Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ И ПОДРЫВОМ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ И ПОДРЫВОМ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый мониторинг / легализация (отмывание) доходов / полученных преступным путем / механизм легализации денежных средств / способы совершения легализации преступных денежных средств / вывод денежных средств за рубеж / Центральный Банк России / financial monitoring / legalization (laundering) of proceeds from crime / cash legalization mechanism / ways to commit money laundering / cash withdrawal abroad / Central Bank of Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Евгеньевич Ляпин, Светлана Юрьевна Мустафина

Рассматриваются субъекты финансового мониторинга России, основные схемы, применяемые при обналичивании денежных средств и выводе их за рубеж. Анализируются методы, применяемые Центральным Банком России и кредитно-финансовыми учреждениями в борьбе с отмыванием легализацией (отмыванием) денежных средств добытых преступным путем. Указываются отрасли экономики с высоким спросом на теневые финансовые услуги. Предложены меры предотвращению данных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андрей Евгеньевич Ляпин, Светлана Юрьевна Мустафина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MONITORING AS A MEANS OF COMBATING CRIMES AGAINST PROPERTY AND UNDERMINING THE FINANCES OF ORGANIZATIONS

Considered the subjects of financial monitoring in Russia, the basic schemes used when cashing out funds and withdrawing them abroad. Analyzed the methods used by the Central Bank of Russia and financial institutions in the fight against money laundering by legalization (laundering) of money obtained by criminal means. Shown the industries with high demand for shadow financial services. Measures are proposed to prevent these crimes.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ И ПОДРЫВОМ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 31:33 ББК 65.050

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10273 © А.Е. Ляпин, С.Ю. Мустафина, 2020

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ И ПОДРЫВОМ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

Андрей Евгеньевич Ляпин,

Главное Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: lyapin-obep@yandex.ru; Светлана Юрьевна Мустафина, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат экономических наук

Ростовский юридический институт МВД России (344015, Ростов-на-Дону, ул. Еременко, д. 83)

E-mail: swetlana.mustafina2012@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются субъекты финансового мониторинга России, основные схемы, применяемые при обналичивании денежных средств и выводе их за рубеж. Анализируются методы, применяемые Центральным Банком России и кредитно-финансовыми учреждениями в борьбе с отмыванием легализацией (отмыванием) денежных средств добытых преступным путем. Указываются отрасли экономики с высоким спросом на теневые финансовые услуги. Предложены меры предотвращению данных преступлений.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, механизм легализации денежных средств, способы совершения легализации преступных денежных средств, вывод денежных средств за рубеж, Центральный Банк России.

FINANCIAL MONITORING AS A MEANS OF COMBATING CRIMES AGAINST PROPERTY AND UNDERMINING THE FINANCES OF ORGANIZATIONS

Andrey E. Lyapin,

General Directorate of Economic Security and Counteraction of Corruption of MIA of Russia, Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Svetlana Yu. Miistalina, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Candidate of Economic Sciences

Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (344015, Rostov-on-Don, ul. Eremenko, d. 83)

Abstract. Considered the subjects of financial monitoring in Russia, the basic schemes used when cashing out funds and withdrawing them abroad. Analyzed the methods used by the Central Bank of Russia and financial institutions in the fight against money laundering by legalization (laundering) of money obtained by criminal means. Shown the industries with high demand for shadow financial services. Measures are proposed to prevent these crimes.

Keywords: financial monitoring, legalization (laundering) of proceeds from crime, cash legalization mechanism, ways to commit money laundering, cash withdrawal abroad, Central Bank of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ляпин А.Е., Мустафина С.Ю. Финансовый мониторинг как средство борьбы с преступлениями против собственности и подрывом финансов организаций. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):271-7.

Введение

В рамках выполнения национальных проектов 2019-2024 гг., реализация которых направлена на достижение национальных целей и экономический рост Российской Федерации, возрастает необходимость в защите бюджетных средств от преступных посягательств, выделенных на их реализацию. Ситуация, складывающаяся в экономике, свидетельствует о том, что бюджеты всех уровней несут финансовые потери из-за нарушения финансовой

дисциплины, в связи с этим возникает необходимость в усилении финансового контроля. Финансовый мониторинг необходим не только для противодействия (легализации) доходов, которые могли быть получены преступным путем, противодействия финансированию терроризма, но и для пресечения хищения бюджетных денежных средств, выделенных в рамках реализации различных государственных программ, конкурсов и проектов [1, с. 110-115]. Для осуществления финансового

мониторинга 1 ноября 2001 года была создана Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации.

I. Контрольно-информационная и правоохранительная сущность финансового мониторинга

На основании изложенного следует сделать вывод, что «финансовый мониторинг» в широком смысле - это система контрольных, информационных и правоохранительных процедур, направленных на предотвращение и выявление поступления доходов, незаконно поступивших в экономику Российской Федерации.

Согласно данным Росфинмониторинга1 в России продолжается ежегодное снижение объема теневой экономики (см. табл. 1).

Так, в 2016 году объем теневой экономики составил 28,3% ВВП, в 2017 году сократился до 20,5% ВВП, а в 2018 году доля теневого сегмента составила примерно 20% ВВП. Для сравнения, бюджет на 2019 год составил 18 трлн руб., т.е. доля теневого рынка больше расходов всего федерального бюджета Российской Федерации.

Некоторые эксперты отмечают, что снижение доли теневого сегмента в экономике в 2017 году связано не столько с борьбой с «нелегалами», сколько с изменением методики подсчета2.

Стоит отметить, что в докладе Международного валютного фонда о масштабах теневой экономики в 158 странах мира за период с 2010 по 2017 гг. дан-

1 http://fincan.ru/articles/94_tenevaja-ekonomika-v-rossii/

2 https://www.fontanka.ru/2019/02/22/024/

Статистика теневой экономики

ные о масштабах теневой экономики России отличаются от данных Росстата3.

Так, по данным МВФ в 2018 году доля теневой экономики составила более 24% от ВВП. Данные представлены в таблице 2.

Можем предположить, что расчеты, проведенные МВФ в отношении нашей страны, носят явно завышенный характер и предположить, что в исследовании МВФ был учтен политический фактор, однако отбросив политику можно заметить, что в показаниях Росстата тренд нисходящий, а в дан-

3 https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WP/2018/ wp1817.ashx

Таблица 2

Данные МВД о состоянии теневой экономики в России в период 2001-2019 гг.

Теневая экономика в России, в % от

Года ВВП

Нижняя граница Верхняя граница

2001 11,49 15,23

2002 11,40 15,02

2003 13,65 17,77

2004 14,16 18,75

2005 13,44 17,58

2006 14,86 18,99

2007 17,60 21,56

2008 16,44 20,00

2009 18,34 23,04

2010 19,27 24,14

2011 21,26 26,18

2012 19,67 23,31

2013 20,98 25,15

2014 20,18 24,33

2015 22,40 26,39

2016 24,14 28,44

2017 24,87 29,34

2018 23,65 28,03

1кв.2019 25,51 29,97

2кв.2019 24,77 29,24

Таблица 1

в России в период 2009-2018 гг.

Год Размер теневой экономики, в трлн рублей Доля от ВВП, в процентах Размер ВВП, в трлн рублей

2009 7,8 19,9 39,2

2010 7,12 16 44,5

2011 8,2 15,1 54,4

2012 9,36 15 62,4

2013 11,01 16,5 66,7

2014 12,35 17,3 71,4

2015 23,4 28,1 83,1

2016 24,3 28,3 86

2017 18,9 20,5 92

2018 20,7 20 103,6

ных МВФ - восходящий. Попытаемся разобраться в этом подробнее.

По данным Центрального Банка Российской Федерации отраслями с высоким спросом на теневые финансовые услуги являются следующие1:

• Строительный сектор - 30%.

• Сектор услуг (кроме логистики) - 21%.

• Оптово-розничная торговля строительными и промышленными товарами - 20%.

• Оптово-розничная торговля товарами народного потребления - 13%.

• Производство - 9%.

• Логистические услуги - 6%.

На наш взгляд эти данные не совсем корректно отображают реальную картину, складывающуюся в данном сегменте. По нашему мнению, лидирующие секторы экономики по данным ЦБ России как раз являются «генераторами наличности».

Стоит отметить, что перевод безналичных денежных средств в наличные идет в основном за счет выдачи со счетов физических и юридических лиц (95% всех операций). Для вывода средств за рубеж чаще всего используется продажа наличности торговыми компаниями (45% всех транзитных операций). При этом, вне зависимости от сектора экономики для обналичивания денежных средств применяется одинаковый набор финансовых инструментов, а именно платежные карты и покупают наличную выручку у предприятий розничной торговли [3, с. 170-174]. Для борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем 07.08.2001 был принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ. Не смотря на давность его принятия, активное применение получил в последние 5 лет. Разберемся подробнее о принципе применения данного закона и разработанной системы.

II. Субъекты финансового контроля организаций

На сегодняшний день борьбой с отмыванием денежных средств фактически занимается 3 самостоятельных структуры, которые обывателями воспринимаются как одна - служба финансового мониторинга. Мы не будем оценивать эффективность рассматриваемых структур, а рассмотрим лишь их

1 https://pravo.ru/news/206726/

деятельность в части их влияния на работу реального сектора экономики и «теневого» сегмента.

Для начала следует разделить следующие службы:

1. Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (далее Рос-финмониторинг).

Росфинмонмониторинг является федеральным органом исполнительной власти. Представители бизнес-сообщества с указанной службой взаимодействуют крайне редко, при этом деятельность указанной структуры прямо влияет на них.

Одним из направлений работы Росфинмони-торинга является сбор информации и мониторинг внешнеторговых контрактов. В ходе выполнения мониторинга и выявления подозрительных операций информация передается в правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России, ФНС России, ФТС России и т.д.) На практике основная задача Росфинмониторинга заключается в следующем:

• Собрать информацию из банков о подозрительных операциях и передать по запросу или в инициативном порядке в правоохранительные органы. Основным преимуществом Росфинмониторин-га является Информационная Система, в которую загружаются банковские проводки и сведения об организациях, а на выходе получают графическую схему связей финансово-хозяйствующих субъектов. Кроме этого в правоохранительные органы направляют сведения об отсутствии/наличии признаков транзитных операций, фактов вывода/обналичивания денежных средств, а также применения заградительных мер к сомнительным организациям (блокировка, приостановление операций по р/с, отказ в открытии р/с и т.д.).

2. Департамент банковского надзора Центрального Банка России.

Обычно его так же называют «финмониторин-гом», однако это не совсем верно. Указанный департамент осуществляет надзор за кредитно-финансовыми учреждениями с целью соблюдения «антиотмывочного законодательства» [5, с. 15-18]. Основными задачами департамента банковского надзора являются:

• Обучение и согласование сотрудников compliance для банков. Сотрудники данного департамента требуют от compliance - менеджеров

банков знаний инструкций ЦБ России и четкого их выполнения при выявлении подозрительных операции в общем потоке банковских транзакций. В большинстве банков, конечно же, этот процесс автоматизирован, но все равно не обходиться без участия работника банка.

• Работники данного департамента осуществляют согласование кандидатов и готовят представления на основные руководящие должности в банках, в непосредственном подчинении которых находятся сотрудники compliance.

• Подготовка рекомендаций и инструкций для руководства ЦБ России, при согласовании которых они от имени ЦБ России рассылаются в кредитно-финансовые учреждения.

• Сотрудники данного департамента рассылают в банки так называемый «Стоп-лист», однажды попав в который организация уже не сможет пользоваться услугами каких-либо кредитно-финансовых учреждений. Данный «стоп-лист» представляет собой Excel-файл, в котором всего 2 колонки (ИНН и БИК), т.е. название компании и банк, в котором она «засветилась». Именно по этой причине стала распространенной схема «выбывания» из этого стоп-листа через смену ИНН. Основаниями попадания в «Стоп-лист» является нарушение положений ФЗ-№ 115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Данная структура ЦБ имеет прямой доступ к серверам расчетно-кассового центра Банка России (далее РКЦ). То есть сотрудники данного департамента имеют возможность собирать и отслеживать актуальную информацию о проведенных платежах и их статусе; об оборотах компании по всем счетам, открытых в любых банках Российской Федерации.

3. Служба Безопасности (Служба Compliance) конкретного банка.

Это последняя и самая заметная структура в общей системе борьбы с отмыванием (легализацией) денежных средств. Именно эта служба блокирует расчетные счета клиентов и требует предоставить подтверждающие документы и пояснения по проведенной операции. Данная структура никак не связана с предыдущими, но именно ее чаще всего называют Финмониторингом, вкладывая в это понятие деятельность всех трех служб. Основными целями указанного подразделения банка являются:

• Соблюдение положений ФЗ № 115 и прочих инструкций Центрального банка Российской Феде-

рации. Невыполнение которых ведет к отзыву лицензии.

• Взаимодействие с ЦБ России при возникновении «спорных» ситуаций в рамках выполнения ФЗ № 115.

• Блокировка/разблокировка денег на счетах «подозрительных» фирм или по «подозрительным» транзакциям. Эти сотрудники также имеют доступ к информации с «расчетных» серверов банка, где могут увидеть входящие/исходящие платежи, изучить деятельность конкретного клиента, обнаружить общих контрагентов, выявить одинаковые IP-адреса, с которых осуществляется фактическое управление счетом и т.д.

Несмотря на многочисленные требования, предъявляемые к клиентам банков при осуществлении расчетов в рамках борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств, ЦБ России регулярно вносит изменения и поправки, касающиеся определения признаков сомнительных операций [7, с. 33-39].

III. Прикладные схемы,

выявляемые финансовым мониторингом

Одной из новел, предложенных ЦБ России является проверка гаджетов клиентов1. Так, ЦБ России обязал банки проверять устройства, с которых клиенты переводят деньги и пользуются системой банк-клиент. Стоит отметить, что по умолчанию банковские системы мониторинга отслеживают и накапливают информацию о самих транзакциях (источниках поступления денежных средств, основания платежа, ip-адресах). Данная технология применяется всеми банками. Данная технология работает долгое время и успешно зарекомендовала себя. До этих изменений некоторые банки и ранее применяли новые подходы к безопасности, а именно осуществляли сбор сведений о тас-адресе устройства, версии программы, наименования устройства (для мобильных приложений) с которых происходит доступ, время активности, места и адреса с которых происходит доступ к системе банк-клиент и иные. Указанные параметры соединяются в единую сеть и с помощью разработанных алгоритмов выявляются аномалии или нарушения шаблонов, что позволяет не только выявлять компании, которые используют-

1 https://www.vedomosti.ru/fi nance/articles/ 2018/06/21/773389-banki-proveryat-ustroistva

ся «обнальщиками», но и отличать мошенников от рядовых пользователей.

В связи с этим банки обяжут анализировать уникальные настройки устройства (так называемый цифровой отпечаток) и присваивать этим устройствам идентификаторы. При этом, если же данные идентификаторы у разных клиентов совпадут (одинаковый пул ip-адресов, тас-адрес, контактный номер для связи и т.д.), банк должен присвоить им повышенный уровень риска и заблокировать доступ к счету. Стоит отметить, что указанное нововведение для большинства банков США и Европы не ново, и 1Т-характеристики устройств широко используются для анализа и идентификации клиентов, поэтому изменения предложенные ЦБ России не являются каким-то ноу-хау.

Таким образом, меры по выявлению и противодействию отмыванию (легализации) денежных средств добытых преступным путем с каждым годом набирают новые обороты, а к осуществлению функций финансового мониторинга привлекают коммерческие банки.

В конце 2019 года в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А. Чиханчин рассказал о реализации Концепции развития национальной системы противо-

действия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма1.

В своем выступлении он заявил, что «обналь-ные схемы» ввиду их выявления контрольными и надзорными органами претерпели значительную трансформацию за последние годы. Для обналичивания и вывода денежных средств за рубеж используются все новые и сложные схемы, в которых задействуются суды, нотариат и служба судебных приставов. Разберемся подробнее в этом.

Разберем несколько схем, известных регулятору на сегодняшний день.

Схема с иностранным банком, окрещенная в СМИ как «молдавская схема». Несмотря на ее название по аналогичному принципу она работает и в иных иностранных юрисдикциях. Суть схемы графические представлена на рис. 1.

Схема с исполнительным листом. Модифицированной схемой «молдавской схемы» является схема, где ключевым звеном является Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП) (рис. 2).

Таким образом, легализация средств проходит через госструктуру - ФССП. Основной сложностью при выявлении данной схемы является то, что технически эта схема не нарушает закон, так как судьи

1 http://www.fedsfm.ru/releases/4270

Рис. 1. Схема с иностранным банком

и судебные приставы действуют строго в рамках своей компетенции, а кредитно-финансовые учреждения не имеют оснований, для того чтобы расценивать указанные операции как подозрительные и противодействовать ее проведению, так как речь идет об исполнении судебного решения. Стоит отметить, что регулятору известно о данном способе вывода денежных средств, в связи с этим Центральный банк России выпустил рекомендации, и предложил банкам в случае подозрений отказывать в проведении таких операций и блокировать их. Однако не все банки идут на такие шаги, так как в соответствии с законодательством банки не имеют права отказать в списании денежных средств по исполнительному листу.

Схема через исполнительные надписи. За

последнее время резко выросло количество сомнительных операций с применением исполнительных надписей нотариусов. По данным Росфинмонито-ринга за 10 месяцев 2019 года объем подозрительных операций составил 5 млрд рублей. Данный показатель в 2,5 раза выше аналогичных показателей 2018 года. Во втором квартале 2019 года и вовсе произошел резкий рост сомнительных сделок, который достиг значений 2 млрд руб.1 Суть схемы представлена на рис. 3.

В связи с пробелами в законодательстве и отсутствием обязанности нотариусов в проверке реальности сделки и обязательств между кредитора-

1 http://www.fedsfm.ru/releases/4270

Резидент и нерезидент заключают договор займа, в договоре предусматривают решение споров в третейском суде

Обращение в третейский суд. Нерезидент (истец)

требует погасить задолженность, ответчик (резидент) соглашается, в результате заключается мировое соглашение.

Суд принимает решение о взыскании

долга с должника (резидента) в пользу нерезидента и выдает исполнительный лист

Нерезидент передает исполнительный лист в ФССП

<-

Открытие исполнительного производства

Списание д/с со счета должника (резидента) в пользу взыскателя

(нерезидента) на р/с, открытый в иностранном банке

Рис. 2. Схема с исполнительным листом

Фирма «А» заключает фиктивный договор поставки с фирмой «Б» с отсрочкой платежа

После наступления даты платежа, руководитель компании «А» (продавец) обращается к нотариусу и заявляет, что фирма «Б» не оплатила поставленный товар

->

Нотариус проверяет документальное оформление, убеждается, что обязательство по оплате существует в полном объеме и ставит исполнительную надписью

Перевод денежных средств в иностранный или российский банк с последующим обналичиванием

Руководитель компании «А» обращается в ФСПП или в банк с исполнительной надписью с целью списания денежных средств с расчетного счета должника

Рис. 3. Схема через исполнительные надписи

ми и заемщиками, нотариусы спокойно заверяют фиктивную задолженность. В настоящий момент нотариус при совершении исполнительной надписи проверяет лишь подлинность ранее удостоверенного договора, на основании которого возникает впоследствии невыплаченный долг. Полномочий проверить, действительно ли на основании этого договора перечислялись средства или передавалось имущество, нотариус не имеет, в связи с чем не имеет возможности отказать в совершении нотариального действия.

Основной проблемой при выявлении указанных схем является то, что судьи и нотариусы не имеют ни возможности, ни желания проверять законность взыскания долга и сопоставлять объемы взыскания с масштабом деятельности должника. В свою очередь, судебные приставы не наделены полномочиями по оценке судебных решений, а только обязаны исполнять их в установленный срок. У кредитно-финансовых учреждений в соответствии п. 6 ст. 70 закона «Об исполнительном производстве» имеется возможность отсрочить списание по «проблемному» исполнительному листу на срок до 7 суток с основанием «для проведения проверки», но при наличии подлинного исполнительного листа это не является решением данной проблемы. На наш взгляд, подобные схемы приобрели широкое распространение и продолжают использоваться ввиду отсутствия законодательно закрепленной обязанности осуществлять проверку реальности обязательств между заемщиком и кредитором [4, с. 114-120].

Заключение

Описанные выше способы требуют определенной подготовки и знаний, в большинстве случаев самым распространенным и массовым способом обналичивания является конечное снятие денежных средств физическими лицами. Если ввести норму, при которой снятие наличных в банкоматах станет возможно на сумму не более 10-15 тыс. рублей за раз, и, например, после нескольких таких снятий карта блокируется и не выдает денежные средства до следующего дня, то объем обналичивания сократится в несколько раз. На это есть определенные причины, так как обналичивание станет намного затратнее, поскольку увеличится количество «подставных лиц» и «пластиковых карт» для работы, в связи с чем не все будут готовы пойти на это.

Таким образом, меры по выявлению и противодействию отмыванию (легализации) денежных средств с каждым годом набирают новые обороты, а к осуществлению функций финансового мониторинга привлекают коммерческие банки. То есть произошло определенное переложение контрольных функций и ответственности на кредитно-финансовые учреждения. В случае невыполнения требований и инструкций ЦБ России к банкам применяются санкции, вплоть до отзыва лицензии.

Литература

1. Гамоненко С.С. Идентификация корпоративных субъектов в практике проведения финансового мониторинга / Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2019. Т. 18. № 2. С. 110-115.

2. Давлетшина Л.А., Егорова Е.А., Пуза-ков В.П. Оценка состояния социально-демографической ситуации на региональном уровне / Инновации и инвестиции. 2015. № 4. С. 108-112.

3. Дианов Д.В., Гайфулин Н.В. Финансирование основных средств как объект статистического исследования / Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6. С. 170-174.

4. Долбилов А.В. Внешний корпоративный долг как одна из угроз экономической безопасности российской федерации на современном этапе / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 12. С. 114-120.

5. Ищенко А.Н. Минимизация временных затрат в деятельности проверяющего-документалиста / Налоги-журнал. 2007. № 4. С. 15-18.

6. Кузнецов В.А. Особенности финансового мониторинга в кредитносбанковской сфере / Труд и социальные отношения. 2008. № 1. С. 106-110.

7. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность главная макроэкономическая функция государства / Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 4. С. 33-39.

8. Сурнина К.С. Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе / К.С. Сурнина, Ю.М. Дененберг // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 85-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.