Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
747
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ / ОТТОК КАПИТАЛА / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ ОТМЫВАНИЯ ДОХОДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратьева Е.А.

В статье рассмотрены вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, условия и факторы легализации преступных доходов в России. Автором раскрыты сферы легализации преступных доходов, деятельность Росфинмониторинга, предложены пути повы- шения эффективности процессов противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF COUNTERACTION TO LAUNDERING PROCEEDS AND FINANCING OF TERRORISM: CONDITIONS AND FACTORS OF LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS IN RUSSIA

The article describes the issues of counteraction to legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism, conditions and factors of legalization of criminal proceeds in Russia. The article author has been revealed the areas of legalization of criminal proceeds and described the activity of Rosfinmonitoring; as well as the ways of increasing the processes efficiency of the counteraction have been suggested.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РОССИИ»



УДК 336

Кондратьева Е.А.,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ Счетной палаты Российской Федерации

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА: УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РОССИИ

В статье рассмотрены вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, условия и факторы легализации преступных доходов в России. Автором раскрыты сферы легализации преступных доходов, деятельность Росфинмониторинга, предложены пути повышения эффективности процессов противодействия.

Ключевые слова: противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; условия и факторы легализации, отток капитала, сомнительные операции, наиболее привлекательные сферы отмывания доходов

Kondrat'eva E.,

PhD in Economics, Associate Professor, Leading Researcher of the State Research Institute of System Analysis

of the Account Chamber of the Russian Federation

THE PROBLEMS OF COUNTERACTION TO LAUNDERING PROCEEDS AND FINANCING OF TERRORISM: CONDITIONS AND FACTORS OF LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS IN RUSSIA

The article describes the issues of counteraction to legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism, conditions and factors of legalization of criminal proceeds in Russia. The article author has been revealed the areas of legalization of criminal proceeds and described the activity of Rosfinmonitoring; as well as the ways of increasing the processes efficiency of the counteraction have been suggested.

Keywords: counteraction of legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism, conditions and factors of legalization, capital outflow, questionable transactions, the most attractive areas for laundering of proceeds

В условиях глобализации деятельность по легализации (отмыванию) преступных доходов приобрела транснациональный характер. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) - это совокупность мер правового и организационного характера, а также деятельность органов государственной власти, организаций и физических лиц по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма [1].

Выделяют основные признаки легализации преступных доходов:

- совершение предшествующего преступления, в результате которого приобретаются материальные блага, которыми сразу распорядиться невозможно;

- действия с преступными доходами, когда их цель - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению такими доходами;

- сокрытие следов происхождения преступных доходов;

- сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих процесс отмывания;

- создание видимости законности получения доходов;

- уклонение от уплаты налогов;

- создание оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников;

- обеспечение условий для безопасного инвестирования преступных доходов в легальный бизнес и др.

Отмывание денег является составляющей любой преступной деятельности, стержневым элементом криминального экономического цикла - процесса последовательной смены отдельных стадий, необходимых для осуществления и постоянного возобновления криминальной экономической деятельности. Такими стадиями являются: генерирование преступного дохода, легализация или отмывание криминальных фондов, потребление, криминальное инвестирование преступных доходов или инфильтрация их в легальный бизнес [2]. Модель криминальной экономической деятельности универсальна.

Организованная преступность расширяет свое влияние, устанавливает контроль над легальным сектором экономики. По оценкам специалистов НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, соотношение зарегистрированной и латентной преступности в сфере ПОД/ФТ кардинально не меняется: в 2002-2009 гг. коэффициент латентности колебался от 2 до 10 [3], и вероятность его резкого снижения в будущем мала.

Точные данные об объеме легализуемых доходов, полученных преступным путем, отсутствуют. По мнению экспертов, отмывание доходов - бизнес, занимающий по своим масштабам третье место в мире [4]. При этом общий ущерб, наносимый российской экономике и обществу указанными незаконными действиями, сложно поддается оценке по причине их присутствия во многих экономических преступлениях. В частности, только за последние десять лет из Российской Федерации было вывезено за рубеж более 250 млрд долл. США. По оценкам МВФ и Всемирного банка, совокупный объем ежегодно отмываемых в мире капиталов находится на уровне 3-5% мирового ВВП, т.е. приближается к 2-3 трлн долл. [5].

Самая стабильная статья оттока капитала - так называемые «сомнительные операции», которые с 2003 по 2014 г. росли и достигли более 325 млрд долл. США [6]. В их число входят сделки, имеющие признаки фиктивности, а также связанные с торговлей товарами и услугами, с покупкой/продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств.

Масштабный объем нелегальных операций объясняется, с одной стороны, недостаточно качественным и прозрачным регулированием движения капитала в мире, с другой - внутренними факторами в странах - экспортерах капитала. Открытие границ

имеет смысл лишь при должном управлении и борьбе с коррупцией, так считают эксперты. Крайне тесной является и связь нелегального оттока с размером теневого сектора экономики (увеличение последнего на 1% ведет к росту первого на 7%) [7].

Использование офшорных зон в целях минимизации налогов и включение их в преступные схемы подтверждает устойчивая тенденция поступления в Россию капиталов в виде иностранных инвестиций из низконалоговых юрисдикций. Так, в 2011-2013 гг. от 26,9% до 60,4% всех инвестиций в экономику Российской Федерации пришло из Республики Кипр, Люксембурга, а также Британских и Виргинских островов [8]. Эти средства были отделены от преступного источника происхождения, легализованы и в дальнейшем введены обратно в легальную экономику России, что нанесло существенный ущерб интересам и безопасности государства.

При получении значительных сумм криминальных доходов, превышающих личные потребности, преступник или преступная группировка сталкиваются с необходимостью снижения экономических и юридических рисков обладания подобными активами, сохранения их от конфискации, инфляции и т.п. Учитывая, что преступные доходы не изъяты из гражданского оборота и обладают рыночной стоимостью, возможности для их сохранения и преумножения представляет законный экономический оборот [9].

Деятельность по реализации схем легализации осуществляется во многих сферах экономики, но ключевой является кредитно-финансовая (в частности, банковская), которая служит главным каналом движения денежных средств, полученных преступным путем [10]. К числу сфер, где распространено «отмывание», также можно отнести потребительский рынок, топливно-энергетический комплекс, дорожное строительство, ЖКХ, лесопромышленный комплекс, ОПК [11].

О масштабах угроз национальной безопасности можно также судить по количеству отозванных у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. Так, в Российской Федерации только за 8 лет, с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2013 г., лицензий лишились 138 банков, прямо или косвенно участвовавших в отмывании преступных доходов. Вместе с тем благодаря повышению требований к минимальному размеру собственного капитала банков до 90 млн руб. с 2010 г. и до 180 млн руб. с 2012 г. количество мелких кредитных организаций, как правило, используемых в преступных схемах, значительно сократилось. В 2013 г. по результатам проведенных Банком России проверок кредитных организаций на

предмет отмывания доходов было отозвано 18 лицензий на осуществление банковских операций, в 2014 г. - еще 74 кредитные организации [12], за 8 месяцев 2015 г. - 57 [13].

Основные факторы, влияющие на легализацию (отмывание) преступных доходов, следует разделить на правовые, экономические и политические.

К правовым факторам следует отнести неэффективность правового регулирования в этой сфере, отсутствие устойчивой судебной практики. Среди экономических факторов выделяется нестабильность экономики. К политическим факторам следует отнести уровень коррупционности в исполнительных, правоохранительных и судебных органах власти, а также в банковской системе, присутствие в законодательных органах лиц, напрямую заинтересованных в понижении качества государственного ПОД/ФТ. Как следствие, создается возможность лоббирования принятия нормативных правовых актов в интересах организованных преступных групп, занимающихся отмыванием денег.

Специфика кредитной деятельности позволяет легко замаскировать преступные доходы, придав им видимость законного происхождения. Для отмывания преступных доходов используются практически все виды банковских операций. По оценкам экспертов, до 70% банковских операций в нашей стране являются фиктивными, в финансовую сферу инвестировано 300-400 млрд руб. преступных доходов [14].

Эксперты отмечают, что на российском рынке действуют организации, профессионально занимающиеся размещением преступных доходов. Используется недобросовестная эмиссия ценных бумаг, которые выпускаются для скупки мошенниками через подставных лиц, а также сделки с ценными бумагами на основе наличных расчетов. В результате номинальным владельцем ценных бумаг может быть одно лицо, фактическим - другое, получившее преступные доходы. Нестабильность экономической ситуации способствует спекуляциям ценными бумагами, использованию инсайдерской информации.

Актуальной для Российской Федерации остается проблема хищения бюджетных средств, масштабы ее проявления отражены в отчете Контрольного управления Президента РФ, по данным которого ежегодное хищение в структуре госзакупок составляет 1 трлн рублей [15]. Масштабные коррупционные схемы, реализуемые на территории Российской Федерации, напрямую связаны с процессом отмывания доходов с участием банковского сектора.

Одним из примеров может служить уголовное дело, возбужденное в отношении бывшего министра

финансов одного из субъектов Российской Федерации, обвиненного в хищении 300 млн руб. бюджетных средств в целях приобретения коммерческого банка для беспрепятственного вывода нелегально полученных денежных средств в офшорные юрисдикции [16]. Имеют место случаи участия государственных должностных лиц в преступных группировках, что создает большие возможности хищения бюджетных денежных средств [17].

Очевидна актуальность проблемы противодействия незаконным финансовым операциям, связанным с хищением и нецелевым использованием бюджетных средств. Данный аспект ставит ряд задач перед системой противодействия легализации незаконных доходов, в том числе и в свете мониторинга и прогнозирования возникающих в этой связи рисков [18].

Средства, расходуемые в рамках государственных закупок и заказа, выделяемые на целевые программы развития, - одна из наиболее уязвимых сфер экономической деятельности с точки зрения ПОД/ ФТ. Главные риски и угрозы в госсекторе связаны с утратой контроля над государственными активами и бюджетными средствами. В частности, основной риск оборонно-промышленного комплекса - неэффективное использование или хищение денежных средств участниками процесса исполнения государственного оборонного заказа.

Значительным остается уровень легализации преступных доходов на потребительском рынке [19]. Для «отмывания» используются оптовая, розничная торговля, рынок услуг. Легализаторы пользуются тем, что товарооборот в сфере торговли оформляется сертификатами, складскими, транспортными документами, расчеты производятся наличными. Доля нелегальных товаров в розничной торговле доходит до 50-60%, прибыль от их реализации составляет порядка 400-500%. Получаемая от реализации нелегальных товаров огромная денежная масса неподконтрольна государственным органам. Распространено приобретение и перепродажа предметов роскоши, раритетов, предметов искусства на аукционах, в антикварных магазинах.

В топливно-энергетическом комплексе распространена легализация похищенных нефтепродуктов, которые сдаются для переработки под видом добытых полезных ископаемых.

В 2014 г. наблюдалось увеличение объемов по незаконным операциям с драгоценными металлами и камнями. Использовались схемы, связанные с неуплатой налогов (НДС). Общий оборот операций с драгоценными металлами составил порядка 60 млрд руб.,

из которых более 50% были оценены специалистами как сомнительные. Объем операций ювелирного сектора по сравнению с 2013 г. вырос более чем на 35%, при этом количество сделок, связанных с обналичиванием, выросло практически в 3 раза [20].

Развитие земельного рынка дает основания полагать, что у легализаторов будет возможность использовать земельные спекуляции для узаконивания криминальных средств.

В сфере внешнеэкономической деятельности количество зарегистрированных преступлений не соответствует распространенности «отмывания» в рассматриваемой сфере. Преступные сообщества используют такие факторы, как упрощение движения капитала и порядка пересечения границы, создание свободных экономических и офшорных зон, несовершенство пограничного и таможенного контроля. Более 300 организованных групп и преступных сообществ СНГ имеют международные связи, т.е. соучастников, подразделения или обособленные группы на территории других государств. В схемах по «отмыванию» преступных доходов практически всегда присутствуют иностранные контрагенты. По данным Интерпола, 30% вывезенного из стран СНГ капитала имеет криминальное происхождение.

Легализации преступных доходов во многом способствуют офшорные фирмы и банки. На Каймановых островах, например, зарегистрировано 18 тыс. таких фирм. Годовой оборот этих компаний составляет примерно 10 млрд долл., их сопровождением занято более 500 банков. Деньги, поступившие на счета офшоров, легко перебросить в любой уголок планеты. Анализ более 500 миллиардных госконтрактов позволил Росфинмониторингу установить, что примерно треть исполнителей этих контрактов связаны с офшорами, в 2014 г. были выявлены лица, имеющие учредительские связи с иностранными компаниями на общую сумму свыше 275 млрд руб. [21].

В связи с процессами ликвидации офшоров в Западной Европе российские предприниматели активно переходят в азиатские или восточноевропейские офшоры. По разным оценкам, в офшорах действует от 80 до 100 тыс. российских структур [22]. Большинство из них временные, регистрируемые на одну-две сделки, для серьезных проектов создаются цепочки фирм. Более сложной схемой финансирования через офшоры является партнерство с солидной компанией западного государства, которая является агентом офшора или владеет контрольным пакетом акций офшорной фирмы.

«Отмыванию» преступных доходов содействуют незаконные мигранты. Рабочие-мигранты в год пе-

реводили из России в страны СНГ, по оценкам, около 12 млрд долл. [23]. По мнению экспертов, через официальные системы проходит только десятая часть средств, направляемых в страны СНГ, остальной объем денежных средств переправляется нелегально.

По Федеральному закону № 115-ФЗ противодействие имеет комплексный характер и включает достаточно обширный превентивный, институциональный инструментарий.

В редакции Федерального закона № 115-ФЗ до 2013 г. были исключены из числа предшествующих легализации преступных доходов преступлений -налоговые, некоторые таможенные и валютные преступления, тем самым фактически были расширены возможности преступников в данных сферах и, с другой стороны, ограничены возможности правоохранительных органов в борьбе с ними. В 2013 г. с принятием Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» [24] данное исключение было устранено.

Система противодействия легализации преступно полученных доходов и выявления связанных с ней преступлений в России требует большей эффективности. Федеральный закон №115-ФЗ, другие законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы борьбы с отмыванием денег, не реализуются должным образом. «Отмывание» относится к самым неочевидным преступным посягательствам: сомнительная финансовая операция считается только подозрительной и требует проверки на предмет преступного происхождения. Нужно отслеживать подозрительные операции, оценивать способы их совершения и документы, которые при этом используются.

Трудности с выявлением данной категории преступлений характерны для дел об экономических, коррупционных и других корыстных деяниях, связанных с извлечением преступных доходов. Посягательства, приносящие преступные доходы, именуются основными или предшествующими легализации преступлениями. При расследовании этих преступлений (хищения, корыстные злоупотребления, извлечение преступных доходов и т.п.) зачастую не выдвигаются версии о легализации преступно полученных доходов.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, не всегда добросовестно исполняют требования закона о противодействии легализации преступных доходов. Для ряда организаций характерны существенные недостатки внутреннего контроля, в их деятельности

отсутствует идентификация клиентов и выгодоприобретателей, не разработаны правила внутреннего контроля, нарушаются сроки предоставления или вообще не направляются в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, о подозрительных сделках.

В ходе проверок деятельности финансовых организаций органы государственного контроля не всегда обращают внимание на установление признаков легализации преступных доходов. При выявлении таких признаков материалы не передаются в Росфинмониторинг для рассмотрения по существу, не всегда производится обмен информацией о выявленных правонарушениях, нарушаются межведомственные соглашения о предоставлении необходимых для контрольной деятельности сведений. Слабо поставлена работа по профилактике легализации преступных доходов; органы государственного контроля не всегда принимают меры к отзыву лицензии у организаций, систематически нарушающих законодательство о противодействии легализации преступных доходов.

В процессе выявления легализации преступных доходов требуется четкое взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов, обмен информацией между ними. Росфинмониторинг располагает большим объемом информации о подозрительных операциях физических и юридических лиц. Однако правоохранительные органы нерегулярно обращаются за ней, не используют дополнительные возможности выявления легализации преступных доходов; направляемые по инициативе Росфинмонито-ринга в правоохранительные органы материалы редко заканчиваются возбуждением уголовного дела.

В деятельности правоохранительных органов, проводящих расследование легализации преступных доходов, имеются существенные недостатки. Зачастую преступления данного вида учитываются правоохранительными органами необоснованно [25]. Следователями не всегда принимаются меры к отслеживанию перемещения криминальных средств. В результате суды прекращают уголовные дела и уголовное преследование в части легализации преступных доходов.

Фактором легализации преступных доходов в России являются сложные экономические условия, в которых значительная часть предпринимателей «уходит в тень», уклоняясь от государственного контроля. В кризисные периоды возрастает спрос на «теневые» капиталы, чем пользуются структуры, легализующие преступные доходы. Так, в период экономического кризиса резко вырос объем оборота наличных средств, активизировалась нелегальная деятель-

ность организаций, осуществляющих операции с наличностью [26].

Легализации преступных доходов способствует коррупция, которая превращается в способ экономического регулирования. Большое влияние на экономику оказывают неформальные кланы, имеющие своих представителей среди государственных служащих различного уровня. Деятельность таких кланов способствует получению значительных противоправных доходов. Положительная инициатива государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажается и превращается в орудие получения незаконной прибыли. Причиняется ущерб законным предпринимателям, вынужденным конкурировать с криминальным бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях. Не развита этика бизнеса, криминальные предприниматели не вытесняются деловым сообществом, а, напротив, пользуются преимуществами недобросовестной конкуренции.

Благодаря коррупционным связям преступные сообщества внедряются в работу легальных организаций, их представители проникают в органы власти, финансовую систему, способствуя легализации полученных преступных доходов.

Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России еще недостаточно эффективно. Легализация - преступление, возникшее в России в 1990-е гг. и тогда же введенное в уголовное законодательство. Наработанной правоприменительной практики еще недостаточно. Постоянные изменения (уточнения, дополнения) в законодательстве о противодействии легализации преступных доходов, его пробелы и противоречия не способствуют стабильности правоприменительной практики.

Острота и сложность проблем ПОД/ФТ в России возрастает в современной неоднозначной кризисной финансово-экономической ситуации.

Эффективность ПОД/ФТ и его нормативного обеспечения необходимо решать комплексно:

- следует объединить функции выявления и расследования дел о легализации незаконных доходов в рамках одного органа;

- требуется особое внимание к категории российских граждан, которым запрещается иметь имущество и доходы за рубежом (к данной категории относятся государственные служащие и должностные лица, их родственники, топ-менеджеры государственных компаний, нотариусы и т.д.), а также гражданство другого государства;

- необходимо добиваться исполнения двусторонних соглашений с другими государствами об

обязательной выдаче российских граждан, которые подозреваются в преступлениях, связанных с легализацией денежных средств, а также соглашений об обязательном предоставлении информации о собственности тех российских граждан, которым по российскому законодательству запрещено иметь имущество и источники дохода за границами России;

- следует ввести меры нейтрализации «отмывания» капиталов, полученных незаконным путем:

- обеспечить открытость информации о деятельности компаний, в частности, путем совершенствова-

ния в нормативных документах понятия бенефициара в соответствии с рекомендациями ФАТФ, ввести требования о раскрытии бенефициаров, в том числе конечных собственников, контрагентов, юридических лиц, владеющих акциями в организациях-нерезидентах;

- повысить эффективность информационного взаимодействия между Росфинмониторингом, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, ФСБ, МВД, ФНС, ФАС, а также Банком России в сфере противодействия проведению незаконных операций с валютными ценностями.

[1] См.: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://docs.cntd. ги^оситет/901794413.

[2] Генерирование криминального дохода - извлечение дохода в результате преступной (общественно опасной) экономической деятельности, совершение преступлений в сфере экономики. Легализация криминальных денежных средств -финансовые операции, направленные на придание преступным средствам видимости полученных законным путем. Криминальные инвестиции - использование легализованных преступно полученных средств для возобновления или расширения криминального предприятия. Инфильтрация в легальный бизнес - прямые и портфельные инвестиции криминального происхождения в организации легального бизнеса (См.: БекряшевА.К.,БелозеровИ.П. Теневая экономика и экономическая преступность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://newasp.omskreg.ru/bekryash).

[3] Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: монография / под ред. С.М. Иншакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. - 2011. - С. 267-272.

[4] Ревенков П.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин, М.В. Каратаев. - М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2012. С. 9.

[5] Данные МВФ - Режим доступа: http://www.businessforecast.bv/partners/ratings/470/

[6] Данные платежного баланса России за 2003-2014 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics /?Prtid=svs&ch=Par_1597

[7] Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2366746

[8] Данные Росстата России и ЦБ России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d01/41inv27; [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=PAR_30241#Checked

[9] Введение преступных доходов в легальный экономический оборот связано с риском привлечь внимание органов государственного контроля и правоохранительных органов, что требует маскировки происхождения криминальных средств. Для этих целей совершаются фиктивные или запутанные сделки, преступные доходы инвестируются в предпринимательскую деятельность, где они преобразуются в результате цепочки хозяйственных операций.

[10] Крупин Е.В. Система внутреннего контроля в банках как инструмент противодействия отмыванию «грязных» денег // Банковские услуги. - 2001. - № 12. - С. 23-33.

[11] Так, в 2014 г. Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ (ФСФМ РФ) одновременно с арестом членов организованной преступной группы на территории Российской Федерации во взаимодействии с подразделением финансовой разведки одного из европейских государств были блокированы счета подконтрольных преступной группе компаний-нерезидентов и личный счет организатора преступного сообщества в зарубежном банке. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества), ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) и ст. 174.1 УК РФ. Задержаны 7 участников преступного сообщества (Отчет ФСФМ за 2014 г. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports).

[12] http://kudavlozitdengi.adne.info/otozvannye-licenzii-u-bankov/2/

[13] Экономический ущерб, связанный с отзывом лицензий только у банков ОАО «КБ «Мастер-Банк»», ОАО «АБ «Пушкино», ОАО АКБ «Инвестбанк» и ЗАО АБ «БПФ», участвовавших в проведении сомнительных операций, составил более 91,7 млрд руб. (Официальный сайт Банка России).

[14] Отмыли 2 триллиона. Центробанк оценил объем фиктивных банковских операций в России в 1,5-2 трлн рублей в год. Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2007/02/21/47/; Ведев А., Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Хромов М. Актуальные проблемы развития банковской системы в Российской Федерации // Экономическая политика. - 2014. - № 2. -С. 7-25.

[15] Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н, Каратаев М.В. и др. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. - М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2012.

[16] Министр финансов Хабаровского края подозревается в хищении 300 млн руб. - Режим доступа: www.rb.ru/news/ economics/2009/09/28/161611.html

[17] Так, в Дагестане выявлена схема легализации доходов, полученных преступным путем, организованная председателем собрания депутатов Кумторкалинского района, совершившем хищение денежных средств в особо крупном размере на общую сумму 162 млн руб. Бюджетные средства были выделены на реализацию адресной программы «Переселение граждан из аварийных жилых помещений Кумторкалинского района Республики Дагестан», что позволило через использование

фиктивных договоров присваивать нелегальные деньги. На заключительном этапе через банк, принадлежащий одному из депутатов, денежные средства обналичивались. (см.: Дагиев А. В Дагестане директор фирмы ответит за хищение 162 млн рублей // Российская газета. 2014. 24 июня. - Режим доступа: www.rg.ru/2014/06/24/reg-skfo/hishenie-anons.html).

[18] См.: Агапова Т.Н., Курочкин А.В. Приоритетные направления работы Росфинмониторинга на пути борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. - 2015. - Выпуск 32. - С. 46-52.

[19] В 2007 г. по ст. 174 УК РФ в данной отрасли экономики зарегистрировано 62 преступления (в 2006 г. - 143), по ст. 174.1 УК РФ - 1928 преступлений (в 2006 г. - 1406). В 2008 г. выявлено, соответственно, 57 и 1724 преступления.

[20] Отчет ФСФМ за 2014 г. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports.

[21] Отчет ФСФМ за 2014 г. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports.

[22] Левицкий Л. Офшоризация всей страны перевела российскую экономику под чужую юрисдикцию // Российская Федерация сегодня. - 2004. - № 11. - С. 45-47.

[23] Велетминский И., Зыкова Т. Как заработать на России // Российская газета. 2005. 22 апреля. № 86. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[24] Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // СЗ РФ. - 2013. - № 26. - Ст. 3207.

[25] Приобретение предметов первой необходимости квалифицируется как легализация без цели придания правомерности обладания преступными доходами, нередко доводы обвинения в легализации преступных доходов носят предположительный характер, отсутствуют доказательства преступного происхождения имущества обвиняемого.

[26] Так, фиктивные ломбарды предоставляют услуги по обналичиванию денежных средств, операции с ценными бумагами и производными инструментами перемещаются с организованных торговых площадок на внебиржевые, растет вывод финансовых средств из России на счета офшорных и зарубежных компаний.

Список литературы

1. Агапова Т.Н., Курочкин А.В. Приоритетные направления работы Росфинмониторинга на пути борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. -2015. - Выпуск 32 (август).

2. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://newasp.omskreg.ru/bekryash.

3. Ведев А., Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Хромов М. Актуальные проблемы развития банковской системы в Российской Федерации // Экономическая политика. - 2014. - № 2.

4. Крупин Е.В. Система внутреннего контроля в банках как инструмент противодействия отмыванию «грязных» денег // Банковские услуги. - 2001. - № 12.

5. Отчет ФСФМ за 2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports.

6. Ревенков П.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин, М.В. Каратаев. - М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2012.

7. Российская газета. 2014. 24 июня. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.rg.ru/2014/06/24/reg-skfo/ hishenie-anons.html.

8. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: монография / под ред. С.М. Инша-кова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.

9. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901794413.

10. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // СЗ РФ. - 2013. - № 26. - Ст. 3207.

11. Левицкий Л. Офшоризация всей страны перевела российскую экономику под чужую юрисдикцию // Российская Федерация сегодня. - 2004. - № 11.

12. Велетминский И., Зыкова Т. Как заработать на России // Российская газета. 2005. 22 апреля. № 86.

13. http://www.sostav.ru/news/2007/02/21/47/.

14. http://www.businessforecast.bv/partners/ratings/470/

15. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/41inv27

16. http://www.kommersant.ru/doc/2366746

17. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/41inv27.htm

18. http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2008/03/05/120429.

Reference list

1. Agapova T., Kurochkin A. Priority directions of Rosfinmonitoring action in the way of fighting against the laundering of proceeds of crime // National interests, priorities and security. 2015. Number 32 (August).

2. Bekryashev A., Belozerov I. Hidden economy and economic crime. [Electronic resource] - Access mode: http:// newasp.omskreg.ru/bekryash.

3. VedevA., Drobyshevskiy S., Sinel'nikov-MurylevS., KhromovM. Topical issues of banking system development in the Russian Federation // Economic policy. 2014. № 2.

4. Krupin E. The system of internal banks as a counteraction tool for laundering "dirty money" // Banking services. 2001. № 12.

5. FFMS Report 2014 [Electronic resource] - Access mode: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports

6. Revenkov P. Financial monitoring: Management of risks of money laundering in banks / P. Revenkov, A. Dudka, A. Voronin, M. Karataev. M.: KNORUS: TSIPSiP, 2012.

7. Rossiyskaya Gazeta. 2014. 24th of June. [Electronic resource] - Access mode: www.rg.ru/2014/06/24/reg-skfo/ hishenie-anons.html.

8. Theoretical foundations of study and analysis of latent crime: Monograph / Under the editorship of S. Inshakov. M.: UNITY-DANA: Law and Legislation, 2011.

9. Federal Law of 07.08.2001 № 115-FL "On counteraction to the legalization (laundering) of proceeds of crime and financing of terrorism" (as amended). Access mode: http://docs.cntd.ru/document/901794413.

10. Federal law of 28.06.2013 No. 134-FL "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on counteraction against illegal financial transactions" // Code of Laws of the Russian Federation. 2013. № 26. Art. 3207.

11. Levitskiy L. Offshoring across the country has transformed the Russian economy under foreign jurisdiction // Russian Federation Today. 2004. № 11.

12. Veletminskiy I., Zykova T. How to make money on Russia // Rossiyskaya Gazeta. 2005. 22nd of April. № 86.

13. http://www.sostav.ru/news/2007/02/21/47/.

14. http://www.businessforecast.bv/partners/ratings/470/

15. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/41inv27

16. http://www.kommersant.ru/doc/2366746

17. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/41inv27.htm

18. http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2008/03/05/120429

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.