Научная статья на тему 'Развитие подвижности в суставах у детей со спастическими формами детского церебрального паралича под влиянием иппотерапии'

Развитие подвижности в суставах у детей со спастическими формами детского церебрального паралича под влиянием иппотерапии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
235
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / HIPPOTHERAPY / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Волокитин А. С., Бруйков А. А., Гулин А. В., Апокин В. В.

Детский церебральный паралич (ДЦП) полиэтиологическое заболевание, которое объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих в результате недоразвития мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуется неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [1, 2]. При ДЦП наиболее всего страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. У многих детей с ДЦП сильно выражена ограниченная подвижность в суставах, в большинстве случаев вызванная контрактурой суставных мышц. В общем комплексе медико-биологических средств восстановления нарушенных функций у детей с различными формами ДЦП особое место по эффективности занимают различные виды массажа и лечебной гимнастики как естественные, общедоступные и эффективные методы воздействия на организм человека. Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и иппотерапии на развитие подвижности в суставах у детей в возрасте 8-10 лет с детским церебральным параличом в период реабилитации. Показано, что эти виды воздействия увеличивают подвижность в суставах, при этом эффективность иппотерапии превосходит действие классического массажа и лечебной гимнастики. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности применения иппотерапии в качестве корригирующего средства воздействия на организм детей со спастическими формами детского церебрального паралича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Волокитин А. С., Бруйков А. А., Гулин А. В., Апокин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of joint mobility in children with spastic cerebral palsy under the influence of hippotherapy

Cerebral Palsy (CP) is a polietiologic disease, which comprises a group of different clinical implications of the syndromes resulting from the underdevelopment of the brain or its damage at various stages of the ontogenesis and is characterized by the inability to maintain normal posture and perform voluntary movements. Those who suffer in case of cerebral palsy are the centers responsible for voluntary movements, that is the disruption of the locomotor system occurs. Many children with cerebral palsy have strongly expressed limited mobility in the joints, in most cases caused by the joint muscle contraction. In the general set of medicobiological means of recovery of disturbed functions in children with various forms of cerebral palsy special place with regard to effectiveness belongs to a variety of massages and therapeutic exercises as natural, accessible and effective methods of stimulation of the human body. It was for the first time, when a comparative study of the influence of classical massage with therapeutic exercises and hippotherapy on the development of mobility in the joints in 8-10-year-olds with cerebral palsy during rehabilitation was made. These types of stimulation were proved to increase joint mobility, and the effectiveness of hippotherapy is more effective than classical massage and therapeutic exercises. The results show the feasibility of using hippotherapy as a corrective mean for children with spastic forms of cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Развитие подвижности в суставах у детей со спастическими формами детского церебрального паралича под влиянием иппотерапии»

РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ В СУСТАВАХ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПОД ВЛИЯНИЕМ ИППОТЕРАПИИ

УДК/UDC 796.077-056.266

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 04.01.2015 г.

Аспирант А.С. Волокитин1

Кандидат биологических наук, доцент А.А. Бруйков1 Доктор медицинских наук, профессор А.В. Гулин1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин2

1 Липецкий государственный педагогический университет, Липецк

2 Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

DEVELOPMENT OF JOINT MOBILITY IN CHILDREN WITH SPASTIC CEREBRAL PALSY UNDER THE INFLUENCE OF HIPPOTHERAPY

Postgraduate A.S. Volokitin1

Associate professor, Ph.D. A.A. Bruykov1 Professor, Dr.Med. A.V. Gulin1 Associate professor, Ph.D. V.V. Apokin2

1 Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk

2 Surgut State University Khanty-Mansi Autonomous Region - Yugra, Surgut

Аннотация

Детский церебральный паралич (ДЦП) - полиэтиологическое заболевание, которое объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих в результате недоразвития мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуется неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [1, 2]. При ДЦП наиболее всего страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. У многих детей с ДЦП сильно выражена ограниченная подвижность в суставах, в большинстве случаев вызванная контрактурой суставных мышц.

В общем комплексе медико-биологических средств восстановления нарушенных функций у детей с различными формами ДЦП особое место по эффективности занимают различные виды массажа и лечебной гимнастики как естественные, общедоступные и эффективные методы воздействия на организм человека.

Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и иппотерапии на развитие подвижности в суставах у детей в возрасте 8-10 лет с детским церебральным параличом в период реабилитации. Показано, что эти виды воздействия увеличивают подвижность в суставах, при этом эффективность иппотерапии превосходит действие классического массажа и лечебной гимнастики. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности применения иппотерапии в качестве корригирующего средства воздействия на организм детей со спастическими формами детского церебрального паралича.

Ключевые слова: иппотерапия, детский церебральный паралич.

Annotation

Cerebral Palsy (CP) is a polietiologic disease, which comprises a group of different clinical implications of the syndromes resulting from the underdevelopment of the brain or its damage at various stages of the ontogenesis and is characterized by the inability to maintain normal posture and perform voluntary movements. Those who suffer in case of cerebral palsy are the centers responsible for voluntary movements, that is the disruption of the locomotor system occurs. Many children with cerebral palsy have strongly expressed limited mobility in the joints, in most cases caused by the joint muscle contraction. In the general set of medicobiological means of recovery of disturbed functions in children with various forms of cerebral palsy special place with regard to effectiveness belongs to a variety of massages and therapeutic exercises as natural, accessible and effective methods of stimulation of the human body. It was for the first time, when a comparative study of the influence of classical massage with therapeutic exercises and hippotherapy on the development of mobility in the joints in 8-10-year-olds with cerebral palsy during rehabilitation was made. These types of stimulation were proved to increase joint mobility, and the effectiveness of hippotherapy is more effective than classical massage and therapeutic exercises. The results show the feasibility of using hippotherapy as a corrective mean for children with spastic forms of cerebral palsy.

Keywords: hippotherapy, cerebral palsy.

Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП)-полиэтиологическое заболевание, которое объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих в результате недоразвития мозга или его повреждения на различных этапах онтогенеза, и характеризуется неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения [1, 2]. При ДЦП наиболее всего страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. У многих детей с ДЦП силь-

но выражена ограниченная подвижность в суставах, в большинстве случаев вызванная контрактурой суставных мышц.

В общем комплексе медико-биологических средств восстановления нарушенных функций у детей с различными формами ДЦП особое место по эффективности занимают различные виды массажа и лечебной гимнастики как естественные, общедоступные и эффективные методы воздействия на организм человека. В последние годы в реабилитационную практику внедряются новые, нетрадиционные, методы, ускоряющие восстановление нарушенных функций,

и наряду с известными средствами восстановления и профилактики особую ценность представляет фиксационный массаж с онтогенетической гимнастикой, прежде всего вследствие своей результативности в развитии подвижности в суставах у ребенка с ДЦП [4].

Применение новых методов восстанавливающего воздействия на организм ребёнка с ДЦП - актуальная проблема сегодняшнего дня. В настоящее время с этой целью используется метод иппотерапии, оказывающий положительное воздействие на функциональное состояние некоторых систем организма ребенка с ДЦП [3].

Принципиальное отличие иппотерапии от всех других видов лечебной физкультуры (ЛФК) заключается в том, что здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с ней и на ней, ребенок в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть, тем самым побуждая к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Кроме того, не обладает возможностью возбуждать у детей такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая характерна для занятий иппотерапией.

Таким образом, приведенные нами общие научные данные убеждают в необходимости проведения дальнейших исследований в области изучения влияния новых способов оздоровительно-профилактического воздействия на развитие подвижности в суставах организма детей с ДЦП, в частности иппотерапии. Всё это и послужило основанием для выбора направления исследования.

Целью настоящей работы явилось исследование влияния иппотерапии на развитие подвижности в суставах у детей 8-10 лет с ДЦП в форме спастической диплегии.

Методика и организация исследования. Обследовано 28 детей обоего пола с ДЦП в форме спастической диплегии. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа 1), средний возраст -9,2±0,9 года и экспериментальную (группа 2), средний возраст - 9,5±0,7 года. Наблюдения осуществлялись в течение 6 месяцев. При этом у детей из группы 1 реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж и лечебную гимнастику. Дети из группы 2 занимались по специально разработанной программе иппотерапии. В каждой группе дети обследовались дважды: в первый раз -до проведения курса процедур (начальное обследование) и во второй раз - после проведения курса (конечное обследование). Всего было проведено 2 курса массажа и лечебной гимнастики, продолжительностью 15 процедур каждый. Сеансы иппотерапии (40 процедур) проводились непрерывно 3 раза в неделю. Продолжительность массажа и последующей лечебной гимнастики составляла 90 мин, процедуры ип-потерапии - 45 мин.

Подвижность в суставах оценивали по величине максимально достигаемого угла разгибания сустава. Угол разгибания или сгибания сустава конечности измеряли угломером, состоящим из двух бранш и окружности с нанесенными на ней делениями (от 0 до 360 градусов). Угломер размещали таким образом, чтобы его ось проходила через ось сгибания сустава, а бранши располагались параллельно продольным осям соответствующих разгибаемых сегментов конечности. Подвижность в суставе оценивали по шкале угломера при его максимально возможном активном разгибании. В локтевом суставе движения совершаются в направлении сгибания и разгибания. Амплитуду этих движений измеряли при среднем положении предплечья между пронацией и супинацией (большой палец направлен вперед). Угломер устанавливали

на наружной поверхности руки, в плоскости движений предплечья в локтевом суставе так, что его шарнир располагался у суставной щели (чуть ниже легко прощупываемого наружного надмыщелка плеча). Одна бранша угломера идет по оси плеча, другая - по оси предплечья.

Подвижность в локтевых суставах оценивали по величине угла разгибания сустава, а подвижность в голеностопных суставах - по общему объему сгибания и разгибания в суставе, который в норме равняется 60-70 градусам. Нормальный угол разгибания в локтевом суставе - около 170 градусов.

Для оценки физиологического резерва соответствующего производимого движения нами рассчитывался дефицит амплитуды активного разгибания стопы (ДАРС). Угломером определялись амплитуды активного и пассивного разгибания стоп (АРС и ПРС) в голеностопном суставе в положении лежа на спине при выпрямленной нижней конечности и рассчитывался ДАРС по формуле:

ДАРС = АРС - ПРС - 5 (в градусах).

Функциональные возможности опорно-двигательного аппарата определялись объемами движений в суставах и компенсаторными приспособлениями соседних отделов. Величина амплитуды АРС и ПРС - с помощью стандартного угломера.

Исходное положение ребенка - лежа на спине с выпрямленными нижними конечностями, со стопами, находящимися за пределами кушетки. При измерении амплитуды движений или фиксированного положения стопы угломер устанавливали в сагиттальной плоскости, по внутренней поверхности стопы. Шарнир угломера помещали у внутренней стороны лодыжки. При этом одна бранша располагалась вдоль оси голени, другая - по линии, соединяющей переднюю и заднюю точки опоры стопы. При этом увеличение амплитуды движения характеризуется уменьшением соответствующих абсолютных значений. Погрешность измерений составила 5 градусов. После курса восстановительного лечения проводилось повторное исследование амплитуды активного и пассивного разгибания стопы. Значимым считался прирост величины амплитуды на 10 градусов и более. По данным литературы, алгебраическая разница между значениями амплитуды АРС и ПРС в норме составляет около 5 градусов [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Исследовали влияние иппотерапии на подвижность в суставах у детей с ДЦП. Главное внимание было уделено локтевому и голеностопному суставам, так как при спастических формах церебрального паралича наиболее сильные нарушения подвижности проявляются именно в этих суставах. При этом уменьшенный диапазон сгибания в голеностопном суставе обычно вызван повышенным тонусом и укорочением икроножных мышц, а также относительной слабостью малоберцовых мышц. Уменьшенный диапазон разгибания в локтевом суставе обычно вызван повышенным тонусом и укорочением двуглавой и плечелучевой мышц предплечья, а также относительной слабостью трехглавой мышцы плеча [2].

Анализ полученных данных показал, что иппотерапия по сравнению с классическим массажем и лечебной гимнастикой более эффективно повлияла на развитие подвижности в локтевых суставах. Так, в правом локтевом суставе объем движений под воздействием иппотерапии в группе 2 увеличился на 7,2 %, а в левом - на 6,8 %. В группе 1 изменения были менее выражены и составили в правом суставе 4,2 %о, в левом - 4,5 % (см. таблицу).

В группе 2, где применялась иппотерапия, отмечено снижении ДАРС в правой конечности на 7,5 %, в левой - на 6,9 %, тогда как в группе 1 после реабилитационных мероприятий, которые включали классический массаж и лечебную гимнастику, ДАРС в правой конечности составил 4,2 %, а в левой - 3,8 %.

№ 3 • 2015 Март | March

http://www.teoriya.ru

91

Изменение подвижности в локтевых суставах под влиянием классического массажа и лечебной гимнастики в сравнении с иппотерапией

Группы и время исследования Показатели подвижности в суставах, град.

правая рука левая рука

Группа 1 (до исследования) 148,3±2,9 147,2±3,1

Группа 1 (после исследования) 154,5±3,5 153,9±3,3

Р < 0,01 < 0,05

Группа 2 (до исследования) 145,4±4,1 143,1±4,5

Группа 2 (после исследования) 155,8±4,7 152,9±5,1

Р < 0,01 < 0,01

Примечание. Группа 1 - применялся стандартный массаж и ЛФК, группа 2 - применялась иппотерапия, р - коэффициент достоверности различий.

Вывод. Таким образом, результаты проведенного исследования согласуются с общетеоретическим положением физиологии и нейрофизиологии о том, что успешность формирования двигательных навыков у ребёнка в онтогенезе определяется принципом гетерохронности созревания корковых структур. Применение занятий иппотерапией, по своему содержанию релевантной законам последовательного созревания корковых аппаратов двигательного и кинестического анализаторов, является, с одной стороны, основой эффективности данных процедур, с другой - могут быть рассмотрены как новые научные факты, полученные в исследовании, которое показало, что иппотерапия - высокоэффективное средство для улучшения развития подвижности в суставах у детей со спастическими формами ДЦП.

Литература

1. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при детском церебральном параличе / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева. - Л.: Медицина. 1986. - 175 с.

2. Бруйков А.А. Развитие подвижности суставов у детей с детским церебральным параличом под влиянием фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики / А.А. Бруйков, А.В. Гулин // Здоровье для всех // Матер. третьей междунар. науч.-практ. конф., УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 2011. - С. 32-34.

3. Бруйков А.А. Исследование моторной активности у детей со спастическими формами ДЦП / А.А. Бруйков, А.В. Гулин // Вестник

Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. - Тамбов, 2011. - Т. 16. - Вып. 6. - С. 1516-1519. Бруйков А.А. Физиологическая характеристика влияния фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики на функциональное состояние ЦНС у детей с ДЦП / А.А. Бруйков, А.В. Гулин, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - М., 2010. - № 11. - С. 99-101.

References

Bortfeld, S.A. LFK i massazh pri detskom tserebral'nom paraliche (Physical therapy and massage in case of cerebral palsy) / S.A. Bortfeld, E.I. Rogachevs. - Leningrad: Meditsina. 1986. - 175 P. Bruykov, A.A. Razvitie podvizhnosti sustavov u detey s detskim tserebral'nym paralichom pod vliyaniem fiksatsionnogo massazha i ontogeneticheskoy gimnastiki (Development of joint mobility in children with cerebral palsy under the influence of fixation massage and developmental gymnastics) / A.A. Bruykov, A.V. Gulin // Health for All // Proceedings of the 3rd internat. theor.-pract. conf., Polessk state university, Pinsk, 2011. - P. 32-34.

Bruykov, A.A. Issledovanie motornoy aktivnosti u detey so spasticheskimi formami DTsP (Study of motor activity of children with spastic cerebral palsy) / A.A. Bruykov, A.V. Gulin. Vestnik Tambovskogo Universiteta. Ser. Natural and technical sciences. -Tambov, 2011. - V. 16. - Iss. 6. - p. 1516-1519. Bruykov, A.A. Fiziologicheskaya kharakteristika vliyaniya fiksatsionnogo massazha i ontogeneticheskoy gimnastiki na funktsional'noe sostoyanie TsNS u detey s DTsP (Physiological characteristic of the effect of fixation massage and developmental gymnastics on the functional state of the central nervous system in children with cerebral palsy) / A.A. Bruykov, A.V. Gulin, V.V. Apokin. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - Moscow, 2010. - № 11. - p. 99-101.

НОВЫЕ КНИГИ

Учебник «Психология физической культуры»

Авторский коллектив в составе: доктор психологических наук, профессор Б. П. Яковлев, доктор педагогических наук, профессор Г. Д. Бабушкин; доктор психологических наук, профессор Е.А. Науменко; доктор педагогических наук, профессор В. А. Сальников, кандидат педагогических наук, доцент В. В. Апокин; кандидат педагогических наук, доцент Е. Г. Бабушкин; кандидат педагогических наук, профессор А. П. Шумилин.

Учебник состоит из трех частей: «Общая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта». Изучение курса психологии на факультетах физической культуры предусматривает: 1) содействие развитию у студентов профессионального самосознания и педагогического мышления; 2) вооружение будущих специалистов по физической культуре и спорту психологическими знаниями о личности, о процессе физического воспитания и спортивной деятельности; 3) формирование представлений, опыта при использовании психологических знаний в области физического воспитания и спортивной тренировки.

При освоении курса психологии спорта и физического воспитания студенты очной и заочной форм обучения не могут ограничиться только изучением тематического содержания учебника. Каждая тема содержит ряд реферативных тем, что требует самостоятельного подробного изучения предлагаемой основной и дополнительной литературы по каждой главе. Выполнение контрольных работ, тематика которых предложена в учебнике, также предусматривает тщательное и планомерное изучение литературы, выработку умения выбирать, сопоставлять и анализировать психологические факты, а также культуру изложения и цитирования материала. Таким образом, каждая глава завершается темами для написания рефератов, контрольными вопросами, списком рекомендованной литературы.

Президиум Совета УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры принял решение о присвоении учебнику грифа УМО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.