Научная статья на тему 'Влияние иппотерапии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата у детей с детским церебральным параличом в форме спастической двойной гемиплегии'

Влияние иппотерапии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата у детей с детским церебральным параличом в форме спастической двойной гемиплегии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
249
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Волокитин А.С., Бруйков А.А., Апокин В.В., Гулин А.В.

Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и иппотерапии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата у детей 8-11 лет с детским церебральным параличом (ДЦП) в период процесса реабилитации. При воздействии иппотерапии и классического массажа с лечебной гимнастикой отмечены позитивные изменения в функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата детей с ДЦП, наиболее существенные при проведении первой. Влияние иппотерапии на абсолютный прирост силы кисти в сравнении с классическим массажем и лечебной гимнастикой оказалось более эффективным. Поэтому метод иппотерапии может быть расценен не только как равнозначный, но и как физиологически более эффективный при воздействии на организм детей с ДЦП. Этот факт свидетельствует о целесообразности активного внедрения средств иппотерапии в практику реабилитационных мероприятия детей с ДЦП. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о целесообразности применения иппотерапии в качестве высокоэффективного средства, корригирующего состояние детей с ДЦП в форме спастической двойной гемиплегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Волокитин А.С., Бруйков А.А., Апокин В.В., Гулин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние иппотерапии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата у детей с детским церебральным параличом в форме спастической двойной гемиплегии»

ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ФОРМЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДВОЙНОЙ ГЕМИПЛЕГИИ

УДК/UDC 616-007

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 23.01.2015 г.

Аспирант А.С. Волокитин1

Кандидат биологических наук, доцент А.А. Бруйков1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин2 Доктор медицинских наук, профессор А.В. Гулин1

1 Липецкий государственный педагогический университет, Липецк

2 Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

THE INFLUENCE OF HIPPOTHERAPY ON FUNCTIONAL STATE OF NEUROMUSCULAR SYSTEM IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY IN THE FORM OF DOUBLE SPASTIC HEMIPLEGIA

Postgraduate student A.S. Volokitin1 Associate professor, Ph.D. A.A. Bruykov1 Associate professor, Ph.D. V.V. Apokin2 Professor, Dr. Med. A.V. Gulin1

1 Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk

2 Surgut State Pedagogical University of KhMAR-Yugra, Surgut

Аннотация

Впервые проведено сравнительное изучение влияния классического массажа с лечебной гимнастикой и иппотерапии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата у детей 8-11 лет с детским церебральным параличом (ДЦП) в период процесса реабилитации. При воздействии иппотерапии и классического массажа с лечебной гимнастикой отмечены позитивные изменения в функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата детей с ДЦП, наиболее существенные при проведении первой. Влияние иппотерапии на абсолютный прирост силы кисти в сравнении с классическим массажем и лечебной гимнастикой оказалось более эффективным. Поэтому метод иппотерапии может быть расценен не только как равнозначный, но и как физиологически более эффективный при воздействии на организм детей с ДЦП. Этот факт свидетельствует о целесообразности активного внедрения средств иппотерапии в практику реабилитационных мероприятия детей с ДЦП.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о целесообразности применения иппотерапии в качестве высокоэффективного средства, корригирующего состояние детей с ДЦП в форме спастической двойной гемиплегии.

Ключевые слова: иппотерапия, детский церебральный паралич.

Annotation

A comparative study of the influence of classical massage with physiotherapy and hippotherapy on the functional state of the neuromuscular system of 8-11-year-olds with cerebral palsy (CP) during the rehabilitation process was conducted for the first time in this research.

The functional state of the neuromuscular system of children with cerebral palsy was proved to get better under the influence of hippotherapy and classical massage with physiotherapy, The changes are most remarkable in the case of using hippotherapy. The influence of hippotherapy on the absolute hand strength gain in comparison with classical massage and physiotherapy was more effective. Therefore, the method of hippotherapy can be regarded not only as an equivalent, but also as a physiologically more effective when affecting the body of a child with cerebral palsy. This fact shows the usefulness of the active introduction of means of hippotherapy into the practice of rehabilitation activities of children with cerebral palsy.

Thus, the results indicate the feasibility of using hippotherapy as a highly effective method of correction of the condition of children with cerebral palsy in the form of double spastic hemiplegia.

Keywords: hippotherapy, cerebral palsy.

Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем пост-натальном периодах. Характерная особенность ДЦП - нарушение моторного развития ребенка, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений [1]. Двигательные нарушения при ДЦП отмечаются с рождения, тесно связаны с перцептивными расстройствами, являются ведущим дефектом, оказывающим неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

Двойная гемиплегия - одна из самых тяжелых форм ДЦП. Клинически диагностируется спастическая тетрапле-

гия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные разлады, речевые нарушения. Двигательные расстройства в равной мере выражены в руках и ногах либо руки поражены сильнее, чем ноги. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации к коррекционным занятиям - непреодолимое препятствие для восстановления нарушенных функций организма детей с ДЦП [3].

Эта проблема решается путем применения средств иппотерапии. Преимущество иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу

практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, ребенок в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади. И тем самым побуждает к активной работе пораженные болезнью мышцы своего тела. Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у детей такую сильную, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям иппотерапии [4].

В комплексное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, лечебная физкультура, ортопедическое лечение, различные виды массажа, в том числе и фиксационный, в сочетании с онтогенетической гимнастикой, физиотерапевтические процедуры, средства рефлексотерапии [2]. В последние годы в качестве средства реабилитации все активнее используют иппотерапию.

Цель исследования - изучение влияния иппотерапии на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата детей с ДЦП с применением методик анализа латентного времени двигательной реакции (ЛВДР), теппинг-теста, динамометрии.

Методика и организация исследования. Обследовано 26 детей в возрасте 8-11 лет обоих полов с диагнозом ДЦП, спастическая двойная гемиплегия. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа 1), средний возраст - 10,1±0,9 года, и экспериментальную (группа 2), средний возраст - 10,5±0,6 года. Наблюдения вели в течение 6 месяцев. При этом у детей из группы 1 реабилитационные мероприятия включали классический массаж и лечебную гимнастику. Дети из группы 2 занимались по специально разработанной программе иппотерапии. В каждой группе (экспериментальной и контрольной) детей обследовали дважды: первый раз - до проведения курса процедур (начальное обследование), второй раз - после проведения курса (конечное обследование). Всего было проведено 2 курса массажа и лечебной гимнастики, каждый включал 15 процедур. Сеансы иппотерапии (40 процедур) проводились непрерывно 3 раза в неделю. Продолжительность массажа и последующей лечебной гимнастики составляла 90 мин, процедуры иппотерапии - 45 мин.

Определение латентного времени двигательной реакции (ЛВДР) (мс). ЛВДР измеряли на свет и звук универсальным миорефлексометром. Участвующих в исследовании предварительно приучали к его условиям. Исследуемый садился на стул к прибору, его внимание пытались сосредоточить на сигнале и обучали держать клавишу большим и указательным пальцами правой, а затем левой руки, а также нажимать на кнопку, услышав звонок или увидев свет. Проводили пять проб, рассчитывали среднюю арифметическую величину ЛВДР.

Другим критерием функционального состояния нервной системы детей с ДЦП может быть максимальная частота произвольных движений. Как известно, темп движения обусловлен особенностями функционального состояния, в первую очередь корковых отделов двигательного анализатора, и в частности быстротой смены в нём тормозно-возбудительных фаз. Критерием функционального состояния нервной системы служила максимальная частота произвольных движений (теппинг-тест). Исследуемый в течение 30 с в максимально возможном для него темпе постукивал карандашом по бумаге. Подсчитывали количество точек, нанесенных левой и правой рукой.

Определение максимальной силы кисти (кг). Кистевую динамометрию правой и левой руки определяли с помощью детского ручного динамометра. Исследуемый помещал динамометр между пальцами и ладонью у основания большого пальца, отводя руку в сторону и прилагая максимальное усилие при сжатии динамометра. Фиксировали лучший результат двух попыток.

Показатели измеряли до и после проведения процедур. Определяли основные статистические параметры (М ± m) и достоверности их различий по непараметрическому критерию Wilcoxona на основе стандартной компьютерной программы MS Excel. Полученные результаты отличались высокой достоверностью.

Результаты исследования и их обсуждение. После проведения классического массажа и лечебной гимнастики у детей из группы 1 ЛВДР на свет правой и левой руки сократилось соответственно на 3,5 и 2,9 %. Проведение процедур с применением иппотерапии значительно изменяло у детей продолжительность скрытого периода двигательной реакции. После иппотерапии ЛВДР на свет правой и левой руки у них снижалось соответственно на 6,2 и 5,5 % (табл. 1).

При подаче звуковых раздражений при использовании в процедурах классического массажа и лечебной гимнастики время реакции правой и левой руки у детей сокращалось, однако полученные данные были статистически недостоверными. После проведения процедур с применением иппотерапии ЛВДР на звук сократилось правой руки на 6,4 и левой -на 6 % (см. табл. 1).

В следующей серии эксперимента, с использованием теппинг-теста, была изучена максимальная частота движений у детей с ДЦП до и после процедур. Результаты теппинг-теста у детей с ДЦП приведены в табл. 2. Из таблицы видно, что показатель максимальной частоты произвольных движений под воздействием процедур возрастал в большей степени после применения иппотерапии. Так, частота произвольных движений правой и левой руки в результате применения иппотерапии увеличивалась соответственно на 12 и 10,5 0%, а после классического массажа и лечебной гимнастики полученные данные были статистически недостоверными.

Таблица 1. Функциональные показатели нервно-мышечного аппарата у детей в возрасте 8-11 лет с диагнозом ДЦП, спастическая двойная гемиплегия, п = 26

Процедуры, группы Исследуемые показатели, мс

Латентное время двигательной реакции на свет Латентное время двигательной реакции на звук

А (группа 1) 1 правая рука левая рука правая рука левая рука

757,8±13,8 761,3±11,6 823,2±22,4 820,2±16,3

2 730,9±12,9 739,3±12,2 814,7±14,2 811,8±25,4

Р < 0,05 < 0,05

1 752,4±18,5 756,6±14,3 817,8±17,3 821,4±15,9

2 706,1±15,9 714,9±18,5 765,6±16,4 771,8±16,2

Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

Примечание. Здесь и в табл. 2:

А - классический массаж и лечебная гимнастика; Б - иппотерапия; 1 - исходное состояние; 2 - после процедур; р - коэффициент достоверности различий.

84

http://www.teoriya.ru

№ 4 • 2015 Апрель | April

Таблица 2. Показатели частоты произвольных движений у детей с диагнозом: ДЦП, спастическая двойная гемиплегия в возрасте 8-11 лет, п = 26

Процедуры, группы Теппинг-тест (усл. ед. за 30 с.)

правая рука левая рука

А группа 1 1 23,2±1,7 24,9±2,5

2 21,9±1,8 22,8±1,9

р

Б группа 2 1 24,1±1,3 23,9±1,1

2 21,2±1,1 21,4±0,8

Р < 0,05 < 0,05

Таблица 3. Показатели максимальной силы кисти у детей с диагнозом: ДЦП, спастическая двойная гемиплегия в возрасте 8-11 лет, п = 26

Процедуры, группы Сила, кг

правой руки левой руки

А 1 8,3±0,3 8,1±0,5

2 9,5±0,4 9,2±0,4

р < 0,05 < 0,05

Б 1 8,1±0,5 7,9±0,6

2 10,5±0,8 9,8±0,5

Р < 0,05 < 0,05

Примечание.

А1 - исходное состояние, до применения классического массажа и лечебной гимнастики; Б1 - исходное состояние до применения иппотерапии; А2 - после классического массажа и лечебной гимнастики; Б2 - после иппотерапии; p - коэффициент достоверности различий

Максимальную силу кисти измеряли до и после реабилитационных воздействий. У детей из группы 2 показатели силы правой и левой руки после применения иппотерапии возрастали соответственно на 29,6 и 24 % (табл. 3), в то время как в группе 1 показатели силы правой и левой руки под воздействием классического массажа и лечебной гимнастики возрастали всего лишь на 14,5 и 13,5 %.

Выводы. При воздействии иппотерапии и классического массажа с лечебной гимнастикой отмечены позитивные изменения в функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата детей с ДЦП, наиболее существенные при проведении первого. Влияние иппотерапии на абсолютный прирост силы кисти в сравнении с классическим массажем и лечебной гимнастикой оказалось более эффективным. Поэтому метод иппотерапии может быть расценен не только как равнозначный, но и как физиологически более эффективный при воздействии на организм детей с ДЦП. Этот факт свидетельствует о целесообразности активного внедрения средств иппотерапии в практику реабилитационных мероприятия детей с ДЦП.

Литература

1. Бруйков А.А. Сравнительная характеристика влияния лечебного плавания и иппотерапии на дыхательную систему организма детей с детским церебральным параличом / А.А. Бруйков // Вестник

Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. - Тамбов, 2014. - Т. 19. - Вып. 3. - С. 993-994.

2. Бруйков А.А. Физиологическая характеристика влияния фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики на функциональное состояние ЦНС у детей с ДЦП / А.А. Бруйков, А.В. Гулин, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 11. - С. 99-101.

3. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / Н.А. Гросс. - М.: Советский спорт, 2000. - 224 с.

References

4. Bruykov, A.A. Sravniteinaya kharakteristika vliyaniya lechebnogo plavaniya i ippoterapii na dykhatel'nuyu sistemu organizma detey s detskim tserebral'nym paralichom (Comparative characteristics of the effect of therapeutic swimming and hippotherapy on the respiratory system of children with cerebral palsy) / A.A. Bruykov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Estestvennyie i tehnicheskie nauki. -Tambov, 2014. - P. 19. - Iss. 3. - P. 993-994.

4. Bruykov, A.A. Fiziologicheskaya kharakteristika vliyaniya fiksatsionnogo massazha i ontogeneticheskoy gimnastiki na funktsional'noe sostoyanie TsNS u detey s DTsP (Physiological characteristics of the effect of fixative massage and developmental gymnastics on the functional state of the central nervous system in children with cerebral palsy) / A.A. Bruykov, A.V. Gulin, V.V. Apokin // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2010. - № 11. - P. 99-101.

5. Gross, N.A. Fizicheskaya reabilitatsiya detey s narusheniyami funktsii oporno-dvigatelnogo apparata (Physical rehabilitation of children with musculoskeletal disorders) / N.A. Gross. - Moscow: Sovetsky sport, 2000. - 224 с.

6. Zadnikar, M. On hippotherapy and therapeutic horseback riding on postural control or balance in children with cerebral palsy: a meta-analysis // Dev Med Child Neurol.: Epub. - 2011. - V. 53. - № 8.

НОВЫЕ КНИГИ

Яковлев Б.П., Коваленко Л.А., Латыпов Р.Р.

Профессиональная компетентность и её оценка в системе образования: монография / Б.П. Яковлев, Л.А. Коваленко, Р.Р. Латыпов. - Сургут: Изд-во СурГу, 2014 г.

В монографии представлены теоретический анализ и эмпирико-экспериментальные исследования по оценке и развитию психолого-педагогической и профессиональной компетентности тренеров-педагогов. Предложенная комплексная оценка профессиональной компетентности тренеров-педагогов и разработанная модульная программа формирования и развития их психолого-педагогической и профессиональной компетентности могут найти применение в различных образовательных системах: школах, лицеях,

гимназиях, колледжах. Результаты исследования могут быть использованы в целях повышения профессиональной компетентности педагога.

Работа адресована действующим тренерам-преподавателям, учителям физической культуры (спортсменам), но может быть полезна также педагогам и тренерам системы дополнительного образования детей, специалистам методических отделов регионально-муниципального уровня, образовательных учреждений разного типа, курирующим деятельность по освоению оздоровительных технологий, программ по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей и подростков, по поддержке талантливой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.