировалась страта профессиональных правонарушителей — лиц, оказывающих услуги по незаконному обналичиванию денежных средств на постоянной основе. Многие из них осуществляют свою деятельность уже более 20 лет, приспосабливаясь к меняющимся реалиям: например, осваивая незаконное обналичивание с использованием бит-коин-сети и ее альтернатив (альткоинов — название всех криптовалют, кроме биткоина). Последние появились несколько лет назад с целью преодоления технических ограничений, которые имеет биткоин, в первую очередь — степени анонимности. Такое разнообразие и постоянная модификация виртуальных активов создает значительные сложности идентифицирования пользователей, в частности, участников деятельности по незаконному обналичиванию. Количество альткоинов постоянно растет, уже преодолев отметку в тысячу наименований [15]. Кроме этого, профессиональными участниками рынка обналичивания организуются альтернативные схемы по получению наличных денежных средств, посредством: материнского капитала, нотариусов, судебных приставов, субъектов, осуществляющих розничную торговлю товарами и т.д.

За десятилетия сформировался стабильный рынок оказания профессиональных услуг по незаконному обналичиванию, со своими неформальными правилами, «картельными» соглашениями, квазипубличной (обсуждаемой даже официальными лицами) ценой на данные услуги.

По данным Центрального банка России средняя стоимость услуг по незаконному обналичиванию в

№4/2019

Криминологический журнал

17

2019 году (в терминологии ЦБ — «комиссия») составляет 15%. В зависимости от сезонности и объема денег она колеблется — до 17%, а в отдельных случаях до 25% [16].

При этом спрос на такие услуги не снижается. Помимо ригидной части клиентуры — тех, кто использует незаконное обналичивание в основном для транзита криминальных денег, в условиях интервальных проявлений экономического кризиса, желающих сократить издержки, получить конкурентные преимущества и т.д. — становится больше. Использование незаконного обналичивания постепенно оказывается частью предпринимательской культуры.

Учитывая вред причиняемый общественным отношениям таким институциональным явлением как незаконного обналичивание, актуальным становится вопрос уголовно-правового реагирования.

Отдельные действия, совершаемые при незаконном обналичивании денежных средств, содержат признаки целого ряда общественно опасных деяний. Квалификация таких действий проходит в условиях конкуренции уголовно-правовых норм и сложностью правоприменения, поскольку цель, направленная на незаконное получение наличных денежных средств, не охватывается действующими составами преступлений.

В настоящее время сформировался следующий подход к квалификации действий, направленных на незаконное обналичивание денежных средств [17].

В зависимости от цели обналичивания, роли в данном процессе и размере незаконно полученных доходов либо неуплаченных в бюджет налогов может наступать ответственность по различным статьям Уголовного кодекса РФ.

Так, заказчики «обналички» и непосредственные исполнители могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 198 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», статье 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»).

Дополнительно их действия могут квалифицироваться по статье 327 УК РФ («Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов»).

Создание «фирм-однодневок» с помощью которых осуществляется неправомерное обналичивание денежных средств, влечет уголовную ответствен-

ность по статье 173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», статье 173.2 УК РФ («Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица»).

Деятельность лиц, оказывающих услуги по обналичиванию, может быть квалифицирована по статье 171 УК РФ — «Незаконное предпринимательство» или по статье 172 УК РФ — «Незаконная банковская деятельность».

Если противоправные действия совершаются в составе организованной группы, они квалифицируются как организация преступного сообщества (статья 210 УК РФ). При этом лица, обеспечивающие процесс обналичивания (бухгалтеры, курьеры и т.д.), могут быть привлечены к ответственности как соучастники преступления.

Кроме того, действия лиц, совершивших неправомерные действия по обналичиванию, могут дополнительно квалифицироваться по статье 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей».

В случае если обналичиваемые денежные средства приобретены преступным путем, такие деяния дополнительно квалифицируются по статье 174 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем») либо по статье 174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»).

Несмотря на обилие составов преступлений, предусматривающих ответственность за отдельные деяния при незаконном обналичивании, эффективность уголовно-правовых мер противодействия самому общественно вредному явлению крайне низкая. Причина — отсутствие отдельной уголовно-правовой нормы охватывающей своими признаками собственно незаконное обналичивание. Это отмечалось многими специалистами [2, с. 46—48; 3].

Одним из основополагающих требований, предъявляемых к правовым нормам, является полнота отражения существующих тенденций развития общественных отношений. В сфере уголовного права данное требование реализуется в том числе посредством криминологического обоснования принимаемых законодателем уголовно-правовых норм, соответствующих существующей криминальной

18

Криминологический журнал

№4/2019

обстановке и перспективам ее развития в ближайшем будущем [4, с. 57]. В связи с этим представляется, что действия по незаконному обналичиванию должны получить свое уголовно-правовое понятие и соответствующий объект уголовно-правовой охраны. Необходима уголовно — правовая норма, предусматривающая в диспозиции совокупность действий по незаконному обналичиванию денежных средств как способ совершения общественно опасного деяния.

Эффективность мер сдерживания роста теневой экономики, предусмотренных Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года, без корректировки содержания уголовной политики применительно к такому общественно вредному феномену, как незаконное обналичивание денежных средств, представляется авторам ограниченной.

Литература

1. Гражданское право. Т. I: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова М.: Волтерс Клувер, 2004.

2. Лошкарев В.В. Противодействие незаконному обналичиванию денежных средств // Законность. 2016. № 11.

3. Абдул-Кадыров Ш.М. Противодействие незаконному обналичиванию денежных средств // Законность. 2018. № 10.

4. Лопатина Т.М. Преодоление противоречий криминологической теории и норм уголовного права на примере компьютерных преступлений // Российский следователь. 2018. № 9.

5. «Методологическими положениями по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики», утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 31.01.1998. № 7.

6. Собр. законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2902.

7. Постановление Госкомстата РФ от 31.01.1998. № 7(ред. от 27.06.2005).

8. Публичный отчет Федеральной службы по финансовому мониторингу «Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов основные выводы 2017—2018».

9. URL: https://www.eg-online.ru/news/367166/

10. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/07/20 13/57040с879а794761 c0cdfdc6

11. URL: https://tass.ru/ekonomika/4137555

12. URL: https://www.accaglobal.com/content/ dam/ACCA_Global/Technical/Future/pi-shadow-economy-reportpdf

13. URL: https://www.imf.org/en/Publications/ GFSR/Issues/2018/04/02/Global-Financial-Stability-Report-April-2018

14. URL: https://www.rbc.ru/economics/22/02/20 19/5c6c 16d99a79477be70257ee?from=newsfeed

15. URL: https://coinmarketcap.com

16. URL: https://www.finanz.ru/novosti/ valyuty/cb-nazval-stoimost-obnalichki-na-2019-god-1028079697

17. URL: http://prokrzn.ru/active/comments/ vopros-otvet/ugolovnaya-otvetstvennost-za-uchastie-v-nezakonnom-obnalichivanii-denezhnykh-sredstv-/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№4/2019

Криминологический журнал

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.