Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МАССАЖ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдуллина Л.Р., Вагапов Р.А., Калимуллина В.Н.

В статье рассмотрено значение лечебной физической культуры для детей с ОВЗ, выделены основные методики проведения ЛФК, описаны показания к применению комплекса упражнений. Было рассмотрено влияние лечебной гимнастики и массажа на здоровье детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдуллина Л.Р., Вагапов Р.А., Калимуллина В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MEDICAL PHYSICAL CULTURE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

The article considers the importance of therapeutic physical culture for children with HIA, the main methods of exercise therapy are described, and indications for the use of a complex of exercises are described. The influence of therapeutic gymnastics and massage on the health of disabled children was considered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 615.825.4

Абдуллина Л.Р. студент 4 курса Вагапов Р.А. студент 4 курса Калимуллина В. Н. старший преподаватель Стерлитамакский филиал БашГУ Россия, г. Стерлитамак ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В статье рассмотрено значение лечебной физической культуры для детей с ОВЗ, выделены основные методики проведения ЛФК, описаны показания к применению комплекса упражнений. Было рассмотрено влияние лечебной гимнастики и массажа на здоровье детей-инвалидов.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, массаж, лечебная гимнастика.

Abdullina L.R. Student

4th year student of the Faculty of Economics Sterlitamak branch of

BashGU Russia, Sterlitamak Vagapov RA Student

4th year student of the Faculty of Economics Sterlitamak branch of

BashGU Russia, Sterlitamak Kalimullina V.N.

Senior Lecturer Sterlitamak branch of BashGU Russia, Sterlitamak THE INFLUENCE OF MEDICAL PHYSICAL CULTURE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES The article considers the importance of therapeutic physical culture for children with HIA, the main methods of exercise therapy are described, and indications for the use of a complex of exercises are described. The influence of therapeutic gymnastics and massage on the health of disabled children was considered.

Key words: therapeutic physical culture, children with disabilities, massage, therapeutic gymnastics.

Лечебная физическая культура или сокращенно ЛФК - медицинская дисциплина, применяющая физические упражнения для лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также для профилактики заболеваний.

Для детей-инвалидов занятия ЛФК оказывают целенаправленное влияние на их физическое состояние, помогают им частично или полностью преодолеть физиологические ограничения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с детским церебральным параличом, с нарушением слуха и зрения, с нарушением интеллекта, а также дети с ЗПР. Детская инвалидность существенно ограничивает жизнедеятельность ребенка, способствует дезадаптации, нарушениям в развитии, обучении и общении, а также вызывает затруднения в самообслуживании и в получении профессиональных навыков.

По данным Росстата численность детей с ограниченными возможностями составляет 570 тысяч. Аргументом усиления внимания государства к данной проблеме является принятие программы «Доступная среда» на 2011-2020 года. Одна из приоритетных задач этой программы -занятия ЛФК с детьми-инвалидами. [1]

Основными методиками ЛФК для детей являются:

1. Систематическое выполнение упражнений;

2. Постепенное увеличение физической нагрузки;

3. Отсутствие длительных перерывов в занятиях;

4. Индивидуальное назначение профилактических упражнений, которые ориентированы только на одного больного с определенными физическими отклонениями;

5. Учет возраста ребенка, стадии заболевания и его психологического состояния. [2]

Благодаря данным принципам ребенок-инвалид обучается базовым умениям, познает навыки трудовой деятельности, а также приобретает возможность самообслуживания.

Главными целями лечебной физической культуры для детей-инвалидов являются нормализация мышечного тонуса, необходимая для того, чтобы ребенок мог принимать произвольные положения, а также обучение двигательным навыкам в соответствии с возрастом ребенка, тренировка вестибулярного аппарата.

Физические занятия на уроках ЛФК оказывают тонизирующие действие на организм. Оно выражается в стимуляции моторных рефлексов, направленности действий на стимулирование функции отдельных органов и систем. Кроме того, действия средств ЛФК положительно влияют на эмоциональную сферу больного. Физические упражнения и подвижные игры не позволяют ребенку «уйти в болезнь» и вырабатывают у него уверенность в своих силах. [3]

Однако занятия физической культурой оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном и длительном применении упражнений. Кроме того, физические нагрузки следует выполнять после их объяснений. Для детей с нарушением слуха или зрения необходимо сочетать показ и словесное описание упражнений. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, без отвлечения на посторонние раздражители. Также

физические упражнения не должны вызывать у ребенка болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает скованность в движениях и спазмы.

Одной из самых распространенных форм ЛФК является лечебная гимнастика, которая назначается строго индивидуально и только по назначению врача. Разновидность лечебной гимнастики - корригирующая гимнастика проводится для укрепления мышц ребенка, его суставов и связок. В связи с этим происходят исправления таких дефектов опорно-двигательного аппарата как нарушение осанки, искривление позвоночника, а также плоскостопие. Обычно корригирующие упражнении назначают в сочетании с дыхательными упражнениями.

Занятия ЛФК для детей с ОВЗ рекомендуют сочетать с процедурами массажа. Следует понимать, что по методике проведения обычный массаж и массаж для детей - инвалидов различается: так, например, у детей с ДЦП мышцы либо напряжены и при массаже требуется их расслаблять, либо наоборот расслаблены и тогда необходимо их стимулировать. Зачастую такой массаж некомфортен для ребенка, так как он воздействует на «нерабочие» мышцы.

Массаж оказывает положительное влияние на деятельность всех физиологических систем организма ребенка, а также улучшает трофику и кровообращение в коже, подкожно-жировой клетчатке и мышцах. В зависимости от применяемой техники он может оказывать как тонизирующее, так и расслабляющее действие, укреплять костно-мышечный каркас, обеспечивая стабильную работу внутренних органов.

Занятия ЛФК положительно влияют на здоровье детей-инвалидов, оказывая влияние на стимулирование процессов восстановления и компенсации двигательных и психоэмоциональных функций растущего организма.

Использованные источники:

1. Низова Л.М., Пирогова М.В. Проблема детской инвалидности и реабилитация детей-инвалидов на примере Республики Марий Эл // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/389

2. Эффективный комплекс ЛФК для детей с ДЦП [Электронный ресурс]/ http://lechimdetok.ru/nervnaya-sistema/lfk-dlya-detei-s-dtsp-9146.html

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж. ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.